Что такое лицевая слепота
Агнозия — виды, симптомы, диагностика и лечение
НЕ УЗНАЮЩИЕ НИ БЛИЗКИХ, НИ СЕБЯ ИЛИ КАК ЖИВУТ ЛЮДИ С АГНОЗИЕЙ
Агнозия — это редкое заболевание, которое поражает нервную систему и может вызвать значительные проблемы в повседневной жизни. Она вызвана повреждением отдельных участков мозга и может возникнуть либо внезапно — например, в результате инсульта или несчастного случая — либо развиваться медленно (например, когда у человека опухоль головного мозга).
Частным случаем весьма распространенного вида агнозии является — прозопагнозия (лицевая агнозия) — слепота на лица. Это значит, что человек не способен распознавать лица своих знакомых, родственников, близких и даже свое собственное отражение в зеркале.
Причиной такого состояния, когда отсутствуют навыки распознавания лиц является нарушение функций мозга, иными словами, мозг физически не способен этого сделать.
Прозопагнозия или лицевая слепота, бывает двух видов: врожденная и приобретенная. Приобретенная почти всегда является следствием серьезной травмы мозга, которая отвечает за распознавание лиц. Первый тип прозопагнозии присутствует у человека с рождения, причина – отсутствие в мозге нужных нейронных связей.
Какие функции нарушает агнозия?
При агнозии пациенту будет трудно или невозможно распознать предметы, людей, звуки или запахи, даже если органы чувств работают нормально. Так, например, при расстройствах зрительного характера, пациент не в состоянии распознать объекты, на которые он смотрит. Причина такого расстройства: повреждение доли головного мозга, отвечающей за зрение.
Агнозия не вызвана потерей памяти, но она может быть вызвана слабоумием.
Виды агнозии
Существует 3 основных типа агнозии:
Для каждого из этих типов существуют различные подтипы. Например, некоторые люди с визуальной агнозией, как мы уже рассказали выше, испытывают трудности с распознаванием лиц, другие испытывают трудности с распознаванием цветов (цветовая агнозия), третьи испытывают трудности с распознаванием слов (агностическая Алексия), а остальные испытывают различные проблемы со зрением.Также возможна агнозия, которая влияет на способность распознавать запахи (известная как обонятельная агнозия) или вкус (известная как вкусовая агнозия).
Каковы симптомы агнозии?
Симптоматика агнозии зависит от ее типов. Например, если у человека зрительная агнозия, ему может быть трудно выбрать между ножом и вилкой или определить правильные предметы одежды. Могут быть отмечены проблемы с распознаванием знакомых лиц.
При слуховой агнозии человек теряет способность к распознаванию голоса и тембра людей, не способен определять знакомые мелодии или самый простой бытовой пример – понимать, что звонит телефон.
Тактильная агнозия лишает способности распознавать объекты, не используя свое зрение; человек с такой проблемой не сможет на ощупь отличить кусок металла от куска дерева, не посмотрев на них.
Как диагностируется агнозия?
Для диагностики агнозии, прежде всего, врач соберет анамнез:
Также, как правило, назначается лучевая диагностика головного мозга, КТ или МРТ.
Как лечится агнозия?
Можно ли лечить агнозию, будет зависеть от факторов, которые включают тип агнозии, ее причины и симптомы.
Поскольку, нет исключительных лекарственных препаратов, способных полностью победить агнозию,усилия врачей будут направлены на установление основной причины состояния, после чего будет рекомендована терапия и выбрана тактика лечения.
Одной из самых распространенных причин агнозии являются опухолевые процессы, которые определяются с помощью методов лучевой диагностики. И, если сканирование мозга показало, что опухоль растет и подавляет основные важные функции пациента, лечение будет хирургическим.
В некоторых случаях человек может научиться стратегиям, которые помогут ему справиться с ситуацией. В частности, полезно изучение того, как использовать другие органы чувств, чтобы компенсировать поврежденное чувство. Например, при слуховой агнозии компенсирующим навыком станет чтение по губам.
Жизнь с агнозией
Агнозия способна вызвать значительные проблемы в повседневной бытовой и социальной жизни, а также повлиять на отношение окружающих к человеку, страдающего этим заболеванием. Есть несколько универсальных советов, которые смогут помочь близкому человеку с этим сложным заболеванием:
Вы все на одно лицо: 1 из 50 человек не узнаёт окружающих (и может не знать об этом)
Прозопагнозия, или лицевая слепота — это расстройство восприятия лица, при котором человек не может узнавать лица, но другие предметы, включая морды животных, узнаёт без каких-либо сложностей. Людям с этим заболеванием приходится адаптироваться и узнавать окружающих по голосу, походке, причёске. При этом сами они чаще всего никогда не слышали о своём диагнозе.
Брэд Питт — один из людей, страдающих от прозопагнозии. Источник
Мозг человека способен узнавать лица близких, друзей, коллег даже на фотографиях с очень низким разрешением. Чем лучше мы знаем человека, тем хуже может быть фото, на котором мы его распознаем. Но это свойство недоступно людям с прозопагнозией — расстройством восприятия лица. Они видят нос, рот, бровь, подбородок, но мозг не может составить из этих элементов целостную картину и соотнести её с существующей в памяти информацией о конкретном человеке. Эта болезнь, впервые описанная в XIX веке, может мешать жизни около 2% населения планеты. Ещё одна проблема: с данным расстройством знакомы не все врачи, и его чаще всего не диагностируют. То есть люди не знают, что у них есть такой недуг.
Американский невролог Оливер Сакс издал книгу «Человек, который принял жену за шляпу», в которой описал случаи этого расстройства из собственной врачебной практики. Название — не шутка и не ирония: «Решив, что осмотр закончен, профессор стал оглядываться в поисках шляпы. Он протянул руку, схватил свою жену за голову и… попытался приподнять ее, чтобы надеть на себя. Этот человек у меня на глазах принял жену за шляпу! Сама жена при этом осталась вполне спокойна, словно давно привыкла к такого рода вещам».
Пациент не имел каких-либо психических заболеваний, но страдал агнозией, при которой не был способен отличить ногу от ботинка или голову жены от шляпы. Тот же пациент распознавал геометрические формы, а также угадывал известных людей по отдельным элементам на карикатурах — например, Уинстона Черчилля по его сигаре, но не мог различить выражения лиц актрисы на экране телевизора. Розу пациент мог угадать по запаху, но сначала видел её как «изогнутую красную форму с зелёным линейным придатком».
В данном случае зрительная агнозия распространялась не только на лица, но и на предметы. При прозопагнозии чаще не воспринимается только лицо, а предметы или животные распознаются без каких-либо проблем. Уже в 1871 году это расстройство просто и точно описал Льюис Кэролл в диалоге Алисы с Шалтаем-Болтаем в произведении «Алиса в Зазеркалье». С тех пор неофициальное название недуга – «Синдром Шалтая-Болтая»:
«– Даже если встретимся, я тебя все равно не узнаю, – недовольно проворчал Шалтай и подал ей один палец. – Ты так похожа на всех людей!
– Обычно людей различают по лицам, – заметила задумчиво Алиса.
– Вот я и говорю, – сказал Шалтай-Болтай. – Все на одно лицо: два глаза (и он дважды ткнул большим пальцем в воздухе)… в середине – нос, а под ним – рот. У всех всегда одно и то же! Вот если бы у тебя оба глаза были на одной стороне, а рот на лбу, тогда я, возможно, тебя бы запомнил».
Термин «прозопагнозия» впервые употребил в 1947 году немецкий невропатолог Йоахим Бодамер. Он описал три случая заболевания, один из которых был связан с ранением 24-летнего мужчины – он перестал узнавать друзей, родных и себя в зеркале. Он ориентировался на слух и тактильные ощущения, а также на походку, манеры двигаться и другие черты. Страдающим этим расстройством приходится адаптироваться и искать разные способы идентификации людей.
Сам факт существования прозопагнозии привёл к исследованиям восприятия человеком лица. Когда мы видим другого человека, наш мозг выполняет несколько задач, среди которых – распознавание отдельных элементов лица, соотношение информации с имеющимися в памяти данными о наших знакомых и поиск имени, определение пола человека, его профессии и так далее. При прозопагнозии эта схема нарушается.
Причинами расстройства могут быть повреждение мозга или болезни, но есть предположение, что оно передаётся по наследству. В 1976 году был зафиксирован случай, когда 12-летняя девочка была неспособна узнавать своих одноклассников в школьной форме. Мать девочки также имела сложности с распознаванием лиц.
Обычно людям сложнее узнать кого-то, если его фотография перевёрнута, и на ней нет ничего, кроме лица.
На изображении ниже узнать людей стало гораздо проще.
В 2000 году в интернете начали привлекать внимание к проблемам прозопагнозии, и исследователи смогли найти сотни людей с этим недугом. В 2006 году первое исследование выявило, что развивающаяся прозопагнозия есть у 2,47% населения, а в другом исследовании 2009 года было выявлено, что этот показатель может составлять 2,9%. Люди в том числе жалуются на неспособность отличить героев фильмов друг от друга.
С диагностикой также есть проблема. Людей, которые не здороваются с коллегами, друзьями вне привычной среды, считают заносчивыми, такое поведение приводит к конфликтам, и его чаще всего не могут объяснить. Сам человек может считать, что у него есть проблемы с памятью, обвинять себя в невнимательности.
“Все думают, что я надменный зазнайка, потому что прохожу мимо и не здороваюсь даже с хорошими друзьями”, — рассказывал в интервью Афише Степан Казарьян. В 15 лет он не узнал маму в маршрутке, а в школе узнавал одноклассников только по причёскам и местам, где они сидят, и не запоминал никого из параллельного класса. В институте этот приём стало сложно проворачивать — все садились, куда хотели. На втором курсе он сделал подарок не девушке, которая ему нравилась, а другой “маленькой брюнетке”. Когда по совету друга, читавшего об этом недуге, Степан пошёл к неврологу, он стал его первым пациентом с таким диагнозом.
Доктор Сара Бэйт (Sarah Bate) с 2010 года занимается исследованиями в этой области, а также освещением проблемы в обществе. Сара Бэйт возглавляет команду исследователей из Борнмутского университета, которая разработала первый в мире стандарт для ранней диагностики прозопагнозии. Чеклист со списком симптомов предназначен в том числе для родителей: исследователи уверены, что у людей, у которых расстройство обнаружилось в раннем возрасте, появится шанс улучшить навыки распознавания в период высокой способности к обучению.
Что такое «лицевая слепота» при аутизме?
С каждым из нас бывало, что мы никак не могли кого-то узнать. Мы помним, что знаем этого человека, но не можем понять, кто это, потому что встретили его в другом контексте: например, сейчас мы впервые видим его без формы или не в том месте, где мы обычно его встречали. Ситуация неловкая, но почти неизбежная в течение жизни.
Но что бы вы чувствовали, если бы это происходило с вами постоянно? Если бы вы могли пройти мимо собственных родителей, не узнавая их, потому что встретили их на улице, а не дома? В таком мире каждый день живут люди с так называемой лицевой слепотой ( прозопагнозией ). Ее тяжелые формы могут приводить к избеганию социальных ситуаций, проблемам в отношениях, тревожности и даже клинической депрессии.
Именно в таком мире живут некоторые люди с расстройствами аутистического спектра, что наглядно демонстрируют их рассказы о собственном опыте.
Врожденная прозопагнозия часто бывает у нескольких членов одной семьи, и считается, что она особенно часто встречается у людей с расстройствами аутистического спектра. Предполагается, что это связано с недостаточным развитием некоторых участков мозга, отвечающих за зрительное восприятие. Вероятно, со временем новые исследования смогут определить более точные причины этого состояния.
Лицевая слепота в школе может стать источником очень большого стресса для ребенка. Он не сможет различать других учеников (даже тех, кто все время сидит рядом с ним), может путать одного человека с другим, а игровая площадка может его пугать. Ему также будет трудно правильно «читать» мимику и язык тела, а потому ему будет еще сложнее отличить друга от недруга. К сожалению, проблема еще больше осложняется из-за того, что другие дети могут воспринимать его как надменного или недружелюбного — им может казаться, что ребенок специально игнорирует их. Это же может сделать его мишенью для травли.
Неудивительно, что многие такие дети постепенно учатся ориентироваться не на лица, а на другие признаки, чтобы различать людей. Например, это может быть запах, одежда, движения или бросающаяся в глаза примета вроде родинки, татуировки, бороды и так далее.
Вот несколько полезных советов для помощи ребенку с лицевой слепотой:
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас.
Текст для публикации взят из Интернета.
Прозопагнозия ( Прозоагнозия )
Прозопагнозия – это утрата способности к распознаванию знакомых лиц. Больные не узнают своих родственников, друзей, собственное отражение в зеркале и фотоизображение, не идентифицируют пол, возраст человека. Зрительные функции, память, интеллект, предметный гнозис зачастую остаются сохранными. Диагностика проводится с помощью нейропсихологических тестов, офтальмологических исследований, методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ церебральных структур). Лечение включает терапию основного заболевания, обучение компенсаторным стратегиям распознавания окружающих.
МКБ-10
Общие сведения
Прозопагнозия, или прозоагнозия – нейропсихологический феномен, связанный с нарушением лицевого гнозиса, агнозия («слепота») на лица. Термин происходит от двух греческих слов: «prosopon» ‒ лицо и «agnosia» ‒ расстройство распознавания. Он был предложен немецким неврологом Й. Бодамером в 1947 г., хотя первые описания лицевой агнозии относятся к 60-80 г.г. XIX столетия. По некоторым оценкам, легкие формы прозопагнозии может иметь 2-10% населения. Лицевая агнозия представляет серьезную неврологическую и социальную проблему, поскольку влечет за собой психологические трудности, связана с ухудшением коммуникации пациента с окружающими.
Причины прозопагнозии
Лицевая агнозия может быть вызвана врожденными особенностями функционирования головного мозга или его приобретенными повреждениями. Врожденная прозопагнозия, предположительно, может являться результатом генетических мутаций, нарушений внутриутробного развития нервной системы. «Слепота на лица» часто присутствует в клинике аутизма и синдрома Аспергера, являясь одним из факторов нарушения коммуникации и социального взаимодействия у данных пациентов.
Этиология приобретенной прозопагнозии связана с поражением нижнезатылочной области правого полушария с распространением патологического очага на височную и теменную доли. Нередко отмечается двустороннее повреждение названных зон. Причинами могут являться очаговые и диффузные процессы:
Патогенез
Узнавание знакомых лиц включает целый ряд когнитивных операций: зрительное восприятие черт индивида и расположения отдельных частей его лица, участие ВПФ (памяти, внимания, сравнительного анализа), соотнесение лица с биографическими данными и именем определенного человека, т. е. идентификацию личности.
Нейрофизиологическую основу гнозиса обеспечивают правые височно-теменно-затылочные отделы мозга. При взгляде на предмет импульсы от клеток сетчатки передаются по проводящим путям зрительного анализатора в зрительную кору затылочной доли. После первичной обработки информации к распознаванию лиц подключаются специализированные области ‒ веретенообразная (затылочно-височная) извилина, верхняя височная извилина, передневисочная область, предклинье теменной доли, нижняя лобная извилина.
Больные с прозопагнозией не в состоянии сравнить детали одного объекта (индивидуальные черты), отличающие его от другого объекта, что приводит к нарушению целостного восприятия и опознания. При повреждении затылочно-височных отделов утрачивается способность различать лица людей. В случае повреждения передневисочной области с сохранением затылочных нейрональных сетей возникает амнезия на лица.
Классификация
По времени и причинам развития прозопагнозии различают ее врожденный и приобретенный варианты. Кроме этого, в зависимости от области поражения и характера расстройства узнавания выделяют 2 формы лицевой агнозии:
Симптомы прозопагнозии
Люди, страдающие лицевой агнозией, испытывают трудности в опознавании знакомых людей. Они не отличают лица близких родственников (родителей, супругов, детей), друзей, соседей, лечащего врача. Зачастую они не могут распознать по лицу пол человека, его мимику и эмоции. Все люди воспринимаются похожими друг на друга, не имеющими индивидуальных отличительных черт.
Больные не помнят, как выглядят сами, не могут мысленно представить внешность своих знакомых, они испытывают затруднения при просмотре кинофильмов, т. к. не узнают киногероев в разных кадрах. Тем не менее, они могут отличить другого человека по прочим признакам: тембру голоса, походке, жестам, прическе, одежде, запаху духов, особым приметам (родинкам, шрамам) и пр.
Распознавание других предметов, память на события, зрительная функция, способность к обучению у людей с лицевой агнозией остаются относительно сохранными. Прозопагнозия может сочетаться с цветовой, предметной, оптико-пространственной агнозией. Клиника прозопагнозии чаще развивается у левшей.
При тяжелой выраженности прозопагнозии пациенты не узнают свое лицо в зеркале, на фотографиях в семейном альбоме. Это явление носит название аутопрозопагнозии. Частным случаем аутопрозопагнозии служит синдром Фоли, при котором больные не идентифицируют только собственное зеркальное отражение, но различают других людей.
Осложнения
Несмотря на то, что люди с прозопагнозией со временем научаются использовать альтернативные способы узнавания, многие из них отмечают, что испытывают значимый дискомфорт при общении с другими людьми. Окружающие, не осведомленные о проблеме пациента, часто считают его невежливым, высокомерным, недружелюбным, поскольку тот не здоровается с ними при встрече, не обращается по имени. Расстройство лицевого гнозиса часто сопровождается сужением дружеских и родственных контактов, социальной изоляцией больного, ограниченностью профессионального выбора. При осознании своего недуга некоторые люди впадают в депрессию.
Диагностика
Многие случаи расстройства лицевого гнозиса списываются на природную рассеянность, забывчивость, старческую потерю памяти, поэтому больные не всегда получают необходимую диагностическую помощь. Для установления причины и механизмов феномена прозопагнозии необходима консультация врача-невролога и нейропсихолога. Проводятся следующие клинические и инструментальные исследования:
Дифференциальная диагностика
Во время обследования необходимо разграничивать прозопагнозию и другие патологические процессы, приводящие к невозможности распознавания лиц:
Лечение прозопагнозии
Лечебный курс состоит из медицинских мероприятий, направленных на устранение последствий основного заболевания, и нейрореабилитации. Лечение церебральных патологий включает этиотропную фармакотерапию, лечебную гимнастику, аудиовизуальную стимуляцию, рефлексотерапию, массаж, психотерапию. В отдельных случаях требуется проведение нейрохирургической операции (удаления церебральных опухолей, аспирации внутричерепных гематом, эндоваскулярного клипирования аневризмы, транслюминальной ангиопластики со стентированием).
Вопросы нейрокоррекции пациентов с прозопагнозией разработаны слабо. В клинической нейропсихологии используется два противоположных подхода:
Прогноз и профилактика
Возможность восстановления лицевого гнозиса определяется множеством факторов: причиной прозопагнозии, обширностью и локализацией очага, давностью поражения мозга, преморбидной ситуации, возрастом. Считается, что лучшие реабилитационные перспективы имеют люди с врожденной прозопагнозией, поскольку у них отсутствуют грубые структурные повреждения мозга, худшие – пациенты с нейродегенеративными заболеваниями.
Однако пациенты чаще просто приспосабливаются к своему состоянию, научаются жить со своей проблемой, используя альтернативные стратегии узнавания. Профилактика направлена на предупреждение факторов, вызывающих поражение ЦНС: травм головы, гипертонии, тромбозов, нейроинфекций, экзогенных нейроинтоксикаций.
Джоэль Смит: «Лицевая слепота/прозопагнозия»
Как я узнаю людей
Я узнаю людей с помощью трех основных методов – общий размер/форма тела, волосы и звук их голоса. Эти три метода далеко не так эффективны как обычный способ различать людей – по их лицам. Поэтому я часто принимаю людей, которых я не знаю, за своих знакомых или не могу узнать человека, которого я знаю. Например, много раз я был неспособен узнать собственного отца, поскольку у него ничем не примечательные размеры и форма тела и короткие и ничем не примечательные волосы.
Связь с аутизмом
Я также являюсь аутистом. Практически не проводилось исследований о лицевой слепоте среди аутистов, но, похоже, среди нас эта особенность встречается очень часто. Вероятно, мы составляем самый большой сегмент людей, родившихся с лицевой слепотой. Состояние лицевой слепоты крайне редко встречается среди населения в целом, но оно очень часто встречается среди аутистов. Несколько моих знакомых аутистов имеют лицевую слепоту, но я не знаю ни одного неаутичного человека с лицевой слепотой (хотя лицевая слепота встречается и среди неаутичных людей).
Что вы видите?
Когда я смотрю на лицо, то, полагаю, я вижу то же самое, что и вы. Мое зрение работает прекрасно (за исключением нескольких чисто аутичных трудностей, которые не имеют значения для данной дискуссии). Мой мозг воспринимает лицо человека точно так же, как и любой другой предмет. Проблема в ассоциации лица с конкретным человеком, которого я знаю. За эту ассоциацию отвечает конкретный участок мозга, отдельный от обычного зрительного центра. Похоже, что этот процесс осуществляется крайне специализированной областью мозга, которая в моем случае не работает должным образом. Этот участок мозга не отвечает за то, что я «вижу», а только за ассоциацию лиц со знакомыми людьми. Таким образом, нарушения в этой области мозга не влияют на зрение человека, но у человека есть трудности с тем, чтобы узнавать людей.
Как ни странно, перевернутые лица я узнаю лучше, чем обычные люди. Согласно данным исследований, это происходит потому, что мозг не распознает перевернутые лица – они распознаются с помощью тех же участков мозга, что и обычные предметы. Мозговой центр, который распознает предметы, в моем случае работает превосходно, так что у меня возникают проблемы, только когда изображение лица направляется в центр распознавания лиц, который работает неправильно. Именно поэтому я неплохо узнаю людей, у которых много волос, особенно волос на лице – волосы на лице могут заставить мозг классифицировать лицо как обычный предмет, что позволяет мне опознать лицо с помощью своего обычного центра распознавания предметов. Тем не менее, нормальное распознавание предметов, похоже, даже приблизительно не настолько эффективно и надежно, как распознавание лиц у большинства людей, и у меня все равно возникают значительные трудности. Кроме того, у большинства людей просто нет такого количества волос, и на руках они не ходят.
Определение пола
Мне также трудно распознавать пол человека. Большинство людей, включая большинство людей с лицевой слепотой, могут определить пол, просто глядя на лицо человека. Я этого не могу. Я полагаюсь на другие подсказки, в том числе форму тела, волосы, бороду/усы и голос. Тем не менее, без распознавания лица эти методы могут привести к ошибке. У меня просто нет всей информации, которая есть у нейротипичных людей. Иногда встречаются люди без стереотипной формы тела или волос, и я не всегда могу слышать чужой голос до того как попытаться определить пол.
Определение возраста
Мне также сложно определить сколько кому лет. Обычно я могу определить возраст человека с точностью до десяти лет или больше. Получается, что я определяю возраст в радиусе 20 лет. Это часто приводило к меня к неудобным ситуациям. Я подозреваю, что среднестатистический нейротипичный человек даже не представляет, как часто он модифицирует свое поведение в зависимости от возраста другого человека.
Примеры из личного опыта
В статье «Жизнь аутиста» я написал о собственном опыте, когда я должен был встретиться с отцом в аэропорту. Очевидно, что я должен быть способен узнать собственного отца, но я этого не сумел. Он подстриг свои волосы и бороду, так что я не смог узнать его. Более того, я прошел прямо мимо него, хотя я пытался его найти.
Недавно я вошел в класс, где я не узнал никого из студентов. Преподаватель ходил по классу, предлагая каждому студенту представиться, и я решил угадать пол каждого студента до представления. Из 8 студентов, я неправильно определил пол двоих (обычно я легко определяю пол по голосу).
Определение возраста – это не такая большая проблема во взрослой жизни по сравнению с детством, так что я расскажу историю из детства. Когда мне было 15 лет, то я пошел на танцы. На танцах я пригласил 11-летнюю девочку потанцевать со мной, потому что решил, что мы одного возраста. Другие люди без труда определили ее возраст и проследили за тем, чтобы унизить меня.
Как вы можете помочь?
Одна из самых распространенных жалоб на людей с лицевой слепотой – мы часто проходим мимо людей, не говоря ни слова. Это потому что мы их не узнаем. К сожалению, многие люди принимают это за грубость и попытку оскорбить. Даже если мы узнаем других людей, то мы часто делаем это с запозданием – в результате, мы узнаем людей гораздо медленнее, чем в «норме». Так что другие люди могут помочь нам, если будут первыми здороваться с нами, а не ждать, что мы поздороваемся с ними! Я довольно хорошо узнаю голоса, так что я, скорее всего, пойму, кто вы, если вы скажете «привет».
Не обижайтесь, если я принял вас за кого-то другого. Это случается. Я очень стараюсь узнать вас, я просто неспособен делать это большую часть времени. Поправьте меня, вместо того, чтобы обижаться или поднимать из этого шум.
Наконец, если я говорю с вами, и в этот момент подходит наш общий знакомый, то было бы очень неплохо, если бы вы тут же упомянули его имя, чтобы дать мне понять, кто это такой. Например, вы можете сказать: «Привет, Боб!» Так я пойму, что этот худой человек с короткой стрижкой – Боб, а не какой-то другой худой человек с короткой стрижкой!
Жизнь с лицевой слепотой
Существует много способов справиться с лицевой слепотой, некоторые из них приведены ниже. Некоторые из этих методов могут быть полезны для родителей детей с лицевой слепотой, в то время как другие будут полезны самим людям с лицевой слепотой на работе или во время взрослых социальных ситуаций.
Определенная одежда
Из-за трудностей в узнавании людей, определенная одежда, которую носит человек, может помочь нам понять, кто это такой. Например, перед встречей с человеком с лицевой слепотой можно сказать, что на вас будет яркая оранжевая рубашка. Когда человек с лицевой слепотой знает, что он ждет человека в такой рубашке, то это может избавить его от значительного стресса. Даже те друзья, которые знают нас много лет, могут помочь нам. Например, друг может договориться об ужине со мной и добавить: «На мне будет красная рубашка». Мне будет приятно, что мой друг это сделал, потому что так я смогу узнать его в ресторане.
То же самое могут сделать учителя и родители в отношении детей. Во время экскурсии, например, будет полезно, если учитель будет носить примечательную одежду, чтобы ребенок знал, рядом с каким взрослым он будет в безопасности. То же самое могут делать родители, которые встречают детей там, где будут другие взрослые, поскольку это уменьшит тревожность ребенка.
Это же относится к школьному спорту. Форма разных цветов поможет человеку с лицевой слепотой сориентироваться, кто в какой команде. Такие дети не смогут узнать членов своей команды только по лицам.
Субтитры
Когда я смотрю телевизор, я всегда стараюсь включать субтитры по требованию. Это обеспечивает мне дополнительные «подсказки», чтобы отличить одного актера от другого. Кроме того, это помогает мне в связи с проблемами обработки слуховой информации.
Скажите, что забыли имя
Если я не могу узнать человека, которого я, скорее всего, встретил недавно (например, на вечеринке, где большинство людей были мне незнакомы), то я просто говорю: «Простите, но я никак не могу вспомнить ваше имя». Хотя лицевая слепота никак не связана с памятью на имена (хотя с этим у меня тоже проблемы), обычно это позволяет получить ответ. Кроме того, в социальном смысле забывание имени недавнего знакомого менее проблематично, и вам не придется ничего объяснять про лицевую слепоту или аутизм. Конечно, это сработает, только если вы действительно познакомились недавно, так что польза от этой стратегии очень ограничена.
Кабинетные «имена»
В первый день работы в новом здании я всегда прохожу по всему зданию. По пути я запоминаю строение здания. Вернувшись в свой кабинет, я рисую карту здания. Затем я нахожу дружелюбного сослуживца, который помогает мне обозначить каждый кабинет именем соответствующего сотрудника. В течение недели, как правило, мне удается запомнить, какой сотрудник работает в каком кабинете. Я пользуюсь этим, когда ищу сотрудников. Если мне нужно поговорить с Бобом, то я продолжаю заходить в его кабинет, пока в нем не будет присутствовать только один человек – к этому моменту я знаю, что этот человек Боб. Я также могу оставить документы или записку на столе или стуле сотрудника, если их нет на месте. Для меня имена связаны с кабинетами, а не с лицами.
Использование телефона
Другой метод, который я использую – это телефон. Вместо того чтобы узнавать кого-то при встрече, я могу позвонить им и попросить найти меня. Это избавляет меня от стресса, который я чувствую, когда мне надо узнать кого-то. Аналогичным образом можно использовать электронную почту.
Раннее прибытие
Когда мне нужно встретиться с другом, я стараюсь прибыть на место раньше времени, чтобы мне пришлось его ждать. В этом случае узнавание – это скорее обязанность другого человека, чем моя.
Представленный выше материал — перевод текста «Face Blindness/Prosopagnosia».