Что такое квир женщина
Я – квир, но никто не знает, что это
Меня зовут Лиза Михалева. Мои местоимения — она/ее. Я — журналистка, диджейка, активистка и квир, а точнее — квирка (по правилам фем-этикета). С первыми тремя «идентичностями» все понятно, но последняя вызывает вопросы у многих. Разберемся.
Я квир и бисексуальная женщина (бисексуальность часто ограничивают влечением к женщинам и мужчинам. Для меня она включает влечение к людям моего гендера и всем остальным, включая мужчин и небинарных персон). В пятнадцать лет я начала экспериментировать с девушками на вечеринках, думая, что выбираю safe option для веселья в патриархальном царстве и это ничего не значит. Затем случилась классическая «лесбийская история» в британской школе-интернате: к экспериментам прибавилась симпатия к подруге. Мой опыт отличается от горьких историй квир-людей, которых гнобили и от которых отказались близкие. Мои родители — странный феномен советской прогрессивности: они хорошо относятся к ЛГБТКИА+ сообществу, феминизму и антирасизму. Поэтому я никогда не переживала, что будет, если кто-то узнает, и не ходила в церковь, чтобы «стать нормальной». Несмотря на это, я мало задумывалась о своей ориентации и продолжала встречаться исключительно с парнями. Позже я начала осознавать, что девушки меня тоже привлекают, но только сексуально (встречаться с девушкой казалось невозможным из-за внутренней мизогинии — феминисткой я стала позже).
Квир — это буква «К» в ЛГБТКИА+
«Квир» подразумевает негетеросексуальную ориентацию и/или гендерную идентичность за рамками бинарности «женщина/мужчина» и цисгендерности (термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с их биологическим полом).
«Квир» используют как зонтичный термин для ЛГБТКИА+ сообщества, объединяющий его различных представителей: лесбиянок, геев, бисексуалов, транс-персон, интерсекс-людей, асексуалов, небинарных персон и других. Исторически, термины «ЛГБТ» и «гей» нередко приоритизировали проблемы белых, цисгендерных, гомосексуальных мужчин, игнорируя другие идентичности (небелые, трансгендерные, небинарные, женские и другие). До сих пор в сообществе гомосексуальных мужчин часто встречается расизм, трансфобия и сексизм. У «квира» более инклюзивная и радикальная повестка. Он связан с оппозицией и дестабилизацией гетеронормативности в целом — убеждении, что гетеросексуальность — это естественная норма для женщин и мужчин, которые должны соблюдать определенные роли, а другие сексуальные и гендерные ориентации ненормальны.
«Квир» — это инструмент самоидентификации, который означает разные вещи для разных людей. В сообществе важно иметь свободу выбора лейбла для своей идентичности из-за истории, перенасыщенной гомофобией и обесцениванием опыта. Если одним комфортны такие ярлыки как «гей», «лесбиянка» или «бисексуал», они могут не подходить или не нравиться другим. Кроме того, человек может не хотеть вписывать себя в рамки определенной идентичности или быть не уверенным в ней. Поэтому многие ЛГБТКИА+ персоны используют термин «квир». Он может быть единственным лейблом или сосуществовать с другими. Например, даже если человеку нравятся люди исключительно его гендера, он может называть себя «квир» вместо «гей» или «лесбиянка», а может называть себя и так и так. Еще слово «квир» позволяет персоне обозначить свою негетеронормативность, не раскрывая все карты о себе.
Я — пример принудительной гетеросексуальности
Эта идея, выдвинутая Эдриен Рич в 1980 году, связана с гетеронормативностью. Гетеросексуальность навязывают, в ней не сомневаются, вне зависимости от настоящей сексуальной ориентации, ее поощряют, а отклонения осуждают. Везде наблюдается «гетеросексуальная пропаганда»: с детства девочкам твердят найти «того единственного», а в телевизоре няня Вика мечтает о Шаталине. Именно поэтому, будучи верной ЛГБТКИА+ союзницей с кучей квир-друзей в Москве, я не ассоциировала себя с ними. Российская гомофобия не позволяла мне видеть их, как полноценную часть общества, поставив исследование моей сексуальности на паузу. С переездом в Лондон все изменилось — вокруг меня одни квиры. Тут более безопасно, и люди не боятся быть собой. Поэтому я нажала кнопку play и продолжила исследование.
Я квирка не только из-за сексуальной ориентации. Всю жизнь я чувствовала себя странной аутсайдеркой, бросающей вызов обществу. В период полового созревания я играла по патриархальным правилам: красилась и одевалась так, чтобы нравиться парням. Природа наградила меня конвенциональной красотой, поэтому я купалась в комплиментах. Но разбитое сердце поменяло правила: я перестала вести себя как леди и повернулась к стилю унисекс — грубый макияж, мужская одежда, татуировки. Тогда я заметила, как гетеронормативное общество перестало меня принимать: незнакомцы пялились, одноклассницы обзывали «лесбиянкой», мама умоляла надеть платье в цветочек вместо огромных левайсов. Я стала получать меньше нежелательного мужского внимания (что не могло не радовать) и больше комментариев о том, что раньше я была более привлекательной. Мне понравилось идти наперекор гендерным ожиданиям, поэтому я приняла свое яркое отношение к жизни и яркий стиль, как отражение моего внутреннего мира и защиту от внешнего. Это же было отражением моей квирности. Осознание этого пришло, когда экстравагантные и не вписывающиеся в нормы квир-лондонцы показали мне, что квир — это не только про сексуальную ориентацию или гендер. Квир — это про избежание рамок, неподчинение, креативность и diversity.
Огромную роль в жизни ЛГБТКИА+ людей играет видимость
Она развеивает туман гетеронормативности и спасает жизни, наглядно показывая, что мы не одни. Именно поэтому я стала волонтеркой проекта сексуального просвещения в лондонских школах Sexpression, где я рассказываю детям не только о контрацепции, но и о ЛГБТКИА+ темах. К сожалению, у нас на родине такая деятельность небезопасна, но я исследую другие пути квир-активизма.
До недавнего времени в России квир-люди существовали под плащом-невидимкой, скрывая настоящих себя от общества, у которого аллергия на человеческое разнообразие и толерантность к насилию. Как бы не раздражала таких персонажей diversity-повестка, она работает — все больше организаций и брендов поддерживают квир-культуру. Одна из таких инициатив — реалити-шоу в формате подкаста «По уши» от Badoo и студии подкастов «Толк», в котором я стала финалисткой. Это не только первое в мире романтическое шоу в аудиоформате, но еще и квир-шоу, в котором и девушки, и парни боролись за сердце певицы Lina Lee.
Познание мира
Квир-теория: из чего она состоит?
Квир-теория — это идеологическая основа, которая защищает сексуальную ориентацию, а также сексуальную и гендерную идентичность как социальную конструкцию. Таким образом, нет ролей, определенных человеческой природой, а есть разные способы жизни социально сконструированной сексуальности.
«Квир» означает «дестабилизировать, разрушить, исказить». Таким образом, эта теория возникла для понимания и защиты прав всех тех людей, которые отклонились от идентичности и поведения, считающегося нормой. С этой точки зрения, классификации людей по универсальным категориям, таким как, например, «мужчина», «женщина», «гетеросексуал», «бисексуал» или «транссексуал», отвергаются.
Хотя эту теорию можно применить к другим социальным и политическим аспектам, она широко известна своими исследованиями в области сексуальности и идентичности.
Например, квир теория рассматривает всех людей независимо от их социального класса, пола, этнической принадлежности или любой другой классификации. В этом смысле он уходит от любой структуры, которая может быть связана с иерархиями или дискриминационными элементами.
Начало теории
Квир теория родилась из исследований женщин, феминистских теорий и исследований гомосексуализма. Она также развивается из постмодернистских и постструктуралистских социологических теорий. Первые резко критиковали традиции и рациональность западной современности. Второй был посвящен субъективности и тому, как мы конструируем значения.
В 1991 году Тереза де Лауретис впервые использовала термин «квир» для обозначения образа мышления, который не реагирует на гетеросексуальность или бинарный гендер (мужчина / женщина). Тем не менее, текст, который обычно используется в качестве ссылки для этой теории — это «Гендер в споре», он был написан Джудит Батлер (1990).
В этой книге говорится о так называемой гетеросексуальной матрице, которая относится к набору идей, дискурсов и культурного поведения, направленных на дифференциацию полов и увековечивание гетеросексуальности. Против этого квир теория защищает, что гендерная идентичность — это представление имитирующее ранее созданные роли. Таким образом, они предполагают, что в действительности идентичность — это нечто динамичное, подвижное и индивидуальное.
Общественное движение
Одновременно со всеми теоретическими и академическими размышлениями возникло сильное движение за признание других гендерных идентичностей и сексуальных ориентаций, а также их прав. Вдобавок это движение возникло как призыв к общественным исследованиям СПИДа, тесно связанного с квир людьми.
Возникла организация Sida Act Up, которая сыграла важную роль в борьбе с институтами, закрепляющими стигму на этих людей. Кроме того, они боролись за видение как в СМИ, так и в образовании, а также за его признание в медицине и политике. Таким образом, даже сегодня квир движение тесно связано с политикой и сексуальным диссидентством. Другими словами, за социальную борьбу за свободу пола, привязанности и сексуальности.
Основные аспекты
Квир теория очень сложна, поскольку ее работы не попадают в устоявшиеся и определяющие обобщения и идеи. Более того, эта теория постоянно пересматривается теми, кто их защищает, и в ответ на их многочисленные критические замечания. Однако из этого движения можно почерпнуть ряд фундаментальных идей:
Критики
Квир теория на протяжении многих лет подвергалась критике. Среди них в основном те, кто сомневается, что это действительно всеобъемлющая и толерантная теория. Таким образом, если термин «квир» не относится к определенной идентичности или ориентации, гетеросексуальных людей можно рассматривать как квир. Таким образом, некоторые думают, что, сделав это включение, различие будет устранено и снова приведет к дискриминации, например, гомосексуальных людей.
С другой стороны, теория — это прежде всего критика и борьба с любой идеей нормальности. Ставить под сомнение стандарты. Однако многие считают это палкой о двух концах. Считая, что все сексуальные желания законны и уникальны, они считают, что некоторые более сомнительные с этической точки зрения формы сексуального поведения могут быть узаконены. Например, проституция.
Точно так же этот факт равноправного рассмотрения всех видов сексуальности может сделать дискриминацию, от которой страдают люди LGTBI, невидимой, продвигая и увековечивая поведение ближе к гетеропатриархальному дискурсу.
Как и любая другая теория, это набор мыслей, которые постоянно развиваются и определяют. Таким образом, независимо от того, является ли это лучшим объяснением этих феноменов, нет сомнений в том, что квир теория, по крайней мере, заставляет нас задуматься о социальных конструкциях, которые мы должны пересмотреть.
Размышления о том, что считается нормальным, а что разрешено в обществе — необходимая задача. А также борьба за права любой группы, которая подвергается той или иной дискриминации.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Кто такие квиры и чем они различаются?
Что значит слово «квир»
Queer в переводе с английского значит «странный», «иной». До 1980-х годов слово «квир» использовали в речи как грубое оскорбление по отношению к людям с гомосексуальной ориентацией. Но к концу ХХ века ЛГБТ-соо6щество «присвоило» себе это словом и со временем оно утратило уничижительное значение. Сейчас «квир» употребляется в нейтральном контексте в публицистических и академических текстах и дополняет аббревиатуру ЛГБТК+
С конца ХХ века квирами стали называть людей, отвергающих соответствие гендера («социальный» пол) биологическому полу. Одной из первых этот феномен описала философ Джудит Батлер в книге «Гендерная тревога: феминизм и ниспровержение идентичности» в 1990 году. В ней Батлер утверждает, что взаимосвязь категорий пола, гендера и сексуальной ориентации навязана извне. Проще говоря, если человек родился с женскими половыми признаками, это не значите что он осознает себя женщиной, готов выполнять социальную роль женщины (например, быть женой или матерью) и стремится к гетеросексуальным отношениям.
Понятие «гендер», по определению ВОЗ, используется для описания социально приобретенных характеристик мужчин и женщин: норм, ролей, существующих ними отношений. Большинство людей рождается либо женского, либо мужского пола, и с раннего детства они учатся вести себя соответственно с характерными полу моделями поведения. Существуют интерсекс-люди, которые не вписываются в бинарную систему категорий пола.
Что такое гендерно-нейтральный язык
Для квиров выбор общепринятых родовых местоимений ограничен. В русском языке их только три: «он», «она», «оно». Однако в последние годы в англоязычной культура используют местоимение they («они») по отношению к одному человеку. В 2019 году американская редакция Merriam-Webster добавила в свой словарь к местоимению they обозначение «небинарные люди».
Журнал Hollywood Reporter называет американского актера Эзру Миллера, ставшего популярным благодаря фильмам «Хорошо быть тихоней» и «Фантастические твари», квир-иконой. «Я не идентифицирую себя как мужчина. Я не идентифицирую себя как женщина. Я едва ли идентифицирую себя как человек», — заявил Миллер в интервью изданию. Актриса Кристен Стюарт, сыгравшая главную героиню в фильме «Сумерки», в интервью Harper’s Bazaar рассказывала, что ей отказывают в крупных релях из-за ее квир-идентичности. Также среди людей, которые идентифицируют себя как квиры, певица Майли Сайрус, модель Кара Делевинь, активистка Надежда Толоконникова.
Карен Шаинян — о русском квир-сообществе и сложностях новой этики
Создатель YouTube-шоу «Открытый разговор с веселыми людьми» журналист Карен Шаинян снял в Екатеринбурге первую часть документального проекта о российском квир-сообществе. Всего в него войдут 12 фильмов с героями из разных городов России, хотя многие участники не называют себя частью квир-сообщества. Идея проекта в том, чтобы объединить представителей ЛГБТ+ — людей с разными интересами, доходами, социальным статусом, профессиями. Которые, несмотря на все различия, сталкиваются с одинаковыми условиями, проблемами и стигмами.
В интервью The Village Карен Шаинян рассказал о том, как любой активизм важен для перемен и борьбы с одиночеством, о слепых зонах новой этики и о том, почему Екатеринбург — город победившего активизма.
О москвацентризме и Екатеринбурге
В странной системе современной России есть несправедливое противопоставление Москвы и остальной части страны. В других странах, например, США, есть сразу несколько самостоятельных центров притяжения людей, поэтому нет ситуации, когда все население хочет жить только в одном городе. Обычно, когда мы говорим про российскую ЛГБТ+ повестку, то речь тоже идет только о Москве. Будто за Садовым кольцом нет квир-жизни, хотя она есть везде — я сам вырос в Иркутске и впервые сходил в гей-клуб в конце 1990-х именно в родном городе.
Екатеринбургская самобытность заключается в гордости жителей за место, где они живут
Я знал, что в Екатеринбурге есть Ресурсный центр для ЛГБТ ( признан иностранным агентом, — прим. ред.), а еще, что это город победившего активизма. И ехал с большими ожиданиями, и меня потрясли отдельные люди с их историями. Очень редко встречаешь представителей квир-сообщества, которые не стремятся куда-то переехать. Екатеринбургская самобытность и аутентичность заключается в гордости жителей за место, где они живут, — это классный пример для современной москвацентричной России.
В Москве конструктивизм — это ускользающая красота, а в Екатеринбурге он есть на каждом углу и больших размеров. Говорят, что внутри он в плохом состоянии, но снаружи это выглядит потрясающе. Сначала во время съемок мы застали несколько солнечных дней, а дальше по прогнозу было облачно, мы расстроились из-за того, что не получится снимать на улице. В реальности екатеринбургское облачное небо — как московское ослепительно ясное. В Москве в феврале оно тяжелое свинцовое, как в Берлине, а в Екатеринбурге небо, конечно, не голубое, но в городе очень светло. Весь конструктивизм и люди тоже смешиваются в светлую и яркую картину.
О документальном проекте, связях и включенности в сообщество
Наши интервью для документального проекта — это глубокая психологическая работа. Разговор с квир-человеком про его жизнь — это всегда про очень острый конфликт с окружающим миром и самим собой. У всех за плечами сложный путь принятия себя, но одни эти сложности переработали, а другие вытеснили. Мой канал смотрит много людей, в том числе гетеросексуалов. Истории каждого квир-человека не оставляют их равнодушными, потому что они всегда о преодолении травмы.
Когда я начал делать видео с героями из других стран на YouTube, то мне хотелось, чтобы со зрителями общался мир, на который они смотрят, включая Netflix или HBO, чтобы они почувствовали связь с западом. Теперь я хочу, чтобы они почувствовали эту же связь друг с другом. С помощью проекта мне хочется сделать так, чтобы никто не чувствовал, будто он один в этом городе. После выхода фильмов я хочу создать телеграм-канал, где герои и зрители из разных городов смогут общаться между собой. Ощущение связи и осознание, что ты не один, включает тебя в жизнь.
Многим кажется, что если бы у нас было гей-сообщество, то оно было бы похоже на политическую партию
Сообщество — это не официальная организация. Многие этого не понимают, поэтому им кажется, что если бы у нас было гей-сообщество, то оно было бы похоже на политическую партию, где есть избирательная комиссия, общая программа и идеология. Советская институциональная память вызывает очень много негативных коннотаций у любых коллективных объединений, потому что тогда они были чаще формальными.
А сейчас в России последовательно разрушаются горизонтальные связи. Из-за этого не только квир, а все общество настолько атомизировано, что большинство людей не чувствует себя значимыми. Отсюда любимая фраза противников любого активизма: «Что я один могу сделать». Такое чувство одиночества особенно остро ощущается у стигматизированных групп людей, в том числе у ЛГБТ+.
Об активизме, чувстве одиночества и бездействии
Я начал осознавать себя в 12 лет, когда не было социальных сетей и вообще интернета, а телефон был дисковым. Тогда на последней странице газеты «Из рук в руки» (газета с объявлениями — Прим. ред.) были объявления с заголовком «Он ищет его», но было стыдно даже заглянуть туда. Казалось, что как только я переверну страницу, все мироздание разоблачит меня в позорной тяге к мужчинам.
Сейчас появилось новое поколение — в инклюзивном окружении и культуре, не прошитой стигматизацией. Скорее всего, некоторые растут с мыслью, что если у них не гетеросексуальная ориентация, то это нормально. Это поколение будет другим, но даже среди 20-летних я вижу те же сложности, которые были у меня. В далеком 2005 году я не вылезал из знакомств, они же сталкиваются со сложностью найти партнера.
Многие уверены, что изменения требуют времени. Нельзя уповать только на него в надежде, что оно выведет нас к светлому будущему. На примере некоторых стран, например, Ирана, видно, что время может повести нас в противоположном направлении. Поэтому изменения требуют действий, а бездействие относит нас назад. «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее», — прямо как в «Алисе в стране чудес». Права, свободы и остальное, чему мы завидуем в других странах — это не то, что просто придет к нам со временем. Если бороться, то будет шанс, что это случится, а если бездействовать, то даже этого шанса нет.
Права, свободы и остальное, чему мы завидуем в других странах — это не то, что просто придет к нам со временем
В январе была серия выходов на улицу (во всех регионах страны проходили акции солидарности с Алексеем Навальным после его задержания в аэропорту — Прим. ред.). Огромное количество скептиков даже из моего близкого окружения говорили мне, что если я выйду, то ничего не изменится. Я искренне этого не понимал.
Я выходил на Манежную площадь еще в 2013 году, когда Навальному хотели дать реальный срок — людей было так много, что они не умещались на площади и растекались по соседним улицам. После этого дело немедленно повернули и политику дали условный срок, просто потому что на улицу вышли люди. ( 18 июля 2013 года и 30 декабря 2014 года там прошли многотысячные стихийные акции в поддержку Алексея Навального в ходе судебных процессов по делам «Кировлеса» и «Ив Роше», которые в обоих случаях завершились разгоном и задержаниями, но, возможно, оказали влияние на приговоры: политик был приговорен к лишению свободы условно — Прим. ред.). В январе 2021 года я тоже решил, что нужно выйти на улицу — тогда политику снова не смогут дать реальный срок.
Такие выходы на улицу нужны просто чтобы люди знали, что они есть друг у друга, и что много таких же, как и ты сам. Даже сиюминутная победа не так важна, потому что это часть более большого процесса. Ровно то же самое с моим проектом на ютубе. Его идея в том, чтобы показать, что мы друг у друга есть. Даже если завтра этот проект не приведет к тому, что права ЛГБТ+ людей будут учтены и формально приняты, а дискриминация и оскорбления станут под запретом, он станет шагом к этой нормальности.
О проблемах внутри квир-сообщества и слепых зонах новой этики
Квир-сообщество сегодня испытывает проблемы, которые евреи испытывали в прошлом веке. Большой темой антропологических исследований является проведение параллелей между квир и еврейским сообществом. Например, сто лет назад вполне приличным считался разговор о том, что жиды должны быть за чертой оседлости, иначе наше общество превратится в хаос. Так говорили образованные люди, и это не считалось зашкваром. Точно так же, как сейчас не считаются зашкваром гомофобные высказывания.
Некоторые люди даже не понимают, что есть что-то гомофобное в их мыслях, когда они говорят о непонимании того, зачем геям нужно позволять вступать в брак или усыновлять детей. А почему же тогда я могу видеть гетеросексуальные браки, детей, поцелуи в метро?
Во время интервью с одним из екатеринбургских деятелей культуры герой назвал транс-людей «переделками»
Со стигмой помогает бороться открытость. Я начал делать интервью на ютубе сразу с известными представителями квир-сообщества, чтобы выйти на массовую аудиторию. Например, если бы я провел интервью с транс-людьми сам, то это видео бы посмотрели только внутри квир-сообщества, а когда я позвал на такой круглый стол Владимира Познера, то получилось охватить полмиллиона человек.
К сожалению, транс-люди стигматизированы еще сильнее. Трансфобия внутри гей-сообщества — распространенное явление, потому что нас пропитывает такой же нетолерантный культурный код, как и гетеросексуалов. Например, во время интервью с одним из екатеринбургских деятелей культуры герой назвал их «переделками». Хотя он и сам гей.
Это сложный разговор, потому что новая этика натыкается на реальность, где не всегда может однозначно работать. Например, на западе некоторые транс-активисты называют отказ от секса с ними трансфобией. Летом Джоан Роулинг, авторку Гарри Поттера, тоже объявили трансфобкой после твита о менструации только у женщин («Люди, которые менструируют. Я уверена, что для обозначения этих людей уже есть какое-то слово. Кто-нибудь, помогите мне. Жинщины? Жайнщины? Жунщщ?», — написала Роулинг — Прим. ред.). Такие ситуации — это странно.
Хочется, чтобы в светлом будущем все оставались разными, но их гражданские права были одинаковыми
Я делал интервью с теннисисткой Мартиной Навратиловой — первой открытой лесбиянкой в большом спорте, которая тоже попала в похожую ситуацию, когда выступила с критикой транс-людей в спортивном сообществе. До и после перехода у человека сохраняется один уровень выносливости и силы, плотность костей, объем мышц. Поэтому в любом спорте, сколько бы усилий ни приложила женщина, она будет всегда уступать транс-женщине.
Это создает ситуацию, когда спортсменки, которые с четырех лет подвергали себя изнурительным тренировкам, всегда уступают первые места транс-женщинам. Ситуация с тран-людьми в спорте — несправедливая, но теперь те, кто выступают против нее, обвиняются в трансфобии, а это очень серьезное обвинение в прогрессивном обществе. Мартина Навратилова тоже открыто высказалась против этого и несмотря на ее предыдущий вклад в открытость квир-сообщества, столкнулась с кенселингом.
Консерваторы пользуются такими кейсами, чтобы негативно представить квир-сообщество. Тем не менее, в таких вещах нужно разбираться. Мы всегда будем разными — с разным ростом, интеллектом и одаренностью к определенным вещам. Хочется, чтобы в светлом будущем это оставалось, но гражданские права у всех были одинаковыми.