Что такое макро фото
Что собой представляет макросъёмка и как ее правильно сделать?
Приветствую, читатели! На связи с вами, Тимур Мустаев. Столько видов фотографии и жанров, как же выбрать что-то? Необязательно останавливаться на одном направлении, попробуйте все понемногу. Безусловно, можно устроить себе очень увлекательную съемку, занявшись макрофотографией.
Условно говоря, она может быть разного уровня сложности и подготовленности. Ниже мы поговорим и о новом фото-понятии и обязательно уделим внимание технической составляющей вопроса.
Макрофото: что это и как его получить
Попробуем понять, что такое макросъемка. Можно сказать, что это изображение чего-либо в увеличенном виде. Но это не совсем так, ведь такое фото не составляет труда сделать, даже в телефоне. Речь идет о реализации масштаба предмета или живого объекта (насекомого, листика и пр.) один к одному или больше.
Кроме того, расстояние от автора до какой-либо вещи становится очень маленькой. Для таких фотосессий чаще используют специализированную технику, некоторые фотолюбители идут дальше и берут микроскопы для фотографирования!
Наверняка увлекательный процесс, ведь они, а вместе с ними и зритель может видеть невооруженным глазом на итоговой картинке подробный, детальный микрочип, бактерию или кожную поверхность и практически все, что захочется.
Что нужно знать для макросъемки?
Чтобы научиться фоткать макро, нужно иметь оборудование для этого, о чем мы еще поговорим, а также знать некоторые нюансы, наиболее важные именно для фотографии по этому типу. Вот важных три пункта:
Технические нюансы
На телефоне есть возможность приближения объекта, но чаще всего он в итоге будет жутко размытым и, хоть выглядит крупнее обычного, различить детали нельзя. Поэтому, если хотите добиться действительно четкого и красивого кадра, без хорошего зеркального фотоаппарата не обойтись.
Говорят, на фотоаппарат по типу мыльницы тоже можно сделать макрофотографию. Там, конечно, есть соответствующий режим, но, по сути, он ничего не значит, так что даже не рискую предположить о качестве будущего изображения.
Если вы обладаете неплохой камерой, но, увы, объектив на ней обычный, то с макро снова ничего не выйдет. Вы можете приблизить предмет зумом или же подойти к нему, но расстояние до него примерно должно быть не ближе полуметра. Это ограничение большей части оптики.
Далее придется кадрировать по своему вкусу уже после съемки. Еще вариант – купить специальное макрокольцо, то есть такую приставку, которая меняет минимальное фокусное расстояние (МФР) объектива. Дистанция между вами и главным объектом сокращается, в виду чего можно сфоткать в увеличенном масштабе. Аналогом являются макро-мех и соответствующие фильтры.
Реальное макро
Для ярых ценителей макро можно задуматься о приобретении специализированной для этого фототехники. В цифровом фотоаппарате необязательно должны быть определенные профессиональный настройки, подойдет фотокамера среднего класса, что-нибудь из серии никона или кэнона. Акцентируйтесь на выборе объективов. Что в них должно быть:
Примеры объективов для макросъемки
В принципе, по этим параметрам я и предлагаю к рассмотрению несколько оптических устройств. Расположу их в порядке снижения стоимости и качества:
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — специально для обладателей зеркалки NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — специально для обладателей зеркалки CANON.
На этом у меня все. Всем счастливо, подписывайтесь на обновление. Не забывайте делиться статьей. Все пока! Дерзайте, коллеги!
Что такое макро? Особенности и приёмы съёмки мелких предметов
Съёмка небольших объектов — интересная, но сложная задача. И в этом уроке вы узнаете о макросъёмке больше.
Что такое макро? О масштабе съёмки
Вообще «макро» означает что-то масштабное: макрокосмос, макроэкономика… Но в случае макрофотографии речь идёт о масштабе съёмки.
Что такое масштаб съёмки? Представим, что мы фотографируем монету диаметром 22 мм. Если добьёмся того, чтобы на матрице камеры проекция монеты была размером с саму монету (то есть 22 мм), мы получим масштаб съёмки 1:1. Монета займёт весь кадр! Съёмка в масштабе от 1:1 называется макросъёмкой — съёмкой с большим масштабом. Получаются крупные планы предметов и деталей, которые можно увидеть невооружённым глазом. Но при макросъёмке мы не можем наблюдать микроскопических объектов и явлений — они становятся заметными при масштабе съёмки примерно от 20:1. И тут уже можно говорить о микрофотографии — так мир видит микроскоп.
Монета снята в масштабе 1:1. Её проекция на матрице фотокамеры того же размера, что и сама монета — 22 мм диаметре. Напомним, что размеры полнокадровой матрицы — 36×24 мм.
Макросъёмка — это не отдельный жанр фотографии, а скорее технический приём, который используется в различных направлениях.
Например, её используют для съёмки насекомых, растений и грибов, в научных целях, в криминалистике, стоматологии, да и просто в творческих задачах при съёмке натюрмортов и этюдов.
Минимальная дистанция фокусировки объектива и макросъёмка
Как сфотографировать предмет крупным планом? Ответ очевиден: подойти к нему поближе. Но все, кто пытался снимать мелкие объекты с помощью обычного (к примеру, китового) объектива, знают: камера просто не может сфокусироваться на близких дистанциях.
У любого объектива есть такая характеристика — минимальная дистанция фокусировки. Ближе этой дистанции линза сфокусироваться не сможет, это конструктивное ограничение. При фокусировке на малых дистанциях у простых объективов может заметно снижаться качество картинки. Минимальной дистанции фокусировки обычных объективов редко достаточно даже для съёмки в масштабе 1:5. Кстати, максимальный масштаб съёмки объектива всегда указывается в его характеристиках на сайте производителя.
Во многих фотоаппаратах и смартфонах есть режим макросъёмки, но не всегда он позволяет снимать с должным масштабом (хотя бы 1:5). Такая автоматическая сюжетная программа поможет лишь сфокусироваться на самом близком к объективу предмете, но не увеличит масштаб съёмки и не сократит минимальную дистанцию фокусировки имеющегося объектива.
Не все кадры с близко расположенным передним планом попадают под определение макросъёмки. Здесь мелкие цветы получились довольно крупно, но их масштаб съёмки далёк даже от 1:10.
Для съёмки в масштабе 1:1 нужны специальные приспособления. Можно использовать макромеха, макрокольца или даже обычную лупу для чтения, чтобы сократить дистанцию фокусировки. Но на рынке есть специализированные решения — макрообъективы. Их основная особенность — возможность фокусировки и получение качественного изображения на малых дистанциях. Стандартным масштабом является 1:1, и такой масштаб дают все современные макрообъективы от Nikon. К примеру, у Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S этот масштаб съёмки достигается на 29 см от плоскости матрицы. Сравним с портретным объективом, имеющим такое же фокусное расстояние — NIKKOR AF-S 105mm f/1.4E ED. Его минимальная дистанция фокусировки уже 1 метр, на ней масштаб съёмки около 1:7,5!
Важный момент: дистанция фокусировки измеряется не от передней линзы объектива, а от фокальной плоскости, от матрицы камеры. Чтобы знать, откуда отсчитывать дистанцию фокусировки, на камере есть знак Ꝋ, он находится на верхней грани фотоаппарата. Но иногда можно встретить понятие «минимальное расстояние фокусировки». В этом случае речь идёт о расстоянии от передней линзы до объекта съёмки. Эта величина актуально при съёмке живой природы.
Сложности макросъёмки и особенности макрообъективов
С какими сложностями сталкивается фотограф, снимающий небольшие объекты? Разберём основные моменты, а через них поговорим и о приёмах макросъёмки.
Глубина резкости при F14 — менее сантиметра. И здесь масштаб съёмки далёк от 1:1…
Чтобы увеличить глубину резкости, нужно закрыть диафрагму. Поэтому многие макрообъективы позволяют закрыть её до значений типа F32, F64, тогда как у обычных объективов предельное значение обычно F16 или F22… Уменьшая относительное отверстие столь сильно, фотограф неизбежно столкнётся с дифракцией и нехваткой освещения. Но так мы получим нужную ГРИП, и это главное! Нехватку освещения компенсируют вспышкой или съёмкой со штатива на длинной выдержке (если объект неподвижен).
Если же вы готовы потратить на съёмку больше времени (и в случае коммерческой фотографии это предусмотрено бюджетом и техническим заданием), то вместо изрядно закрытой диафрагмы с дифракцией разумнее воспользоваться фокус-стекингом. Благо все современные камеры Nikon позволяют снимать с шагом фокусировки — останется лишь собрать в Photoshop или Helicon Focus из многочисленных исходников один кадр с огромной ГРИП.
Процесс макросъёмки с использованием Nikon Z 7 и Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S
Гораздо удобнее наводиться со штатива: так дистанция между камерой и объектом не будет постоянно меняться из-за дрожания рук.
В качестве дополнительного освещения использован обычный фонарик. Свет от него позволил сделать освещение интереснее, объёмнее, подчеркнул фактуру мха.
Независимо от наличия в камере стабилизации, применение штатива улучшит ваши кадры при съёмке неподвижных (и малоподвижных) объектов. Штатив позволит не только использовать выдержки любой длины, но и выверенно скомпоновать кадр и точно сфокусироваться. Без штатива этому будет мешать тряска камеры в руках.
Если речь идёт о съёмке подвижных объектов, можно использовать макровспышку. Она крепится на оправу объектива. Обычной встроенной или накамерной внешней вспышкой пользоваться в макросъёмке не получится: объектив будет отбрасывать тень на предмет. Макровспышки широко используются при съёмке насекомых, дентал-съёмке, в криминалистике, в науке. Они не позволяют применять сложные световые схемы, но работать с ними быстро и просто. В ювелирной же фотографии, где требуется правильно расположить блики и тени на гладких поверхностях драгоценных металлов и камней, используется студийное освещение: моноблок, софтбоксы, фрост-рамы и прочее.
Комплект вспышек для макрофотографии Nikon R1C1 Kit
Макрообъективы в системе Nikon Z
В системе Nikon Z на данный момент есть два макрообъектива. Дадим им краткую характеристику.
Nikon NIKKOR Z MC 50mm f/2.8 — универсальный «полтинник» с возможностью макросъёмки. На него можно снимать любые сюжеты: от пейзажа (макрообъективы традиционно очень резкие) до портрета.
Nikon NIKKOR Z MC 50mm f/2.8 позволяет снимать макро в масштабе 1:1. Однако сравнительно небольшое фокусное расстояние 50 мм заставляет фотографа снимать почти вплотную к объекту, чтобы получить такое увеличение. Минимальная дистанция фокусировки — 16 см. Подобраться так близко не всегда возможно, скажем, при съёмке насекомых. На полном кадре он даст сравнительно широкий угол обзора. Такой вариант подойдёт для фуд-фотографии, однако для классической предметной или ювелирной съёмки это всё-таки широко: появятся перспективные искажения. Зато для кропа этот объектив будет идеальным макрообъективом с правильным углом обзора (75 мм экв.). При фокусировке у объектива выдвигается «хобот», на нём указан масштаб, с которым в данный момент происходит съёмка.
Объектив защищён от пыли и брызг, лёгкий (всего 260 г) и компактный. Это отличный выбор для любительских съёмок и для предметной фотографии с использованием кроп-камер типа Nikon Z 50 или Nikon Z Fc.
Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S — профессиональный макрообъектив, наследник легендарной модели для зеркалок Nikkor AF-S Micro 105mm f/2.8G IF-ED VR. 105 мм — оптимальное фокусное расстояние для большинства задач макросъёмки. Оно позволяет получить увеличение 1:1 со сравнительно большой дистанции в 29 см, и при этом картинка будет с минимальными искажениями перспективы. Однако за счёт сильного размытия фона и большого фокусного расстояния он будет хорош для портретной съёмки и других жанров.
Достоинство Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S — внутренняя фокусировка: при наводке на резкость «хобот» объектива не выезжает вперёд. Внутренняя конструкция лучше защищена от пыли и влаги.
У Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S есть информационный дисплей. С помощью кнопки Disp можно выбирать, какая информация на него будет выводиться: значение диафрагмы, дистанция фокусировки или масштаб съёмки.
Объектив резкий даже на открытой диафрагме, а хроматические аберрации скорректированы практически идеально — вы не увидите цветных контуров вокруг контрастных предметов.
Если Nikon NIKKOR Z MC 50mm f/2.8 — универсал с полноценной функцией макро и классная опция для кроп-камер, то Nikon NIKKOR Z MC 105mm f/2.8 VR S — профессиональный инструмент, заточенный под макро. С ним получится серьёзно заниматься всеми направлениями предметной и ювелирной фотографии, съёмкой природы и живых существ.
Мир макросъёмки удивителен! Попробуйте себя в этом жанре: он увлечёт как в творческом, так и профессиональном плане! Делитесь своими работами в комментариях!
Огромное значение в качестве макрофотографии имеет объект, который вы используете, а точнее, расстояние, необходимое для фокусировки. Обычный объектив фокусируется на расстоянии около 50 см, макрообъектив фокусируется на расстоянии от 10 до 20 см. При этом снимок выходит в масштабе 1:1. Как правило, макрообъективы имеют фиксированное фокусное расстояние, чаще всего это 50, 100, или 180. Суть заключается в том, что объект, который вы фотографируете, на фотографии будет того же размера, как и в жизни. Так же, современные макросы разработаны таким образом, что бы избежать аббераций.
Макросъемка получила свою популярность, потому что это отличный способ передать мелкие детали различных элементов (цветов, насекомых, ювелирных украшений, портретов и так далее). Причем, это не только способ дать зрителю возможность рассмотреть предмет получше, но и возможность посмотреть на него с другой стороны, под необычным углом, и с другой стороны. Есть такие макрофотографии, что на них можно смотреть часами, и это не надоедает. Макросъемка должна быть интригующей и захватывающей, но не все могут сделать её такой.
Очень важным моментом в макросъемке является то, что вы можете фотографировать практически все. И имейте в виду, что не только природные элементы могут стать объектом вашего внимания, фотографируйте все, что пожелаете. Пофантазируйте, и не бойтесь экспериментов, потому что, на самом деле, возможностям нет предела.
Разумеется, лучше всего фотографировать макро на зеркальную фотокамеру, а еще лучше, если она со сменной оптикой. Так вы сможете выбирать различные объективы, заменять один макрообъектив на другой, и что тоже немало важно – фотографировать не только макро. Существуют специальная оптика для макро, объективы с фокусным расстоянием 200мм и 180мм, и это наиболее рекомендованный выбор при макросъемке. Такие объективы весьма дорогие, и совсем не каждый может себе их позволить. Но если вы планируете серьезно заняться именно этим видом фотографий, то такой объектив вам очень необходим. Это будет хорошая инвестиция для вашей карьеры.
Если вы не хотите тратить много денег на объективы, есть и другие альтернативы, например, удлинительные кольца, устанавливаются между корпусом фотоаппарата и объективом, с их помощью расстояние между матрицей и объективом увеличивается и приближение становится большим. Так же есть реверсивные кольца, с их помощью соединяют два объектива. Первый объектив крепится обычным способом, а второй с помощью кольца прикрепляется другой стороной. Такой вариант дает очень хорошее приближение, но качество может быть вариант является крупным планом диоптрий, который дает возможность ближе фокус, но качество фотографий может быть не достаточно высоким.
Источник: Shutterstock
Если вы планируете начать фотографировать макро, убедитесь в том, что с вашей техникой это получится. Хороший объектив, это только полдела. Хорошие результаты с ним можно получить только, используя его на качественном фотоаппарате, например на таком, как Canon 1Ds Mark III (+110 мм макро-объектив). Nikon и Canon, как правило, отличаются высоким качеством своей техникой. Купив модель одного из этих брендов, вы можете смело начинать фотографировать.
Не хочется долго останавливаться на технической стороне вопроса, оборудовании и настройках, но все же, есть то, что упустить невозможно. Скорее всего, вы слышали о настройке апертуры в фотоаппарате и о значении F остановить раньше. Для макро лучше всего установить его, например, на значении F / 8. Это поможет вам получить хорошую глубину резкости. Увеличение F-число, вы рискуете тем, что света попадающего в камеру будет катастрофически мало. Если света недостаточно, используйте вспышку или увеличьте выдержку. Вы также можете использовать другие источники света, но скорее всего, вы не сможете все время носить их собой, и тем более брать на природу.
Еще одним важным моментом в макросъемке является использование штатива. Это убережет вас от размытых кадров, в условиях, когда вы снимаете с большой выдержкой, или если случайно ваша рука задрожит во время съемки. Не всегда фотографировать со штативом удобно, он может казаться слишком громоздким, а вы с ним будете чувствовать себя менее мобильным, но к этому можно привыкнуть ради хороших фотографий. Тем более что, фотографируя мелкие предметы, вы должны передать их максимально четкими и резкими, а это возможно только при лучших параметрах настройки камеры, и лишние движения вам серьезно навредят.
Ниже представлен список из 10 правил, которые следует учитывать при макросъемки:
Не трясите камеру – Очень важно держать камеру уверенно не двигать ею во время съемки, или, по крайней мере, свести лишние движения до минимума. Это важно в любом виде фотографии, но в макросе это имеет ключевое значение, так как фотокамера должна сосредоточиться на детализации даже самых крохотных деталей за короткий промежуток времени, то есть, если бы вы снимали пейзаж, было бы намного легче.
Эффекты – Можете показать дешевым треком разбрызгивание капелек на лепестки цветов, имитирующие капли росы. Но подобные эффекты зачастую бывают очень полезными. Они делают фотографии интереснее.
Фон – Было бы хорошо, если бы ваш фон не был бы однотонным и скучным. Размытый задний план смотрится гораздо лучше, но в то же время яркие огни и пестрые блики, могут отвлекать зрителя. Лучше всего если фон будет в одной цветовой гамме и без ярких, пестрых пятен.
Макросъемка не является чем-то новым, но еще 10-15 лет назад, это было довольно редкое явление. До сих пор макросъемка остается для многих чем-то необычным, и даже недосягаемым, поэтому главное это пробовать и развиваться, учиться на своих ошибках, и не бояться экспериментов. Главное – практиковаться. Если фотографируете что-то, не бойтесь сделать несколько лишних кадров, с другими настройками, что бы быть наверняка уверенным, что съемка удалась. Очень обидно будет вернуться домой, посмотреть снимки на компьютере и обнаружить, что вы сделали не то, что нужно, а время вернуть вспять невозможно.
А теперь проанализируйте всю полученную информация, и начинайте творить!
Как фотографировать макро и крупные планы?
Артем Кашканов, 2019
Масштаб
Прежде всего, давайте сначала разберемся, что такое макросъемка и чем она отличается от простой съемки крупным планом. Считается, что граница между макро и крупным планом проходит на масштабе 1:2. Вообще, что такое масштаб при макросъемке? Ведь эта величина почти всегда указывается в характеристиках объектива. Смысл ее прост. При масштабе 1:2, два «погонных» миллиметра объекта проецируется на один «погонный» миллиметр матрицы. То есть, если аппарат имеет матрицу размером 22*17 мм (типичное значение для кропнутых знеркалок) и объектив, позволяющий снимать в масштабе 1:2, то монета диаметром 17 мм будет спроецирована в кружок диаметром 17/2=8.5 миллиметров, то есть по высоте будет полкадра. Если объектив может дать масштаб 1:1, то монета получится по высоте во весь кадр (если матрица APS-C).
На аппарате с кропом 1.5-1.6 изображение 10-копеечной монеты будет во весь кадр
Монета спроецируется в кружок в 2 раза меньшего диаметра
Наиболее типичный максимальный масштаб для большинства «не-макро» объективов
Фокусное расстояние, дистанция фокусировки, перспектива
Мы знаем, что одной из основных характеристик объектива является его фокусное расстояние. Чем оно больше, тем меньший угол зрения имеет объектив и тем сильнее он «приближает» объект. Соответственно, чем сильнее объектив «приближает», тем с большей дистанции он может обеспечить съемку в требуемом масштабе. Наиболее типичные фокусные расстояния у макрообъективов лежат в пределах от 50 до 180 мм. В чем же разница между этими объективами, если масштаб макросъемки они дают одинаковый? Все дело в передаче перспективы. Известно, что чем с меньшего расстояния выполняется фотосъемка, тем сильнее изображение объекта подвержено перспективным искажениям. Ниже приведен пример, на котором один и тот же объект сфотографирован примерно в одинаковом масштабе, но с разными фокусными расстояниями. Для простоты использован прямоугольный объект:
Чем макрообъектив отличается от обычного?
Объектив, имеющий в своей маркировке слово Macro, как правило обладает следующими особенностями:
Типичные проблемы при макросъемке
Выпадение объекта из зоны ГРИП
Суть проблемы состоит в том, фоторафируемый объект получается резким не целиком, а лишь частично:
Чтобы проверить глубину резкости, у многих камер есть кнопка репетира диафрагмы. У камер Canon она расположена слева под объективом.
При нажатии на эту кнопку, диафрагма закрывается до выбранного значения. При этом картинка в видоискателе темнеет, но при этом можно увидеть реальную глубину резкости, какая получится на фотографии. В LiveView этой функцией пользоваться удобнее, поскольку картинка на экране показывается прежней яркости.
Шевеленка
Промахи автофокуса
Даже если у объектива нет фронт/бэкфокуса, стопроцентно полагаться на помощь автофокуса при макросъемке не стоит. Лучше всего использовать ручную фокусировку в режиме LiveView, включив увеличение фокусировочной области. Только это дает гарантию того, что объект будет резким целиком, или резкой будет та часть объекта, на которую мы хотим сфокусироваться.
Обычная вспышка не освещает объект должным образом
При съемки с малой дистанции начинает давать о себе знать параллакс вспышки. Чем на большем расстоянии расположена вспышка от объектива, тем неравномернее будет освещение, поскольку часть объекта может не попасть в зону действия вспышки. Вернемся к ранее приведенному примеру:
Хоть это и не макросъемка, тем не менее, нетрудно заметить, что вспышка освещает объект преимущественно слева. Правая часть фотографии в тени. Для получения равномерного освещения при макросъемке используются специальные кольцевые макровспышки:
Такие вспышки позволяют качественно освещать объекты даже при минимальной дистанции фокусировки, например, так:
Недостаток масштаба
Можно ли снять нормальное макро на мыльницу?
Заметно, что пропорции тела насекомого существенно искажены. А теперь посмотрим другую фотографию похожего по размерам жука, но сделанного при помощи аппарата с «большой» матрицей и длиннофокусного макрообъектива:
Если на первом примере голова жука и его усы кажутся огромными по сравнению с туловищем, то на втором насекомое выглядит вполне пропорционально. Еще из-за того, что объектив широкоугольный, в кадр часто будут попадать лишние полуразмытые объекты на заднем плане. Вот этот «шедевр» собственного производства я храню в качестве примера, как не надо фотографировать макро.
Как обойтись подручными средствами, чтобы качественно выполнить предметную съемку?
Или на абсолютно белом фоне:
Как вы думаете, каким образом эта машинка была сфотографирована? Был ли использован специальный бокс для предметной съемки? Или макровспышка? Или еще какой-то «девайс» с труднопроизносимым названием? Вероятно, следующая фотография вызовет у вас улыбку:
Ниже приведена таблица результатов эксперимента. Поскольку у моего Canon 5D нет встроенной вспышки, я использовал Olympus E-PM2. Потом взял зеркалку и сделал фото со вспышкой от потолка и от задней стены. Результаты смотрите сами.
Съемка со встроенной вспышкой (Olympus E-PM2)
Вспышка от потолка (Canon 5D + Canon Speedlite 430 EX II).
Уже лучше, но фон освещен не равномерно
Вспышка от задней стены (Canon 5D + Canon Speedlite 430 EX II)
Проблема с фоном решена. На этом можно остановиться!
Вспышка от задней стены (Canon 5D + Canon Speedlite 430 EX II), корректировка уровней в Photoshop
Как быть, если нет внешней вспышки? Для освещения можно использовать обычную настольную лампу. Только, желательно, чтобы в нее была вкручена мощная энергосберегающая лампа с холодным светом (4000К). Использование «теплого» света (2700К) для освещения может вызвать проблемы с балансом белого. Перемещая лампу относительно объекта можно добиться оптимального результата, чтобы объект был хорошо освещен, а тени от него не мешали.
Поддержать проект
Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.