Что такое кворум при голосовании
Что такое кворум при голосовании
Статья 58. Кворум общего собрания акционеров
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 58
1. Общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.
Принявшими участие в общем собрании акционеров считаются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем, в том числе на указанном в сообщении о проведении общего собрания акционеров сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также акционеры, бюллетени которых получены или электронная форма бюллетеней которых заполнена на указанном в таком сообщении сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров.
Принявшими участие в общем собрании акционеров, проводимом в форме заочного голосования, считаются акционеры, бюллетени которых получены или электронная форма бюллетеней которых заполнена на указанном в сообщении о проведении общего собрания акционеров сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» до даты окончания приема бюллетеней.
Принявшими участие в общем собрании акционеров считаются также акционеры, которые в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах дали лицам, осуществляющим учет их прав на акции, указания (инструкции) о голосовании, если сообщения об их волеизъявлении получены не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров или до даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, определение кворума для принятия решения по этим вопросам осуществляется отдельно. При этом отсутствие кворума для принятия решения по вопросам, голосование по которым осуществляется одним составом голосующих, не препятствует принятию решения по вопросам, голосование по которым осуществляется другим составом голосующих, для принятия которого кворум имеется.
3. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания акционеров должно быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня. При отсутствии кворума для проведения внеочередного общего собрания акционеров может быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня.
Повторное общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30 процентами голосов размещенных голосующих акций общества. Уставом общества с числом акционеров более 500 тысяч может быть предусмотрен меньший кворум для проведения повторного общего собрания акционеров.
Сообщение о проведении повторного общего собрания акционеров осуществляется в соответствии с требованиями статьи 52 настоящего Федерального закона. При этом положения абзаца второго пункта 1 статьи 52 настоящего Федерального закона не применяются. Вручение, направление и опубликование бюллетеней для голосования при проведении повторного общего собрания акционеров осуществляются в соответствии с требованиями статьи 60 настоящего Федерального закона.
4. При проведении повторного общего собрания акционеров менее чем через 40 дней после несостоявшегося общего собрания акционеров лица, имеющие право на участие в таком общем собрании акционеров, определяются (фиксируются) на дату, на которую определялись (фиксировались) лица, имевшие право на участие в несостоявшемся общем собрании акционеров.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При отсутствии кворума для проведения на основании решения суда годового общего собрания акционеров не позднее чем через 60 дней должно быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня. При этом дополнительное обращение в суд не требуется. Повторное общее собрание акционеров созывается и проводится лицом или органом общества, указанными в решении суда, и, если указанные лицо или орган общества не созвали годовое общее собрание акционеров в определенный решением суда срок, повторное собрание акционеров созывается и проводится другими лицами или органом общества, обратившимися с иском в суд при условии, что эти лица или орган общества указаны в решении суда.
В случае отсутствия кворума для проведения на основании решения суда внеочередного общего собрания акционеров повторное общее собрание акционеров не проводится.
(п. 5 введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ)
Кворум
Кворум – этот наименьшее количество членов собрания, необходимое для принятия правомочного решения по вопросу.
Определение кворума
Если в собрании приняли участие собственники или их представители, которые обладают более 50 % голосов от общего количества голосов сбственнков помещений в МКД, то кворум состоялся и собрание считается состоявшимся и правомочным ( ч. 3 ст. 45 ЖК РФ ).
Количество голосов определяется не количеством людей, присутствующих на собрании, а размером принадлежащей им доли в праве собственности на общее имущество ( ч. 3 ст. 48 ЖК РФ ). Соответственно, для кворума нужно, чтобы на собрании присутствовали собственники, которые совместно обладают более 50% от доли в ОИ.
Если речь идёт о собрании ТСЖ, а не об общем собрании собственников, то кворум определяется от общего числа голосов членов товарищества.
При проведении общего собрания в очной форме кворум необходимо определить сразу. Если собрание проходит в очно-заочной или заочной форме, кворум определяется в последний день принятия письменных решений.
Иногда управляющие организации не учитывают голоса собственников нежилых помещений – это ошибка. Кворум определяется исходя из участия собственников всех помещений – жилых и нежилых.
Принятие решения по вопросам повестки дня
Наличие на собрании кворума не гарантирует, что решение по каждому вопросу повестки будет принято.
Для решения некоторых вопросов достаточно большинства голосов от общего числа голосов собственников, принимающих участие в собрании, то есть достаточно 50% от общего числа голосов всех собственников в доме +1 голос, при условии, что собрание имеет кворум.
Для принятия решений, например, связанных с капитальным ремонтом МКД, необходимо количество голосов не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников, поэтому число участников собрания, обеспечивающее кворум, может оказаться недостаточным для принятия решений по таким вопросам.
Если кворум не состоялся
Если собрание очное и кворума для решения вопросов не набралось, то объявляется заочное собрание. При этом инициаторам собрания нужно составить акт об отсутствии кворума на очном собрании, подтвержденный листами регистрации, и принять решение о проведении собрания в заочной форме с соблюдением всех установленных сроков.
Если собрание очно-заочное и нет кворума на очной части, собрание всё равно проводится и пришедшим раздаются бюллетени.
Заочная часть собрания проводится только для тех, кто не участвовал в очной части, её продолжительность заранее определяет инициатор собрания и публикует в сообщении о проведении собрания.
Когда голосование окончено, считаются голоса всех проголосовавших – и очно, и заочно. Кворум определяется по итогам обеих частей собрания ( ч. 3 ст. 47 ЖК РФ ).
Cлужба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области
О нюансах подсчёта голосов на общем собрании собственников
Виды права собственности на недвижимое имущество
Прежде чем перейти к подсчёту голосов на ОСС, необходимо определить виды права собственности на помещения в МКД. Поскольку именно от вида права собственности на недвижимое имущество зависит правильность подсчёта голосов на общем собрании.
Например, если в квартире не один, а несколько собственников, то каждый из них будет обладать правом голоса пропорционально доле в праве общей собственности. Поэтому, если из какой-то квартиры на ОСС присутствовал только один собственник из двух или трёх дольщиков, то нельзя его голос засчитать за всех собственников данной квартиры, если у него нет доверенности от этих собственников. Из-за этого зачастую при неправильном подсчёте голосов может набраться или не набраться кворум, что впоследствии может быть оспорено в суде. В таком случае собрание будет признано недействительным.
Недвижимое имущество может принадлежать собственникам на праве совместной и общей долевой собственности.
Согласно ст.244 ГК РФ имущество в собственности двух и более лиц принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество признаётся долевой, если только закон не предусматривает образование совместной собственности на это имущество.
В соответствии с п.1 ст.245 ГК РФ доли участников в праве общей собственности на недвижимое имущество могут определяться их соглашением или на основании закона. Если размер долей перечисленными способами не может быть определён, то они признаются равными.
Интересно, что Гражданский Кодекс РФ не уточняет, в каком выражении определяется размер долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. Однако из прецедентов правоприменительной практики вытекает точка зрения, которая позволяет выражать доли участников общей долевой собственности на недвижимое имущество и в дробях, и в процентах ( постановление ФАС Московского округа от 07.03.2003 №КГ-А40/944-03 ).
Аналогичное суждение содержится в п.5.18 Порядка заполнения формы «Сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов» ( Приказ ФНС от 11.02.2011 №ММВ-7-11/154@ ).
Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество(ограничение, возникновение, переход и прекращение) подлежат госрегистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( ст.131 ГК РФ ).
В соответствии с Правилами ведения ЕГРП обязательно указывается размер доли в праве общей собственности ( Приказ Минэкономразвития №765 от 23.12.2003 года ). Эта норма определяет указание размера доли в виде правильной простой дроби.
На основании этой нормы некоторые суды отменяют решения нижестоящих судебных органов, в которых размер доли в праве на недвижимость указан в процентах ( постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 №04АП-3334/07 ).
Как видно из приведённых выше примеров, указание в договоре размера доли в праве общей собственности в виде процентов иногда приводит к судебным спорам. Поэтому целесообразнее указывать в договоре мены размер долей участников общей долевой собственности в виде правильных дробей.
Также существует совместная общая собственность в праве общей собственности на недвижимость, когда несколько человек вместе и по своему усмотрению могут пользоваться и распоряжаться имуществом, которое им принадлежит на доверительной основе. Как правило, совместная собственность на недвижимость возникает у супругов ( ст.256 ГК РФ ), если она приобретена в период брака.
Существует другой вариант совместной собственности на недвижимое имущество, который возникает при приватизации жилплощади совместно проживающими людьми не зависимо от их родственных связей. В бланке договора приватизации есть графа, позволяющая собственникам определить, в какую собственность они хотят перевести свою недвижимость: совместную или долевую.
Как подсчитать голоса собственников на ОСС
Подсчёт голосов собственников на ОСС, как мы уже писали выше, зависит от вида права собственности на недвижимое имущество. Рассмотрим подсчёт голосов на общем собрании при голосовании участников общей совместной и долевой собственности.
Подсчёт голосов на ОСС при общей совместной собственности
Участники общей совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, вместе владеют и пользуются общим имуществом ( ч.ч.1, 2 ст.253 ГК РФ ). Распоряжаться совместным имуществом может любой из собственников по согласию остальных независимо от того, кем из участников совершается сделка.
Суды считают, что при подсчёте голосов на ОСС учёту подлежат голоса всех участников общей совместной собственности (при соглашении между ними), если на общем собрании принял участие хотя бы один из них. Таким образом, один собственник на праве общей совместной собственности действует по согласию всех её участников. Поэтому его голос будет считаться как 100% присутствие собственников определённого жилого помещения в МКД.
Имеется выдержка из Апелляционного определения Самарского областного суда от 11.04.2013 по делу №33-3425/2013 : “Если помещение находится в общей совместной собственности без определения долей у нескольких лиц, то по соглашению между ними их интересы представляет на основании оформленной надлежащим образом доверенности один из собственников, который и подписывает бюллетень (лист) голосования либо каждый собственник».
Но если между собственниками на праве общей совместной собственности на недвижимое имущество нет соглашения о совместном пользовании и распоряжении имуществом либо доверенности, оформленной надлежащим образом, то голос одного собственника нельзя засчитывать в принятии решения исходя из всей площади квартиры.
Подсчёт голосов на ОСС при общей долевой собственности
При подсчёте голосов участников общей долевой собственности количество голосов этих собственников должно соответствовать принадлежащих им долям в праве на жилплощадь. Например, жилплощадь равна 45 кв.м. и на ОСС проголосовал только один из собственников с долей ⅓ данного помещения в МКД. Тогда этот собственник обладает только 15 голосами, которые должны быть учтены при подсчёте голосов.
Например, Саратовский областной суд в апелляционном определении от 27.07.2012 №33-3710 пришёл к выводу, что из-за отсутствия кворума ОСС признано недействительным для выбора способа управления МКД. Также суд сослался на тот факт, что некоторые участники голосования являются собственниками только по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилплощадь в доме. Но, как выяснилось, при проведении подсчёта голосов на ОСС их голоса были посчитаны без учёта долевой собственности. Это не легитимно и неверно.
Ещё в одном судебном прецеденте установлено, что при подсчёте голосов на ОСС собственников нескольких жилых помещений их голоса были учтены как единоличных собственников жилых помещений в доме. Но указанные квартиры по данным Росреестра находились в общей долевой собственности. При этом, остальные участники общей долевой собственности в указанных жилых помещениях в голосовании участия не принимали.
На основании изложенного суд пришёл к выводу, что голоса указанных лиц при подсчёте результатов голосования ОСС должны были быть учтены пропорционально долям проголосовавших собственников в праве общей долевой собственности на жилплощадь ( апелляционное определение Мурманского областного суда от 15.08.2012 по делу №33-2032 ).
Резюме
Поэтому очень важно вести правильный подсчёт голосов результатов проведённого общего собрания собственников. От этого напрямую зависит наличие кворума на собрании или его отсутствие. Следовательно, зависит и исход общего собрания собственников.
Вот почему мы рекомендуем управляющим организациям проверять документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество перед общим собранием, и вносить эти данные в реестр участников ОСС. Тогда вы точно будете знать, какой процент голосов учитывать исходя из площади того или иного помещения. И никаких претензий со стороны собственников или контролирующих органов к вам не возникнет. Собрание и принятые на нём решения будут абсолютно легитимными.
Что такое кворум при голосовании
9 ноября 2018 года в здании Администрации города в кабинете №100 были назначены публичные слушания по двум проектам решения Городской Думы. Оба касались внесения изменений в Устав города. Первый проект предусматривал возможность муниципалитета расходовать собственные средства на отлов и содержание безнадзорных животных. Второй проект касался вопроса по изменению кворума заседаний Городской Думы. Однако публичные слушания по второму вопросу пришлось отложить, поскольку зал не вмещал всех пришедших на мероприятие. Что такое кворум, каким он должен быть и зачем он нужен – наш разговор с депутатом Городской Думы, председателем постоянной комиссии по Уставу, Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественностью Арсением Петровичем Чихирьковым.
— Что такое кворум и зачем он нужен?
Что касается вопроса о кворуме, обсуждение на публичных слушаниях которого Городская Дума назначила на 8 декабря в ДК «Дружба», то следует иметь в виду, что минимальное значение для такого кворума установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этой нормой заседание представительного органа муниципального образования (Городской Думы) считается законным, если на нем присутствует не меньше половины депутатов. Для нашего города это означает, что должно присутствовать не меньше десяти депутатов. Однако закон позволяет закрепить в уставе города более высокое значение кворума для законности заседания представительного органа. Так, в некоторых городах Иркутской области предусмотрен минимально допустимый законом кворум в 50 процентов от числа всех депутатов, в других, включая и наш город, не менее 2/3 (около 67 процентов) от числа всех депутатов.
Необходимо понимать, что незаконность заседания означает для всех присутствующих на нем, что свое время они потратили впустую, не говоря уже о других неблагоприятных последствиях, связанных с невозможностью рассмотрения вопросов повестки дня и принятия по ним необходимых для города решений. Такая ситуация может возникнуть по уважительным причинам отсутствия лиц, без которых не набирается кворум – это болезнь, командировка и т.п. Однако не исключено и злоупотребление правом, когда участник, без которого невозможно набрать кворум, преднамеренно срывает заседание, покидая его раньше времени или вовсе не приходит. Только представьте, что для правомочности какого-нибудь собрания необходимо присутствие всех возможных его участников. Несложно догадаться, что в такой ситуации всего один участник, угрожая своим отсутствием, может диктовать условия остальным. Это не только само по себе неправильно, но еще и для других участников дурной пример того, как можно манипулировать волей всех остальных.
Например, для внесения изменений в устав муниципального образования необходимо, чтобы за такое решение проголосовало не менее 2/3 (14 человек) от числа всех депутатов Городской Думы. Данное требование закона является обязательным. Такое же требование установлено законом для принятия решения об удалении в отставку главы муниципального образования. Иные нормативные решения думы, которыми утверждаются общеобязательные правила на территории города, в соответствии с законом принимаются простым большинством голосов от установленной численности депутатов. В нашем случае это 11 голосов (половина депутатского корпуса плюс один голос). Данное требование закона также не зависит от установленного уставом города кворума для заседания думы, будь он 50 процентов или 2/3.
— Почему возник вопрос о снижении кворума? Вы хотите таким образом принимать решения, угодные только определенной части депутатов?
— На самом деле вопрос об изменении кворума возник еще два года назад, когда в очередной раз возникла угроза срыва заседания. Тогда один из депутатов открыто признал, что имел место сговор, хотя для этого никаких веских причин не было. Мы договорились с коллегами о том, что вопрос о снижении кворума снимается и не будет подниматься при условии, что срывов заседаний Думы не повторится. Это было своего рода джентльменское соглашение.
Однако в 2017 году была попытка сорвать заседание Думы, когда заслушивался отчет мэра города. В этом году заседания Думы срывались дважды. В частности, в сентябре заседание Думы было созвано для принятия решения, которое не удалось принять в июле, а также для принятия отставки Виталия Владимировича Перетолчина по собственному желанию в связи с его избранием в Законодательное Собрание Иркутской области. Заседание не состоялось по причине отсутствия депутатов, которые за день до заседания сообщили о том, что будут на нем присутствовать. Причем на заседание не явились как раз те депутаты, которые за два года до этого обещали больше не предпринимать попыток срывать заседание. В октябре была предпринята вторая умышленная публичная попытка.
Обращаю ваше внимание, что ни в одном из указанных случаев не было места для разговоров о каких-то решениях в интересах какой-то определенной части депутатов.
Кроме того, действующая Дума последовательно отстаивает необходимость соблюдения Администрацией города норм бюджетного законодательства. Порой для оперативного внесения изменений необходимо созвать внеочередное заседание Думы. И сделать это будет намного проще, если для принятия решения кворум заседания будет снижен до 11 голосов.
— Если кворум будет снижен, остальные депутаты не смогут участвовать в голосовании, а значит не смогут защищать интересы своих избирателей?
— Нельзя депутата лишить права защищать интересы своих избирателей! Никакой кворум не может этого сделать. Все депутаты обязаны участвовать в заседаниях Думы и ее постоянных комиссиях, членами которых они являются. Кроме того, в соответствии с Регламентом Думы депутату запрещается покидать заседание без разрешения.
Считаю, доводы о том, что снижение кворума не позволит некоторым депутатам донести позицию своих избирателей, вызваны непониманием закона, либо, что еще хуже, намеренно высказываются для того, чтобы ввести избирателей в заблуждение и таким образом сохранить возможность двум-трем депутатам диктовать свою волю всей Думе под угрозой срыва заседания, фактически парализуя работу представительного органа и срывать решение вопросов городского хозяйства.
— Можно ли ввести какие-то наказания для депутатов, которые намеренно срывают заседания Городской Думы?
— Изучая вопрос о возможной ответственности депутата, который без уважительных причин пропускает заседания или намеренно их срывает, мы с коллегами пришли к выводу о том, что самая эффективная и допустимая законом мера – это освещение таких случаев в средствах массовой информации, из которых избиратели смогут сделать вывод о нецелесообразности переизбрания такого депутата. К сожалению, использование иных рычагов влияния закон не допускает.
— На 9 ноября были назначены публичные слушания, где должен был рассматриваться вопрос о внесении изменений в Устав города в части снижения кворума Городской Думы. Мероприятие не состоялось, так как кабинет № 100 Администрации города не смог вместить всех пришедших. Почему для проведения публичных слушаний было выбрано рабочее время и небольшое помещение? Городская Дума сделала это намеренно?
— Все мы хорошо знаем, что такое накопленный годами опыт и как он влияет на нас, на то, как мы принимаем решения. Я не припоминаю, чтобы на публичных слушаниях по вопросам о внесении изменений в устав города, присутствовало больше 10-15 участников. Но 9 ноября в 10 часов, то есть за час до публичных слушаний по вопросу, связанному с кворумом, состоялись публичные слушания по другому вопросу, который связан с отловом и содержанием безнадзорных животных. Слушания длились чуть больше десяти минут. Вопреки ожиданиям, основанным на многолетнем опыте, на слушаниях присутствовали 95 участников. Почти все из них – сотрудники Администрации города. Ближе к 11 часам стали прибывать не только жители города, но и сотрудники учреждений, подведомственных постоянно действующим исполнительным органам Администрации города, в связи с чем, у депутатов возник вопрос о том, насколько оправдано отсутствие всех этих сотрудников на работе в рабочее время. В результате количество зарегистрированных участников составило 220 человек. Конечно, все они физически уместиться в помещении не могли, поэтому многим приходилось стоять в коридоре. Стало понятно, что единственным разумным предложением является перенос проведения публичных слушаний на выходной день в здание ДК «Дружба». Это предложение поддержали 217 из 220 участников. Опираясь на такой результат, 16 ноября Городская Дума приняла решение о проведении публичных слушаний 8 декабря в субботу в 13 часов в театральном зале ДК «Дружба». Кстати, на этот же день в том же театральном зале, но на 16 часов назначены публичные слушания по проекту бюджета города на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы. Приглашаем всех жителей города.
— А ранее Городская Дума выходила к Администрации города с предложениями проводить публичные слушания в выходные дни во Дворце культуры «Дружба», чтобы могли присутствовать все желающие?
— Такое предложение высказывалось неоднократно и мной, и моими коллегами. В ответ мы слышали доводы о том, что реализация такого предложения нецелесообразна, поскольку повлечет дополнительные расходы бюджетных средств, связанные с необходимостью повышенной оплаты труда сотрудников Администрации города, привлекаемых к организации и проведению публичных слушаний в выходной день. Кроме того, звучали доводы и о том, что население не готово к участию в обсуждении вопросов, касающихся бюджета и нормотворчества. Полагаю, что такие доводы – заблуждение. Так это или нет, но необходимо с чего-то начинать.
— Всегда ли есть необходимость проводить публичные слушания в помещении большой вместимости, ведь порой на эти мероприятия приходят человек 10, и те являются в основном сотрудниками Администрации города?
— Если мы будем заниматься организацией публичных слушаний исходя из предположений о том, что население не готово и не проявляет интерес к публичным слушаниям, то и участвовать в них будут единицы, и то из числа депутатов и сотрудников Администрации города. Население в это время будет черпать из интернета информацию сомнительного качества. Все это будет только расширять пропасть между населением и властью. А если мы действительно хотим выявлять и учитывать общественное мнение, развивать конструктивный диалог органов власти и населения, тогда подход надо менять и добиваться результата.
— Спасибо за разъяснения. Надеемся, что 8 декабря горожане проявят свою гражданскую активность и придут на публичные слушания в 13 часов и в 16 часов.