Что такое кюи у казахов
Что такое кюи у казахов
Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов — этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация.
Содержание
Кюи в казахской культуре, исполняемые на казахской домбре
Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах [1].
В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.
Древние композиторы кюев
Домбыровые кюи сложились в результате многовекового народного исполнительного искусства. В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра Жырау (Sypyra-Zhyrau 14 век), Қазтуған (Qaztugan, Казтуган), он же и Абулькадир (Abulqadir, 15 век), Асанқайғы (Asanqaigy, Асанкайгы, 14-15 века), Байжігіт (Baizhigit, Байжигит, 15-16 века). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину 19 века. В те времена жили создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Құрманғазы Сағырбай (Qurmangazy Sagyrbai, Курмангазы Сагырбаев, 1823—1889), Махамбет Өтемісұлы (Mahambet Otemisuly, Махамбет Утемисов, 1803—1846), Дәулеткерей Шығаұлы (Даулеткерей, 1820—1875), Таттімбет Қазанғапұлы (Tattimbet Qazangapuly, Таттимбет (Казангапов), 1817—1862), Абыл Тарақұлы (Abyl Taraquly, Абыл Таракулы (Тараков), 1820—1892), Есбай (Esbai 1810—1901), Қазанғап (Qazangap, Казангап 1854—1921), Тоқа Шонманұлы (Toqa Shonmanuly, Тока Шонманулы (Шонманов), 1830—1904), и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова, 1861—1955), Сүгір Али-ұлы (Sugir Aliuly, Сугур Алиев,1882-1961) и другие.
Виды кюев
Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.
В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточно-казахстанская (Шы-ѓыс), аркинская (Арќа), каратауская (Каратау), жетысуйская (Жетісу), сырдарьинская (Сырљњірі), мангыстауская (Мањѓыстау), западно-казахстанская (Батыс) [2].
Традиции кюев
Полностью сохранились две традиции домбрового искусства: төкпе или tokpe или токпе (Западный Казахстан) и шертпе или shertpe (Восточный, Южный и Центральный Казахстан). Кюи шертпе и токпе отличаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.
Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.
Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.
Что такое кюи у казахов
Музыкальное искусство казахского народа.
Устное народное творчество
Кюй – казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая под аккомпанемент домбры и других народных музыкальных инструментов.
Кюй как инструментальное произведение длительностью 1,5-4 минуты является основным жанром народной музыки в культуре почти всех тюркских кыпчакских племен, в том числе у казахов и киргизов. Кюи исполняются в сопровождении разных народных инструментов (смычковых, духовых и щипковых). В большинстве случаев кюи исполняются на щипковых инструментах этих народов: домбра у казахов и комуз у киргизов.
В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (хромой кулан) считается народным кюем и датируется XIII веком. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX–XX века. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.
В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра жырау ( XIV в.), Казтугана жырау ( XV в.), Асана Кайгы ( XIV – XV вв.), Байжигита ( XV – XVV вв.). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину XIX века. В те времена жили, создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Курмангазы Сагырбаев (1823–1889 гг.), Махамбет Отемисулы (1803–1846 гг.), Даулеткерей Шигайулы (1821–1875 гг.), Таттимбет Казангапулы (1817–1862 гг.), Абыл Таракулы (1820–1892 гг.), Есбай (1810–1901 гг.), Казангап (1854–1921 гг.), Тока Шонманулы (1830–1904 гг.) и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нурпеисова (1861–1955 гг.) и музыкант Сугур Алиев (1882–1961 гг.).
Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи относятся к раннему фольклору. Бытует мнение, что эти кюи могли были традиционной составной частью неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.
Содержание кюев по замыслу самое разнообразное. Одни из них передают философские раздумья кюйши о смысле жизни. Другие кюи представляют тонкие психологические портреты людей, третьи кюи воспевают красоту степных просторов, родного края. Особую группу составляют кюи, посвященные животным и птицам. К народным кюям относятся, например, следующие кюи: «Бозинген» (верблюдица), «Телконыр» (кличка коня), «Коныр каз» (коричневый гусь), «Акку» (белый лебедь). Кюи передают все сложную и многогранную картину жизни кочевников.
Устное народное творчество.
Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было ‘»терме» – короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.
Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересной информации для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказки: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Алтын сака», «Кара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Кайгы» рассказывается о благородных подвигах и мужественности охотников, метких стрелков, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.
Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдаре Косе, Кожа Насыре и Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.
Казахский эпос – один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечивали ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как «Карабек», «Ер Кокше», «Кобыланды», «Камбар» относятся к ХШ–XIV векам. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события.
Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в но наряду с темой любви большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными из них являются «Козы Корпеш–Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Кулше кыз», «Назымбек», «Сулушаш», «Макпал кыз».
Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества – все это находило отражение в музыке. Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как и некоторым другим народам, были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры. Повсеместно распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра – щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз – смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя – затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос.
Прочно входила в быт в XVI–XV веках игра на народных инструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюи) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы.
Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди: акыны, жырау, певцы, импровизаторы.
Понятия «акын», «жырау», «жыршы», «оленши» – во многом различны.
Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV–XVI веках. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши (песенники). Многие из них были профессионалами.
КАЗАХСКИЕ КЮЙ
В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Кюи бывают народными и авторскими. Например, кюй «Аксак кулан» (хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.
Вся жизнь казаха с момента рождения и до смерти пронизана музыкой. Музыка сопровождает многие обряды, ритуалы, праздники и будни. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.
Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.
Что такое кюи у казахов
Искусство творить музыку степей
Андерсен писал, «где не хватает слов, говорит музыка». В ней же, по мнению Гете, яснее всего проявляется величие искусства. Музыка – самое прекрасное из того, что сотворил человек, это отражение душевных переживаний. Настроения, события, история и культура наслаиваются на ноты. Бах, Бетховен или Моцарт на слуху миллионов, а кем же создана и записана мелодия казахских степей? Читайте подборку el.kz о популярных кюйши-композиторах прошлых веков
Күй – кюй – традиционная казахская музыка. Исполняется на домбре, кобызе или других народных музыкальных инструментах. Күйші – кюйши – тот, кто исполняет кюи.
Кюи – особое наследие казахского народа, так как они охватывают период более тысячи двухсот лет, а также связаны с реальными историческими событиями на территории Евразии. Например, до наших дней дошел народный кюй «Қос мүйізді Ескендір» (букв. с каз.яз. «Двурогий Искандер») про Александра Македонского, а мифы про Коркыт-ата, жившему приб. в VIII-IX веках известны каждому казахстанскому ребенку. Мы собрали для вас наиболее известных композиторов.
Қорқыт (IX век)
Коркыт – поэт-мыслитель и кюйши-композитор огуз-кыпчакских племен, вырос на берегу Сырдарьи (река на юге Казахстана). По данным историков, его род с отцовской стороны произошел от огузского Камы (Кайыспас), отца звали Каракожа, а род мать была дочерью кыпчаков, звали ее Алтыншаш.
Бартольд писал, что Коркыт – не батыр, а абыз (патриарх), хранитель и распространитель народной мудрости. Коркыта называют «күй атасы», что значит «отец-основатель кюя», он играл на кобызе – струнном инструменте, который, по легенде, вырезал сам. Коркыт также был баксы (с каз.яз. знахарь-шаман), он – воплощение степной философии и тенгрианства.
Кюи Коркыта: «Қорқыт» (сущ. три варианта), «Аққу», «Әупбай», «Башпай», «Желмая», «Елім-ай, халқым-ай», «Сарын» (сущ. два варианта), «Тарғыл тана», «Ұшардың ұлуы» и пр.
Кетбұға (XII-XIII века)
Кюи Кетбуга: «Ақсақ құлан» (сущ. шесть вариантов), «Нарату» и пр.
Асанқайғы (XIV-XV века)
Асан Сабитулы родился в 60-70 годы на берегу реки Едил (Волга). Курбангали Халидулы в своем труде «Тауарих хамса» писал, что знаменитый Майкы би является предком Асанкайгы.
Асанкайгы жил во времена дробления великой Золотой Орды, он был современником ханов Берке, Улуг-Мухамед и Абулхаир, а также султанов Керей и Жанибек. Его называли «дала абызы», степным патриархом, время Асанкайгы – переселение казахов, обособление Дешти Кыпчака, поэтому он много думал о судьбе народа, о будущем.
Кюи Асанкайгы: «Ел айырылған», «Асанқайғы», «Желмаяның жүрісі», «Зар» и др.
Қазтуған (XV век)
Как и многие в средневековье, Казтуган Суйинишулы представлял собой многогранную личность: он был и батыром, и кюйши, и би, и оратором. Жил он между реками Едил и Жайык (Волга и Урал соответственно), на берегу Каспийского моря, преимущественно в местах, которые называли Карасу. По дошедшим до нас стихам ученые говорят, что он был аристократом, а также, возможно, видел великого Асанкайгы.
Кюи Казтугана: «Сағыныш», «Құлақ күй».
Байжігіт (XVI-XVII века)
Байжигит родился на Алтае. Благодаря казахскому шежире можно отследить, что он выходец из Среднего Жуза, кереев. Среди них он потомок ответвления Абак-Жастабан. Байжигит рос сиротой, остался без родителей в пять лет, поэтому его жизнь была полна трудностей. Именно поэтому, считают люди, его кюи полны тоски.
Кюи Байжигита до сих пор хорошо известны на территории Восточного Туркестана и на Алтае. Изучением его наследия занимались такие деятели, как Магауин, Хаймолдин и Асемкулов.
Кюи Байжигита: «Азат» (сущ. две версии), «Ақтабан», «Алмажай», «Аңшының зары», «Арман», «Әлдисұр», «Беласар», «Бөкен жарғақ», «Бұлғын сусар», «Былқылдақ», «Дәлдірең торы», «Жетім торы», «Жұмағұл», «Ерке атан», «Қайың сауған», «Қара жорға», «Қашқан қалмақ», «Қоңырат», «Қосбасқан», «Қособа», «Қос сиыр», «Кербалақ», «Көкейкесті», «Көңіл», «Көктөбе», «Күншуақ», «Көкбалақ», «Көк қаршыға», «Нарын», «Сара би», «Секіртпе», «Сылаң торы», «Тоғыз тоты» и пр.
Абылай хан (1711-1781)
Абылай (Абильмансур) Уалиулы – хан казахского народа из рода торе, а также кюйши XVIII века. Его время можно описать как обострение политической ситуации в степи с угрозой полного уничтожения, о чем в устной литературе осталось такое четверостишие:
«Былай барсаң Қоқан бар – қоқаңдаған әкең бар,
Былай барсаң қалмақ бар – күшіңді еппен алмақ бар,
Былай барсаң қытай бар – жапырағыңды бұтай бар,
Былай барсаң орыс бар – балаңды берсең қоныс бар».
То есть существовала угроза со стороны Коканда, калмаков, Китая и Российской Империи. Поэтому кюи Абылая можно разделить на два периода. Первый объемлет время джунгарских набегов, в этих кюях рассказываются о походах, военных потерях и победах, о подвигах батыров. Второй период касается более спокойной жизни. Некоторые кюи Абылай хана были переведены на ноты Уалихановым и Затаевичем, которые также первыми написали о нем как о кюйши.
Кюи Абылай хана: «Ақ толқын», «Алабайрақ», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Қоржын қақпай», «Майда жал», «Садақ қақпай», «Сары бура», «Шаңды жорық» и пр.
Махамбет (1804-1846)
Махамбет Отемисулы – батыр, полководец, поэт и кюйши казахского народа. Родился и вырос в округе Бекетай, Ішкі Бөкей. По рассказам, его вдохновляли такие земляки, как Камбар батыр, Ер Таргын, Сыпыра жырау, Асанкайгы, Казтуган, Шалкииз, Жиембет, Доспанбет и другие. Главным кумиром Махамбета являлся знаменитый Сырым батыр. Махамбет был ученым, кроме казахского языка знал русский, татарский и арабский языки.
Махамбет возглавлял революции, поэтому и кюи его были пропитаны освободительным духом.
Кюи Махамбета: «Ақжелкен», «Жайық асу», «Жорық», «Жұмыр-Қылыш», «Исатайдың Ақтабаны-ай», «Қайран Нарын», «Қиыл қырғыны», «Нарын», «Өкініш», «Тарлан», «Шілтерлі терезе» и др.
«Что такое кюй»
Материал рассказывает о появлении кюя. Какие композиторы сочиняли кюи. о чем кюи могут рассказывать, какие инструменты исполняют кюи.
Просмотр содержимого документа
«»Что такое кюй»»
В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Кюи бывают народными и авторскими. Например, кюй «Аксак кулан» (хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.
Вся жизнь казаха с момента рождения и до смерти пронизана музыкой. Музыка сопровождает многие обряды, ритуалы, праздники и будни. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.
Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.