Что такое локализация в экономике
Локализация
Локализовывают производство чаще компании, стремящиеся расширять рынок для своей продукции с оценкой перспектив его развития.
Они, как правило, учитывают принципы промышленной политики страны локализации, которые позволяют рассчитывать на меры государственной поддержки национальной экономики или вводить ограничения и даже запреты на импорт тех или иных товаров.
Ярким примером такого подхода может служить автопром России, на протяжении длительного времени получающий значительную поддержку государства.
Локализация производства является одним из ключевых механизмов реализации импортозамещения.
Как и сам процесс изготовления той или иной продукции, так и локализация в целом может быть неполной.
Например, ее нередко реализуют на 50 % или 70 %, то есть частично.
Под степенью локализации производства понимается и полнота рабочего цикла, обеспечиваемого предприятием, и его независимость от сырья и технологической поддержки экстенсивера.
Оценка независимости предприятия и полноты его производственного цикла дается по специальным системам расчета, которые также закладываются в проектные решения индивидуальным порядком.
Например, может действовать бальная система, в которой за каждый элемент продукции начисляется определенное количество баллов.
В итоге они суммируются и сравниваются со 100%-ной производственной площадкой экстенсивера.
Локализация производства: правовые вопросы и тенденции
Цели локализации производства – обеспечение национальной безопасности страны, устранение технологической зависимости, замена импортных товаров российскими, развитие промышленности. Как этого добиться, обсудили ведущие эксперты в этой области 28 апреля на конференции «Локализация производства: правовые вопросы и тенденции», организованной «Право.ru».
В условиях кризиса и ограниченных финансовых ресурсов политика импортозамещения и государственной поддержки локализации производства, по мнению начальника Управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимхановой, должна определяться рядом факторов. Среди них – степень влияния на уровень национальной безопасности и на общий объем потребления товара на территории РФ. «Недопустимо осуществлять государственную поддержку локализации иностранных производств в ущерб российским предприятиям. Нужно модернизировать и осваивать производства отечественных товаров взамен импортных», – считает Галимханова.
Старший юрист Dentons Инна Елисанова рассказала, что сегодня вопрос подтверждения локального производства любых товаров в основном регулируется нормами таможенного законодательства. Вопрос подтверждения локализации актуален в следующих случаях:
Каждый из вышеперечисленных случаев регулируется отдельным актом.
Сейчас ряд постановлений Правительства запрещает, ограничивает и устанавливает условия допуска отдельных видов товаров из иностранных государств для госзакупок (постановление Правительства № 968, постановление Правительства № 102, постановление Правительства № 1289). Ведущий специалист Отдела экспертно-аналитического сопровождения промышленной политики Департамента промышленной политики Евгения Кияненко замечает, что преодолеть ограничения можно либо производя продукцию, не имеющую аналогов в РФ, либо достигнув нужного уровня локализации производства – получив статус продукции, произведенной в РФ.
Существуют налоговые и законодательные меры стимулирования инвесторов. «Однако механизм предоставления этих мер несовершенен и требует корректировки, в частности, для фармацевтической отрасли», – заявила руководитель юридического отдела ГК «ГЕРОФАРМ» Полина Завьялова. На подходы к структурированию владения и финансирования российских активов влияют налоговые инициативы. О них рассказала партнер департамента корпоративной практики и M&A FTL Advisers Ltd, к. ю. н., LL.M. Мария Кукла. Это в первую очередь обязанность раскрывать информацию о бенефициарах российскими организациями, обмен информацией по запросам в налоговые органы иностранных государств и автоматический обмен налоговой информацией.
Обязательства России, ее субъекта или муниципального образования гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и осуществить меры стимулирования деятельности в сфере промышленности фиксируются в специальных инвестиционных контрактах (СПИК). Выгоды инвестора от заключения СПИК:
Несмотря на очевидные выгоды, старший юрист Dentons Геннадий Тимоничев призвал подходить к СПИК очень аккуратно.
Директор по развитию производств холдинга GS Group Алексей Мохнаткин рассказал про свой опыт локализации производства. Его компания занимается электроникой. «Государственная политика в этой области никак не сформулирована», – сетует Мохнаткин. По его мнению, общая проблема российского электронного производства – отсутствие целого ряда системных сегментов рынка, в числе которых:
Вывод на рынок новых продуктов в нашей стране длинный и дорогой, поэтому конкурировать с Китаем крайне сложно, отмечает Мохнаткин. Так, в России ввозные пошлины на готовые изделия и крупные узлы составляют 0% против китайских 30–80%, а кредиты – 50% вместо их 6–9%. В Китае также есть компенсация входного НДС и входных таможенных пошлин, субсидии до 50% от экспортной выручки на стратегические рынки и дотации на модернизацию предприятий до 75% от инвестиций.
Возможно, именно по этой причине за последние 20 лет мировая торговля товарами увеличилась почти вчетверо, а темпы роста в среднем составили 7,6%. «При этом усилия были сосредоточены на либерализации тарифного регулирования. Сейчас страны начали прибегать к нетарифным мерам. Так, субсидии являются более тонким инструментом, чем тарифная политика», – заявил советник Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Михаил Глазатов. Он объяснил, что субсидия существует тогда, когда оказывается финансовое содействие правительством или любым публичным органом в пределах территории-члена ВТО, – и таким образом предоставляется преимущество. Субсидия может быть де-юре и де-факто запрещенной. Юридически субсидия зависит от результатов экспорта. Доказательства фактической увязки субсидии с результатами экспорта в каждом случае определяются по-разному.
Что такое локализация производства и почему вокруг неё столько шума?
Informburo.kz и «Агромашхолдинг KZ» рассказывают, как локализация в машиностроении помогает развитию всей экономики.
При производстве любого товара важный показатель – это степень его локализации, то есть доля местных деталей и трудовых затрат в его выпуске. В Казахстане этот термин стало популярным употреблять именно в машиностроении, где, по ошибочному мнению, действует только «отвёрточная» сборка.
Но действительно ли вся собранная в Казахстане техника – это прикрученные к корпусу колёса? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться именно с вопросом локализации. Informburo.kz и «Агромашхолдинг KZ» рассказывают об этом на примере сборки сельскохозяйственной техники.
Что такое локализация и зачем она нужна?
Локализация – это размещение производств частей какого-то товара в той же стране, где он выпускается в готовом виде. О ней часто говорят, например, в автомобилестроении. Там под локализацией понимают выпуск каких-то частей автомобиля – деталей двигателя или корпуса – в том же государстве, где находится и сборочное производство.
Интерес в развитии местного содержания имеют сразу несколько сторон: и государство, и сам бизнес-производитель, и конечный покупатель. Рассмотрим процесс локализации на примере компании «АгромашХолдинг KZ» – крупного казахстанского производителя сельскохозяйственной техники.
«Локализация – длительный и трудоёмкий процесс. Тем не менее наша компания постоянно над этим работает: мы ежегодно увеличиваем долю местного содержания и совершенствуем производимую продукцию», – отмечает вице-президент компании Динара Шукижанова.
В соответствии с соглашением о промышленной сборке, которое подписывают заводы-производители стран ТС, в частности и казахстанские заводы, локализационные процессы жёстко регламентированы. Т.е. каждый год предприятие обязано увеличивать локализацию путём использования местных компонентов и внедрения новых технологических операций.
Первые два года в рамках соглашения – переходный процесс, и, как может показаться людям не совсем «в теме», дающий право предприятиям осуществлять только сборочный процесс. Это миф, т.к. в данный период предприятие готовит себя к серьёзным шагам в локализации на всех фронтах деятельности. Во-первых, идёт достаточно трудоёмкий и долгий процесс согласования с брендодержателем, поставщиками, конструкторским управлением завода о постановке той или иной запчасти в тот самый локализационный процесс. Во-вторых, готовится само производство. А самое главное, к новым технологиям производства готовятся кадры, проходящие обучающий процесс.
«По сути, эти два года даются каждому предприятию не только в Казахстане, но и во всём Таможенном союзе, чтобы подготовить себя, так как невозможно сразу взять и начать варить, красить, а уж тем более производить компоненты. На такое не пойдёт ни один брендодержатель в мире, борющийся за качество и репутацию своей техники», – говорит Динара Шукижанова.
Начиная с третьего года наступают обязанности по поэтапному внедрению компонентной базы и сложных технологических операций. К примеру, на пятый-шестой годы производства нужно наладить сборку двигателя (ранее он устанавливался готовым), а также изготовление деталей корпуса. С седьмого года уже требуется наладить выпуск кабины. Таким образом, к этому времени локализация техники достигает 50%.
Государство предоставляет предприятию ряд преференций, например, освобождение выпускаемой продукции от НДС и таможенных пошлин (в рамках Таможенного союза товары поступают без пошлин), но взамен выставляет строгие встречные требования по повышению локализации. Они закреплены в соглашении о промышленной сборке, где по каждому виду сельхозтехники прописаны конкретные сроки и технологические процессы, которые нужно освоить.
Невыполнение какого-либо из пунктов соглашения несёт в себе серьёзные последствия для производителя, т.к. в таком случае завод обязан вернуть все выданные ранее преференции в полном объёме.
«Мы не получаем никаких прямых субсидий от государства – субсидируется только конечный покупатель сельскохозяйственной техники. Мы же имеем льготы в рамках соглашения о промышленной сборке, по которому есть серьёзные встречные обязательства, в случае неисполнения которых мы обязаны вернуть все полученные ранее преференции», – говорит Динара Шукижанова.
В чём выгода локализации?
Выгод несколько. У компании-производителя благодаря размещению производства каких-то деталей на территории места сборки возникает экономия. В первую очередь, снижаются транспортные издержки: перевозить грузы внутри страны дешевле, чем ввозить их из-за рубежа. Такая экономия в итоге сказывается на цене конечного продукта в сторону её снижения, а это повышает конкурентоспособность товара на рынке.
Что касается покупателей, то у них первое – доступ к более дешёвой продукции. Кроме того, в случае с сельхозтехникой важную роль играет её обслуживание, в частности, сервис и доставка необходимых запчастей. В условиях, когда у комбайнов производителя «Агромашхолдинг KZ» уровень локализации достигает 60%, большинство комплектующих всегда доступно.
Следующая группа преимуществ локализации касается уже государства и населения. По словам директора по организационному развитию «Агромашхолдинг KZ» Сергея Могилатова, в первую очередь, это создание новых рабочих мест в промышленности.
«Если я живу в том же Костанае, то как житель города я сразу же воспринимаю местное производство как вариант для трудоустройства. Рабочие места создаются не где-то за рубежом, а в рамках Казахстана, и это большой плюс», – отмечает Сергей Могилатов.
Для государства плюсы ещё более очевидны. Первый – это повышение социальной стабильности благодаря созданию новых рабочих мест. Ещё один момент – налоговые выплаты от компаний, которые займутся выпуском новых деталей. Третье – это развитие человеческого капитала. Освоение производства новых видов продукции позволяет накапливать у казахстанских специалистов нужный опыт и повышать собственную экспертизу для реализации новых проектов в будущем.
Но всё ли так просто?
Из приведённого выше может создаться впечатление, что полная локализация всех товаров в Казахстане – это лишь вопрос времени. Но это не совсем так. Зачастую размещать в одной стране производство всех деталей какой-то техники не имеет смысла с экономической точки зрения.
Так обстоит дело, к примеру, со стеклом или бортовыми компьютерами. В целом один комбайн состоит из более трёх тысяч компонентов, и осваивать их все в Казахстане не имеет смысла. «Какие-то предприятия уже имеют компетенции, производят ту или иную деталь для большого количества потребителей. Поэтому проще обратиться к этому производителю, разместить свой заказ и получить в срок на конвейер», – рассказывает Сергей Могилатов.
Однако крупные узлы, уверен он, осваивать в машиностроении нужно, тем более что такие требования уже предъявляет государство.
«Если мы говорим о зерноуборочном комбайне или тракторе, там есть кабина – это достаточно серьёзный в плане производства узел, на это требуются значительные инвестиции. Поэтому локализация занимает довольно длительное время, но у нас стоят сроки – семь лет», – подчёркивает собеседник Informburo.kz.
Что делает «Агромашхолдинг»?
«Агромашхолдинг KZ», как уже отмечалось выше, – это крупный казахстанский производитель сельскохозяйственной техники. За 2018-й и первые десять месяцев 2019 года предприятие выпустило 581 комбайн четырёх моделей своего бренда «Есиль» и 150 тракторов марки Lovol. Вся продукция пошла на внутренний рынок.
Сейчас доля местного содержания в продукции компании достигает 60% по готовым комбайнам и до 90% по некоторым узлам. Значительную часть заказов деталей компания закупает у других отечественных производителей.
«Кооперация с такими компаниями, как «ДонМар» и «Кайнар», показывает заинтересованность «Агромашхолдинг KZ» к сотрудничеству с отечественными производителями. На текущий момент компания согласовывает дополнительные компоненты, которые могут быть использованы в производстве», – рассказали Informburo.kz в пресс-службе производителя.
Сергей Могилатов, представитель компании, напоминает, что предприятие находится на территории бывшего дизельного завода. Поэтому там уже была база для металлообработки. Это внесло значительный вклад в локализацию производства.
«Все процессы по металлоподготовке проходят у нас. Сейчас мы изготавливаем подмоторную раму, наклонные камеры, поручни, измельчители и другие простые детали. Для жатки (агрегат комбайна для сбора зерна) мы закупаем только шины – их в Казахстане не производят. Остальное почти всё делаем сами», – говорит Сергей Могилатов.
По его словам, «Агромашхолдинг KZ» также работает с белорусскими тракторами, на которых исторически привыкли работать казахстанские фермеры. Поэтому любой контакт с зарубежными производителями сельхозтехники даёт возможность увеличить свои компетенции и получить опыт, который в дальнейшем можно применить у себя на предприятии.
Как раз в этом направлении сейчас работает компания: развивается промышленная кооперация с Петербургским тракторным заводом, который выпускает трактора «Кировец», и «Гомсельмашем» – крупным производителем сельхозтехники Беларуси. Благодаря этому «Агромашходинг KZ» сможет одновременно стать площадкой для производства новой техники для казахстанского рынка, а также производить детали для конвейеров иностранных промгигантов, используя их и для собственных нужд.
Локализация как инструмент формирования кластерной экономики
Локализация производства, когда вокруг иностранного предприятия группируется пул отечественных производителей запчастей, сырья, оборудования, напрямую способствует импортозамещению. Среди примеров в России – производство локомотивов Siemens, к которому подключено около 100 российских поставщиков, заводы Volkswagen, Peugeot & Citroën, Volvo, сформировавшие калужский автомобильный кластер. Российские власти нацелены переносить этот опыт в другие регионы и отрасли промышленности.
Развитие в России межотраслевых кластеров – одно из приоритетных направлений стратегии развития промышленности до 2035 года. Они становятся эпицентрами социального и экономического развития регионов, стимулируя развитие как крупного, так и малого и среднего бизнеса.
Эффективный инструмент кластерной экономики – локализация производства с формированием пула отечественных поставщиков вокруг предприятия с иностранными инвестициями. Пример – калужский автокластер, ядро которого составляют предприятия «Фольксваген Груп Рус», «Пежо-Ситроен Митсубиши Аутомотив» и концерна Volvo.
Другой успешный пример – опыт компании Siemens.
О том, что направление продолжит развиваться, говорит ряд перспективных проектов, а также принятых на федеральном и региональном уровнях мер господдержки:
«Мы не идем к этому проекту по кластеризации — мы уже в нем существуем. Четыре крупных кластера реализуют свои программы в Архангельской области», — Игорь Орлов, губернатор Архангельской области.
«Локализация очень хороша для тех компаний, которые приходят в Россию. … Потому что там есть экспертиза, там есть необходимый человеческий капитал, там есть уже сформированная система поставщиков, там есть административная управленческая структура, которая организует взаимодействие между организациями, предприятиями, научно-исследовательскими подразделениями и т.д. Компания, которая локализуется в кластере, на самом деле снимает с себя очень большую часть проблем, которые всегда ассоциируются с необходимостью поиска поставщиков, набором кадров и т.д.», — Олег Фомичев, замминистра экономического развития РФ.
«Кластерный подход должен послужить новым стимулом или новым витком локализации и иностранных, и российских компаний в регионах РФ», — Игорь Марчев, директор департамента по управлению проектами и работе с инвесторами, АО «ОЭЗ».
«Вчера мы объявили результаты нового ежегодного опроса, и он показывает, что члены нашей ассоциации более позитивно смотрят, по сравнению с предыдущим годом, на развитие бизнеса в России», — Томас Штэрцель, Председатель Ассоциации европейского бизнеса, гендиректор ООО «ПОРШЕ РУССЛАНД».
«Есть много бюрократических процедур. Конкретный пример: у нас 800 заявок от компаний, которые хотели бы работать с нами по франшизе. Им необходимо оформить большое количество документов. На это уходит от 6 до 9 месяцев. Я могу дать пример другой страны, где мы работаем, — там все успевают сделать за 3 месяца», — Питер Бооне, генеральный директор «МЕТРО Кэш энд Керри Интернэшнл».
«Администрирование госзакупок очень строгое. Мы считаем, что для участников рынка эти ограничения создают неравные условия. Это снижает привлекательность локализации для иностранных игроков и ограничивает возможности для инновационного развития. … Мы считаем, что очень строгие санкции, штрафы накладываются на инвесторов в некоторых ситуациях, что оказывает негативное влияние на поступления в бюджет», — Томас Штэрцель.
«Токования законов могут быть неоднозначными. В результате многие компании отказываются от инвестиционных проектов. … Кроме того, не всегда есть понимание на региональном уровне, как работает закон», — Томас Штэрцель.
«Важно, чтобы кластеры могли сильнее влиять на принятие решений на федеральном уровне, на работу регулирующих организаций. Региональные кластеры могут оказывать большое влияние на различные форматы документов, например, на специнвестпроекты», — Ян-Олоф Йакке, Президент, AstraZeneca AB.
«Есть так называемый кодекс поведения в автомобильной отрасли, потом к ней присоединилась и фармацевтика. Автопроизводители сами на себя берут некие обязательства в рамках этого кодекса поведения. Сами себя регулируют — свои взаимоотношения с дилерами и др. … И мы это называем мягкое регулирование. Оно дает большую гибкость с точки зрения бизнес-процессов, и процесса локализации тоже», — Томас Штэрцель.
«Что может сделать правительство, чтобы помочь? Стабильность — вот, что нам нужно. Чтобы мы могли действовать, планировать в долгосрочной перспективе», «Защита интеллектуальной собственности, защита патентов — это очень важный аспект. В нашем бизнесе инновации очень важны. Если нет мотивации создавать инновации, если нет надлежащей защиты интеллектуальной собственности, то очень трудно привлечь инвесторов», — Фелипе Пастрана, Вице-президент по региону Восточная Европа, Ближний Восток и Африка, AbbVie.
«Если мы говорим про долгосрочную стабильность, то специальные инвестиционные контракты построены вокруг обеспечения долгосрочной стабильности. И это касается всего — и налогов, и прозрачности принятия долгосрочных решений, и того же самого курса валют. Второе — это наличие команд в регионах, которые в состоянии работать», — Василий Осьмаков, замминистра промышленности и торговли РФ.
«Японским инвесторам нужна информация, прежде всего, о всех возможных проектах. Кроме того, если есть какие-то программы стимулирования — это, конечно, будет большим плюсом», — Ясуси Акахоси, президент Организации содействия развитию внешней торговли Японии.
журнал стратегия
# журнал стратегия
Локализация производства
Кому и зачем нужна локализация производства, насколько она полезна и трудна, как эффективно применять ее механизмы на практике? О ключевом элементе международной промышленной кооперации рассуждает заместитель председателя Комитета РСПП по промышленной политике Владимир Рудашевский.
Для понимания задач локализации производства (ЛП) следует отличать цели, которые преследует компания-партнер, размещающая производство (экстенсивер), от целей принимающей стороны — реципиента (как правило, официальных властей).
Экстенсивер стремится к расширению рыночных позиций за счет гарантированного сбыта продукции, где не последнюю роль играет географическая приближенность к потребителю и источникам сырья, что снижает транспортные расходы до 25% себестоимости некоторых видов продукции. Реципиент рассчитывает на рост инвестиций и трудовой занятости, дополнительные налоговые поступления, прямой доступ к передовым технологиям, знаниям, опыту корпоративного управления и становления гудвила.
Часто дешевизна рабочей силы реципиента краткосрочна и не может считаться решающим фактором при выборе «производственной площадки». Большего внимания заслуживает кооперация с национальными или региональными экономическими операторами. К примеру, производство автомобильных легкосплавных дисков рядом с литейными заводами «Русала» принесло бы чувствительную выгоду: только одному Volkswagen требуется не менее 10 млн таких дисков. Между тем до 90% дисков сейчас импортируется из Китая.
Локализовывают производство чаще компании, стремящиеся расширять рынок для своей продукции с оценкой перспектив его развития. Они, как правило, учитывают принципы промышленной политики страны локализации, которые позволяют рассчитывать на меры государственной поддержки национальной экономики или вводить ограничения и даже запреты на импорт тех или иных товаров. Ярким примером такого подхода может служить автопром России, на протяжении длительного времени получающий значительную поддержку государства.
Закон о промышленной политике в РФ предусматривает специальные инвестиционные контракты (СПИК) как один из инструментов поддержки развития промышленности.
Предполагается, что после прекращения действия соглашений о промсборке, благодаря которым автопроизводители получали временные льготы, западные компании смогут рассчитывать на постоянные преференции, заключив специальный инвестконтракт.
Например, в Mercedes-Benz уже объявили, что до конца года такой СПИК будет подписан. Компания берет на себя обязательства по локализации, развитию технологий и созданию нового производства. Взамен она получит налоговые льготы, упрощение административных процедур и, что особенно важно, статус российского производителя, следовательно, доступ к госконтрактам.
Другой пример — заключенный на десять лет СПИК с немецко-японским концерном DMG Mori, согласно которому будет налажено производство новейших токарных и фрезерных станков и модернизирован Ульяновский завод. Швейцарская Sika собирается открыть в Подмосковье сразу два предприятия, в дополнение к заводам в Волгограде и Лобне, которые задействованы в строительстве стадиона «Зенит-Арена» и Керченского моста.
Примерно по такому же пути идет и российский фармсектор. Прямой запрет поставок иностранных препаратов, введенный Минздравом РФ в конце 2015 года, подтолкнул все крупные фармацевтические фирмы активизировать свои усилия по ЛП. Правительство разрабатывает меры поддержки локализации фармпроизводств в том числе за счет введения ограничений на госзакупки лекарств. Всего за последние четыре года европейский бизнес создал в России более 200 новых производств.
Еще один тонкий аспект — отличие локализации от экспансии. Расширение экономической деятельности за пределы собственной территории — едва ли не самый распространенный метод обеспечения национальной конкурентоспособности. Локализация производства способствует сохранению экономического суверенитета страны, поскольку развивает собственные производительные силы: технологическую практику, кадровый потенциал, ресурсно-энергетический и экологический факторы.
Кто выбирает локализацию?
Иногда считается, что ЛП необходима лишь для преодоления экспортно-импортных ограничений. Это не совсем верно, хоть и возможно: например, благодаря введению Россией продуктовых контрсанкций в Москве открылся торговый центр одного из известных продовольственных брендов, в котором совмещается собственное производство и продажа гастрономических продуктов.
Кроме того, многочисленные межправительственные комиссии формулируют предложения и проекты по развитию экономического сотрудничества, в том числе локализации производства. Особый интерес представляют европейские страны, участвующие в инициативе «Партнерство для модернизации». К примеру, Российско-Французский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЭФИК) разработал программу, которая включает 14 проектов в пяти отраслях. Примечательно, что, пожалуй, впервые в документе такого типа предусмотрено прямое использование механизма ЛП, известные российские и французские компании могут расширить номенклатуру уже производимых в России автокомпонентов.