Что такое луна 1 класс
Окружающий мир 1 класс 2 часть Почему Луна бывает разной? стр. 34 – 35
1. Вспомните, что вы видели на ночном небе, кроме звёзд. Луна — спутник Земли. Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка-схемы.
Из учебника «Окружающий мир» первоклассник узнаёт, почему Луна бывает разной.
Кроме звёзд на ночном небе мы видим также и Луну. Это небесное тело, расположенное на орбите недалеко от Земли, и вращающееся вокруг нашей планеты.
Поэтому её называют спутником Земли.
Вместе с Землёй она совершает оборот вокруг Солнца. При этом она продолжает вращаться и вокруг Земли.
2. По своим наблюдениям расскажите, как изменяется внешний вид Луны. Почему же это происходит?
Луна в разные дни выглядит по-разному.
Она может быть полной, круглой, но чаще кажется нам серпом, направленным в разные стороны.
Иногда мы совсем её не видим и тогда говорят, что наступило Новолуние.
Происходит это потому, что Солнце в разное время освещает её по-разному. Мы видим только ту её часть, которая освещена солнечными лучами. Ведь она не может светиться сама. Её поверхность отражает солнечные лучи.
3. Вылепите из пластилина модель Луны, правильно показав её форму.
Возьмём кусочек серого пластилина и скатаем из него шарик.
Это и будет правильная форма, ведь она — шар. Просто нам кажется, что она меняет свою форму.
4. С помощью рисунков учебника расскажите, как изучают Луну.
Учёные давно стали изучать Луну.
В древности они просто смотрели на наш спутник и старались понять, почему он всё время выглядит по-разному.
Потом изобрели телескоп, и учёные стали изучать лунную поверхность через его линзы и окуляры.
Тогда они обнаружили на ней кратеры, моря и горы.
В середине 20 века люди смогли посадить на лунную поверхность свои космические аппараты. Они назывались луноходами и исследовали поверхность нашего спутника, взяв пробы грунта.
А потом несколько раз на неё высаживались астронавты и тоже проводили исследования.
Домашнее задание
1. Что такое Луна?
Это небесное тело, которое вращается вокруг Земли.
Это спутник нашей планеты.
2. Какую форму имеет Луна?
Она имеет форму шара.
3. Почему она выглядит по-разному?
По-разному она выглядит потому, что отражает лучи Солнца, но сама светить не может. Мы видим тот участок её поверхности, который не только освещён Солнцем, но и повёрнут к Земле.
4. Как люди её изучают?
Люди изучают её дистанционно, с помощью телескопов и межпланетных станций, а также высаживаясь на поверхность.
Окружающий мир. 1 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 1 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Астроном – учёный, изучающий небесные объекты, такие, как звёзды, планеты, их спутники и прочее.
Телескоп – это прибор, с помощью которого можно изучать небесные объекты, находящиеся очень далеко.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Еще с давних времен люди направляли свой взор к небу. У них было много вопросов: что такое солнце? Почему днём не видно звёзд? Как узнать, где какое созвездие? Солнце дает жизнь всему, что есть на нашей планете: людям, животным, растениям. У жителей Древнего Египта, например, бог Солнца считался главным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы.
Солнце – это звезда. Как и любая из звёзд, Солнце представляет собой раскалённое небесное тело. Учёные выяснили, что температура на его поверхности очень высокая. Масса Солнца в 333 раза больше Земли. И хотя нам оно кажется маленьким ярким кружочком, Солнце по размеру в соотношении с нашей планетой является великаном. От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Именно это огромное расстояние позволяет солнечным лучам не сжигать нашу планету, а только освещать и обогревать её.
Почему днём не видно звёзд?
Звёзды – это небесные тела.Все они находятся на огромных расстояниях от Земли и поэтому не греют. Если присмотреться, звёзды в ночном небе блестят разными цветами. Они мерцают белым, голубым, жёлтым и даже красным цветом. Самые горячие звёзды – белые и голубые. Их температура намного превышает температуру Солнца. Жёлтые звёзды по раскалённости близки к нашему светилу. Ну, а красные звёзды имеют сравнительно с Солнцем низкий градус нагрева. Так же звёзды между собой отличаются и по размерам. В небе наблюдаются красные гиганты, звёзды нормального размера и звёзды-карлики.
Днём, когда Солнце освещает всё пространство земли и неба, блеск других звёзд не заметен. Вот почему мы не можем наблюдать звёзды днём. Но как только Солнце исчезает с небосклона, они начинают проявляться в ночном небе. Конечно, в течение дня звёзды с неба никуда не уходят. Просто из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их блеск. Особенно хорошо видны звёзды в безлунную ночь. Самые яркие и заметные звёзды ещё в древности люди объединили в созвездия. Каждое созвездие имеет своё имя и место среди россыпи остальных звёзд.
Почему Луна бывает разной?
Часто в ночном небе мы можем увидеть ещё одно светило – Луну. Это и не звезда, как Солнце, и не планета, как наша Земля. Это естественный спутник Земли. Естественный спутник, потому что его создала природа. Луна вращается вокруг Земли, а так же вокруг своей оси.
Во все времена людей интересовало то, что находится в небе. Они наблюдали, как у Луны меняется форма, и не могли найти этому объяснение. То она похожа на круглое яблоко, то на серп, который назвали Месяцем. Много сказок, легенд и мифов было придумано о Луне.
На самом деле Луна имеет круглую форму. Сама она не излучает свет, как звёзды, но отражает свет Солнца. И в течение месяца Солнце с разных сторон освещает Луну. Ведь она всё время оборачивается вокруг своей оси. А нам кажется, что форма Луны меняется.Ведь мы видим только ту её часть, которая освещена Солнцем. Тёмная, неосвещённая часть Луны нам не видна. Луна находится ближе всех к Земле. Космический корабль летит до Луны 3 дня и 3 ночи.
Изучают и наблюдают за всеми небесными телами учёные, которые имеют для этого специальную подготовку. Их называют астрономами. Для наблюдением за самыми дальними объектами астрономы используют такие приборы, как телескопы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Установите соответствие между картинками и названиями.
Как увлекательно рассказать первокласснику про Луну
Слайды и текст этой презентации
Многие любознательные дети ещё в дошкольном возрасте начинают интересоваться космосом. Самый близкий к нам объект загадочной Вселенной — это Луна, которая притягивает наш взгляд на вечернем и ночном небе. Если родители ранее не рассказали ребёнку об этом небесном теле, в первом классе самое время это сделать.
Как интересно объяснить ребёнку в первом классе, что такое Луна
Поскольку первоклассник — это вчерашний дошкольник, конечно же, не нужно «загружать» ребёнка научными терминами. Объяснять всё нужно последовательно и простым языком, обязательно сопровождая рассказ иллюстрациями и увлекательными видео. Будет замечательно также использовать макет Земли (глобус) и само́й Луны.
Если взрослый будет сопровождать свой рассказ показом вращающихся макетов, школьник будет просто в восторге
Спутник Земли
Начать рассказ взрослому нужно с объяснения слова «спутник». Это человек, который совершает путь вместе с кем-то, сопровождает его. Вот и Луна точно так же сопровождает нашу планету Земля во время её движения вокруг Солнца.
Земля притягивает к себе Луну, но не настолько сильно, чтобы она соединилась с ней и при этом не настолько слабо, чтобы та улетела в космос.
Луна — единственный спутник нашей планеты, в то время как у других их может быть два (у Марса) и даже несколько десятков (у Юпитера, Сатурна).
Интересно, что Луна к нам повёрнута всегда одной стороной, поскольку время её обращения вокруг своей оси такое же, как время обращения вокруг Земли.
Детям кажется, что Луна сама светится, озаряя ночное небо. На самом деле это не так: спутник просто отражает солнечный свет. В разное время это он делает это по-разному, поэтому луна бывает полной, в виде полумесяца (серпа), а иногда она почти не видна (новолуние).
Можно научить ребёнка определять фазу Луны по расположению серпа. Если его форма похожа на букву С — значит, Луна стареющая (то есть убывающая). Если же серп повёрнут в другую стороны (мысленно можно приставить к нему палочку и получится буква Р) – значит, Луна растущая.
Как появилась планета
У учёных есть несколько версий о происхождении Луны:
Внутренний состав Луны
Луна представляет собой каменный шар, по размеру в 4 раза меньше Земли. При этом спутник намного легче своей планеты — в 81 раз.
У Луны очень маленькое ядро, состоящее в основном из железа. Остальная часть — это мантия, представленная горными породами, особенно богатыми железом, кремнием и магнием.
Ядро Луны гораздо меньше, чем у Земли
Поверхность
Поверхность спутника усеяна острыми камнями, горами и множеством круглых ям — кратерами. Учёные считают, что это следы метеоритов, которые бомбардировали Луну из космоса, а также результат извержения вулканов. Сверху всё покрыто мельчайшим песком — лунной пылью.
Лунная поверхность очень неровная, состоит из гор, острых камней, вся усеяна кратерами
Кстати, на Лунной поверхности обнаружены и следы воды в виде льда (в жидком состоянии она не может здесь находиться, поскольку мгновенно испаряется).
Многие думают, что у Луны нет атмосферы. На самой деле она есть, но очень слабая — в 10 триллионов раз менее плотная, чем земная. Это просто очень разреженные газы (водород, гелий, неон, аргон). Кислорода здесь нет, поэтому дышать на Луне мы бы не смогли.
Здесь нет ветра, поэтому и ямы от метеоритов не меняются. Да и след, который оставил здесь космонавт, останется неизменным миллионы лет.
У Луны тоже есть своя сила притяжения (как у Земли). Но она намного меньше (в 6 раз слабее): так, если бы мы оказались на спутнике, наше тело бы весило меньше в 6 раз.
Мы, например, спокойно одной рукой смогли бы поднять стол или что-то подобное, прыгнуть вверх на 2–3 метра (если, конечно, были бы без тесного скафандра).
Погода
Поскольку у Луны очень слабая атмосфера, днём этот каменный шар нагревается до 130 °С, а ночью охлаждается примерно до — 170 °C. Здесь никогда не идёт дождь, снег, не бывает туманов, ветра.
Влияние Луны на Землю
Оказывается, Луна не просто вращается вокруг нашей планеты, а оказывает на неё влияние. Её тяготение создаёт приливы и отливы в морях и океанах (в озёрах это проявляется в меньшей степени).
Луна влияет на нашу планету — создаёт приливы и отливы
Вода то поднимается, то опускается, причём сильнее это бывает выражено на той стороне Земли, которая в этот момент повёрнута к Луне. Кроме того, за счёт приливного торможения спутник замедляет нашу планету: так, каждые сто лет длительность дня на Земле увеличивается на 2,3 миллисекунды. В то же самое время Луна очень медленно, но постоянно отдаляется от нас — ежегодно на 3,8 см.
Видео по теме
https://www.youtube.com/embed/21bU5OVnhRI https://www.youtube.com/embed/w3RsY46MIO0 https://www.youtube.com/embed/WyUR_UCon1c https://www.youtube.com/embed/gYnR9w7_Lkg
Детям обычно нравится изучать Луну. Главное для взрослого — подать информацию доступным языком, при этом раскрывая различные аспекты темы. Ведь узнав много интересного о ближайшем к Земле небесном теле, ребёнок наверняка захочет и дальше познавать тайны космоса.
Почему Луна бывает разной?
Урок 42. Окружающий мир 1 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Почему Луна бывает разной?»
Здравствуйте, ребята! Что-то взгрустнулось мне сегодня. Вы спросите: «Почему?» Да потому, что я очень часто бываю один. А ведь даже у звёзд и планет есть друзья. Не верите?
Вы же знаете, что звёзды на небе объединены в группы – созвездия. Например, звезда Глизе, которая освещает и согревает нашу планету, находится в созвездии Весов. Вокруг нашей звезды вращаются четыре планеты – та, на которой я живу со своими родителями, Глизе 581g, и ещё 3 планеты. Поэтому нашей звезде совсем нескучно.
Звезда, которая освещает вашу планету, называется Солнцем. Солнце никогда не бывает в одиночестве, ведь вокруг него постоянно вращается много больших и малых планет – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун… И это только довольно крупные планеты.
А ведь существует и несколько небольших планет. Так что вашему Солнцу точно скучать не приходится.
Это ещё что. Ведь друзья есть не только у звёзд, но даже и у некоторых планет. Так, например, вокруг планеты Сатурн вращается более 60 небесных тел, этаких небольших планеток.
Эти небесные тела, которые постоянно вращаются вокруг планет, называются естественными спутниками. Этим же словом, «спутник», часто называют человека, который куда-то идёт вместе с другим человеком, то есть его попутчик. Вот так же и планету сопровождают спутники в её бесконечной космической дороге.
А почему эти спутники называют естественными?
Естественный спутник планеты – это природное космическое тело, которое вращается вокруг планеты.
А земляне и мы, жители планеты Глизе, создали ещё и искусственные спутники.
Искусственный спутник – это космический аппарат, который движется вокруг какого-либо небесного тела.
Кстати, у Земли тоже есть естественные спутники. Два или один… Честно говоря, я запутался. Если ясной ночью смотреть с Земли на звёздное небо, то иногда можно увидеть большой, как баскетбольный мяч, светящийся круг. Его называют Луной. Но чаще вместо круглой луны на небе видны то неполный круг, то половина круга, а иногда даже кусочек, похожий на серп. Серп – это такое приспособление, которым в старину срезали колосья ржи или пшеницы.
Ну так вот, этот светящийся в небе «серп» называют месяцем. Значит, в небе над Землёй есть Луна, и есть Месяц. И они появляются, сменяя друг друга по очереди.
Ой, а что это за звук такой? Очевидно, я что-то напутал.
Вы знаете, ребята, оказывается, Луна и Месяц не разные спутники Земли, а один и тот же. А почему Луна выглядит по-разному, я сейчас расскажу.
Нам кажется, что Луна светится. Но на самом деле, это не сама Луна светится, а Солнце своими лучами освещает Луну.
Солнечные лучи отражаются от Луны, как от зеркала, и попадают на Землю. А людям кажется, что свет исходит именно от Луны.
А теперь посмотрите, как Земля вращается вокруг Солнца. Луна тоже движется вместе с Землёй вокруг Солнца но одновременно вращается и вокруг Земли, да ещё и вокруг собственной оси. Надо же, вертушка какая! Когда Луна оказывается между Солнцем и Землёй, на Землю смотрит та сторона Луны, которая не освещена Солнцем. Тогда с Земли Луна не видна. Но она продолжает двигаться. И вот уже виден её освещённый край, похожий на узкий серп. Его называют молодым месяцем. С каждым днём серп Луны увеличивается по ширине. И вот с Земли уже видна половина Луны, затем большая её часть. И, наконец, в небе виден яркий светящийся круг. Люди называют это явление полнолунием. А потом освещённая часть Луны опять начинает уменьшаться. И вот уже вновь виден только узкий серп Луны. Тогда люди говорят, что это старый месяц.
Изменения вида освещённой Луны называют фазами. Все эти фазы Луна проходит примерно за 29 суток.
И затем вновь всё повторяется: новолуние, молодая луна, половина луны, прибывающая луна, полнолуние, убывающая луна, половина луны, старая луна…
А вы знаете, ребята, как отличить серп молодой луны от старой? Это очень просто! Серп старой луны очень похож на первую букву слова «старая». Догадались? Это буква «С». А вот серп молодой луны повёрнут в противоположную сторону.
Но случается и так, что Земля оказывается между Солнцем и Луной. И тогда тень Земли падает на Луну. Луна при этом становится тусклой и красноватой. В это время люди говорят, что наступило лунное затмение.
Что ещё можно рассказать о Луне? Луна выглядит совсем небольшой по сравнению с Землёй. Но это потому, что она находится довольно далеко от Земли. Если бы туда была проложена автомобильная дорога, то легковому автомобилю пришлось бы ехать до Луны без остановок примерно полгода.
Земля в шесть раз больше Луны. А что это значит? Представьте себе, что Земля слеплена из пластилина. Если её разделить на 6 одинаковых кусочков и из одного слепить шарик – это и будет размер Луны по сравнению с Землёй.
А ещё я узнал, что, оказывается, Луна постоянно повёрнута к Земле одной своей стороной. Если во время полнолуния посмотреть на диск Луны, можно увидеть, что на ней есть тёмные пятна. Долгое время люди считали, что это моря и океаны на поверхности Луны. Им даже дали названия – океан Бурь, море Дождей, залив Радуги, море Ясности и многие другие. Но на самом деле в этих «морях» нет ни капли воды. Это просто впадины на лунной поверхности. Они заполнены тёмной вулканической массой. Да-да, на Луне есть вулканы, из которых когда-то очень давно извергалась расплавленная горячая масса, стекала в углубления и застывала. Правда, эти вулканы давно уже перестали действовать.
А ещё на Луне есть горы. Гористые местности выглядят светлее, чем углубления.
Если посмотреть на Луну через телескоп, то на её поверхности можно увидеть много округлых углублений. Их называют кратерами.
Учёные считают, что большинство кратеров образовалось оттого, что на поверхность Луны падали метеориты. Хотя некоторые кратеры образовались на месте вулканов. С Земли кажется, что эти кратеры небольшие и похожи на мисочки с плоским дном. Но на самом деле внутри многих таких кратеров могут разместиться целые города.
На Луне нет воздуха, поэтому там всегда тихо. Не растут на поверхности Луны растения, не увидите и животных. Только камни да пыль. Если бы кто-нибудь из вас оказался на Луне, то там бы он весил не больше, чем на Земле весит упитанный кот. А ходил бы, перепрыгивая с одного места на другое точно кузнечик.
Лунный день очень длинный по сравнению с земным. Он длится 14 земных суток. А потом ещё столько же – лунная ночь.
Днём поверхность Луны нагревается до 130 градусов. Представляете, температура кипящей воды – 100 градусов, а тут – целых 130. Зато ночью мороз достигает 170 градусов. Бр-р-р… Даже в Антарктиде намного теплее.
Когда вы смотрите на небо с Земли, то в ясный день оно выглядит голубым. А вот если смотреть с Луны, небо выглядит абсолютно чёрным, и на нём и днём, и ночью ярко горят звёзды.
Вы сейчас, наверное, думаете: «Наверное, Йолик побывал на Луне». Нет, ребята. Дело в том, что ещё более 50 лет назад, в сентябре 1959 года, с Земли полетела и опустилась на Луну межпланетная космическая станция «Луна-2».
А затем ещё одна космическая станция «Луна-3» облетела Луну и сделала фотографии с разных её сторон. Через 10 лет, в 1969 году, на Луну впервые ступила нога человека, а спустя год, в 1970 году, туда доставили управляемый самоходный аппарат «Луноход», который обследовал лунную поверхность 11 лунных дней. Я рассказал только о некоторых полётах к Луне. На самом деле их было значительно больше. Вот этими знаниями, добытыми земными учёными, я и воспользовался.
Ну что же, пора мне заканчивать. Теперь я знаю, что Луна и Месяц – это один и тот же естественный спутник Земли.
Луна не сама светится, а только отражает солнечные лучи. Луна выглядит по-разному потому, что с Земли не всегда полностью видна та её сторона, которая освещена Солнцем. Поэтому землянам кажется, что Луна выглядит по-разному. А ещё теперь благодаря земным учёным я знаю, как выглядит Луна.
И теперь с чувством выполненного долга я прощаюсь с вами. До свидания, ребята!
Урок в 1 классе «Почему Луна бывает разной?»
Ирина Бодриченко
Урок в 1 классе «Почему Луна бывает разной?»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1-А
Тема: Почему Луна бывает разной?
Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование:нетбуки для учащихся; ноутбук учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы.
-Кто такие астрономы? (Ученые, которые изучают расположение и движение небесных тел)
-А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа)
Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.
Поднимите руку, кто когда-нибудь смотрел в телескоп.
А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю.
Для астрономов помощник в изучении планет-космический телескоп.
-Какой у нас помощник на уроке? (учебник)
Проверьте, у всех ли есть учебники на парте.
3. Актуализация знаний.
Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем)
В этом нам поможем кроссворд, отгадав его, мы узнаем тему урока.
А называется (Земля)
2. Не сидится высоко,
Всех нас согревает. (Солнце)
3. Закончите предложение Звезда – это огромный пылающий (шар).
– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?
Чтение стихотворения учащимся.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!
В конце урока мы поймем, можно ли на самом деле прогуляться по Луне.
4. Объяснение нового материала
Был рогатым-круглым стал.
Только круг, чудо круг
Стал опять рогатым вдруг. (месяц)
Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?
Сегодня на уроке мы узнаем, почему мы видим на небе то ЛУНУ, ТО МЕСЯЦ
ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ, КАКИЕ ЦЕЛИ УРОКА МЫ СТАВИМ.
– Сегодня на уроке, ребята, мы
• узнаем, что такое Луна.
• узнаем, какую форму имеет Луна.
• узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
• узнаем, как люди изучают Луну.
– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос
– Галактика (учитель читает стихотворение)
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны,но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…
– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.
– А что такое спутник?
– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.
– Луна вокруг Земли – природный спутник
– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.
– Человек запускает их в космос для определённых целей,например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.
– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.
-Движется ли наша планета Земля?
Планета Земля движется вокруг своей оси, т. е вращается вокруг себя
А)Просмотр обучающего видео.
Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.
К доске выходят 2 ученика:один-Луна, другой-Земля и показывают вращение.
Луна вращается вокруг Земли медленно и лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится 2 наши недели.
Работа в тетради (стр. 22)
В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос
-Появилось ли платье у месяца?
Почему у месяца нет платья
Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.
А платье-то узко и коротко.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Так и остался месяц без платья.
– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.
– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?
– Жёлтая Луна
– А почему так?
В) Беседа, работа по учебнику.
Чтобы узнать этот секрет, откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок.
— Что изображено голубым цветом? (Земля)
— Что делает Земля? (она спит)
— Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
— Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
— Что делает Солнце? (Светит на Луну)
— Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
— А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)
– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.
– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.
Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем.
И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.
Физминутка для глаз (видео)
С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Модели из пластилина.
– Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.
И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны.
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.
-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.
Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.
Американские космонавты на Луне
– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.
– И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 48 лет назад.
-Как одним словом можно сказать «приземлились на Луну»? (прилунились)
Их космический корабль назывался Apollon-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.
– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
Чтение вывода в учебнике.
6. Первичное закрепление. Работа на macbook
Мы должны распределит, кто живет на планете Земля, а кто может обитать на Луне.
1.-Что такое Луна?
2.-Какую форму имеет Луна?
3-как люди изучают Луну?
8. Проверка знаний с самопроверкой в парах.
Сейчас мы с вами проверим, кто готов стать настоящим космонавтом.
Положите перед собой листочки для проверки знаний.
Луна больше Земли. (+)
Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца. (+)
На Луне есть воздух и вода. (-)
Луна – природный спутник Земли. (+)
На Луне живут люди. (-)
Луна вращается вокруг Солнца. (-)
На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно. (-)
В лунных морях много воды. (-)
1 лунный день равен одному нашему дню. (-)
С Земли люди всегда видят круглую форму Луны. (+)
Итог урока. Рефлексия.
Теперь поменяйтесь работой с соседом и возьмите красный карандаш, начинаем проверку.
-Что интересного Вы узнали на уроке?
— О чем можете рассказать дома?
Оцените свою работу на уроке.
-Оценка при помощи светофориков.
Явление природы «Почему бывает радуга?» Почему бывает радуга? Радуга в небе – это природное явление. Часто после маленького дождика на небе появляется семицветный полукруг. Красивую.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с природой «Вода бывает разной» Конспект занятия по ознакомлению с природой «Вода бывает разной. Организованная образовательная деятельность «Живая – неживая природа. Вода.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Почему осенью бывает грязно?» «Почему осенью бывает грязно?» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: Образовательные:.
Открытый урок СБО в 9 классе Раздел: Трудоустройство. Тема: Трудоустройство. Выбор профессии. Класс : 9класс Цель: Развитие у учащихся способности к профессиональному.
Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики «Земли спутница — Луна» в 3 классе Сценарий ко Дню космонавтики «Земли спутница – Луна» (3 класс) Выходят два ученика. 1 ученик Когда в вечернем небе звёзд не счесть, Что.
Урок ИЗО в 4 классе «Мудрость старости» Тема «Мудрость старости» Цель урока: Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса.
Урок во 2 классе «Природа и музыка» Урок во 2 классе. Раздел: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Тема урока: Природа и музыка Деятельностная цель: формирование способности.
Урок-экскурсия по музыке «Дыхание русской песенности» в 5 классе и в 11 классе «Церковное пение» Подготовка к уроку-экскурсии В гимназии в течении марта 2019 года учащиеся 5 и 11 классов стали инициаторами в организации совместного нестандартного.