Что такое мазепа в полтаве
Характеристика Мазепы в поэме «Полтава», образ, описание
Мазепа. Иллюстрация К. И. Рудакова |
Гетман Мазепа является одним из главных героев знаменитой поэмы А. С. Пушкина «Полтава».
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мазепы в поэме «Полтава»: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Мазепы.
Смотрите:
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина
Образ и характеристика Мазепы в поэме «Полтава» Пушкина: описание в цитатах
Поэма «Полтава» основана на реальных событиях, однако некоторые детали являются авторским вымыслом. В частности, Мария (чье настоящее имя Матрена) действительно сбегает с Мазепой из дома, но вскоре ее возвращают домой. Остаток жизни Матрена проводит в монастыре, где и умирает.
В начале поэмы Мазепа является пожилым человеком, ему за 60 лет:
Его лукавый разговор. « (автор о внешности Мазепы)
Чужие тайны разрешать!» (об умении Мазепы привлекать и разгадывать сердца)
С глупцом разумну речь ведет!» (о лицемерии Мазепы)
Как он врагов своих карает. » (мать Марии о Мазепе)
Он вздумал быть ее супругом. « (мать Марии о Мазепе)
«. Когда ты дочь крестил у нас. » (Кочубей о Мазепе)
Нездешней мукою томим.» (Мазепа после побега Марии)
Тоска, тоска его снедает. » (Мазепа после встречи с психически больной Марией)
Свои сношенья продолжает.» (Мазепа продолжает поддерживать тайный союз с Карлом XII)
«Он перешел, он изменил. » (о предательстве Мазепы)
Младенца носит. Срок настал.» (Мазепа об обиде, которую ему нанес Петр)
Где двух страдальцев прах почил. » (об умерших Мазепе и Карле)
Критика об образе Мазепы
«Страннее всего, что автор хочет представить Мазепу безрассудным и мстительным старичишкой, который поднял знамя бунта за то, что Петр Великий подрал его за усы во время пиршества, хотя после осыпал своими милостями. В то время это не почиталось даже обидою, и на пирах нередко господа гетманы и полковники дрались между собою и с подчиненными. Мазепа мог некоторое время гневаться на эту шутку, но доказано, что главным побуждением к бунту его было честолюбие, а целию — желание сделаться независимым владетелем Малороссии. Мазепа изображен не честолюбцем, не хитрецом, не злодеем, но просто — злым дураком.» (Ф. В. Булгарин, «Разбор поэмы «Полтава»», журнал «Северная пчела», №39, 30 марта 1829 г.)
«Для критиков странным кажется еще гнев Мазепы на Петра за то, что он схватил его за усы — за эту шутку. Но это было совсем не в шутку, и Петр схватил за усы, или, по словам других, дал пощечину Мазепе, не просто как Ивану Степанычу, но как гетману малороссийскому, с угрозой.
Так говорит и история. Мазепа приближенным своим открывал гнев свой и ненависть к Петру; в возмутительной речи своей к войскам казачьим он говорил о сей обиде, как об оскорблении Малороссии царем даже в лице гетмана. Нет сомнения, что Мазепа, поднявши знамя бунта для другой цели, хотел вместе и отмстить Петру за свою личную обиду.» (М. А. Максимович, «О поэме Пушкина «Полтава» в историческом отношении», 1829 г.)
Таков цитатный образ и характеристика Мазепы в поэме «Полтава» А. С. Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Мазепы.
Мазепа. Клятвопреступник, удостоенный ордена Иуды. Часть 1
В сегодняшней Украине гетман Мазепа — один из почитаемых национальных символов, его портрет на денежной купюре, ему ставятся памятники и его именем называются улицы и проспекты. Человек, ставший символом наживы, предательства и измены, проклятый церковью, удостоенный ордена Иуды и презираемый современниками, очень близок правителям Украины, которые в своих действиях берут пример с этого идола.
Современники с глубочайшим презрением отзывались о Мазепе, награждая его эпитетом «проклятый пес Мазепа», не находя ни одного доброго слова в его адрес. И это не случайно, поскольку всю свою жизнь он, предавая соратников и благодетелей, не брезговал никакими средствами в борьбе за власть, почести и богатство. И умирал Мазепа с горьком одиночестве, с жадностью смотря на бочонки и сундук с награбленным золотом, в страхе, что его же соратники все это растащат.
Рассматривая историю гетманов на Украине, ярким представителем которых является Мазепа, необходимо учитывать характерные особенности гетманства того времени. После изгнания польских шляхтичей с этих земель на волне народного гнева к власти пришла своевольная казацкая старшина, не имеющая знаний, сил и средств для контроля за столь громадной территорией
Не терпящая никакой власти над собой казацкая старшина тем не менее вынуждена была искать союза с более сильными своими соседями — Россией, Турцией и Польшей. Заключая союзы, они не очень-то стремились соблюдать их и, предавая очередного покровителя, хотели жить по своей воле, не утруждая себя государственным строительством. Типичным представителем своего времени был и гетман Мазепа, вся жизнь которого в силу его характера и обстоятельств постоянно сопровождалась сменой хозяев.
В результате русско-польской войны 1654-1667 годов по Андрусовскому перемирию произошел раздел гетманщины по Днепру на Левобережное гетманство, вошедшее в состав России, и Правобережное гетманство, образовавшееся в 1663 году и ориентировавшееся на Польшу и Турцию. В обоих частях избирались свои гетманы. На Левобережье гетманами избирались Богдан Хмельницкий-Выговский — Юрий Хмельницкий-Брюховецкий — Многогрешный — Самойлович — Мазепа. На Правобережье — Тетеря, затем — Дорошенко и целая плеяда предводителей, стремившихся продать своих соплеменников польским и турецким властителям.
Насколько верны были гетманы Левобережья своей присяге, данной русскому царю, можно судить по их незавидной судьбе. Б. Хмельницкий подписал договор с Россией, Выговский — предал и бежал к полякам, которые его и казнили, Юрий Хмельницкий — предал и разорвал договор с Россией, перешел к полякам, а затем к туркам, Брюховецкий — предал, убит казаками за измену, Многогрешный — предал, бежал на правобережье, выдан и сослан в Сибирь, Самойлович — по доносу своего окружения обвинен в измене и сослан в Сибирь, Мазепа — предал и бежал с Карлом XII.
По происхождению Мазепа был из православной шляхетской семьи на Правобережье, его предки верой и правдой служили польской короне. Благодаря незаурядному уму и связям отца и деда он с юношеских лет был при дворе польского короля. Близость к королю позволила ему получить блестящее образование, он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках.
Образованный и воспитанный в духе польской культуры, Мазепа подавал большие надежды. Но после нелицеприятных интриг при королевском дворе, затеянных Мазепой, он был отдален от двора, из-за его подлости и низости дорога в высшие слои польской шляхты ему навсегда была закрыта.
В 1663 году король направляет Мазепу на Правобережье для вручения казакам войсковых регалий. Мазепа предает польского короля и остается у правобережных казаков, выгодно женится на дочери одного из приближенных гетмана Дорошенко. Тесть помогает Мазепе выдвинуться в кругу казацкой старшины, и он вскоре становится доверенным лицом гетмана и генеральным писарем, одной из ключевых фигур в системе гетманата.
В 1674 году гетман Дорошенко, предавший Польшу и перешедший под протекторат турецкого султана, направляет Мазепу с письмом к султану, и в подтверждение гетманской лояльности Мазепа везет султану 14 пленных запорожских казаков с Левобережья в качестве товара на рынок работорговли.
Запорожцы перехватывают делегацию и берут в плен Мазепу, он предает Дорошенко и соглашается служить их противникам левобережным казакам, находящимся в подчинении Москвы, его отправляют левобережному гетману Самойловичу, и Мазепа становится российским подданным.
Благодаря своим талантам нравиться властям предержащим Мазепа прокладывает путь к сердцу Самойловича, тот даже поручает Мазепе воспитание своих детей и присваивает ему звание войскового товарища. Казацкая старшина признает его «ближним человеком» гетмана и через несколько лет Мазепа получает чин генерального есаула и становится вторым человеком на Левобережье.
По поручению Самойловича Мазепа регулярно бывает в Москве, где лестью и унижением добивается расположения князя Голицына, фаворита царевны Софьи, в руках которого фактически находилась вся власть.
Подлость и цинизм в стремлении оговорить и предать своего друга, подчиненного или благодетеля, в полной мере проявились в Мазепе во время неудачных Крымских походов 1687 и 1689 годов, организованных князем Голицыным.
По наветам Мазепы усилиями князя Голицына гетмана Самойловича признали виновным в неудаче первого Крымского похода, его обвинили в предательстве и сослали в Сибирь, а его сыну, которого воспитывал Мазепа, отрубили голову. Половину конфискованного имущества гетмана Мазепа присвоил себе.
После падения Самойловича Голицын, получивший взятку от Мазепы и с уважением относившийся к его образованности, которыми тот отличался и блистал, оказал решающее влияние на избрание Мазепы в 1687 году гетманом Левобережья. Имеется челобитная Петру I, в которой Мазепа пишет, что его вынудили за пост гетмана дать взятку Голицыну в размере 11 тысяч червонцев «отчасти из пожитков отрешенного гетмана Самойловича, а отчасти из собственного своего „именьишка“. Избравшую Мазепу гетманом казацкую старшину он вознаградил раздачей имений, полковничьих и других должностей.
Вскоре после падения царевны Софьи и перехода власти к Петру I Мазепа пишет донос царю на Голицына, которого обвиняет в провале второго Крымского похода, в котором принимал участие и сам Мазепа, будучи уже гетманом Левобережья. В итоге Голицына лишили всех регалий и сослали в Архангельский край.
Историк Костомаров очень четко характеризовал нравственную карьеру Мазепы:
Хитрый политик и дипломат, ловкий льстец и царедворец, Мазепа умело завоевывал себе симпатии и устанавливал нужные связи. «Никто не мог лучше, чем Мазепа, обворожить нужного человека и привлечь его на свою сторону», — писал о Мазепе его ближайший сподвижник, лжегетман Орлик.
Так Мазепа снискал полное доверие и Петра I, добиваясь неограниченной власти на Левобережье для беспрепятственного личного обогащения. Для удовлетворения своей ни перед чем не останавливающейся алчности Мазепа использовал все, от казнокрадства, вымогательства и взяточничества, до принудительной «покупки» земель у крестьян, казаков и своих соратников, нередко сопровождавшейся применением воинской силы.
О своеволии Мазепы генеральный судья Кочубей писал в одном из своих писем Петру I: «Гетман самовольно распоряжается войсковою казною, берет сколько хочет и дарит кому хочет». Всего за время своего правления Мазепа умудрился сколотить баснословные капиталы, присвоить и получить от царя за верную службу земли, на которых проживало порядка 100 тысяч малоросских и 20 тысяч российских крестьян, Мазепа стал одним из самых богатых землевладельцев России. (Своей жаждой власти и алчностью сегодняшний президент Украины Порошенко очень напоминает Мазепу. Ему есть с кого брать пример.)
О несметном богатстве Мазепы ходили легенды. Частично они подтверждаются современниками. В воспоминаниях Густава Зольдана, приближенного Карла XII, описывается, как он зашел в комнату к умирающему Мазепе, и тот попросил его «бережно следить за его вещами… а именно за сундуком и за двумя бочками, полными дукатов, и за парой дорожных мешков, в которых находились все его драгоценности и большое число золотых медалей».
Украинские адепты Мазепы пытаются представить его человеком благочестивым и набожным, за его благотворительность в строительство храмов и монастырей. В действительности это только внешние проявления благочестия, для которых он использовал не личные, а награбленные средства.
Новое в блогах
Гетман Мазепа и пушкинская «Полтава»
Имя украинского гетмана Ивана Мазепы, 375-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни, в нашем сознании тесно связано с именем русского поэта Александра Пушкина благодаря его поэме «Полтава». О сложном, неоднозначном восприятии этих событий украинской истории и культуры говорится в статье доктора исторических наук, профессора Семена Антоновича Цвилюка. Статья публикуется с сокращениями.
После возвращения в Петербург из ссылки, которую поэт отбывал в солнечной Пальмире и родовом имении Ганнибалов-Пушкиных в Псковской губернии, он сразу же окунулся в бурную столичную жизнь; на придворных балах был окружен всеобщим вниманием своих друзей и почитателей. Среди последних оказался и император всероссийский Николай II, который, по свидетельству современников, на приеме в царском дворце встретил опального поэта словами: «Брат мой, покойный император, сослал вас на жительство в деревню, я же освобождаю вас от этого наказания. С условием ничего не писать противу правительства. Я позволяю вам жить, где хотите; пишите и пишите, я буду вашим цензором».
«Государь, — говорится далее в документе, — взяв его (Пушкина) за руку, вывел в смежную комнату, наполненную царедворцами, и заявил: — Господа, вот вам новый Пушкин, о старом забудем». В другой раз свой разговор с Пушкиным царь подытожил примерно теми же словами: «Довольно ты подурачился, надеюсь, теперь будешь рассудителен, и мы более ссориться не будем. ».
Итак, появился «новый Пушкин». Зачисленный на службу мелким чиновником при царском дворе, он, судя по всему, основательно подзабыл о своих былых вольнолюбивых мотивах. Певец, прославлявший свободу и веру в то, что «на обломках самовластья» напишут имена лучших сынов России, стал образцово выполнять заказы царского двора, сочинять великодержавные оды, прославлять имперские агрессивные деяния царизма. Вспомним здесь хотя бы его торжествующее: «Смирись, Кавказ, идет Ермолов. ». Приветствовал он и разгром русскими войсками польского восстания 1830 — 1831 гг., а выразителя освободительных идей, великого польского поэта Адама Мицкевича назвал «нашим врагом».
Именно в условиях происшедшей метаморфозы Пушкин получил «творческий заказ» на «Поэму о Мазепе» (так сначала называлась «Полтава»). Героико-романтическую тему, которая волновала многих писателей Европы — среди них Дж. Байрон (Англия), Ф. Вольтер и В. Гюго (Франция), К. Рылеев (Россия), Ю. Словацький (Польша), — Александр Сергеевич решил воспроизвести в худших проимперских традициях. И это неудивительно: перед ним стояла задача сказать свое «веское» слово в пользу идеи об «исторической неизбежности» поглощения Украины Россией. Но главное — очернить, обесславить того, кто посмел выступить против этой идеи. Такое «слово» популярного поэта много значило.
Все верно. «Ужасы», поистине варварский кровавый пиар во время описываемых событий, действительно имели место. Только об этом в «Полтаве» не найдем даже упоминания. Потому, что творили эти ужасы на украинской земле русские войска, превратившиеся в армию грабителей и жестоких кровавых карателей. Так, овладев с помощью предателя героически защищавшейся гетманской столицей Батуриным, русские войска полностью ее разрушили, учинив при этом кровавую резню горожан. Очевидцы трагедии свидетельствуют, что русские солдаты, «обезумившие от собственной жестокости, рубили головы, колесовали, вешали. Младенцев отбирали у матерей и под громкий хохот подбрасывали вверх, подставляя под крохотные тельца штыки ружей. Несчастных женщин насиловали, а затем зверски убивали». Над мазепинской столицей несколько дней полыхало зарево огромного пожарища.
В архивах Англии, Австрии, Франции, Швеции, Турции и других стран отложились документы с этими дикими подробностями. Об этом сообщали послы своим правительствам, о них писали европейские газеты. Французский посланник, в частности, передавал в Париж: «Украина залита кровью, разрушена грабежами и повсюду являет собой страшную картину варварства победителей. ».
Подробности батуринской трагедии Пушкин, естественно, знал. Однако, разумеется, эта сторона событий его не интересовала, ибо перед ним стояла другая задача. Всей силой своего поэтического таланта, игнорируя исторические реалии, он обрушился против украинского гетмана как личности. Об уровне злословия и откровенного стремления к его унижению можно судить по «характеристике», данной Мазепе:
Немногим, может быть, известно,
Что он не ведает святыни,
Что он не знает благостыни,
Что он не любит ничего,
Что кровь готов он лить, как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него. И т.д.
Эти строки, изобразившие украинского гетмана непревзойденным негодяем и «злодеем» в поэме, которая считается одним из самых больших творческих достижений Пушкина, стали «вершиной» в стремлении России опорочить и обесславить имя Ивана Мазепы, намерившегося вырвать Украину из цепких объятий «старшего брата».
«. Вспоминается, — писал известный украинский поэт-публицист и ученый Евгений Маланюк в своей статье «Малороссийство», — как эти страшные сатанинско-лживые строки по требованию специальных инструкций министерства просвещения ученики средних школ царской России должны были изучать обязательно наизусть и еще полудетскими устами рецитировать их вголос. ».
Естественно, Пушкин не мог не знать и того, что на самом деле представлял собой украинский гетман как человек и историческая личность — высококультурный, просвещенный государственный деятель европейского масштаба, хорошо известный в Европе, где его приравнивали к королям, видный национальный политик, талантливый поэт, мужественный воин. Тем более удивляет отход поэта от правды и занятая им настолько далекая от объективности позиция. Его «Полтава» буквально перенасыщена негативами, злонамеренными клеветническими эпитетами, сквернословием. «Дерзновенный вождь Украйны», по Пушкину, характеризуется как «злодей», «змий», «изменник», «коварный старец», «сей труп живой», «душа свирепая и развратная», «иуда», «искуситель», «в нем воля злая», у него «кровожадные слезы», «страшный взор», «мрачный дух», у него даже «седины коварные». Такие «поэтические шедевры» Пушкин в поэме употребил более полусотни раз.
Плохо, конечно, когда такая роль отведена гениальному поэту; удары он наносит особенно ощутимые. Но вместе с тем сквернословие, имеющее целью опорочить Великого Гетмана, вызывает лишь недоумение при сравнении с тем, какие отзывы о Мазепе оставили его современники как отечественные, так и зарубежные, в том числе и русские. Скажем, «Энциклопедический словарь» А. Старчевского (т.VII), выпущенный в Петербурге в 1853 г., Мазепу характеризует не только «способностью привлекать к себе изысканных дам», но и, что более важно, восхищается его «быстрым умом, способностью своим разумом оценивать поступки людей, разгадывать их замыслы. ».
А французский посол в Москве Жан де Балюз, имевший встречи с гетманом, оценивая его высокий интеллект, особо подчеркивает владение им европейскими языками — польским, немецким, итальянским, французским, татарским, голландским; в отношении же латинского, то им он, по мнению Балюза, «владеет в совершенстве, так что может дискутировать с нашими лучшими отцами иезуитами».
Другой французский дипломат и известный ученый, член Академии наук в Берлине Жан Руссет де Мисси в биографии Петра I, изданной в 1730 г. в Амстердаме, об украинском гетмане, в частности, писал: «. Иван Мазепа происходил из шляхтичей своей украинской нации; высокообразованный. отличался характерными приметами своего народа, прежде всего тонким разумом и большим рассудком». При этом все подчеркивают, что Мазепа, как правило, общался с иностранными собеседниками на их родном языке.
Причины, побудившие Мазепу к выступлению против Петра, по наивно-примитивной версии пушкинской «Полтавы», состояли якобы в том, что оскорбленный, исполненный эгоистической гордыни гетман решил отомстить царю за то, что тот под Азовом за «слово смелое» хватил Мазепу за усы. Вот как об этом говорится в поэме:
Царь, вспыхнув, чашу уронил
И за усы мои седые
Меня с угрозой ухватил.
Тогда, смирясь в бессильном гневе,
Именно таким способом в течение почти двух веков украинским школьникам вдалбливали, чтобы они с детских лет усвоили негативный образ Мазепы, который «не ведает святыни», чтобы отвращение к нему передавалось с генами от поколения к поколению. А царь Петр, распявший Украину, потопивший в крови тысячи и ее лучших сынов, — это их благодетель.
Что касается «сюжетного хода» в «Полтаве» о враждебности Мазепы к царю, то его «подсказал» Пушкину современник и друг поэта, популярный русский писатель ХIХ века Иван Лажечников. В историческом романе «Последний Новик» главный герой Владимир-Новик (по произведению — сын царевны Софьи) рассказывает, как за смелое слово, сказанное Петру в присутствии матери, царь дал ему «сильную оплеуху». Оскорбленный «послал в сердце своего обидчика роковую клятву отмстить ему».
Этим художественным домыслом писателя-романиста Пушкин также воспользовался. Естественно, подобный прием в художественном произведении вполне оправдан. Но этот вымысел воспринимался как исторический факт и в течение длительного времени использовался с целью опорочить имя гетмана.
Сегодня, с позиций новых реалий, имеем возможность по-новому, без предвзятости взглянуть на фигуру гетмана Мазепы. Вполне естественно, историческая наука — отечественная и зарубежная — оценивает его деятельность неоднозначно. Как политик, он был личностью талантливой и многогранной, но и сложной, и противоречивой. Вокруг его имени вот уже почти три столетия продолжаются острые споры, скрещиваются разные, часто полярные, мнения — от восхищения до резкого неприятия. Однако большинство историков считают Мазепу одним из самых выдающихся деятелей нашей истории, символом украинской государственности.
Опытный государственный деятель Иван Мазепа в сложных условиях сумел высоко поднять авторитет гетманской власти, чем резко отличался от своих предшественников на этом посту. Свыше 20 лет, не допуская чрезмерного обострения взаимоотношений с Москвой, он успешно руководил гетманской Украиной, содействовал ее всестороннему развитию, повышению международного авторитета, развитию культуры и образования.
Человек высокой европейской культуры, известный политик эпохи барокко, Иван Мазепа вписал свое имя в историю Украины и как гетман-строитель. Нынче хорошо известно, что за свои средства и под его личным руководством в Украине были сооружены около двух десятков храмов, ряд аристократических дворцов в самобытном национальном стиле, получившем название украинского «казацкого» барокко, которое известно в науке и как «мазепинское барокко». А период Мазепы специалисты окрестили как «второй золотой период украинского искусства» после великокняжеских времен Владимира Великого и Ярослава Мудрого.
Однако, несмотря на все позитивы в деятельности гетмана во имя Украины, немало и нынешних граждан не в состоянии воспринять подлинной сущности этой недюжинной исторической личности, не способны избавиться от навязанного извне украинскому народу негативного стереотипа, решительно отбросить наклеенный на Мазепу ярлык «изменника» за его намерение восстановить независимость Украины.
Попытка гетмана вывести Украину из-под царской опеки не на шутку всполошила имперскую Россию. Этот «грех» вызвал невиданный ранее всплеск политической активности царизма, начавшего тотальное идеологическое наступление, направленное на искоренение в Украине настроений «мазепинства». Прежде всего была развернута небывалая в мировой практике кампания проклятия и хулы имени Мазепы, продолжающаяся, кстати, и поныне.
Но историческая правда выше любых стереотипов. Пушкин, как известно, свою поэму заканчивает следующим утверждением:
Забыт Мазепа с давних пор,
Лишь в торжествующей святыне
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о нем собор.
Выходит, ошибся поэт, выдавая желаемое за действительное. Вполне возможно, что и сегодня, по установившейся традиции, московская церковь вспоминает Мазепу недобрым словом «в торжествующей святыне». Однако важно другое: Великий Гетман не забыт, наоборот, его имя навечно вписано в историю национально-освободительной борьбы украинского народа. Он стоит в ряду самых выдающихся героев нации, славных борцов против империалистического монстра, угнетавшего и давившего наш народ веками. Гетман Мазепа заложил прочную основу в идею возрождения украинской государственности — святую идею, которая никогда не покидала лучших представителей нашей нации.
К сожалению, отчаянная попытка освобождения Украины от московского господства, предпринятая в начале ХVIII века, завершилась драматическим поражением. В результате и лично гетмана, и весь украинский народ постигла трагическая судьба: наша страна более чем на три столетия утратила свою государственную независимость и национальную свободу. Однако это никоим образом не может приуменьшить значение деятельности во имя свободы Украины гетмана Мазепы — одной из наиболее значимых личностей украинской истории; его имя стало поистине символом в борьбе за независимость нашего суверенного государства.