Что такое ленд арт
Лэнд-арт как направление в искусстве
Концепция этого направления заключается в осознании индустриализации и массовости современного искусства. Человечество использует слишком много металла, пластика, т.е. уходит от экологического материала, тем самым создавая конфликтную ситуацию между цивилизацией с искусством и окружающей средой.
Картины природы
Чаще всего сами художники и документируют свои проекты. Интересно, что мы даже фотографию, отображающую пример лэнд-арта не воспринимаем как произведение искусства до тех пор, пока эта фотография, документация не будет оформлена в пространстве галереи и не названа критиками произведением искусства. Т.е., проще говоря, творения лэнд-ардистов сами по себе не подразумевают зрителя. И сам художник не имеет значения, лэнд-арт отрицает автора, творца; зрителя; а само произведение искусства делает недоступным для зрителя, но позволяет документировать его и выставлять на обозрение. Художник пытается переорганизовывать окружающую среду в огромное полотно, на котором природа выступает в роли творца, а не пассивной декорации. И таким образом, получается, что природа и человек воссоединились в акте сотворчества, слились в одно целое. Т.е., творя в лесах и полях, представители этого направления просто уединяются с природой, а уединение, в свою очередь, выражает усталость от эстетики. Они пытаются создать неожиданные формы там, где, казалось бы, они не возможны.
Творения лэнд-арта – это своего рода точка соприкосновения божественного и человеческого. Концепции лэнд-ардистов обусловлены характеристикой постмодернизма. Художник больше не пытается преобразовать мир, довести его до совершенства либо сотворить новый мир, а обращается к поиску утраченных ценностей, к Демиургу, что объясняет такие масштабные работы в глухих, диких местах. Они пытаются вернуть искусство в природу. Лэнд-арт направлен на преодоление элитарности традиционного искусства посредством использования простых материалов. Они используют землю и все, что она дает. В символической форме это означает попытку творца достигнуть, понять суть произведения искусства. Некоторые представители этого направления утверждают, что их проекты выражают некоторую «…зависть к окружающему миру: люди умирают, а природа живет вечно».
Ленд-арт как форма художественного протеста?
Ленд-арт – это относительно новый вид искусства, призванный в какой-то мере заполнить пробелы, которые не могут быть заполнены станковым, да и любым «музейным» видом искусства. Сам факт того, что это искусство принципиально «внемузейное» позволяет художникам, как ни странно, быть более конформистскими, спокойными. Нет нужды выделяться среди сотен работ, если твоя работа – в пустыне. Это позволило по крайней мере части художников ленд-арта создавать вещи, в традиционном арт-пространстве ХХ века кажущиеся недостаточно острыми – к примеру, просто красивые.
В отличие от всех традиционных видов искусства, у ленд-арта есть очень существенный «помощник» — и «фон» и «выставочное пространство» — сама природа.
Кристо и Жанн-Клод «Окруженные острова, Флорида»
В основном, эффекты, достигаемые искусством ленд-арта, базируются на противопоставлении природных форм и объектов созданных (или видоизмененных) человеком. Произведения этого направления несамостоятельны без своего природного окружения — ленд-арт связан с непосредственным местом, с землей, иначе он превращается в скульптурный (или какой-либо еще) объект. Художники долго подбирают подходящую площадку для своего произведения, чтобы работа выглядела наиболее выигрышно. И эффект, на самом деле, довольно простой: природа — это всегда красиво, но мы это не всегда замечаем. С помощью подобных «рамок» или «запятых» на природном ландшафте художники подчеркивают само пространство, скорее, чем свою работу. По такому принципу работает, к примеру, Джеймс Тарелл в своих «рамках для неба».
Джеймс Таррелл «Кратер Роден»
Само появление ленд-арта напрямую связано с протестом против доминирования консьюмеризма, то есть культа потребления в искусстве. Для художников это стало возможностью создавать художественное высказывание, которое невозможно мгновенно обратить в денежные знаки, не обращая внимание на ее художественную силу, реальное взаимодействие между искусством и зрителем, минуя все качества, которые важны для произведения. Но эта благородная цель почти всегда терпит фиаско — с той же идеей рождался, например, перформанс. В итоге, в любом виде искусства находится способ монетизировать его.
Нил Доусон «Горизонты», 1994, Новая Зеландия. Кайпара, Нортленд
Но, тут стоит выделить самых ярых, уверенно держащихся этой линии «протеста» в ленд-арте героев — художников Кристо и Жанн-Клод, работающих в паре. В течение всей карьеры именно создавать «временные произведения свободы и красоты» было их кредо — они создавались принципиально на деньги самих художников (чтобы художники были независимы от мнений меценатов и заказчиков) и их посещение было (и есть) принципиально бесплатным. В их случае, протест более, чем удался!
Именно поэтому ленд-арт часто является связующим звеном между широкой публикой и миром современного искусства. Не новость, что масса людей, несвязанных с арт-миром, современное искусство недолюбливают. Я всеми силами пытаюсь эту нелюбовь переломить, и я это делаю путем долгих рассказов, а ленд-арт делает то же самое, но своим существованием.
Мой опыт — что именно на занятии по ленд-арту, в нашем курсе представленным Кристо, слушатели смягчаются и начинают чувствовать себя уверенно. Критерий оценки очень ясен и просто — «нравится» — «не нравится». Нет шанса выставить себя в невыгодном свете, если тебе нравится (или не нравится) спираль на песке.
Роберт Смитсон «Спиральная дамба». Апрель 1970
Ленд-арт часто обращен к более широкой публике, иногда к неподготовленной, и часто бесплатен для созерцания и прямого взаимодействия. Это более свободное искусство, и им можно наслаждаться, находясь в уютной, приятной атмосфере — допустим, в парке. Рядом с ним можно шуметь, бегать, играть, есть. Можно останавливаться и замирать, оценивая его эстетическую составляющую, но можно этого и не делать. Это, на самом деле, тоже важно — сколько шуток в интернете о том, что «на выставке современного искусства 5 человек стояли перед схемой пожарной эвакуации, перепутав ее с произведением» — это все происходит из-за того, что часто зритель просто не понимает, как взаимодействовать с произведением. Перед работой «Фонтан» Марселя Дюшана вовсе не имеет смысла замирать в эстетическом восхищении, как перед работой Рембрандта — это ведь обычный писсуар. Но посетители галерей часто это делают, боясь выставить себя в глупом свете. Перед ленд-артом, в большинстве случаев, таких вопросов не возникает.
Ленд-арт – природное искусство
Суть ленд-арта
Ленд-арт – относительно новое направление в искусстве. Оно зародилось в 60-х годах ХХ века у художников из США. Это был своего рода вызов классическим канонам, рамкам музейных и галерейных площадок. Работы художников вышли за стены музеев и пришли к природе, связав ее с человеком. На ленд-арт повлияли такие направления, как минимализм, концептуализм и модернистские движения: неопластицизм и кубизм.
Большинство произведений ленд-арта создается на основе природного материала: веток, камней, травы, песка, частей растений, ракушек. Некоторые последователи этого искусства используют в основе работ металлические конструкции, но это уже отхождение от идеи чистого искусства, максимально приближенного к природе.
Land Art Camp Belarus 2016. Анна Нефедова, Елена Веретельникова, Россия
Land Art Camp Belarus 2016. Дмитрий Ретивых, Анна Долматова, Екатерина Шарангович, Россия
Суть ленд-арта в том, что работа выполняется для одного конкретного места, из материалов, которые характерны для него, и ее невозможно транспортировать. В редких случаях произведения ленд-арта хранятся в музеях.
Вдохновением для творца могут послужить изменения в росте дерева или, к примеру, модуляции в рельефе. Это отправная точка, «корни работы». Каждый ее элемент имеет свою продолжительность жизни. Ничто не вечно в этом мире: все уходит туда, откуда пришло. В ленд-арте мастер должен уметь отпускать свою работу, принимать и понимать, что со временем она разрушится и станет частью того ландшафта, в котором находится. Именно поэтому в чистом ленд-арте не используются каркасы, металлические крепления – их нет в природе, это чуждые для нее элементы. Мастера создают свои работы в сотворчестве с природой, и результат – галерея работ прямо под открытым небом.
Land Art Camp Belarus 2017. София Стрелкова, Инна Лукаш, Яна Бойко, Россия – «Игра в прятки»
Land Art Camp Belarus 2017. Мартин Яблонский (Польша) и Ольга Гайдукевич (Беларусь) – «Половинки»
Land Art Camp Belarus 2017. Борис Меняйлов и Борис Заславский, Россия – «Ловцы снов»
Художники земли
Одним из ярчайших представителей движения ленд-арта был Роберт Смитсон, погибший во время работы над своим очередным объектом. Спиральный причал, созданный им на территории Большого Соленого озера в Северной Юте, считается одним из самых известных и масштабных проектов.
Среди выдающихся «художников земли», как часто называют мастеров ленд-арта, такие мастера: Уолтер Де Мария, Энди Голдсуорси, Деннис Оппенхейм, Ненси Холт, Ричард Лонг, Христо.
Наталья Волк и Инна Фицнер, Беларусь
Один из старейших и значимых в Европе фестиваль ленд-арта проходит в швейцарском городе Гринденвальд. В этом году он отметит свое 20-летие. Попасть на него можно по личному приглашению основателя фестиваля, флориста и преподавателя Питера Хесса. На фестиваль съезжаются мастера из разных стран мира. В этом году уже второй раз Беларусь в Гринденвальде будет представлять Ольга Гайдукевич. Многие ученики Питера Хесса проводят в различных городах и странах фестивали ленд-арта, продвигая и развивая направление.
Land Art Camp Belarus 2017. Елена Сверчинская, Ольга Федосеева, Беларусь – «Энергия жизни»
Land Art Camp Belarus 2017. Надя Гайдукевич и Даша Скорынина, Беларусь – «Представь дракона»
Опыт Беларуси и Сочи
С каждым годом ленд-арт расширяет географию своих последователей и единомышленников. В Беларуси состоялся уже не один фестиваль ленд-арта, основанный на принципах отказа от любых искусственных материалов. Два из них прошли под руководством Питера Хесса.
Land Art Camp Belarus 2016 проходил на территории пикник-отеля «Экспедиция» в г.п. Плещеницы Логойского района. Land Art Camp Belarus 2017 разместился на территории оздоровительного комплекса «Ислочь-парк» в Воложинском районе Минской области. Фестивали собрали мастеров из Беларуси, Польши, России.
А в 2018 году на мировой карте фестивалей чистого ленд-арта появилась новая точка – Сочи. Здесь состоялся первый для города фестиваль ленд-арта, собравший участников из России, Беларуси, Японии и Молдовы.
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Жанна Султанова и Эля Уланова, Россия – «Хранитель Земли»
Фестиваль ленд-арта в Сочи 2018. Олеся Иванова и Александра Кудряшова, Россия – «Вода – возвращение»
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Ольга и Надя Гайдукевич, Инна Фицнер, Беларусь – «Боб Марли»
Фестиваль организовали Борис Меняйлов и Борис Заславский – опытные мастера ленд-арта и ученики Питера Хесса. Для них обоих фестиваль в Сочи – это давняя мечта, которая воплотилась в жизнь. Они два раза принимали участие в фестивалях в Беларуси, а в этом году организовали фестиваль в своем городе.
Беларусь в Сочи представляли Ольга и Надя Гайдукевич, Инна Фицнер, Лора Белобровик и Валерия Караульная, которые в составе трех разных команд создали свои неповторимые работы.
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Лора Белобровик (Беларусь), Светлана Савченко (Россия), Светлана Варцаба (Россия) – «Поиск гармонии»
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Иван Базин, Владимир Савинков и Олеся Новикова, Россия – «Свободное созерцание»
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Валерия Караульная (Беларусь) и Галина Корченкова (Россия) – «Путь»
Чем шире география фестивалей, тем интереснее материал для работ, которые можно использовать для арт-объектов. В этой статье представлена подборка фото с фестивалей ленд-арта в Беларуси и Сочи. Ленд-арта, в котором не был использован даже грамм искусственного материала.
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. София Стрелкова, Елена Ноздрева, Наталья Губарева – Елена Мамонтова, Россия – «Сумасшедшие волны»
Лэнд-арт как развитие творческого мышления детей
Воробьева Светлана
Лэнд-арт как развитие творческого мышления детей
Как и практически в любом творчестве с детьми, в лэнд-арте ценен не только и не столько итог работы, сколько ее процесс. Материалы, которые дожидаются юных художников, многое поведают о том месте, где они находятся – увлекательно и в сочных тонах. Это лучший способ познать окружающее пространство.Знакомый мир неожиданно откроется сотнями новых граней: округлый валун превратится в панцирь черепахи, лист лопуха станет развевающимся парусом, а из горстки речной гальки вырастет древний замок. Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе лэнд-арта происходит естественно. Творить из природных материалов можно где угодно – в парке, на даче, в лесу, на пляже.
Этот вид искусства доступен самым крохотным художникам – ведь уже в песочнице играя с детьми 9-10 месяцев делая куличи из песка можно показать малышу, как украсить каждый куличик – положить камушеки, веточки или листочки.
Лэнд-арт как любое другое творчество сближает взрослых и малышей – процесс совместного созидания способствует тесному общению, и летние прогулки с детьми становятся желанными и интересными. И это еще не все плюсы. Создание природных скульптур учит детвору замечать прекрасное в самых обыденных вещах, развивает воображение и моторику, прививает хороший вкус, помогает усвоить гармоничные цветовые сочетания, способствует укреплению нервной системы. А овладеть базовыми навыками лэнд-арта очень просто – с этим легко справляются даже те, кто бесконечно далек от искусства.
Раз-два-три – создаем шедевр!
Чтобы процесс освоения нового вида творчества шел веселее и увереннее, воспользуйтесь советами в виде пошаговой инструкции.
1 шаг. Поиск подходящих материалов. В зависимости от того, где проходит ваша прогулка, творческий набор может включать в себя разные предметы. На побережье строительным материалом станут обкатанные волнами стеклышки, влажный песок, ракушки, водоросли. В парке, в лесу или на дачном участке – полевые цветы, палки всевозможных форм, орехи, листья, разноцветные ягоды, шишки.
2 шаг. Выбор места предоставьте ребенку. Подходящим участком может стать раскидистое дерево с живописным дуплом, уютная полянка, пещера, мшистый пенек, песчаный берег или каменная глыба – все, что вы сочтете достойным «холстом» для вашего будущего творения.
3 шаг. Рождение идеи. Часто достаточно взглянуть на имеющиеся материалы, чтобы представить себе, что из них может получиться. Каменные домики, цветочные куклы, песочные звери, кораблики из веток, причудливые узоры из листьев и ягод или масштабные инсталляции, отображающие глобальный сюжет.
4 шаг. Реализация замысла. Творите вместе с ребенком, направляйте его, но не ограничивайте свободу самовыражения. Поскольку место творениям лэнд-арта – в природной среде и домой скульптуру не унести, не забудьте сфотографировать созданную композицию. Вы можете завести специальный альбом для коллекции снимков ваших арт-шедевров.
Желаем удачи в ваших творческих работах!
Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных методов и приемов Актуальность В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способности. Развитие в наших детях.
Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» Цель: Ознакомление.
Методы стимулирования творческого мышления учащихся на уроках математики Современная система образования открывает перед учителем широкий выбор, как методов обучения своих учеников, так и способов развития у учащихся.
Повышение мотивационного потенциала занятий путем интеграции методов развития творческого мышления Противоречия и задачки по рукопашному бою. Наверное, каждый из Вас в своей деятельности работая с детьми, сталкивался со следующими проблемами.
Проект «Развитие инженерно-математического мышления детей» Краткая аннотация проекта В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным.
Консультация «Развитие мышления у детей с особыми нуждами» Развитие мышления у детей с «особыми нуждами». Подготовила: учитель-дефектолог ГБУ СО «ЦППМС» г. Саратов Филиппова О. Ю. Ранняя.
Развитие творческого мышления и воображения у детей на занятиях физической культурой «Применение методов и средств развития творческого мышления и воображения детей как средства развития инициативы и самостоятельности на.
Развитие творческого потенциала детей в изобразительной деятельности Раскрытие творческого потенциала является одной из важнейших задач воспитания. Именно от этого зависит полноценное развитие будущей личности.
Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления Сообщение на тему: «Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления»для воспитателей. Мы все хотим, чтобы наши дети были.
Проектная деятельность — средство развития познавательной активности и творческого мышления в старшем дошкольном возрасте На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС.
ALOVAK magazine
Онлайн-журнал для творческих людей
Ленд-арт – природное искусство
В Беларуси прошло уже несколько фестивалей ленд-арта – а можете ли вы с уверенностью сказать, что знаете, что из себя представляет этот вид искусства? Мы решили разобраться в теории, а заодно узнать больше о прошедших мероприятиях.
Текст: Инна Фицнер
Фото: Алексей Мойсевич (Land Art Camp Belarus 2016), Анна Романовская (Land Art Camp Belarus 2017), Инна Фицнер, Галина Корченкова (Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018)
Суть ленд-арта
Ленд-арт – относительно новое направление в искусстве. Оно зародилось в 60-х годах ХХ века художниками из США. Это был своего рода вызов классическим канонам, рамкам музейных и галерейных площадок. Работы художников вышли за стены музеев и пришли к природе, связав ее с человеком. На ленд-арт повлияли такие направления, как минимализм, концептуализм и модернистские движения: неопластицизм и кубизм.
Большинство произведений ленд-арта создаётся на основе природного материала: веток, камней, травы, песка, частей растений, ракушек. Некоторые последователи этого искусства используют в основе работ металлические конструкции, но это уже отхождение от идеи чистого искусства, максимально приближенного к природе.
Анна Нефёдова, Елена Веретельникова, Россия
Дмитрий Ретивых, Анна Долматова, Екатерина Шарангович, Россия
Суть ленд-арта в том, что работа выполняется для одного конкретного места, из материалов, которые характерны для него, и её невозможно транспортировать. В редких случаях произведения ленд-арта хранятся в музеях.
Вдохновением для творца могут послужить изменения в росте дерева или, к примеру, модуляции в рельефе. Это отправная точка, «корни работы». Каждый её элемент имеет свою продолжительность жизни. Ничто не вечно в этом мире: все уходит туда, откуда пришло. В ленд-арте мастер должен уметь отпускать свою работу, принимать и понимать, что со временем она разрушится и станет частью того ландшафта, в котором находится. Именно поэтому в чистом ленд-арте не используются каркасы, металлические крепления – их нет в природе, это чуждые для неё элементы. Мастера создают свои работы в сотворчестве с природой и результат – галерея работ прямо под открытым небом.
Land Art Camp Belarus 2017. София Стрелкова, Инна Лукаш, Яна Бойко, Россия — «Игра в прятки»
Мартин Яблонский, Польша и Ольга Гайдукевич, Беларусь — «Половинки»
Борис Меняйлов и Борис Заславский, Россия — «Ловцы снов»
Художники Земли
Одним из ярчайших представителей движения ленд-арта был Роберт Смитсон, погибший во время работы над своим очередным объектом. Спиральный причал, созданный им на территории Большого Солёного озера в Северной Юте, считается одним из самых известных и масштабных проектов.
Среди выдающихся «художников Земли», как часто называют мастеров ленд-арта, такие мастера: Уолтер Де Мария, Энди Голдсуорси, Деннис Оппенхейм, Ненси Холт, Ричард Лонг, Христо.
Land Art Camp Belarus 2017. Работа с крапивой «Духи лета», которая продолжала свой рост. Авторы: Наталья Волк и Инна Фицнер, Беларусь.
Один из старейших и значимых в Европе фестиваль ленд-арта проходит в швейцарском городе Гринденвальд. В этом году он отметит своё 20-летие. Попасть на него можно по личному приглашению основателя фестиваля, флориста и преподавателя Питера Хесса. На фестиваль съезжаются мастера из разных стран мира. В этом году уже второй раз Беларусь в Гринденвальде будет представлять Ольга Гайдукевич. Многие ученики Питера Хесса проводят в различных городах и странах фестивали ленд-арта, продвигая и развивая направление.
Опыт Беларуси и Сочи
С каждым годом ленд-арт расширяет географию своих последователей и единомышленников. В Беларуси состоялся уже не один фестиваль ленд-арта, основанный на принципах отказа от любых искусственных материалов. Два из них прошли под руководством Питера Хесса.
Land Art Camp Belarus 2016 проходил на территории пикник-отеля «Экспедиция» в д. Плещеницы Логойского района. Land Art Camp Belarus 2017 разместился на территории оздоровительного комплекса «Ислочь-парк» в Воложинском районе Минской области. Фестивали собрали мастеров из Беларуси, Польши, России.
А в 2018 году на мировой карте фестивалей чистого ленд-арта появилась новая точка – Сочи. Здесь состоялся первый для города фестиваль ленд-арта, собравший участников из России, Беларуси, Японии и Молдовы.
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Жанна Султанова и Эля Уланова, Россия — «Хранитель Земли»
Олеся Иванова и Александра Кудряшова, Россия — «Вода — возвращение»
Ольга и Надя Гайдукевич, Инна Фицнер, Беларусь — «Боб Марли»
Фестиваль организовали Борис Меняйлов и Борис Заславский – опытные мастера ленд-арта и ученики Питера Хесса. Для них обоих фестиваль в Сочи – это давняя мечта, которая воплотилась в жизнь. Они два раза принимали участие в фестивалях в Беларуси, а в этом году организовывали фестиваль в своем городе.
Беларусь в Сочи представляли Ольга и Надя Гайдукевич, Инна Фицнер, Лора Белобровик и Валерия Караульная, которые в составе трех разных команд создали свои неповторимые работы.
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Лора Белобровик (Беларусь), Светлана Савченко (Россия), Светлана Варцаба (Россия) – «Поиск гармонии».
Валерия Караульная (Беларусь) и Галина Корченкова (Россия) – «Путь».
Чем шире география фестивалей, тем интереснее материал для работ, которые можно использовать для арт-объектов. В этой статье представлена подборка фото с фестивалей ленд-арта в Беларуси и Сочи. Ленд-арта, в котором не был использован даже грамм искусственного материала.
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. София Стрелкова, Елена Ноздрева, Наталья Губарева — Елена Мамонтова, Россия — «Сумасшедшие волны»