Что такое медико педагогическая комиссия
Что такое медико педагогическая комиссия
1. ЧТО ТАКОЕ ПМПК (ТПМПК)?
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) создана в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
На муниципальное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр помощи детям» городского округа город Рыбинск возложено осуществление функций территориальной ПМПК (ТПМПК).
Юридический адрес МУ ППМС «Центр помощи детям»: 152901, Ярославская область, г.Рыбинск, ул. Крестовая, д.9.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» любое изменение образовательного маршрута ребенка: перевод на обучение по адаптированным образовательным программам, зачисление в группы компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений проводится в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей (законных представителей).
2. Какие специалисты входят в состав ТПМПК?
В состав ТПМПК входят:
При необходимости в состав ТПМПК могут быть включены другие специалисты.
Руководитель ТПМПК: Громова Виктория Юрьевна.
Должность: заместитель директора, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Тел.: 22-04-39
e-mail: cpd@rybadm.ru
3. Какие направления деятельности ТПМПК?
Основные направления деятельности ТПМПК:
– выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
– проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет;
– подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
4. Кто является инициатором направления на ТПМПК?
— родители (законные представители);
— воспитатели, учителя, специалисты образовательных организаций;
— врачи, наблюдающие ребенка;
— специалисты социальных учреждений.
5. Родители могут обратиться на ТПМПК, если:
— хотят узнать причины неудовлетворительного, по словам педагога, усвоения вашим ребенком программы детского сада, школы или нарушения поведения в коллективе;
— ребенок отстает в развитии от сверстников;
— у ребенка задержка в развитии речи, заикание или нарушения речи.
Специалисты ТПМПК помогут родителям понять причины данных трудностей, определят адекватные возможностям ребенка специальные образовательные условия, дадут индивидуальные рекомендации по развитию ребенка.
o ребенок отстает в развитии от сверстников;
o у ребенка задержка в развитии, заикание или нарушения речи;
o у ребенка трудности в усвоении дошкольной образовательной программы;
o у ребенка трудности в усвоении школьной образовательной программы;
o у ребенка наблюдаются нарушения поведения, усложняющие усвоение образовательной программы.
Записать ребенка на проведение обследования ТПМПК могут только родители (законные представители) двумя способами:
1. при личном обращении родителей (законных представителей) в МУ ППМС «Центр помощи детям» с предоставлением всех необходимых документов (список документов) по адресу: ул. Крестовая, дом 9, кабинет № 5.; телефон для справок: 22-04-39.
Расписание работы кабинета № 5
2. или на портале ГосУслуг с предоставлением всех необходимых документов в электронном виде (список документов).
8. График работы ТПМПК:
понедельник 8.30-12.30 и 12.45-16.45
вторник 8.30-12.30 и 13.00-16.00
среда 8.30-12.30 и 12.45-16.45
четверг 8.30-12.30 и 13.00-16.00
9.Как проходит обследование на ТПМПК?
Обследование ТПМПК проводится комплексно, в нем участвуют: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
В диагностически сложных случаях ребенок может быть приглашен на дополнительное обследование в другой день или направлен на дообследование в медицинские организации.
10. Результаты обследования.
По результатам обследования ТПМПК родителям (законным представителям) выдается копия заключения комиссии, где указывается:
· наличие либо отсутствие у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
· наличие либо отсутствие необходимости создания специальных условий для получения ребенком образования
Специалисты ТПМПК окажут консультативную помощь родителям: объяснят особенности развития ребенка, дадут рекомендации по оптимальным условиям обучения, воспитания ребенка, необходимые направления коррекционно-развивающей помощи.
Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ТПМПК носит рекомендательный характер. Вся информация, полученная во время обследования конфиденциальна и без согласия родителей не разглашается.
Обследование детей, оказание консультативной помощи родителям специалистами осуществляется бесплатно.
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Что такое ПМПК и почему не нужно бояться комиссии
Не секрет, что детей с проблемами в учёбе, поведении, развитии с каждым годом становится всё
больше и больше (к большому сожалению). Однако, далеко не все они приходят за
помощью – к врачам, педагогам, в психолого-медико-педагогическую комиссию
(ПМПК), т.е. к тем, кто помог бы им найти решение наболевших вопросов. Почему так
происходит? Попробуем разобраться.
Как правило, родители отказываются от посещения ПМПК по той причине, что
плохо понимают, что это такое, чем это может быть полезно и чем может «грозить». И
их можно понять, потому что то, о чём мало информации, всегда тревожит. Посудите
сами: мы очень переживаем, когда нам предстоит какая-то медицинская процедура,
которую мы раньше не проходили, или экзамен. И если бы мы точно знали, что
конкретно будет делать врач, или какой именно билет попадётся на экзамене, мы бы
волновались не так сильно, и шли бы туда с большей охотой и с меньшими опасениями,
так ведь? Значит, чтобы родители всё же прислушались к совету сходить на
обследование в ПМПК, им нужна как можно более полная и достоверная информация о
самой комиссии и о процедуре обследования.
Расскажем об этом подробнее. Итак, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия,
в состав которой входят специалисты медицинского,
педагогического и психологического профиля (как правило, это учитель-логопед,
педагог-психолог, учитель-дефектолог, и врач-психиатр). Основная задача комиссии –
выявить причины проблем в обучении ребёнка и рекомендовать ему
образовательную программу, которую он сможет успешно освоить, а также дать
рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него
есть (в учёбе, поведении, взаимоотношениях, здоровье, развитии).
Что представляет собой диагностическая процедура на ПМПК? Обычно
обследование ребёнка проходит в виде беседы, в ходе которой ему предлагается
ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий разнообразного характера: сложить
из частей картинку или фигуру, запомнить определённое количество слов или
изображений, разложить последовательно несколько картинок с единым сюжетом и так
далее; а также выполнить несложные задания из школьной программы. Вся беседа
обычно занимает от 30 до 60 минут в зависимости от возраста ребёнка и его
индивидуальных особенностей.
Родители обязательно присутствуют на диагностике, но не вмешиваются в
её ход, а только наблюдают. В ходе обследования ведётся протокол, в который
заносятся ответы ребёнка, а также краткие выводы по каждому из проверяемых
показателей. После заполнения всех документов специалисты комиссии озвучивают
для родителей рекомендации по дальнейшему обучению ребёнка, по оказанию ему
необходимой психологической, педагогической, медицинской помощи.
Подчеркнём особо – комиссия даёт рекомендации, а не приказы к исполнению.
То есть право родителей – хорошенько обдумав и взвесив все «за» и «против»,
самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано, или нет. Однако
мамам и папам (или другим законным представителям) стоит помнить, что
ответственность за это решение, а значит, и за дальнейшую судьбу ребёнка, также
лежит на них.
Чем может «грозить» ребёнку и его родителям обращение в ПМПК? Тем, что могут
подтвердиться опасения, касающиеся развития ребёнка. Тем, что будут вслух названы
существующие проблемы. Тем, что придётся искать решение этих проблем и
предпринимать для этого какие-то конкретные действия, прикладывать моральные,
интеллектуальные и физические усилия (а бывает, и материальные).
Иногда можно услышать: «Вот пока мы не сходили на эту комиссию, у нас всё
было хорошо!» Позвольте на это возразить: нет, хорошо не было, иначе бы никто
ребёнка на ПМПК не отправлял. Комиссия не могла создать тех проблем, которых не
было, она могла только выявить, поднять на поверхность те, которые уже
существовали, но на которые раньше не обращали внимание, закрывали глаза,
старались не замечать или прятали поглубже. Так что после обследования на ПМПК
стоит посмотреть на ситуацию реально и, наконец, начать что-то делать для того,
чтобы ребёнку было легче. Тем более, что пути решения уже показаны.
Конечно, часто родители всё равно испытывают огромную тревогу и сомнения
по поводу обращения в ПМПК, несмотря на то, что вся информация и документация
комиссии строго конфиденциальна и передаче третьим лицам не подлежит. В этом
случае каждая семья может вначале прийти на консультацию (в том числе анонимную),
а уже затем решать вопрос о необходимости и целесообразности психолого-педагогического обследования.
Консультация «Что такое ПМПК. »
Евгения Васюк
Консультация «Что такое ПМПК. »
Что такое ПМПК?
Что такое ПМПК? Для многих родителей эти три буквы звучат как приговор. И для многих родителей это «страшные» три буквы.
Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка снятие диагноза (как правило, ЗПР или умственной отсталости, определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.
В состав комиссии входят: педагог-психолог, дефектолог (по соответствующему профилю: олигофренопедагог (для детей с умственной отсталостью, тифлопедагог (для слепых детей, сурдопедагог (для детей с глухотой, логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
Комиссия помогает ответить на многие вопросы:
— сможет ли ребенок учиться по общеобразовательной программе?
— нужны ли ребенку дополнительные занятия?
— что должны делать родители для того, чтобы «скорректировать» пробелы, выявленные в ходе обследования
— какой вид обучения и какая программа обучения подойдет для данного конкретного ребенка?
Конечно, на самом деле вопросов гораздо больше, но мне хочется раскрыть именно те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли, работая с такими детьми.
Сегодня в школе обучаются ученики разных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. Во время проведения психолого-медико-педагогической комиссии детям задаются самые разнообразные вопросы, и, естественно, что ученик может быть и не знаком к примеру с пословицами, и естественно не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде и культуре такого опыта не было. Это все потому, что родители не «прививают»ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы и обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт? А ведь именно ответы ребенка способствуют выводам о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным.И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.
И тут приходит еще один самый важный вопрос: что проверяется и как интерпретируется?
Детей смотрят на знание и определение предметов, животных, цвета. Некоторым предлагают решить и прочитать задачи. Все зависит от возраста ребенка. В данный момент очень важна роль учителя или классного руководителя, который должен быть вовлечен сам процесс, оказывать поддержку, повторять задание, задавать наводящие вопросы, должен быть заинтересован в том, чтобы каждый ученик справился с поставленной задачей.
Самое интересное наблюдать за реакцией родителей. Одни, безропотно выслушивали «вердикт», даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Другие, в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые волновались и были скованы в момент, когда выполняли задания. Поддержку оказывал учитель.
А что больше всего пугает, «вердикты» заключения, промежуточные выводы личные мнения о способностях и компетенций детей озвучиваются в присутствии детей.Как такая ситуация когда врач говорит маме: «… вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в обычном классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителей. А если еще и родители безропотно это принимает, то вообще без комментариев.
Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. Ребенка нужно было попросить выйти из помещения (с психологом и педагогом, где проводить рекомендации родителям и обсуждать диагнозы.
В младшем школьном возрасте учебные успехи и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные отметки для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, что описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.
Каждый учитель и администрация в школе заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы. И по этой причине учителя подтягивают ученика, занимаются дополнительно, «выкручиваются, чтобы повысить успеваемость.
С этой целью, в школах создаются специальные классы, которых обучаются дети с задержкой психологического развития. В этих классах обучаются дети, которые не успевают по общеобразовательной программе и их учат по специальной.
Но что же все-таки радует? Не просто найти положительные моменты, которые направлены на то, чтобы контролировать или опровергнуть в отсталость в психическом развитии детей. И все положительные моменты, во сем этом есть. Это самоотверженность учителя и его отношения к детям.
Комиссия ПМПК: что это такое? Прохождение комиссии ПМПК
Многие родители испытывают неприятные ощущения при упоминании в разговоре фразы «комиссия ПМПК», но что это такое обычно либо неизвестно, либо имеется весьма поверхностная информация. Сама аббревиатура для любого законного представителя ребенка уже звучит угрожающе. Стоит ли так опасаться прохождения комиссии ПМПК? Можно ли обойтись без нее? Какое воздействие на личную жизнь ребенка может оказать эта процедура? Вопросы серьезные и поэтому требующие исчерпывающих ответов.
Особенные дети: как к ним относиться?
Поскольку развитие детей происходит по индивидуальному графику, то и сталкиваются разные родители с необходимостью обследовать ребенка в разные промежутки времени. Кому-то прохождение разного рода комиссий требуется чуть ли не с рождения, а кто-то посещает их чисто с формальной целью и лишь однажды.
От чего же зависит такое положение дел? Ответ прост: от здоровья и гармоничного развития ребенка, а они, в свою очередь, – от здоровья матери (эндогенных факторов в перинатальный период) и особенностей воздействия окружающей среды (состав воды, воздуха, всевозможные облучения, питание, соответствующий уход и т. д.).
К сожалению, нарушенный экологический баланс в окружающем мире прежде всего сказывается на детях. Часто вполне здоровые родители, которые с нетерпением ждут первенца, сталкиваются с необъяснимым, на первый взгляд, явлением: их ребенок особенный. Как показывает практика, предсказать появление такого малыша можно при генетическом анализе, но многие особенности младенец получает при осложненных родах или акушерских ошибках (которые обычно не афишируются). Но что случилось, то уже вспять не повернешь. Перед родителями встает вопрос: что делать дальше, к кому обратиться за помощью и можно ли что-то конкретно в их случае исправить? В такой ситуации впервые и всплывает фраза «комиссия ПМПК», что это такое, родители узнают с первых дней жизни малыша. Хорошо это или плохо?
Для чего создается комиссия
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), каким бы страшным это название ни казалось законным представителям ребенка, имеет своей целью своевременную помощь родителям в определении индивидуального маршрута развития ребенка. Поскольку работа подобных организаций построена на научной основе и строго прописана законодательными актами и методическими рекомендациями, то определение ограничений возможности здоровья ребенка определяется при помощи диагностических процедур (медицинских, психологических и педагогических).
Естественно, что качество проведения обследования несовершеннолетних напрямую влияет на их дальнейшую судьбу, поэтому в комиссии работают специалисты, имеющие богатый опыт работы в своей сфере и высшую квалификационную категорию. Родители также должны иметь в виду, что каждый из членов ПМПК несет персональную ответственность за итоги обследования ребенка, поэтому предвзятое отношение к обследуемому малышу или учащемуся просто недопустимо. В спорных ситуациях решение комиссии всегда принимается в пользу ребенка.
Кто направляет детей на обследование
Направление на прохождение комиссии ПМПК можно получить из разных инстанций: здесь все зависит от времени выявления проблемы, а также наличия ярко выраженного нарушения развития, которое является причиной дезадаптации малыша и делает невозможным пребывание ребенка в учреждении общего типа. Кто может проинформировать законных представителей о необходимости диагностического обследования:
Главным фактором в принятии решения о посещении комиссии или отказа от нее является родительское согласие (исключением является случай направления чада на обследование решением суда). Только получив его, специалисты будут обследовать ребенка в присутствии законных представителей несовершеннолетнего.
Когда направляются дети на обследование
На практике получается так, что чем раньше выявлены нарушения развития и предоставлена соответствующая квалифицированная помощь, тем лучше результат. Некоторые особенности формирования исчезают без следа, при должной работе по их устранению всех заинтересованных сторон.
Зачастую, упустив возможность коррекции тех или иных навыков в детском возрасте ребенка, родители сталкиваются с закономерными проблемами в школе. Наступает час икс, когда хочешь или нет, но приходится решать накопившиеся проблемы. Правда, процесс коррекции проходит уже не так безболезненно и гладко, а результат не всегда можно оценить как великолепный. Связано это с упущенными сенситивными периодами, множество которых приходится именно на дошкольное детство малыша.
Поэтому прохождение комиссии ПМПК в детском саду либо поможет определить существующие проблемы, либо просто констатирует гармоничное развитие ребенка, а иногда и одаренность в определенных областях. Не секрет, что одаренные дети требуют неменьшего внимания, чем дети с проблемами развития, а особый подход в воспитании и обучении просто необходим.
Какие специалисты входят в состав
В зависимости от территориальной принадлежности встречаются комиссии, укомплектованные по-разному, но минимальные требования всегда одинаковы. Естественно, что в городах-миллионниках есть возможность организации расширенного состава ПМПК, но в меньших населенных пунктах возникает кадровая проблема.
Поэтому чаще встречаются комиссии, укомплектованные только основными специалистами с обязательным наличием председателя. На практике такой вариант встречается чаще, поэтому и документы для представления ребенка на обследование приходится собирать дольше.
Документы, требуемые для прохождения комиссии
Список для первичного обследования несовершеннолетнего мало чем отличается от вторичного:
Методы и длительность обследования
Роль родителей в процессе обследования
Главное, что следует помнить законным представителям ребенка: возможность обследования ребенка, где бы то ни было (за исключением судебных разбирательств), реализуется только с письменного их согласия. Причем до того как родителю в руки попадет заключение специалистов, документально подтверждать свою позицию по вопросу диагностики несовершеннолетнего придется неоднократно.
Существует только один нюанс: как правило, понимая необходимость процедуры, взрослые спонтанно мешают работе комиссии. Происходит это из-за неосведомленности и при чрезмерной опеке малыша. Поэтому важно определиться, как себя вести: на каком расстоянии от ребенка находиться, каким образом, не вмешиваясь в процесс, поддержать малыша и т. д.
Заключение комиссии: для чего нужен этот документ?
Чаще всего в настоящее время обращают на себя внимание дети с разными видами нарушений речи. Однако существуют и такие особенности состояния здоровья, как расстройство зрения, слуха, внимания и памяти. Все эти отступления от нормы могут сопровождаться разнообразными интеллектуальными нарушениями.
В конце выдается заключение комиссии ПМПК. Что это такое и какие проблемы призвано решать? Все документы, представленные законными представителями несовершеннолетних, а также карточки диагностирования, заполненные специалистами комиссии, протокол обследования хранятся в личном деле ребенка. Рассматривая результаты исследования и данных из представленных документов, специалисты составляют заключение о степени нарушения развития несовершеннолетнего, потребности его в организации специальной среды (особенно актуально для детей с нарушением слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата) и образовательном маршруте.
Обычно рекомендуемая образовательная программа шифруется в самом заключении. На основании этого документа может назначаться обучение на дому, в специализированных заведениях, в интегрированном классе или инклюзия. Если родитель не согласен с заключением, то оформляет свое волеизъявление письменно (отказ от рекомендованной программы) и заключение остается в личном деле. Только вот проблемы ребенка от этого никуда не исчезают, к сожалению.
Заключение
Можно дать множество рекомендаций о правильном поведении родителей перед посещением комиссии, во время ее прохождения и после. Если учесть все нюансы и тонкости, то это тема отдельной статьи. Единственное, чему нельзя научить, – это воспринимать свое дитя таким, каким он родился на этот свет. Любить его за то, что он есть. Только умение родителя дарить тепло, ласку и заботу поможет малышу открыть мир, в который он пришел.