Что такое матчасть в феминизме
«А ты какая феминистка?». Гид по основным направлениям движения
Феминизм стремится к равенству, но есть направления, которые по-разному смотрят на методы его достижения. Одни активистки считают, что нужно менять государственные законы, другие — свергать капитализм. Разбираемся в основных направлениях феминизма и рассказываем, какие они продвигают идеи.
Марксистский феминизм
Появился во второй половине XIX века вместе с работами философов Августа Бебеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Самыми известными представительницами были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Александра Коллонтай. Они противопоставляли себя буржуазному феминизму, так как считали, что у женщин рабочего и буржуазного классов слишком разные интересы. Буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения. Марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме.
Основные идеи
Марксистский феминизм сегодня
Что почитать
Социалистический феминизм
Направление выросло из марксистского феминизма и развилось в 70‑х годах XX века с работами Зиллы Айзенштайн и Джулиет Митчелл. В отличие от марксистских феминисток, социалистические верят, что гендерное равенство не менее важно, чем классовое.
Основные идеи
Социалистический феминизм сегодня
В прошлом году издание Teen Vogue выпустило статью «Социалистический феминизм: что это такое и как он может заменить корпоративный феминизм». В ней журналистка Сара Леонард рассказала о процветании этого движения в США. Молодые женщины стали чаще поддерживать социал-демократов на выборах. Появились новые лидеры движения, например, Сара Нельсон и Александрия Окасио-Кортес. Журналистка пишет, что идеи социализма набирают популярность у миллениалов и поколения Z. Они считают, что капитализм сделал феминизм товаром, при этом положение женщин не становится лучше.
Что почитать
Радикальный феминизм
Направление появилось в 1960‑х годах. Главными фигурами движения были Шуламит Файрстоун, Кэти Сарачайлд, Ти-Грейс Аткинсон и Кэрол Ханиш.
Основательница радикально-феминистской группы «Красные чулки» Эллен Уиллис считала, что направление сильно помогло всему движению. Например, активистки стали публично обсуждать вопросы сексуальности, разработали «язык» второй волны (например, именно они ввели термин «патриархат» в феминистскую теорию) и легализовали аборты в США. Сегодня радикальный феминизм — скорее идейная основа.
Основные идеи
Поднаправления
Культурный феминизм
Активистки считают, что мужчины и женщины различаются с точки зрения не только биологии, но и культуры, истории и психологии. Они разделяют мужское и женское поведение, поощряют второе за эмпатию, чувственность, склонность отдавать, стремление к миру. Культурные феминистки мечтают о матриархате, потому что женщины могут построить гармоничное и ненасильственное общество.
Сепаратистский феминизм
Сторонницы поднаправления считают, что от мужчин нужно отстраниться. Только так можно сопротивляться патриархату. Сепаратистка принципиально не вступает в рабочие или личные отношения с мужчиной. К формам сепаратистского феминизма относится также позитивная дискриминация, когда женщин предпочитают мужчинам при равных критериях отбора, например при найме на работу.
Далее речь пойдёт SWERF и TERF, которые часть сообщества признаёт течением радикального феминизма. Но тут есть разногласия, и многие критикуют поднаправления за антифеминизм. Другие находят определения оскорбительными для представительниц радикального течения.
С английского trans-exclusionary radical feminist — радикальная феминистка, которая исключает трансгендеров. Активистки считают, что мужчина всегда остаётся мужчиной и угнетателем, а женское тело — не оболочка, которую можно «примерить».
SWERF
Что почитать
Большая часть произведений не переведена на русский язык.
Либеральный феминизм
Течение разделилось на две волны. Первая возникла в середине XIX века и продлилась до начала XX. Феминистки в то время боролись за избирательное право. Среди них были активистки и писательницы Мэри Уолстонкрафт, Джудит Сарджент Мюррей и Фрэнсис Райт.
В 1960‑х годах либеральное фем-движение снова набрало популярность благодаря книге Бетти Фридан «Загадка женственности». Она описала, как домашний быт ограничивает женщину и не даёт ей самореализоваться. Либфеминистки «второй волны» выступали за доступ женщин к высшему образованию, поддержку государства в воспитании детей и равное распределение домашних обязанностей.
Основные идеи
Поднаправления
Помадный феминизм
Активистки защищают право женщины быть сексуальной и женственной. Она может носить макияж, платья и каблуки, оставаясь феминисткой. Это свободный выбор, а не угода патриархату.
Сексуально-позитивный феминизм
Активистки считают, что осознание собственной сексуальности поможет женщинам добиться раскрепощения и независимости. Сексуально активная женщина заявляет о своей свободе, а не «облегчает жизнь» мужчинам и не расширяет их привилегии. Например, сексуально-позитивные феминистки считают обнажённые снимки актом женской эмансипации.
Что почитать
Большая часть произведений не переведена на русский язык.
Интерсекциональный феминизм
Интерсекциональность — теория пересечений разных форм угнетения, которые не просто складываются, а усиливают друг друга. Термин появился благодаря профессору Кимберли Креншоу. В конце 80‑х она отстаивала права темнокожих женщин. Интерсекциональность стала популярна среди феминисток четвёртой волны начиная с 2010‑х годов.
Основные идеи
Поднаправления
Чёрный феминизм
Выступает за права темнокожих женщин, которые сталкиваются с тройной дискриминацией: гендерной, классовой и расовой. Представительницы критикуют господствующий западный феминизм за то, что он исключает расу из анализа угнетения.
Трансфеминизм
Противоположность TERF. Активистки защищают права трансгендерных женщин. Они считают, что гендерное равенство достигается через защиту всех людей, которые идентифицируют себя как женщин.
Постколониальный феминизм
Направление возникло благодаря теоретикам из «третьего мира». Они критикуют западных феминисток за игнорирование опыта женщин из колониальных стран, которые испытывают на себе двойное давление — имперское и патриархальное. То есть страдают от «двойной колонизации».
Что почитать:
Произведения не переведены на русский язык.
Что такое матчасть в феминизме
Как мы до такого дожили? Положение женщин в патриархальном мире: история и современность.
Итак, мы разобрались, что в нашем мире существует система патриархата. Но как такое стало возможным? Когда это началось? В первую очередь стоит договориться, что речь идёт не о теории заговора, а об исправно работающей и отполированной временем системе. Для лучшего понимания можно провести аналогию с биологической системой: ваш организм работает. Но не потому что ваше тело было спланировано высшей силой, а потому все ваши предки выжили и дали потомство. Но в 21 веке мы понимаем, что наше тело далеко не совершенно, и исправляем положение как с помощью техники, так и лекарств и протезов.
Историки расходятся во мнениях, но наиболее распространена версия, что возник патриархат примерно в эпоху неолита (поздний каменный век) с появлением огня и переходом от охоты и собирательства, когда собирательство которым занимались женщины, приносило больше ресурсов, чем «мужская» охота, к животноводству и земледелию, когда мужчины получили возможность захватить власть за счет повышения своей видимой роли в хозяйстве. Позже происходит переход от племен к родам и наконец к моногамным семьям, что окончательно закрепляет власть мужчин в своих кровных ячейках.
Также есть теория о том, что мужчины смогли захватить власть, воспользовавшись уязвимым положением женщин во время беременности и родов.
Однако как бы там не было у первобытных людей и в чем бы не была причина появления патриархата, это недоказуемо. Археологам доступны только бытовые орудия и предметы, на основе которых довольно трудно сделать вывод о социальном устройстве того общества.
Да и даже выяснение изначальной причины на сегодняшнем этапе не даст нам никакого результата, потому что он уже давно укоренен чисто социальными средствами, о чем свидетельствует то, что условия жизни людей давно изменились, но патриархат никуда не делся. Сответственно, решать проблему нужно тоже чисто социальными и политическими методами.
Кстати, важный момент в дополнение к первому посту: политический характер движения также имеет и прямой смысл: феминизм направлен на работу с властью, а точнее с балансом власти.
Все общества и государства, возникающие по ходу истории с тех пор и до наших дней, такие же, разве что постепенно кое-где становится немного (!) легче, но и то появляются новые проблемы. Аргументы за угнетение женщин совершенствуются и становятся все более тонкими, как и способы держать женщин в подчинении. Из-за того, что женщины стали осознавать свое положение и бороться за свои права, что вынуждает мужчин идти на манипуляции и выставление удовлетворения мужских желаний как собственной цели женщины и даже эмпауэрмента. Но об этом в отдельной статье.
Как это влияет на мою жизнь? Угнетение, привилегии и модель айсберга.
Угнетение женщин составляет ОСНОВУ патриархального строя; он базируется на этом угнетении, дискриминации женщин, эксплуатации женщин, их труда, их тел. Оно пронизывает всю жизнь общества, т.е. ИНСТИТУЦИАЛИЗИРОВАНО: превращено в социальный институт и не просто осуществляется на уровне межличностных и общественных отношений, но и определяет сами эти отношения. А государствами и различными учреждениями утверждено на ОФИЦИАЛЬНОМ уровне, явно или косвенно. Женщины задействованы в огромном пласте неоплачиваемого труда: обслуживающий домашний труд, и, что особенно важно, репродукция — поддержание численности населения, увеличение количества солдат и покупателей.
Мужчины — адресаты выгоды в данной системе, участвуют в эксплуатации и угнетении женщин как социальной группы. В таких условиях не может быть обратного угнетения (угнетение системно, не стоит путать его с несистематическим вредом женщин мужчинам). Важно понимать, что ИСКЛЮЧЕНИЯ не отменяют СИСТЕМЫ. Что, если один мужчина поможет женщине/нескольким женщинам? Это не отменяет его привилегий, не защищает эту женщину от остальных мужчин и даже самого благодетеля
II
Пассивное угнетение
— трудовая дискриминация: стеклянный потолок, разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами;
— принудительная красота: убеждение и принуждение к практикам украшательства, калечащий дресс-код;
— гетеронормативность (женщина по умолчанию замужем/с парнем);
— репродуктивное насилие: ограничение права на аборт, проблемы с лечением для нерожавших женщин.
— социальная изоляция как участь нонконформных;
IV
Полная обесчеловечивание
— рабство, похищение и другие формы ограничения свободы;
— убийство.
Почему она просто не уйдёт? Роль и воздействие насилия. Стокгольмский синдром.
В прошлом параграфе мы разобрали понятие угнетения и его уровни. Внимательные читательницы уже задались вопросом: как же такая система угнетения существует так долго и так успешно? Почему женщины, угнетенные и дискриминируемые, не восстают против угнетателей-мужчин, или для начала хотя бы не разведутся с мужьями-тиранами?
Несмотря на то, что левые систематически пытаются перетянуть феминизм и движение чернокожих под знамя марксизма, положение женщин принципиально отличается от положения рабочих до революции и положения чернокожих в Америке:
1) Теснейшая связь между угнетёнными и угнетателями. По историческим меркам, женщины перестали полностью зависеть от мужчин совсем недавно а бороться против тех, от кого полностью зависишь, практически нереально. Во-вторых, ситуация с чернокожими и крепостными крестьянами была однозначна — никто из них не питал горячей любви к хозяевам, как и дети дореволюционных рабочих не мечтали поскорее устроиться на фабрику;
2) Вплетением угнетения в женскую телесность — патриархат определяет не только то, как мы думаем, но и наши тела: то, как они функционируют, как выглядят, для чего существуют. Способы и цели угнетения рано или поздно упираются в телесность: возможности рожать, ублажать, обслуживать, поддерживать.
Постепенно в стрессовой ситуации зависимости жертва:
— Учится смотреть на себя глазами агрессора, чтобы вести себя аккуратнее и избегать агрессии;
— Перенимает взгляды хозяина в целом, начинает занимать его позицию;
— Идентифицирует себя с агрессором. Через некоторое время женщина начинает воспринимать интересы мужчины как свои собственные, поскольку ей важна благосклонность мужчины.
К тому же, стоит учесть, что мужчины не заняты мыслью «как бы посильнее навредить женщине?», и иногда доставляют женщинам позитивные эмоции. И вот, на фоне постоянного стресса и угрозы насилия со стороны мужчиН, редкие (реальные или надуманные) эпизоды хорошего отношения создают известные в психологии «эмоциональные качели». У женщины создаётся впечатление, что плюсы перевешивают минусы, а от такого доброго и любящего ведь можно и потерпеть, в особенности, если сравнить его с бывшим. А еще муж защищает тебя от других эксплуататоров и насильников.
И всё, психологический капкан захлопнулся. Не важно, может ли женщина убежать, если она этого не хочет, не видит в этом смысла и не понимает, зачем. Жертва поймана, самооценка убита, собственные цели и интересы заменены чужими, личность растворяется — осталась зависимая машина, готовая терпеть что угодно, исполняющая что скажет хозяин, идентифиированная с ним и даже искренне и глубоко привязанная к нему.
По аналогии с классическим Стокгольмским синдромом такое масштабное явление называют Социальным Стокгольмским Синдромом женщин (сокращенно СССЖ).
К счастью, иногда система на конкретного человека по определенным причинам все-таки не действует или действует недостаточно. Тогда появляются бунтарки, более или менее успешные — и это еще один показатель того, что система гендера не заложена природой. К тому же такая система разрушает не только угнетенных, то есть половину человечества, но и сама себя, разделяемая изнутри и прогнившая. Мужчины также разрушают сами себя — чрезмерным потреблением, борьбой с другими мужчинами, и т.д. Именно поэтому, как уже говорилось в предыдущем уроке, мужчины отчаянно пытаются сохранить власть, работая на два фронта. Первый — консерваторский, старые добрые установки про женское предназначение, веды, омолаживающие роды и счастье материнства. Второй фронт состоит из либералов и марксистов. Сексуальная свобода? Сделаем из нее обязанность удовлетворить мужчин каким угодно способом. Право на труд? Обязанность работать в три смены: на работе, по дому и с детьми и по поддержанию красоты. И так далее: мизогинная транс-идеология также подрывает феминизм изнутри.
И хотя система имеет власть и ресурсы для подавления бунтов, важно помнить, что система тоже не всесильна. А мы НЕ БЕССИЛЬНЫ.
Мы МОЖЕМ побороть свой стокгольмский синдром. Мы можем вернуть свою личность. МЫ МОЖЕМ БОРОТЬСЯ. Но это уже совсем другая история.
Как это повлияло на меня? Женская гендерная социализация
Для начала вспомним, что такое социализация.
«Процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе». «Процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами». Социализация начинается с первых месяцев жизни: без неё невозможно научиться говорить, играть, взаимодействовать со взрослыми и т.д. Пример несоциализированных людей — дети-Маугли.
Итак, базовая социализация сама по себе — это процесс, необходимый чтобы отдельная личность вписалась в общество. Как вы уже узнали из предыдущих параграфов, современное общество не равноправно, мужчины в нём считаются людьми по умолчанию. Поэтому мальчики и девочки социализируются по-разному, и эта привязаная к полу часть социализации отражает и воспроизводит установки патриархата.
Установки и действия женской гендерной социализации (ЖГС):
— Ты не человек по умолчанию, а приложение к нему;
— Ты не человек по умолчанию, а воспроизводительница людей;
— следовательно, твоя личность, твои интересы не важны и второстепенны перед интересами людей по умолчанию и твоих [будущих] детей;
— Ты должна жить интересами и потребностями людей по умолчанию, замещать свои желания мужскими (см. параграф о стокгольмском синдроме)
— Ты не можешь защищать свои интересы и границы. Не достойна добиваться, просить и тем более требовать.Люди по умолчанию имеют приоритетный доступ к твоим ресурсам и вниманию.
— Запомни, что ты не личность, а тело и только тело, предназначенное для мужской выгоды. Отсюда:
— Ты должна быть милой и глупой, не можешь познавать мир, учиться, развиваться умственно и психологически выше уровня, чем нужно для нормального обслуживания мужчин (мозги бабе чтобы из ведра для мытья полов не пила), ведь тогда тебя будет труднее использовать, а мужчине будет «неприятно быть рядом с более умной женщиной». Но и если будешь милой и глупой, тебя сочтут невыгодным приложением к мужчине (бабы-дуры, блондинки, тп);
— Мужчины имеют право использовать тебя сексуально. В этом отношении есть два противоречащих подхода. Консервативный: ты либо предназначаешься одному мужчине и хранишь целомудрие, либо — падшая женщина и отбросок. Прогрессивный распространён среди марксистов и либералов: либо ты общественно доступная «сексуально свободная женщина», либо — ханжа, монашка и отбросок.
— Эстетика твоего тела чрезвычайно важна, поэтому тебе нужно украшать его всевозможными способами, и бежать от внешнего старения, игнорируя здоровье и изнашивание организма. Красота требует жертв: во имя украшательства нужно терпеть боль, тратить свои время и деньги. В то же время за увлечение макияжем, одеждой и фитнессом тебя назовут «тп и пустышкой»
— Ты не можешь постоять за себя и тебе необходимо найти «вторую половинку» — мужчину, который в обмен на пользование тобой будет защищать от враждебного мира. Способность дать сдачи, боевитость неженственны и отпугивают мужчин.
— Остальные женщины также не являются людьми по умолчанию, а потому ненадёжны, не заслуживают доверия и того, чтобы ты тратила на них свои ресурсы и внимание.
Вы уже обратили внимание, что выполнение многих требований не обещает душевного спокойствия: унижать будут и за требуемые слабость, тупость и озабоченность внешностью. Это известное в психологии «двойное посланиe», или двойной узел (англ. double bind): ты никогда не будешь хороша, что бы не делала, просто потому что ты женщина.
Однако, что самое важное, — мы МОЖЕМ преодолевать ЖГС, иначе бы не было женщин, наглядно показывающих это, да и феминизма вообще. Наш мозг пластичен, и сознательно избавиться от старых установок возможно.
«Самцы — это ошибка природы» Как феминизм стал радикальным движением, решившим избавить мир от власти мужчин
Исправить нельзя отменить
Мужчина в Швеции едва ли сможет устроиться медбратом или воспитателем детского сада, даже если очень захочет и будет достаточно квалифицированным. На должность уборщика его кандидатуру тоже вряд ли станут рассматривать и скорее всего просто не позовут на собеседование. На эту проблему обратили внимание исследователи из Линчёпингского и Калифорнийского университетов.
Ученые занимались изучением дискриминации на рынке труда по заказу Шведского исследовательского совета и обнаружили, что здешним мужчинам недоступно подавляющее большинство традиционно «женских» профессий. При этом шведская женщина без проблем устроится слесарем, рабочим на складе, механиком — иными словами, на любую типично «мужскую» работу.
С дискриминацией при приеме на работу сталкиваются не только шведские мужчины. Так, в 2020 году суд оштрафовал мэрию Парижа на 90 тысяч евро: с приходом на пост мэра Анн Идальго большинство руководящих должностей в городской администрации оказались заняты женщинами, при том что согласно закону о паритете полов представители одного гендера не могут занимать более 60 процентов руководящих должностей.
Еще один дискриминационный скандал разгорелся в 2019 году в Google. Компания заказала зарплатное исследование, чтобы выявить случаи ущемления прав женщин и меньшинств в пользу мужчин, а обнаружила ровно противоположную картину. Оказалось, что как раз мужчинам платят меньше, чем женщинам, за одну и ту же работу. По итогам разбирательства более 10 тысяч сотрудников получили компенсации. Причем это уже второй такой скандал в Google: годом ранее бывшие сотрудники подали иск против компании и обвинили ее в «дискриминации белокожих мужчин консервативных взглядов». Программисты, уволенные за критику гендерной политики Google, утверждали, что руководство прибегает к незаконным квотам, чтобы нанять как можно больше женщин и представителей нацменьшинств.
Профессор Университета Мичиган-Флинт Марк Перри, активист, выступающий за права мужчин, рассказывает, что американские образовательные учреждения предоставляют намного больше преимуществ студенткам и преподавательницам в сравнении с мужчинами. Речь идет о стипендиях, грантах, финансировании исследований, материальной помощи — подобную поддержку все чаще предоставляют женщинам или представителям меньшинств. Ученый отмечает, что в среднем в университетах США есть 60-70 специальных стипендий для девушек и чаще всего ни одной для юношей.
В высшем образовании существуют очень лицемерные двойные стандарты. Администрация не терпит дискриминации в отношении женщин, но одобряет и фактически санкционирует дискриминационные программы в отношении мужчин
По словам Перри, подобные программы появляются, когда руководство учебных заведений, компаний, политики и властные институты идут на уступки фемактивисткам. «Это неэтично и нечестно — относиться к мужчинам и женщинам по-разному, организовывать специальные стипендии и программы только для женщин и лишать мужчин равных образовательных возможностей», — заключил он.
Ученый считает, что феминизм часто апеллирует к понятиям инклюзивности и равенства, но на практике как раз занимается их истреблением.
Такое заявление выглядит спорным, так как в данном случае профессор допускает неуместное обобщение. Современный феминизм насчитывает множество направлений и продолжает стремительно развиваться, ведь женщины по всему миру по-прежнему сталкиваются с несправедливостью и невозможностью защитить свои права и даже жизнь. Есть лишь одно направление феминизма, которое ставит перед собой более амбициозные цели, чем всеобщее гендерное равенство, и призывает к фундаментальному изменению миропорядка.
Борьба сквозь века
Феминизм зародился в конце XIX века в Великобритании и США. Первыми последовательницами этого движения принято считать суфражисток, боровшихся за предоставление женщинам избирательных прав.
В 1960-х годах на Западе сформировалась вторая волна феминизма. Активистки новой формации выступали против угнетения женщин в профессиональной и бытовой сфере, начали бороться против всех форм насилия, несправедливой разницы в оплате труда и возможностях профессионального роста. Тогда же феминистки начали защищать репродуктивные права женщины и права представителей ЛГБТ-сообщества.
В 1990-х годах представительницы третьей волны феминизма начали привлекать внимание к проблемам гендерной и сексуальной идентичности, а также сексуального удовольствия женщины. Теперь одним из ключевых принципов движения стала интерсекциональность — рассмотрение дискриминации сразу по нескольким признакам, таким как пол, раса, сексуальная ориентация.
«Я ненавижу мужчин. Я изначально не уважаю никого из них», — заявила в своей книге писательница Полин Арманж. Ее литературный труд с весьма провокационным названием «Я ненавижу мужчин» вышел всего год назад, но его уже признали манифестом радикального феминизма наравне с книгой «Лесбийский гений» Алис Коффин. Авторки призывают женщин не просто сместить мужчин с лидерских позиций, но исключить их из социума в принципе, воспитать в себе ненависть к ним. По их мнению, эта ненависть должна помочь женщинам взрастить любовь к себе и добиться большего в жизни. Писательницы гордо заявляют, что не смотрят фильмы, снятые мужчинами, не слушают музыкантов-мужчин.
Я решила выйти замуж за мужчину и должна признать, что до сих пор очень люблю его. Однако это не мешает мне задаваться вопросом, почему мужчины такие, какие они есть: жестокие, эгоистичные, ленивые и трусливые
Основную идею радикального феминизма (или радфема, как стали называть это направление движения) сформулировала писательница Кейт Миллет еще в 1970-х годах. Она заключается в том, что общество построено на системе патриархата, в рамках которой мужчины систематически угнетают женщин. По мнению Миллет и других идеологов радфема, такой порядок господствует в мире с самого зарождения человечества, и угнетение женщин следует считать древнейшей формой дискриминации.
Своей главной задачей радикальные феминистки объявили отказ от маскулинных стереотипов и традиционных гендерных ролей, которые приобретаются в рамках гендерной социализации. Этот процесс, по их мнению, начинается в раннем детстве: девочкам внушают, что они хрупкие и слабые, должны носить платья и не иметь больших амбиций.
Радфем четко разделяет биологический пол и гендер. Второе — более широкое понятие, которое определяет психические, культурные и социальные различия. От него активистки предлагают вообще отказаться. Например, в минувшем сентябре испанские феминистки потребовали от конгресса использовать термин «пол» вместо «гендер», так как, по их словам, концепт гендера не позволяет полноценно анализировать социальную, экономическую и политическую реальность в условиях неравенства. В Испании законодательно разрешено самоопределение по гендерному признаку, но радикальные феминистки считают, что это размывает женское сообщество и уменьшает женское влияние в общественной сфере.
Личность мужчины, его человеческие качества и поступки в радикальном феминизме не принимаются во внимание. Предполагается, что абсолютно все мужчины заинтересованы в позиции угнетателей, вне зависимости от их личных убеждений и поведения, и стремятся поддерживать доминирование над женщинами в экономической и социальной сфере. Некоторые активистки даже отказываются от гетеросексуальных отношений и причисляют себя к лесбиянкам по идеологическим причинам. По их мнению, гетеросексуальные и бисексуальные женщины остаются под гнетом мужчин.
В ходе развития своей идеологии радикальные феминистки пришли к тому, что ценности их сообщества должны встать выше комфорта мужчин, а женщины должны занять их место в социальной иерархии. И проводить эти преобразования предлагается весьма радикальными средствами.
Человек человеку враг
Еще в 1967 году американская радикальная феминистка Валери Соланас, совершившая покушение на художника Энди Уорхола, заявляла, что самец — это ошибка природы, промежуточный вид между женщиной и обезьяной. В повестке многих представительниц современного радикального феминизма мужененавистничество занимает заметное место.
Носительницы подобных взглядов заявляют о негативном влиянии мужского общества на их ментальное состояние. Они организуют женские коммуны, чтобы находиться как можно дальше от мужчин. Одна из самых известных — Alapine — сформировалась в американском штате Алабама в 1997 году, в нее входит около двух десятков гомосексуальных женщин. Всего в США существует около сотни подобных женских поселений. Жительница одного из них, радикальная феминистка Винни Адамс рассказала, что оставила мужа и детей ради переезда в женскую коммуну. По ее словам, мужчины агрессивны, и она предпочитает не находиться рядом с ними ради своего спокойствия.
Мизандрия — ненависть, предубеждение и предвзятое отношение к мужчинам — все глубже проникает в западные сообщества и все чаще становятся причиной скандалов, подобных тем, что произошли в Google и в мэрии Парижа. Активистки в соцсетях открыто заявляют о ненависти к мужчинам и призывают бойкотировать любую их деятельность. Так, феминистка и журналистка Кири Рупиа (Kiri Rupiah) заявила, что мужчины — это мусор, потому что даже самые безобидные из них потенциально могут стать насильниками.
Недостаточно просто помогать друг другу, мы должны стереть мужчин. Сотрите их из вашего разума, из вашего воображения, из вашей самопрезентации
Ее единомышленницы распространяют в социальных сетях хештеги #killallmen («Убей всех мужчин») и Men Are Trash («Мужчины — это мусор»), которые остаются популярным в Twitter по сей день.
При этом активистки не боятся быть «отмененными» или осужденными за столь радикальные и оскорбительные заявления, так как говорят от лица «угнетенного сообщества» — и это действительно работает. Даже самые грубые выпады в сторону лиц мужского пола остаются безнаказанными.
С возникновением движения #MeToo в Facebook начали появляться откровенные оскорбления в адрес мужчин: в постах и комментариях их огульно называли подонками, насильниками и свиньями. Модераторы начали удалять такие публикации и блокировать профили их авторов, что вызвало мощную волну критики. Радикальные феминистки пожаловались на дискриминационную политику сервиса и ограничение свободы высказываний. В итоге представители соцсети восстановили некоторые комментарии и признали, что блокировка профиля — слишком жесткое решение, несмотря на то, что «Facebook должен оставаться безопасной средой для всех».
Мизандрия приобретает подчас самые неожиданные и спорные формы. В 2015 году в сети широко обсуждался анонимный пост феминистки, которая рассказала, что прервала беременность во втором триместре, когда узнала, что ждет мальчика. По словам женщины, она «не могла произвести на свет еще одного монстра». Стоит, правда, отметить, что правдивость этой истории, как и личность автора, так и не были установлены.
Энтони Синотт, профессор социологии из канадского Университета Конкордия и автор книги «Переосмысляя мужчин: герои, злодеи и жертвы», отмечает, что радфем создает необычную ситуацию. Когда у женщин появляется все больше возможностей и когда женщин становится все больше среди мировых лидеров, все больше феминисток начинают симпатизировать мизандристским идеям. По словам ученого, эти идеи, когда-то ставшие основой концепции «токсичной маскулинности», по сути являются формой обратного сексизма.
Эти идеи негативно сказываются на гендерных отношениях, приводят к гендерной поляризации и росту антифеминистских настроений среди мужчин. Зачем поддерживать движение, которое так очевидно ненавидит вас?
Профессор Загребского института философии Ивана Скухала Карасман отмечает, что мизандрия прямо противоречит центральной идее феминизма о создании общества, в котором мужчины и женщины равны, в котором у всех одинаковые права, привилегии, обязанности, финансовые и карьерные возможности. «Мы должны относиться с пониманием друг к другу. Ненависть к противоположному полу делает жизнь в одном обществе невозможной», — уверена Карасман.
Если женщина разделяет идеи мизандрии, то она ничем не лучше мужчины-сексиста. Ненависть к противоположному полу — это сексизм
Мужчинам вход воспрещен
Радикальные феминистки считают, что большинство современных общественных институтов руководствуются патриархальными установками и исторически основаны на патриархальных принципах. А массовая культура, общепринятые нормы и гендерные роли диктуют женщине, что делать, как выглядеть и кем работать. И даже если женщина утверждает, что не хочет ничего менять, это считают иллюзией, навязанной мужчинами. По сути они не признают саму возможность свободы выбора для женщин.
По их мнению, правительства государств принимают решения, выгодные мужской части населения, а голос мужчины во властных органах весит больше, женщинам же достается черная работа и роль обслуживающего персонала. Даже когда в западных странах женщины заняли значительную часть государственных постов, а канцлер Германии Ангела Меркель открыто назвала себя феминисткой, радфем-активистки не изменили свою позицию.
Я феминистка. Раньше я немного стеснялась об этом говорить. Но теперь я могу сказать: да, мы все должны быть феминистами
Похожим образом радикальный феминизм относится и к религии: женщины из консервативных религиозных общин воспринимаются активистками исключительно как узницы и рабыни. Традиции, преемственность поколений и культура этих женщин в учет не берутся. По такой логике мусульманская женщина не может самостоятельно принять решение носить или не носить хиджаб — оно будет навязано ей мужчинами и религиозными догматами. И такое убеждение приводит к дискриминации религиозных женщин, как это было, например, в Германии в разгар миграционного кризиса.
По данным исследования Университета Пенсильвании, коренные немки относились к приезжим априори негативно, не вступали с ними в социальные отношения и отказывались помогать им с ассимиляцией в стране. В рамках эксперимента ученые просили женщин одеться в традиционный мусульманский наряд, отправиться в людное место и обратиться за помощью к другим женщинам. Перед этим испытуемой надо было разыграть сценку: ей якобы звонила сестра, которая не может решить, выйти ей на работу или остаться дома с детьми. Участница эксперимента должна была громко обсудить с воображаемой собеседницей эту проблему, чтобы прохожие могли ее услышать, и только после этого попросить о помощи.
В зависимости от того, какой совет испытуемая давала сестре, число женщин, согласившихся ей помочь, менялось. Если она вслух выражала прогрессивные взгляды и призывала родственницу выйти на работу, немки активнее шли на контакт. Если же советовала остаться дома и заниматься мужем и детьми, ее обращение в большинстве случаев оставалось без ответа.
Но, пожалуй, яростнее всего радикальный феминизм критикует нуклеарную семью, брак и материнство. Представительницы движения бросают вызов традиционной модели формирования семейного союза между мужчиной и женщиной для продолжения рода. По их мнению, в рамках семьи женщина эксплуатируется для выполнения бытовых обязанностей и ухода за детьми и несет двойное бремя — основной работы и бытовых дел.
При этом радикальные феминистки даже не рассматривают такие варианты здоровых семейных отношений, как, например, разделение обязанностей между супругами, за что выступают активисты либерального направления. Вместо этого они призывают полностью отказаться от института семьи.
В качестве альтернативы радфем предлагает женские коммуны, политическое лесбиянство и безбрачие.
Для преодоления чувства изолированности и одиночества в патриархальном мире радфем призывает женщин объединиться. Так как мужская коллективная идентичность, по мнению радикальных фем-активисток, существует априори, они призывают женщин к созданию похожей модели. Движение требует, чтобы женская часть населения организовалась в единую группу, так называемое сестринство, для преодоления дискриминации и гнета. Фактически многие последовательницы радфема стремятся к установлению матриархата — доминированию женщин в большинстве сфер общественной жизни.
Впрочем, к институту сестринства даже у феминисток возникает много вопросов.
Золотые юбки
Несмотря на то что сестринство предполагает объединение всех женщин против мужского доминирования, на сегодняшний день лидирующие позиции в радфем-сообществе занимают белые женщины из обеспеченных слоев. И некоторые западные исследователи уже заметили, что движение, которое призвано представлять всех женщин, часто фокусируется на интересах тех, у кого уже и так достаточно привилегий. И это происходит в то время, как многие женщины по всему миру лишены даже базовых прав.
Эта тенденция привела к росту неравенства среди женщин. Например, создание квот для женщин в советах директоров крупных компаний вызвало рост благосостояния и без того успешных и образованных сотрудниц, сумевших получить еще более высокие должности. Так, в Норвегии, где женщины должны занимать как минимум 40 процентов руководящих постов в компании, появилась особая группа «золотых юбок» — богатых женщин, занимающих высокие должности, при том что не все они обладают достаточными компетенциями для этого. Вместе с тем, по данным The Guardian, доходы женщин в других областях — сферы услуг, домашнего персонала, образования — так и остались низкими.
При этом если женщина решит нанять домработницу или няню, чтобы строить карьеру наравне с мужчинами, ее также обвинят в угнетении, ведь она, по мнению радикальных феминисток, способствует популяризации женского низкооплачиваемого труда.
По словам чернокожей писательницы и фем-активистки Микки Кендалл, если женщина, получив руководящую роль, воспроизводит репрессивные структуры, которые лишают права голоса большинство женщин, в феминистской борьбе нет смысла.
Кроме того, как отмечают активисты других правозащитных движений, радикальные феминистки убеждены в существовании неизменных биологических предпосылок угнетения и набора феминных и маскулинных признаков, которые нельзя изменить. Но, следуя этой логике, у женщин нет возможности выйти за рамки своего биологического предназначения. Так что радфем, стремясь объединить женщин по биологическому признаку, в итоге лишь уравнивает их и стандартизирует их желания и стремления, навязывая всем одинаковые ценности. И в этом, по мнению Иваны Карасман, он мало чем отличается от патриархата, который загоняет женщин в строгие рамки традиционных ролей. «Феминизм должен быть про право выбора. Одна женщина может хотеть строить карьеру. Другая — заниматься только детьми и домом. И это нормально, если она этого действительно хочет. Мы не должны осуждать женщин за их выбор», — убеждена она.
Я думаю, что мужененавистничество будет лишь набирать обороты. Не исключаю, что дойдет и до нападений на мужчин. Одновременно с этим радфем будет усиливать давление на тех женщин, которые не разделяют их идеи
Усилиями феминисток жизнь женщин становится лучше и свободнее — это очевидный факт. Общество учится порицать насильников и абьюзеров, прислушиваться к мнению женщины и ценить ее профессиональные и личностные качества. Несомненно, сегодня феминизм, как и прежде, преследует позитивные цели, выступая против дискриминации и за равноправие во всех сферах. Однако радикальный феминизм часто подменяет эти цели, навязывая свои агрессивные установки в интересах небольшой группы людей. Приходится признать, что эта стратегия показала свою эффективность, а значит, велика вероятность того, что в будущем феминизм продолжит приобретать все более радикальные формы.