Что такое медиатека в школе
Школьная медиатека
Медиатека – это основное звено в построении единого информационного пространства, что является концепцией информатизации образования для нашей школы. Сбор информации, накопление знаний, обмен и использование их – эти направления деятельности упрощают и обогащают учебно-воспитательный и социальный процесс школы. Главным критерием оценки качества обучения в наше время должно быть не количество приобретенных знаний, а умение самих учащихся добывать нужные ему знания. Эти широчайшие возможности и сможет предоставить школьная медиатека.
Медиатека, являясь частью единого информационного образовательного пространства, представляется инструментом, способным внести конструктивные изменения в школьное образование. Ее программа предназначена для совершенствования процесса преподавания и обучения школы.
Медиатека в школе может быть частью библиотеки. Библиотека-медиатека собирает и каталогизирует материалы на всех видах носителей, обеспечивает возможность пользователям для индивидуальной работы и максимально возможный доступ к информации.
Медиатека должна иметь значительно более широкие функции, чем просто обеспечение информацией учебного процесса. Информация на небумажных носителях важна тем, что она дает возможность применения иных технологий в обучении, кроме традиционной – получение в готовом виде, усвоение и воспроизведение знаний и связанных с ними умений и навыков. Небумажные носители информации дают возможность учителю сделать обучение активным процессом добывания и формирования знаний самим учеником, ввести в значительно большей степени проектное обучение, обучающие игры и конструктивные задания по любому предмету с помощью компьютерных технологий. В связи с этим особо возрастает роль школьной библиотеки-медиатеки как ее части в обучении детей работе с информацией.
создание и развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;
Перечень мероприятий
на начальном этапе создания медиатеки
Автор: Руководитель ЦИО
ГОУ СОШ №292 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Винцкевич Вера Викторовна
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Предметная медиатека — «Школьный образовательный ресурс» как базовая структура школьного информационного пространства
В настоящее время большое внимание уделяется процессу информатизации школы. А это значит, что у участников образовательного процесса должна появиться осознанная мотивация использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией.
Здоровье участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) – основное направление экспериментальной деятельности нашего педагогического коллектива.
Сегодня ИКТ прочно вошел в образовательный процесс. Учителя и школьники грамотно используют ИКТ ресурсы в учебной и профессиональной деятельности.
Помимо учебной деятельности информационная среда школы используется для внеклассной работы.
Все общешкольные мероприятия проходят с компьютерной поддержкой разработанной учащимися и учителями школы.
Расширился спектр использования ИКТ в административной деятельности школы. http://schu1413.svao.mskobr.ru/index.php
Наша школа постоянный участник и организатор научно-практических семинаров и конференций различного уровня по результатам своей инновационной деятельности. http://ikt14132007.narod.ru/schwed/index.htm
Желание повысить качество обучения неизбежно приводит к поиску новых форм преподавания с использованием компьютерных технологий. При подготовке к уроку учителю часто приходится решать проблемы преобразования информации в форму, доступную для понимания учащимися, уметь грамотно пользоваться ресурсами сети Интернет. Все это требует от учителя не только высокой квалификации и информационно-коммуникационной компетентности, но и осознания потребности постоянно самообучаться.
В процессе преподавания учителями новаторами разрабатывается система мер по мотивации учащихся, по методике формирования общих и специальных предметных навыков, создаются оптимальные условия для формирования интеллектуальной деятельности детей и обеспечения высокой результативности обучения.
Для реализации программ предметных курсов широко используются технологии проектов, которые целенаправленно побуждают учащихся на эмоциональную и интеллектуальную деятельность.
Учителя предметники прошли обучение на курсах повышения квалификации по базовому модулю «ИКТ в преподавании учебных предметов», “Здоровьесберегающее содержание образовательных технологий”.
Многие учителя предметники готовы профессионально использовать АРМ учителя предметника в учебном процессе.
Все чаще проходят уроки с компьютерной поддержкой с применением технологии здоровьесбережения по школьным предметам.
Педагогический коллектив готов транслировать свой опыт по повышению компетенции участников образовательного процесса в решении вопросов здоровьесбережения. Наша электронная “Методическая мастерская” постоянно пополняется. http://nachsch1413.narod.ru/www_nach/mas.htm
Дистанционное образование гармонично встраивается в применяемые здоровьесберегающие образовательные педагогические подходы. В дистанционном режиме достаточно естественно осуществляется подача учебных материалов, контроль уровня усвоения через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированных на развитие творческих способностей обучаемых.
Разработан и обновляется сайт экспериментальной деятельности школы.
В настоящее время, несмотря на то, что Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) является единственной формой итоговой государственной аттестации для всех выпускников школ Российской Федерации, проектно-исследовательские технологии в образовательном процессе не должны утратить свою актуальность. В нашей школе накоплен и обобщен 16-ти летний опыт работы в этом направлении.
Проектно-исследовательская форма деятельности учащихся дает широкую возможность самореализации, самоопределения, социального выбора. Работа над проектом повышает мотивацию к учению. У учащегося наблюдается интерес к творчеству, развиваются организаторские способности.
В сети интернет размещаются работы учеников, пополняя русскоязычный образовательный ресурс.
Итоги проектно – исследовательской деятельности учащихся школ с 1999 года по настоящее время свыше 400 проектов (мультимедийных и Web), используемые в образовательном процессе.
Многие авторы проектов являются призерами окружных, городских конкурсов компьютерных проектов:
– Англоязычный проект: The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland
«Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии»
Web-проект учащейся 11-го класса
Михайленко Светланы
Выпуск 2002 года http://schools.keldysh.ru/school1413/eng/the_uk/index.html
– Электронное пособие по астрономии: Планеты Солнечной системы
Web-проект выпускника 2000 года
– Электронное пособие по биологии: Вирусы и их роль в жизни человека
Web-проект учащейся 11-го класса
– Электронное пособие по биологии: Эволюция сенсорных систем человека. Зрительное восприятие. Воздействие цвета на психику человека.
Web-проект учащейся 11-го класса
– Электронное пособие по литературе: Такой разный Маяковский
Web-проект учащейся 11-го класса
– Учебное пособие по математике: Интеграл
Web-проект учащейся 11-го класса
– Учебное пособие по географии: Религии мира
Web-проект учащейся 11-го класса
– Учебное пособие по химии: Спирты
Web-проект учащейся 11-го класса Балабаненко Ирины
Выпуск 2003 года http://schools.keldysh.ru/school1413/Web_him/index.htm
– Электронное пособие по физике: Электродинамика
Web-проект учащегося 11-го класса
– Электронное пособие по экономике: Проблемы безработицы
Web-проект учащейся 11-го класса
Кочеткова Ксения, Дворянкина Екатерина
– Электронное пособие по физике с элементами самоконтроля (7 – 9 класс)
2009 год (мультимедиа и Web версия)
Проекты, выполненные учениками под руководством учителей предметников и информатики, востребованы. Они используются на уроках как наглядные пособия, как задания при проведении лабораторных работ, как дидактические материалы и как обучающие и контролирующие программы.
Одной из самых популярных новаций школьного мира в последнее время являются медиатеки. За одним и тем же названием чаще всего скрываются совершенно различные, по организации и содержанию, заведения. В одной школе это просто библиотека, оснащенная компьютерами, где детям позволяют создавать свои рефераты. В другой – класс с проектором, где отдельные энтузиасты проводят отдельные уроки. В третьей – хранилище компакт-дисков образовательного назначения.
В нашей школе медиатека “Школьный образовательный ресурс” разрабатывается на базе компьютерного класса. Основа медиатеки: обучающие программные продукты и проекты учащихся, учительские разработки курсов по школьным предметам с информационно-коммуникационной поддержкой.
В этих целях используются как стандартные офисные, так и специализированные средства.
Важная часть работы медиатеки создание больших разветвленных гипертекстовых структур по тематическим разделам. “Предметная медиатека” как базовая структура школьного информационного пространства, состоящая из специализированных предметных единиц – разделов, повышает уровень выявления и использования здоровьесберегающих ресурсов за счет:
В предметной медиатеке ученики приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности – работе с информацией. Одновременно школьник учится работать с компьютерными каталогами, банками данных и другими программными средствами, создавать и поддерживать школьные Web-странички, наполняя их новой информацией и приобретая полезный опыт работы с новыми технологиями.
Учителя в предметной медиатеке получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании; условия и для индивидуальной работы по просмотру, отбору и разработки средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассной деятельности. Учитель может руководить процессом познания, оказывать влияние на формирование новых знаний, умений посредством организации самостоятельных работ учащихся в форме индивидуальных, дифференцированных заданий и заданий для самоподготовки, которые ученики могут выполнять на базе школьного образовательного ресурса.
Школьная медиатека “Школьный образовательный ресурс” – качественно новое обеспечение возможностей для самоподготовки, центр педагогической информации в школе.
Сегодня России нужны здоровые и образованные люди.
Поэтому перед школой стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье.
Открытая образовательная система – одна из составляющих здоровьесбережения.
Престижным должно стать то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, интеллигентность, профессиональную востребованность и карьеру, авторитет и влиятельность.
Отправляя ребенка в школу, родители должны иметь представление в какой среде любимое чадо будет получать образование.
Медиатака в образовательном учреждении
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Преподаватель Муравьева Екатерина Александровна
Современная библиотека в едином информационном пространстве (медиатека)
В энциклопедии «медиатека» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.
Медиатека в образовательном учреждении Медиатека — это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей обучающихся и педагогов.
Концепция развития медиатеки Необходимо четко представлять для чего создается медиатека; Определить роль и место медиатеки в образовательном пространстве; Предусмотреть потребности в ресурсах (технических, кадровых) для достижения поставленных целей
Варианты организации медиатек Первый вариант: библиотека – информационный центр, частью которого является медиатека, в которой собраны материалы на всех видах носителей. Такая медиатека обеспечивает максимально возможный доступ к информации. По этому пути идет большинство библиотек образовательных учреждений.
Второй вариант: медиатека, как фонд небумажных носителей информации создается отдельно от библиотеки и находится, как правило, в ведении или преподавателей информатики, или мастера, или заместителя директора по информационным технологиям. Эффективность работы таких медиатек значительно ниже, т.к. информация по одному вопросу оказывается практически в двух разных фондах.
Задачи образовательной медиатеки Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров в области новых информационных технологий и педагогических инноваций. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и пр.). Осуществление взаимодействия с информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации. Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, обучающихся) методике нахождения и получения информации из различных носителей. Оказание помощи в деятельности обучающихся и преодавателей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видеопроектах, и пр.).
Структура образовательной медиатеки «Неэлектронное» информационное образовательное пространство Интернет Интранет МЕДИАТЕКА
Структура образовательной медиатеки • «Неэлектронное» информационное образовательное пространство: библиотека, читальный зал, учебные кабинеты, кабинет информатики, компьютерные мастерские, кабинет психолога и т.д. • Интранет: внутренняя локальная сеть, которая помогает осуществлять оперативную связь с библиотекой, читальным залом, кабинетами информатики, учебными кабинетами оснащенными интерактивными комплексами, доводить оперативную информацию до сотрудников и администрации проводить работу с единой базой данных; • Интернет: доступ к информации, имеющейся в мировой сети и позволяющей удовлетворить возникающие потребности в области информатизации
Положение о медиацентре регламентируется: Гражданским Кодексом Российской Федерации; Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле»; Рекомендациями по организации медиатек в учреждениях образования Министерства образования РФ от 12-13 мая 1993 г.; Письмом Министерства образования РФ № 5/11 «О создании медиацентров общеобразовательных учреждений» от 4 января 1995 г.; «Концепцией развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года», предложенной в 2009 году на парламентских слушаниях; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Перечень мероприятий на начальном этапе создания медиатеки 1 Систематизация фонда, имеющегося прикладного программного обеспечения. 2 Изучение нормативной, санитарной, технической документации для создания образовательной медиатеки. 3 Согласование статуса, штата, технического оснащения и финансирования медиатеки. 4 Разработка технического задания для обеспечения техническими средствами медиазала. 5 Разработка структуры и положения медиатеки. 6 Разработка функциональных обязанностей. 7 Разработка правил пользования. 8 Создание фонда электронных учебных и методических материалов, разработанных преподавателями. 9 Систематизация проектов, разработанных обучающимися по предметным областям. 10 Систематизация и отбор цифровых образовательных ресурсов с целью совершенствования качества преподавания. 11 Размещение на сайте информационных ресурсов медиатеки.
Преимущества медиатеки Медиатека является программно-аппаратный комплексом для надёжного хранения и удобного поиска цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Содержит банк электронных ресурсов, созданный преподавателями и методистами. Это могут быть интерактивные учебные курсы, лекционный материал, тестовые задания, видеоуроки и записи экспериментов. Каждая разработка преподавателя, внесённая в банк данных, становится доступной другим педагогам. Организация медиатеки позволяет легко разделять медийный контент по учебным дисциплинам, курсам, специализациям. Такая группировка помогает создать предметные элементные базы — комплект учебных, иллюстративных и методических материалов разбитых по предметам и темам Медиатека играет ключевую роль в достижении информационной грамотности пользователей.
Необходимость создания и использования медиатек В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить подрастающее поколение к быстрому восприятию и обработке большого объема информации, овладению им современными средствами и методами работы с ней.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Концепция развития медиатеки
1. Необходимо четко представлять для чего создается медиатека;
2. Определить роль и место медиатеки в образовательном пространстве;
3. Предусмотреть потребности в ресурсах (технических, кадровых) для достижения поставленных целей
Лекция Понятие медиатеки Хранение, передача и публикация цифровой информации
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
История создания медиатеки
Понятие «медиатека», её определение
В Энциклопедии «Кирилла и Мефодия» мультимедиа определяется, как электронный носитель информации, включающий несколько её видов (текст, изображение, анимация и пр.) В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интернетного программного обеспечения.
Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации.
Библиотека и медиатека соотносятся как часть и целое.
Современная публичная библиотека не может не учитывать меняющиеся интересы пользователей. Сегодня эти интересы все больше связываются с новейшими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). В России залы общественного доступа к ИКТ, создаваемые в 1990-х годах, стали называть «медиатеками». Идея создания таких залов была импортирована из Германии: на одном из семинаров для библиотекарей в Немецком культурном центре им. Гете в Москве была представлена медиатека г. Штуттгарта. Во Франции медиатеками называются новые, оснащенные техническими средствами, современные библиотеки в отличие от традиционных библиотек.
Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева открыла свою «медиатеку» в ноябре 1998 г., когда вступила в строй первая очередь реконструкции библиотечного комплекса из двух зданий. Медиатека предоставляла пользователя автоматизированные рабочие места, аппаратуру для просмотра и прослушивания аудио-видео-документов, обучающие программы, электронные издания, журналы и книги по информатике.
Медиатека начинает активно формировать электронную библиотеку «говорящая книга». В 2008 году мы начали сотрудничать с клубом любителей аудиокниги. Они активно пополняют наш фонд, что особенно актуально именно сейчас в момент кризиса. Сегодня наш фонд насчитывает 1500 дисков, где мировую художественную классику и произведения современной литературы исполняют знаменитые артисты. В этом же фонде находятся диски с записью радиоспектаклей и инсценировок из Гостелерадиофонда.
До начала XX в. фундаментом образовательной деятельности были печатные издания (учебные, справочные, научные книги и периодика и т.д.). Именно они определили формы, методы и конечный результат, т.е. качество образования. В конце XX в. система образования вступила в следующих, капитальный по своему значению этап, проходящий под знаком влияния информационных ресурсов нового типа. Под такими ресурсами понимаются в первую очередь электронные источники информации удаленного доступа, получаемые через глобальные компьютерные сети Интернета, а также такие нетрадиционные документы, созданные в результате технического прогресса, как видео/аудио- носители, микрографические документы, голограммы, кинодокументы и др. Компьютерные мультимедийные технологии обучения предполагают активное использование как в аудиторной, так и в самостоятельной работе учащихся нетрадиционных источников информации, от кассет, CD и дискет до он-лайновых баз данных веб-сайтов. Более того, информационные ресурсы приобретают в системе образования качественно иной по значимости статус. Образовательная технология- это теория и практика организации, развития, использования, управления и оценки процессов и ресурсов обучения. Таким образом, можно сказать, что оптимальная организация и использование информационных ресурсов в современной системе образования выступают объектом и для образовательных технологий, и для информатизации гимназических библиотек.
Основными задачами медиатеки являются работа с традиционными и нетрадиционными носителями информации с широким использованием информационно-коммуникативных технологий, и создание распределенной медиасреды как сферы медиаобразования со специальными средствами и методами, участие в формировании медиаграмотности и информационного мировоззрения обучащихся. Обеспечение доступа ко всем видам современных источников информации, создание электронных каталогов, систематизация и хранение получаемой информации, создание системы пополнения фондов медиатеки, в том числе за счет разработок педагогов и учащихся школ, организация и регламентирование доступа к информации. Медиатека также:
— содействует культурно-просветительной и информационной деятельности библиотеки;
— содействует взаимодействию с информационными центрами (ИНИОН, ВИНИТИ и т.д.) с целью обмена информацией и накопления собственного банка данных по электронным ресурсам;
— участвует в проведении научных исследований в области использования мультимедийных технологий в обучении;
— содействует организации на корпоративной основе межвузовской медиатеки и ее использованию в целях.
Цель медиатеки: удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса, через изменение способов и организацию педагогического процесса выйти на новое содержание образования, освоение новых образовательных ресурсов.
Необходимостью здесь становится наличие компьютера и электронного каталога, а также копировально-множительной техники.
Прежде всего, эта рабочая зона предназначена для формирования фонда учебных видеозаписей. Здесь требуются видеомагнитофоны, видеокамера, телевизор, кабельное соединение с предметными кабинетами, оборудованные места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией.
В фонотеке формируется фонд аудиозаписей на CD-ROM и DVD- ROM. Для этой работы требуется аппаратура для прослушивания записей, места для индивидуальной и групповой работы, оборудованные наушниками. Это особенно важно для учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков.
Фонд диафильмов и диапозитивов (слайдов). Требуется аппаратура для просмотра диафильмов и диапозитивов, а также оборудованные места для индивидуального и группового просмотра диафильмов и диапозитивов.
Медиатека в рамках учебного заведения
● кабинета технических средств обучения
В медиатеке обучающийся сможет:
удовлетворить свои информационные потребности, используя книжные фонды, аудио-, видео- и мультимедийные материалы
● получить доступ к сети Интернет
● копировать информацию из сети на диски и флеш-карты
● распечатывать текстовые и графические материалы
● заказать электронную копию печатных документов из фондов библиотеки
Возможности учебной медиатеки
В медиатеке имеется все необходимое оборудование для создания:
● творческих работ, включая и достаточно сложные, связанные, со сканированием текста или фотографий
● созданием мультимедийных продуктов
В современном мире получение достоверной информации является необходимым условием активной жизни человека. Медийное информационное пространство даёт возможность получение этой информации. Важно ещё в образовательной организации научиться приёмам работы с медиаресурсами.