Что такое личность определение по обществознанию 6

Человек, индивид, личность

Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное

Человек

1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.

1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.

2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.

2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.

3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.

3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.

4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.

4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Биологическая сущность человека

Социальная сущность человека

Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.

Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.

Индивидуальность

В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.

Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Вопросы для самопроверки

Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:

Человека от животных отличает:

а) взаимодействие с другими представителями вида,

б) способность преодолевать инстинкты,

в) способность использовать подручные средства как орудия труда.

На формирование личности влияет:

а) воспитание в семье,

б) культурная среда,

в) исторические условия,

г) все перечисленное.

Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:

а) необычный цвет волос,

б) высокий интеллект,

в) творческие способности,

г) все перечисленное.

Что характеризует человека как личность?

а) характер и темперамент,

б) принадлежность к Homo Sapiens,

в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.

Источник

Человек — личность

Что происходило с детьми, которых воспитывали животные? Какие свойства человека относят к биологическим?

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала, стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала, опираясь на руки. Не пила, а лакала, рычала, когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более десяти лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.

Выскажите своё мнение, почему так произошло. Что нужно ребёнку для того, чтобы он развивался, как человек? Сверьте свои высказывания с текстом.

Что такое личность

Человек — существо социальное (общественное). Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — всё, что окружает ребёнка, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.

Древнегреческий философ Л. Сенека сказал как-то: «Не может быть душа одного цвета, а ум — другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным. » Этими словами учёного можно охарактеризовать личность.

Что же такое личность? Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Психологи называют личность вершиной всех качеств человека потому, что только личность обладает сознанием.

А что такое сознание? Ответить на этот вопрос тебе поможет анализ этого слова. Человек со знанием относится к миру, не только знает, но и умеет применять приобретённые знания, добывать новые знания. Другими словами, сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

Сознание свойственно только человеку, поэтому и личностью становится только человек.

Когда о человеке можно сказать, что он личность?

Оказывается, это связано с пониманием человеком самого себя, с отделением своего «я» от других людей. Тебе, конечно, приходилось наблюдать маленьких детей. Они говорят про себя «Петя», «мальчик», но не пользуются местоимением «я»: «Петя хочет пить», «Петя — мальчик». Но вот наступает время, когда ребёнок начинает отделять себя от окружающих, сравнивает себя со сверстниками, проявляет свою индивидуальность. Психологи считают это признаком развивающейся личности.

Значит, получается, что нельзя сказать про какого-нибудь человека: «Ты не личность»? Строго говоря, нельзя, потому что любой человек — личность, только её развитие иногда не соответствует требованиям, которые предъявляются к этому человеку. Бывает неразвитая личность, личность, которая не соответствует возможностям человека, преступная личность и т. п.

Как определить, заслуживает ли уважения данная личность? Для этого нужно выяснить следующее: как этот человек трудится (учится, работает, играет); как относится к окружающему миру (природе, другим людям, обществу); как оценивает самого себя (знает свои достоинства, понимает свои недостатки, занимается самовоспитанием).

Другое качество личности — способность к различной деятельности. Уже маленький ребёнок играет, рисует, танцует, т. е. занимается деятельностью. Главная деятельность школьника — учение. Основная деятельность взрослого — труд. Трудовая деятельность людей может быть самой разнообразной: одни занимаются умственным трудом, другие — физическим, а нередко — и тем и другим.

Чтобы деятельность протекала успешно, человек приобретает необходимые знания и умения. Например, для отличной учёбы ты должен уметь организовывать свой учебный труд: хорошо понимать, какой результат нужно получить, как решить поставленную задачу, какие трудности могут возникнуть и как их преодолеть.

Для успешной деятельности в школе важны и такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость. Ученик должен критически относиться к своим успехам и уметь преодолевать трудности.

Оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя. Над чем тебе ещё нужно работать?

Источник

Основные сведения о личности в обществознании

Понятие личности в обществознании

В обществознании при исследовании сущности человека школьники в 6 классе изучают такие важные понятия, как: «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».

Понятие «человек» отражает общие черты (биологические черты, сознание, способность трудиться и т. д.), присущие всему человеческому роду.

Понятие «индивид» определяет человека как единичного представителя человеческого рода, обобщенный образ конкретного человека, включая его анатомические, генетические, физиологические характеристики.

Индивидуальность характеризует неповторимость, самобытность, оригинальность индивида, то есть отличительные качества конкретного человека (интеллект, характер, темперамент, социальные отличия и т. д). Каждый человек обладает особенной биологической и социально-психологической индивидуальностью.

Личность (от латинского — персона, особа) — это индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, характеризующих его как члена того или иного общества (взгляды, моральные убеждения, способности и др.).

По мнению психологов, личность является вершиной всех человеческих качеств, потому что только личность обладает сознанием.

Основные признаки личности:

По своей природе человек — это биосоциальное существо. С одной стороны он является частью природы и обладает признаками животного, а с другой неразрывно связан с обществом, должен выполнять социальные функции. Биологическая природа человека проявляется в его физиологии, анатомии, генофонде, то есть передается по наследству.

Под социальным в человеке принято понимать такие свойства, как разум, сознание, способность практически действовать, гражданская позиция, свобода и ответственность др. Таким образом, социальная сущность проявляется только в процессе жизнедеятельности людей в обществе.

Поэтому, человек, воспитанный, например, волками, не может считаться полноценным членом общества. Новорожденный ребенок также не является личностью, так как общество еще не повлияло на его развитие. На данном этапе он пока только индивид.

Итак, человек не рождается личностью, а становится в процессе активной деятельности. Формирование личности происходит в процессе усвоения определенных знаний, норм, ценностей, приобретения опыта и необходимых навыков в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Этот процесс, который начинается с детства и продолжается в течении всей жизни человека, называется социализацией личности.

Душевнобольной человек является аномальной (патологической) личностью.

Примером асоциальной личности является преступник.

Что влияет на формирование личности

На формирование личности влияют следующие факторы:

Структура личности и ее развитие

Структура личности — это связь и взаимодействие различных ее компонентов: способностей, качеств, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующих неповторимую личность в различных ее проявлениях.

Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами. Одни считают, что ее нельзя никак структурировать и рационализировать, другие же выдвигают новые различные теории личностной структуры. Рассмотрим некоторые из них.

Структура личности по Рубинштейну (3 составляющие):

У Рубинштейна личность формируется посредством взаимодействия с миром и обществом.

Структура личности по Платонову (состоит из 4 компонентов):

Структура личности по Ковалеву (4 составляющих):

Рассмотрим структуру личности согласно философии Зигмунда Фрейда. Для более наглядного представления можно представить ее в виде схемы.

Человек не рождается личностью, а становится в процессе активной деятельности. Развитие личности — это изменение ее количественных и качественных свойств, то есть мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, а также приобретение (накопление) жизненного опыта.

Процесс становления личности, который начинается с детства и продолжается в течении всей жизни человека, называется социализацией.

Попадая в новую социальную общность, человек в своем развитии проходит 3 последовательные фазы:

Психологическое развитие личности тесно связано с протеканием в организме человека физиологических процессов, имеющих различия в каждом конкретном возрасте.

Выделим следующие стадии психосоциального развития личности по Эриксону:

Какие качества характеризуют личность

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию.

А также следующие положительные качества:

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

Основные типы личности

Тип личности — это совокупность личностных качеств и психологических характеристик для описания сходства между определенной категорией людей.

Можно выделить социальную, коммуникабельную личность — такой человек легко идет на контакт с другими людьми и асоциальную личность, социофобов — они избегают общества.

Психологи используют типы личности для описания различий и сходства между людьми, упрощения понимания их характеров, прогнозирования поведения и выделения общих закономерностей и связей в исследованиях разных типов людей.

Определение своего типа личности помогает понять ваши сильные и слабые стороны. Зная их, вы можете сделать свою жизнь наиболее продуктивной.

С древних времен ученых и философов привлекала идея классификации явлений окружающего мира. Например, Гиппократ (460 год до н.э.) был сторонником материализма, он пытался найти связь между темпераментом и количеством содержания в организме одной из 4-х жидкостей: лимфы, крови, желтой и черной желчи. По его мнению, в организме холериков преобладает желтая желчь, меланхоликов – черная желчь, флегматиков – лимфа, а у сангвиников – кровь.

Современная медицина не может относиться серьезно к данным выводам Гиппократа, так как он не оставил после себя никаких объяснений относительно того, как же ему удалось выявить такие закономерности.

Итак, Гиппократ выделял 4 типа темперамента:

Холерик — это экспрессивный тип темперамента с сильной, но неустойчивой нервной системой, для которого свойственны стремление доминировать, энергичность, слабый самоконтроль. У такого человека часто меняется настроение, он непредсказуем. Типичный холерик стремится успевать везде. Он берется за десять дел сразу, потому что без движения и суеты ему становится скучно.

Положительные особенности холерика:

Флегматик — очень уравновешенный тип темперамента, для которого характерны сдержанность, медлительность психических реакций и постоянство. Такие люди надежные, ответственные, преданные. Это выносливые и старательные трудоголики.

Сангвиник — это энергичный (активный) тип темперамента с сильной нервной системой, отличающийся общительностью, оптимистичным взглядом на жизнь, быстрой адаптацией, уравновешенностью эмоций и выносливостью. Он никогда не сидит на месте, одиночество его угнетает. Сангвиническая личность тоже иногда грустит, как меланхолик, зацикливается на чем-то, как Флегматик и бросается в авантюры, как холерик, просто потому что ей интересно пробовать все новое.

Меланхолик — это инертный (пассивный) тип темперамента, которому свойственны высокая чувствительность, эмоциональность, тревожность, хорошие творческие способности, но слабая нервная система. Меланхолики отказываются от шумных вечеринок, больших компаний в пользу тихих вечеров, посвященных чтению, рисованию или других спокойных видов хобби. Они часто бывают задумчивыми, замкнутыми, скромными.

Рассмотрим современную классификацию психотипов в популярной психологии.

Так, самый научный и вызывающий доверие тест на тип личности — это MBTI или методика определения типов личности по Майерс-Бриггс. Согласно этому подходу существует 16 типов личности.

Источник

Человек, индивид, личность

Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6 Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6

Всего получено оценок: 1777.

Всего получено оценок: 1777.

Человек, как биосоциальное существо, многогранен: он может взаимодействовать с другими людьми и выполнять разные роли. В обществознании существует несколько понятий, относящихся к человеку. Узнаем кратко о человеке, индивиде, личности.

Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6

Человек, с одной стороны, биологический вид, обладающий признаками животного. С другой стороны, он – социальное существо и развивается только в обществе.

Маугли, герой произведения Р. Киплинга, жил среди волков. Такие случаи происходили и в жизни, но дети, прожившие среди животных, с трудом возвращались в человеческое общество, имели отставание в развитии, не умели разговаривать, их было уже невозможно обучить тому, что умели их сверстники.

Разберемся в понятиях и выявим соотношение понятий – человек, индивид, личность, индивидуальность.

Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6

Личность

Первое и самое главное качество, присущее личности – сознание, то есть понимание своей деятельности, умение ставить цели, мечтать, отражать свое отношение к окружающему миру. Говорят так: “личностью не рождаются, личностью становятся”. Процесс становления личности называется социализация.

Признаки, характеризующие личность:

которые читают вместе с этой

Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6

Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6

Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6

Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6

Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6

Все люди являются личностями, но есть такие, которые не соответствуют требованиям общества: преступная личность, не развитая личность и так далее.

Уважение к личности. Общество одобряет или осуждает личность.
Отношение к ней зависит:

Индивидуальность

Каждый человек является индивидуальностью. Он уникален по своей природе и отличается от других людей:

Сильная личность

Часто в обществе появляются люди, которых называют сильными личностями. Их характеризует умение отказаться от личных интересов в пользу других людей, своей Родины, преодолевать серьезные трудности.

Людвиг ван Бетховен, известный по всему миру композитор, рано потерял слух, а затем и зрение, но, несмотря на это, продолжал сочинять музыку и делиться ею с другими. Сейчас его произведения не теряют популярности, но мало кто знает, что их автор писал, буквально чувствуя музыку.

Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть фото Что такое личность определение по обществознанию 6. Смотреть картинку Что такое личность определение по обществознанию 6. Картинка про Что такое личность определение по обществознанию 6. Фото Что такое личность определение по обществознанию 6

Что мы узнали?

Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность – имеющая уникальный по своей природе набор свойств и особенностей. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *