Что такое культурный проект

Что такое культурный проект

Жизнь культуры своим непостоянством напоминает поверхность моря. Волнение возникает внезапно, и полный штиль сменяется чередой бегущих барашков, которые появляются и исчезают буквально на глазах. Волны гаснут быстро, но именно они формируют образ моря и создают иллюзию движения. В культуре волны называют проектами, то есть брошенными вперед.

Проекты возвышаются над поверхностью культурного моря и потому заметны каждому. Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе. Откуда берется эта врожденная демонстративность? Суть дела состоит в том, что культурная практика складывается отнюдь не из одних проектов, и не им отводится главное место в государственной культурной политике.

В поле зрения органов управления находится, прежде всего, рутинный процесс культурного производства. Он включает ежедневную текущую работу учреждений культуры и складывается из повторяющихся в определенной последовательности операций: охрана и реставрация памятников, формирование музейных собраний и библиотечных фондов, музейно-экскурсионное обслуживание посетителей, прокат концертов и спектаклей и т.п.
Здесь и открывается простор для всевозможных инструкций, нормативов, форм описания и отчетности. Процесс деятельности учреждений культуры состоит из набора заранее известных процедур и поддается администрированию. Поэтому

Жизнь культурных инициатив и проектов коротка, но именно они отвечают за модернизацию и развитие.

Под определенным углом зрения собственно культурой следует считать только то, что находится на острие, постоянно рождается, а не преподносится в готовом виде. Проекты принадлежат культуре производящей, а не культуре воспроизводящей образцы, нормы, ценности, а, следовательно, стереотипы и стандарты. В любом случае

Необходимость указанных ограничений продиктована тем, что сегодня само понятие «проект» стало предельно размытым. В угоду моде проектом называют любое телодвижение в культуре, что превратило понятие в подобие товарной марки. Хочешь выгодно продать вещь, – назови ее проектом.

Сетовать по поводу неграмотного употребления понятия вряд ли разумно. В постоянно меняющемся мире, где изменения остались единственной константой, колоссально вырос спрос именно на проекты. Таким образом,

Понятие «проект», еще недавно подразумевавшее фиксацию основных идей, средств и плана деятельности, заметно расширилось. Дистанция между культурным проектом и его реализацией предельно сократилась, а в ряде случаев вообще исчезла. Проектные начала проникли в саму деятельность, и их слиянию в немалой степени способствовала эфемерная, бумажная, нематериальная природа культурного продукта.

Культура бесцеремонно отняла у техники и сферы производства слово, прежде ассоциировавшееся с точными расчетами. Свою лепту в эту «кражу конца века» внесли и СМИ, упорно именующие проектами любой новый творческий продукт, и шоу-бизнес, выставляющий в качестве проектов готовящиеся в глубокой тайне эстрадные программы, и художники, обретшие, наконец, универсальное определение для своей деятельности в сфере современного искусства. Надо смириться и признать, что

«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, – Первый проект
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».

– «Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, – Второй проект
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».

– «Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, – Третий проект
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Зная события, последовавшие за неосторожно высказанными вслух мыслями, мы можем сделать ряд выводов, касающихся характера постановки цели в проектах.

Первый: цель должна стоить того, чтобы к ней стремиться.

Второй: определение цели является предпосылкой успеха, но не гарантирует его.

Третий: успех зависит от способа достижения цели.

Четвертый: цель должна соотноситься с направлением деятельности и потенциалом, то есть быть реальной.

Пятый: цель и этапы ее осуществления должны быть выстроены в определенной последовательности.

Шестой: достигаемый, в конечном счете, результат должен быть способен развиваться самостоятельно и порождать новые типы деятельности.

Цель у всех сестер была одна – стать царицей, но старшие предложили проекты затратные, нереальные, не имеющие перспектив и, главное, — никак не соотнесенные с целью.

Фантазия сестер-неудачниц не шла дальше обыденных домашних занятий, пусть и приобретших гипертрофированные размеры в соответствии с их представлениями о царской жизни. Естественно, Салтан, выступивший в роли эксперта, определил этих девиц к станку и на кухню.

Напротив, младшая сестра сумела поставить цель реальную, позволяющую неженатому Салтану решить свои проблемы и непосредственно связанную с царским бракосочетанием.
Все проекты похожи на лестницу, но это лестница приставная, где нельзя перепрыгивать через ступеньки. Венчание – честной пир – кровать слоновой кости – зачатие – рождение богатыря.

В нашем примере царь Салтан и не заметил, как сам стал составной частью проекта. Вот почему его отъезд на войну повлек за собой далеко идущие последствия и едва не поставил под вопрос осуществление задуманного.

Фактор ограничения во времени важен не только сам по себе. Он является показателем планируемости работы по осуществлению проекта, дает возможность реализовывать его поэтапно и просчитать сроки «грядущих родин». Изготовление «полотна на весь мир», напротив, представляло собой рутинную деятельность в чистом виде. «Пир на весь мир» имел временные границы, но был не более чем одноразовой акцией, после которой, рано или поздно, все снова бы проголодались.

Настоящий проект, хотя и является ответом на внешний запрос, может считаться относительно независимым и самодостаточным, по крайней мере, на стадии реализации.

Инновационность и неповторимость, казалось бы, относятся к бесспорным характеристикам проектной деятельности. В действительности все обстоит сложнее, поскольку степень инновационности бывает разной. Проект может быть новым для данной сферы, данного региона, данной организации, или новым вообще, то есть уникальным. Факт рождения сына в законном браке не представлял собой ничего необычного, а вот появление на свет наследника престола, да к тому же богатыря, содержало ярко выраженный элемент инновационности. На что и купился царь Салтан.

Новизну проекта всегда можно подвергнуть сомнению. Именно этим и занялись позднее родственники князя Гвидона по материнской линии, высмеивавшие смелые начинания на пустынном прежде острове:

«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызёт…»

Или:

«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!»

Иными словами, очень многое при определении степени инновационности зависит от интерпретации проектной идеи. К тому же,

Поэтому, куда важнее новизны творческий характер замысла. Проектная деятельность пронизана творчеством. Увидеть проблему — искусство, красиво выразить ее словами — тоже искусство, а если еще сформулировать решение проблемы — проект появится на свет сам собой.

Как уже говорилось, проект всегда к кому-то обращен: к руководству, властям, общественности, благотворительным фондам. Эта врожденная коммуникативность объясняется постоянно возрастающим значением внешних факторов и непрерывно усложняющимся социальным контекстом проектирования.

Времена, когда творец создавал нетленные ценности в башне из слоновой кости, давно миновали. Поэтому даже самый некоммерческий проект создается как бы на продажу. На лбу у любой проектной инициативы прямо под сияющей звездой написано:

Отсюда проистекает важность для проектов техники коммуникации и партнерских технологий. Подстрелив «злого коршуна», будущий князь Гвидон кардинальным образом решил для себя проблему обустройства на необитаемом острове. Однако главная его цель – воссоединение семьи – вряд ли была бы достигнута, если бы не корабельщики (доставка информации и продвижение проекта), царевна-Лебедь (главный ресурс и средства реализации) и даже ткачиха с поварихой (сбор и распространение информации о мировом опыте).

Коль скоро главные предпосылки успеха лежат во внешней среде, проект вынужден к ней приспосабливаться. Адаптивность предполагает умение вписываться в определенные рамки, встраиваться в заданный контекст. Самый блестящий проект, игнорирующий это условие, обречен, а его автор наверняка попадет пальцем в небо.

Рамки – это ни что иное, как современные тенденции в развитии общества, обуславливающие, в свою очередь, эволюцию культурных запросов. Становление рынка, развитие гражданского общества, формирование единого информационного пространства – все это не только рамки, но и каналы возможного финансирования проектов.

Князь Гвидон тоже старался привлечь внимание Салтана, действуя поочередно в сферах: градостроительства («новый город со дворцом»), финансовой политике (белка с золотыми орешками), обороны («тридцать витязей прекрасных»). Преуспел наш герой, однако, лишь благодаря удачному выбору невесты.

Проектам на роду написана короткая, но славная жизнь. Обычно выделяют четыре фазы полного проектного цикла:

Управиться с разновеликими проектами не просто, и менеджер проекта – фигура на редкость несчастная. Ему надо управлять тем, чего еще нет, и действовать в обстановке непрерывных рисков и неопределенности. Мало того, по мере реализации проект утрачивает свои проектные качества, перестает быть самим собой.

Даже при наличии всех «проектных» признаков культурной инициативе не дано достигнуть четкости проекта технического. Менеджер работает в достаточно расплывчатом поле и имеет дело с постоянно «расползающимся» объектом. Поневоле ему приходится все время оглядываться по сторонам, чтобы понять, какую фазу жизненного цикла проходит «его подопечный».

Между тем, собрать воедино мысли и действия абсолютно необходимо. Вот почему культурные проекты уже в силу своей аморфной природы предназначены для внедрения информационных технологий.

Именно власти не хватает менеджеру проектов, поскольку он действует вне системы администрирования. С помощью информации можно управлять проектом, а можно управиться и даже расправиться с ним. Не случайно большая часть сказки о Царе Салтане посвящена усилиям героев, направленным на получение и распространение информации. Им приходится прибегать к разного рода ухищрениям, перехватывать гонца, подменять грамоты, превращаться в муху или комара – и все для того, чтобы войти во всемирную сеть коммуникаций, тогда именовавшуюся молвой.

Область информационных технологий проектна на 90 процентов. Однако значение и роль их не одинаковы в различных культурных инициативах. Если оставить в стороне чисто информационные проекты от баз данных до произведений медиа искусства, то речь должна идти об информационной составляющей культурных инициатив.

Однако информационная составляющая не тождественна информационному сопровождению проектов и не сводится к проявлениям разного рода PR-активности. Подготовка проекта на современном уровне предполагает постоянную компьютерную рефлексию. Поэтому сегодня

На стадии замысла или формулирования основной идеи особенно велика роль человека творческого, способного угадать проектную потребность, увидеть привычную ситуацию в новом свете, найти нужные слова и мысленно представить еще не существующее как реальность.

Но один ум хорошо, а два – лучше. Поэтому, при разработке проектной идеи, идеальным средством организации деятельности является создание общедоступного сайта. Он позволяет ориентироваться в проблемном поле, собрать и провести ревизию идей, бытующих в рамках определенного социума. Но есть и противоречие:

Уже на стадии планирования крайне желательно приступить к разработке компьютерной модели проекта. Компьютерный двойник появляется на свет вместе с самим проектом и должен отражать существенные стороны проектной работы.

Параллельный рост продолжается на стадии реализации, но здесь информационный двойник начинает жить уже самостоятельной жизнью. Он фиксирует результаты и как бы подтверждает значимость каждого проектного действия.

Компьютерный двойник (информационная составляющая) доступен не только участникам проекта. Он растет в полном смысле слова на глазах у заинтересованной части интернет-аудитории. У будущего потребителя возникает чувство сопричастности акту созидания нового культурного продукта. Впрочем, иногда речь может идти и о реальном участии.

Когда проект вступает в стадию реализации, не вредно задаться вопросами, то ли мы делаем и туда ли мы идем. Культурные проекты всегда нетипичны, и для того, чтобы проект незаметно не переродился, необходимо постоянно следить за его исполнением.

С этой целью осуществляется компьютерный мониторинг проекта, включающий контроль и оценку деятельности по его реализации. Информация, постоянно поступающая от всех участников проекта, порой разделенных большими расстояниями, собирается и анализируется менеджером. Анализ информации позволяет отслеживать движение проекта, прокладывать и корректировать проектный курс.

Завершение – очень ответственный момент в жизни проекта, поскольку закончить его гораздо труднее, чем начать. Все интересное, творческое осталось позади, хочется заняться новым делом, а надо доводить проект до ума и «вбивать последние гвозди».

Преодолеть проектную инерцию помогает перенесение деятельности по совершенствованию на будущее. В рамках поддержки проектов вполне найдется время для коррекции ошибок и разрешения проблем, связанных с функционированием проекта уже как факта культурной реальности.

Однако на выходе, благодаря компьютерной рефлексии проекта, мы получаем уже не один, а два культурных продукта – реальный и виртуальный.

Итак, особое место в жизни проекта принадлежит информационной составляющей. Она должна сопровождать все фазы его развития, но информационный двойник растет быстрее самого проекта и порой норовит стать кукушонком, выбрасывающим из гнезда «родных птенцов».

Важным в такой ситуации будет не то, чем является проект на самом деле, а то, как он представлен в информационных сетях. Виртуальная реализация культурных инициатив стала сегодня едва ли не главным искушением для авторов проектов.

На межпроектном уровне значение информационных технологий необычайно возрастает. Они обеспечивают дистанционный доступ к культурным ресурсам, позволяют осуществлять мониторинг социокультурной ситуации и, тем самым, содействуют расширению сферы культурного проектирования. Так формируется проектная политика, которую проводят на уровне регионов ресурсные центры, опирающиеся на авторитет и полномочия держателей информации.

Необходимость подобного внешнего или косвенного управления связана с тем, что очень часто проекты высасываются из пальца, выдумываются на пустом месте. На другом полюсе лежат инициативы, представляющие собой позиции годового плана учреждения. Они преподносятся под проектным соусом, но от этого суть дела не меняется.

Практика показала, что для проектной деятельности идеально приспособлены саморазвивающиеся структуры, не сопротивляющиеся воздействиям внешней среды, а эволюционирующие вместе с ней. Это могут быть творческие группы, временные коллективы, небольшие фирмы, объединения волонтеров, ассоциации и тому подобное. Этот неинституциональный слой культуры и является средой, порождающей огромное большинство проектов.

Сегодня, во многом благодаря информационным технологиям, одинаковый по ценности культурный продукт производится порой огромными организациями и крошечными группами единомышленников. Культурные инициативы вообще строятся на неиерархическом типе отношений между людьми. Недостающие ресурсы участники проекта черпают извне, выстраивая различные цепочки партнерских отношений.

Выгодно ли заниматься проектной деятельностью в культуре? Всякий руководитель знает, что ничего кроме головной боли и седых волос некоммерческий проект ему не сулит. И все-таки выход есть.

Если разумный проект грамотно реализован, то одним из его результатов будет создание новых ресурсов. Перефразируя известную пословицу можно сказать:

Для того чтобы затраченные усилия не пропали даром, необходимо выйти на проектный режим и научиться в нем работать. Это значит последовательно идти от анализа ситуации к целям, от целей к задачам и стратегии, от стратегии – к планам осуществления.

Источник

Нацпроекты: культура должна стать ближе к людям

О национальных проектах сейчас говорят немало, однако далеко не каждый знает, для чего они нужны и какие именно улучшения принесут в жизнь.

Поэтому мы открываем цикл публикаций, в которых постараемся дать четкий ответ на эти вопросы. Помогут нам в этом люди, непосредственно отвечающие за реализацию нацпроектов в нашем регионе.

Начнем с нацпроекта «Культура», и наши первые собеседники — зампред правительства Тульской области Ольга Гремякова и министр культуры региона Татьяна Рыбкина.

Что такое культурный проект. Смотреть фото Что такое культурный проект. Смотреть картинку Что такое культурный проект. Картинка про Что такое культурный проект. Фото Что такое культурный проектЧто такое культурный проект. Смотреть фото Что такое культурный проект. Смотреть картинку Что такое культурный проект. Картинка про Что такое культурный проект. Фото Что такое культурный проект

По словам Ольги Гремяковой, главная проблема, которую призван решить нацпроект, — это доступность культуры для людей. Не секрет, что во многих районах и населенных пунктах, особенно удаленных от больших городов, попросту нет центров культурной жизни. А там, где они есть, зачастую устаревшая материальная база — это касается и клубов, и школ искусств, и музеев, и библиотек.

А потребность в интересном досуге, в культурном общении, возможности реализовать себя в творчестве у людей сегодня не ослабевает, а, наоборот, только растет.

Поэтому первая задача нацпроекта — модернизация материальной базы. Для ее решения разработана программа «Культурная среда».

Именно на реконструкцию и ремонт учреждений культуры, оснащение их новым оборудованием направлено 90% средств всего нацпроекта.

В приоритете сельские клубы. В 2019 году это шесть ДК, причем впервые в программу ремонта включены ДК Тепло-Огаревского района (Горьковский и Красногвардейский).

А впереди нас ожидает комплексный ремонт Театра кукол, который вошел в проект по инициативе и при поддержке губернатора Алексея Дюмина, а также строительство нового Центра культурного развития.

Что такое культурный проект. Смотреть фото Что такое культурный проект. Смотреть картинку Что такое культурный проект. Картинка про Что такое культурный проект. Фото Что такое культурный проект

Не менее важная статья — закупка музыкальных инструментов. Только в этом году на оборудование трех школ и одного колледжа выделено порядка 40 млн руб.

Нацпроект дает импульс для более широкой поддержки учреждений культуры в регионе. Так, многие отремонтированные по нему учреждения потом оборудовались уже за счет средств других программ и внебюджетных источников.

Наглядный пример такой синхронизации — ДК поселка Солопенки в Алексине.

Что такое культурный проект. Смотреть фото Что такое культурный проект. Смотреть картинку Что такое культурный проект. Картинка про Что такое культурный проект. Фото Что такое культурный проект

Культурная среда прирастет и модельными библиотеками — это целые библиоцентры, имеющие не только мультимедийное оборудование и доступ к мировым каталогам электронных библиотек, но и современную «умную» мебель. Уже в 2020 году такие центры откроются на базе библиотек Ефремова и села Первомайское Новомосковского района.

В одном из малых городов, который будет определен на конкурсной основе, будет построен инновационный культурный центр, где будут располагаться не только привычные всем зоны (концертный зал, библиотека, танцпол), но и кафе, место для коворкинга, многофункциональные залы.

Как и на многие другие сферы жизни, сегодня на культуру огромное влияние оказывает стремительное развитие информационных технологий.

– Какую бы отрасль культуры мы ни взяли, везде требуются новые формы, — отмечает Ольга Гремякова. — От анонсов мероприятий, информации о кружках и секциях на сайтах и в соцсетях до виртуальных залов и интерактивных экспозиций. Фонды библиотек, архивов, музеев — всё переводится в электронный вид.

Следовательно, вторая задача нацпроекта — внедрение новых информационных технологий.

По программе «Цифровая культура» в регионе создаются виртуальные залы. Люди увидят масштабные культурные мероприятия, не выезжая за пределы города.

Допустим, в Москве в Зале Чайковского идет концерт, а в Веневе или Богородицке мы смотрим его в режиме реального времени и чувствуем причастность к происходящему.

Что такое культурный проект. Смотреть фото Что такое культурный проект. Смотреть картинку Что такое культурный проект. Картинка про Что такое культурный проект. Фото Что такое культурный проект

– Сейчас такие залы уже есть в Доме дворянского собрания, в Новомосковском колледже, — говорит Татьяна Рыбкина. — Будем создавать их по всей области — в основном на базе библиотек. Во-первых, большая их часть в регионе уже подключена к интернету. Во-вторых, библиотеки, как правило, — привычная среда общения местной интеллигенции, творческих людей.

На первом этапе планируется создать виртуальные залы в библиотеках Ефремова, Кимовска, Богородицка и Белева.

Новые технологии дают возможность не только других посмотреть, но и себя показать: Тульская область на портале культура.рф в режиме онлайн транслировала Всероссийский библиотечный конгресс, который прошел в регионе в мае.

Активно идет оцифровка книг — для национальной электронной библиотеки в «цифру» переведено не меньше 900 единиц.

К 500-летию Тульского кремля совместно с Президентской библиотекой готовятся виртуальный тур и цифровая коллекция. К 100-летию Тульского музея изобразительных искусств (ТМИИ) создается мультимедиа-гид по его экспозиции.

Что такое культурный проект. Смотреть фото Что такое культурный проект. Смотреть картинку Что такое культурный проект. Картинка про Что такое культурный проект. Фото Что такое культурный проект

Информационный век требует и принципиально новой подачи культурного продукта.

– Сегодня уже мало, например, просто выдать книгу в библиотеке, — говорит Ольга Гремякова. — Надеяться, что сегодняшний школьник полностью прочтет объемную книжку просто потому, что это русская или даже мировая классика, — по меньшей мере, наивно. Его нужно заинтересовать — деталями, историческим контекстом Необходим совершенно иной подход.

Кстати, пример такого подхода, правда не в литературе, а в живописи, сейчас можно наблюдать в Белоусовском парке. Еще почти полтора месяца там будет работать выставка репродукций шедевров из ТМИИ под названием «Акценты». Ее особенность в том, что на каждый экспонат добавлены так называемые точки интереса. Стрелочки с краткими пояснениями обращают внимание зрителя на важные детали, без понимания которых оценить картину сложно.

Новый подход требует и новые кадры. Отсюда третья задача нацпроекта — привлечение новых молодых сотрудников. Для этого Татьяна Рыбкина предлагает привлекать студентов и старшеклассников для работы в учреждения культуры, при этом давая возможность им подзаработать и привнести новые веяния в жизнь этих учреждений.

Кроме того, каждый желающий может стать культурным волонтером, — здесь нет ограничений ни по возрасту, ни по каким-либо другим критериям.

Добровольцы помогают организовывать и проводить различные мероприятия, такая практика не раз успешно применялась в регионе.

А уже опытные работники культуры в рамках нацпроекта за счет бюджетных средств повышают квалификацию в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных культурных центрах страны.

– С точки зрения реализации нацпроекта «Культура» Тульская область хорошо выглядит на уровне ЦФО, мы активно предлагаем свои региональные мероприятия и свое финансирование. Особенно это заметно в малых городах, — отмечает Татьяна Рыбкина.

Кроме того, регион активно участвует в рабочей группе по направлению «Культура» дает возможность поднимать острые проблемы, вырабатывать новые идеи.

Одна из них — проект «Земский работник культуры». Сейчас зачастую нет возможности укомплектовать сельские клубы большим штатом — там работает 1-2 сотрудника.

Поэтому нужна новая модель работника культуры на селе. Это должен быть специалист широкого профиля, а не просто хореограф или фольклорист.

Еще одна актуальная сфера — развитие кинопроката. Здесь важно соотнести социальную направленность проекта с коммерческой составляющей. Нужно активизировать интерес людей к походам в кино. Губернатор подключился к решению вопроса и поручил организовать льготные сеансы для жителей отдаленных населенных пунктов, малоимущих и членов многодетных семей, в том числе за счет внебюджетных источников. Благодаря этому более 2500 школьников смогли посмотреть новый мультфильм «Король Лев». И эта практика будет продолжена.

Что такое культурный проект. Смотреть фото Что такое культурный проект. Смотреть картинку Что такое культурный проект. Картинка про Что такое культурный проект. Фото Что такое культурный проект

– Оценивать эффективность работы по нацпроекту будем по итогам года, — отмечает Ольга Гремякова. — Но уже сейчас можно сказать, что у нас успешно стартовал проект «Культурный марафон». В течение лета на новых площадках, которые открылись в клубах, прошли межмуниципальные гастроли творческих коллективов — более 60 в месяц. При этом многие проекты стали возможны благодаря грантовой поддержке в рамках нацпроекта.

Что такое культурный проект. Смотреть фото Что такое культурный проект. Смотреть картинку Что такое культурный проект. Картинка про Что такое культурный проект. Фото Что такое культурный проект

Что такое нацпроект «Культура», расскажут цифры. Смотрите инфографику по теме (картинка кликабельна).

Что такое культурный проект. Смотреть фото Что такое культурный проект. Смотреть картинку Что такое культурный проект. Картинка про Что такое культурный проект. Фото Что такое культурный проект

Официальный сайт нацпроектов в Тульской области НАЦПРОЕКТЫ71.рф

Много говорящих цифр и полезной информации также по ссылке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *