Что такое месторождение на севере
Чем удивляет самое северное нефтегазовое месторождение России, когда попадаешь туда впервые
Не так давно я побывал на самом северном из разрабатываемых нефтегазовых месторождений материковой части России — Восточная Мессояха. Поэтому хотел бы рассказать о том, что меня удивило в этом месте.
1. Удаленность месторождения от инфраструктуры. Этот высокотехнологичный промысел построен всего за 4 года прямо посреди тундры. Здесь все построено так, чтобы быть полностью автономным.
2. Логистическая труднодоступность. Сюда до сих пор нет дороги, зимой 3 месяца в году можно добраться по зимнику, а круглогодично только на вертолете.
3. Условия жизни рабочих. Всегда думал, что рабочие вахтового поселка живут в тесных и неудобных вагончиках. Тут же выстроен большой и современный социально-бытовой комплекс, где сделано все возможное, чтобы сделать комфортным свободное время и отдых рабочего состава на вахте.
4. Цены на еду. Никогда не видел, чтобы еда стоила настолько дешево, учитывая логистическую сложность доставки продуктов питания. Чтобы оценить цены, обязательно прочтите этот пост. Да и в единственном магазине на месторождении цены тоже как в обычном магазине.
5. Чистота. Всегда думал, что работники нефтегазового промысла должны быть все грязные и испачканные в нефти, но нет — за несколько дней нахождения на промысле я не увидел ни на одном работнике грязной униформы.
6. Близость месторождения к коренным малым народам севера. Прямо недалеко от промысла живут и пасут оленей ненцы, оленеводы живут в добром соседстве с нефтяниками, а нефтяники часто им помогают. Мы даже ездили к ним в гости.
О моих актуальных поездках и приключениях можно узнать в инстаграме.
Что такое месторождение на севере
[ | Tags | | | геология, репортаж, север | ] |
ПАО «ГЕОТЕК Сейсморазведка» — одна из крупнейших геологоразведочных компаний в мире. Она ведет историю от предприятий Министерства геологии и Министерства нефтяной промышленности СССР, занимавшихся поиском и разведкой полезных ископаемых. Сейсмопартии работают в основных нефтегазоносных провинциях России, в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе.
Ямальская земля — зона вечной мерзлоты. Летом это на 80% заболоченная и заозёренная тундра со сложным рельефом, поэтому работы по поиску и разведке месторождений ограничены коротким сезоном с декабря по апрель, когда всё покрыто снегом, часто бушует пурга, а температура может опускаться до –50 °C.
1. Ямало-Ненецкий автономный округ занимает первое место в России по запасам природного горючего газа и второе — по запасам нефти. Поиск новых месторождений ведётся с помощью сейсморазведки — геофизического метода, который позволяет заглянуть в глубь земной коры и получить данные о глубине залегания и форме геологических структур потенциально перспективных месторождений углеводородов.
2. КПП у въезда на зимник Пякяхинского месторождения. Это единственная дорога, которая связывает сейсмопартию с цивилизацией — посёлком Газ-Сале, расположенным в 6–7 часах езды от Нового Уренгоя. По зимнику везут оборудование, продовольствие и другие материалы, необходимые для жизнедеятельности в полевых условиях.
3. Зимник проливают водой, чтобы укрепить дорожное полотно. Снежная дорога прокладывается прямо по снегу с помощью грейдеров и может эксплуатироваться только при минусовой температуре. Протяжённость зимника от Газ-Сале до сейсморазведочной партии составляет 114 километров. Чтобы преодолеть это расстояние нужно около 8 часов.
4. Снегоболотоход «ТРЭКОЛ». Регистрировать данные приходится в труднопроходимой местности, поэтому работники передвигаются на вездеходах.
5. Река Индикьяха. На снегоболотоходе сотрудники выполняют разведку местности, чтобы оценить, можно ли вести работы.
7. Полевой лагерь сейсмопартии.
Он состоит из жилых вагончиков, бытовых помещений и производственных территорий, на которых обслуживается техника и хранится оборудование.
9. Вечерняя планёрка в офисе начальника партии.
10. Уточненная карта-схема по результатам полевой съёмки. На ней отображается расположение коммуникаций и охранных зон, орогидрографии (участки сложного рельефа, реки, озёра, болота, маршруты объездов).
11. Гусеничный вездеход ГАЗ возвращается с топографических работ.
12. Водитель вездехода и геодезист.
13. Съемка начинается с выноса в натуру пунктов географических наблюдений, закрепляемых вехами.
14. С помощью специального оборудования геодезист определяет точные координаты и высотные отметки пунктов географических наблюдений.
16. Процесс загрузки геофизического оборудования в вездеход МТЛБу. Для регистрации сейсморазведочных данных используется современная наземная система Sercel 428XL.
18. Кабель нужен для передачи на большие расстояния громадных массивов сейсморазведочных данных.
20. Установка сейсмооборудования вешками профиля. Гусеничный вездеход движется вдоль размеченного пикетами профиля, а рабочие сбрасывают кабель.
21. Параллельно разматывают группы геофонов — приборы для регистрации упругих волн. Они преобразовывают колебания почвы в электрический сигнал.
22. Геофон вручную устанавливают в снег. Из-за цвета и формы сейсморазведчики называют его «морковкой».
24. Размотка телеметрической «косы» и выгрузка группы геофонов.
25. Бригадир сейсмобригады и водитель смоточного вездехода МТЛБу.
26. Работы по размотке продолжаются на закате.
27. Установка групп геофонов на профиле.
28. Диспетчер в процессе работы. Она выдаёт задания водителям, ведёт табели и путевые листы, а также считает расход ГСМ.
29. Вибрационная установка XVib PLS-362 на гусеничном ходу.
30. Вес установки — почти 40 тонн, максимальная скорость — 19,3 км/час. Махина с дизельным двигателем Detroit мощностью 475 лошадиных сил.
31. Вибрационная сейсмическая установка XVib в работе. Такая установка заменяет взрывы в скважинах. Она тоже создает упругие колебания, которые проходят через толщу пород, отражаются от границ между пластами и возвращаются к поверхности, где регистрируются геофонами.
32. На проекте используются 10 вибрационных установок — 8 в работе и 2 запасных.
33. Для повышения производительности применяется система Flip-Flop. Две группы вибраторов работают поочредно: пока одна из групп вибрирует, другая перемещается на следующий пикет.
34. Для синхронной работы вибраторов и сейсмостанций используются системы управления вибрационными установками Vib Pro.
35. Запуск свип-cигнала. Его параметры изменяются во времени.
36. Опорная плита вибрационной установки XVib. Тяжёлая плита плотно прижимается к поверхности и возбуждает упругие колебания.
37. Группа вибраторов в работе на профиле. Всего в рамках проекта нужно отработать более 40 000 физических наблюдений.
38. Сейсмоприемники расставляются по 24 приемным профилям, на каждом из них по 144 канала. Расстояние между приемными профилями составляет 300 метров, между группами — 50 метров. Такое же расстояние между профилями и пунктами возбуждения.
39. Вагон-офис топогеодезического отряда. Здесь оперативно обрабатывается материал полевых наблюдений.
40. Геофизик-оператор за работой. После каждого возбуждения все вибрационные установки передают на сейсмостанцию графические и табличные данные о качестве работы PSS (Post Sweep Service). На дисплее отображается информация о пиковых и средних значениях фазы, величине усилий и искажениях.
41. Фрагмент монитора сейсмостанции во время наблюдения шумов профиля.
42. Фрагмент сейсмограммы.
43. Геофизик контроля качества за обработкой полученных данных. Специалисты подрядчика совместно с представителями заказчика осуществляют первичную оценку качества полевых материалов, делают отбраковку и принимают решение о том, нужно ли продублировать геодезические или сейсмические наблюдения.
44. Территория полевого лагеря разделена на жилую и производственную зоны. В жилой располагаются вагон-дома для персонала, две столовых и медпункт, где фельдшер может оказать первую помощь. Для работы инженерно-технического персонала организованы офисы. На производственной территории оборудуются площадки для стоянки и ремонта техники, хранения ГСМ, а также мастерские и дизельные электростанции.
45. В вахтовом городке проживают 180 человек.
46. Персонал сейсмопартии обеспечивают спецодеждой, постельными принадлежностями и трёхразовым питанием. На территории постоянно функционируют душевая и прачечная. Бытовой мусор собирают в отведённом для этого месте и затем сжигают специальной установкой.
47. Для связи бригад с отрядами, отрядов — с базой партии, подразделений подрядчика — с заказчиком организуется система радиосвязи. Ещё здесь есть круглосуточная телефонная связь, высокоскоростной интернет, а также телевидение Триколор.
48. Жилые вагон-дома.
49. Транспортировка вагон-домов на площадь работ.
50. Мобилизация сейсморазведочной партии — сложный и многоэтапный процесс. Всё начинается с отвода участка земли под зимник, затем нужно откопать от снега всё имущество и подготовить дома к переезду. Дальше следуют рекогносцировка и строительство временной зимней дороги и только после этого — переезд.
52. Заправка вездехода дизельным топливом.
53. Вездеход КТМ выезжает за оборудованием.
54. Экипаж вездехода КТМ.
55. Приборная панель вездехода КТМ.
57. Наладчик геофизической аппаратуры на снегоходе «Буран». Эти универсальные снегоходы используют чтобы быстро устранить неисправности на приёмных линиях.
58. Выезд наладчиков на профиль.
59. Вездеход «ТРЭКОЛ».
Он может передвигаться по снежному и заболоченному бездорожью, по грунтам со слабой несущей поверхностью — песку, глине, торфу, а также преодолевать небольшие водные преграды. Такие вездеходы часто используются для эвакуации и транспортировки пострадавших в тех местах, которые недоступны другим транспортным средствам.
60. «ТРЭКОЛ» на заправке арктическим дизельным топливом. Оно предназначено для экстремально низких температур (до –50°С).
61. Арктическое дизтопиво содержит повышенный процент веществ, снижающих вязкость и понижающих температуру замерзания.
63. В суровых погодных условиях тундры выживают только самые неприхотливые растения, в основном мхи, лишайники, травы и карликовые кустарники. Встречаются багульник, брусника, чёрная и красная смородина.
64. Типичный обитатель Ямала — северный олень. Региону принадлежит мировой рекорд по величине поголовья этих домашних животных — более 600 тысяч голов. В Ямало-Ненецком автономном округе официально зарегистрировано 3 тысячи оленеводческих бригад, а пастбищами служат тундровые просторы площадью 47 миллионов гектаров.
65. Местное население. На территории ЯНАО проживают представители коренных народов — ненцы, ханты и коми-зыряне.
«От переизбытка эмоций кружится голова» Чем способна удивить туриста земля ханты и манси, где добывают нефть?
Фото: Сергей Шандин
Километры нехоженых таежных лесов и топких болот, богатые нефтяные и газовые месторождения, тысяча озер, петляющие полноводные реки, богатые северной рыбой, — из таких пейзажей и складывается лицо и облик Западной Сибири. Ее сердце — это энергия динамично развивающихся моногородов и «новых» молодых столиц, а душой являются открытые и гостеприимные жители края, радушно принимающие в свой дом туристов. Корреспондентка «Ленты.ру» совместно с проектом «Медиаразведка», организованным сервисом поездок и путешествий «Туту.ру» и VisitUgra, отправилась в Югру и рассказала, чем удивила ее земля ханты и манси.
«Это была единственная секунда страха»
«Ты как?» — доносится сквозь гул двигателя. Жизнеутверждающий ответ моему инструктору приходится кричать несмотря на то, что он сидит в полуметре от меня. Места тут ровно для троих пассажиров, и то, если поджать ноги в коленях. Еще раз подтверждаю свой настрой кивком и пальцем, поднятым вверх. Бегло окидываю взглядом приборную панель самолета и откидываюсь назад. Выход только один — расслабиться. Скоро американский моноплан приподнимет от проблем и городской суеты на две тысячи метров. Жизнь, конечно, продолжает идти как ни в чем не бывало, но вот моя должна была совсем скоро неузнаваемо измениться, разделиться на «до» и «после» прыжка.
Открывается дверь самолета, а за ней висит плотная завеса тумана. Это и была единственная секунда страха — не так сложно выйти, как понять, что сейчас будешь прыгать в неизвестность, не видя внизу земли. Падение было внезапным и абсолютно неуклюжим, все тело сжалось, потоки встречного воздуха, казалось, разрывали мне ноздри. Несусь с огромной скоростью, в ушах оглушающе ревет ветер. Резкий рывок за плечи… И такая же резкая остановка в воздухе! И вот подо мной снова широкая пойма Оби, ее разветвленные протоки разрезают зеленую ширь на сотни маленьких лоскутков. Потянулись нитки дорог, появились крошечные многоэтажки. Мы парили над землей и очень медленно приближались к ней.
Ямальская стратегия
Ямальский регион — один из главных для «Газпром нефти». Когда-то ее история началась с активов, расположенных на юге Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако именно крупные проекты в северной, арктической части ЯНАО стали поворотным этапом в развитии компании
Углеводородное богатство
По запасам и объемам добычи природного газа ЯНАО занимает в России первое место, а по разведанным запасам нефти и конденсата — второе место после Ханты-Мансийского автономного округа. Значительная часть этих запасов расположена за полярным кругом, в том числе на полуострове Ямал. Доступ к ним требует существенных вложений, а потому и цена ошибки очень высока.
Специфика региона — его труднодоступность, неразвитость инфраструктуры — определила ключевые особенности ямальских проектов «Газпром нефти». Здесь невозможно работать локально, планировать необходимо на многие годы вперед, при этом сохранять гибкость, быть готовым к самым разным сюрпризам, которые могут преподнести как непростая геология ямальских активов, так и капризная рыночная конъюнктура.
Сегодня «Газпром нефть» развивает несколько крупных добычных кластеров на севере ЯНАО. Месторождения за полярным кругом в 2020 году дали 31% от всего объема добычи углеводородов компании. Сегодня основной вклад в эту цифру вносят такие проекты, как «Новый Порт» и «Мессояха». Фавориты будущего — Бованенково, Харасавэй и Уренгой: они добавят еще порядка 10% к общему объему добычи.
Ачимовские залежи
Уренгойского месторождения
Неоком-юрские залежи Бованенковского и Харасавэйского месторождений
Новый кластер добычи
Крупнейшие новые проекты в регионе «Газпром нефть» реализует на лицензиях материнской компании. Это Бованенковское и Харасавэйское месторождения на полуострове Ямал и Уренгойское, расположенное также в ЯНАО, но юго-восточнее, по другую сторону от Обской губы. Ресурсная база этих месторождений-гигантов столь велика (в общей сложности более 2 трлн куб. м газа, 300 млн тонн конденсата и 700 млн тонн нефти), что «Газпром» и «Газпром нефть» имеют возможность параллельно вести крупномасштабную добычу на одном и том же лицензионном участке.
Каждая из компаний при этом нацелена на свой тип запасов. Так, на Бованенкове и Харасавэе «Газпром» разрабатывает сеноман-аптские залежи газа. Интерес «Газпром нефти» связан с более глубокими неоком-юрскими пластами, в которых велика доля жидкой составляющей — газового конденсата. Впрочем, газа здесь тоже достаточно, и по мере реализации этих проектов его объемы в совокупной добыче «Газпром нефти» неизбежно будут расти. Это закономерное следствие развития компании на Ямале, углеводородные месторождения которого богаты в первую очередь газом, и вместе с тем — хорошая возможность для большей диверсификации бизнеса, столь актуальной в условиях нестабильности на энергетических рынках.
Сегодня Новопортовское месторождение — крупнейший по объемам добычи арктический актив «Газпром нефти»
В ближайшие 3 года доля инвестиций «Газпром нефти» в газовые проекты составит около 30%. С запуском проектов компании на Уренгойском, Бованенковском и Харасавэйском месторождениях в годах доля газа в добыче «Газпром нефти» достигнет 45%. Новые активы также позволят получать достаточные объемы сырья для развития газохимического производства.
Одна из важных задач, которую предстоит решить, — организация вывоза жидких углеводородов, добытых на Бованенкове и Харасавэе. Необходимая инфраструктура на севере Ямала отсутствует. Компания рассматривает различные варианты отгрузки сушей или морем. Решение о том, какой из них будет более эффективным, «Газпром нефть» примет в 2021 году.
Новопортовский прорыв
«Новый Порт» без преувеличения прорывной проект для «Газпром нефти», с которого компания ведет отсчет своего присутствия на полуострове Ямал. Здесь она нарабатывала уникальный опыт работы в суровых условиях Арктики, осваивала передовые технологии нефтедобычи, находила уникальные решения, без которых рентабельная разработка такого сложного актива была бы невозможной.
Новопортовское — одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений полуострова Ямал. Запасы нефти здесь составляют более 250 млн тонн, а газа — более 360 млрд куб. метров. Хотя месторождение было открыто еще в 1964 году, начать его разработку долгое время было невозможно.
Трудностей на Новопортовском действительно было много. Это и отсутствие транспортной инфраструктуры, и сложные низкопроницаемые коллекторы, и многокомпонентный состав залежей, которые содержат нефть, мощную газовую шапку и газовый конденсат.
Проект требовал нестандартных подходов и решений. Для вывоза новопортовской нефти был разработан морской маршрут, построены уникальный морской отгрузочный терминал «Ворота Арктики», нефтяные танкеры ледового класса Arc7, ледокольные суда обеспечения. Горизонтальные и многоствольные скважины, а также многостадийный гидроразрыв пласта позволили эффективно извлекать нефть из недр. Важной частью проекта стало строительство установки по подготовке газа. С ее помощью газ закачивается обратно в пласт. Таким образом удается проводить смешивающееся вытеснение — метод повышения нефтеотдачи, при котором нефть смешивается с газом. А кроме того, минимизировать утилизацию попутного нефтяного газа путем сжигания.
Успешный комплексный проект был по достоинству оценен отраслевым сообществом. В 2019 году он получил международную премию Excellence in Project Integration. «Газпром нефть» первой среди российских компаний удостоилась этой престижной награды.
Месторождения, расположенные за полярным кругом, принесли компании в 2020 году порядка трети совокупного объема добычи. Со временем эта доля будет только расти как за счет развития действующих промыслов, так и благодаря расширению ресурсной базы в Заполярье. Значимой точкой роста в новом десятилетии для нас станет освоение газоконденсатных залежей гигантских месторождений Ямала: Бованенковского, Харасавэйского и Уренгойского. Поэтому Арктика и в дальнейшем будет оставаться ключевым центром нашей добычи. Мы продолжим поиск новых возможностей развития в регионе и внедрение технологий, повышающих эффективность работы в суровых условиях.
Сегодня Новопортовское месторождение — крупнейший по объемам добычи арктический актив «Газпром нефти». В 2020 году здесь было добыто 14,87 млн т н. э. Однако это только начало развития крупного кластера добычи на юге Ямала. По соседству находятся еще несколько месторождений и перспективных лицензионных участков. В портфеле новых активов компании — Южно-Каменномысский, Южно-Новопортовский и Суровый лицензионные участки. Здесь также находятся Ближненовопортовское, Хамбатейское и Мало-Ямальское месторождения. Инфраструктура, созданная для Новопортовского месторождения, позволит вовлекать их в разработку и поддерживать добычу в регионе еще долгие годы.
На берегах реки Мессояхи
Еще один крупный проект компании в ЯНАО — «Мессояха». Сегодня это самый северный из расположенных на суше нефтяных промыслов в России. Добыча сейчас идет на Восточно-Мессояхском месторождении, на Западно-Мессояхском продолжаются геолого-разведочные работы. «Газпром нефть» реализует этот проект совместно с «Роснефтью».
Разработка Мессояхской группы месторождений стала возможной, когда было принято решение о строительстве нефтепровода Заполярье — Пурпе. Он позволил связать северные месторождения Тюменской области с нефтепроводной системой «Восточная Сибирь — Тихий океан». Однако удаленное расположение не единственная трудность. Нефтяники столкнулись здесь с чрезвычайно сложным геологическим строением залежей, потребовавшим особенных технологических решений.
Скважины Мессояхи — одни из самых сложных в отрасли. Чтобы наиболее эффективно охватить нефтеносные пласты, здесь бурят высокотехнологичные многоствольные скважины — так называемые фишбоны (расположение стволов скважины делает ее похожей на рыбью кость). В 2019 году на месторождении был введен в эксплуатацию уникальный для отрасли фишбон с восемью ответвлениями. Протяженность основного ствола скважины составила 5,1 км, а общая проходка с ответвлениями — 9,1 км.
Еще один уникальный с технической точки зрения проект был реализован на Мессояхе в 2020 году. Актив расположен далеко от газотранспортной инфраструктуры, а потому задача утилизировать с пользой попутный нефтяной газ (ПНГ) потребовала нестандартных решений. Некоторое количество газа расходуется на собственные энергетические нужды. Однако большая часть закачивается в подземное хранилище на Западно-Мессояхском лицензионном участке. Особенность проекта в том, что ПНГ добывают и подготавливают на одном месторождении, а закачивают в неразработанные пласты другого. Для этого потребовалось построить газопровод, компрессорную станцию и два куста газонагнетательных скважин.
В на Восточно-Мессояхском месторождении добыли 6,2 млн т н. э. Это на 10% больше, чем годом ранее. Рост добычи стал возможен благодаря вовлечению в разработку трудноизвлекаемых запасов, а также цифровизации основных процессов.