Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация

Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация

Понятие «линейный объект»
в градостроительной деятельности

С учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.

Линейные объекты – один из видов сооружений.

В ГрК РФ законодатель обозначил понятие «линейные объекты» путем перечисления основных видов таких объектов. В силу п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся:

Виды (категории) линейных объектов называются и в другом законодательстве. Так, в п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» приведен чуть более расширенный перечень видов (категорий) линейных объектов, в связи с которыми допускается в исключительных случаях перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию: здесь, в частности, говорится о следующих линейных объектах:

Напомним, что в пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Линейные объекты – объекты недвижимости

Линейные объекты прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ).

Линейные объекты относятся к сооружениям, которые, в свою очередь, являются объектами капитального строительства и, соответственно, недвижимостью.

Сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости (письмо Минэкономразвития России от 29.07.2019 N Д23и-25714).

Напомним, что отличительной чертой некапитальных объектов является возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

При соблюдении предусмотренных в ст. 133.1 ГК РФ условий линейный объект может быть признан единым недвижимым комплексом, на который распространяется правовой режим недвижимости и неделимых вещей.

Линейный объект является единым
объектом вещных прав и неделимой вещью,
составные части которой не являются
объектами недвижимости

В п. 1 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) приведена следующая правовая позиция:

«Высоковольтная линия электропередачи представляет собой единый объект вещных прав, ее составные части (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем они не могут быть признаны самовольными постройками.

В силу п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

… Линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.

Таким образом, составная часть единого недвижимого комплекса не может быть признана самовольной постройкой».

Получение разрешения
на строительство линейных объектов

Из ч. 10 ст. 9 ГрК РФ следует, что размещение линейных объектов должно быть предусмотрено на соответствующих схемах территориального планирования, утверждаемых на срок не менее чем двадцать лет.

На основании п. 3 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, не распространяется действие градостроительного регламента.

Согласно ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Перечень документов, направляемых в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство линейных объектов, предусмотрен ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. В их числе:

Государственная регистрация прав на линейный объект

Таким образом, для регистрации прав на линейный объект должен быть выполнен ряд требований, предусмотренных ГрК РФ (получение разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию в случаях, когда это предусмотрено ГрК РФ), и ряд требований, предусмотренных ЗК РФ (получение правоустанавливающего документа на земельный участок или разрешения на размещение).

Госрегистрация прав на линейный объект, созданный без разрешения на строительство, на основании технического плана

Положение части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, согласно которому государственная регистрация прав на созданные сооружения, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляется на основании технического плана, имеет отсылочный характер к части 17 статьи 51 ГрК РФ как к единственному федеральному закону, устанавливающему перечень объектов, которые можно возводить без разрешения на строительство.

Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ иные случаи, допускающие возведение объектов капитального строительства без разрешения на строительство, могут быть установлены ГрК РФ, Правительством РФ или законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, регистрация прав на линейные объекты на основании технического плана возможна в трех случаях:

1) если такой объект фигурирует в части 17 статьи 51 ГрК РФ;
2) если линейный объект указан в Постановлении Правительства Российской Федерации, принятом в развитие части 17 статьи 51 ГрК РФ;
3) если на линейный объект распространяется закон субъекта Российской Федерации, принятый в развитие части 17 статьи 51 ГрК РФ.

Источник

Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация

ГрК РФ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1 ГрК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ, от 01.07.2017 N 135-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

(п. 10.2 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(п. 10.3 введен Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

(п. 11 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 14 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 14.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ)

(п. 14.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ)

(п. 14.3 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 14.4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 18 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

(п. 19 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

(п. 20 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

(п. 21 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 23 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 456-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 24 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 25 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

(п. 26 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 27 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 456-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 28 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 456-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 29 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(п. 30 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 31 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)

(п. 32 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)

(п. 33 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 33.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 191-ФЗ)

(п. 34 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 35 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

(п. 36 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(п. 37 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(п. 38 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

Объект ИЖС может превышать параметры, установленные п. 39 ст. 1, если разрешение на строительство получено до 04.08.2018, и его параметры соответствуют требованиям разрешения (ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ).

(п. 39 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

Источник

Что такое линейный объект капитального строительства

Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Смотреть фото Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Смотреть картинку Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Картинка про Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Фото Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация

На сегодняшний день существующие в РФ законодательные акты не имеют однозначного ответа, какие именно объекты относятся к категории линейных. Свои определения дают Градостроительный кодекс и Лесной кодекс, Приказ Россельхоза №223 и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и нормативные постановления топливно-энергетического комплекса. Такое положение вносит путаницу, существенно усложняет градостроительство, уменьшает инвестиции в благоустройство территорий.

Признаки линейных объектов

Каждый законодательный документ предлагает свои определения таких объектов в зависимости от понимания и особенностей отрасли промышленности. По каким признакам составлялись перечни?

Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Смотреть фото Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Смотреть картинку Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Картинка про Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Фото Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация

1. Длина объектов намного превышает ширину. Совокупно к ним относятся дороги, инженерные сети, линии электрических передач, железнодорожные пути. К таким объектам можно причислить метро, фуникулеры, мосты, туннели и т. д.
2. Все линейные объекты являются капитальными сооружениями. Если по этой классификации нет претензий к дорогостоящим капитальным объектам, то большие вопросы вызывают линии электропередач, наземные трубопроводы и иные мобильные объекты.
3. Линейные объекты (ЛО) имеют прямую связь с землей. Имеется несколько видов ЛО: воздушные (надземные), поверхностные (наземные) и подземные. В их состав могут включаться все технологически связанные с линейными объектами площадные сооружения.

Как видно из приведенного перечня, ни один из перечисленных документов не приводит четкого определения, по каким именно признакам надо относить объекты к линейным, а просто дает списки. Что именно в него включается, решают чиновники в каждом отдельном случае.

Правительство РФ сделало первые попытки навести порядок в этой сфере и приняло два постановления: №68 от 11. 02. 2005 и №87 от 16. 02. 2008 гг., согласно которым в перечень линейных объектов были включены:

• искусственные водные каналы;
• трамвайные пути;
• канализационные коллекторы;
• водопроводы и газопроводы;
• другие объекты, которые расположены в зоне капитального строения.

Постановления с одной стороны немного упростили процесс юридического определения объектов, а другой стороны сделали его еще более запутанным. Причина – предусмотрена возможность внесения дополнений, перечень по своему усмотрению могут расширять различные министерства своими подзаконными актами.

Относятся ли линейные объекты к недвижимому имуществу

Длительный период времени в этом вопросе существовали принципиальные разногласия. Если это капитальные объекты, то распространятся ли на них право собственности? Лишь в 2016 году Минэкономразвития сделало официальные пояснения, но говорить об окончательной юридической чистоте сложно, у юристов есть к нему множество претензий.

Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Смотреть фото Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Смотреть картинку Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Картинка про Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Фото Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация

В документе указывается следующее. В пункте ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу причислены объекты, переместить которые на новое место без соразмерного ущерба для земли невозможно. Под эту категорию попадают здания и сооружения, незавершенные объекты. Что касается трубопроводов, линий связи, инженерных коммуникаций и прочих линейно-кабельных сооружений, то они относятся к категории капитальных и также считаются недвижимостью со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Но если ЛО не вводились в эксплуатацию согласно действующему законодательству, то они не могут считаться недвижимостью. Исключение – они составляют общий комплекс зданий и сооружений и принимают участие в обороте как единое целое. Но ЛО должны иметь отельный выделенный в пользование или аренду земельный участок, владельцу необходимо платить земельный налог в установленных нормативами размерах, а здесь свои проблемы.

Алгоритм подготовки строительства ЛО

Перед началом работ застройщик должен внимательно ознакомиться с существующими документами планирования территорий, включая имеющиеся схемы. На следующем этапе необходимо изучить межевание земельных участков, при их отсутствии заказать выполнение работ лицензированным кадастровым инженерам. Обновленный проект межевания – обязательное предварительное условие начала строительных работ по ЛО.

Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Смотреть фото Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Смотреть картинку Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Картинка про Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Фото Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация

Земли, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, передаются застройщикам на основании договора аренды, стоимость определяется на открытых торгах. Исключения прописаны в ст. 39.6 ЗК Российской Федерации.

Как оформляется разрешение на строительство ЛО

Начинать оформление документов можно только после того, как земельный участок под линейным объектом оформлен надлежащим образом. Заявление подается в соответствующий орган, в разрешении должно подтверждаться:

• полное соответствие проекта сооружения с имеющимся планом планировки территории и существующим планом межевания земельных участков;
• возможность строительства ЛО на земельном участке с учетом имеющихся ограничений.

Кроме заявления, в уполномоченные органы предоставляются документы на право собственности землей, данные планировки территории, проекты межевания, проектная документация с указанием схемы расположения объекта.

Следует иметь в виду, что уполномоченные органы не имеют права расширять список документов и на этом основании отказывать заявителям. Разрешительные органы в течение семи рабочих дней с даты приема документации изучают и проверяют ее, отказ в выдаче разрешения доложен иметь подробное описание причин. В случае несогласия застройщик имеет право его обжаловать в установленном законом порядке.

Проблемы, возникающие при оформлении земельных участков под ЛО

В абсолютном большинстве случаев линейные объекты имеют большую протяженность и затрагивают несколько земельных участков, принадлежащих различным собственникам. Кроме того, эти земли могут принадлежать к той или иной категории, что накладывает дополнительные условия для получения разрешения. А эксплуатация отдельных ЛО требует, чтобы земля принадлежала одному лицу и на одинаковых условиях.

Несмотря на то, что часть ЛО не создает препятствий для использования участков владельцами по их назначению (к примеру, подземные объекты), не все из них дают разрешение на строительство. Решать такие проблемы очень сложно, никаких законодательных актов прямого действия не существует. Все зависит от личных способностей застройщика и его умения находить общий язык с заинтересованными сторонами. Это требуется даже в тех случаях, когда прокладка подземных объектов выполняется с использованием самых современных технологий без нарушения верхнего слоя земельного участка.

Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Смотреть фото Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Смотреть картинку Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Картинка про Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация. Фото Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация

Непонимание добавляют и не вполне адекватные ответы заинтересованных министерств. К примеру, письмо МЭР РФ от 6 ноября 2009 г. № Д23-3650 требует обязательной инвентаризации ЛЭП 10 кВ и более и относит их к объектам недвижимости. Но в конце указывается необходимость закрепления за такими линиями статуса движимых вещей.

Законодательство вообще прямо не указывает, что такие ЛО являются объектами капитального строительства. Суды всегда в первую очередь принимают во внимание законы, а только потом ориентируются на подзаконные акты. Окончательное решение часто зависит от человеческого фактора и трудно прогнозируемое вне зависимости от предоставленных документов.

Проблемы с регистрацией права собственности на ЛО

Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии. Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема. Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.

Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:

• нет нормативных документов для оформления проектов планировки;
• схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;
• перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.

Вывод

По мнению юристов, решить несоответствия можно путем принятия специального закона, регулирующего все вышеописанные вопросы. Только так появится возможность ускорить строительство ЛО, исключить вероятность отказов по надуманным причинам органами местного самоуправления и предупредить появление споров при согласовании с соседями.

Источник

Что такое линейные сооружения каков их состав и классификация

Линейные сооружения

Линейные сооружения пассажирского транспорта —здания и сооружения, специально спроектированные и возведенные или приспособленные для целей оказания пассажирам услуг, сопутствующих перевозке, создания условий, необходимых линейным работникам транспорта для исполнения служебных обязанностей, временного размещения и мелкого ремонта подвижного состава, информационного обеспечения перевозок. Линейные сооружения пассажирского автомобильного транспорта преимущественно находятся на балансе транспортных организаций и подразделяются на автомобильные вокзалы, пассажирские автомобильные станции, автопавильоны. Большое число автовокзалов в России построены по типовым проектам, разработанным проектным институтом «Гипроавтотранс».

Автовокзал представляет собой территориально изолированный от дорожной сети общего пользования комплекс, имеющий с этой дорожной сетью транспортные и пешеходные связи и включающий огороженную и соответствующим образом обустроенную территорию, на которой имеется одно — или двухэтажное здание капитального типа, перроны для посадки и высадки пассажиров, площадка для стоянки автобусов, пункт технического осмотра автобусов, а также расположенные вне вокзальной территории привокзальную площадь с размещенными на ней остановочными пунктами городского пассажирского транспорта, стоянками такси и прочими объектами городской среды. В зданиях автовокзала оборудуют пассажирские помещения, камеры хранения ручной клади и багажа пассажиров, кассы по продаже билетов, справочное бюро, пост милиции и различные служебные помещения.

К пассажирским помещениям относятся: залы ожидания, комната матери и ребенка, залы для пассажиров спецкатегорий, туалеты, буфет, кафе, пункт медицинской помощи. В части помещений, как правило на условиях их аренды, организуют пункт связи, устанавливают киоски, торгующие печатной продукцией, предметами первой необходимости, оборудуют видеосалон и т. п. Все пассажирские и часть служебных помещений оборудуют громкоговорящей связью для трансляции сообщений о движении автобусов и работе служб автовокзала. В местах, удобных для доступа пассажиров, монтируют автоматические справочные установки и информационные указатели с текстами правил перевозок и правил оказания услуг, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1, расписанием движения автобусов и текущей информацией об их прибытии, схемами размещения и нумерации пассажирских мест в автобусах различных марок, пассажирскими и багажными тарифами, порядком предоставления льгот в оплате проезда, номерами телефонов скорой помощи, милиции, пожарной охраны и других специальных служб, адресами и номерами телефонов перевозчиков, схемой маршрутов движения городского транспорта, текущими сообщениями администрации автовокзала и другой необходимой для пассажиров информацией. В пассажирских помещениях постоянно поддерживается надлежащий санитарный уровень и микроклимат.

Залы ожидания предназначены для временного размещения пассажиров, ожидающих посадки в автобусы, следующих по междугородным и пригородным маршрутам. Для этого в залах ожидания устанавливают скамьи, диваны и кресла. Желательно предусматривать раздельные залы ожидания для пассажиров, следующих в международном, междугородном и пригородном сообщениях. Комната матери и ребенка, предназначенная для отдыха малолетних детей и сопровождающих их лиц, а также беременных женщин, оборудуется по правилам, согласованным с Минздравом России. Залы для пассажиров специальных категорий предназначены для ожидания поездки так называемыми VIP — пассажирами.

Камеры хранения ручной клади и багажа пассажиров могут быть ручные или автоматические. Камеры принимают на хранение ручную кладь и багаж, разрешенные к перевозке в автобусах общего пользования. Прочие вещи пассажиры должны сдавать для перевозки предприятиям грузового автомобильного транспорта, как грузы населения. Режим работы камер хранения обязательно согласовывается с расписанием движения автобусов.

Билетные кассы оборудуют в отдельном зале или непосредственно в зале ожидания. Продажа билетов на отходящие автобусы производится вне очереди. По крайней мере одна из касс должна принимать возвращаемые пассажирами билеты. Режим работы касс обязательно согласовывается с расписанием движения автобусов. Желательно предусматривать раздельные кассы для продажи билетов на междугородные и пригородные маршруты и рейсы.

В служебных помещениях автовокзала размещают диспетчерскую службу управления движением, подразделение по сбору и инкассации проездной платы, администрацию автовокзала. Для водителей и кондукторов автобусов оборудуют помещения для длительного межсменного отдыха и помещения для краткосрочного межрейсового отдыха и отдыха экипажей, следующих транзитом. Медицинский осмотр перед выездом в рейс водители проходят в специально оборудованном пункте. Как правило в отдельном здании располагают мастерскую для мелкого путевого ремонта автобусов с прилегающими к ней площадками для технического осмотра автобусов, площадкой для автомобиля техпомощи.

Поскольку многие пассажиры следуют с пересадкой на другие виды транспорта и пассажирские терминалы различных магистральных видов транспорта имеют одинаковые по выполняемым функциям службы по оказанию пассажирам услуг, сопутствующих поездке, целесообразно строить объединенные вокзалы, где на паритетных началах по договору между организациями различных видов транспорта осуществляется одновременное обслуживание пассажиров, передвигающихся автобусами, в поездах, на судах и воздушных судах. При этом пассажирские помещения объединенного терминала являются общими для пассажиров всех видов транспорта, а производственные службы различных видов транспорта размещаются автономно друг от друга. Однако при организации объединенных пассажирских терминалов следует учитывать и возможные неудобства, например, создаваемые для пассажиров автобуса необходимостью приближения автобусного вокзала к удаленному от города аэропорту.

При проектировании автовокзала руководствуются принципами: изолированности потоков пассажиров от потоков транспортных средств, прямоточности движения этих потоков, непересечения потоков убывающих и прибывающих пассажиров и транспортных средств, максимально доступного расположения наиболее посещаемых пассажирами мест, раздельного расположения перронов отправления и прибытия автобусов, размещения зала ожидания и камер хранения в непосредственной близости от перронов отправления, размещения перронов прибытия вблизи от выхода с территории автовокзала, привокзальной площади.

Пассажирские автомобильные станции предназначены для обслуживания пассажиров пригородных и междугородных маршрутов. Они располагаются на конечных и промежуточных остановочных пунктах этих маршрутов на дорожной сети общего пользования и входят в комплекс дорожных сооружений, реже являются отдельно стоящими зданиями. Выполняются ПАС из легковозводимых строительных конструкций, в том числе некапитального типа, и подразделяются по обслуживанию на два класса: только для пригородных автобусных маршрутов; для междугородных и пригородных маршрутов. На ПАС оборудуются перрон, билетные кассы и, в зависимости от объема перевозок, зал ожидания или навес для пассажиров, туалет, камера хранения ручной клади. В городах и поселках городского типа ПАС часто совмещаются с технической конечной станцией и диспетчерским линейным пунктом маршрутов внутригородского сообщения, располагаются рядом с железнодорожной станцией.

Автопавильоны выполняются из конструкций облегченного типа в виде навесов и предназначены для укрытия пассажиров, ожидающих посадки в автобусы, троллейбусы и вагоны трамвая от осадков, ветра и солнца. Автопавильоны расположены непосредственно у проезжей части дорог общего пользования, преимущественно в «карманах» для заезда автобусов, а в городах —в зоне тротуаров. В автопавильонах могут оборудоваться кассовые пункты по продаже билетов на автобусы, располагаться киоски, таксофоны. При сооружении автопавильонов широко используют типовые конструкции, которые часто украшают элементами национального прикладного искусства, характерными для данной местности. Автопавильоны возводят на остановочных пунктах внутригородских и пригородных маршрутов.

Автовокзалы и ПАС в зависимости от их проектной вместимости подразделяют на классы. Вместимость АВ определяется числом пассажиров, одновременно размещающихся в пассажирских помещениях линейного сооружения с соблюдением установленных нормативов обеспеченности. В проектных расчетах вместимость определяют исходя из среднесуточного числа отправлений пассажиров самого пассажиронапряженного месяца года и числа часов работы автовокзала в сутки с учетом часовой неравномерности пассажиропотока. Если таких данных нет, то используют значение расчетного среднего за год суточного числа отправлений пассажиров, деленное на число часов работы автовокзала в сутки и умноженное на коэффициент, равный 1,4… 1,6, учитывающий сезонную и часовую неравномерности пассажиропотока. Типовые проекты автовокзалов разработаны для вариантов вместимости от 100 до 1000 пассажиров. В проектах учтены требования СНиП.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *