Что такое лексическое значение прилагательного
3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных
1. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Основные признаки имени прилагательного
2. По характеру лексического значения прилагательные делятся на три разряда:
А) качественные;
Б) относительные;
В) притяжательные.
А) Качественные прилагательные
Качественные прилагательные обозначают различные качества предмета:
величина: большой, крупный, маленький;
возраст: старый, молодой;
цвет: красный, синий;
вес: лёгкий, тяжёлый;
внешний вид: красивый, стройный;
внутренние качества: умный, строгий, ленивый.
Характерными грамматическими и словообразовательными особенностями качественных прилагательных являются:
наличие степеней сравнения;
Большой – больше, самый большой; умный – умнее, умнейший.
наличие полной и краткой формы;
Строгий – строг, старый – стар.
способность сочетаться с наречиями степени;
Очень строгий, очень большой, очень умный.
Умный → умно, блестящий → блестяще, зверский → зверски.
Однако не все качественные прилагательные обладают этими признаками:
нет степеней сравнения у прилагательных типа босой, косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый, потому что они выражают абсолютные качества, то есть такие качества, которые не поддаются сравнению (нельзя быть мёртвым в большей или в меньшей степени; нельзя быть женатым в большей или в меньшей степени);
нет краткой формы у прилагательных типа деловой, дружеский, комический, поскольку по происхождению они являются относительными;
нет степеней сравнения у относительных или притяжательных прилагательных в качественном значении.
Ср.: золотой браслет (относительное прилагательное) – золотой характер (качественное значение); лисий хвост (притяжательное прилагательное) – у этого человека лисий характер / лисья улыбка (качественное значение).
Б) Относительные прилагательные
Относительные прилагательные обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к:
материалу: железный, деревянный, бумажный;
месту: деревенский, городской, здешний;
времени: вчерашний, осенний;
действию: стиральный, подготовительный;
понятию: научный, философский;
числу: двойной, тройной;
Эти признаки не могут проявляться в большей или в меньшей степени.
В отличие от качественных прилагательных относительные прилагательные не изменяются по степеням сравнения и не имеют краткой формы. |
Относительным прилагательным синонимичны падежные или предложно-падежные формы существительных.
Ср.: железный обруч – обруч из железа; волжский берег – берег Волги; спортивная обувь – обувь для занятий спортом.
В) Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному.
Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след.
Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Такие признаки также не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени.
В отличие от качественных прилагательных притяжательные прилагательные, как и относительные, не изменяются по степеням сравнения. |
Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:
-ин/-ын : мамин, курицын, сестрицын;
-ий/-j- : медвежий – медвеж[ j ]ьего.
2) При употреблении прилагательных их значение может меняться. Так, относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных.
Ср.: сиреневая ветка – относительное прилагательное; сиреневое платье – качественное прилагательное.
Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных.
► Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:
Что такое лексическое значение прилагательного
внешний вид: красивый, стройный;
внутренние качества: умный, строгий, ленивый.
Характерными грамматическими и словообразовательными особенностями качественных прилагательных являются:
наличие степеней сравнения;
Большой – больше, самый большой; умный – умнее, умнейший.
наличие полной и краткой формы;
Строгий – строг, старый – стар.
способность сочетаться с наречиями степени;
Очень строгий, очень большой, очень умный.
Б) Относительные прилагательные
Относительные прилагательные обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к:
материалу: железный, деревянный, бумажный;
месту: деревенский, городской, здешний;
времени: вчерашний, осенний;
действию: стиральный, подготовительный;
понятию: научный, философский;
Эти признаки не могут проявляться в большей или в меньшей степени.
В) Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному.
Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след.
Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Такие признаки также не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени
Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:
-ин/-ын: мамин, курицын, сестрицын;
Имя прилагательное в русском языке
Имя прилагательное – одна из частей речи русского языка. В устной и письменной речи используется для точного описания предмета, выделения его из ряда подобных. В литературе придаёт тексту яркость, выступает в роли средства художественной выразительности – эпитета ( нарядный лес, хмурое небо).
Прилагательное как часть речи
Характеристика слов в русском языке начинается с определения принадлежности к самостоятельным или служебным. Отличительными критериями в таком случае становятся:
Слова, обладающие перечисленными признаками, относятся к самостоятельным, не обладающие – к служебным.
Прилагательные имеют зафиксированное в словарях лексическое значение, к ним задаётся вопрос, в предложении они являются отдельными членами. Это доказывает их принадлежность к группе самостоятельных.
Формулировка определения слов указанной группы включает в себя:
Для рассматриваемой части речи определение указывает:
Значение признака выражается и существительными (рыхлость, быстрота), но признаки в этом случае не принадлежат предметам, оторваны от них.
То же значение у причастия привязано к действию и принадлежит к свойствам, возникающим у предмета, который совершает это действие или испытывает его на себе.
Образование прилагательных
Прилагательные образуются следующими морфологическими способами:
В качестве исходных слов используются существительные, глаголы, прилагательные.
При неморфологическом способе прилагательное образуется из причастия, утратившего значение действия и ставшего характеристикой объекта:
Грамматические признаки
К числу постоянных признаков относятся:
При этом единственный признак, выделяемый у каждого прилагательного, это разряд. Остальные два свойственны определённому типу слов.
Также имеют ограниченную сферу применения – то присутствуют в полном составе, то частично, то отсутствуют целиком.
Условия проявления перечисленных характеристик рассматриваются ниже.
Разряды прилагательных
Основой разделения на разряды служит значение слов. Всего таких разрядов выделяется три:
Качественные
К этому разряду относятся слова, обладающие следующими признаками:
Не каждое качественное прилагательное наделено всеми перечисленными особенностями, но если проявляется хоть одна из них, то слово принадлежит к этой группе.
Относительные
В группу входят слова, характеризующие определяемый предмет по отношению к:
Такие свойства не имеют градации проявления, они или есть, или нет. Однако при употреблении в переносном смысле приобретают такую способность и переходят в качественные:
Притяжательные
Имеют значение принадлежности ( чей? ) живому существу – человеку, животному, сказочному персонажу ( дедова трубка, кошкин хвост, драконья пещера). В рамках приёма олицетворения сочетаются и с неодушевлёнными существительными, выступающими как одушевлённые ( берёзкины серёжки).
Способны при смене значения переходить в смежные разряды:
Степени сравнения прилагательных
Способность образовывать степени сравнения характеризует прилагательные, относящиеся к разряду качественных, поскольку именно они обозначают свойство, выраженное в сильной или слабой степени по сравнению с окружающими предметами-носителями того же свойства.
Помимо исходной формы, которую называют положительной степенью (или отсутствием таковой вообще), выделяются:
Сравнительная степень
Обозначает бо́льшую (меньшую) проявленность признака в ряду его носителей, сопоставляемых с названным, или у того же носителя, но в другой момент времени.
Образуется двумя способами.
Оба способа одновременно не применяются, так что к исходному варианту прибавляется либо суффикс, либо дополнительное слово:
Превосходная степень
Название указывает на превосходство, то есть на максимальную степень выраженности признака у объекта по сравнению с остальными носителями (или с представителями названной группы).
Видов и, соответственно, способов её образования также два.
Полные и краткие прилагательные
Прилагательные того же разряда употребляются в полной и краткой форме. Краткий вариант образуется усечением окончания:
Слова, принадлежащие к указанному разряду, подразделяются на три типа:
Ко второй категории относятся, например, названия мастей лошадей (гнедой, соловый) и слова с цветовым значением, восходящие к существительным (фиалковый, каштановый).
Непостоянные признаки прилагательных
Согласование изменяемых вариантов происходит по следующим морфологическим признакам.
Синтаксическая роль прилагательных
В предложениях полные прилагательные выступают в роли:
Краткие также употребляются как именная часть сказуемого:
Та же роль и у сравнительной степени.
Субстантивированные прилагательные, перешедшие в разряд существительных, берут на себя и соответствующую синтаксическую роль.
Краткие варианты при отсутствии полных или при расхождении с ними в значении становятся вспомогательными словами в составных глагольных сказуемых.
Роли помимо определения для адъективного оборота факультативны.
Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных
В Iклассе школьники учились выделять и группировать слова, обозначающие признаки предметов. Они научились ставить к прилагательным вопросы, составлять сочетания «существительное + прилагательное». Иными словами, они подходили к прилагательному и с позиций лексико-семантических, и с грамматических. Но II классе они узнали термин имя прилагательное, включили его в число частей речи. Постепенно ученики переходят к анализу грамматических признаков прилагательных. Грамматическое изучение предполагает проверку применимости к новой части речи таких свойств, которые детям уже знакомы: категория рода, числа, изменяемость/неизменяемость, синтаксическая функция, способность изменяться по падежам, способы словообразования.
Изучение свойств прилагательного начинается, если придерживаться функционального подхода, дающего немалые возможности для эвристической методики, с выяснения его функции в выражении мысли, т.е. в речи, в тексте, в предложении. Иными словами, читается и анализируется текст, например стихотворение А.А. Фета:
Чудная картина, Свет небес высоких,
Как ты мне родна: И блестящий снег,
Белая равнина, И саней далеких
Полная луна. Одинокий бег.
Школьники уже имеют некоторый опыт языкового анализа художественного текста. Вот его этапы:
выразительное чтение в целях полного понимания мысли;
образ, картина, настроение и чувства пола;
какими словами все это передано, выделение этих слов: белая равнина, полная луна, небеса высокие, снег блестящий;
Что же обозначают прилагательные, каковы их группы по значению? Школьники сами подбирают прилагательные, которые обозначают:
температуру горячий, морозный.
Подводится тот наблюдений, анализа. Обобщение может быть проведено в форме строгого логического определения:
Новое понятие подводится под ближайший род (слова), выделяется три существенных признака.
Изучение завершается анализом образцового текста.
Тема «Род имен прилагательных»
Такой способ связи называется согласованием.
Одно и то же прилагательное может «обслуживать» имена cyществительные мужского, женского или среднего рода. Учащиеся проверяют это свойство, составляя словосочетания и предложения: зимний день, зимняя стужа, зимнее развлечение. Продолжаются упражнения в согласовании.
Подытоживая эту ступень исследования, школьники составляют таблицу родовых окончаний:
Виды важнейших упражнений:
а) составление различных вариантов словосочетаний и предложений с именами прилагательными; выбор прилагательных из числа синонимов; замена прилагательных-антонимов; введение нескольких синонимов, их градация (даль широкая, бескрайняя);
б) тренировка в постановке вопросов к прилагательному в тексте, поиск аналогий в вопросе и в прилагательном (какая береза?- белая).
построение схемы (модели) словосочетания с именем прилагательным;
составление таблицы изучаемых частей речи.
Тема «Число имен прилагательных»
Выводы из предыдущей темы помогут учащимся догадаться, что имена прилагательные могут изменяться и по числам, поскольку они согласуются с именем существительным, зависят от него. Подтверждение этому легко найти в предложениях. Знакомство с новой темой уместно в данном случае построить не по индуктивной программе наблюдений, а, наоборот, дедуктивно, выдвинув гипотезу и проверяя ее.
Гипотеза: возможно, что прилагательное, зависящее от имени существительного, принимает не только род существительного, но и число. На основе анализа текста составляется таблица:
Гипотеза подтверждается примерами: по-видимому, все прилагательные могут иметь форму множественного числа; форма множественного числа отличается от формы единственного числа; от имени существительного к прилагательному может быть поставлен вопрос какие?, единый для всех трех родов существительного и, следовательно, и прилагательного тоже. И главное: окончание у вопроса ударяемое, по нему можно проверить безударные окончания имен прилагательных.
Дальнейшую работу над темой излагаем в форме напоминаний, т.е. сокращенно:
закрепление теоретических выводов, повторение основных понятий раздела «Части речи»;
языковой анализ текста с акцентом на изучаемой теме;
построение разнообразных словосочетаний в рамках темы;
употребление имен прилагательных во множественном числе (именительный падеж) в предложениях и в тексте;
окончания имен прилагательных во множественном числе, составление алгоритма их проверки;
построение моделей словосочетаний с именами прилагательными;
подбор прилагательных к данным существительным;
обоснование выбора прилагательных («коммуникативная целесообразность» выбора);
роль прилагательных в тексте, в описании, их выразительные возможности.
Тема «Склонение имен прилагательных»
Эта одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах, поскольку существует сложная система согласования и проверки безударных окончаний.
Но есть и немалое достоинство: здесь почти нет нарушении единой системы, все подчинено правилам (напомним, что притяжательные прилагательные в начальных классах не изучаются).
И. какой? какая? какое? какие?
Р. какого? как ой? какого? как их? и т.д. (косвенные падежи мн. ч. изучаются по углубленным программам).
Внимание детей обращается на то, что все окончания вопроса ударяемые: это пригодится позже.
Далее следует синтетическая работа учащихся: они склоняют существительные с прилагательными; сразу берутся примеры с твердой и с мягкой основами. Склоняется, в сущности, словосочетание, записываются формы всех падежей, выделяются окончания имен прилагательных. Можно было бы поместить все три рода в одну таблицу склонения, но это громоздко, не поместится на странице.
Таблица склонения имен прилагательных
В результате практической работы и наблюдений дети делают выводы:
не только формы рода и числа, но и все падежные формы прилагательных зависят o имен существительных, к которым относятся, с которыми согласуются;
при склонении имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, отличающиеся от вопросов имен существительных;
падежные вопросы имен прилагательных в основном различны по родам, но многие совпадают, особенно в среднем роде: он совпадает с мужским, кроме именительного и винительного падежей;
падежные окончания прилагательных различаются в зависимости от твердости/мягкости основы слова: о/е, ы/и, а/я, у/ю;
окончания могут быть ударяемыми и безударными. Правописание безударных окончаний проверяется ударными, в том числе и окончаниями вопроса того же падежа и рода.
Дальнейшие исследования учащихся: до сих пор мы изучали только единственное число в падежных формах. Нам предстоит изучить склонение во множественном числе. Как построить и провести такое исследование?
Виды упражнений (кратко):
языковой анализ с акцентом на именах прилагательных;
полное склонение таких сочетаний устно и письменно;
составление предложений и текстов различных типов и метопом конструирования, и по коммуникативной методике;
выбор прилагательных и обоснование выбора;
варианты перестройки предложений, их расширение, редактирование;
составление тематических групп имен прилагательных и словариков;
составление терминологического словарика по изученным темам курса и пр.
опираясь на темы раздела «Имя прилагательное», построить таблицу склонения во множественном числе, сделать выводы (формы падежей подскажет языковая интуиция);
исследовать окончания падежей во множественном числе, их написание;
построить задания для предполагаемых учащихся (ролевой момент);
Углубленное исследовательское задание: в книгах вы встречаете прилагательные, разобрать которые пока не умеете. Ведь мы изучали далеко не все и про существительные, и про прилагательные (имеются в виду и краткие прилагательные, и степени сравнения и пр.). Попытайтесь определить их значения, формы, их роль в выражении мысли.
Виды обобщения по темам «Имя существительное» и «Имя прилагательное»:
составление таблиц, схем, моделей, например, склонения, где используются полные слова; используются только окончания и пр. Пример: общая модель изменения имен прилагательных, связь с именами существительными, формы рода, числа, падежные формы и пр.:
устное сообщение обобщающего типа на темы «Совпадающие падежные формы имен прилагательных»; «Падежные окончания, которые вбезударном варианте трудно различимы на слух»; «Выразительная, изобразительная роль прилагатель-ных (в тексте)»; «Группы прилагательных по значению»;
составление алгоритмов: порядок грамматического анализа имени прилагательного, алгоритм проверки написания безударного падежного окончания прилагательного и пр.
Опорная схема: трудные, легко смешиваемые падежные окончания:
Твор. и предл. пад. Вин. и твор. над.
Качественные прилагательные
Качественными прилагательными называются такие прилагательные, которые обозначают признаки, свойства и качества предметов, воспринимаемые нами по преимуществу непосредственно, т.е. являются прямыми наименованиями признаков. Лексические значения качественных прилагательных разнообразны. Они обозначают цвета (белый, пунцовый, русый, карий, седой), пространственные понятия (прямой, левый, широкий), качества (кислый, соленый, горячий, тяжелый, крепкий), черты характера (отзывчивый, скупой, радушный), внешние, физические или телесные, качества людей и животных (курчавый, толстый) и другие признаки.
Качественным прилагательным присущи следующие лексико-грамматические особенности:
возможность образования степеней сравнения: дорогой, дороже, более дорогой, самый дорогой; умный, умнее, умнейший и т.д.;
наличие форм субъективной оценки (уменьшительных, ласкательных и других суффиксов): светлый — светленький, светловатый, светлехонек, светлешенек и др.;
возможность входить в антонимические пары слов: яркий — тусклый, светлый — темный, добрый — злой, высокий — низкий;
Перечисленные лексико-грамматические признаки отличают качественные прилагательные от притяжательных и относительных. Однако не каждое качественное прилагательное обладает всеми указанными особенностями. Наличие отдельных признаков находится в прямой зависимости от времени появления того или иного прилагательного в языке, от его семантики, морфологической структуры и стилевой принадлежности.
Таким образом, отмеченные лексические и грамматические особенности качественных прилагательных в известной мере условны. Тем не менее наличие хотя бы некоторых из указанных признаков позволяет отличать качественные прилагательные от притяжательных и относительных, которым все эти признаки не свойственны.
Относительными прилагательными называются такие прилагательные, которые обозначают признак не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению или действию, т.е. опосредствованно. Они обозначают отношение к лицу (человеческие слабости, детские забавы), к действию (дробильный станок, моечный аппарат), ко времени и месту (утренний час, городской транспорт, местный житель), к числу (тройное сальто-мортале), к отвлеченному понятию (религиозные воззрения, идеалистические заблуждения) и т.д.
Общее лексическое значение относительных прилагательных неизменяемо и может быть определено как «относящийся к данному предмету», «характерный для данного предмета». Это обстоятельство делает возможным замену относительных прилагательных предложно-именными сочетаниями со словами, от которых образованы данные прилагательные (чаще всего существительными). Например: серебряная чаша — чаша из серебра; овощное рагу — рагу из овощей и т.д.
Переход относительных прилагательных в качественные
Качественные и относительные прилагательные в современном русском языке не являются замкнутыми группами. Грамматическая граница между ними подвижна, так как семантические признаки, позволяющие отличать один разряд прилагательных от другого, подвергаются изменениям.
Почти все относительные прилагательные имеют в значении оттенок качественности, который в результате определенных причин иногда развивается в самостоятельное значение. Например, относительные прилагательные золотой, железный, каменный, стальной, деревянный, братский, классный, театральный, концертный и мн. др. могут употребляться и в своем основном значении относительных прилагательных (золотой браслет, железная решетка, каменный дом, стальной трос, деревянный забор, братская могила, классная доска, театральные декорации) и в значении качественных прилагательных (золотой характер, железная воля, каменное лицо, стальные нервы, деревянный голос, братский союз, театральный жест).
Некоторые относительные прилагательные в результате употребления в значении качественных окончательно утратили свое первоначальное значение и перешли в разряд прилагательных качественных. Такой путь развития прошли, например, прилагательные возмутительный, соблазнительный, внимательный, бурный и мн. др.
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какого-либо предмета определенному лицу или (реже) животному: отцов, сестрин, Лизин, кошкин и др. Семантической основой притяжательных прилагательных является указание на обладателя — индивидуума.
Притяжательные прилагательные, образованные от существительных, обозначающих неодушевленные предметы, очень редки. Их употребление характерно для индивидуального стиля отдельных авторов, например у В.В. Маяковского: ребровы дуги, стеганье одеялово; у Н.С. Тихонова: черемухины скаты.
В других стилях языка притяжательные прилагательные употребляются обычно как элементы отдельных фразеологических оборотов (прокрустово ложе, геркулесовы столпы, танталовы муки, крокодиловы слезы и т.д.) или элементы сложных научных терминов (вольтова дуга, кесарево сечение, антонов огонь, архимедов винт, базедова болезнь и т.д.).
В истории русского литературного языка притяжательные прилагательные явились основой образования многих фамилий, имен, географических наименований (Петров, Царицын, Киев, Александров, Иваново и т.п.).