Что такое леттеринг и как его рисовать
Что такое леттеринг и его виды (с примерами)
2 комментария 14.04.2019 обновлено 5 месяцев назад
Буквы окружают нас со всех сторон. В рекламе, на магазинных вывесках, в телешоу и даже на упаковке вашего любимого йогурта. Чаще всего вы видите банальную типографику, однако в некоторых случаях используется леттеринг.
Да, леттеринг и типографика – это совершенно разные вещи. Хотя два понятия неразрывно связаны, поскольку и типографика и леттеринг одинаковым способом доносят информацию читателю.
Леттеринг – это единственные в своем роде буквы, написанные для уникальной надписи, названия или проекта. Это надпись, где каждый символ пишется вручную, что обеспечивает его оригинальность.
В леттеринге буквы рисуются только один раз и только для определенного контекста. Это главное его отличие от типографики, где в разных словах одна буква пишется совершенно одинаково.
Конечно, если вы типограф, вы можете возразить, что с помощью лигатур и альтернатив буквы в типографике могут изменятся. Однако шрифт остается шрифтом – системой готовых букв, которые можно воспроизводить до бесконечности.
Картинка: Lettering by Victoria Rushton. Typefaces: Loupot, Sloop, and Condor.
Ниже вы узнаете об основных стилях\видах леттеринга, которые помогут вам выбрать направление работы.
Виды леттеринга
Sans serif
Sans serif – это один из самых простых стилей леттеринга, который отлично подойдет для новичков. Дословно название стиля можно перевести, как «без засечек». И это его точная характеристика, поскольку в Sans serif форма буквы не имеет засечек в конце штрихов.
Сейчас этот стиль в основном используется для дисплеев ПК из-за своей удобочитаемости. Однако Sans serif может стать отличным дополнением для вашего леттеринга, особенно в сочетании со стилем Script.
При работе с Sans serif очень важно согласовать толщины, высоты и расстояния между всеми символами надписи. В качестве примера посмотрите, как создавать букву «А» без засечек.
«А» состоит из трех разных частей. Нарисуйте их 1 на 1, как, например, если бы вы слаживали друг на друга деревянные доски. Как только вы закрасите букву, она будет выглядеть как сплошная форма.
Serif
Стиль леттеринга Serif противоположен предыдущему стилю. Основной его особенностью являются небольшие декоративные линии в конце штрихов каждой буквы.
Такой стиль идеально подходит для большого массива текста, поскольку считается, что его читать легче, чем шрифты без засечек.
Рисование в стиле Sarif немного сложнее чем в Sans serif, однако с практикой его можно освоить в короткий срок.
При работе с этим стилем нужно точно знать, где необходимо добавить засечки, поэтому лучше иметь перед глазами алфавит, чтобы запомнить основные формы букв. Таким образом, вы запомните, где точно нужно добавить засечки, а не постоянно проверять это.
Также следует учитывать, что размер каждого штриха буквы немного отличается.
К Serif относятся такие подвиды леттеринга:
Cursive / Script
Курсив – это стиль леттеринга, который имитирует красивое письмо (каллиграфию), но если в последнем все буквы пишутся слитно, то в леттеринге каждый символ прорисовывается отдельно.
Курсивный леттеринг создается при помощи некоторых правил каллиграфии. Например, правила вверх-вниз, когда вверх идет тонкая линия, а вниз толстая.
Курсив можно использовать в качестве логотипов, дизайнов футболок, плакатов, вывесок и так далее. Они хорошо работают в сочетании со шрифтами без засечек и с засечками – в зависимости от того, что вы хотите создать.
Прелесть рукописного текста в том, что вы не ограничены возможностями своей ручки! Например, вы можете использовать кисть для каллиграфии, чтобы создать определенную толщину мазка.
С помощью курсивного леттеринга вы можете создавать любые фигуры или формы, какие пожелаете – при условии соблюдения таких основ, как последовательность, баланс, интервалы и так далее.
Вот краткое руководство о том, как создавать курсивные буквы в леттеринге:
Vintage
Винтажный леттеринг можно охарактеризовать как написание, которое было актуальным в 19-20 веке. Этот стиль имеет существенные отличия по таким параметрам:
В сети вы можете отыскать тысячи примеров винтажных надписей. Например, при помощи интернет-ресурса Pinterest. Это отличный вариант, когда вам нужно создать что-нибудь старое или традиционное.
Сейчас винтажный стиль очень популярный в дизайне, поэтому новичок должен приложить все усилия, чтобы овладеть им.
Картинка @jimbobernaus
Как создать винтажную надпись
Шаг 1
Отыщите несколько винтажных надписей. Например, на том же сайте Pinterest.
Шаг 2
Определите элементы, которые вы бы хотели использовать, и воссоздайте их в собственной манере письма.
Шаг 3
Нарисуйте букву в Sans Serif, после чего добавьте к ней несколько увиденных винтажных деталей.
Добавление градиента или других цветов достаточно сложно осуществить с ручкой и бумагой, поэтому не стесняйтесь пользоваться Adobe Photoshop и Illustrator, чтобы добавить последние штрихи.
Gothic – Blackletter calligraphy
Первоначально этот стиль использовался в каллиграфии, однако его также можно использовать в леттеринге.
Готический стиль в каллиграфии появился еще в 12 столетии в Западной Европе – ему более 800 лет. И хоть он имеет четкие правила создания, современные художники научились создавать оригинальные шедевры, сохраняя при этом основную структуру букв.
Graffiti
Леттеринг и граффити воспринимаются как разные вещи. Это связано с целой субкультурой, которая существует вокруг второго понятия, однако если речь идет о работе на бумаге, то это практически одно и то же.
Рисуя граффити на бумаге, вы используете те же инструменты, что и при работе над леттерингом.
Граффити – это более свободная художественная форма, которую вы можете создавать, не используя четких правил. Каждый элемент надписи может быть выполнен в разных формах и при помощи разных приемов. Именно поэтому этот стиль так любим художниками.
Однако следует четко понимать, баланс контраста, пропорций и цветовой палитры нужно соблюдать в любом случае.
Вот вам небольшой набросок о том, как создать граффити:
Creative lettering
Один из самых оригинальных стилей леттеринга. Часто используется как часть большей композиции, где надпись исполняет какую-то определенную функцию.
Поэтому во время работы с креативным леттерингом постарайтесь добавить в свою надпись дополнительные иллюстрации, мотивы или другие элементы, которые придадут работе дополнительный контекст.
Creative lettering – более сложный стиль, поскольку кроме рисования букв художник должен иметь некоторый опыт в создании иллюстраций. Однако здесь, как и при создании винтажных надписей, важную роль играет правильное вдохновение. Вдохновляйтесь работами художников из Instagram или Pinterest.
В работе с этим стилем важна постоянная практика, поэтому не останавливайтесь после первой неудачи, если вы твердо уверенны в своей задумке.
Вот небольшое руководство, как создать трехмерную букву:
Существует также множество подвидов леттеринга, которые пока не стали достаточно популярными, чтобы говорить про них отдельно. Вы можете создать свой стиль, экспериментируя с:
В работе вы ограничены только своим собственным воображением.
Как «одушевить» продукт? Леттеринг
Смотря фильмы про будущее мы очень часто видим такую картину: одинаковые, словно клонированные, люди в одинаковой одежде. Их окружают одинаковые автомобили и дома на одинаковых улицах. Люди трудятся на благо огромных корпораций, осуществляя монотонные телодвижения перед компьютерами или перекладывая бумажки с места на место. Все вокруг бездушное и унылое, преобладают голубые, серые и белые оттенки с небольшими вставками ярких цветов для ключевых героев фильма. Наверняка это сделано для придания большей ироничности сюжету фильма. И, конечно, я отдаю себе отчет в том, что это утопия и в обозримом будущем такого не случится. Но одно я знаю точно. Я и подавляющее большинство людей никогда бы не захотели жить в таком мире.
Но некоторые отголоски такой картины можно наблюдать и сегодня. При решении многих задач мы используем шаблоны: фреймворки, конструкторы, шаблонные сайты, интерфейсы, логотипы, предметы быта и прочее. Все направлено на удешевление производства и быстрый выход на рынок. Выгода с экономической точки зрения, конечно, очевидна. Но со стороны потребителя становится скучно и однообразно.
Существует много способов «одушевить» продукт: придумать зверюшку-символ, использовать образы людей, фотографии, иллюстрации. Я расскажу вам о леттеринге. Осторожно — много картинок!
В первую очередь, нужно различать 3 понятия.
Шрифт — набор из символов, которые могут использоваться в любом порядке и служат для написания слов, предложений и текстов большого объема.
Леттеринг — уникальное рисование слова или словосочетания, изредка целых фраз, которое составляет единую композицию и предназначенное для конкретной ситуации.
Каллиграфия (с греческого «красивый почерк») это тоже ручная надпись, но, в отличие от леттеринга, все буквы должны придерживаться единого стиля и образовывать читабельный блок текста. Каллиграфией можно писать большие тексты, например грамоты или письма.
И леттеринг и каллиграфия создаются долгим и кропотливым трудом мастера. Но только леттеринг основан на вырисовывании букв и поиске уникального неповторимого сочетания символов, в то время как каллиграфия — это огромное количество повторений одних и тех же букв с целью написания текста в едином стиле.
Немного истории
Сначала были наскальные рисунки, в Древнем Египте были различные символы, потом появились буквы и цифры — человечество научилось писать. Ручное письмо было повсюду: личные письма, книги, приказы и законы. Все писалось с помощью перьев: так зародилась каллиграфия. С появлением печатных машин и, вслед за ними, компьютеров начали появляться шрифты. Это очень способствовало повышению уровня образования. Книги стали более доступны, даже простые крестьяне и рабочие, со временем, научились читать и писать. Тем временем, леттеринг с появлением письменности развивался постоянно. Нужно было как-то оформлять вывески, афиши, этикетки, обложки.
Вконтакте есть пабик «Советский леттеринг». Там много примеров чудесных работ былой эпохи.
Приятная тенденция
Я считаю, что сегодня, если и не пик, то рост использования леттеринга точно. Сегодня многие компании стараются сделать свои бренды «живыми». Появляются не магазины и бутики, а лавки: творческие, мясные, булочные, швейные и прочие. Это, в некоторой степени, возврат к прошлому. Оформляются логотипы таких заведений именно леттерингом. Внутри очень часто можно встретить меловые стены с меню или просто с изображением продукции. Потому что, это создает атмосферу тепла и уюта. И мне это нравится.
Ровно год назад в новогодние дни на первом канале транслировались крутые вставки созданные с помощью доски и мела.
Процесс создания можно посмотреть на сайте Игоря Мустаева. Очень интересно.
Мировые СМИ и такие печатные издания как Time, Esquire, Vogue, Forbes по полной используют этот инструмент.
Огромное количество логотипов создано с помощью леттеринга. Конечно, Вы можете сказать, что их намного меньше чем классических логотипов, набранных каким-нибудь шрифтом. И вы будете абсолютно правы. Многие хотят выглядеть серьезно и в некоторых случаях это даже необходимо. Но очень многому количеству компаний был бы к месту именно «ручной» логотип.
И не подумайте, что я призываю все бросить и везде подряд использовать рисованные буквы. Я просто прошу обратить на это внимание, как на прием воздействия на потребителя. Но если, все-таки леттеринг вам интересен, листайте дальше.
Кто поможет с леттерингом?
Некоторое время назад, заинтересовавшись леттерингом, мне потребовалось место, где бы я мог складировать все найденное интересное. Я кидал все в этот паблик.
Мне попадалось много “забугорных” мастеров, но я решил сконцентрироваться на русскоязычных каллиграфах, леттерерах, дизайнерах и иллюстраторах. Находятся они, в большинстве своем, в России и на постсоветском пространстве. Попадались люди разной квалификации. Ниже я приведу список всех 226 человек. Но в первую очередь 30 тех, кто на мой взгляд круче.
Очевидно, кто-то мог не попасться мне на глаза, если есть дополнения, смело пишите в комментах.
1. Александр Стэн
2. Андрей Мартынов
3. Андрей Хобб
4. Виктор Пушкарёв
5. Виктор Севрюков
6. Виктория и Виталина Лопухины
7. Владимир Егошин
8. Гоша Бондарев
9. Даша Левчук
10. Дмитрий Ткачёв
11. Евгения Пестова
12. Иван TAKNADO Fans
13. Игорь Ветошкин
14. Игорь Мустаев
15. Катерина Рахманова
16. Кирилл Плотников
17. Макс Брис
18. Мария Скопина
19. Михаил Левченко
20. Миша Новожилов
21. Назим Исмагилов
22. Никита Райзвих
23. Ольга Васик
24. Родион Илюхин
25. Сергей Шапиро
26. Стас Курап
27. Эрик Мусин
28. Юлия Тасито
29. Evgeny Tkhorzhevsky
30. Kirill Richert Mihailovich
Есть еще один мастер, которого я сначала вообще не хотел включать в этот список, но потом решил упомянуть. Потому, что его работы, как правило, носят декоративный характер, и не имеют практического применения. Его работы — это искусство, смотря на которые можно только получать эстетическое удовольствие. Речь идет о Покрасе Лампасе.
Остальные 196 человек можно посмотреть в записи блога. Поленился копировать такое огромное количество ссылок.
Ниже можете проголосовать за любых понравившихся Вам леттереров. Спасибо за внимание. Удачных новогодних выходных.
Леттеринг: основы. С чего начать?
Сегодня раз и навсегда попробуем разобраться в том, что такое леттеринг и чем он принципиально отличается от каллиграфии.
Леттеринг — это искусство рисовать буквы, используя самые различные графические средства, материалы и техники. Леттерингом может быть, как надпись на меловой доске, так и надписи составленные из разных предметов или объектов (для примера, акварельный леттеринг от June Digan)
Каллиграфия — искусство писать буквы, основанное на базе различных традиционных почерков, или их комбинаций. Каллиграфы пишут буквы за один прием не используя дорисовок и исправлений (для примера, каллиграфия написанная почерком спенсериан)
Теперь, когда все встало на свои места пришло время рассказать о чем этот мастер-класс. Основной его задачей будет показать, как можно сделать хороший леттеринг и в дальнейшем использовать полученные навыки и знания в оформлении открыток, приглашений, а также любых предметов. Первое с чего мы начнем, сделаем несколько простых упражнений, а затем уже нарисуем красивый, простой, лаконичный леттеринг.
Упражнение № 1. Прописи. Начать придется выполняя самые простые основные и соединительные штрихи. Постарайтесь держать один и тот же наклон и соблюдайте толщину. Лучше всего расчертить ваш тренировочный листок или скачать загруженный мной шаблон.
Упражнение № 2. Рисование строчных и прописных букв, используя разную толщину, наклон, контраст, элементы или детали.
Дайте волю своей фантазии, не бойтесь экспериментов. Такое упражнение поможет найти свой стиль, или хотя бы даст уверенность вашей руке.
Упражнение № 3. Написать слово (словосочетание), используя разный стиль, разную компановку букв и их ориентацию в пространстве.
Вы можете использовать контрасты силуэтов букв, нарочно делать их большими, широкими или неестественно узкими.
Упражнение №4. Вписать словосочетание или выражение в геометрическую фигуру и сделать это так, чтобы фигура как можно ясней читалась (угадывалась).
Я, например, использовал круг, звезду и квадрат для этого задания.
Можно деформировать буквы как вам захочется, главное чтобы это выглядело читаемо и складывалось в красивую картинку.
Если это задание для вас показалось сложным смело можете просто скопировать мои примеры, либо понравившиеся картинки найденные в сети. Копированием нисколько не стоит пренебрегать, так как почти все известные мастера этим пользуются.
Для этого задания не обязательно брать большой формат бумаги. В начале можете попробовать себя на маленьких размерах.
Потратьте на каждое упражнение по 2-2,5 часа и у вас появиться отличный материал и уверенность в себе, для того что бы сделать действительно классную и цельную надпись в конце нашего мастер-класса.
Приступая к своей большой серьезной работе, используйте весь накопленный материал в ходе выполненных упражнений, переработайте его, осмыслите и всерьез возьмитесь за композицию!
Соедините надпись с рисунком, фигурой, объектом или силуэтом.
Не бойтесь уделить время на поиски, небольшие наброски. Поверьте, потраченное время окупится.
Экспериментируйте с техниками и различными материалами. Отличными доступными графическими средствами всегда являлись: акварель, тушь, маркер, брашпен, в конце концов, просто обычный уголь или простой карандаш.
Вот, пожалуй, и все что неплохо знать и уметь для начала. А дальше, как известно больше.
Удачи и вдохновенья, жду ваших результатов в комментариях! Если эта публикация оказалась вам по душе, поставьте соответствующую отметку, или просто посмотрите другие мои мастер-классы! Всем пока!