Что такое мэдо в сэд
Системы управления задачами, документами и бизнес-процессами
Многофункциональное приложение для решения основных задач Бизнеса
Система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота
Система автоматизации документооборота и бизнес-процессов
*** Самые популярные решения
Для органов власти и государственных структур
Система электронного документооборота «Дело»
Для крупных компаний и международных корпораций
Система документооборота «Тезис»
Для малого и среднего бизнеса
Система управления заданиями и документами «Ведок»
Для электронного архива
Подсистема «Архивное Дело»
*** Система автоматизации подбирается индивидуально, в соответствии с требованиями и нуждами заказчика. Данные решения являются стандартными, и представлены здесь исключительно как пример.
Система межведомственного электронного документооборота органов власти
Реализация взаимодействия информационных систем государственных организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №313)
Взаимодействие реализуется в рамках:
системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО),
единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Что такое МЭДО и для чего она нужна?
Участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные государственные органы и государственные организации.
Под взаимодействием СЭД понимается обмен электронными сообщениями, содержащими:
документы – метаданные (реквизиты) документов и их файлы,
уведомления — информацию о ходе рассмотрения и исполнения документов получателями.
Цель создания и использования МЭДО — повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга хода рассмотрения и исполнения документов.
Организатором МЭДО является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России). В этом качестве ФСО России реализует организационное и методическое обеспечение МЭДО; ведение адресных справочников МЭДО; создание и эксплуатацию технико-технологической инфраструктуры и обеспечивает информационную безопасность МЭДО.
Принцип и технические решения МЭДО
В основу реализации МЭДО легли следующие принципы:
все участники МЭДО используют единый формат обмена электронными сообщениями, утвержденный ФСО России и Минкомсвязь России;
каждый участник МЭДО использует программно-технический комплекс (шлюз), обеспечивающий обмен электронными сообщениями между своей СЭД и МЭДО (реализующий временное хранение сообщений, выгрузку поступивших сообщений из транспортирной системы МЭДО и загрузку исходящих сообщений в транспортную систему МЭДО);
каждый участник МЭДО использует программный комплекс сопряжения (адаптер) своей СЭД с МЭДО, обеспечивающий:
для исходящих по МЭДО сообщения – их формирование, преобразование из формата СЭД в единый формат обмена и подготовку к передаче по транспортной системе МЭДО.
Архитектура МЭДО
Состояние дел и перспективы развития МЭДО
МЭДО эксплуатируется с 2009 года и развивается до сих пор. По состоянию на 18.06.2015 к МЭДО подключено 166 участников. Подключение органов власти и ведомств к МЭДО осуществляется в соответствии с планом-графиком сопряжения региональных систем электронного документооборота с системой МЭДО, который составляет и реализует ФСО России.
Переход к электронному документообороту между участниками МЭДО реализовывается поэтапно.
На начальном этапе использования МЭДО информационное взаимодействие между участниками заключалось в обмене электронными образами (сканами) документов (с дублированием на бумажном носителе и обменом бумажными документами по обычным каналам) и в обмене уведомлениями о регистрации или отказе в регистрации. По мере отработки технологии обмена по МЭДО менялись требования к реализации информационного взаимодействия: был расширен состав уведомлений (к ним добавлены уведомления о принятии к исполнению, о подготовке доклада, о направлении доклада, об изменении в ходе исполнения, об опубликовании); развивался единый формат обмена, включая в себя новые реквизиты документов.
Разработаны и утверждены следующие документы:
Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494), предполагающие отказ от направления бумажных документов и реализацию обмена документами в электронном виде с электронной подписью;
Перечень видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р);
Требования к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде (утв. совместным приказом Минкомсвязь России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258).
Указанные документы определяют, что в процессе информационного взаимодействия участники МЭДО будут обмениваться документами в электронном виде с электронными подписями. Вид электронной подписи – усиленная квалифицированная электронная подпись.
Взаимодействие осуществляется следующим образом:
Документ в электронном виде готовится в СЭД отправителя;
Автор документа подписывает файл документа в формате PDF/A-1 электронной подписью (файл документа может быть подписан одним или несколькими должностными лицами);
Отправитель документа формирует графические элементы визуализации регистрационных данных отправляемого документа и его электронной подписи (одной или нескольких) и в виде графических файлов направляет в составе электронного сообщения по МЭДО вместе с координатами, определяющими местоположение этих графических элементов при отображении (визуализации) документа получателем;
Получатель документа проверяет полученный документ на соответствие Требованиям, в т.ч. проверяет электронную подпись (подписи), и либо отказывает в регистрации документа с указанием причины отказа, либо регистрирует документ в своей СЭД. Документ может быть отображен получателем с использованием графических элементов визуализации (либо полученных от отправителя документа, либо сформированных самостоятельно на основе полученных данных) и их координат.
Электронной подписью могут подписываться не только файлы документов, а также, при желании, файлы приложений к документам, при этом требований к формату файлов приложений и формированию отметок об их электронных подписях не предъявляется.
Информационное взаимодействие по МЭДО предусматривает возможность обмена документами и без электронной подписи (как это было ранее).
При этом обмен по МЭДО документами (как с электронной подписью, так и без электронной подписи) должен сопровождаться обменом уведомлениями.
Все эти изменения требуют расширения возможностей программных комплексов сопряжения (адаптеров) СЭД всех участников взаимодействия.
Как стать участником МЭДО?
Взаимодействие используемой СЭД с МЭДО осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р ).
Чтобы стать участником МЭДО организации или ведомству необходимо:
Быть включенным в список участников МЭДО, получить адрес и идентификатор МЭДО и обеспечить наличие технико-технологической инфраструктуры 3 для подключения используемой СЭД к МЭДО.
Обеспечить сопряжение используемой СЭД с МЭДО в части реализации для СЭД единого формата обмена электронными сообщениями, используемого в МЭДО.
Для этого нужно получить у ФСО России актуальную информацию по единому формату обмена и требованиям к реализации взаимодействия участников МЭДО, а затем обратиться к поставщику или разработчику используемой СЭД для выполнения им работ по реализации данного сопряжения (разработке адаптера), предоставив полученную у ФСО России информацию.
Участие ЭОС в реализации проекта МЭДО
Компания ЭОС, лидер рынка СЭД для федеральных органов государственной и исполнительной власти, принимает непосредственное участие в реализации проекта МЭДО.
Компания ЭОС выполняет работы по сопряжению с МЭДО своих систем – ДЕЛО, EOS for SharePoint.
Для осуществления нового сопряжения или обновления имеющегося сопряжения (в случае изменения требований к обмену сообщениями через МЭДО) ознакомьтесь с рекомендациями: «Как стать участником МЭДО».
В число участников МЭДО, использующих решения компании ЭОС, входят федеральные органы законодательной, судебной и исполнительной власти, региональные правительства, а также другие организации, в частности:
Функционал, реализуемый в рамках сопряжения с МЭДО
Решения ЭОС по реализации сопряжения с МЭДО позволяют:
Осуществлять обмен документами (как с электронной подписью, так и без электронной подписи) с их регистрацией в СЭД и уведомлениями всех видов;
Проверять поступившие документы на соответствие Требованиям;
Фильтровать поступившие документы для оптимизации процедуры их регистрации;
Формировать для поступивших документов уведомления всех видов;
Отображать (визуализировать) поступивший документ с электронной подписью (подписями);
Подписывать файл документа (приложения к документу) одной или несколькими электронными подписями;
Формировать графические элементы визуализации регистрационных данных документа и отметки о его электронной подписи (подписях) и их координаты (данные о местоположении);
Осуществлять контроль отправки и регистрации отправленных документов, обрабатывать уведомления о регистрации или отказе в регистрации отправленных документов;
Сохранять поступившие и отправляемые документы в виде, в котором они передаются по МЭДО.
Для получения подробной информации о функционале модулей сопряжения систем ЭОС с МЭДО обращайтесь market@eos.ru.
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти с использованием МЭДО:
Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота».
Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р «О технических требованиях к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти».
Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».
Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия».
Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р «Об утверждении Перечня видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494».
Приказ Минкомсвязь России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде».
1. В соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754).
2. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».
3. Узел участника МЭДО, а также каналы связи от головного узла МЭДО до узла участника МЭДО.
МЭДО и СМЭВ – вместо или вместе?
Вопрос реализации электронного заимодействия организаций и ведомств между собой и с гражданами, пожалуй, стал сейчас одним из самых злободневных. На слуху аббревиатуры МЭДО и СМЭВ. Эти понятия зачастую путают.
Е.Ю. Антошечкина, главный специалист ООО «Электронные офисные системы», отв. секретарь ПК 6 ТК 459
Вопрос реализации электронного взаимодействия организаций и ведомств между собой и с гражданами, пожалуй, стал сейчас одним из самых злободневных. На слуху аббревиатуры МЭДО и СМЭВ. Эти понятия зачастую путают, заменяя одно другим или считая, что одно идет на смену другому. Разобраться с этим вопросом для читателей журнала – специалистов в области управления документами и информацией – особенно важно, поскольку они принимают участие в организации информационного взаимодействия, а также являются его непосредственными участниками как основные поставщики и потребители информации и документов, циркулирующих в контурах МЭДО и СМЭВ.
Прежде всего напомню, что реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)», утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. В соответствии с указанной программой взаимодействие реализуется в рамках:
• системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО);
• единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Государственная программа не объединяет эти две системы, не заменяет одну другой, а предполагает их одновременное существование и определяет для каждой из них отдельное направление использования и развития.
Попробуем, не вдаваясь в подробности технической реализации, понять – что такое МЭДО и что такое СМЭВ, в чем их цели и задачи, кто является их участниками и что нужно сделать, чтобы, являясь потенциальным участником одной из этих систем или обеих систем (входя в состав целевой аудитории), стать полноценным участником МЭДО или (и) СМЭВ.
Что такое МЭДО и для чего она нужна?
Основным документом, определяющим само понятие МЭДО, цели и участников этой системы, является Положение о системе межведомственного электронного документооборота, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754. В соответствии с этим документом система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) – это федеральная информационная система, предназначенная для организации взаимодействия систем электронного документооборота (СЭД) участников межведомственного электронного документооборота. Под взаимодействием СЭД в данном случае понимается обмен между участниками МЭДО электронными сообщениями в виде:
● уведомлений – информации о ходе рассмотрения и исполнения документов, передаваемых по МЭДО.
Целью создания МЭДО является повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга исполнения поручений.
Выигрыш организации, подключенной к МЭДО в качестве участника, состоит в возможности оперативного получения направляемых в ее адрес документов, в минимизации времени и трудозатрат на их ввод и последующую обработку в СЭД, на подготовку исходящих документов к отправке, а также в возможности получения оперативной информации о состоянии работы с отправленными по МЭДО документами у их получателя (разумеется, если этот получатель также входит в число участников МЭДО).
Принцип и технические решения МЭДО
Основной принцип МЭДО – интеграция имеющихся СЭД участников МЭДО и транспортной системы (почтовой службы), обеспечивающей в автоматизированном режиме защищенный обмен электронными сообщениями между участниками межведомственного электронного документооборота. Технико-технологическая инфраструктура МЭДО состоит из следующих элементов:
● головной узел МЭДО;
● узлы участников МЭДО;
● защищенные каналы связи.
В основу реализации проекта МЭДО легли следующие технические решения:
● все участники МЭДО используют единый формат обмена электронными сообщениями;
● каждый участник МЭДО использует программно-технический компонент (так называемый шлюз), обеспечивающий обмен электронными сообщениями между своей СЭД и МЭДО (прием и отправку сообщений, их хранение, просмотр, поиск, обработку ошибок, протоколирование работы и минимальное разграничение доступа к данным);
● каждый участник МЭДО использует программный компонент сопряжения (так называемый адаптер) своей СЭД с МЭДО, обеспечивающий:
❍ для поступающих по МЭДО документов – их прием и преобразование из единого формата обмена во внутренний формат СЭД для обеспечения дальнейшей обработки;
❍ для поступающих по МЭДО уведомлений – их прием и обработку, включая ввод информации из уведомления в СЭД;
❍ для исходящих по МЭДО документов – их подготовку к передаче, преобразование из внутреннего формата СЭД в единый формат обмена;
❍ для исходящих по МЭДО уведомлений – их формирование в едином формате обмена и подготовку к передаче.
На сегодняшний момент обеспечен информационный обмен между Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ, реализована рассылка в органы государственной власти и организации:
● актов Президента и Правительства РФ;
● резолюций Председателя Правительства РФ и его заместителей;
● протоколов совещаний в Правительстве РФ;
● писем структурных подразделений Аппарата Правительства РФ.
В настоящее время по МЭДО циркулируют уведомления следующих видов:
● отказе в регистрации,
● принятии к исполнению,
● изменении в ходе исполнения.
Взаимодействие используемой организацией или ведомством СЭД с МЭДО осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р.
Кто является целевым участником МЭДО?
В соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются:
● Администрация Президента РФ;
● Аппарат Правительства РФ;
● федеральные органы исполнительной власти;
● иные федеральные органы государственной власти.
Тут я бы хотела сделать ремарку – несмотря на то, что основными участниками МЭДО определены федеральные органы власти, уже в настоящее время есть опыт подключения к МЭДО в качестве абонентов ряда органов власти субъектов РФ. Интерес к МЭДО со стороны таких органов, а также органов местного самоуправления неуклонно растет. Таким образом, можно сказать, что федеральные органы власти являются обязательными (в соответствии с решением правительства) участниками МЭДО, а органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут стать участниками МЭДО по собственной инициативе и на добровольной основе. Организатором системы межведомственного электронного документооборота (оператором МЭДО) Положение о системе межведомственного электронного документооборота определяет Федеральную службу охраны Российской Федерации (ФСО).
В функции ФСО в рамках создания и развития МЭДО входит: организационное и методическое обеспечение, ведение адресных справочников, создание и обеспечение эксплуатации технико-технологической инфраструктуры МЭДО, а также поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечение информационной безопасности МЭДО.
Как стать участником МЭДО?
Чтобы стать участником МЭДО, организации или ведомству необходимо:
1. Быть включенным в список участников МЭДО и обеспечить наличие технико-технологической инфраструктуры для подключения используемой СЭД к МЭДО. Под технико-технологической инфраструктурой в данном случае понимается установленный и настроенный узел участника МЭДО и каналы связи от этого узла до головного узла МЭДО.
конечное оборудование (DTE – англ. Data Terminal Equipment) – оборудование, преобразующее пользовательскую информацию в данные для передачи по линии связи и осуществляющее обратное преобразование. Словарь
Для реализации вышеуказанных требований нужно официально обратиться к оператору МЭДО – в ФСО – с просьбой о включении в состав участников МЭДО и создании необходимой технико-технологической инфраструктуры.
2. Обеспечить сопряжение используемой СЭД с МЭДО – реализовать возможность обработки в СЭД сообщений, поступающих по МЭДО в едином формате обмена, а также возможность подготовки к отправке исходящих сообщений в этом формате.
Для реализации данного требования нужно получить у ФСО информацию по формату обмена документами и уведомлениями, по составу передаваемых сообщений, а также требования к реализации взаимодействия СЭД с МЭДО. После этого необходимо обратиться к поставщику или разработчику используемой СЭД и предоставить ему полученную в ФСО информацию для выполнения им работ по реализации сопряжения СЭД с МЭДО (т. е. по разработке адаптера).
По состоянию на июнь текущего года, по данным ФСО, оконечное оборудование МЭДО установлено и подключено к транспортной инфраструктуре МЭДО в 90 органах государственной власти и организациях, в том числе в 36 органах выполнены работы по реализации сопряжения ведомственных СЭД с МЭДО. В соответствии с утвержденными Правительством РФ планами переход к электронному документообороту между участниками МЭДО осуществляется поэтапно. На начальном этапе подключения организаций к МЭДО обмен электронными документами осуществляется с их дублированием на бумажном носителе. По мере отработки технологии обмена электронными сообщениями предполагается отказ от направления документов на бумажных носителях при передаче этих документов по МЭДО.
Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
Основным документом, определяющим само понятие СМЭВ, цели и участников этой системы, является Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697.
В соответствии с этим документом единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме. СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
● обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
● обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и с использованием единого портала (Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»);
● обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Принцип и технические решения СМЭВ
Основными функциями СМЭВ являются:
● передача поданной заявителем информации (запросов, документов и сведений), необходимой для получения государственных и муниципальных услуг, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
● обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
● передача (предоставление заявителю) информации (запросов, документов и сведений), обработанной в информационных системах участников СМЭВ, в том числе информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:
● доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к СМЭВ (программным и техническим средствам, обеспечивающим возможность доступа к информационным системам через СМЭВ);
● возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
● получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
● защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
● ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.
Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190.
Кто является целевым участником СМЭВ?
В соответствии с постановлением «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются:
• федеральные органы исполнительной власти;
• государственные внебюджетные фонды;
• исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
• органы местного самоуправления;
• государственные и муниципальные учреждения;
• иные органы и организации.
Государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия (оператором СМЭВ) Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия определяет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России), которое осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает функционирование СМЭВ и ведение реестра электронных сервисов.
На заметку! Собственно СМЭВ представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам своих участников взаимодействовать между собой, а также с единым порталом.
Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между этим органом или организацией и Минкомсвязи России.
Как стать участником СМЭВ?
Чтобы стать участником СМЭВ, органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:
1. Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации нужных сервисов и интерфейсов. При необходимости нужно получить в Минкомсвязи России информацию по требованиям к электронным сервисам и интерфейсам.
Данные работы выполняются разработчиком информационной системы в сотрудничестве с ОАО «Ростелеком», которое распоряжением Правительства РФ от 21.03.2011 № 453-р назначено исполнителем работ по развитию СМЭВ в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)».
2. Предоставить электронный сервис в Минкомсвязи России для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
3. Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.
Как и всякий крупный проект, развитие СМЭВ осуществляется поэтапно.
I этап Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал)
II этап Размещение на Едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде
III этап Обеспечение возможности для заявителей представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала
IV этап Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции)
V этап Обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале, если это не запрещено федеральным законом
Сроки реализации указанных этапов зависят от конкретных участников СМЭВ, видов государственных и муниципальных услуг и функций, видов документов и информации, циркулирующей между участниками процесса оказания услуги или исполнения функции, и определены рядом нормативных и распорядительных документов, в числе которых можно назвать:
● Федеральный закон от 27.07.2010 № 201-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
● Перечень документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде (распоряжение Правительства РФ от 17.03.2011 № 442-р).
● План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти (распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р).
● Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями (распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р).
По данным Минкомсвязи, межведомственного взаимодействия требуют порядка 250 госуслуг. По состоянию на 20 июня к СМЭВ с использованием защищенных каналов связи подключены 36 федеральных органов исполнительной власти, два государственных внебюджетных фонда, два банка и 15 субъектов Российской Федерации. Общее количество переданных через систему взаимодействия электронных сообщений с начала ее использования превышает два миллиона. В СМЭВ зарегистрировано 70 электронных сервисов федеральных органов исполнительной власти, используемых при оказании 83 приоритетных государственных услуг. Cоглашения о взаимодействии при обеспечении предоставления государственных услуг в электронном виде уже заключены с 55 федеральными органами исполнительной власти, среди которых Минобрнауки, Минсельхоз, Минрегионразвития, Минспорттуризма, Минздравсоцразвития, Минкультуры, МВД, МИД, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство и др.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что в настоящее время в нашей стране интенсивно развиваются два масштабных проекта – МЭДО и СМЭВ. Причем в текущем году ожидается существенный прорыв в реализации этих проектов. Предполагалось, что уже с 1 июля 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 201-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, оказывающие государственные (муниципальные) услуги, не будут требовать от заявителей предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении других органов и организаций; заявители не будут обращаться в иные органы и организации за совершением действий, необходимых для получения указанных услуг, в том числе за согласованием; заявители будут иметь возможность получить информацию о ходе рассмотрения и исполнения заявки, а также результат исполнения заявки на услуги в электронном виде, в том числе через портал.
Однако жизнь вносит в планы коррективы. Так, для федеральных ведомств сроки по реализации обмена информацией между собой в электронном виде сдвинуты на 3 месяца (то есть федеральные ведомства должны начать получать информацию и документы друг у друга, а не у граждан, только с 1 октября 2011 г.), а для субъектов РФ срок отодвинут на целый год, до 1 июля 2012 г. Хочется отметить, что первоначальные планы по переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде никаких разграничений между федеральными органами и органами власти субъектов не предполагали.
С 1 января 2012 г. в соответствии с Планом мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.02.2011 № 176-р, должен быть обеспечен безбумажный документооборот в отношении утвержденных в текущем году видов документов.
Несомненно, это только начало большого пути, и в процессе проведения работ в рамках проектов МЭДО и СМЭВ, на основе анализа результатов этих работ будет уточняться и конкретизироваться состав предстоящих мероприятий в этом направлении, сроки и последовательность их проведения, включая техническую, технологическую, методологическую и нормативно-правовую составляющие.