Что такое метапознание в педагогике

Характеристики метапознания, примеры и стратегии

метапознание это осознать наш образ мышления и наши когнитивные стратегии. Это можно определить как «мышление о нашем мышлении». Кроме того, он включает контроль и надзор за нашими собственными когнитивными процессами, когда мы учимся.

Эта способность может быть развита и связана с интеллектом и академическим успехом. Вот почему это проблема, которая решается и работает из педагогической психологии в основном.

Что такое метапознание в педагогике. Смотреть фото Что такое метапознание в педагогике. Смотреть картинку Что такое метапознание в педагогике. Картинка про Что такое метапознание в педагогике. Фото Что такое метапознание в педагогике

Определение метапознания

Определение метапознания не простая задача. Хотя этот термин используется все больше и больше, существует большая дискуссия о его концептуализации.

Кажется, это потому, что разные термины используются для описания одного и того же явления. Например, метапознание иногда появляется в литературе как «исполнительный контроль» или «саморегуляция».

В целом, это относится к способности людей отражать свои когнитивные переживания и регулировать их. Этот процесс, по-видимому, входит в наши исполнительные функции, а именно те возможности, которые связаны с надзором и регулированием когнитивных процессов..

То есть модулировать внимание, рабочую память, планировать, сдерживать поведение, контролировать эмоции и т. Д..

Термин метапознание часто ассоциируется с Джоном Флавеллом за его обширные исследования в этой области. Этот психолог американского развития впервые применил эту концепцию в 1979 году. Флавелл объяснил, что метапознание означает знание и контроль познания..

Таким образом, «метапознание» может быть понято как все процессы, которые управляют познанием. Как выявлять аспекты своего мышления, думать о своем мышлении и реагировать на него посредством контроля и регулирования.

То есть это происходит, когда мы планируем, регулируем, оцениваем и вносим изменения в наше учебное поведение в поисках улучшения.

Характеристики метапознания

Метапознание состоит из трех характерных элементов:

Метакогнитивные знания

Это то, что мы знаем о себе и других с точки зрения того, как обрабатывается информация. Он включает в себя как знания о себе, как о студентах или мыслителях, так и факторы, влияющие на нашу работу. Это называется «декларативным знанием».

Это также включает в себя «процедурные знания». То есть то, что мы знаем о наших стратегиях и процедурах для выполнения различных задач.

Наконец, оно включает в себя «условные знания», то есть знания о том, когда и зачем использовать декларативные и процедурные знания..

Метакогнитивная регуляция

Что означает регулирование нашего познавательного опыта и обучения. Это осуществляется с помощью трех навыков: планирование и адекватный выбор стратегий, контроль за собственной эффективностью и оценка полученного результата..

В последнем можно подумать об эффективности, с которой задача была выполнена. Это может включать переоценку используемых стратегий.

Метакогнитивный опыт

Это относится к метакогнитивному упражнению, которое мы выполняем во время когнитивных усилий..

Примеры метапознания

Есть бесчисленное множество примеров метапознания, хотя некоторые упоминаются. Мы можем сказать, что мы практикуем метапознание, когда:

— Мы знаем о нашем собственном процессе обучения. То есть мы можем наблюдать и анализировать это со стороны.

— Мы осознаем психические процессы, которые мы используем каждый момент.

— мы размышляем о том, как мы учимся.

— Мы контролируем использование наиболее подходящих стратегий обучения в каждом конкретном случае..

— Мы поддерживаем мотивацию в течение длительного периода времени, пока задача не будет выполнена.

— Мы знаем о тех внутренних или внешних вещах, которые отвлекают нас, и мы стремимся игнорировать их и достигать целей.

— Помните о наших слабых и сильных сторонах относительно когнитивного плана. Например: «У меня проблемы с запоминанием дат, хотя у меня очень хорошая память, чтобы запоминать изображения и другие визуальные элементы».

— Признать, если определенная задача будет сложной для понимания.

— Знать, какую стратегию использовать и подходит ли она для той деятельности, которая будет выполняться. Например: «Если я напишу на бумаге ключевые понятия этого текста, я запомню их лучше». Или, «возможно, я пойму предмет легче, если сначала быстро все прочту».

— Мы понимаем, что определенная стратегия не увенчалась успехом, и мы пытаемся осуществить другую. Также может случиться так, что мы понимаем, что есть другая лучшая или более удобная и эффективная стратегия.

— Прежде чем приступить к определенной деятельности, мы планируем спросить себя, какова цель, какие стратегии мы будем использовать, и какие из них мы использовали в прошлом, и которые могут служить нам..

— Мы спрашиваем о процессе выполнения задачи, которую мы выполнили. Если бы мы могли использовать другую стратегию или если результат был ожидаемым.

Преимущества метапознания

Мета-познание важно в образовательной сфере, поскольку было доказано, что оно важно для успешного обучения.

Студенты, которые часто используют свои метакогнитивные навыки, достигают лучших результатов на экзамене и выполняют работу более эффективно. Эти студенты быстро определяют, какие стратегии использовать для выполнения задачи, и могут гибко заменить или изменить их для достижения своих целей..

Фактически, было отмечено, что метакогнитивные знания могут компенсировать IQ и отсутствие предшествующих знаний.

Кроме того, в исследовании Rosen, Lim, Carrier & Cheever (2011) было установлено, что студенты университетов с высокими метакогнитивными навыками меньше пользуются мобильным телефоном во время занятий.

Другие преимущества метапознания:

— Это помогает студентам быть самостоятельными и независимыми учениками, контролируя их собственный прогресс.

— Это полезно в широком диапазоне возраста. Например, от первичного к прямому.

— Метакогнитивные навыки помогают расширить то, что изучают, в другие контексты и различные задачи.

— Обучение навыкам метапознания в школе не дорого или требует изменений в инфраструктуре.

Как развить метапознание

Есть несколько способов развить метапознание и научить его в школе. В общем, важно, чтобы мы реально осознавали себя и свою работу.

Это правда, что каждый человек разрабатывает свои собственные метакогнитивные стратегии, поэтому не всегда стратегия полезна для всех. Вот почему упражнения, а не преподавание стратегий обучения, основаны на том, чтобы ученики осознавали свои собственные мысли и сильные стороны..

Развитие метакогнитивных навыков помогает научиться воспринимать. Это означает, что способность распознавать наш собственный процесс обучения развивается, тем самым повышая его эффективность, производительность и контроль над ним..

Цели должны быть в состоянии планировать, контролировать и оценивать обучение. В дополнение к знанию, как учиться лучше и осознать, что изучено и как учиться.

Некоторые задачи, которые могут быть выполнены для улучшения метапознания:

— Репетируйте несколько способов сделать то же самое действие. Например, в школе можно выучить слово с разными стратегиями.

Это может быть: связать это слово с другим уже известным, сформировать предложение с ним, связать новое слово со звуком другого уже используемого, связать новое слово с рисунком или изображением или сделать его рифму с другими словами.

Каждый человек найдет одну стратегию более полезной, чем другую. Или вы будете знать, как использовать каждый из них в соответствии с контекстом или моментом, в котором вы находитесь. То есть, во-первых, важно знать, какие стратегии используются, чтобы чему-то научиться или достичь определенной цели. Попробовав эти стратегии, постарайтесь определить, что наиболее полезно для вас в любое время..

— Когда вы выполняете какую-либо когнитивную задачу, попробуйте постепенно разбить, какие когнитивные стратегии вы использовали для достижения цели. Например, когда вы собираетесь запоминать содержание экзамена, знайте, какие стратегии вы используете, какие вещи децентрализуют вас или что вы можете изменить, чтобы добиться большего успеха.

— Другой стратегией является разработка опросников для самостоятельного изучения, чтобы сопоставить то, что было изучено в самостоятельных учебных задачах. Они могут включать такие вопросы, как:

Каковы основные идеи текста? Могу ли я повторить части текста своими словами? Есть ли различия между моими предыдущими представлениями о содержании текста и тем, что я в нем узнал? С какими проблемами понимания я обнаружил? Нашел ли я несоответствия между различными частями текста?

— Сделать концептуальные карты. Они имеют целью представление отношений между различными понятиями. Это проявляет зависимости, сходства и различия между понятиями, а также его иерархическую организацию.

Они помогают нам узнать о наших собственных процессах обучения и ценностных отношениях между понятиями. Прежде всего, среди тех, у кого, видимо, нет связи.

— Попросите учеников задавать вопросы вместо учителя. То есть перед работой, выставкой или экзаменом постарайтесь подумать, что бы вы спросили, если бы вам пришлось проверить существующий домен предмета..

С другой стороны, учителя могут сказать своим ученикам задавать вопросы по теме, которую нужно было изучить или прочитать заранее. Они также могут поразмышлять над заданными вопросами: просты ли они или отходят от цели обучения.

Источник

Метапознание в педагогике

Что такое метапознание в педагогике. Смотреть фото Что такое метапознание в педагогике. Смотреть картинку Что такое метапознание в педагогике. Картинка про Что такое метапознание в педагогике. Фото Что такое метапознание в педагогике

Как добиться, чтобы обучающиеся получили более глубокое понимание того, как они думают, чувствуют и действуют, и чтобы при этом достигли успехов в обучении? С древности философы были заинтригованы тем, как люди развивают самосознание – способность изучать процесс своего мышления и окружающего мира. Сегодня исследования показывают, что самосознание тесно связано с метакогнитивными процессами мозга.

Метапознание (метакогнитивные процессы) – это способность человека думать о своем мышлении, знать о знании, осознавать свое осознание. Это навык высшего уровня, признак высокоразвитой личности. Метапознание может принимать различные формы; оно в том числе включает знания о том, когда и как использовать определенные стратегии для обучения или решения проблем.

Три составляющие метапознания:

Словом, если человек овладевает метапознанием хотя бы на среднем уровне, он начинает осознавать свои ошибки (в том числе в мышлении), понимать, что нужно воспользоваться другой стратегией. А значит, он учится намного быстрее и эффективнее.

Метапознание позволяет людям брать на себя ответственность за свое обучение. Это включает в себя осознание того, как они учатся, оценку их потребностей в обучении, разработку стратегий для удовлетворения этих потребностей, а затем их реализацию.

Как можно использовать навык метапознания?

Успешные ученики обычно используют метакогнитивные стратегии. Вот некоторые из них:

Стратегии метапознания в педагогике

Каждый педагог должен не только обладать метапознаниями, но и учить этому своих студентов и учеников. Это поможет им достичь больших успехов.

Научите своих студентов вести дневники

Один из способов помочь студентам контролировать и понимать собственное мышление – это использование личных дневников. Для начала пусть ведут их прямо во время уроков. Они должны подумать о том, как выучили то, что выучили. Или как узнали то, что узнали. Примеры вопросов:

Используйте технику «Обертка»

Задавайте вопросы, нацеленные на метапознание

Сложно найти более эффективный способ, чем задавание вопросов, когда речь идет о метапознании. Это позволяет ученикам задуматься о процессе своего мышления.

Причем вопросы ученики должны задавать себе сами, а вы – лишь предоставить им их.

Позволяйте размышлять вслух

Научите учеников мыслить вслух при выполнении сложной задачи.

Вы можете затем указать на ошибки в мышлении, а другие ученики используют эти советы. Это полезная стратегия, потому что помогает понять:

Если вы, как педагог, справитесь с этой сложной задачей и донесете до своих учеников важность метапознания, то можете быть уверены, что в дальнейшем многие задачи они смогут решать самостоятельно. А если не смогут, то хотя бы окажутся в состоянии сказать о том, что именно не понимают.

Источник

Развитие навыков метапознания через рефлексию

Системы образования трансформируются, чтобы обеспечить подготовку учеников к нашему изменяющемуся миру. Педагоги погружаются в обучение, постоянно переосмысливая, как поддержать учеников и готовить их к успеху. Мы постоянно спрашиваем себя: «Как мы расширяем возможности наших учеников и что еще мы можем сделать, чтобы подготовить их к изменяющемуся миру?» Это важный вопрос, который постоянно возвращает нас к понятию «метапознание».

Работая в школе полного дня, где учитель отвечает полностью за процесс усвоения знаний, приобретение навыков и умений, у учителей может возникнуть потребность развивать саморегуляцию учащихся.

Ученики должны понимать, как они учатся, и уметь корректировать и адаптировать свою стратегию мышления, когда они сталкиваются с задачами решения проблем.

Итак, работая фронтально, у учеников не возникает вопросов, но как только в классе наступает время самоподготовки – у учеников возникает очень много вопросов и лишь единицы ребят готовы выполнять самостоятельно.

В одной из статей нас поразила фраза коллеги: «Но то, что ученики задают миллион вопросов учителю, представляет собой еще одну проблему, которую можно сформулировать так: «Почему ученики не задают себе эти вопросы?»

Недавние нововведения в педагогике подчеркнули важность побуждения студентов выяснить, как быть независимыми, саморегулируемыми учениками. Учитель не может быть там, чтобы держать их за пределами школы. Это требует от учащихся осмысленного осмысления своего обучения. Это также требует, чтобы студенты были критическими аналитиками своего собственного мышления, чтобы преодолеть сложные или неожиданные проблемы».

И тут мы задумались о том, что может быть не знаний у ученика нет, а он элементарно не владеет навыками метапознания. Ребенок не знает, как это сделать. Он не может найти способ более приемлимый для выполнения работы.

Что такое метапознание?

Нужно научить человека самому определять задачи, которые предстоит решить, планировать и вырабатывать стратегии их решения, определять, насколько это решение эффективно в данном контексте. А потому стоит поговорить о метакогнитивном осознании немного подробнее.

Стержневой силой «обучения обучению» является так называемое «метапознание» — это уникальная способность ребёнка наблюдать, оценивать, контролировать и изменять то, как он мыслит и учится. Следовательно, одна из наиболее главных задач современного обучения — формирование у обучающихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения учебной деятельности.

Мы подходим к любой учебной задаче или возможности с некоторыми метакогнитивными знаниями о наших собственных способностях и отношениях (знание себя как ученика); какие стратегии эффективны и доступны (знание стратегий); а также этот конкретный вид деятельности (знание задачи).

Выполняя учебное задание, мы начинаем с этих знаний, затем применяем и адаптируем их. Это метакогнитивная регуляция. Речь идет о планировании того, как выполнить задачу, работе над ней при мониторинге стратегии для проверки прогресса, а затем оценки общего успеха.

Как же развивать метапознавательные способности учеников, которые заключаются в умении определять какой я ученик (каковы мои способности), какая передо мной задача, какую стратегию выбрать для ее решения.

Через что развивать? Мы решили начать с рефлексии, так как оба эти процесса направлены на развитие мышления.

На практике мы обнаружили, что такие вопросы, как: «Как вы относитесь к этой теме?» Или «Насколько вы уверены в решении таких вопросов?», Являются простой, но эффективной отправной точкой:

Вопросы, которые вы можете использовать, чтобы начать метакогнитивный процесс в начальной школе.

Преподаватели также изучают, что ученик уже знает о теме и какие стратегии он знает для решения этого вида деятельности, используя такие вопросы, как:

— Какие стратегии вы используете для решения подобных вопросов?

— На что следует обращать особое внимание при решении подобных вопросов?

— Где вы видели подобные вопросы в реальной жизни раньше?

— Какие ключевые слова были в этом уроке?

— Какие навыки вы улучшили?

— Какие важные вещи вы будете помнить?

При работе над сочинением или изложением, мы предлагаем ученикам познакомиться с рубрикой, и прочитав все критерии оценивания, отметить те из них, где они испытывают трудность. Таким образом, ученики осознают, какие у них способности и чему необходимо уделить внимание. Эффективно, когда ученики тут же продумывают способ преодоления данной трудности.

Далее, работая над изложением, используем стандартный набор приемов: чтение, ответы на вопросы, выделение сложных слов при написании, также использую картинки для лучшего визуального запоминания, пересказ в паре.

После написания изложения ученикам задаются вопросы о том, как они учились, что им помогло лучше запомнить. Иногда, мы обращаемся к их проблеме: какой вид работы на уроке позволил Вам улучшить качество изложения по выделенному критерию.

На сегодняшний день, ученики не всегда проникаются литературными произведениями, есть некий барьер. Изучая стихотворение В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…», в начале, прослушав первые строки, попросили учеников поразмышлять, как определит автор друг это или нет. Действительно, ученики размышляли и делились своими мыслями. Прослушав все произведение, ребята должны были предположить, что натолкнуло В. Высоцкого на создание такой песни. Затем ученики читали историю создания песни. В классе стояла гробовая тишина, настолько их захватил рассказ. Были и другие виды работ над произведением, но рефлексия нас поразила. Ученики говорили о том, что понять и проникнуться идеей автора и выразительно прочитать им помогла связь с жизнью и чтение истории создания стихотворения. Они даже сказали: «А здорово было бы также другие стихотворения изучать».

Развитие навыков саморегулирования и метапознания является ключевым индикатором становления детей успешными обучающимися. Формированию этого и будет способствовать применение метакогнитивных стратегий.

Использованные ресурсы Интернет

Источник

Метапознание: как и зачем учить детей распознавать мыслительные процессы?

Что такое метапознание?

Получение знаний — вроде бы вполне естественный процесс. Все мы когда-то были учениками, студентами, да и взрослый развитый человек ежедневно что-то узнает, пополняя свой интеллектуальный багаж.

Процесс метапознания можно сравнить с тем, как врач изучает работу человеческого тела. Всем известно, что в нашем организме есть сердце, печень, почки и желудок, но только профессионалы знают, как работают эти органы. Ну а мы вряд ли задумываемся каждый день о том, какие мышцы задействованы, скажем, при ходьбе, если, конечно, не идем из тренажерного зала или с учебником анатомии в руке.

Все три ветви — рефлексия, саморегуляция и опыт — позволяют нам «включать» в нужный момент конкретные способы получения информации или решения задач. Касается это, кстати, не только обучения в привычном смысле. «Знание о знании» полезно использовать и для решения ежедневных задач, для выстраивания жизненных стратегий.

Как это работает?

Когда у человека развит навык метапознания, он сам видит свои ошибки — в восприятии информации, в мыслительных процессах — и сам может изменить подход к своему обучению.

Можно сказать, что метапознание — это осознанное, ответственное отношение к собственному знанию, такой взгляд снаружи, некое отслеживание своих познавательных действий. Это похоже на осознанность в психологии — осознанный человек постоянно наблюдает за собственными эмоциями и чувствами, может отследить и определить свои переживания, проанализировать свое восприятие событий и разными методами скорректировать свое состояние.

Когда ученик осознает свои мыслительные процессы, он может оценить свои реальные нужды в получении нового знания, выработать механизм получения этих знаний и, наконец, получить их самым оптимальным способом.

Осознанное чтение

Дневник — всему голова

Список вопросов

Что такое метапознание в педагогике. Смотреть фото Что такое метапознание в педагогике. Смотреть картинку Что такое метапознание в педагогике. Картинка про Что такое метапознание в педагогике. Фото Что такое метапознание в педагогике

Зерна от плевел

Спроси себя, как

Список вопросов

Мысли вслух

Редактор дирекции по внешним коммуникациям ГК «Просвещение»

Источник

Коучинг «Метапознание- обучение тому как учиться»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Метапознание – обучение тому, как учиться»

Составить представление о понятии «Метапознание» и понять, как обучать тому, как учиться

Основной компонент метапознания – это анализ собственных мыслительных процессов. Такой анализ включают в себя как изучение способов, которыми учащиеся обычно пытаются решить имеющуюся задачу, так и разработку альтернативных методов, которые они могут использовать. Хорошие ученики осведомлены о том, как именно они думают и способны принимать правильные решения об эффективных стратегиях.

Этапы проведения занятия

Просмотрев мультфильм, учителя должны ответить на вопрос

-Что Маша хотела научиться делать?

-Как она к этому стремилась?

1 группа: что такое познание?

2 группа: Что такое метапознание?

Используя материал мультфильма

Выявление разницы в этих понятиях

Проанализируйте свои КСП и определите, как вы реализуете на практике формирование у учащихся анализа собственных мыслительных процессов. Такого анализа, который включает в себя, как изучение способов, которыми учащиеся обычно пытаются решить имеющуюся задачу, так и разработку альтернативных методов, которые они могут использовать. Почему они о том, именно так думают и способны принимать правильные решения об эффективных стратегиях.

Работа с КСП, обмен информацией

Работа с ресурсами

«Пирамида метапознания» Что такое метапознание в педагогике. Смотреть фото Что такое метапознание в педагогике. Смотреть картинку Что такое метапознание в педагогике. Картинка про Что такое метапознание в педагогике. Фото Что такое метапознание в педагогике

Коллеги разрабатывают свой план действий и прогнозируют деятельность учащихся согласно пирамиды метапознания

1 группа «Обучение метапознавательным навыкам»

2 группа «Как важно учить думать»

Предлагаю обдумать «Что и как вы сегодня узнали?»

Эссе «Что и как я сегодня узнала?»

«Я мог бы подготовить список того, что мне нужно сделать».

«А что еще ты можешь предложить?»

«Может мне стоит вспомнить, как я работал над своим предыдущим проектом?»

«В прошлый раз я пошел в библиотеку и работал там за компьютером. Я

потратил массу времени, но ничего не нашел».

«Что ты можешь сделать по-другому на этот раз?»

«Может стоит попросить Елену помочь с подбором ключевых слов для поиска?

Она действительно очень хорошо в этом разбирается».

«Звучит неплохо. Это хорошее начало успешного плана!»

Коля – умный мальчик, интересующийся естествознанием, но ему не хватает

определенных навыков, которые помогли бы в выполнении комплексных

проектов. Разговаривая с ним, учитель помогает ему думать, используя

метапознание. Таким образом, он может научиться управлять собственным

процессом мышления, научиться строить планы и стратегии для выполнения

проекта, а также отслеживать успешность претворения этих стратегий в жизнь.

Метапознание или «размышление о размышлении», подразумевает

интеллектуальные процессы, которые контролируют и регулируют мышление

людей. Применение метапознания особенно важно именно в проектном методе обучения, потому что в этом случае учащиеся вынуждены сами принимать решения о том, какие стратегии им использовать и как именно применять их на практике. Исследование Марзано (1998), посвященное анализу 4000 различных методик преподавания, показало, что наилучших результатов обучения достигли те учителя, которые делали акцент на анализе учениками своих мыслительных процессов, а также на том, что ученики думают об эффективности своего обучения.

Основной компонент метапознания – это анализ собственных мыслительных

процессах. Такой анализ включают в себя как изучение способов, которыми

учащиеся обычно пытаются решить имеющуюся задачу, так и разработку

альтернативных методов, которые они могут использовать. Хорошие ученики

осведомлены о том, как именно они думают и способны принимать правильные решения об эффективных стратегиях.

Такой компонент метапознания, как планирование, отвечает за «идентификацию или активизацию специфических качеств и умений, тактик и процессов, которые будут использованы для достижения цели» (Марзано, 1998 г., стр. 60). Ученик на этой стадии как бы ведет внутренний диалог о том, что он мог бы сделать и что было бы наиболее эффективно в данных обстоятельствах. Если задание несложное, он может даже не осознавать, какой выбор он делает в настоящий момент. Тем не менее, при наличии сложного задания процесс метапознания становится более явным, по мере того, как учащийся обдумывает различные варианты.

предназначена для проверки эффективности используемых планов и стратегий.

Например, учащийся десятого класса на уроке биологии решил составить карту на компьютере, чтобы повторить пройденный материал для контрольной работы.

Через несколько минут он осознал, что тратит больше времени на то, чтобы

понять, как работать с программным обеспечением, чем на обдумывание

содержания, и решил нарисовать карту на бумаге. Ученица пятого класса,

собирающая данные по температуре и влажности, начинает добавлять числа в

длинный список, а затем понимает, что работа была бы выполнена намного быстрее и точнее при использовании электронной таблицы. Постоянный мониторинг процессов мышления и внесение необходимых изменений – это решающая составляющая метапознания.

Обучение метапознавательным навыкам

4.1. Метапознание и обучение

Hartman, 2001), что позволяет рассматривать метакогнитивные навыки как ключ к успешному обучению.

Из этого вытекает настоятельная необходимость выявления тех способов, с помощью которых учащиеся могли бы повышать свои метакогнитивные умения. Хорошим примером одного из таких способов

является реципроктный обучающий подход, развиваемый Palincsar и Brown

(1984). Он рассчитан на улучшение понимания текстов при чтении и связан с обучением четырем метапознавательным навыкам:

• умение задавать вопросы;

• умение видеть сложные места и прояснять их;

• умение суммировать прочитанное;

В этом подходе учитель и группа учащихся (или учащийся) обмениваются лидированием в обсуждении фрагментов текста с применением выше перечисленных метакогнитивных навыков. Обучающие техники данного

моделирование и объяснение;

практику обратной связи;

обеспечение учащихся временной поддержкой (техника «лесов»);

обмен указаний в обсуждении фрагментов текста.

Использование подобных техник помогает учащимся

интериризировать метапознавательные навыки, повысив тем самым уровень саморефлексии при понимании текста в процессе чтения.

Некоторые исследователи отстаивают идею, что план обучения учащихся должен включать в себя целую программу по развитию метакогнитивных навыков, в которой они могли бы быть представлены в явном виде (Hartman, 2001). При этом предполагается, что учителя будут учить не олько учащихся метакогнитивным навыкам, но и сами будут

совершенствовать свои собственные навыки в этой сфере. Для улучшения последних Hartman предлагает следующие техники:

предварительный общий план занятия;

графический план, наглядно показывающий связь понятий

курса и их взаимоотношения;

предварительная проверка знаний;

журналы учащихся и проекты по обучающим стратегиям.

Исследователи (например, Gama, 2004) разделяют взгляд, что метакогнитивные навыки должны приобретаться

внутри изучаемой сферы знания, поэтому их подход рассчитан на специфические области знания, например алгебру.

Итак, один из важнейших тезисов в исследовании метапознания заключается в том, что навыки метапознания могут развиваться и уровень их развития влияет на успешность процесса обучения. Исследования показывают, что эффективны те учащиеся, которые осознают свои сильные

стороны и свои ограничения и находят пути исправления последних (Bransford et al., 1999). Однако в реальном обучении учащиеся редко прибегают к метапознавательным навыкам, а если и прибегают, то потом не

могут их идентифицировать и повторить. Таким образом, учащиеся могут иметь некоторые знания по содержанию задачи или процедуре ее решения, но не такое знание, которое может быть перенесено на другой круг задач.

Исследования показывают, что такие учащиеся имеют следующие проблемы по: определению уровня сложности задачи; мониторингу уровня своего осознания (т.е. понимания того, что чего-то они полностью не поняли и

сколько времени займет решение каждой части); мониторингу успешности своих действий или определения того, когда они выучат уже достаточно материала для решения задачи; использованию всей смежной информации;

использованию постепенного пошагового подхода; выбору и применению подходящих изображений (Hartman, 2001). А все эти навыки являются метапознавательными.

Многие из нас, конечно, вовлечены в метапознавательные процессы теми трудностями, которые ставят перед нами задачи, но у некоторых из нас эти навыки развиты лучше. Исследования показывают также, что люди с

Таким образом, метапознавательные навыки можно назвать необходимым, но не достаточным условием для успешности в сфере обучения, поскольку важным фактором являются и другие параметры, такие как мотивированность, настойчивость, уровень и продолжительность

концентрации внимания и др. Однако даже при таком взгляде на вещи, метапознавательные навыки оказываются весьма существенными в процессе обучения, поскольку именно они помогают учащемся понять, как именно они

учатся, думают, ведут себя, запоминают материал и решают задачи (Hartman,

4.2. Описание техник по обучению

Хотя существует насколько подходов к обучению

метапознавательным навыкам, наиболее эффективными из них являются те, которые совмещают теоретическое и практическое обучение. Учащийся в этом случае не только получает некоторое знание о познавательных процессах и стратегиях (т. е. метакогнитвное знание), но и практикует как когнитивные, так и метакогнитивные навыки в учебном процессе (Brown, 1987), поскольку ни теория, ни практика по отдельности не дают хороших и устойчивых результатов. Ниже приводятся техники по обучению

1. Рефлексирующие вопросы и побуждение . Рефлексирующие вопросы и побуждение являются важным инструментом учителей в процессе обучения, начиная с концентрации внимания учащихся на деталях и заканчивая

выработкой критического мышления и составления плана действий. Существует некоторая разница между вопросами и побуждением. Вопросы понимаются как более общие, например: «И что это?», «И как это?», «Что дальше?», побуждая учащегося задуматься над тем, что он сделал, делает и будет делать дальше. Побуждение же понимается как более конкретный вопрос, например: «Может ли твоя цель быть изменена?», обращая внимание учащихся на специфику и примеры. Другой способ побуждения предполагает

перефразирование и суммирование того, что сказал учащийся, в ситуации, когда тот запрашивает помощь. В-третьих, побуждение может переадресовывать вопрос самому учащемуся. Оно также может стимулировать высказывания учащихся для их лучшего понимания себя и

Единственная сложность подобной техники заключается в том, что иногда сложно выбрать правильный момент, чтобы прервать учащегося и обратить его внимание на то, что он делает или почему он это делает.

Хорошие учителя, однако, знают, когда можно вмешаться и задать вопрос или высказать побуждение.

2 . Поддержка – метакогнитивные «леса» Подобного рода поддержка помогает учащемуся преодолеет разрыв между тем, что он может делать самостоятельно и тем, что он может делать под руководством других

(Hartman, 2001; ср. введенным Л. С. Выготским понятием «зоны ближайшего развития»). В этом случае чрезвычайно важно правильно оценивать ту помощь, в которой учащийся действительно нуждается, а какая помощь уже является излишней. При этом задача подобного рода поддержки

предполагает выработку метакогнитивного навыка, делающего учащегося более самостоятельным. Рассматриваются два вида такой поддержки («лесов»): более и менее предметно ориентированные. В первом случае основной акцент делается на особенностях текущей проблемы, во втором – на способах привлечения прошлого опыта для моделирования возможных путей решения.

3. Моделирование. Моделирование весьма часто используется в нашей повседневной жизни и в обучении, например, когда учителя проговаривают вслух, как именно они решают ту или иную задачу, тем самым выступая для

учеников «экспертными моделями». Моделирование является также один из компонентов поддержки-«лесов». Проективное моделирование также является одним из видов, когда учащихся вовлекают в рассмотрение возможных способов решения задачи и они, интериоризируя эту

способность, начинают смотреть на себя как на способных к подобному роду моделированию.

4. Вопросы для себя. Задавать вопросы себе – очень эффективный путь самообучения. Исследования показывают, что когда учащийся задает себе вопросы сам, это намного эффективнее вопросов «со стороны». Такие вопросы, как «Не упустил ли я что-нибудь важное?» помогают учащемуся направить себя по пути правильного и эффективного решения. Чем чаще учащиеся практикуют подобного рода технику в различных ситуациях, тем быстрее и с большей вероятностью они может стать привычкой и выполняться автоматически. Эта техника может практиковаться до, во время и после решения задачи, она может повысить уровень самоосознанности учащегося и его контроль над мышлением, они также может улучшить другие умения и, в конце концов, увлеченность и мотивированность процессом как следствие улучшившихся результатов обучения.

5. Думание вслух и объяснение для себя . Эта техника по экстернализации внутренних процессов. Учащийся произносит вслух все, о чем он думает и что он чувствует по ходу решения задачи. Этот метод может использоваться

как учителями в роли «экспертных моделей», так и учащимися, работающими в парах или группах, а также при работе учащегося самостоятельно. Это позволяет во время заметить ошибки и неправильные ходы мысли, а также увидеть и специфически психологические затруднения

учащихся. Эта техника также помогает усилить интерактивную составляющую процесса обучения.

Объяснение для себя – техника, позволяющая прояснить учащемуся для себя самого элементы решения задачи. Несколько исследований в области когнитивных наук показали, что учащиеся, обычно проясняющие

для себя самих, что именно они делают, учатся более успешно (Chi et al., 1989). Более того, объяснение самому себе более эффективно, чем объяснение другими, поскольку более активно задействует существующие у учащегося знания. Однако исследования также показывают, что большинство учащихся не могут спонтанно использовать эту технику и нуждаются в руководстве или побуждении (Chi et al., 1989).

6 . Оценивание себя Для этой цели в процессе обучения могут использоваться тесты, которые учащийся использует только для того, чтобы понять и проверить свой уровень знания.

7. Графики . Графики и рисунки могут помочь в понимании текста или в решении разного рода задач. В отношении текста графики могут помочь выявить его структуру, увидеть взаимосвязь понятий («концептуальная

карта») и т. п. Они могут быть весьма различными: древовидные или сетевые диаграммы, циклические и т.п. схемы, подчеркивания, сравнительные матрицы, хронологические цепочки и т. д.

Что такое метапознание в педагогике. Смотреть фото Что такое метапознание в педагогике. Смотреть картинку Что такое метапознание в педагогике. Картинка про Что такое метапознание в педагогике. Фото Что такое метапознание в педагогике

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое метапознание в педагогике. Смотреть фото Что такое метапознание в педагогике. Смотреть картинку Что такое метапознание в педагогике. Картинка про Что такое метапознание в педагогике. Фото Что такое метапознание в педагогике

Раздел 1: Обоснование фокуса

Раздел 2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания

Поскольку основной компонент метапознания – это анализ собственных мыслительных процессов. Такой анализ включают в себя как изучение способов, которыми учащиеся обычно пытаются решить имеющуюся задачу, разработку альтернативных методов, стратегий которые они могут использовать.

Мотивация деятельности и выход на тему коуч-сессии я сделала следующим образм. Предложила коллегам посмотреть фрагмент мультика «Крик победы» из серии «Маша и Медведь». Просмотрев мультфильм, учителя должны ответить на вопрос

-Что Маша хотела научиться делать?

-Как она к этому стремилась?

-Какие методы, приёмы, стратегии она выбрала?

— Как она к этому пришла?

После обсуждения увиденного, я предложила одной группе составить кластер на тему «Познание», а второй группе на тему «Метапозние». Эта работу я запланировала для того, что бы коллеги могли сравнить два понятия и увидеть разницу между ними. Следующим этапом работы стало задание, в котором учителя должны были проанализировать свои КСП и определить, как они реализуют на практике формирование у учащихся анализа собственных мыслительных процессов. Такого анализа, который включает в себя, как изучение способов, которыми учащиеся обычно пытаются решить имеющуюся задачу, так и разработку альтернативных методов, которые они могут использовать. Почему они о том, именно так думают и способны принимать правильные решения об эффективных стратегиях. Работа показала, что никто из коллег такую работу на уроке не планирует, весь процесс сводится только к познанию изучаемого материала, а не к способам как этот материал может изучить ученик.

Для того, чтобы коллеги поняли как выстраивать последовательность шагов по планированию на своих уроках формирования навыков метапознания и помочь учащимся в понимании своих мыслительных процессов, я предложила участникам занятия ресурс «Пирамида метапознания». После выяснения и обсуждения каждого последующего этапа к вершине пирамиды мои коллеги с удивлением обнаружили, что и они, и учащиеся должны идти абсолютно одинаковым путём, хотя цели будут разные: учитель должен научить учиться, а ученик осмыслить свой процесс познания. Коллеги было предложено разработать свой план действий и спрогнозировать деятельность учащихся по пирамиде метапознания. С этим заданием мои коллеги не справились. Некоторые попытались делать, но не получилось. Остальные даже к этой работе не приступили, говоря о том, что времени одного коучинга для такой проблемной задачи мало. Я предвидела такой результат этого этапа коучинга, потому, что коллеги не представляли себе как можно сформулировать задание для учащихся, которое могло бы соединить и познавательный, и метапознавательный аспекты. Для того, чтобы разрешить эту проблему я предложила каждой группе ещё по ресурсу: 1 группе «Обучение метапознавательным навыкам», 2 группе «Как важно учить думать». Каждая группа по окончании работы представила постер по указанной теме.

Логика занятия, с моей точки зрения, мной была продумана достаточно хорошо, организацию коучинга я продумывала заранее, для этого я предложила коллегам опережающее задание и ресурс, но они, предложенной мной ресурс не изучили, поэтому занятие шло очень тяжело. Мне как коучу постоянно приходилось поддерживать тонус в работе, активизировать деятельность отдельных коллег, потому что этот материал оказался для них очень сложным и мне, скорее всего, нужно было провести инструктивный коучинг, а следующим шагом провести это занятие.

На этапе рефлексии я предложила коллегам музыкальный вариант притчи «Всё в твоих руках» и попросила прокомментировать, как эта притчу можно связать с метапознанием. Коллеги ответили, что стратегию своих действий каждый выбирает сам.

Раздел 3: Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы2 уровня

На коуч-сессии мои коллеги познакомились с техниками по обучению метапознавательным навыкам:

1.Рефлексирующие вопросы и побуждение;

2.Поддержка – метакогнитивные «леса»;

5.Думание вслух и о объяснение для себя;

По завершении коучинга коллеги написали эссе «Что и как я сегодня узнал(а)?»

Обдумывая результат коучинга, я пыталась найти ошибки, допущенные мною при проведении занятия. Я пыталась понять, почему часть коллег не могли включиться в работу, и поняла следующее, что я материал выстраивала так, как бы я его поняла, а не так как его могли бы более эффективно воспринимать коллеги. Занятие было выстроено только на теоретических основах метапознания, а для лучшего понимания необходимо было включать материал из опыта работы, и теорию вопроса надо было разбавить примерами.

При работе над следующей темой коучинга я учту те ошибки которые я выявила в результате рефлексии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *