Что такое метод и методика

Чем метод отличается от методики

Содержание статьи

Что такое метод и методика. Смотреть фото Что такое метод и методика. Смотреть картинку Что такое метод и методика. Картинка про Что такое метод и методика. Фото Что такое метод и методика

Метод как способ познания и практической деятельности

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.

Источник

Метод и методика – в чем отличие?

This article is also published in English, Spanish, Turkish, and Portuguese.

Слово метод для ученых связано с описанием экспериментальной части исследования: на каком оборудовании и как именно проводились эксперименты, или как велись расчеты. В одной из наших статей мы обсуждали важность раздела методы в научной публикации. В зависимости от журнала название раздела materials and methods и его содержание могут варьироваться, однако во всех случаях методы подробно описывают то, как именно Вы проводили эксперимент.

Описывая экспериментальную часть, Вы говорили о методологии или методах? Знаете ли Вы, чем метод отличается от методологии? А тем временем путать их нельзя. Давайте обсудим эти термины подробнее.

Что такое метод и методология?

Метод исследования – способы и процедуры, применяемые в процессе изучения проблемы исследования. Буквально, это описание всего материала и/или программного обеспечения, которое было использовано в работе.

Методология исследования – более обширный термин, это система методов, используемых в какой-либо области науки. Это система изучения того, как исследования должны проводиться систематически. Методология позволяет убедиться, что сделанные выводы являются действительными и надежными.

Цель формирования методов и методологии

Под исследованием можно понимать систематический и тщательный поиск существующей информации по заданной теме работы. Сюда входит постановка научного вопроса, разработка гипотезы, сбор и анализ данных и создание выводов. Для всех этих этапов существуют определенные методы, как руководство к действию. Значит, руководствуясь определенными методами для постановки исследования, а потом для написания гранта, можно провести научную работу гораздо продуктивнее.

Методы исследования несложно спутать с методологией исследования, которая заключается в другом. Это научный анализ методов исследования с целью поиска решения научного вопроса или возникшей проблемы. Методология объясняет, как применять правильные процедуры (или методы) для принятия решений.

Основные составляющие этих двух понятий

Научные методы делятся на качественные и количественные методы проведения экспериментов. Это могут быть опрос, тематическое исследование, интервью, анкетирование, наблюдение и т.д. Вот краткое описание качественных и количественных методов.

Количественный. Этот метод направлен на количественную оценку данных и обобщение результатов выборки целевой группы, если мы имеем дело со статистическими данными. Качественный метод предлагает анализ собранных данных в контексте. Этот метод исследования субъективен и требует меньшего количества тщательно отобранных респондентов.

Смешанный метод возник из сочетания традиционных количественных и качественных подходов.

Так, в раздел методов могут входить обзоры, анкеты, эксперименты (именно здесь речь идет об оборудовании и условиях его использования для получения и обработки данных, а также об используемых материалах).

Методология же включает предлагаемые методы проведения исследования, схемы поиска решения исследовательского вопроса. Исследователь может использовать наблюдения, интервью или самоотчеты субъекта (или объекта), чтобы создать полную картину для анализа.

Конечно, в каждом отдельном случае, в разных типах исследований и для разных журналов описание Вашего эксперимента будет зависеть от требований к оформлению статьи.

Как правильно описать раздел методологии

Несмотря на различные правила у разных журналов, есть общие правила описания методов или методологии. Об описании методов мы уже поговорили в нашей статье, теперь уделим больше внимания методологии.

5 основных различий между научным методом и методологией

Для обобщения всего вышесказанного, разницу между этими двумя понятиями можно описать следующими пятью пунктами.

Еще раз о важности экспериментальной части

Помимо экспериментальной части, для написания качественной и полноценной публикации важен каждый раздел. Так, нельзя полагаться лишь на грамотно проведенный опрос (когда речь идет о сборе статистики) или оптимистичные результаты клинических испытаний (в медицинском исследовании), если введение не убеждает в правильности постановки научного вопроса или качестве собранной литературы. Несмотря на то, что ученые часто проводят поиск литературы исключительно для поиска методик, которые можно просто применить, очень важно обоснование Вашего выбора подхода к исследованию.

Так, возвращаясь к отличиям метода от методологии, функции и границы методологии гораздо шире, чем у метода. Метод является только составной частью методологии. Взять, к примеру, строительство дома. Научным методом здесь будут являться набор инструментов, а также материалы для стройки. А методология здесь будет являться план строительства, логистика и т.д.

А к какой области исследований Вы имеете отношение? Какие особенности у экспериментальной части в Вашем случае?

Источник

Как правильно: «метод» или «методика»?

Актуальный для многих вопрос из русского языка – в чём разница между словами «метод» и «методика»? И не является ли какой-то из вариантов – «метод» или «методика» – неправильным и надуманным? Даём лаконичный, но полный ответ на этот счёт.

Как правильно?

Оба существительных – и «метод», и «методика» – являются абсолютно правильными словами без ошибок.

Это – слова-паронимы. Путаница в них – не слишком грубое, но всё-таки нарушение языковых правил. Давайте узнаем подробнее о каждом из вариантов.

Морфемный разбор

Для начала разложим эти слова на важные структурные единицы. Слово «метод» – само себе и корень, и основа. Других морфем в нём нет.

Слово «методика», помимо корня «метод», содержит суффикс «ик» и окончание «а».

Когда пишем «метод»?

Если в предложении говорится о способе что-то сделать, понять, узнать и т.д., можно смело применять слово «метод».

Примеры предложений

Рассмотрим это на наглядных образцах:

Когда пишем «методика»?

«Методика» – грубо говоря, совокупность методов для какой-либо деятельности. К примеру, 5 разных способов резьбы по дереву можно считать общей методикой этого ремесла. «Метод» – это атом молекулы «методика».

Примеры предложений

Закрепим только что прочитанное с помощью примеров:

Ошибочное написание

На первый взгляд, спутать «метод» с «методикой» не так критично. Но всё же, по букве языкового закона, эти слова стоит применять именно в уместном для них контексте. Всякая методика состоит из методов, но метод не является методикой.

О таких ошибках, как «метад» или «митодика», много говорить не стоит: это – крайне низкая грамотность.

Краткий итог

«Метод» и «методика» – два правильных слова, похожих, но всё-таки с разным значением.

Один способ решения или изготовления чего-либо называют «методом», а совокупность таких способов – «методикой». Не следует путать две эти фигуры речи.

Источник

Научный словарь: что такое методика, методология, метод

Что такое метод и методика. Смотреть фото Что такое метод и методика. Смотреть картинку Что такое метод и методика. Картинка про Что такое метод и методика. Фото Что такое метод и методика

Разработкой и составлением методических планов научной или практической деятельности «для себя» занимаются начинающие специалисты. Опытные, пройдя через теорию и наработав собственный профессиональный опыт, создают методические разработки и указания по конкретным видам деятельности или отдельным ее аспектам.

Методология, методика, метод…

За похожестью звучания этих терминов кроются существенные различия в их значениях.

Методика — более узкое понятие. Это последовательно описанный путь достижения конкретной научной или практической цели с указанием методов и средств работы специалиста. Например: «Методика изготовления сувениров из природного материала», «Методика подготовки и проведения эксперимента в условиях химической лаборатории».

Что такое метод и методика. Смотреть фото Что такое метод и методика. Смотреть картинку Что такое метод и методика. Картинка про Что такое метод и методика. Фото Что такое метод и методика

Метод — способ, посредством которого решается выбранная задача. К примеру, задача изучения свойств и качеств предмета или природного явления будет осуществляться методами наблюдения, экспериментальными, лабораторными и многими другими.

О методике подробнее

Выбор методики своей работы любой специалист должен проводить с учетом как собственной квалификации, так и с точки зрения рациональности, достаточности для решения поставленных задач. Чаще всего ему не приходится разрабатывать новые методы и приемы. Он может заимствовать уже разработанные и апробированные из смежных наук.

Методические разработки или указания (письменная форма методики) имеют рекомендательный или обязательный характер для исполнителя.

Что такое метод и методика. Смотреть фото Что такое метод и методика. Смотреть картинку Что такое метод и методика. Картинка про Что такое метод и методика. Фото Что такое метод и методика

На практике часто происходит переработка, комбинирование методик с учетом специфики различных обстоятельств: масштабов проведения, наличия материальных и кадровых ресурсов, природных особенностей. Так, например, будут отличаться методики проведения новогодних торжеств для учащихся московской и южной сельской школы.

Как правило, при разработке методики указываются: область применения, цели, задачи осуществления, раскрывается содержание подготовительного этапа (кто, что, к какому сроку должен подготовить), материалы и оборудование, формы контроля и регистрации подготовки и исполнения.

Общие принципы обучения

Теоретическое образование и формирование бытовых или профессиональных действий человека любого возраста может происходить в учебном заведении, непосредственно на производстве, в семье. Обучающий должен хорошо представлять, что такое методика — общая и частная — и принципы ее осуществления. Это гарантирует быстрое, качественное достижение целей и задач обучения.

Что такое метод и методика. Смотреть фото Что такое метод и методика. Смотреть картинку Что такое метод и методика. Картинка про Что такое метод и методика. Фото Что такое метод и методика

Без соблюдения дидактических принципов методика обучения не может существовать. Они состоят в следующем:

Содержание и ход образовательного процесса конкретизируются с учетом возраста, состояния здоровья, интересов, запросов аудитории. Например, специалисты знают, что такое методики обучения работе на компьютере пожилых людей или людей с особенностями развития, у которых могут быть сниженными многие функциональные возможности.

Методика формирования практических умений и навыков

Теоретическая подготовка и сформированность навыков целесообразных действий — основа овладения любым видом деятельности. Поэтому в любом образовательном учреждении придается огромное значение разработке методики проведения практических занятий.

Что такое метод и методика. Смотреть фото Что такое метод и методика. Смотреть картинку Что такое метод и методика. Картинка про Что такое метод и методика. Фото Что такое метод и методика

Навык — умение, доведенное до автоматизма на основе осмысленного отношения к выполняемому действию. Из этого определения следует, что такая методика формирования практических действий значительное время уделяет предварительному знакомству обучающихся с теоретическими основами деятельности. Им разъясняются цели, задачи обучения, дается описание значимых свойств и качеств материалов и оборудования, этапов овладения конкретными действиями и операциями, возможных ошибок, их причин, последствий и способов исправления, правил техники безопасности.

Далее методика проведения практических и лабораторных занятий по формированию умений и навыков включает:

Умения и навыки формируются тем быстрее, чем более осознанно относится обучающийся к выполнению практических операций.

Методики формирования социальных навыков

Прочные навыки правильного социального поведения гарантируют бесконфликтное сосуществование человека в обществе. Социальная компетентность включает в себя потребность заботиться о других, оказывать помощь, понимать и учитывать при общении их чувства, состояния, выбирать формы поведения, соответствующие ситуации и общественным нормам. Такие навыки активно формируются в детском и подростковом возрасте, а также, например, при смене места жительства, когда человек попадает в другую социальную среду с другими нормами общественного поведения.

Первые знания и навыки просоциального поведения ребенок получает в семье, как и образцы асоциального.

Что такое метод и методика. Смотреть фото Что такое метод и методика. Смотреть картинку Что такое метод и методика. Картинка про Что такое метод и методика. Фото Что такое метод и методика

Задача специалистов всех уровней — выявление семей с неправильным типом воспитания и оказание им всесторонней помощи. Этим занимаются органы образования, правоохранительные, медицинские, социального обслуживания, общественные организации, волонтеры. Эти специалисты выявляют дисфункциональные семьи, разрабатывают и внедряют методики развития социальных навыков у детей и взрослых. Их основа — принципы осознания взрослыми причин и условий неправильного воспитания ребенка, добровольного и активного сотрудничества со специалистами, необвинительности.

Область семейных отношений очень деликатная. Вмешательство специалиста не должно вызвать агрессию у членов семьи и усугубить ее положение. Поэтому понятно, что такие методики касаются проблем изучения и выявления семей, детей с неправильными социальными установками и поведением, вопросов вхождения в семью, ее обследования, стимулирования и других аспектов работы с ее членами. В них детально разработаны цели и задачи, этапы работы, профессиональные методы и приемы работы специалиста.

Методист — это кто?

Методист — это специалист в каком-то виде деятельности. Как правило, он имеет высшее образование и большой опыт работы в избранной профессии, знает ее особенности и нюансы.

Методист должен обладать хорошей речью (устной и письменной), навыками индивидуального и аудиторного общения, организаторскими навыками, методикой изучения качеств рабочего процесса. Он несет ответственность за качество его методических материалов (инструкций, разработок, учебников, брошюр), информативность обучающих занятий и их результативность. Его профессионализм состоит в высоком качестве работы специалистов учреждения, где он работает, — детского сада, школы, вуза, соцслужбы, компании.

Источник

Понятие «метод», «методика».

В практической работе психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенного социально значимого поведения – критериального поведения и соответствующего критериального показателя.

К примеру, в учебной деятельности критериальное поведение – это успешное обучение, а критериальный показатель – это успеваемость учащегося. Диагностика способностей учащихся предпринимается для того, чтобы спрогнозировать их успеваемость. Если исследователей интересует моральная воспитанность школьника или наличие определенных противоправных тенденций в развитии личности, то в качестве критериального поведения рассматривается соблюдение моральных и дисциплинарных норм в школе, дома, во дворе, а в юридическом смысле – элементарное законопослушное поведение. На производстве критериальный показатель – это производительность труда. В сфере здравоохранения – это общий уровень физического здоровья (работоспособность).

Если измеренное психическое свойство находится в причинных отношениях с критериальным поведением, то есть служит причиной появления этого поведения, то в этом случае говорят об успешном прогнозировании. На основе информации об этом свойстве можно предупредить нежелательное поведение или изменить условия обучения и развития ребенка так, чтобы, воздействуя на психическое свойство в желательном направлении, вызвать желательное поведение.

Не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками.

Наиболее ценные методики обладают универсальностью – они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета.

По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.

Широкий класс методик в психодиагностике, как правило, называется методом.

Если частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа.

Метод(метод исследования) можно определить как способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования. К методам относятся общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом. Методикаэто технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом предмете, конкретное воплощение метода.

Ведущим основанием методической классификации психодиагностических методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной».

Не существует жесткой границы между двумя классами – объективными и субъективными методиками. Между крайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.

Составление заключения по результатам психолого-педагогического исследования ребенка. Оформление и представление заключения.

Обследование ребенка предполагает использование хорошо продуманных стратегий принятия решений, необходимых для понимания детей с нарушениями, их взаимоотношений в семье, школе, со сверстниками. Как правило, стратегии включают обследование эмоционального, поведенческого и когнитивного функционирования ребенка, а также учет влияний социальной среды. Эти стратегии составляют основу гибкого, активного процесса проверки гипотез относительно природы нарушений, а также причин и возможных результатов как в случае терапии, так и в случае невмешательства.

Исследование интенсивности, частоты и глубины отклонений позволит сделать вывод о том, насколько особенности поведения ребенка не соответствуют возрасту, при каких обстоятельствах они могут перерасти в проблему, как часто проявляются и насколько серьезны эти случаи. Следует описать продолжительность этих проявлений. Некоторые особенности преходящи и исчезают сами, в то время как другие сохраняются долгое время. Продолжительность проблемного поведения, подобно частоте и интенсивности, должна быть рассмотрена с точки зрения норм для данного возраста. И, наконец, надо будет составить полную картину различных симптомов и их иерархию.

Завершающим этапом психологического изучения ребенка является написание заключения по результатам работы.

Психологическое заключение должно строиться на основе сравнительного анализа полученных результатов по всем разделам обследования. Оно должно отвечать на конкретные вопросы, поставленные в исследовании. Стандарта в написании заключения нет, но можно говорить о некоторой условной схеме заключения. Оно может состоять из трех частей:

Первая часть – постановка вопроса исследования.

Вторая часть – описательная характеристика результатов исследования в русле выбранного направления.

Третья часть – резюме наиболее важных данных, которые в дальнейшем могут быть положены в формулировку диагноза.

Первая часть заключения основывается на анализе жалоб родителей или формулирует конкретный вопрос исследования, поставленный специалистами.

Вторая часть заключениянаиболее объемна. Здесь приводятся данные анамнеза, результаты наблюдений за внешним видом и деятельностью ребенка, результаты экспериментального изучения психического развития. В этой части анализируется организационная и исполнительская сторона психической деятельности ребенка, а также формулируются выводы, полученные в процессе обследования.

Характеристика организационной стороны психической деятельности отражает способы регуляции ребенком собственной деятельности и содержит ответы на вопросы о том:

– может ли ребенок ставить цели познавательной деятельности, удерживать их до конца осуществления задачи;

– сохранна ли возможность предварительного планирования предстоящей деятельности;

– осуществляется ли и как контроль решения задачи (упреждающий, текущий, последующий);

– способен ли ребенок осуществлять перенос с ранее усвоенных на новые способы решения познавательных задач;

– насколько правильно ребенок оценивает свою деятельность;

– может ли он варьировать приемы решения задач, проявлять гибкость и самостоятельность;

– насколько ребенок может проявлять умственное напряжение при трудностях и неудачах;

– как использует помощь и в каком виде помощи более всего нуждается.

Характеристика исполнительной (операционной) стороны психической деятельности отражает процессы, способы, операции, с помощью которых осуществляется психическая деятельность, и, прежде всего, мышление, и речь. Особое внимание при этом уделяется характеристике операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т.п.

В заключении должны быть даны ответы на вопросы:

1) соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам;

2) какова структура дефекта развития: какой дефект является первичным, какие вторичные нарушения закономерно возникли и развились как следствие первичного дефекта;

3) какова взаимосвязь высших психических функций ребенка, особенно мышления и речи;

4) каково взаимодействие дефекта развития ребенка и формирование его личности;

5) каков уровень его знаний и практических навыков к моменту обследования;

6) какова обучаемость ребенка?

Описывая результаты обследования ребенка, необходимо привести конкретные примеры, подтверждающие выводы.

Третья часть заключения должна содержать данные, имеющие диагностическое значение, в кратком виде.

При соблюдении перечисленных условий психологическое заключение может стать важной частью комплексного заключения о психическом развитии ребенка.

Психологическое исследование ребенка – это кропотливая и ответственная работа. От ее результатов зависит судьба ребенка: отношение к нему окружающих, его отношение к себе, выбор учебного заведения, возможность коррекции. Качество исследования всегда зависит от профессиональных умений психолога, его мировоззренческой парадигмы, способности устанавливать контакт с ребенком и умения находить основания к оптимистическому прогнозу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *