Что такое лукбук в одежде
Что такое Lookbook и нужен ли он вам
Лукбук (Lookbook), последнее время мы все чаще слышим это слово. Мы видим его на страницах глянцевых журналов и на сайтах дизайнеров, но что же такое lookbook.
Лукбук (Lookbook) при переводе с английского языка представляет собой “книгу образов”. По большому счету, это каталог, в котором сам дизайнер или же модное издание создает подборку одежды, обуви и аксессуаров, которые совместимы с собой и представляют целостный образ.
Чаще всего лукбук это не просто несколько предметов одежды на одной картинке. Обычно это модель, которая и показывает нам лук.
Вы могли встречать это слово в значении “портфолио”. Их и правда можно считать синонимами, но только в том случае, если речь идет о подборке фотографий от одного фотографа собранные по одной модели или одном модельном агентстве. Именно с помощью лукбука мы знакомимся с новыми моделями одежды дизайнера, с его новой коллекцией.
Пример фото из лукбука Ксении Романовой
Нужен ли вам лукбук?
На этот вопрос есть несколько ответов. Для начала нужно разобраться кем являетесь вы. Если вы — молодой дизайнер, то да. Вы должны создать свой лукбук при помощи профессионалов. Если вы интересующийся модой человек, то тоже да. Вы можете использовать лукбуки, как подсказки, на тему того, “что же надеть сегодня”. Будет просто прекрасно, если вы будете составлять “свои” лукбуки, но не зазорным будет примерить образ, составленный каким-нибудь модным журналом.
Пример фото из лукбука Яны Кович
Пример фото из лукбука дизайнера Анастасии Ларионовой
Текст: Сопова Александра
Что такое лукбук и как правильно его снимать?
О правилах и тонкостях съемки лукбука рассказывает фотограф Диана Малиновская
Как ты начала снимать лукбуки?
Первый опыт работы с лукбуком был еще 4 года назад, когда дизайнер из Бельгии пригласила меня на съёмки её новой коллекции.
Тогда я ещё не пользовалась крутой терминологией, и для меня это всё представлялось как сказочная история путешествия по Германии и Бельгии в компании иностранного дизайнера и моделей. Ирис озвучила мне только одно желание: хочу красивое портфолио. Конкретных целей она передо мной не ставила. Моделей и всю команду мы собирали вместе, а локации выбирала я. В первый день мы поехали на велосипедах по окрестностям, и я обозначала места, где будет красиво смотреться модель и одежда. Всё было максимально интуитивно.
Только через год я начала изучать многогранность фэшн-фотографии на академическом уровне. Очень ценю то время и только сейчас осознаю, насколько важным был тот максимально когнитивный этап в начале моего модного фотографического пути.
2012, Бельгия (Фотограф Д.Малиновская)
Для кого снимаешь сейчас?
Сейчас я работаю в основном с белорусскими дизайнерами (чаще всего с моими фаворитами — Fur Garden), налаживаю контакты с польскими дизайнерами (пока на уровне эдиториала). Очень сложно найти постоянного клиента.
Fur Garden FW 2015-16 (Фотограф Д.Малиновская)
Какую основную цель преследует лукбук?
Главное не запутаться, особенно сегодня, когда границы между формами репрезентации моды максимально размыты.
Лукбук, если вдаваться в этимологию слова, — это своего рода книга образов бренда, но не только документализация одежды. В кадре должна детально прослеживаться продукция – одежда, аксессуары, обувь и т.д. Конечно, это отличная от каталога визуальная оптика, но цель одна: представить оригинальный (подлинный) стиль бренда, максимально реальные цвета, крой, форма и т.д.
Но понятие лукбука тоже достаточно размыто: всё зависит от дизайнера, ценовой категории бренда, целей, эстетики и видения съёмочной команды. Например, форма лукбука Prada (они вообще позволяют себе весьма странные эксперименты, вспомнить хотя бы SS 2010; кстати, компании этого уровня вообще избегают слова ‘lookbook’) будет отличаться от лукбука Zara или H&M, хотя и последние компании делают невероятно качественные съёмки.
Чем лукбук отличается от имиджевой и другой съемки одежды?
Смотрите, как я уже говорила, чётких границ нет вообще. Единственное, что отличает каждую из сфер, — это цель съёмки/цели компании и формы публикации (рекламные страницы журнала, разворот, кавер, галерея, каталог и т.д.).
Лукбук – это синтез каталога (фотографии с товаром «лицом-к-лицу» для демонстрации клиенту формы, текстуры, кроя, размеров и т.д.) и кампейна (сюжетной рекламы товара с активными декорациями, светом и своей эстетиткой). Очень важна команда: стилист на съёмке лукбука — суперважная персона.
Кстати, не люблю слово «имидж», оно не о моде. Не понимаю, почему у нас его все активно используют, на западе так вообще никто не говорит.
В чем особенность постановки света, модели, фона при съемке лукбука?
Всё зависит от концепции компании, источников публикации и направленности конкретной коллекции. К счастью, мода позволяет играть и экспериментировать. Поэтому купальники можно снимать в снегу, а шубы под пальмами в +30 C. Когда-то была модна щербинка, сегодня небритые подмышки. А на Нью-Йорской неделе моды главным хештегом был #nodels, то есть no models.
Свет чаще всего используют, как я его называю, максимально понятный: либо имитируют дневной, либо очень контрастный, подчёркивающий все детали и особенности фотографируемых вещей. Но и это не шаблон.
A post shared by Diana Malinowska (@dianamalinowska) on Nov 12, 2016 at 4:31am PST
Съемочные команды часто загоняют себя в жёсткие рамки: светлый пустой фон, статуарные позы модели, прямой ракурс, классическое студийное освещение. Строгих конвенций не существует, правила задают конкретные люди.
Целесообразно ли дизайнеру отходить от принятых правил, чтобы «выделиться»?
Если эстетика его бренда от сезона к сезону сохраняется, то экспериментировать с формой не имеет смысла, ведь компания перестанет быть узнаваемой.
Но бывают исключения, особенно, когда в крупные дизайнерские компании приходят новые креативные директоры. Тогда меняется вообще все: от кроя пиджака до постановки света и цвета.
Посмотрите, как сейчас схожа эстетика Balenciaga и Vetements, и Raf Simons к ним примыкает со своими последними коллекциями. Тут, конечно, дело ещё в трендсеттерах, если мы говорим о высшем уровне фэшн. Последние две недели моды тому подтверждение. Правил вообще нет, мода стала анархичной.
Raf Simons Fall 2016
Если осенняя коллекция вышла летом, а лукбук появился только осенью. Это нормально?
Зависит от того, как скоро дизайнер хочет продать коллекцию и хочет ли он попасть «в тренд». Можно летом сделать коллекцию и тут же её отснять в разных жанрах, а потом ещё полгода её продвигать. Но есть особенности работы и продвижения марок, представляемых на неделях моды. Всё взаимосвязано.
Если ты хочешь попасть в профессиональное модное течение, лучше, естественно, следовать ритму работы, заданному высшими инстанциями.
Как много специалистов обычно задействовано для съемки? Может ли эта работа быть не командной?
Команда на таких съёмках — это плотная сцепка одинаково мыслящих людей. Конечно, многое зависит от стилиста и фотографа. Это основные участники на «танцплощадке» (люблю думать, что процесс съёмки — это танец). Но без других участников (арт-директор, продюсер, визажист, стилист по волосам, модель, технический директор, ассистент и др.) реализовать идею качественно и продуманно вообще нереально.
Backstage Shopbop & 3.1 Phillip Lim SS 210
Дизайнер здесь становится скорее не участником, а причастным к действию наблюдателем. Естественно, если это небольшая компания, которой важно лишь «скульптурировать» форму, презентовать товар, например, в инстаграме, то и сам дизайнер может пофотографировать на телефон свой товар.
Сейчас каждый сам выбирает себе режим работы и команду. Как в Голливуде, большинство работает на эффект (эффект неожиданности, например).
Мне важен абсолютно каждый, даже тот, кто кофе приносит. Мы все друг другу обязаны физическим комфортом во время съёмки. Люблю чувствовать себя спокойно, и когда все спокойны. Причём для сторонних наблюдателей процесс съёмки может казаться вообще сумбуром передвижений и разговоров, а внутри команды всё течёт равномерно и слажено.
Какие ошибки чаще всего совершаются при съемке лукбука?
В спешке и в хаосе можно забыть про какой-то лук, например, поэтому я ценю спокойствие и равновесие. Главное, конечно, хорошо подготовиться, рассчитать все детали, распланировать, чтобы во время съёмки не париться и вливаться в саму атмосферу, глубоко нырять вместе со всей командой.
Раньше, когда был тренд на единый стиль, свет и ракурс одного лукбука, можно было легко потерять точку постановки модели или штатива. И всё, считай, начинай работу заново.
Что такое лукбуки и зачем они нужны
В мире моды много заимствований из иностранных языков и одно из них «лукбук» — серия фотографий одежды из определенной коллекции бренда. Лукбуки уже не просто фото, которые демонстрируют фасон новой юбки и актуальную цветовую палитру. Это очень действенный канал общения между брендом и покупателями, средство влияния и трансляция философии марки.
Лукбуки, как правило, выпускают как минимум два раза в год: для осенне-зимней и весенне-летней коллекции бренда, многие производители также снимают отдельный лукбук к Рождеству и новогодним праздникам, где собраны более праздничные вещи для вечеринок.
Фото из лукбука H&M осень-зима 2017/18
Каталог в картинках
Изначально у таких фотографий была очень практическая цель: показать новинки из последней коллекции и облегчить покупателю выбор в магазине: мы уже собрали для вас актуальные силуэты, цвета и ткани, а также составили красивые варианты, как разные вещи можно сочетать между собой. Тогда это называлось «фото для каталога» — просто одежда на модели, более наглядное изображение того, что обычно висит на вешалках.
Однако с развитием конкуренции, когда готовой, массовой одежды сопоставимого качества стали шить все больше, у брендов появилась задача выделиться на фоне других производителей со схожим ассортиментом и ценой. У фотографий новых коллекций появилось собственное настроение: это больше не были просто студийные фото на однотонном фоне, где модель упирает одну руку в бок и мило улыбается в камеру.
Фотоистория о красивой жизни
Бренды стали производить фотоистории: яркие картинки, похожие на кадры из кино. Красивейшие пейзажи, умопомрачительные интерьеры, атмосфера лучшей в жизни вечеринки или просто роскоши, которой у рядового покупателя никогда не было. Все это создавало не просто фотографию человека в одежде определенного бренда — это был дивный мир, куда хотелось попасть. Это было время «тяжелого гламура», когда даже простые, не люксовые бренды играли в красивую жизнь, которую было обманчиво легко заполучить — достаточно купить такую же одежду, как на картинке.
Бунт и провокация
Еще один вариант лукбука, который появился параллельно с картинками из нездешней богатой жизни — провокация. Одной из самых громких стала рекламная компания довольно базовой марки Sisley, которую заказали скандальному фотографу Терри Ричардсону. Ричардсон снял девушек в обычной одежде нарочито сексуально, почти порнографично, при этом фотографии выглядели не как профессиональные выверенные снимки, а как случайные кадры, снятые «мыльницей».
Одно из фото Терри Ричардсона для Sisley
Реакция аудитории, впрочем, была неоднозначной: часть покупателей отвернулась от марки, шокированная фотографиями, зато в магазины пришли более молодые потребители, которые до этого обходили бренд Sisley стороной.
Лукбук как способ рассказать об идеологии
Фото из лукбука Dolce&Gabbana, в котором отражены тенденции уличной моды
В итоге, все смешалось. Люксовые бренды, которые продают баснословно дорогую одежду, делают простые лукбуки, с которых смотрят будто бы обычные прохожие. В то же время масс-маркет, где одежда стоит недорого и живет недолго, соблазняет покупателями мастерски отретушиванными фотографиями из фамильных замков и шикарных вилл. Все это говорит лишь о том, что мода меняется. И теперь, чтобы выглядеть дорого, не обязательно носить натурального леопарда, золото и крокодилью кожу. А ничем не примечательная одежда с именем модного дизайнера на ярлыке может быть ничем не примечательным кусочком серой мешковатой ткани и при этом стоить годовую заплату обычного служащего. Так что внимательнее присмотритесь к лукбукам. Именно с их помощью бренды говорят: вот так выглядит человек, для которого мы сейчас производим одежду. Узнаете ли вы в этом человеке себя?
Чем каталожная съемка одежды отличается от кампейна, лукбука и зачем она нужна
Заказчики и некоторые фотографы часто путают понятия каталожной съемки одежды, кампейна и лукбука. Такие ошибки мешают получить кадры, соответствующие потребностям клиента. Наиболее востребованной остается съемка для электронного или печатного каталога, поскольку она позволяет покупателю получить четкое представление об ассортименте товаров, крое и других характеристиках одежды. При этом фотосессия проводится с участием всех артикулов. «Каталожка» актуальна для интернет-магазинов, шоу-румов, компаний, которые продают одежду через печатные источники информации.
Кампейн представляет собой съемку для рекламного проекта, который посвящен конкретной коллекции. В дальнейшем полученные кадры (достаточно 3-5 сюжетов) используют для изготовления баннеров, продвижения в прессе и интернете. Кампейн должен отражать общее настроение коллекции, основную идею дизайнера, возрастную группу, для которой предназначены одежда.
Лукбук представляет собой имиджевую съемку, которая должна охватывать лишь ключевые, наиболее эффектные образы отдельной коллекции. Это срединный вариант между кампейном и каталогом: центром внимания становится наряд, но элементы жанра фешн сохраняются. Последние два типа съемки актуальны в основном для брендов-производителей одежды, поэтому их уровень востребованности меньше.
Главные характерные особенности каталожной съемки
Общие черты «каталожки», кампейна и лукбука
Каталожной съемке присущие черты, которых характерны и для ее «собратьев». Сюда в первую очередь относится единая концепция. Визуальный материал для наполнения интернет-магазина должен отражать то, как бренд-производитель и продавец позиционируют себя. Это скажется на выборе поз, цветовой гамме фона и других деталях.
Важно соблюдать единую стилистику в масштабах отдельно взятого каталога, а в случае лукбука или кампейна – коллекции. Соблюдение этих нюансов позволяет усилить впечатление от просмотра карточек товара и подтолкнет заинтересованного покупателя к заказу.
Как найти моделей для каталожной съемки
Для создания каталога одежды можно использовать манекены или реальных моделей. Второй вариант предпочтителен, поскольку он привлекает большее внимание потенциальных покупателей: помогает оценить особенности кроя, пропорциональность вещи и в целом демонстрирует внимательное отношение продавца к клиенту. Чтобы не тратить личное время на поиск подходящих моделей, эту задачу удобнее доверить специалистам.
Оптимальный выбор – обратиться в фотостудию, профессионалы которой проведут кастинг и непосредственно съемку. Например, сотрудники PhotoIDEAL production готовы быстро подобрать моделей, подходящих заказчику. Во внимание принимается типаж, рост, объемы, возраст и множество других важных факторов. В результате вы получаете идеальные снимки для печати или наполнения сайта.
Также специалисты ФотоИдеал продакшн отдают предпочтение профессиональным моделям, которые имеют опыт съемки именно для каталогов. Это гарантирует, что будущая фотосессия пройдет быстро, без заминок, а клиент получит максимальное количество качественных кадров. При этом не нужно переживать, что выбранные модели не понравятся – перед съемкой заказчик лично утверждает предварительно отобранные кандидатуры.
Где заказать каталожную съемку одежды
Выбирая фотографа для каталожной съемки, стоит предпочесть специалиста, имеющего опыт именно в этом направлении и снимающего в своей студии (аренда помещения отдельно потребует дополнительных финансовых затрат). Обязательно просмотрите портфолио, прежде чем заключать договор. Обсудите ключевые вопросы сотрудничества, стоимость обслуживания. Еще проще обратиться в студию, которая предоставляет весь комплекс услуг для каталожной фотосессии:
Благодаря комплексному подходу вы экономите собственные деньги и время, ведь полностью отпадает необходимость отдельно искать фотографа, моделей и прочих участников съемки. Так, студия PhotoIDEAL production готова принять в работу каталожный проект любого объема и сложности. Наши профессионалы возьмут на себя решение всех вопросов, но не забудут согласовать их с вами.
Стоимость и продолжительность фотосессии рассчитываются индивидуально, поскольку зависят от количества артикулов, моделей, ракурсов. Чтобы узнать, сколько стоит съемка для каталога одежды и воспользоваться услугами профессионалов, достаточно отправить запрос на нашу электронную почту и обсудить с менеджером ключевые вопросы сотрудничества.
Что нужно знать перед съемкой Лукбука?
Зачем дизайнеру лукбук?
— Показать топовые модели, исключив базовые вещи.
— Продать стиль бренда.
— Увеличить продажи за счет сопутствующей покупок (продажа всего лука).
— Правильная цветопередача.
Как снимается лукбук?
С учетом выше сказанного, лукбук это фотография в полный рост (если это не аксессуары), где один кадр равен одному луку. Не обязательно вид должен быть только спереди, возможно у вас динамичный лукбук и для вас уместно использовать кадры с боку, сидя, сзади.
Локация должна соответствовать концепции бренда и коллекции в целом. Она не обязательно должна быть минималистичной, порой креативные идеи чаще попадают в editorial и о бренде больше узнают. Фотограф, в данном случае я, раз вы на моем сайте, подбирает локации для съемки. МЫ выезжаем предварительно на место, для того, чтобы продумать локации и свет, особенно если это уличная съемка.
Где используется лукбук?
По общепринятым правилам фэшн индустрии лукбук используется для презентации коллекции. Далее картинки с лукбука попадают байрам и стилистам, которые смогут закупать вещи для продажи, либо использования вещей на съемках для журналов, тв-программ и т.д.
Но сегодня грани лукбука на столько стерты, что фото можно использовать везде:и для публикации в журналах (editorial), презентации коллекции в СМИ, соц.сетях, email- рассылках, возможна рекламная компания для оформления торговых пространств, билбордов, полиграфической продукции, рекламы на сайте.
Как сократить затраты на съемку?
1. Лукбук в содружестве со вторым брендом. Актуально для владельцев марок обуви, аксессуаров или профильных брендов верхней одежды. Привлекая шоурумы, вы расширяете свои возможности сбыта товара. Подружившись с компаниями из фэшн индустрии, вы расширяете свои возможности для роста бренда.
2. Технически снимать в одном кадре фас и спину/профиль, тем самым Вы сможете минимизировать затраты на ретушь. (Классический пример с зеркалом).
Надеюсь мне удалось донести до вас что такое lookbook и какие требования предъявляются для его съемки. Если у вас остались вопросы, можно связаться со мной по моим контактам.