Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии

МАК-терапия: первый шаг на пути к себе

Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть картинку Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Картинка про Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии

На картах обычно изображаются люди или животные, предметы или пейзажи, абстрактные узоры или ситуации взаимодействия людей. При взгляде на изображение у каждого человека неизбежно возникают какие-либо ассоциации, и поэтому карты называются «ассоциативными». Таким образом, каждая карта может стать зримой метафорой желаний, тревог, переживаний или даже страхов человека, выстроившего свою ассоциацию с увиденным. Так объясняется слово «метафорические» в названии карт.

Для чего же нужны эти метафорические ассоциативные карты? Если в двух словах, они нужны для того, чтобы разобраться в своих чувствах, проблемах или ощущениях, которые не поддаются описанию в привычном формате или же не вполне понятны даже самому человеку. Эти карты можно использовать самостоятельно в режиме самодиагностики и самопомощи. Однако чаще эти карты используют профессиональные психологи, чтобы помочь пришедшему на прием человеку разобраться с его внутренней проблемой.

МАК-терапия в психологии

В 1975 году канадский художник и любитель игры в покер Эли Раман создал эксклюзивную колоду карт с репродукциями своих картин. Так его искусство ушло в массы, потому что взять с собой колоду сувенирных карт всегда проще, чем полноформатный фотоальбом. Интересоваться картинами Рамана смогли даже те, кто не увлекался живописью и посещением арт-галерей.

В 1983 году Эли Раман познакомился с немецким психотерапевтом Моритцом Эгетмейером и, конечно же, показал ему эти карты. У предприимчивого немца сразу же появилась идея использовать их в психотерапии. Помимо этого, Моритц Эгетмейер организовал массовое производство наборов карт, и на сегодняшний день его издательство ОН-Verlag выпускает порядка двух десятков разновидностей колод.

«Verlag» означает на немецком «издательство», а слово «ОН» появилось после наблюдения за реакцией первых клиентов, на которых Моритц Эгетмейер опробовал новый метод диагностики. Самой частой реакцией стал выкрик «О» в разных вариациях: «О, это оно!» или «О, да» или «О, нет».

Успех тандема живописи и психологии, вызвавший к жизни еще один формат арт-терапии, объясняется простотой и доступностью формы, в которой происходит общение человека с самим собой или с психологом. Уметь мыслить образами – это норма для взрослого человека, а какие-то ассоциации при виде картинок возникают даже у детей. Поэтому метафорические ассоциативные карты заметно облегчают процесс первичной психодиагностики на приеме у психолога и снимают любые барьеры в общении, будь то связанные с каким-то стеснением человека или непониманием им самим сути своих проблем.

Топ-5 уникальных свойств метафорических ассоциативных карт:

Список литературы по использованию метафорических ассоциативных карт:

Кроме того, вы можете посетить онлайн-семинар Жанны Абрамовой, одного из ведущих специалистов по метафорическим картам. Как обещает автор семинара, за три дня вы не просто познакомитесь с метафорическими картами, но научитесь с их помощью находить решения вопросов, которые традиционно считаются сложными, объемными, а то и вовсе нерешаемыми.

Сами же карты вы можете приобрести в онлайн-магазине, выбрав любой из предлагаемых комплектов. Кстати, именно поэтому и стоит предварительно познакомиться с методикой использования этих карт, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант. Мы, конечно же, расскажем вкратце, какие бывают карты.

Какие бывают метафорические ассоциативные карты?

Виды карт:

А еще карты различаются по способу исполнения: есть фотоколоды, а есть рисованные карты, есть карты с картинками, словами и картинками, сопровождаемыми словами. Главное, в чем сходятся эксперты в своих рекомендациях, это то, что ваши карты должны нравиться лично вам.

Как работать с картами?

И уж коль скоро мы заговорили про выбор карт, давайте познакомимся с основными техниками работы с картами. Это не заменит чтения специальной литературы, однако позволит знакомиться с рекомендациями более осмысленно.

Основные техники работы с картами:

Это основные техники работы с картами. Они достаточно просты, и вы вполне можете сначала опробовать их на себе, поискать собственные ассоциации со своими ситуациями, стремлениями, желаниями, проблемами.

Узкоспециальные техники работы с картами:

Разумеется, узкоспециальных техник намного больше, как намного больше различных жизненных ситуаций, требующих решения. Но, как показывает практика, именно три вышеперечисленные проблемы люди наиболее часто склонны делегировать психологам. Вы можете потренироваться работать с картами онлайн – так вам будет понятнее, какой информации вам недостает и на что обратить внимание, если вы в перспективе планируете начать использовать карты не только для себя, но и для работы с другими людьми.

И, наконец, для того, чтобы хорошо подготовиться к индивидуальной психологической практике и во всеоружии встретить любую задачу, рекомендуем пройти наш курс «Психическая саморегуляция», где мы познакомим вас со множеством самых разных техник и методик работы.

Источник

МАК-терапия – простой инструмент для самопознания

Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть картинку Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Картинка про Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии
Метафорические ассоциативные карты

Значимость данных карт заключается в том, что они помогают понять чувства и мысли, которые человек не может описать. Эти карты могут использоваться человеком самостоятельно для самоанализа. Обучение этому делу не отнимает много времени. Но чаще всего карты применяются профессиональными психологами, которые помогают проработать человеку его переживания.

Уникальные свойства метафорических ассоциативных карт

МАК появились в 1975 году благодаря художнику из Канады и игроку в покер Эли Раману, создавшему колоду карт со своими картинами. В 1983 году Эли Раман встретился с психотерапевтом из Германии Моритцом Эгетмейером и презентовал свое изобретение. Моритц придумал вариант использования карт в психологической терапии. И именно он стал выпускать наборы карт в дальнейшем.

Уникальные свойства МАК:

Виды МАК

Основные методы использования карт:

Во многих случаях использовать карты для самопознания очень полезно. Порой человек не видит своих проблем и их причин, хотя они могут лежать как на поверхности, так и глубоко внутри. Разобраться с негативными эмоциями и чувствами помогают также различные психологические тренинги и курсы. Например, Викиум предлагает интересный и эффективный курс «Детоксикация мозга», позволяющий разобраться в себе, понять свои мысли и избавиться от негатива, мешающего достигать цели.

Источник

Душа в картинках: как научиться понимать смысл метафорической карты

Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть картинку Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Картинка про Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии

Корень всего, что происходит в нашей жизни, принадлежит нашему подсознанию. Необходимо понимать, что для результативного решения трудностей и задач, с которыми мы сталкиваемся, первопричину следует искать в себе. Это и помогают сделать метафорические карты – при помощи внутренней интуиции отыскать в себе источник проблем и научиться регулировать этот момент в желаемую положительную сторону.

Если бы мы в высокой степени владели уровнем самопознания и самосовершенствования, умели бы прислушиваться к колебаниям своей души, можно было бы обойтись и без карт. Но наша культура интуитивно направляет нас к визуализации, анализу и просчету, нежели к интуиции.

Что же такое метафорические карты, как они работают и как научиться их правильно «считывать»?

Что такое метафорические карты и для чего они нужны

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) представляют собой набор психологических картинок/открыток с изображением людей, животных, природы, предметов, абстрактных событий, образов или слов, вызывающих у человека свои собственные ассоциации.

Обычно сюжет ассоциативной карты неоднозначен и не имеет точечной интерпретации. На одном и том же изображении разные люди способы найти как позитивные, так и отрицательные фокусировки, в зависимости от индивидуального психоэмоционального фона и глубины мышления.

Виды МАК

Метафорические карты подразделяются на тематические виды. Есть узкоспециализированные изображения, призванные разобраться в конкретном сложном вопросе, а есть довольно-таки универсальные открытки, способные нащупать в подсознании обширную проблемную область.

Наибольшую популярность среди психологов приобретают следующие виды МАК:

Персона (Persona) – набор открыток с изображением человеческих лиц с разнообразными эмоционально окрашенными выражениями и состояниями;

Танду (Tandu) – специальная колода карт, призванная проработать и скорректировать взаимоотношения в паре;

Экко (Ecco) – работа с творческим потенциалом;

Коуп (Cope) – исцеление душевных травм;

Сага (Saga) – формирование и рост креативности мышления, воображения и творческих способностей;

Морена (Morena) – активирует ресурсы и дарит простые способы стать счастливым;

Она – женская, высокоресурсная колода;

OH (ОХ) – раскрытие и понятие самого себя, своего смысла и роли во Вселенной;

1001 – смысловые сказки для роста воображения и заполнения бессонных ночей;

Из сундука прошлого – работа с детскими страхами, травмами, неврозами;

Окна и двери – проработка разных опасных состояний, поиск ресурсов для выхода из них.

Это лишь небольшая тематическая часть от общего внушительного объема карточных ассоциативных колод, которая наиболее активно используется коррекционными специалистами или людьми, стремящимися к самопознанию.

Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть картинку Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Картинка про Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии

Фото автора: RF._.studio/Pexels

МАК – инструкция для психолога

МАК являются действенным инструментом в руках психолога, педагога или тренера и давно успешно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих лекциях. При помощи карт, например, можно с легкостью наладить взаимоотношения, организовать знакомство, развить творческий потенциал, сделать выбор в сложном принятии решения.

Как работают метафорические карты? Человек вытаскивает открытку по своему запросу, разглядывает изображение и описывает свои интуитивные ассоциации. Пациент не говорит о себе, поэтому расслабляется и как бы уходит в сторону от собственных проблем, высвобождая свои болезненные блоки и вскрывая переживания. Через ассоциативные карты опытный психотерапевт способен не только обнаружить причину проблемы, но и вытащить ее из подсознания и проработать до полноценного излечения.

Клиенты психологов, особенно дети, очень любят в игровой форме взаимодействовать с метафорическими ассоциативными картами, легко расслабляются и получают явное удовольствие в процессе игры в ассоциации. При этом психолог может беспрепятственно добраться до внутренних глубинных проблем, которые человек в себе и не подозревает.

Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть картинку Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Картинка про Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии

Фото автора: RF._.studio/Pexels

Как самостоятельно работать с метафорическими картами

Когда человек решает обратиться за психотерапевтической помощью и начинает работать с метафорическими картами, он мысленно формирует свои вопросы.

Для этого действа существуют две востребованные стратегические терапевтические методики:

Открытая. Колода метафорических карт расположена вверх изображениями. Психолог задает вопрос, а пациент выбирает картинку, которая наиболее верно отображает его точечное настоящее состояние. Это безопасная и полностью подконтрольная методика, ориентирующаяся на расслабленное состояние и снижение эмоциональной тревожности.

Если вы честны с собой и бесстрашны – вперед! Можно попробовать совместить в себе роли пациента и терапевта и попрактиковаться в работе с картами.

Расшифровка значений метафорических карт

Теперь, когда мы знаем о способах применения метафорических карт в профессиональной и обывательской практиках, возникает главный вопрос: а как же научиться «распаковывать» карту, как понять, что именно она транслирует?

Для начала вытяните из колоды карту, постарайтесь полностью абстрагироваться от изображенного сюжета и, стараясь довериться только собственной интуиции, ответьте себе на три простых вопроса:

Что именно я вижу? Попробуйте расчленить картинку на отдельные предметы и частицы. Старайтесь быть внимательными ко всем, даже самым незначительным, деталям. Описывайте форму, размер, цвет, свойства и способы расположения в пространственном периметре. Помните, ключевое значение может иметь любая мелочь.

Что я об этом думаю? На этом этапе попытайтесь понять, как именно явное предназначение этих предметов в реальном мире может соотноситься с вашим индивидуальным прошлым, настоящим, будущим или конкретным заданным вопросом.

Что я чувствую прямо сейчас? На этом этапе царству логики пришел конец. Максимально отключайте ее, давайте волю интуиции и чувствам. Слушайте себя и пытайтесь комплексно оценить всю картину и уловить всю гамму своих эмоций – радость или удручение, улыбку или грусть, напряжение или благодать. Важно все.

Непременно опишите все свои ощущения и мысли на бумаге. Конспектируйте все, что приходит в голову. Отпускайте свою фантазию – она давно заслужила «свободное плавание» и «попутный ветер». Рассказывайте о вымышленных персонажах свои истории. Вскрывайте все коды замысловатых образов, чтобы получить ответы на свои вопросы. Самое главное – стать АВТОРОМ и захотеть написать свое собственное произведение именно так и таким, каким хочется только лишь вам.

Каких целей можно достичь, научившись понимать смысл метафорической карты

Легко обойти рациональное мышление и достать сокровенные причины многих наших злободневностей.

Осуществить результативный диалог сознательного с подсознательным.

Реконструировать прошедшие события, повлекшие за собой страхи, тревожность, неврозы и психологические травмы.

Прояснить свои актуальные волнения и потребности.

Завершить все гештальты, забирающие энергию и силы.

Смоделировать промежуток от смутного прошлого к счастливому грядущему.

Метафорические карты – это особенный инструмент, основанный на простейших постулатах проективных техник, и грех не использовать эти преимущества в позитивной коррекции своей жизни и жизни наших близких.

Полученные знания о работе с метафорическими картами вы можете использовать в сфере помогающих и социальных профессий, коучинга, проводить индивидуальные или групповые консультации.

Источник

Метафорические карты

Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Смотреть картинку Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Картинка про Что такое метафорические ассоциативные карты в психологии. Фото Что такое метафорические ассоциативные карты в психологииМетафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень сознания. Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В подсознании, как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом рефлексии начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, мотивы и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих эмоциях, расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *