Что такое культурный лаг
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАГА ОГБОРНА
Подобно Марксу, американский социолог Уильям Филдинг Огборн изучал воздействие изменений в области технологии на культуру. Его теория социального сдвига (Огборн, 1922) исходит из неравномерности изменения различных аспектов культуры.
Огборн полагал, что изменение в одной части общественной системы (особенно успехи технологии) требует соответствующего изменения других ее аспектов. Пока это не достигнуто, общество (или, по крайней мере, некоторые его слои) будет сталкиваться со многими проблемами.
Во-вторых, теория Отборна главным образом характеризует лишь современную эпоху. Он сам допускал, что «культурное запаздывание» редко наблюдалось в ранних обществах. Таким образом, культурный лаг можно трактовать не как всеобщий закон, а скорее как описание социальных перемен в последнее время.
Культурный лаг и трансмиссия
«Культурный лаг» описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере. Особенно страдает от этого молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение.
Иногда между культурной и социальной динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло. Это и есть «культурный лаг». К примеру, изобретение пишущей машинки и автомобиля сулило обществу серию радикальных изменений, но, хотя пишущая машинка сулила качественное облегчение канцелярской работы, американские женщины не спешили идти работать в офис. Над ними тяготели традиционные ценности семейного уклада, согласно которым женщина должна сидеть дома и заниматься хозяйством. Понадобилось 50 лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши.
Серьезные изменения в культурной жизни Америки вызвал автомобиль. Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, на котором можно проводить свидания с возлюбленной. Тинейджеры ускользали на своих верных друзьях от родительского ока и контроля школьной администрации. В обиход вошли новые образцы отношений между юношей и девушкой. В результате изменились нормы, регулирующие время вступления в брак, добрачные отношения и связанные с ними социальные отношения. Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой причиной этих изменений, но, несомненно, они стимулировали их.
«Культурный лаг» описывает не только западное общество. У российской молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране отстает от западного на столетия.
С понятием культурного лага тесно связано другое, которое называют культурным запаздыванием.
Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса. Переход России в конце 80-х годов XX века от социалистической стратегии развития к капиталистической повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структуры. Однако традиции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения отражали предшествующий этап развития.
Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени.
Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы (об этом говорилось в связи с проблемой геноцида). В противном случае происходит разрыв культурной цепи.
Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 году в России произошел полный разрыв с прошлой культурой и она искусственно подавлялась в течение 75 лет. Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям прошлой, дореволюционной культуры. Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители Русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа.
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАГ И КУЛЬТУРНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ
Культурныйлагописываетситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение.
Иногда между культурной динамикой и социальной динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло. Это и есть культурный лаг. К примеру, изобретение пишущей машинки и автомобиля сулило обществу серию радикальных изменений. Однако влияние нельзя назвать немедленным и прямым. Хотя пишущая машинка сулила качественное облегчение канцелярской работы, американские женщины не спешили идти работать в офис. Над ними тяготели традиционные ценности семейного уклада, согласно которым женщина долж-
|
Серьезные изменения в культурной жизни Америки вызвал автомобиль. Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, на котором можно проводить свидания с возлюбленной. Тинейджеры ускользали на своих верных друзьях от родительского ока и контроля школьной администрации. В обиход вошли новые образцы отношений между юношей и девушкой. В результате изменились нормы, регулирующие время вступления в брак, добрачные отношения и связанные сними социальные отношения. Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой причиной этих изменений, но, несомненно, они стимулировали их.
Культурный лаг описывает не только западное общество. У российской молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране отстает от западного на столетия.
Культурное запаздываниепроисходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса. Переход России в конце 80-х гг. XX в. от социалистической стратегии развития к капиталистической повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структуры. Однако традиции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения отражали предшествующий этап развития.
Подобное запаздывание происходит в любой стране, претерпевающей модернизацию, экономическое и социальное ускорение или переживающей культурную революцию. Примером могут служить реформы Петра I, Ленина, Сталина, Горбачева, Ельцина и Путина. Всякий раз перед страной вставала задача догнать передовой Запад, для чего наращивались экономические бицепсы и перестраивалась нервная система управления страной — ее политическая надстройка. Однако нематериальные изменения опаздывали: обычаи, традиционный уклад жизни, ценностные ориентации меняются гораздо медленнее.
Первым с культурным запаздыванием столкнулся все тот же Петр I. Про-европейские намерения царя далеко не всегда совпадали с установками и обычаями патриархального русского общества. Так, в духе своего времени и под влиянием просветительских идей французов в 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Он старался вовлечь их в активную общественную жизнь. Именно так поступали европейские правители. Но допетровская Россия, с которой имел дело царь-преобразователь, жила по домостроевскому укладу жизни, где муж был гос-
46 Lowry R.P., Rankin R.P. Sociology. Social Science and Social Concern. N.Y., 1972. P. 586.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Динамика культуры: культурная диффузия, аккультурация, культурный лаг.
Культура – биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты (артефакты); организованные совокупности этих артефактов; созданная самими людьми динамическая среда существования и самореализации людей; источник регулирования социального взаимодействия и поведения людей. (Осипов)
ПО Осипову. Ни одна культура не является статическим образованием, это постоянно длящийся поток событий и процессов. Определить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им общими темпо-ритмическими качествами, содержательной определенностью и сходной направленностью основных тенденций.
Факторы культурных изменений. (те движущие силы, источники, условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений).
1. Природно-ресурсные – наличие или истощение ресурсов, нарушение равновесия между природно-ресурсной средой и обществом неизбежно сопровождается трансформациями внутри культуры. (потепление, похолодание, нехватка нефти)
2. Пространственного размещения – насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагает изменения в обществе. Периферия культурного ареала связана с разреженностью культурных форм, с относительно слабым освоением территории, что вызывает замедленный темп социального развития в сравнении с центральными и урбанистическими центрами.
4. Фактор социальных институтов – ускоряет или тормозит те или иные культурные изменения через явления: смена поколений, неравновесность стратификации, социальные столкновения и революции, общественные движения за то или иное.
5. Духовно-идейный фактор – идеи, ценности, программы культурной активности. Часто духовные изменения приходят в след за инновациями в материально-технических областях практики, но бывает наоборот: религиозные программы действия, политические идеологии, философско-нравственные идеи (Восток, философия Просвещения, модерна).
6. Фактор рационального исследования и управления. Политика целенаправленной модернизации экономических и политических отношений, осуществляемая государством. Не надо переоценивать, т.к. может оптимизировать и контролировать только некоторые аспекты целостных изменений в культуре.
Минюшев в «Социология культуры» рассматривает процесс взаимодействия культур через следующие категории:
Диффузия – процесс взаимопроникновения и взаимозаимствования у других культур элементов культуры: речь, писменность, смысловые и институциональные ценности, нормы поведения, элементы правосознания, эстетических символов и прочее.
Ассимиляция – процесс, в результате которого группы с ярко выраженными особенностями достигают культурного и социального слияния. (Вол, Добр)
Ассимиляция – поглощение господствующей культурой культуры меньшинств, сопровождающееся становлением единой культуры. Может протекать в насильственных или естественных формах. Социокультурными институтами и механизмани ассимиляции являются государственный язык, образование, техническая документация, делопроизводство, судопроизводство, литература, СМК.
Аккультурация – процесс взаимного влияния культур, в ходе которых происходит принятие одним народом целиком или частично культуры другого народа, обычно более развитого в техническом смысле.
Аккомодация – приспособление одной к другой, более распространенной, например освоение языка «культуры-донора» (английского).
Культурная экспансия – сознательно организованное вторжение сюжетов, нравственных и политических ценностей и норм одной культуры в иную.
Культурный изоляционизм – закрытость культур.
Открытость культур – диалогичность культур, происходит процесс диффузии.
Динамика социо-культурных изменений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ».
УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Экономики труда, занятости, социологии и психологии. г. Ростов-на-Дону 2005г.
Автор реферата: Суслова А.И. группа 427. Работу проверил Белов М.Т.
1. Культурный лаг Уильяма Огборна.
2. Теории культурно-исторических типов.
2.1. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
2.2. Теория человечества Освальда Шпенглера.
2.3. Теория цивилизаций и их жизненных циклов Арнольда Тойнби.
3. Социокультурные суперсистемы.
ВВЕДЕНИЕ
Культурная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Что служит основой изменения культуры? И каковы механизмы такого изменения? Ими являются открытия и изобретения. Открытие снабжает человечество новыми знаниями и порождают новые элементы. Изобретение- это создание новых элементов культуры. Они подразделяются на материальные и духовные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это создание или признание новых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются, оцениваются и применяются на практике.
Художник, как и ученый, творит в одиночестве, но под влиянием усвоенных им элементов культуры. Идеи и готовые произведения сначала распространяются в микросреде: «закрытые» просмотры, публикации малыми тиражами и т.п. Определенная часть элементов культуры черпается из микросреды «полуслучайным» образом средствами массовой коммуникации (таким как радио, телевидение, массовая печать, кино и т.д.), которые руководствуются присущим им внутренним запросам и критериям доступности для массовой аудитории. Через некоторое время обработанные произведения распространяются среди широкого круга средствами массового тиражирования. Практически эта широкая публика приемлет не все, а часть распространяемых произведений; получившие популярность произведения на более или менее равных основаниях оседают в памяти общества и образуют массовую культуру. Однако и сам творец-художник живет в этом «массовом обществе». Он читает газеты, смотрит телевизор, ходит в кино и при этом собирает тот самый материал, который в дальнейшем входит в состав его личного культурного багажа. На этой основе он создает свои новые произведения, и так продолжается цикл культуры. Скорость обращения цикла его структуру можно точно определить в количественных терминах, исследуя эти процессы для различных конкретных случаев, например, для области зрительных искусств.
Культурный лаг
Уильям Огборн (1922) ввел понятие культурного лага (запаздывания). Огборн выделял в культуре два аспекта: материальный и нематериальный. Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые дома, автомобили, т.е. все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная культура, которую Огборн назвал адаптивной, включает социальные институты, например, семью, церковь, школу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представления) и политические институты (правительства, политические клубы).
Главная идея Огборна: адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Культурное запаздывание наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем.
Теории культурно-исторических типов
В них делается акцент на цикличность и многолинейность развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентрической теории общественного развития, согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие западной Европы, которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла, наконец, своего предназначения- мирового господства.
Линейная, европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развития Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации. Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти проблемы удовлетворительный ответ.
Историю творят люди, но их исторические роли различны. Соответственно существуют три типа исторических действующих лиц (агентов):
Негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению разлагавшихся, приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки);
С другой стороны, есть люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала»- пассивной, распыленной популяции.
Жизненный путь «высших культур» нельзя объяснить с точки зрения причинности. Скорее это «предопределенный цикл», проявление внутренней необходимости, или судьбы, которую можно лишь угадать интуитивно. «Быстрые и глубокие изменения в истории великих культур происходят без каких-либо значительных причин, воздействий или целей». Точно также не существует причины, по которой культуры рождаются. Возникая по вердикту судьбы, они избирают те или иные общества в качестве своих носителей, или агентов.
Диагноз и предсказания Шпенглера относительно будущего западной культуры, которая уже вошла в стадию разложения, были весьма мрачны. Он считал, что основу современного ему общества составляет «мегаполис», мировой город, окруженный провинциями. «Внутри этого мира-города проживают новые кочевники, паразитирующие городские жители, без корней, без традиций, без прошлого. Городская популяция- это масса, а не люди или раса». Не удивительно, что в ближайшее время этот мир «будет лежать в обломках, наши железные дороги и пароходы будут мертвы, как римские дороги и Китайская стена, наши гигантские города и небоскребы окажутся в рунах, как древний Мемфис и Вавилон. История созданного технологией мегаполиса быстро движется к неизбежному концу».
Наиболее обстоятельная и исторически обоснованная теория цивилизаций и их жизненных циклов представлена Арнольдом Тойнби (1889-1975). В 20-томном труде «Постижение истории», публиковавшемся в течение 27 лет (1934-1961), он предпринял попытку обобщить весьма обширный материал, охватывающий всю писаную историю.
Цивилизации возникают благодаря сочетанию двух факторов: присутствия творческого меньшинства и окружающих условий, изменений которые не слишком благоприятны, и не слишком неблагоприятны. Механизм рождения, равно как и дальнейшей динамики цивилизаций, воплощен в идее «вызов-ответ». Окружение (первоначально природное, а затем и социальное) постоянно бросает вызов обществу, которое усилиями творческого меньшинства изыскивает средства справиться с ним. Как только найден ответ, следует новый вызов, а на него, в свою очередь, дается новый ответ. На стадии роста цивилизации ответы успешны, так как люди принимают беспрецедентные усилия, чтобы решать грандиозные задачи, и таким образом сотрясают «привычные устои». Однако в фазе дезинтеграции и распада творчество иссякает. Цивилизации развиваются изнутри. «Упадок цивилизаций происходит по причине совокупного действия трех обстоятельств:
Недостатка творческой мощи у меньшинства,
Ответного ослабления подражательного инстинкта у части большинства (которое отказывается слепо копировать преуспевающую элиту)
И вытекающего отсюда ослабления и утраты социального единства в обществе как целом».
Социокультурные суперсистемы.
«Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты «святости»; собственные представления о том что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль. Законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию и, наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».
Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:
реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, Дао, Брахма);
она вечна и неизменна;
потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);
для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.
Отсюда вытекают, по меньшей мере, два вывода:
истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и поэтому она абсолютна и вечна;
идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, град Господень, слияние с Брахмой).
Посылки второго типа (чувственной культуры) прямо противоположны:
реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: «Становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация»;
для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.
Отсюда также вытекают два вывода:
истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.
добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.
Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Короче, «признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».
На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.
Итак, социология и все общественные науки XX века нашли изучение ритмов, циклов, темпов и периодичностей более продуктивным, дающим более богатые и определенные результаты, чем поиски извечных исторических путей развития, которыми они занимались в XIX веке. Не остается сомнений, что ритмы и повторяющиеся процессы будут изучаться еще тщательнее, усерднее, интенсивнее в последующие десятилетия и, по всей вероятности, на этом пути общественные науки ждут гораздо большие достижения, чем в XIX веке.
Таковы вкратце основные изменения в изучении социокультурной динамики, происшедшие в социокультурной мысли XX века в сравнении с XIX.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Волков Ю.Г. др. Социология: курс лекций: учебное пособие, Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1999.
Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.,-2000.
Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994
Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология, Ростов-на-Дону, Изд-во «Март.-2002.
Сорокин П.А. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ //Американская социологическая мысль.- М.- 1996.С.372-392.