Что такое медиакоммуникации простыми словами
Топ-10 перспективных специальностей в российских вузах
Вот что рассказал «РГ» Александр Куприянов, руководитель образовательной программы «медиакоммуникации» ВШЭ:
Где есть? В ВШЭ, МГУ, УрФУ, Тюменском, Алтайском и других госуниверситетах.
Где есть? В УрФУ, в МГЮА им Кутафина, например.
4. «Кадастр недвижимости: оценка и информационное обеспечение».
Обучение идет на русском и английском языках.
Где есть? В СпбГУ. Но обычные программы «кадастр недвижимости» предлагают и другие вузы.
Обучение идет на русском и английском языках.
Где есть? В СПбГУ (бакалавриат), но есть вузы, где предлагается магистерская программа.
6. «Организация информационного производства» ( магистратура). Кого готовит программа? Управленцев сфере СМИ, которые знают современный медийный рынок.
Где есть? В Томском госуниверситете. Есть похожие специальности в МИРЭА, МФТИ, Санкт-Петербургском политехническом университете им. Петра Великого и других вузах.
8. «Мехатроника и робототехника». Где будем потом работать? Например, на предприятиях, которые заинтересованы в автоматизации производства. Это и оборонная отрасль, и космос, и предприятия по производству электроники, бытовой техники, автомобилей…
Где есть? Томский госуниверситет, УрФУ, Новосибирский госуниверситет, Севастопольский госуниверситет, ДВФУ и другие вузы.
9. «Международные отношения в Арктике», «Политические и социальные коммуникации в пространстве Российской Арктики». Названия профилей говорят сами за себя, плюсом идет изучение второго иностранного языка, например, шведского или норвежского.
Где есть? Северный (Арктический) Федеральный университет
Где есть? В Петрозаводском госуниверситете, Северо-Кавказском Федеральном госуниверситете.
Специальность «Медиакоммуникации» (бакалавриат)
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Современное медиапространство – это отдельный мир, который плотно пересекается с реальной жизнью, так что порой между ними невозможно определить границы. Он не стоит на месте, постоянно развиваясь, поэтому очень востребованной будет специальность 42.03.05 «Медиакоммуникации». Пока что не все выпускники школ умеют оценить ее преимущества, поскольку не совсем понимают, что она собой представляет. Тем более, что это направление является сравнительно молодым и новым.
Его отличительная черта в объединении границ характеристик многих параллельных дисциплин. А это означает, что есть возможность принимать активное участие в формировании современного медиа. При этом важно видеть в нем не просто форму либо средство для коммуникации, а послание. В таком случае есть шанс стать востребованным специалистом, который сможет «перевернуть мир», опираясь на месседж.
Условия поступления
Главная задача такого направления – вырастить специалиста широкого профиля, который будет умело работать над формированием медиапространства. Несмотря на то, что ему нужно будет использовать в работе последние технические достижения человечества, основой труда являются гуманитарные дисциплины и знание социума. Это влияет на выбор вузов Москвы, какие предметы они предлагают сдавать поступающим:
Будущая профессия
Перед таким специалистом с дипломом бакалавра могут ставить разного плана задачи, поскольку он получит широкую базу знаний, подкрепленную практическим опытом. Выпускник курса будет хорошо знаком с современными медиа с тем, чтобы он смог приложить собственные силы для их преображения. Выражается вклад в общую работу по-разному: начиная от написания материалов, которые будут запускаться в информационное пространство, заканчивая чисто техническими задачами.
Куда поступать
Закончить бакалавриат будущие гении медиа смогут пока что в одном российском вузе:
Срок обучения
Полностью освоение программы для будущего бакалавра, закончившего одиннадцать классов школы, длится четыре года при выборе очного отделения. Поступая на заочное либо вечернее, студенту предстоит учиться на год дольше.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Такой специалист сложится как настоящий профессионал своего дела, когда изучит следующие предметы:
Приобретаемые навыки
Специалист, который освоит такую специальность, будет умело выполнять многочисленные важные задачи:
Перспективы трудоустройства по профессии
Эта молодая специальность открывает большие возможности перед выпускниками. Им не придется раздумывать над вопросом, кем и где можно работать.
Подобные профессионалы востребованы во всех видах СМИ, начиная от прессы и заканчивая интернет-изданиями. Они смогут найти себя в издательствах, устроиться в пресс-службе, продюсерском центре, рекламном агентстве и компаниях, которые занимаются пиаром. Еще одно направление для самореализации – это компьютерный мир, где можно выпускать игры, работать над их продвижением.
Должности для выпускника бакалавриата:
Для бывшего студента этого нового направления сложно назвать границы доходов, так как они бывают принципиально разными.
Минимум, на который можно точно рассчитывать – это 30 тысяч в отечественной валюте. Но достоинство такой специальности заключается в том, что здесь можно развиваться в разных сферах, существенно увеличивая собственные прибыли.
Преимущества обучения в магистратуре
Если выпускник решит освоить магистерскую программу, это будет правильным и взвешенным выбором. Продолжая обучение, он не только углубит знания, но и приобретет практический опыт, который вдвойне важен в последующем трудоустройстве.
Поскольку курс предполагает изучение иностранного языка, для студента есть шансы найти себя не только в отечественном, но и международном медиапространстве. А это означает как существенный личностный и профессиональный рост, так и увеличение заработной платы.
Медиакоммуникации – дорога в высокотехнологичное медиабудущее?
— Владимир Васильевич, расскажите, что такое «Медиакоммуникации» и чем это направление отличается от трёх других, существующих на факультете?
— Область профессиональной деятельности выпускников, осваивающих программу бакалавриата «Медиакоммуникации», намного шире. Она включает как традиционные медиа, так и культурную индустрию (студии звукозаписи, продюсерские агентства в сфере кино, шоу-бизнеса, телевидения, производящие аудиовизуальный контент компании); индустрию интерактивного контента (мультимедийные студии, интернет-порталы, базы данных видео и аудиоконтента, фирмы по производству компьютерных игр, анимации и программных продуктов, мобильных приложений); книгоиздательский бизнес; смежные информационно-коммуникативные сферы (рекламные, коммуникационные агентства, агентства по связям с общественностью, агентства социального маркетинга).
— Кого же руководимый вами факультет будет готовить в рамках данного направления?
— Это контент-менеджеры и контент-редакторы, копирайтеры, интернет-маркетологи, арт-директора и креативные директора, редакторы интернет-сайтов, организаторы интернет-сообществ, дизайнеры интерфейсов, специалисты в области коммуникационного дизайна и коммуникационного аудита. Специалисты такого рода должны знать и уметь многое: создавать, редактировать и адаптировать контент под ожидания аудитории и возможности платформы. Также разрабатывать концепции и содержание различных медиаресурсов, поддерживать их работу, обновлять и редактировать контент; режиссировать презентации, публичные выступления, акции в мультимедийной среде; обеспечивать взаимодействие с аудиторией медиаресурса, решать профессиональные задачи в соцсетях и т.д.
— На журфаке сформирована определенная техническая база, будет ли она совершенствоваться в связи с открытием нового направления? Ведь, судя по вашим словам, это направление высокотехнологичное и требует серьёзного оснащения.
— Конечно, будет – хватило бы средств… Мы ежегодно совершенствуем свою техническую базу, учитывая запросы времени, хотя и сегодня располагаем такой инфраструктурой, которой можно позавидовать: специализированные компьютерные классы, интернет-центр, фото- и типографическая лаборатории, радио- и телестудии, мультимедийный класс. Наши аудитории оборудованы аудио- и визуальными средствами для организации и проведения лекционных и семинарских, практических и лабораторных занятий. Компьютерная техника и пакеты современных программ позволяют обрабатывать различные виды иллюстраций, верстать печатные и цифровые материалы (газеты, журналы, брошюры, афиши, цифровые книги), заниматься аудио- и видеомонтажом, готовить видеографику, анимацию и различные эффекты для видеоматериалов.
— Абитуриентам с какими интересами будет комфортно учиться на этом направлении?
— Ребятам, которым интересна информация – словесная, визуальная, аудиовизуальная, которые нацелены на творчество, на создание чего-либо оригинального в медиасфере.
— Какие экзамены нужно будет сдавать при поступлении на это новое направление?
— У поступающих на бакалавриат это «Русский язык», «Литература», «Обществознание» (зачисление будет производиться по результатам ЕГЭ); у поступающих в магистратуру – «Основы медиакоммуникаций».
— Будут ли бюджетные места и какова стоимость обучения на коммерции?
— Бюджетных мест нет, ведь это новое направление. Стоимость же, скорее всего, будет такой же, как на направлениях «Журналистика», «Телевидение», «Реклама и связи с общественностью», – 106 900 руб.
— Будет ли набираться дополнительно преподавательский состав для работы по новому направлению?
— Как говорится, война план покажет… Пока мы обходимся собственными кадрами.
— Расскажите, как будет организована практика на «Медиакоммуникациях»?
— Практика будет проходить по установленным правилам и на основе договоров с предприятиями медиаотрасли – редакциями СМИ и книгоиздательствами, рекламными и PR-агентствами, мультимедийными студиями и интернет-порталами.
— А как будут обстоять дела по данному направлению в магистратуре?
— Магистерская образовательная программа на новом направлении называется «Массмедиа и контент-маркетинг». Она включает набор базовых дисциплин («Компьютерные технологии в сфере медиакоммуникаций», «Медиаэкономика», «Современный медиатекст», «Современные медиасистемы» и др.) и большое количество спецдисциплин («Разработка медиапродукта», «Современные конвергентные медиа», «Сторителлинг в медиакоммуникациях», «Бренд-менеджмент» и др.). Обучение нацелено на выработку таких качеств, как способность к абстрактному мышлению, синтезу и анализу; способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. Все это должно позволить выпускникам успешно трудоустраиваться в творческих и управленческих структурах медиаорганизаций, на интернет-порталах, в рекламных агентствах, в сфере культурных индустрий, в научных и образовательных организациях.
Медиакоммуникации как базовая составляющая социосистем
Сегодняшний журналист — это «подносчик снарядов», стреляет он туда, куда его направляет редакционная политика или собственники изданий.
Сегодня мы пересматриваем некоторые существенные положения классических теорий прошлого. К примеру, если Маклюэн говорил о «глобальной деревне», то сегодня понятно, что эта глобальность строится CNN или BBC, и жители США или Британии могут ее ощущать, но поскольку Украина не имеет своих корреспондентов не только в Зимбабве, но и в Австрии, то у нее нет своей глобальности, ее глобальность строится тоже CNN или BBC, исходя из модели мира тех стран.
Журналистика также меняет свою суть, когда становится медиакоммуникациями. Журналист прошлого был, условно говоря, фигурой со своим собственным узнаваемым лицом. Когда на днях умер Василий Песков, читатели советского времени сразу вспомнили и его, и его тексты. Сегодняшний журналист является скорее «подносчиком снарядов», а стреляет он туда, куда его направляет редакционная политика или собственники изданий.
Медиакоммуникации ускоряют трансформацию обществ и людей, облегчая прохождение тех или иных идей, например, осуществляя тем самым передачу опыта. Медиакоммуникации формируют единство социосистем, что позволяет им действовать как единый организм в ситуации кризиса или атаки на социосистему. Но для этого они должны иметь свой контент, а не являеться ретранслятором чужого.
В результате создается как отдельная данность такой феномен, как массовое сознание. Оно не является суммой индивидуальных сознаний, а явлением другого, более высокого порядка. Это видно хотя бы потому, что массовое сознание может диктовать индивидуальному определенные типы мнений и поведения.
Медиакоммуникации форматируют массовое сознание, поскольку распространяют факты и интерпретации под одним углом зрения. Как следствие, будет расти число людей, которые будут «исповедывать» эту точку зрения. Тоталитарные государства монопольно удерживают одну точку зрения и блокируют другие. Демократические государства дают возможность существования других точек зрения. Но часто и такая политическая возможность может не реализовываться на равных, поскольку она не подкреплена экономически. В результате появляется доминирующая точка зрения и ряд маргинальных. Они есть, но их надо найти, в то же время доминирующая будет представлена многократно, доступ к ней облегчен.
Медиакоммуникации, структурируя в едином направлении массовое сознание, создают в результате и массовое поведение. И это норма любой социосистемы, которая «выравнивает» своих членов по идеологической, религиозной, экономической линии. Тоталитарные государства только доводят это «выравнивание» до логического предела, применяя для этого даже физические методы воздействия. Но в принципе «массовое думание», если воспользоваться таким термином, присуще всем социосистемам: от тоталитарных до самых демократических.
Медиакоммуникации стоят в этом плане в том же ряду, что религия, идеология, литература, искусство, образование. Все они несут не только факты, но и интерпретации. В какой-то мере это управление эмоциями по поводу тех или иных фактов. Единство эмоций и формирует нужный тип идентичности.
Причины гибели СССР видят не только в идеологическом или военном противостоянии (см., например, тут), но и в чисто экономической борьбе за рынки. Сегодня экономика стала единой, что расширило рынки сбыта для победившей стороны. В результате выстроилась не только единая идеологическая система, но и единая экономическая во главе с либеральным капитализмом.
Медиа всегда будут ориентированы на удержание ценностей данной социосистемы. Когда западные медиа подчеркивают роль журналистов как «псов демократии», это всё равно удержание задекларированных ценностей, ведь «псы» борются с отклонениями от системы. Медиа ориентированы на изменение системы только в случае революций, чего не знает современный Запад, но через что прошли мы и в период перестройки, и в период цветных революций. Кстати, как и бархатные, цветные революции, по сути, являются медиареволюциями. Они оперируют медиаобъектами, которых даже может не быть в действительности. Но население вдруг начинает получать информацию о них, реагируя в результате на смену режима, поскольку он подается как нарушитель, например, принципа справедливости. Однако следующий режим, по сути, ничем от него не отличается, поскольку меняется только его вербальная оболочка.
Медиакоммуникации строятся на преодолении пространства (проблема транспортировки содержания) и времени (культурный канон, который передается следующим поколениям). По сути, это физическое и виртуальное пространство. Конкретное содержание, которое всё это выражает, практически тут не фигурирует. Есть требование к структурам-нарративам, которые и наполняются содержанием.
Сегодня симбиоз со зрителем-читателем достигнут за счет понижения интеллектуального уровня контента. В советское время этот симбиоз достигался обязательностью контента. Это могло быть не только в результате авторитарного приказа, а и по причине того, что правильный контент получал большее распространение, в то время как неправильный вообще мог не тиражироваться, его запрещала цензура.
Г. Иннис считал, что государство тяготеет к связыванию пространства, а церковь — к связыванию времени (Innis H. Empire and communications. — Toronto, 2007). Продолжая эту идею, можно увидеть, что книги работают на время, а газеты — на пространство, поскольку вчерашняя газета уже никому не нужна, чего нельзя сказать про книгу.
Где в этом плане мы можем разместить интернет? Получается, что он ближе к газете, а не к книге, поскольку книга, является более долговременным продуктом. Это стратегическая, а не тактическая информация.
Дж. Аркилла различал еще передачу содержания и базисность для структуры того или иного содержания (Arquilla J., Ronfeldt D. Looking ahead: preparing for information-age conflict // In Athena’s camp. Ed. By J. Arquilla, D. Ronfeldt. — Santa Monica, 1997). Именно на аспекте передачи выстроена вся теория коммуникации. Базовость содержания ведет к тому, что его смена должна менять всю структуру. Примером может служить перестройка, когда менялся содержательный базис, а в результате была получена иная структура. Получается, что и прикладные задачи (реклама и пиар как пример) работают на смену модели мира, только отдельных ее фрагментов. Даже просто повтор информации тактического уровня ведет к изменению трансформации стратегического уровня, поскольку человек через некоторое время теряет знание источника информации. Таким образом реклама и пиар могут превращать информацию в знания, пользуясь чисто физическим инструментарием повторения.
Медиакоммуникации создают синхронизацию аудитории, массового сознания, страны. Мы слушаем одни новости, читаем одни книги, смотрим одни фильмы. Тоталитарные государства делали это в еще большей степени, поскольку они тиражировали ограниченный список новостей, книг, фильмов и жестко боролись с распространением конкурентных. Их борьба шла уже не на информационном или виртуальном уровне, а на уровне физическом, когда цензура изымала или уничтожала книги, а в лагеря сажали носителей иных смыслов.
Медиакоммуникации заменили журналистику, превратив ее в более «техническую», чем «творческую» профессию. Возможно, это связано с тем, что в информационных потоках постепенно исчезла новизна смыслов. Поток есть, а смыслов, по сути, нет.
© Почепцов Г.Г., 2013 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора
Медиакоммуникация в 21 веке
Вы будете перенаправлены на Автор24
Медиакоммуникация – это процесс создания и распространения информации в групповом, индивидуальном, массовом формате по различным каналам посредством различных коммуникативных средств (аудиальных, визуальных, вербальных, невербальных).
Способы дистрибуции контента в современной журналистике
Коммерческая схема распространения информации в 20 веке была достаточно простой. Газета печаталась в определенное время, затем тираж развозился по точкам продажи или доставлялся подписчикам. Теле- и радиопрограммы выходили в эфир в определенное время. В 21 веке картина стала сложнее. Сейчас каждый может стать издателем, и каждый в определенной степени журналист, и в производстве информации это становится решающим фактором. Как бы ни осуществлялся процесс производства информации (сбор информации, создание, редактирование, публикация и распространение текста), границы между его стадиями оказываются размытыми.
Журналисты в режиме онлайн могут в одиночку собирать, обрабатывать, публиковать информацию. И в связи с этим возникают две проблемы:
Для СМИ 21 века важно четкое определение каналов распространения контента. Необходимо проследить, какое влияние они оказывают на другие звенья цепочки – издательство и журналистику.
Обычная газета не является единственным форматом медиа, распространяемого путем прямого забора потребителем. Эквивалентом является версия этой же газеты в электронном формате PDF. Ряд изданий продвинулись еще дальше и стали делать не просто копии, а такие файлы PDF, которые при открытии подгружают обновленные данные. Другие издания стали делать тематические, специализированные выпуски и внедрять в них мультимедиа.
Готовые работы на аналогичную тему
PDF-газета компактна, и при этом постоянно обновляет содержимое. Но данный формат в большинстве случаев не использует других преимуществ, поэтому им пользуется не так много людей.
В интернете распространяется не весь выпуск газеты, а каждая статья отдельно. Каждый линк внутри статьи на другие статьи является частью дистрибуции. Это одно из правил журналиста, работающего онлайн – давать читателю ссылки на материалы по рассматриваемой теме, как на свои, так и на чужие.
Важное значение для успеха дистрибуции имеют точки скопления целевой аудитории. Здесь полезной остается e-mail рассылка, так как электронной почтой пользуются практически все. Но важно учитывать, что чем специфичнее тема, тем лучше. Для рассылки на мобильные телефоны это требование еще жестче, в противном случае пользователи отпишутся.
Схожи с мобильными и e-mail рассылками RSS-каналы. Однако они не могут стать заменой электронной почте. RSS-каналы – это отличная технология со своими способами потребления и своими пользователями. Чем больше таких каналов предложит журналист, тем лучше. Каждая рубрика должна иметь свой канал.
Каждый современный журналист должен иметь свой канал, не говоря уже о блогах, колонках, подкастах.
Особенности современной медиакоммуникации
Медиакоммуникация – это сложное, неоднородное явление, которое характеризуется:
Мировая индустрия СМИ в целом находится в ситуации кризиса корпоративной идентичности, которая в развитых странах обусловлена развитием конвергентного медиапространства.
Существенной проблемой преодоления кризиса в современной медиаиндустрии является то, что новейшие реалии медиадискурса не получили научно-теоретического обоснования. Только начинают появляться учебники по интернет-СМИ и интернет-журналистике, медиаэкономике. Но все эти работы пока носят прагматическую направленность, системное комплексное видение еще не предложено.
Для большинства современных медиакоммуникационных процессов базовой является интернет-коммуникация. Именно Интернет оказывается «точкой входа», основой коммуникационных продуктов носителей массовой информации и всех медиа:
Это обусловливает возникновение новых параметров коммуникации, которую называют конвергентной. Кроме того, это создает предпосылки для формирования универсального подхода к профессиональной деятельности в разных сферах.
Интернет является каналом, средой и средством коммуникации, и это является его принципиальным отличием от других медиа. Его характеристики тоже можно назвать уникальными:
Интернет-коммуникация масштабируема, в онлайновом режиме возможен ее взрывной рост. Особое доверие к такой коммуникации возникает за счет коммутативной открытости Сети, эффекта присутствия. А информационная и эмоциональная насыщенность обеспечивается гиперактивными возможностями и комплексной мультимедийной фиксацией сообщений.