Что такое методологическая база исследования
Что представляет из себя методологическая основа научного исследования
Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.
Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.
В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо», способ достижения поставленной цели. Методология – это целая система всех возможных вариантов, которые способны привести к желаемому результату, достижению цели.
Методологическая основа научных исследований выполняет следующие функции:
— определяет направление и способ достижения поставленной цели, решения проблемы;
— обеспечивает полноценный поиск и изучение, сортировку и систематизацию информации в рамках рассматриваемой темы;
— создает целую систему данных, которые опираются на достоверные и обоснованные источники;
— определяет способы анализа информации.
Методологическая основа научной работы как часть введения
Если рассматривать методологические основы проекта как отдельную часть введения, то она представляет собой краткую характеристику тех методов, которые автор использовал в ходе проведения исследования. Как правило, они выражаются в 1-2 предложениях. Указываются эксперты и труды, на которые опирался автор при написании научной работы, а также отмечаются все методы обработки информации, анализа и прочих действий (например, методика анализа показателей финансово-экономической деятельности по Савицкой, дедуктивный метод и пр.).
На выбранной методологии фактически строится вся работа: этапы изучения темы, тезисы, механизмы определения нюансов и проблем, анализ деятельности объекта исследования, теоретические аспекты в рамках рассматриваемой темы и пр.
В этой части важно отразить ключевые труды, которые составляют основу теоретической главы. Эти постулаты показывают историю развития, недостатки ранее выдвинутых теорий, проявившиеся с течением времени и пр.
Методологический анализ поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы позволяет автору тщательно обдумать, как обобщить и правильно изложить собранный материал, выделить главную мысль, описать свою точку зрения и доказать ее.
Выделяют следующие виды (уровни) методологии:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Формулировка методологической основы в научном исследовании
Методологическая основа является обязательной частью введения любого проекта. Без этого подраздела ВКР, диссертация или иной научный труд не будет допущен к защите.
В этом небольшом сегменте автору необходимо отразить те источники, которые послужили основой теоретической и практической частью: труды, источники информации, которые пригодились исследователю в ходе проведения «научного расследования» и обоснования своей позиции. Важно, чтобы все сведения были актуальными, а срок их публикации не превышал 3-5-летней давности.
Помимо этого, методологическая база предполагает указание использованных в работе методов обработки данных. Они могут быть как самыми распространенными (общими), так и специфическими (используемыми в конкретной отрасли или деятельности предприятия).
Такой подход позволит обосновать правильность и справедливость выводов автора, обеспечить полноценное и глубокое изучение темы, аргументировать позицию студента или аспиранта.
Фактически, методологическая база демонстрирует экзаменационной комиссии и читателям, какими средствами и способами пользовался исследователь при создании научной работы, его профессионализм и компетентность, аналитические и иные способности.
Лучше всего выбирать методологическую основу проекта после постановки проблемы, цели и задач. Такой способ гарантирует выбор наиболее подходящих способов обработки информации, подбор более качественной и соответствующей теме исследования литературы, методов достижения цели.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Как составить методологическую базу исследования: пример
Для грамотного и эффективного написания исследовательской работы необходимо уделить особое внимание каждому пункту плана.
Обязательное условие это – составить хорошую методологическую базу. Что же представляет собой теоретическая и методологическая основа исследовательской работы? Какие методики следует выбрать для курсового, дипломного или другого вида работ?
Понятие методологической базы исследований
Методическая база – это список всех научных методов, которые используют для проведения исследования. Оно может быть, как теоретическое, так и практическое.
Теоретическая и методологическая база – это те методы, которые являются основой теории, а также описывают методику, которую применяют для практического получения результатов.
Исследовательские работы требуют описания всей деятельности, которая была проведена для изучения поставленной задачи. Нельзя писать кратко: мы провели исследование, у нас есть результаты. Необходимо описать, что было сделано шаг за шагом в практическом аспекте: например, анализ объекта или сравнение различных компонентов.
Прежде всего, необходимо определить цели, задачи, составить план. В нем будет изложен общий порядок действий, которому стоит следовать. Поэтому методология исследования помогает не только в изучении научных проблем, но и в достижении целей, которые были поставлены во введении работы.
Классификация методологий
Как упоминалось выше, необходимо определить цели и задачи. Зная их, студенту легко будет изложить общий план действий, а также порядок, в котором его следует выполнять. При выборе метода исследования важно понять какими они бывают. Все методы разделены на две группы: общенаучные и специальные.
Специальные или узкоспециальные применяются только в определенной научной сфере.
Рассмотрим вышеуказанные методы подробнее:
Данные приемы используются почти во всех исследовательских проектах. Однако в дополнение к общепринятым методикам следует указать специальные методики. Они относятся к конкретной науке или дисциплине. Например, приведем несколько методик для экономистов:
Приведем пример методологической базы юриста:
Методологическая база психолога включает следующие подходы:
Существует множество специальных методик. Поэтому важно знать, какие именно подойдут для вашей научной деятельности.
Вы можете обратиться за помощью к своему руководителю или самостоятельно изучить методологию. Существует также родственная классификация методологических рамок, которая разделяет общенаучные методы на теоретические, эмпирические и экспериментальные.
К общенаучным относятся теоретические методы. Пример: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция. Все они предназначены для теоретического изучения предмета, то есть не имеют практического применения.
Экспериментально-теоретический уровень методологии включает две обязательные части:
Эмпирическая база включает такие методы, как:
Как разработать соответствующую методологическую основу для своего исследования?
Для того чтобы правильно составить методологию, нужно:
Как оформить методологическую базу в исследовании:примерные шаблоны фраз
Какие фразы следует использовать, чтобы логично и четко дать формулировку методологической базе научного исследования? Вот примеры нескольких предложений, которые помогут вам в описании методов исследования:
Вы можете применить как данные предложения, так и другие, чтобы корректно оформить свою методологическую базу проекта и дать описание использованным методам.
Если вы не уверены, что выбрали методологию верно, рекомендуем поговорить с руководителем проекта. Преподаватель знает, что студент не владеет всеми необходимыми методами исследования.
Чтобы не возникало трудностей или препятствий при написании материала, выбирайте тему, которая вам близка. Посмотрите, как формируется ее методологическая основа. Таким образом, вы соберете нужный материал и четко сформулируете и опишите методологию исследования научной работы.
Что такое методологическая база исследования
После того, как студент защитит свой дипломный проект, у него будет открыто несколько путей и дорого в будущее. Либо он никогда больше не применит свои знания на практике, а будет двигаться совершенно в другом русле. Либо он применит все полученные знания, которые были основаны на его выпускной работе. Тогда он будет называться перспективным молодым специалистом, знающим толк в своей специальности. Сегодня мы остановимся на том, что собой будет представлять дипломная работа, которая основывается на правильной методологической базе.
Что собой представляет методологическая база
Прежде всего, стоит отметить, что методологическая база является неотъемлемая составляющая дипломной работы, а представляет собой совокупность общих и специальных научных методов, которые крайне важны для получения достоверного и правдивого конечного результата.
Если говорить простым языком, то этот такие методы, которые подводят студентка к поставленной цели. Если данные методы актуальны, то это помогает студенту еще и тем, что он без труда составляет практическую основу проекта. Насколько нам известно, то данный раздел считается обязательным. Нужно помнить в этом вопросе и о теории. Теоретический раздел при его правильном и грамотном описании не менее важен, чем практика. Теория же способствует раскрытию и оформлению гармоничных и структурированных выводов.
Итак, методологическая база является не просто попыткой решить конкретную задачу, рассматриваемую с разнообразных ракурсов. Это такой подход, который и был описан в структуре дипломной работы. В теоретической части студент методом подбора методов приходит к правильному выводу, что также является правильным направлением к конечному результату и емкой методологической базой.
Учащийся обязан изучить несколько методологических способов исследования, примерив их на практике. В итоге получится определенный результат, который сравнивается с табличной величиной и потом можно сделать логический вывод о правильности проделанного решения. Именно поэтому целесообразно достоверно изучить дополнительную литературу, соответствующую заданной теме, углубиться в суть прочитанной информации, кратко охарактеризовать актуальные методы исследования и понять их уместность.
Творческие методы стоит не упоминать в методологической основе, но во введении стоит остановиться на специальных методах научного познания. Также упоминается структурно – функциональный, системный, сравнительный анализ, математическое моделирование, контент-анализ и прочие достижения науки.
Разновидности методологической базы
Самыми распространенными видами методологической базы считаются эмпирические и теоретические методы. Они в большей мере применимы для студенческих работ.
опросный метод. Это интервью, анкетирование или личные беседы (не путать с интервью). Здесь важно уловить личностные характеристики опрашиваемого человека, а отдельные фразы, которые вызывают некий субъективный интерес, надо заносить в конспект.
эксперимент. Очень часто методологическая база определяется экспериментальным путем, однако для этого необходимо не просто выбрать тот или иной метод, но и тонкостях знать пути его реализации. После того как результат будет получен, его желательно сравнить с табличной величиной. Это подскажет, правильно ли был выбран экспериментальный метод, или исследование продолжается.
наблюдение. Это формирование определенного процесса или явления, осуществление которого проходит регулярно. Все полученные результаты протоколируются, однако в любом случае действовать необходимо по предварительно согласованному плану.
анализ теории. Это самый непростой метод теории. Его основная задача – не просто исследовать то или иное исследование, а уметь выявить определенные признаки, свойства и особенности, делающие объективные выводы.
способы применения индукции и дедукции. Имеется в виду полученные результаты эмпирических исследований, которые обобщены и систематизированы.
Методологическая база в курсовых или дипломных работах
Курсовая или дипломная работа может сочетать в себе несколько методов исследования. применение их должно быть последовательным. Желательно максимально описать проделанные шаги, что позволит несколько расширить структуру пояснительной записки и донести до сознания проверяющего ту информацию, которую вы хотели ему как раз и поведать. То есть количество дополнительных вопросов резко сократится, а шансы получить достойную оценку заметно увеличатся.
Итак, мы рассмотрели основные аспекты применения методологического метода исследования в курсовой или дипломной работе. Это такая методика, которая помогает студентам более осмысленно и продуктивно писать курсовые и дипломные проекты. Если студент в полной мере владеет такими методами, то он сможет грамотно написать курсовую или диплом, который будет удостоен высокой оценки.
Методология исследования – это не набор методов исследования, а его теоретическая основа. Что же такое теоретическая основа исследования?
Главная » обучение » Методология исследования – это не набор методов исследования, а его теоретическая основа. Что же такое теоретическая основа исследования?
Методология исследования – это важный раздел научной работы, в котором раскрывается теоретический базис исследования.
Итак, давайте изучим вопрос детальнее, чтобы разобраться в сути реализации методологии в выполняемом исследовании.
1. Определяем методологию исследования
Прежде чем претендовать на что-то новое и своё в науке необходимо определить методологию собственного исследования. Одной из сложностей в формализации исследования является выбор и конкретизация его теоретической основы. Дело в том, что в современной науке нет фактической возможности разработать новое знание без опоры на уже известное. В этом и заключается смысл определения теоретической основы исследования. Проще говоря, прежде чем «замахнуться» на формулировку научной новизны собственного научного исследования, нужно проверить, кто уже выполнял исследования в этом вопросе, и на что они опирались. То есть в науке существует преемственность, которую принято озвучивать в своих исследованиях, чтобы понимать, какая теория предшествовала рождению нового знания.
2. Как влияет полнота библиографического исследования на его результат?
Итак, мы выяснили, что говорить о научной новизне мы можем только по отношению к современному научно-историческому состоянию разработанности указанной проблемы исследования в научном сообществе.
Может оказаться так, что исследователь считает свое «детище» великим открытием, о котором вообще еще никто не знает, и тем самым автор претендует на свое первенство в научном познании. Всё это сопряжено с поиском того, где и кем подобное уже было описано, и в каких вариациях. Иначе можно попасть в курьезное положение, при котором это «новое» является новым только для самого исследователя, только потому, что он недостаточно хорошо изучил то, что до него уже сделали другие.
Так было с Циолковским, когда он оформил свою первую научную работу «теория газов» и отправил с попутным грузом в Петербург, в «Русское физико-химическое общество». Работу его изучили, оценили, но публиковать не стали. И дело было не в том, что оформлена работа была не подобающим образом. Дело было совсем в другом! Все разъяснил Менделеев, с которым Циолковский состоял в переписке. На самом деле, кинетическая теория газов, которую Циолковский сам разработал, уже отчасти была разработана 25 лет назад.
Поэтому очень важно смотреть, что же указывают в списках литературы предшественники и исследователи, занимающиеся схожей или подобной проблемой. Может быть то, что преподносится как новое, уже давно разработано, и тем более, имеет своих последователей.
3. Что не следует брать в качестве научной основы исследования?
Сведения, которые берутся учеными в качестве научной основы собственного исследования, должны отвечать критериям научного знания. Существует фундаментальная наука, которая дает «пищу» для всех прикладных наук, и это тоже следует учитывать в выполнении научного исследования.
Когда я сама защищала кандидатскую диссертацию в Москве (2008 г.), я проживала с аспиранткой, которая рассказала мне о ситуации, случившейся у её знакомых (начинающих ученых) на предзащите. Один из присутствующих, когда в докладе была озвучена теоретическая основа, подошел и выхватил доклад из рук, разорвал его, бросил на пол и начал при всех его топтать. Можно себе представить, что докладчик при этом просто впал состояние шока. Разумеется, с таким финалом предзащита не прошла, и была назначена детальная экспертиза.
Дело в том, что существуют и абсолютно не научные публикации (лженаука), и публикации в научных журналах, которые выполнили интернет-тролли для того, чтобы проверить и снизить репутацию и статус научного журнала. Чего стоит только скандал со статьей «Корчеватель: Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности», опубликованной в 2008 году как результат машинного перевода.
Понятно, что для докладчика и так большой стресс – выступление перед членами диссертационного совета, ведь все они имеют большой авторитет в науке, но использовать свою осведомленность о трудах и заслугах членов комиссии, чтобы «задобрить» их, крайне не рекомендуется. Особенно не следует указывать их труды в качестве «научной основы», если эти работы имеют отдаленное отношение к теме исследования. Все это «шито белыми нитками», и скорее произведет обратный эффект, чем приведет к одобрению вашей научной работы.
4. Так что же можно и нужно брать в качестве научной основы?
Итак, для того, чтобы выбрать научную основу, нужно, чтобы эта основа была «железобетонной». Это не означает «общепризнанной», ибо в науке существуют и революционные открытия, и постоянная оглядка на существующие авторитеты как раз может науку и тормозить. Но очень часто основанием могут являться научные знания, которые включают в себя используемый понятийный аппарат. Как правило, он уже разработан, и в своих исследованиях ученые так или иначе используют термины и понятия, которые имеют общепринятый смысл в науке. Не лишним является как раз указание, кто именно разработал подобную формулировку, и затем исследователь либо следует этим формулировкам, либо их уточняет в своем исследовании применительно к какой-либо ситуации или проблеме.
То есть следует помнить, что то, что кажется само собой разумеющимся и не вызывает вопросов, возможно когда-то было революционным и уж точно разработано кем-то. А знать своих предшественников в науке – это необходимость для любого ученого.
Это также касается теоретических гипотез и концепций, которые уже были доказаны ранее в чьих-то уже проведенных научных исследованиях. Если что-то уже доказано в науке, то оно уже может быть использовано в качестве научной основы.
Все мы знаем из геометрии о системе исходных допущений, аксиом, постулатов, из которых впоследствии выводятся следствия и теоремы. Подобное движение и происходит в науке, только со временем уже доказанные «теоремы» могут стать основой для дальнейшего исследования, если они пройдут проверку на практике и окажутся достоверным знанием.
5. Понятийный аппарат, понятие, термин, категория, определение, аксиома, постулат – как примеры теоретической базы исследования
Чем отличается понятие от понятийного аппарата? Понятие – это суждение, включающее в себя отличительные признаки изучаемого объекта, в то время как понятийный аппарат – это совокупность не только одних понятий, но и терминов, категорий, определений, аксиом и постулатов, используемых в рамках определенной научной теории.
Термин является «именем», названием определенного понятия в определенной научной области. Откроем словари, для того чтобы уточнить, в каком аспекте можно еще рассматривать понятия. А именно:
1) категория – это основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания;
2) определение – пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения.
Разумеется, все это создавать заново не имеет смысла, хотя и не запрещено. Но как правило, для того, чтобы быть понятыми, исследователи выбирают понятный и общепринятый в научном сообществе язык, лишь уточняя его при необходимости.
6. Можно ли создать что-либо в науке без опоры на теоретические доказательства?
Как правило, любая научная теория проверяется практикой, и строится для того, чтобы дать необходимые и актуальные практические результаты. Конечно, теория может быть и абстрактной, и в то же время в теоретическом конструировании возможно использование некоторых основополагающих пунктов вообще без каких-либо доказательств.
То есть существуют еще два «столпа» научных теорий, которые принимаются в науке на особых положениях, а именно им не требуются доказательств вообще. Это «аксиома – отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других положений этой теории, в пределах которой они принимаются без доказательства». И «постулат – принцип или положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в её рамках».
Можно, конечно, сформулировать и собственные аксиомы, и постулаты, а затем создать на основе этого свою собственную научную теорию. Однако вопрос с доказательствами не будет снят – теория все равно так или иначе проверяется на практике и вам придется доказывать ее состоятельность теми методами, которые общеприняты в науке.
Может оказаться и так, что в каких-то обстоятельствах разработанная вами теория не будет работать. Поэтому необходимо для каждой теории указать допущения – «предположения, положенные в основу упрощения описания реального объекта (процесса), используемые при исследовании». И ограничения – «требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании».
7. Что такое эмпирические научные основы?
То есть мы с вами разобрались, что любая научная теория имеет свой базис (теоретические основания), на котором она строится. Научные основы – это характерные структурные элементы знаний любой науки, не зависимо от того, является она фундаментальной или же прикладной.
Какие же бывают научные основы? В качестве примера предлагаю выделить несколько их видов, не претендуя на полноту их описания.
В первую очередь – эмпирические основы. Это та экспериментальная база, которая и побуждает любого исследователя искать теорию, которая научно описала бы интересные и необычные факты, которые не могут быть объяснены в рамках уже существующих теорий. Эмпирические основы должны иметь возможность воспроизводства в эксперименте, иначе они не могут быть восприняты научным сообществом в качестве доказательной базы.
Известным примером из этой «оперы» является «чайник Рассела». Он писал: «Если бы я стал утверждать, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов». Поэтому эмпирическая основа очень важна в качестве доказательной базы исследования. Думаю, когда-нибудь в честь ученого этот чайник все же будет запущен в космосе по данной орбите.
8. Что называют теоретическими основами и научно-методическими основами исследования?
Теоретические основы определяются некоторыми авторами как «сборная солянка», которая включает в себя как исходные эмпирические, так и исходные теоретические основы данной предметной области, так как теория не может существовать в отрыве от практики.
Так же некоторые исследователи включают в них и научно-методические основы. Согласно одной из общепринятых научных позиций, научно-методические основы науки включают в себя два элемента:
1) научно-методический аппарат науки,
2) методологические основы данной науки.
Воспользуемся еще раз словарем для разъяснения приведенных данных: «Научно-методический аппарат – часть теории в виде арсенала процедурных знаний, основными элементами которых являются методы, алгоритмы, методики, имитационные модели, технологии решения научных и практических задач. Методологические основы предметной науки объединяют в своём составе методы научного обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата и сами обоснования».
9. Как выбрать методологические основы своего исследования?
То есть если мы хотим указать методологические основы своего исследования – мы должны грубо говоря взять тот способ, благодаря которому были построены и обоснованы уже известные термины, понятия, определения, процедуры, методы, алгоритмы, методики, технологии, положенные в основу вашего исследования и применить этот же СПОСОБ ОБОСНОВАНИЯ к созданию и применению уже подобного, но своего, авторского научного продукта.
10. Когда можно писать в своей работе не научно-методические, а научно-методологические основы исследования?
Если наука, в которой выполняется исследование, является методологической, то и научно-методический аппарат такой науки может быть назван научно-методологическим. То есть если в вашей науке развита система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины или системы научных дисциплин, то смело можете говорить о научно-методологических основах вашего исследования, поскольку в вашей науке все это давно существует, общепринято и может быть реализовано в качестве инструмента, доступного для вас в рамках вашего исследования.
Но при этом, вы не должны говорить только об одном перечне методов, применяемых в вашем исследовании, разумеется, научно-методологические основы – это не просто набор и не перечень методов исследования!
Заключение
Итак, методология исследования – это важный элемент научного знания, в ней конкретизируется теоретическая основа исследования. А теоретическая основа – это те теории и знания, которые послужили основой для нового знания.
Перед любым научным исследованием подробно изучайте работы ваших предшественников и определяйте свой теоретический базис и уже потом приступайте к формулированию новизны исследования.