Что такое культурная диффузия

Культурная диффузия

Определение культурной диффузии.

Культурная диффузия — взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии. Культурное взаимодействие — это культурный контакт, который может пройти бесследно, а может закончиться сильным влиянием взаимодействующих культур друг на друга либо односторонним влиянием. По своей сути диффузия означает «заимствование» каких-либо достижений одной культуры у другой.

По сравнению с другими видами культурных изменений диффузионные процессы являются исторически ранними. Это одна из наиболее естественных форм существования и развития культуры, отражающая неравномерность природных и исторических условий и возможностей отдельных народов. Благодаря этим процессам происходит проникновение и распространение необходимых культурных новаций среди тех народов и культур, где эти новации по объективным причинам сами появиться не могут. Даже в регионе обитания одного народа, как правило, полезные новации не создаются параллельно и одновременно, они обычно возникают в каком-то одном месте, а затем быстро распространяются по всей близлежащей территории и зачастую заимствуются всеми соседями. Это и есть диффузия культуры в ее реальном проявлении. Таким образом сложилось цивилизационное единообразие Западной Европы.

Каналы культурной диффузии.

Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Поэтому данное направление еще можно назвать межгрупповой диффузией. Примером диффузии подобного рода может служить заимствование сотрудниками милиции жаргона, манер поведения и общения криминального мира в результате их частых контактов с преступниками.

Миссия культурной диффузии.

Современная миссия культурной диффузии свидетельствует, что она не утратила своего значения в культурной жизни народов, поскольку, как правило, имеет положительные социальные последствия для любого общества. Передача культурных ценностей от одного народа к другому, а также из одного социокультурного слоя в другие ведет одновременно к демократизации общества и просвещению населения. При этом сама культура становится более демократичной.

Позитивные и негативные аспекты культурной диффузии.

Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не контролируемого заимствования культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставляют говорить о процессе глобализации современной культуры.

Культурная диффузия как форма межкультурной коммуникации представляет собой взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте).

Результаты культурной диффузии.

В результате культурной диффузии народы заимствуют друг у друга не все подряд, а лишь то, что, во-первых, является близким их собственной культуре, т.е. то, что можно понять, оценить и соответствующим образом использовать; во-вторых, принесет им явную или скрытую выгоду, поднимет престиж, позволит про¬двинуться вверх по ступенькам социального прогресса; в-третьих, отвечает их внутренним потребностям, т.е. таким потреб¬ностям, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и комплексы, имеющиеся в его распоряжении. Примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствует не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной характер.

Источник

Культурная диффузия

Культурная диффузия это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их со­прикосновении. Культурное соприкосновение в со­ци­о­­­логии называется культурным контактом. Он мо­жет не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на дру­га либо не менее сильным, но односторонним вли­янием. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX века оказа­лось столь мощным, что породило особый фе­номен, названный «вестернизацией«. В свою очередь и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благо­даря целе­на­правленным заимствованиям, стихийным проникно­ве­ниям. Специалисты считают, что третий способ не­за­висимые изобретения встречается в истории гораздо реже двух первых.

Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обо­га­­ще­ние культур. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Ки­тайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а сто­летие спустя итальянские иммигранты завезли его в Аме­рику. Миссионеры принесли в развивающиеся стра­ны не только новый религиозный кодекс, но также но­вые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.

Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами (полицейскими и преступниками) и классами, например между высшим и низшим. Межгрупповая диффузия давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас и в России стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с преступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лексикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга. Стратификационная диффузия1) выражается в двустороннем процессе:

* средний и низший класса перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.,

* высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.

Врезка

Моррис Д.

Одежда и статус

Одежда — такой же социальный символ, как речь и пове­дение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В раз­личные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским явля­лось общество, тем тщательнее пряталось тело.

В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непри­стойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля за­крывали чехлами.

Демонстрационная функция запрещает мужчинам появ­ляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук — показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а зако­ном. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существо­вали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов. Майор не имеет права носить форму полковника.

Однако люди постоянно стремились завысить свое поло­жение в обществе, надевая «не свой» костюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, а за попытку с его помощью завы­сить свой статус.

В XVIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентль­мены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и возмож­ностью не работать, постепенно «джентльменский» спортив­ный костюм превратился в повседневную одежду высшего све­та, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества.

Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, ры­балки и гольфа — использовались клетчатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжествах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ра­нее являвшихся спортивными.

В последние годы на Западе наметилась обратная тен­денция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Стало немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заим­ствованная у представителей общественных «низов», — она позволяет показать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце «простых парней».

Источник: Моррис Д. Одежда и социология // Ровесник. 90. N7.С.12-13.

Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например, техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отличительным символом высшего, а затем среднего класса. Знаменитое японское татами вначале появилось высших слоев знати, затем перешло к самурайству, и лишь позднее — в XIX в. — к крестьянству, став наконец общенациональной нормой. В XX в. то же самое произошло с европейской пищей, одеждой и жи­лищем.

Что такое культурная диффузия. Смотреть фото Что такое культурная диффузия. Смотреть картинку Что такое культурная диффузия. Картинка про Что такое культурная диффузия. Фото Что такое культурная диффузия

В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения: представителям низших классов запрещалось носить ту же одежду, что и высшему. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющиваются к середине, полюса притягиваются тем, что является общим им всем.

Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь, в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем-спуск-подъем» и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной ротацией.

Источник

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ

Культурная диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; про­странственное распространение культурных достижений из одной страны в другую.

Понятие «диффузия», заимствованное из физики, означает «разлитие», «растекание», «проникновение». В изучении культур оно обозначает распро­странение культурных явлений через контакты между народами — торгов­лю, переселение, завоевание. В археологии, имеющей дело с материальны­ми артефактами, диффузия — это процесс, результатом которого было рас­пространение идей, технических приемов, человеческих сообществ, одомашненных растений и животных. Этот процесс мог иметь форму тор­говли на небольшие расстояния, контактов, постепенного перемещения на­селения (такие мнения существуют относительно передвижений ранних земледельцев из Передней Азии в Европу), но мог быть и очень быстрым — так растения Нового Света, подобные табаку и картофелю, в течение не­скольких столетий после Колумба распространились по всему миру.

Специалисты различают три основных варианта диффузионизма: а) ин-вайзионизм (от англ. invasion — вторжение), считающий успехи в развитии собственной культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники; б) теории культурного центра, изображающие распространение культуры в виде последовательных волн рассеяния норм и ценностей передовой куль­туры, зародившихся в центре, по периферии.

13 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 120—121.

Диффузионизм как теоретическое направление в изучении культур По явился в конце XIX в. Представители этого направления считают главны содержанием исторического процесса контакт, столкновение, заимствовя ния и перенос культур. Диффузионизм был распространен в скандинавски странах в виде историко-географического направления, в Германии — уц* ния о «культурных кругах» (культурно-историческая школа), в США э/ направление существовало под названием «age-and-area» (возраст/время и пространство). Основателем диффузионизма был немецкий исследоватепк Ф. Ратцель. В его работах сформулированы основные положения диффузио­низма как направления в изучении культур: акцент на взаимовлияние куль­тур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или несколь­ких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования — предметы материальной культуры (этнографические пред­меты), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (куль­турный круг).

14 Culture: The Diffusion Controversy. N.Y., 1927; Smith E.G. The Migrations of Early Culture. Manchester,
1929; Voget F. W. A History of Ethnology. N.Y., 1975.

15 См.: Воронцова Л.П. Диффузионизм // Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997. С. 176-177.

16 Frobenius L. Der Ursprung der afrikanischen Kulturen. Berlin, 1898.

Что такое культурная диффузия. Смотреть фото Что такое культурная диффузия. Смотреть картинку Что такое культурная диффузия. Картинка про Что такое культурная диффузия. Фото Что такое культурная диффузия

17 Бюттнер Т. Лео Фробениус — исследователь Африки: достижения и заблуждения//Изучение ис­
тории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985.

18 См.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

19 Делич Ф. Библия и Вавилон. Апологетический очерк. СПб., 1912; Винклер Г. Вавилонская культура
в ее отношении к культурному развитию человечества. М., 1913.

вилонскую. В конечном итоге тезис диффузионистов о том, что культур» распространяется главным образом путем заимствований, исключал созда ние обобщающей генетической теории культуры. Понятие эволюции, а тек. более прогресса, у диффузионистов напрочь исчезло. Совершенно исчезло и понятие общества. Если существование общества и признавалось, то он0 рассматривалось как производное от культуры или как один из ее аспектов Согласно этому подходу, вся история человечества сводилась к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. Новые культу­ры возникают в результате соприкосновения, взаимодействия и смешения культур, а не их эволюции.

Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX в. оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный вестернизацией. В свою очередь и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Специалисты считают, что третий способ — независимые изобретения _ встречается в истории гораздо реже двух первых.

Что такое культурная диффузия. Смотреть фото Что такое культурная диффузия. Смотреть картинку Что такое культурная диффузия. Картинка про Что такое культурная диффузия. Фото Что такое культурная диффузия

Культурная диффузия — двусторонний процесс: высокая культура проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в обратном направлении

Что такое культурная диффузия. Смотреть фото Что такое культурная диффузия. Смотреть картинку Что такое культурная диффузия. Картинка про Что такое культурная диффузия. Фото Что такое культурная диффузия

Каналами диффузиислужат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, об­мен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с вели­ким путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а сто­летие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Однако культурные ценности и идеи могут распространяться и без помощи людей. Они остаются на своих местах, а их мысли путешествуют по миру, най­дя себе подходящее транспортное сред­ство, например, Интернет. Исследова­тели давно уже обратили внимание на то, что некоторые явления культуры совершенно не обязательно должны воз­никать в данном обществе в результате его эволюции, они вполне могли быть заимствованы, восприняты им извне. Распространение культуры есть особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не своди­мая к этим процессам.

Таким образом, каналом стихийного распространения культуры служат не только люди, но также язык, книгопечатание, радио, телевидение, Ин­тернет. В средневековой Европе греческий и латинский языки служили меж­дународным средством общения. Латинский язык во многих европейских государствах был языком литературы, науки, официальных бумаг и религии (католицизма). Научные сочинения вплоть до XVIII в. часто писались имен­но на латыни. Латинский преподавался как обязательный предмет в шко­лах, на латыни читались лекции в университетах, велось богослужение в католических храмах, создавались литературные произведения, и, конечно же, латинский язык оказал на английский громадное влияние.

Распространение, или диффузия культурных инноваций по своему векто­ру принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонта­льное распространениенаблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть меж­групповой культурной диффузией. Вертикальное распространениеэлементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона

20 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 481.

пцди w-iFnaiD lupnjuHiajibHbiM распространением, а заимствование арист0
ратией элементов простонародного говора — вертикальным. * v

Врезка

Д. Моррис Одежда и статус

Одежда — такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обес­печение комфорта, соблюдение приличий и де­монстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пури­танским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.

В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Анг­лии считалось непристойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля закрывали чехлами. Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук — показатель определенного со­циального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к той или иной социальной группе. В прошлом де­монстрационная функция одежды регламентиро­валась очень жестко. В Англии XIV в. костюм оп­ределялся не вкусом или стилем, а законом. Пар­ламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если че­ловек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он под­вергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запреща­лось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов. Майор не имеет права носить форму полковника. Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, надевая «не свой» ко­стюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, а за попытку с его помощью завысить свой статус. В XVIII в. демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские

джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ас­социироваться с досугом и возможностью не рабо­тать, постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в повседневную одежду выс­шего света, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества. Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, рыбалки и гольфа — использовались клет-

Что такое культурная диффузия. Смотреть фото Что такое культурная диффузия. Смотреть картинку Что такое культурная диффузия. Картинка про Что такое культурная диффузия. Фото Что такое культурная диффузия

чатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжест­вах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы на Западе наметилась обрат­ная тенденция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Ста­ло немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представите­лей общественных «низов» — она позволяет по­казать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце «простых парней». Источник: Моррис Д. Одежда и социология // Ро­весник. 1990. № 7 С. 12-13

21 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 70.

♦ средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;

♦ высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскре­пощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.

Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обще­стве превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высо­коквалифицированные рабочие, например, техники по ремонту телеаппарату­ры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отли­чительным символом высшего, а затем среднего класса. Знаменитое японское татами вначале появилось у высших слоев знати, затем перешло к самураям, и лишь позднее — в XIX в. — к крестьянству, став общенациональной нормой. В XX в. то же самое произошло с европейской пищей, одеждой и жилищем.

В традиционном обществе существовала ярко выраженная символичес­кая поляризация населения: представителям низших классов запрещалось носить ту же одежду, что и высшему. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притя­гиваются тем, что является общим им всем.

Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь, в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем-спуск-подъем», и наоборот. Такое перемещение называ­ют еще культурной ротацией.

22 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 84.

23 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 176.

Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативны сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низщи страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение ца селения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части, а имен, но активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой куль­туры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды.

Источник

ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ

Полезное

Смотреть что такое «ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ» в других словарях:

Диффузия — культурная взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

КУЛЬТУРНАЯ АККУМУЛЯЦИЯ — англ. cultural accumulation; нем. Kulturakkumulation. Прибавление новых элементов к существующей культуре. Процесс обогащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование … Энциклопедия социологии

ДИФФУЗИЯ — (diffusion) распространение черт культуры (например, религиозных убеждений, технологических идей, форм языка и т.д.) или социальной практики одного общества (группы) другому. Понятие впервые использовано британским антропологом Эдвардом Тайлором… … Большой толковый социологический словарь

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ — (cultural diffusion) см. Диффузия … Большой толковый социологический словарь

КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ — наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к рых осуществляется систематизация… … Энциклопедия культурологии

ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ — осмысление истории через категории культуры, ценностно смысловое наполнение процессуальных структур истории. В 20 в. под непосредственным и косвенным влиянием символистских и феноменологич. филос. концепций, экстраполируемых с культуры на … Энциклопедия культурологии

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико методол. установок его представителей. К. и.ш. сложилась на волне критики органицистских и логицистских оснований эволюционизма с позиций … Энциклопедия культурологии

РАТЦЕЛЬ — (Ratzel) Фридрих (1844 1904) нем. ученый, один из основоположников антропогеографии, представитель географической школы в социологии и антропологии. Учился в разл. ун тах Германии; в 1868 получил степень д ра философии в Гейдельберг. ун… … Энциклопедия культурологии

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Закон Фика — Схема диффузии через полупроницаемую мембрану Диффузия (лат. diffusio распространение, растекание, рассеивание) процесс переноса материи или энергии из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией. Самым известным примером… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *