Что такое метода в литературе
метод художественный
Смотреть что такое «метод художественный» в других словарях:
Метод художественный — система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства. Категория М. х. была введена в эстетическую мысль в конце 1920 х гг., став одним из основных понятий марксистской теории художественного творчества.… … Большая советская энциклопедия
метод художественный — см. художественный метод … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — см. Творческий метод в искусстве … Эстетика: Словарь
Художественный метод Лермонтова — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД Лермонтова, см. Романтизм и реализм. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С.,… … Лермонтовская энциклопедия
Метод творческий — см. Творчество и Художественный метод. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
художественный метод — совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым могут образовать литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
МЕТОД — художественный (творческий метод) (от греч. méthodos путь исследования), категория марксистской эстетики, сложившаяся в советском литературоведении и искусствоведении в 20‑х гг. и затем неоднократно переосмыслявшаяся. Наиболее… … Литературный энциклопедический словарь
Метод хитча — Правила съёма: Метод Хитча Hitch Жанр комедия / мелодрама Режиссёр Эниди Теннант Продюсер Уилл Смит Джеймс Л … Википедия
Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Твёрдость по Шору (Метод вдавливания) — У этого термина существует и другое значение, см. Твёрдость по Шору. При этом следует понимать, что хотя в другом значении этот метод также является методом измерения твёрдости, оба метода предложены одним и тем же автором, имеют совпадающие… … Википедия
Методы русской литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Различия литературного метода и литературного направления
Понятие литературного метода часто соотносится с понятиями литературного направления и литературного стиля. Эти три понятия рассматриваются как синонимичные друг другу, однако на самом деле между ними есть, пусть и тонкая, но разница.
В основе всех трёх понятий лежит сходство типа художественного мышления писателей, способа интерпретации ими реальности.
Литературный метод относится как к категории содержания, так и к категории формы, объединяя их в единую систему. Каждый литературный метод имеет свои уникальные особенности, сформировавшиеся в ходе литературного процесса.
В разные периоды развития литературы мы можем наблюдать общую для нескольких авторов тенденцию выражения своих мыслей и идей, осмысления реальности. Художественный метод, в отличие от литературного направления, не привязан к конкретной временной точке. Отголоски того или иного метода можно найти в произведениях писателей разных эпох. Например, черты реализма встречаются в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», написанной задолго до господства данного направления, а в произведениях А.С. Грина, написанных в начале XX века, чётко прослеживаются следы романтизма, получившего распространение более чем за век до рождения писателя.
Готовые работы на аналогичную тему
Разные направления главенствовали в литературе в разные периоды времени, последовательно сменяя друг друга и опираясь друг на друга. Особенности того или иного направления часто связаны с особенностями определённой исторической эпохи.
Однако несмотря на всё выше сказанное, в литературоведении принято рассматривать понятия литературного направления и литературного метода как синонимичные, поэтому рассмотрим основные направления более детально.
Литературные направления
Самые крупные литературные направления:
Классицизм.
В Россию классицизм «завезли» в XVIII веке вместе с реформами просветителей.
В классицизме преобладал культ разума и существовало представление о некоем абсолютном идеале, эталоне. Главной задачей писателей-классицистов было приблизиться к этому недостижимому идеалу. Последствием этого стало создание строго жанровой системы и построение целого блока классицистических канонов, обязательных для соблюдения каждым писателем.
Классицисты противопоставляли друг другу рациональное и эмоциональное начала, предпочитая первое из них и считая его более правильным. Именно классицисты создали базу для детального, внимательного рассмотрения человека и мира вокруг, для постоянного анализа писателями всего, что происходило в их мире.
Искусство классицизма должно было играть большую воспитательную роль, поэтому в нём воспевались различные нравственные идеалы.
Русские писатели-классицисты часто обращались к темам критики существующего общественного строя и царской власти, а также обращались к национальным особенностям русского народа.
Сентиментализм.
Сентиментализм возник как ответная реакция на классицистические ценности. В отличие от классицистов, сентименталисты на первое место ставили не разум, а чувство. Классицизм, однако, оказал большое влияние на формирование сентиментализма: именно из классицизма и характерного ему желания анализировать все явления жизни родилось детальное внимание к человеческим чувствам, характерное сентиментализму.
Для этого направления характерны культ чувств и тенденция к индивидуализации образов персонажей.
Примером русского сентиментального произведения является «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
Романтизм.
Романисты часто находили вдохновение в национальном фольклоре, обращались к теме природы и воспевали её. В романтических произведениях внимание уделялось историческому фону и различным деталям, характерным для той или иной эпохи.
Родоначальником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Ярким представителем романтизма является Михаил Юрьевич Лермонтов.
Реализм.
В отличие от романтизма, где исключительный герой попадал в исключительные обстоятельства, в реализме действие разворачивается в обычном, даже обыденном мире.
Наиболее значительными представителями русского реализма являются А.С. Пушкин, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и другие.
Другие литературные направления.
Помимо перечисленных четырёх существуют и другие литературные направления: модернизм, футуризм, символизм, акмеизм, имаджинизм и т.д. Каждое из них обладает своими уникальными чертами. Эти направления развивались в основном в начале XX века, в Серебряный век русской поэзии.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 14 12 2021
Новое в блогах
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Ч асть I (XVII-XVIII вв.)
Кто о чем – а я всё о литературоведении. 🙂 Мы уже договорились, что понятие это емкое и входят в него, в частности, и теория, и история литературы. Вот между этими Сциллой и Харибдой я и попробую полавировать. Мне очень хочется хотя бы попытаться дать системный взгляд на литературу как вид искусства, как единый живой процесс, хотя я понимаю, что задача эта в рамках нескольких обзорных статей практически невыполнима. И всё же какие-то основные черты выкристаллизовать и свести в систему можно. Но для этого нужно решить, от каких же главных печек плясать, дабы не пропустить ни одного краеугольного камня.
Есть несколько путей рассмотрения литературы как целого, связанных с ее основными аспектами. Вот эти точки отсчета:
Художественный (творческий) метод – это понятие, обозначающее наиболее общие принципы и способы отбора, оценки и отражения жизни, при условии, что эти принципы и способы повторяются в творчестве ряда писателей, близких по мировосприятию и технике творческого освоения (пересоздания) действительности. До XVII в. попыток теоретического обоснования отдельных методов не существовало: художник должен был только «подражать» жизни, как определил главную функцию литературы еще в IV в. до н.э. Аристотель.
С XVII в. появились теоретические работы, определяющие социально-философскую базу и эстетические рамки литературных методов как способа художественного перевоссоздания жизни, творческого ее преображения. Так, манифестом классицизма стал трактат Н.Буало «Поэтическое искусство», романтизма – «Философия искусства» Ф.Шеллинга, предисловие к драме «Кромвель» В.Гюго, романтизма и реализма – трактат Стендаля «Расин и Шекспир», реализма – предисловие О. де Бальзака к «Человеческой комедии», и т.д. Свои литературные манифесты были и у отдельных литературных течений.
Происхождение понятий
Классицизм (от «classicus» – «образцовый») – направление, образцом для которого является классическое античное искусство.
Барокко – от португальского слова, означающего «жемчужина неправильной формы», или от итал. «прихотливый».
Концепция мира
Упорядоченность, монолитность, неизменность, доминанта волевого начала, строгая иерархия. Основа постижения мира – разум («ratio»). Философская база – рационализм Декарта. Многообразие изображаемого мира искусственно сужается.
Хаос, власть случая, противоречивость, изменчивость. Основа постижения мира – чувства. Философская база – неостоицизм. Конструктивное видение мира отсутствует.
Концепция личности
Цельность, преобладание разума над чувствами, долга – над личными интересами, государственного – над индивидуальным. Герой – государственное лицо. Главный конфликт – между долгом (разум) и страстью (чувство).
Противоречивость, борьба чувственного и духовного, эмоционального и рационального, изменчивость, индивидуализм. Герой – любой человек (для высокого барокко – представитель знати: роман М.М. де Лафайет «Принцесса Клевская»; для низового – простолюдин: Поль Скаррон, «Комический роман»). Главный конфликт – между человеком и миром (в низовом барокко конфликт более социален, чем в высоком ).
Стиль
Регламентированность, иерархия, цельность, однозначность, гармония, симметрия, обобщенность, красота, монументальность. Основное требование к литературным произведениям – триединство ( места, времени, действия ). Выделяются 3 вида стиля ( высокий, низкий, смешанный ).
Свобода от регламентированности; наличие контрастов и дисгармонии; сочетание высокого и низкого, прекрасного и уродливого, фантастического и реального; отсутствуют стилистические и жанровые рамки.
Основные жанры
Трагедия (Корнель, Расин); поэма (поэтический трактат Н.Буало «Об искусстве поэзии»); позже – комедия (Мольер).
Роман (Г.Гриммельсгаузен); лирика («поэзия либертенов» – Франция) и др.
Страны преимущественного распространения
Государства, тяготеющие к абсолютной монархии (Франция).
Страны с менее стабильными формами государственного устройства (Германия).
Художественные особенности
Классицизм в архитектуре:
Барокко в архитектуре:
Происхождение
От классицизма XVIIв.
От античного реализма, ренессансного реализма, классицизма, барокко. («Realis» – существенный, действительный )
От барокко
От барокко и сентиментализма.
(« S entiment» – чувство ; «prae» – впереди, перед; слово «романтизм» произошло то ли от «роман», то ли от «романс»)
Черты предыдущих направлений
Социальная тематика, схематичность в изображении мира и человека, преобладание разума над чувствами, преимущественное изображение поступков, а не чувств и не эволюции характеров.
Социальная тематика, попытка изображения мира во всем многообразии, человека – в совокупности действий, размышлений и чувств, в связи с обществом; острые конфликты.
Основной объект изображения – человек с его неповторимым внутренним миром; основной конфликт – между миром внутренним и внешним, индивидуумом и социумом, часто – между природой и цивилизацией.
Основной объект изображения – внутренний мир человека, его эмоции, интуиция, столкновение с ирреальными явлениями; внешний мир – хаос, который можно постичь не разумом, а только интуицией. Основной конфликт – между личностью и миром.
Новые черты
Возникли как проявление кризиса идей Просвещения. Культ чувств, распространение идей субъективного идеализма. Обращение к природе, истории. Меньше внимания уделяется общественной жизни.
Философская основа
– французское Просвещение (Вольтер).
Снимается требование триединства; сочетается социальная и философская тематика; герой может не быть государственным лицом; понятие долга заменяется понятием разума; заостряется социальная критика. Образец для формирования личности и принципов существования государства – идеалы античности (красота, гармония рационального и эмоционального, близость к природе, демократизм, свобода духа).
– все направления европейского Просвещения. Объект изображения – развивающееся буржуазное общество с про- или антибуржуазной направленностью и человек в нем; критика феодализма и религии; сопоставление разума и чувств, цивилизации и природы.
– французское Просвещение (Ж.-Ж. Руссо), немецкое Просвещение (И.Кант).
Ценность человека определяется неповторимостью его внутреннего мира, часто развиваются религиозно-мистические мотивы.
– немецкое Просвещение (И.Г.Гердер, Ф.Шиллер), субъективный идеализм Беркли и Юма (Англия).
Отрицание возможности существования идеалов в реальной жизни. Поиски их в сфере мистики, в старине, в экзотических странах. Огромный интерес к фольклору, обращение к необычным ситуациям и характерам.
О сновные жанры
Т рагедии (Вольтер, А.П.Сумароков), реже – комедии (А.П.Сумароков); философские повести (Вольтер), реже – романы (Дж.Свифт); оды (Г.Р.Державин).
Роман (Д.Дефо), реже – повесть (Д.Дидро), комедия (Г.Филдинг, Д.И.Фонвизин).
Роман (Л.Стерн), повесть (Н.М.Карамзин, «Бедная Лиза»), драма (Ф.Шиллер), лирика ( элегии ). Герой – «маленький», обычный человек; темы – его внутренний мир и глубина чувств; социальная несправедливость.
Национальные особенности
Характерен, в основном, для Франции (Вольтер). В Германии развивается в форме «веймарского классицизма» (Гете, Шиллер); одна из философских составляющих – работы И.Винкельмана.
Особенно развит в Англии (романы Д.Дефо, Г.Филдинга, Т.Смоллета и др.). В Германии – философско-публицистическая проза (Ф.Шиллер, «Письма об эстетическом воспитании»). В России – «путевой дневник» (А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»).
В Англии развивается «кладбищенская лирика» (Э.Юнг, Т.Грей). Во Франции расцветает «руссоизм» (Руссо), противопоставляются человек «природный» и испорченный цивилизацией. В Германии
проявляется в форме «штюрмерства» (или «Бури и натиска») и тесно смыкается с предромантизмом (И.В.Гете, Ф.Шиллер).
В Англии развивается в форме «готического» романа (А.Радклиф) и поэтических мистификаций (Дж.Макферсон); в Германии тесно связан со «штюрмерством» и существует, в основном, как историческая драма (Ф.Шиллер) и роман («Страдания молодого Вертера» И.В.Гете).
Но всё это – только подготовка к развитию литературы в XIX и последующих веках, и главное еще впереди.
Метод художественный
Полезное
Смотреть что такое «Метод художественный» в других словарях:
метод художественный — см. художественный метод … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — см. Творческий метод в искусстве … Эстетика: Словарь
метод художественный — способ отражения действительности в произведениях искусства: особый тип образного видения мира (концепция мира и человека); общий принцип отбора, обобщения и оценки писателем жизненного материала, общий подход писателя к действительности. Понятие … Словарь литературоведческих терминов
Художественный метод Лермонтова — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД Лермонтова, см. Романтизм и реализм. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С.,… … Лермонтовская энциклопедия
Метод творческий — см. Творчество и Художественный метод. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
художественный метод — совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым могут образовать литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
МЕТОД — художественный (творческий метод) (от греч. méthodos путь исследования), категория марксистской эстетики, сложившаяся в советском литературоведении и искусствоведении в 20‑х гг. и затем неоднократно переосмыслявшаяся. Наиболее… … Литературный энциклопедический словарь
Метод хитча — Правила съёма: Метод Хитча Hitch Жанр комедия / мелодрама Режиссёр Эниди Теннант Продюсер Уилл Смит Джеймс Л … Википедия
Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Твёрдость по Шору (Метод вдавливания) — У этого термина существует и другое значение, см. Твёрдость по Шору. При этом следует понимать, что хотя в другом значении этот метод также является методом измерения твёрдости, оба метода предложены одним и тем же автором, имеют совпадающие… … Википедия
Методы литературоведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое метод
Слово «метод» происходит от греческого слова «методос», что в широком смысле означает «путь».
Под методом понимают способ социальной деятельности в любой сфере, не только в познавательной.
В узком смысле слова под методом понимают совокупность определённых правил, способов, норм познания.
Исследователь использует ряд определенных предписаний, требований, которые способствуют решению поставленной задачи. Благодаря методу исследователь экономит время, силы, приходит к решению задачи самым коротким путем.
Главной функцией метода является его способность регулировать познавательную (и не только) деятельность.
Метод формируется на основе некоторой теории, которая является и его предпосылкой. Эффективность метода заложена в этой теории. Далее метод углубляется в систему. Он позволяет расширить и углубить знания в определённой отрасли.
Метод является объективным, содержательным и фактичным.
Основные литературоведческие методы
В литературоведении можно выделите 13 основных методов:
Исторические методы в литературоведении
В литературоведении особенно распространен биографический метод. При использовании этого метода происходит установление связи между биографией писателя и особенностями созданного им литературного произведения. Биография, личность автора и его творчество неразрывно связаны между собой. Впервые этот метод был использован французским литературоведом Шарлем Сен-Бёвом в начале XIX века. Помимо литературоведения этот метод так же распространен в психологии и социологии.
Готовые работы на аналогичную тему
При использовании культурно-исторического метода, литература рассматривается как продукт общественной жизни и определённых культурно-исторических условиях. Те события и феномены, которые появились в искусстве в определённую эпоху, объясняются с точки зрения важных исторических моментов. Данный метод впервые стал использовать французский философ-позитивист, теоретик искусства и литературы Ипполит Тэн в середине XIX века.
Немаловажную роль в литературоведении играет сравнительно-исторический метод или компаративизм. Этот метод предполагает выявление общих компонентов в литературах разных стран, существующих на протяжении длительного промежутка времени. При использовании этого метода имеет место поиск универсальных мотивов в литературных произведениях разных стран и анализ того как эти мотивы изменялись с течением времени. Вклад в развитие этого метода в литературоведении внесли немецкие писатели И. Г. Гердер и И.-В. Гете. В России на развитие этого метода большое влияние оказал историк литературы А. Н. Веселовский.
При историческо-типологическом методе происходит выявление общих явлений в литературе, которые типологически являются схожими, но не родственными, сходство этих явлений произошло в результате сходства условий развития.
При использовании историко-генетического метода в литературоведении общность сопоставляемых литературных явлений объясняется их общим происхождением.
Особое место в литературоведении принадлежит мифологическому или мифо-поэтическому методу. Это метод предполагает, что все литературные произведения являются мифами в чистом виде или в них есть большое количество мифологических элементов. Мифологический метод имеет связь с трудами британского культуролога Джеймса Фрэзера и швейцарского психиатра К. Юга о архетипах.
Другие методы в литературоведении
При использовании описательного метода происходит последовательное описание выбранной информации, информация систематизируется исходя из поставленных исследовательских задач. Данный метод особенно часто используется в области гуманитарных наук и литературоведения, в частности. Описательный метод в свою очередь может быть:
При структурно-описательном методе описание материала происходит с опорой на структуру объекта.
При описательно-функциональном методе описание материала основано на функциях объекта.
Широко используются в литературе и сравнительно-сопоставительный метод, который предполагает выявление природы разнородных объектов, сопоставляя их по различным форматам.
Психологический метод является еще одним важным методом литературоведения. Этот метод предполагает наличие связи между определенными процессами в психике человека и явлений искусства. Эстетические явления сравниваются с психологическими процессами как автора, так и читателя. Первыми в России к этому методу стали прибегать русские литературоведы А. Потебня и Д. Овсянико-Куликовский.
Психоаналитический метод в литературоведении предполагает рассмотрение литературных произведений с точки зрения учения австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Явления в литературных произведениях рассматриваются через призму бессознательного и подсознательного, психологических комплексов, которые могли сформироваться у писателя в результате психологических травм, полученных в детстве.
Формальный метод в литературоведении используется только для рассмотрения формальной стороны литературного произведения, при этом содержательная сторона практически полностью игнорируется. В данном случае литература рассматривается как набор художественных приемов. В русском литературоведении этот метод стал развиваться благодаря работам В. Журмунского и Б. Томашевского.
В литературоведении так же используется метод структурализма (семиотическая школа). Этот метод предполагает рассматривание литературного произведения в аспекте структурности, знаковости, коммуникативности и цельности. На развитие этого метода повлияли такие исследователи как Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, Б.А. Успенский.