Что такое метода в литературе

метод художественный

Смотреть что такое «метод художественный» в других словарях:

Метод художественный — система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства. Категория М. х. была введена в эстетическую мысль в конце 1920 х гг., став одним из основных понятий марксистской теории художественного творчества.… … Большая советская энциклопедия

метод художественный — см. художественный метод … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — см. Творческий метод в искусстве … Эстетика: Словарь

Художественный метод Лермонтова — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД Лермонтова, см. Романтизм и реализм. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С.,… … Лермонтовская энциклопедия

Метод творческий — см. Творчество и Художественный метод. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

художественный метод — совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым могут образовать литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

МЕТОД — художественный (творческий метод) (от греч. méthodos — путь исследования), категория марксистской эстетики, сложившаяся в советском литературоведении и искусствоведении в 20‑х гг. и затем неоднократно переосмыслявшаяся. Наиболее… … Литературный энциклопедический словарь

Метод хитча — Правила съёма: Метод Хитча Hitch Жанр комедия / мелодрама Режиссёр Эниди Теннант Продюсер Уилл Смит Джеймс Л … Википедия

Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Твёрдость по Шору (Метод вдавливания) — У этого термина существует и другое значение, см. Твёрдость по Шору. При этом следует понимать, что хотя в другом значении этот метод также является методом измерения твёрдости, оба метода предложены одним и тем же автором, имеют совпадающие… … Википедия

Источник

Методы русской литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Различия литературного метода и литературного направления

Понятие литературного метода часто соотносится с понятиями литературного направления и литературного стиля. Эти три понятия рассматриваются как синонимичные друг другу, однако на самом деле между ними есть, пусть и тонкая, но разница.

В основе всех трёх понятий лежит сходство типа художественного мышления писателей, способа интерпретации ими реальности.

Литературный метод относится как к категории содержания, так и к категории формы, объединяя их в единую систему. Каждый литературный метод имеет свои уникальные особенности, сформировавшиеся в ходе литературного процесса.

В разные периоды развития литературы мы можем наблюдать общую для нескольких авторов тенденцию выражения своих мыслей и идей, осмысления реальности. Художественный метод, в отличие от литературного направления, не привязан к конкретной временной точке. Отголоски того или иного метода можно найти в произведениях писателей разных эпох. Например, черты реализма встречаются в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», написанной задолго до господства данного направления, а в произведениях А.С. Грина, написанных в начале XX века, чётко прослеживаются следы романтизма, получившего распространение более чем за век до рождения писателя.

Готовые работы на аналогичную тему

Разные направления главенствовали в литературе в разные периоды времени, последовательно сменяя друг друга и опираясь друг на друга. Особенности того или иного направления часто связаны с особенностями определённой исторической эпохи.

Однако несмотря на всё выше сказанное, в литературоведении принято рассматривать понятия литературного направления и литературного метода как синонимичные, поэтому рассмотрим основные направления более детально.

Литературные направления

Самые крупные литературные направления:

Классицизм.

В Россию классицизм «завезли» в XVIII веке вместе с реформами просветителей.

В классицизме преобладал культ разума и существовало представление о некоем абсолютном идеале, эталоне. Главной задачей писателей-классицистов было приблизиться к этому недостижимому идеалу. Последствием этого стало создание строго жанровой системы и построение целого блока классицистических канонов, обязательных для соблюдения каждым писателем.

Классицисты противопоставляли друг другу рациональное и эмоциональное начала, предпочитая первое из них и считая его более правильным. Именно классицисты создали базу для детального, внимательного рассмотрения человека и мира вокруг, для постоянного анализа писателями всего, что происходило в их мире.

Искусство классицизма должно было играть большую воспитательную роль, поэтому в нём воспевались различные нравственные идеалы.

Русские писатели-классицисты часто обращались к темам критики существующего общественного строя и царской власти, а также обращались к национальным особенностям русского народа.

Сентиментализм.

Сентиментализм возник как ответная реакция на классицистические ценности. В отличие от классицистов, сентименталисты на первое место ставили не разум, а чувство. Классицизм, однако, оказал большое влияние на формирование сентиментализма: именно из классицизма и характерного ему желания анализировать все явления жизни родилось детальное внимание к человеческим чувствам, характерное сентиментализму.

Для этого направления характерны культ чувств и тенденция к индивидуализации образов персонажей.

Примером русского сентиментального произведения является «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

Романтизм.

Романисты часто находили вдохновение в национальном фольклоре, обращались к теме природы и воспевали её. В романтических произведениях внимание уделялось историческому фону и различным деталям, характерным для той или иной эпохи.

Родоначальником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Ярким представителем романтизма является Михаил Юрьевич Лермонтов.

Реализм.

В отличие от романтизма, где исключительный герой попадал в исключительные обстоятельства, в реализме действие разворачивается в обычном, даже обыденном мире.

Наиболее значительными представителями русского реализма являются А.С. Пушкин, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и другие.

Другие литературные направления.

Помимо перечисленных четырёх существуют и другие литературные направления: модернизм, футуризм, символизм, акмеизм, имаджинизм и т.д. Каждое из них обладает своими уникальными чертами. Эти направления развивались в основном в начале XX века, в Серебряный век русской поэзии.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 14 12 2021

Источник

Новое в блогах

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

Ч асть I (XVII-XVIII вв.)

Кто о чем – а я всё о литературоведении. 🙂 Мы уже договорились, что понятие это емкое и входят в него, в частности, и теория, и история литературы. Вот между этими Сциллой и Харибдой я и попробую полавировать. Мне очень хочется хотя бы попытаться дать системный взгляд на литературу как вид искусства, как единый живой процесс, хотя я понимаю, что задача эта в рамках нескольких обзорных статей практически невыполнима. И всё же какие-то основные черты выкристаллизовать и свести в систему можно. Но для этого нужно решить, от каких же главных печек плясать, дабы не пропустить ни одного краеугольного камня.

Есть несколько путей рассмотрения литературы как целого, связанных с ее основными аспектами. Вот эти точки отсчета:

Художественный (творческий) метод – это понятие, обозначающее наиболее общие принципы и способы отбора, оценки и отражения жизни, при условии, что эти принципы и способы повторяются в творчестве ряда писателей, близких по мировосприятию и технике творческого освоения (пересоздания) действительности. До XVII в. попыток теоретического обоснования отдельных методов не существовало: художник должен был только «подражать» жизни, как определил главную функцию литературы еще в IV в. до н.э. Аристотель.

С XVII в. появились теоретические работы, определяющие социально-философскую базу и эстетические рамки литературных методов как способа художественного перевоссоздания жизни, творческого ее преображения. Так, манифестом классицизма стал трактат Н.Буало «Поэтическое искусство», романтизма – «Философия искусства» Ф.Шеллинга, предисловие к драме «Кромвель» В.Гюго, романтизма и реализматрактат Стендаля «Расин и Шекспир», реализмапредисловие О. де Бальзака к «Человеческой комедии», и т.д. Свои литературные манифесты были и у отдельных литературных течений.

Происхождение понятий

Классицизм (от «classicus» – «образцовый») – направление, образцом для которого является классическое античное искусство.

Барокко – от португальского слова, означающего «жемчужина неправильной формы», или от итал. «прихотливый».

Концепция мира

Упорядоченность, монолитность, неизменность, доминанта волевого начала, строгая иерархия. Основа постижения мираразум («ratio»). Философская базарационализм Декарта. Многообразие изображаемого мира искусственно сужается.

Хаос, власть случая, противоречивость, изменчивость. Основа постижения мирачувства. Философская базанеостоицизм. Конструктивное видение мира отсутствует.

Концепция личности

Цельность, преобладание разума над чувствами, долга – над личными интересами, государственного – над индивидуальным. Геройгосударственное лицо. Главный конфликт – между долгом (разум) и страстью (чувство).

Противоречивость, борьба чувственного и духовного, эмоционального и рационального, изменчивость, индивидуализм. Герой – любой человек (для высокого барокко – представитель знати: роман М.М. де Лафайет «Принцесса Клевская»; для низового – простолюдин: Поль Скаррон, «Комический роман»). Главный конфликт – между человеком и миром (в низовом барокко конфликт более социален, чем в высоком ).

Стиль

Регламентированность, иерархия, цельность, однозначность, гармония, симметрия, обобщенность, красота, монументальность. Основное требование к литературным произведениям – триединство ( места, времени, действия ). Выделяются 3 вида стиля ( высокий, низкий, смешанный ).

Свобода от регламентированности; наличие контрастов и дисгармонии; сочетание высокого и низкого, прекрасного и уродливого, фантастического и реального; отсутствуют стилистические и жанровые рамки.

Основные жанры

Трагедия (Корнель, Расин); поэма (поэтический трактат Н.Буало «Об искусстве поэзии»); позже – комедия (Мольер).

Роман (Г.Гриммельсгаузен); лирика («поэзия либертенов» – Франция) и др.

Страны преимущественного распространения

Государства, тяготеющие к абсолютной монархии (Франция).

Страны с менее стабильными формами государственного устройства (Германия).

Художественные особенности

Классицизм в архитектуре:

Что такое метода в литературе. Смотреть фото Что такое метода в литературе. Смотреть картинку Что такое метода в литературе. Картинка про Что такое метода в литературе. Фото Что такое метода в литературе

Барокко в архитектуре:

Что такое метода в литературе. Смотреть фото Что такое метода в литературе. Смотреть картинку Что такое метода в литературе. Картинка про Что такое метода в литературе. Фото Что такое метода в литературе

Происхождение

От классицизма XVIIв.

От античного реализма, ренессансного реализма, классицизма, барокко. («Realis» – существенный, действительный )

От барокко

От барокко и сентиментализма.

(« S entiment» – чувство ; «prae» – впереди, перед; слово «романтизм» произошло то ли от «роман», то ли от «романс»)

Черты предыдущих направлений

Социальная тематика, схематичность в изображении мира и человека, преобладание разума над чувствами, преимущественное изображение поступков, а не чувств и не эволюции характеров.

Социальная тематика, попытка изображения мира во всем многообразии, человекав совокупности действий, размышлений и чувств, в связи с обществом; острые конфликты.

Основной объект изображения – человек с его неповторимым внутренним миром; основной конфликт – между миром внутренним и внешним, индивидуумом и социумом, часто – между природой и цивилизацией.

Основной объект изображения – внутренний мир человека, его эмоции, интуиция, столкновение с ирреальными явлениями; внешний мир – хаос, который можно постичь не разумом, а только интуицией. Основной конфликт – между личностью и миром.

Новые черты

Возникли как проявление кризиса идей Просвещения. Культ чувств, распространение идей субъективного идеализма. Обращение к природе, истории. Меньше внимания уделяется общественной жизни.

Философская основа

– французское Просвещение (Вольтер).

Снимается требование триединства; сочетается социальная и философская тематика; герой может не быть государственным лицом; понятие долга заменяется понятием разума; заостряется социальная критика. Образец для формирования личности и принципов существования государства – идеалы античности (красота, гармония рационального и эмоционального, близость к природе, демократизм, свобода духа).

– все направления европейского Просвещения. Объект изображения – развивающееся буржуазное общество с про- или антибуржуазной направленностью и человек в нем; критика феодализма и религии; сопоставление разума и чувств, цивилизации и природы.

– французское Просвещение (Ж.-Ж. Руссо), немецкое Просвещение (И.Кант).

Ценность человека определяется неповторимостью его внутреннего мира, часто развиваются религиозно-мистические мотивы.

– немецкое Просвещение (И.Г.Гердер, Ф.Шиллер), субъективный идеализм Беркли и Юма (Англия).

Отрицание возможности существования идеалов в реальной жизни. Поиски их в сфере мистики, в старине, в экзотических странах. Огромный интерес к фольклору, обращение к необычным ситуациям и характерам.

О сновные жанры

Т рагедии (Вольтер, А.П.Сумароков), реже – комедии (А.П.Сумароков); философские повести (Вольтер), реже – романы (Дж.Свифт); оды (Г.Р.Державин).

Роман (Д.Дефо), реже – повесть (Д.Дидро), комедия (Г.Филдинг, Д.И.Фонвизин).

Роман (Л.Стерн), повесть (Н.М.Карамзин, «Бедная Лиза»), драма (Ф.Шиллер), лирика ( элегии ). Герой – «маленький», обычный человек; темы – его внутренний мир и глубина чувств; социальная несправедливость.

Национальные особенности

Характерен, в основном, для Франции (Вольтер). В Германии развивается в форме «веймарского классицизма» (Гете, Шиллер); одна из философских составляющих – работы И.Винкельмана.

Особенно развит в Англии (романы Д.Дефо, Г.Филдинга, Т.Смоллета и др.). В Германии – философско-публицистическая проза (Ф.Шиллер, «Письма об эстетическом воспитании»). В России – «путевой дневник» (А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»).

В Англии развивается «кладбищенская лирика» (Э.Юнг, Т.Грей). Во Франции расцветает «руссоизм» (Руссо), противопоставляются человек «природный» и испорченный цивилизацией. В Германии

проявляется в форме «штюрмерства» (или «Бури и натиска») и тесно смыкается с предромантизмом (И.В.Гете, Ф.Шиллер).

В Англии развивается в форме «готического» романа (А.Радклиф) и поэтических мистификаций (Дж.Макферсон); в Германии тесно связан со «штюрмерством» и существует, в основном, как историческая драма (Ф.Шиллер) и роман («Страдания молодого Вертера» И.В.Гете).

Но всё это – только подготовка к развитию литературы в XIX и последующих веках, и главное еще впереди.

Источник

Метод художественный

Полезное

Смотреть что такое «Метод художественный» в других словарях:

метод художественный — см. художественный метод … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — см. Творческий метод в искусстве … Эстетика: Словарь

метод художественный — способ отражения действительности в произведениях искусства: особый тип образного видения мира (концепция мира и человека); общий принцип отбора, обобщения и оценки писателем жизненного материала, общий подход писателя к действительности. Понятие … Словарь литературоведческих терминов

Художественный метод Лермонтова — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД Лермонтова, см. Романтизм и реализм. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С.,… … Лермонтовская энциклопедия

Метод творческий — см. Творчество и Художественный метод. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

художественный метод — совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым могут образовать литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

МЕТОД — художественный (творческий метод) (от греч. méthodos — путь исследования), категория марксистской эстетики, сложившаяся в советском литературоведении и искусствоведении в 20‑х гг. и затем неоднократно переосмыслявшаяся. Наиболее… … Литературный энциклопедический словарь

Метод хитча — Правила съёма: Метод Хитча Hitch Жанр комедия / мелодрама Режиссёр Эниди Теннант Продюсер Уилл Смит Джеймс Л … Википедия

Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Твёрдость по Шору (Метод вдавливания) — У этого термина существует и другое значение, см. Твёрдость по Шору. При этом следует понимать, что хотя в другом значении этот метод также является методом измерения твёрдости, оба метода предложены одним и тем же автором, имеют совпадающие… … Википедия

Источник

Методы литературоведения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое метод

Слово «метод» происходит от греческого слова «методос», что в широком смысле означает «путь».

Под методом понимают способ социальной деятельности в любой сфере, не только в познавательной.

В узком смысле слова под методом понимают совокупность определённых правил, способов, норм познания.

Исследователь использует ряд определенных предписаний, требований, которые способствуют решению поставленной задачи. Благодаря методу исследователь экономит время, силы, приходит к решению задачи самым коротким путем.

Главной функцией метода является его способность регулировать познавательную (и не только) деятельность.

Метод формируется на основе некоторой теории, которая является и его предпосылкой. Эффективность метода заложена в этой теории. Далее метод углубляется в систему. Он позволяет расширить и углубить знания в определённой отрасли.

Метод является объективным, содержательным и фактичным.

Основные литературоведческие методы

В литературоведении можно выделите 13 основных методов:

Исторические методы в литературоведении

В литературоведении особенно распространен биографический метод. При использовании этого метода происходит установление связи между биографией писателя и особенностями созданного им литературного произведения. Биография, личность автора и его творчество неразрывно связаны между собой. Впервые этот метод был использован французским литературоведом Шарлем Сен-Бёвом в начале XIX века. Помимо литературоведения этот метод так же распространен в психологии и социологии.

Готовые работы на аналогичную тему

При использовании культурно-исторического метода, литература рассматривается как продукт общественной жизни и определённых культурно-исторических условиях. Те события и феномены, которые появились в искусстве в определённую эпоху, объясняются с точки зрения важных исторических моментов. Данный метод впервые стал использовать французский философ-позитивист, теоретик искусства и литературы Ипполит Тэн в середине XIX века.

Немаловажную роль в литературоведении играет сравнительно-исторический метод или компаративизм. Этот метод предполагает выявление общих компонентов в литературах разных стран, существующих на протяжении длительного промежутка времени. При использовании этого метода имеет место поиск универсальных мотивов в литературных произведениях разных стран и анализ того как эти мотивы изменялись с течением времени. Вклад в развитие этого метода в литературоведении внесли немецкие писатели И. Г. Гердер и И.-В. Гете. В России на развитие этого метода большое влияние оказал историк литературы А. Н. Веселовский.

При историческо-типологическом методе происходит выявление общих явлений в литературе, которые типологически являются схожими, но не родственными, сходство этих явлений произошло в результате сходства условий развития.

При использовании историко-генетического метода в литературоведении общность сопоставляемых литературных явлений объясняется их общим происхождением.

Особое место в литературоведении принадлежит мифологическому или мифо-поэтическому методу. Это метод предполагает, что все литературные произведения являются мифами в чистом виде или в них есть большое количество мифологических элементов. Мифологический метод имеет связь с трудами британского культуролога Джеймса Фрэзера и швейцарского психиатра К. Юга о архетипах.

Другие методы в литературоведении

При использовании описательного метода происходит последовательное описание выбранной информации, информация систематизируется исходя из поставленных исследовательских задач. Данный метод особенно часто используется в области гуманитарных наук и литературоведения, в частности. Описательный метод в свою очередь может быть:

При структурно-описательном методе описание материала происходит с опорой на структуру объекта.

При описательно-функциональном методе описание материала основано на функциях объекта.

Широко используются в литературе и сравнительно-сопоставительный метод, который предполагает выявление природы разнородных объектов, сопоставляя их по различным форматам.

Психологический метод является еще одним важным методом литературоведения. Этот метод предполагает наличие связи между определенными процессами в психике человека и явлений искусства. Эстетические явления сравниваются с психологическими процессами как автора, так и читателя. Первыми в России к этому методу стали прибегать русские литературоведы А. Потебня и Д. Овсянико-Куликовский.

Психоаналитический метод в литературоведении предполагает рассмотрение литературных произведений с точки зрения учения австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Явления в литературных произведениях рассматриваются через призму бессознательного и подсознательного, психологических комплексов, которые могли сформироваться у писателя в результате психологических травм, полученных в детстве.

Формальный метод в литературоведении используется только для рассмотрения формальной стороны литературного произведения, при этом содержательная сторона практически полностью игнорируется. В данном случае литература рассматривается как набор художественных приемов. В русском литературоведении этот метод стал развиваться благодаря работам В. Журмунского и Б. Томашевского.

В литературоведении так же используется метод структурализма (семиотическая школа). Этот метод предполагает рассматривание литературного произведения в аспекте структурности, знаковости, коммуникативности и цельности. На развитие этого метода повлияли такие исследователи как Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, Б.А. Успенский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *