Что такое медиа арт
Медиа-Арт
Полезное
Смотреть что такое «Медиа-Арт» в других словарях:
Медиа — Термин медиа (англ. media), в зависимости от контекста, может означать следующее: Медиаданные совокупность различных видов данных (помимо текстовых сообщений), содержащих дополнительную звуковую и визуальную информацию графику, видео … Википедия
Арт-феминизм — (или феминистское искусство, англ. feminist art) искусство, созданное сознательно в контексте феминистской теории искусства. В начале семидесятых кризис доверия к культуре модернизма, в которой доминировали мужчины, наиболее полно выразился … Википедия
Арт Хаус медиа — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Арт-группа «Война» — Радикальное акционистское объединение Леворадикальная акционистская группа, функционировавшая с начала 2007 года. Получила известность благодаря серии эпатажных и радикальных перформансов. В 2011 году стала лауреатом художественной премии… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Медиа-башня — Николай Полисский Медиа башня, 2003 Лоза. Парк «Никола Ленивец», Никола Ленивец «Медиа башня» лэнд артовский проект Николая Полисского 2003 года. Осуществлён совместно с участниками Никола Ленивецких промыслов возле деревни Никола Ленивец на… … Википедия
Суслов, Артём Алексеевич — Артём Алексеевич Суслов Дата рождения 5 сентября 1989(19890905) Место рождения Рыбинск Страна … Википедия
Самсонов, Артём Анатольевич — Артём Анатольевич Самсонов Дата рождения: 15 сентября 1974 … Википедия
Альтернативные медиа — Медиаведение Понятия Медиаданные • Медиасообщение • Медиатекст Массмедиа • Медиапространство Медиакомпетентность • Прозрачность медиа • Медиазависимость • Теория Холла Новые медиа • Альтернативные медиа •… … Википедия
Знакомство с медиаискусством
Февральский выпуск Школьной газеты мы посвятили новому, очень интересному и прогрессивному творческому направлению — медиаискусству. Рассказываем о том, что такое медиаискусство, где его можно встретить и кто всё это придумал.
Медиаискусство (медиа-арт, новые медиа) — особое направление в современном искусстве, которое использует технологии для создания художественных образов. Например, звуковое сопровождение дополняет визуальное восприятие, цифровые форматы погружают зрителей в отдельные миры (виртуальная реальность), научные исследования ложатся в основу арт-экспериментов с собственным телом или микроорганизмами, а инженерные механизмы выполняют не только техническую роль, но и сами становятся объектами искусства.
Медиаискусство рядом
Даже если вы ничего не знаете о медиаискусстве, вы наверняка с ним сталкивались и уж точно видели: световые инсталляции на фасадах зданий — мэппинг на фестивале «Круг света», зрелищная компьютерная анимация, которая часто используется в фильмах или поющие фонтаны; в период пандемии музеи стали активно оцифровывать свои фонды и делать виртуальные прогулки. Например, посмотрите потрясающий проект Эрмитажа и Apple — пятичасовое путешествие по залам музея, снятое на iPhone 11 одним дублем.
Медиа-арт используется и в привычной городской среде. В аэропорту Сингапура установлена инсталляция «Кинетический дождь». Она состоит из более чем тысячи бронзовых капель, которые движутся в определённом рисунке, похожим на танец.
«Скульптура стремится быть источником локальной идентификации, а также предоставляет момент созерцания и размышления для пассажиров, путешествующих в напряжении и стрессе», — говорит команда ART COM, автор проекта.
Основные особенности
1. Медиаискусство междисциплинарно, т о есть для создания медиа-арта мастер (художник) соединяет несколько смежных направлений, что расширяет рамки художественной мысли и возможностей практически до бесконечности. Разные технические и художественные средства и области взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга и воплощаются в отдельном полотне.
Технические открытия постепенно становились частью культуры, создавая новые жанры медиаискусства: с появлением камеры родился видеоарт, с появлением компьютеров — цифровое искусство (диджитал-арт), интернета — нет-арт, биотехнологий, генетики — био-арт и пр.
«Новые медиа создают виртуальную реальность, которая захватывает нас с головой. Мы понимаем, что всё понарошку, но сила нового искусства такова, что всеми чувствами мы оказываемся втянутыми в вымышленный мир, которому на самом деле не принадлежим».
«Виртуальное искусство: от иллюзии до погружения». Оливер Грау, исследователь новых медиа
2. Медиаискусство интерактивно — рассчитано на активное взаимодействие со зрителем. Зритель уже не просто наблюдатель, он становится соавтором работы. Медиаискусство вовлекает человека в свои процессы, погружает в своё пространство и благодаря этому начинает жить.
Например, работа студии Izobrulo — Polylight HeartHug. Это огромное сердце из световых трубок, которые начинают светиться, когда под ними обнимаются люди. Если под сердцем находится один человек или несколько людей, но они не обнимаются, а просто стоят рядом, сердце «перемигивается», светится по половинкам. Но как только люди начинают обниматься, сердце заполняется светом.
3. Если мы говорим о традиционном искусстве или даже современном, то как правило думаем о том, что хотел сказать автор, читаем описания, иногда погружаемся в творческую и личную биографию, чтобы понять его замысел.
В медиаискусстве автор «растворяется», нет восприятия, основанного на личности художника. Взаимодействие с медиаартом происходит на основе внутреннего и эмоционального переживания зрителя — своеобразное самопознание, взгляд внутрь себя.
4. Часто произведения медиаискусства нематериальны, поэтому для них фестивальный формат подходит больше, чем музейный. Особенно если речь идёт о видеоарте или перформансе, который происходит здесь и сейчас.
В мире более 600 фестивалей, так или иначе связанных с новыми медиа. Один из самых авторитетных, Ars Electronica, проходит в австрийском городе Линце ежегодно в начале сентября.
Знаковые имена в медиаискусстве
Основатель видеоарта — Нам Джун Пайк в своих перформансах и инсталляциях экспериментировал со способами изменения телевизионного изображения, которое приобретало новые смыслы.
Пайк встраивал телевизоры в роботов, выстраивал телевизоры в форме виолончели, и на них появлялись изображения, когда виолончелистка проводила смычком по своему инструменту. Или устанавливал в ряд телевизоры, в каждом из котором показывалась одна из фаз луны, или усаживал статую Будды перед телеэкраном, транслирующим самого Будду (его снимает камера, расположенная над монитором).
Одна из самых известных работ Пайка Electronic Superhighway («Электронная автострада») находится в Смитсоновском музее американского искусства. Это инсталляция из телевизоров в форме карты штатов материковой части США, Аляски и Гавайев. Границы проведены неоновыми трубками, точно такими, из которых делают вывески мотелей, заправок и забегаловок, расположенных вдоль шоссе и автострад. Телевизоры, находящиеся внутри штатов, показывают соответствующий им видеоряд: штат Оклахома — киномюзикл «Оклахома!», штат Кентукки — знаменитые конные скачки Дерби в Кентукки, штат Аляска — зимние пейзажи и т. д.
«Я использовал термин [информационная супермагистраль] в исследовании, которое написал для Фонда Рокфеллера в 1974. Я подумал: если ты создашь магистраль, люди непременно изобретут машины. Это диалектика. Если ты создашь электронные магистрали, что-то должно произойти».
Два важных имени для био-арта — Джо Дэвис, интерес которого был направлен на микроорганизмы, и Стеларк, ставивший эксперименты на своём теле.
Джо Дэвис — художник и учёный (он сам не разделяет эти два вида деятельности) стоит у истоков био-арта. Его самый знаменитый проект Bacterial Radio («Бактериальное радио») получил «Золотую Нику» фестиваля Ars Electronica. Джо добавил кишечной палочке гены морской губки, благодаря чему бактерии стали обладать электрическими свойствами. Модифицированные бактерии потом собираются в цепь и ловят радиосигналы.
Стеларк занимался расширением возможностей человеческого тела с помощью биотехнологий. Художник создал себе «третью руку» — механический протез, двигающийся независимо от его рук и управляемый мозгом.
Самый эпатажный проект Стеларка — третье ухо. На основе данных его ДНК команда учёных вырастила третье ухо, которое потом художник поместил себе на руку. Полгода ухо приживалось, становясь единым целым с создателем, после чего превратилось в ещё один полноценный орган с собственным кровоснабжением. В 2010-м в ухо установили микрофон с блютуз, трансляция звуков «слышимых» новым органом велась в нескольких выставочных залах.
Начало компьютерного искусства связано с именем математика Фридера Наке. Его Polygon Drawings — один из ранних примеров создания визуального искусства с помощью авторской математической программы, которая на основе вероятностного подхода (у Наке — докторская степень как раз по теории вероятности) выдаёт паттерн и определяет его цвет.
Элвина Люсьера можно назвать пионером саунд-арта. В своих поисках он раскрывает потенциал звука, исследуя его физическую природу и траекторию движения, акустику пространств.
I am Sitting in A Room: «Само по себе произведение очень простое. Люсьер, находясь в комнате, записал свою речь, в которой он описывал, что он делает и почему. Затем сделанную запись он включал в этой же комнате и записывал её вновь. А затем он делал это снова, снова и снова, до тех пор пока от его слов не оставалось ничего, кроме непрерывного, протяжного гула, являющегося естественными резонансными частотами самой комнаты.
Таким образом, Люсьер, согласно голосу на записи, хотел избавиться от своего заикания, однако тема исследования пространства и звука и их влияния друг на друга будет не раз проскакивать в дальнейших работах художника.
I am Sitting in A Room произвела настоящий фурор. Многие художники и композиторы записывали свои версии этого произведения, а для некоторых она послужила вдохновением». © Artifex.ru
Группа учёных, инженеров и художников Experiments in Art and Technology (Билли Клювер, Фред Вальхауер, Роберт Раушенберг и Робер Уайтман) в своих перформансах успешно использовали новые медиатехнологии, например, систему беспроводной передачи звука, экспериментировали с оптическими эффектами и шумовой музыкой, изучали возможности тела и техники.
«Конфликт моего произведения — в невозможности увидеть событие, происходящее прямо перед тобой. Единственное решение — посмотреть на экран. Получаются две формы действия: экран света и экран тьмы», — рассказывал Раушенберг.
Больше интересного о медиаискусстве и его развитии в образовательной среде читайте в интервью с руководителем методического центра «Медиаискусство», международным куратором и исследователем новых медиа Натальей Фукс »
Фото обложки: Нам Джун Пайк «Electronic Superhighway»
from Pinterest
Правильная цифра: что такое медиа-арт и почему он важнее живописи и скульптуры
Янина Пруденко – эксперт в украинском медиаарте, куратор Открытого архива украинского медиаарта. Она рассказала Platfor.ma о том, что же это за вид искусства такой, почему в Украине о нем еще мало знают и каким образом медиаарт может побороть пропаганду.
– Как бы вы объяснили понятие new media art людям, далеким от искусства?
– Это понятие используется относительно искусства, созданного с помощью цифровых медиа. Аналоговые медиа, которые возникли до цифровой и интернет-эпохи – это пресса, радио, телевидение и т.д. А вот new media, – это уже цифровые медиа, в особенности интернет, который появляется в широком использовании в начале 1990-х.
– Медиаарт – это вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. Каким образом эти самые технологии помогают выразить идеи и смыслы? В чем преимущество медиаарта над традиционными видами искусства?
– Нужно сказать, что сейчас сосуществуют две формы искусства – это традиционная, как, например, живопись, скульптура и т.д., и искусство новых медиа, которое, как мне кажется, точнее отображает дух времени. Формы классического искусства до сих пор актуальны, мы можем их создавать и наслаждаться ими, но в полной мере отображать современность могут только новые способы, которые возникают вследствие развития науки, техники, коммуникаций, общества и культуры в общем.
Как, например, кинематограф для конца XIX – начала XX века или фотография для середины XIX века. На сегодняшний день авангардными художественными медиумами являются именно новые медиа: например, нет-арт в начале 1990-х или пост-нет-арт сегодня. Скульптура, живопись также претерпевают изменения под воздействием новых медиа и уже становятся цифровой живописью и интерактивной инсталляцией.
Видео-инсталляция, Андрей Терентьев, Харьков, 2009, «Тілосховище»
– В Украине и соседних странах медиаарт начал развиваться в 90-х годах прошлого века. С какими процессами это связано, ведь этот вид искусства появился в мире еще в 60-х?
– В мировом контексте видео арт действительно появляется в 1960-х годах – им уже тогда занимались группа «Флюксус», перформансисты и феминистки. У нас период заинтересованностью новыми медиа приходится на начало 1990-х. Мы не можем сказать, что не было художественных экспериментов на стыке технологий и искусства в советской Украине, естественно, они были, как, например, театры светомузыки в Харькове, Одессе, Ужгороде или Полтаве. Но эти художественные практики в Советском Союзе относились к маргинальной культуре. В тот период времени был единственный верный способ художественного отображения реальности – это соцреализм, целью которого являлось перевоспитание трудовых масс.
В конце 1980-х – начале 1990-х художники начинают чувствовать свободу выбора художественных стиля и формы и принимаются экспериментировать. Без сомнения, эксперименты были и в 1960-х, и в 1970-х, и в 1980-х годах – это практики нонконформизма, концептуального искусства, которые также иногда использовали новые медиа (как, например, группа «Движение»), но именно в 1990-х стало понятно, что художник может работать не только с формой, со стилем, но и с медиумом.
Художники просто получили банальную возможность использовать новые технологии, что было очень ограничено в советское время – появились заграничные видеокамеры, к примеру. И с другой стороны – это свобода творчества. Свобода от социалистического реализма соответственно давала возможность выйти за рамки классических форм искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр), ведь соцреализм был возможен только в таких формах.
Видеодокументация,«Art in Space», Львов, Игорь Подольчак, Игорь Дюрич, 1993
– Большинство украинских медиахудожников, которые начали работать в этом жанре в 90-х годах, быстро забросили свои эксперименты и вернулись к более традиционным видам искусства. Как думаете, почему это произошло?
– Это было во многом связано с тем, что обращение к новым медиа в 1990-х было довольно искусственным явлением. В то время на постсоветском пространстве появились центры современного искусства Сороса – они создавали прекрасные лаборатории, напичканные большим количеством хорошей техники, которая тогда не снилась даже прогрессивным дизайнерским бюро в Киеве. Развитие искусства новых медиа в пост-СССР было общей стратегией фонда Сороса по освоению новых территорий. В каждом из центров была директива развивать новые медиа, поскольку дикую постсоветскую медийную среду нужно было каким-то образом осваивать, создать профессиональную прослойку дизайнеров, способных делать качественную рекламу, к примеру.
Но после сворачивания программ поддержки современного украинского искусства Соросом, закрытия лаборатории Инфо Медиа Банк в начале 2000-х стало понятно, что реалии страны не соответствуют потребностям новоиспеченных украинских медиахудожников. Кто-то вернулся к традиционной живописи, кто-то, имея уже новые технические навыки, пошли работать на продакшн и пост-продакшн в кинематограф, телевидение, рекламу, фешн-фотографию, кто-то уехал, как вот akuvido (Анна Куц и Виктор Довгалюк) на Запад доучиваться в сфере новых медиа и стали нет-артистами там. Ситуация начала меняться только тогда, когда технологии стали более доступными. Сейчас в домашних условиях, на коленке, можно уже самому научиться работать с vvvv, с тач-дизайнером, с max msp и создавать сложные интерактивные инсталляции.
– Какие поджанры медиаарта наиболее распространены среди украинских художников?
– Был и остается очень популярным видео-арт, потому что он очень прост в изготовлении и потреблении. Видеокамера есть сейчас на каждом телефоне и сделать видео-арт не представляется сложным. Непросто это было в начале 90-х, когда видеокамеры передавались разве что родственниками из Америки, и на эту аппаратуру снимался, например, весь львовский перформанс, с которого и начиналась история современного искусства в городе. В Киеве, кстати, тоже была единственная «культурная» видеокамера, которая кочевала по всей Паркоммуне.
Благодаря центру Сороса в конце 1990-х в Украине начали появляться другие формы медиаискусства: интерактивная инсталляция, морфинг, generative art, первый нет-арт (проект BABY Юры Кручака и Юлии Костеревой появился в 2002 году благодаря посещению Юрой воркшопов Инфо Медиа Банка). Уже в 2010-х годах, когда технологии стали еще доступнее и дешевле, художники начали создавать все более и более сложные формы цифрового искусства, но видео-арт до сегодня, как мне кажется, остается самым популярным – как, впрочем, и во всем мире.
Видео арт, «Весільні пісні Херсонщини», Тотем, 2009, Херсон
– При этом во многих странах, к примеру, в соседней России, медиаарт развивается быстрее и стабильнее: уже больше 17 лет там функционирует Центр культуры и искусства Media Art Lab, проводятся различные тренинги и семинары, с 2008-го проходит аудиовизуальный фестиваль Plums Fest, а с 2012 – Ночь новых медиа. Не следует ли из этого, что этот вид искусства просто не прижился в украинской ментальности и не имеет перспектив стать у нас более массовым?
– Он не прижился, потому что тут нет капитала, который бы вкладывали в эту форму искусства. Медиаарт сложен как в создании, так и в экспонировании. Это не картина, которую повесили на гвоздь, а она висит и есть не просит. Медиа арт – сложные технологии, которые каждый день надо подстраивать. Выставку постоянно должны обслуживать техники. Если мы говорим о России, то это нефтяные деньги, которые дают возможность развиваться российскому медиаарту и всему современному искусству вообще. Ситуация, которую мы имеем в Украине, в первую очередь связана с тем, что тут нет капитализма и нет социальных форм поддержки искусства, как в Европе, например. То есть тут есть капитализм, конечно же, но в слишком извращенной форме.
– Вы – одна из основательниц Открытого архива украинского медиаарта. Как вы оцениваете обратную связь проекта с начинающими художниками и просто ценителями жанра?
– Наш архив открытый, это значит, что мы с коллегами постоянно мониторим то, что создается художниками и по возможности пополняем базу. Кроме того, Дзига Медиа Лэб, которая является зонтичной по отношению к архиву, занимается, в том числе, и образовательной деятельностью. Для нас это очень важный стратегический пункт, потому что в государственных образовательных учреждениях, классических академиях искусств, колледжах искусств, как мы понимаем, новые медиа появятся еще очень нескоро. Так что этим надо заниматься независимо от государства, если оно не может на данный момент заполнить эту образовательную нишу и четко артикулированные потребности молодых художников.
– Назовите самые потенциально успешные украинские проекты по популяризации и исследованию медиа арта.
– Кроме Дзиґа Медиа Лэб и Открытого архива украинского медиаисскуства это Центр городских исследований во Львове. Там работают Богдан Шумилович, Андрей Линик – теоретики, кураторы медиаискусства, в том числе и украинского. В Одессе в МСИО также был собран и оцифрован архив всего медиаарта, который создавался в ЦСМ Сорос Одесса. Херсонский «Тотем», который занимается архивацией своего искусства, постоянно передает нам в архив новые работы. По сути, в каждом регионе есть люди, которые ведут свою исследовательскую деятельность.
– А какой регион в этом плане самый активный?
– Я думаю, это Львов. В этом городе много медиаарта создается и сейчас, и очень насыщенной была его история в 1990-х годах. Там есть Богдан Шумилович, который активно исследует львовское искусство и популяризирует его историю в своих многочисленных статьях, лекциях, презентациях. А Харьков, например, во многом для нас terra incognita, потому что там просто отсутствует исследователь, который бы занимался местным медиаартом – архивировал, музеифицировал, экспонировал его.
– Вы были куратором первой и второй Новой художественной школы, студенты которой обучались у экспертов из разных стран мира. Судя по вашим наблюдениям и впечатлениям иностранных гостей, есть ли у молодых украинских медиахудожников потенциал конкурировать на международном рынке?
– Я вообще очень критически отношусь к мировому арт-рынку, так как это очень капитализированная история, где человеку важно в первую очередь быть хорошим менеджером самого себя. Тут вопрос в том, что вы хотите сделать – подорвать эту систему арт-рынка или в нее влиться? Безусловно, в Украине есть художники, которые могут очень эффективно делать как одно, так и второе.
Интерактивная инсталляция, «Без названия», Александр Верещак, Маргарита Зинець, Киев, 2005 г.
– Чему украинские медиахудожники могут научиться у их иностранных коллег и чему научить?
– Если мы говорим о технической стороне образовательного вопроса, то сейчас все очень просто. Всему можно научиться онлайн – есть множество программ разного характера и цифровое искусство можно осилить, сидя дома. Если мы говорим о концептуальных вещах, что тоже очень важно, ведь медиахудожник – это не только тот, который получил уровень ремесленника, но и тот, кто будет использовать технологии с умом, то научить – вряд ли, а вот показать…
Несколько последних лет я делаю выставочные кураторские проекты, которые поднимают тему революции, войны на Востоке Украины, конфликта с Россией. В этих проектах принимают участие как украинские, так и российские художники, и мне кажется, что они очень важны. За последние два года было четыре таких проекта – во Вроцлаве, Люблине, Львове и Волькесдорфе под Веной. Безусловно, эти инициативы привлекают внимание иностранцев. Мы пытаемся говорить о конфликте между нашими странами вне пропаганды, в том числе и в формате круглых столов, на которых, скажем, австриец может задать любой вопрос и прояснить для себя, что же происходит на самом деле и почему Украина не Россия.
Media Art: как искусство совершает прорыв в науке c помощью технологий
Медиаискусство — это contemporary art эпохи интернета. Оно включает широчайший спектр форматов и технологий: цифровое искусство, компьютерную графику и анимацию, световые шоу, иммерсивные инсталляции, видеоигры, роботов c искусственным интеллектом. Для этого вида творчества трудно подобрать узкое определение: 30 лет назад под медиаартом подразумевали прежде всего видео- и телепродукцию, сегодня — объекты, созданные с помощью компьютерных программ, а завтра, когда технологии неизбежно шагнут вперед, опять возникнет что-то невиданное и оригинальное, возможно, связанное с генной инженерией или экосистемами. New media art находится в междисциплинарном пространстве и легко соединяет все возможные формы экспрессии, звук и свет, кино и театр, архитектуру и телевидение, науку и религию. В 2003 году Массачусетский технологический институт (MIT), кузница футуристических идей и кадров, издал книгу австрийского искусствоведа Оливера Грау «Виртуальное искусство: от иллюзии до погружения».
«Новые медиа создают виртуальную реальность, которая захватывает нас с головой. Мы понимаем, что все понарошку, но сила нового искусства такова, что всеми чувствами мы оказываемся втянутыми в вымышленный мир, которому на самом деле не принадлежим. Самый яркий пример — компьютерные игры. Новое искусство обладает огромной манипулятивной силой, которая может быть использована как во благо (например, для обучения), так и во зло (например, для насаждения тоталитаризма)». В новых медиа нет жесткой границы между художником и зрителем. Новые искусства интерактивны. Часто произведение окончательно создается, именно когда внутрь него, например внутрь инсталляции, попадает зритель, реакция которого очень важна. Еще они эфемерны. Непонятно, как их превратить в товар. Они нематериальная ценность, на них трудно установить цену, к ним неприложимо понятие «уникальный объект». Они существуют в формате документации — фото, видео, тексты, программы. Их можно тиражировать, воспроизводить в разных пространствах. Искусствовед Оливер Грау сравнивает архивацию нового искусства с расшифровкой генома человека. Он уверен, что критический объем информации приведет к качественным прорывам в науке.
Brief History
История new media art коротка и насчитывает примерно 30 лет, столько же, сколько и компьютерная эпоха. Если смотреть ретроспективно в глубь веков, мы, конечно, можем обозначить некоторые предшествующие явления. В 1958-м немецкий художник Вольф Фостель впервые включил телевизоры в свои монументальные скульптуры, правда, использовал он их, как Марсель Дюшан свой редимейд-писсуар, с переосмыслением и уничтожением первоначальной функции объекта. Фостель был одним из основателей группы Fluxus, международного течения рубежа 1950–1960-х, прямого предшественника новых медиа. Тогда художники провозгласили, что нет границ между видами и жанрами искусств, что арт интернационален, основан на игре и эксперименте, что искусством может стать все. И что настоящие художники всегда находятся в оппозиции рынку и власти. В группу Fluxus входил пионер видеоарта Нам Джун Пайк. Его инсталляция Electronic Superhighway (1995) выставлена сегодня в Смитсоновском музее американского искусства. Она представляет собой гигантскую карту США, выложенную из работающих вразнобой телевизоров. Ее считают символом той власти, которую имело телевидение до изобретения персональных компьютеров.
В 1980-е английский художник Рой Эскотт для своих арт-проектов начал объединять людей на разных континентах с помощью электронной связи. Новое искусство он назвал телематическим. Самый известный проект Эскотта — акция La Plissure du Texte (1983), когда 11 команд художников в разных точках планеты сообща сочиняли сказку. Интернета еще не было. В нашу эпоху бесплатных звонков по WhatsApp трудно оценить силу новаторства, но для своего времени такой интерактивный поход был революционным. Но 90% медиаарта 1980–1990-х годов бесследно исчезло вместе с устаревшими носителями информации, кассетами VHS и дискетами. С наступлением нового века, распространением компьютеров и появлением цифровой экономики поток нового искусства начал расти по экспоненте.
Как это работает
New media art функционирует иначе, чем традиционное искусство. Практически всегда это командная работа, гении-одиночки существуют, но сила — в кооперации. На воплощение высокотехнологичных идей нужны деньги: в Европе художников поддерживают государственные организации, в США — частные фонды. Традиционное искусство выставляется на ярмарках, новые медиа — на фестивалях. Судя по данным Archive of Digital Arts, в мире более 600 фестивалей, так или иначе связанных с новыми медиа. Один из самых авторитетных, Ars Electronica, проходит в австрийском городе Линце ежегодно в начале сентября. (Сам центр Ars Electronica существует уже 40 лет: в 1979-м его создали специально, чтобы наблюдать и анализировать цифровую революцию в мире.)
В 2018-м на фестиваль приехали 1357 участников из 54 стран. За пять дней работы 12 выставочных площадок посетило более 100 000 человек. В Линце награждают лучших: вместе с призом Golden Nica победителям вручают чек на €10 000. С каждым годом увеличивается количество номинаций: «Компьютерная анимация», «Искусственный интеллект и Life Art», «Цифровая музыка и звуковое искусство», «U19 — Создай свой мир» (для участников моложе 19 лет), «Пионеры медиаарта», «Цифровые сообщества». Что касается постфестивальной судьбы электронных произведений, то она складывается по-разному, не всегда успешно. До самого недавнего времени музеи практически не приобретали это искусство: было непонятно, как его хранить, на чем ставить инвентарный номер. Ситуация меняется, но медленно. Выставка Digital Revolution прошла в Лондоне в Barbican Center только в 2014 году, практически вчера.
О чем речь
Чтобы понять, чем собственно заняты новые медиа, можно посмотреть список победителей Ars Electronica 2018 года. Проект BitSoil Popup Tax & Hack Campaign (разработчики — дуэт LarbitsSisters из Брюсселя) предлагает альтернативную систему перераспределения прибыли от цифровой экономики с помощью биткоина. В настоящее время богатство этой экономики в несправедливых пропорциях аккумулируют высокотехнологичные компании типа Google, Amazon или Facebook. Но вступив в международное сообщество BitREPUBLIC, можно отвоевать часть денег для себя с помощью некоторых технологий. Проект Tropics художника Матильды Лавен — результат ее исследований мексиканской фермы, основанной в XIX веке французскими крестьянами-переселенцами. С одной стороны, Мексика для европейцев была воплощением рая, где, следуя евангельским заветам, они могли усовершенствовать себя и общество. С другой — им пришлось существовать вместе с мощной доколумбовой культурой, подавляя ее и сложным образом в нее врастая. Как эти археологические пласты разных обществ и культур перемешаны, художник показала в сложно сделанном видео. Работа собрала целый букет международных призов. В номинации «Цифровые сообщества» Golden Nica досталась хорошо известной в России компании Bellingcat за серию расследований: гибели в 2014 году над Восточной Украиной авиарейса MN17, ситуации в Сирии и Йемене, финансовых операций в Великобритании. В номинации, поощряющей молодежь до 19 лет, наградили пятерых школьников из Вены (The Team Five Hours of Sleep) за компьютерную игру «Рычаги и кнопки».
Отметили созданного японцами робота Alter: его нейронная сеть имеет тысячу клеток, и движения робота соотносятся с тем, что он видит, слышит и ощущает. В наградных листах перечисляются не только авторы проекта, но и компании, давшие деньги на их воплощение.
Большой бизнес
Как продавать?
Ключевой вопрос: будет ли электронное искусство продаваться на аукционах, станет ли надежной инвестицией, как ювелирные украшения или живопись старых мастеров?
Первые торги медиаарта провел в 2013-м аукционный дом Phillips. Несмотря на успех — работа Таубы Ауэрбах «Без названия (Сложить)» (фото листа бумаги) ушла за £386 500, — продолжения не последовало. Хотя в следующие годы Phillips спонсировал медиавыставки и оказывал поддержку некоммерческим институциям типа нью-йоркского центра цифровых технологий Eyebeam или арт-платформы Rhizome.
В России
Итак, нас ожидает захватывающее будущее. Никогда еще перспективы искусства не были такими интригующими. Художественный руководитель Ars Electronica Герфрид Штокер считает, что «нет современного искусства вне медиаарта». Если учесть, что государственные музеи мира сейчас активно ведут оцифровку традиционного искусства, вполне вероятно, что лет через десять все мировое искусство мы будет наблюдать в электронном виде.