Что такое метрические данные человека
Что такое метрические данные человека
Первое законодательное оформление практика ведения метрических книг в России получила в решениях Московского церковного собора 1666-1667. Первым светским узаконением был указ Петра I от 1702 «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». В мае 1722 «прибавления к Духовному регламенту» установили обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи.
Указ Синода от 1724 впервые ввел графические формы метрических книг и уточнил особенности их ведения. А после Указа Синода от 1779 «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» наличие книг в приходах и консисториях стало обязательным.
Указ Синода от 1802 «О содержании в предписанном порядке метрических книг» запретил хранение книг в домах священников и их раздельное ведение: отныне в приходах регистрация осуществлялась в одной общей книге.
В 1831 по Указу Синода в формуляре метрических книг были уточнены названия отдельных граф, введена раздельная нумерация по полу в записях о рождении. Формуляр метрических книг, просуществовавший вся дальнейшую их историю, окончательно был утвержден в 1838.
Состояла каждая книга из трёх частей, содержащих сведения:
Метрические книги православных
Повсеместное ведение метрических книг было установлено для православного духовенства в 1722, но исправное ведение метрик привилось не скоро, как это видно из большого числа указов Синода, подтверждающих необходимость правильного ведения метрических книг и наблюдения за этим. Такие указы были изданы в 1779, 1802, 1812, 1824 и т.д.
В 1838 Синодом было установлено, чтобы причт ежемесячно свидетельствовал и подписывал книги, обозначая, сколько в истекшем месяце умерло, родилось и сочеталось браком, и чтобы родители, восприемники и свидетели подписью своей скрепляли верность записи. Этим же указом 1838 была установлена новая форма метрик. Новые указы Синода с обращением внимания на неисправность ведения метрических книг, встречаются в 1838, 1886, 1889, 1890, 1903. В указе 1903 обращается внимание на большое количество поступающих «на разрешение Консистории и Св. Синода дел об исправлениях в метричесикх книгах неправильных записей и о внесении в эти книги пропущенных актов о рождениях, браках и смерти».
Где искать метрические книги
Что такое приход?
Метрические книги военного ведомства
Метрические книги военного ведомства содержат информацию о различных категориях военного населения, составлявшего значительную долю в общем числе российских подданных.
До 1800 каждый полковой священник подчинялся преосвященному, в епархии которого квартировал его полк. В ходе военных кампаний Синод поручал отдельным лицам руководство военным духовенством, находящимся на театре военных действий. Эти временные руководители именовались обер-полевыми священниками или обер-иеромонахами флота. Павел I высочайшими указами в 1800 сделал должность обер-священника армии и флота постоянной и передал в его ведение военное и морское духовенство. В 1815 была создана должность обер-священника Главного штаба, в ведение которого перешли священники гвардии и гренадер. С этого периода управление военно-морским духовенством осуществлялось двумя ведомствами, но организация делопроизводства в этих ведомствах была сходной. Позднее руководители этих ведомств из обер-священников были переименованы в главные священники, внутренняя структура учреждений при этом не изменилась. Изменения в управлении военным духовенством произошли в 1880-е.
Особая комиссия при Священном Синоде выработала положение об упразднении должности главного священника армии и флота и должности главного священника гвардии и гренадер. Их функции были переданы протопресвитеру военного и морского духовенства, в его лице все полковые и флотские священники получили единого руководителя.
Более сложную структуру имела система учета военного населения. Основная часть армейских и флотских священников относилась к ведомству обер-священника армии и флота. В 1800 Озерецковский, первым принявший эту должность, назначил 14 благочинных, которые и явились фактическими организаторами и руководителями деятельности армейского духовенства на местах.
Именно через благочинных обер-священник получал сведения о состоянии дел в полках и на флоте, а также всю отчетную документацию, поступающую от духовенства. При наличии в том или ином округе должности полевого обер-священника, благочинный по всем текущим вопросам связывался с ним, а не обращался непосредственно к обер-священнику армии и флота.
Полковые и флотские священники ежегодно с апреля по май присылали благочинному «требовательные» ведомости, в которых указывали количество необходимых бланков для метрических записей на будущий год. Благочинный скреплял подписью эти бланки, прошнуровывал их и выдавал священникам. Вести метрические записи следовало в двух экземплярах. Не позднее 15 января нового года священникам предписывалось присылать благочинному оба экземпляра метрик за истекший год для проверки.
Засвидетельствовав личной подписью верность записей в каждой книге, благочинный черновой экземпляр возвращал в церковь, а беловую метрическую книгу с остальными отчетными документами отправлял в канцелярию обер-священника.
Аналогичная схема обращения документации существовала в ведомстве обер-священника гвардии и гренадер.
В канцеляриях обоих ведомств составлялись сводные таблицы о числе рождений, браков и смертей в военном сословии, которые подавались в Синод. Также составлялись различные статистические документы для светских учреждений.
Единой коллекции «военных» метрик на сегодняшний день не существует. Метрические книги военно-духовного ведомства содержатся в фондах нескольких центральных архивов и частично представлены в местных архивах.
Беловые экземпляры метрик поступали на хранение в канцелярии обер-священников, которые, после учреждения единого руководства в военно-духовном ведомстве, вошли в состав канцелярии духовного правления при протопресвитере военного и морского ведомства. Фонд 806 РГИА (Духовное правление при протопресвитере военного и морского ведомства) первоначально содержал значительный комплекс метрических книг различных войсковых подразделений.
Однако в настоящее время практически все документы утрачены, возможно, они были списаны и уничтожены в 1950-60-е годы в ходе работы «по разгрузке» фондов архива.
В Ф. 806 РГИА находятся «Метрические и исповедные книги 1-й Артиллерийской бригады», «Метрические книги церкви Ставропольского военного госпиталя 1840-1844 гг.», «Восемнадцать страниц из метрических книг Петропавловской церкви Зеленского военного поселения». Тот же фонд содержит значительное количество исповедных ведомостей различных полков за период с 1815 по 1918.
Зачем собирают биометрию лица банки
Зачем сдавать био данные
Не сдавайте биометрию — ее украдут, продадут, сольют
Например, президент группы InfoWatch Наталья Касперская, не советует сдавать биометрические данные из-за больших рисков, что они попадут не в те руки. Кроме того, она высказалась против цифровизации, так как это приведет к созданию теневой власти.
Чтобы человека идентифицировать, нужно эти данные где-то хранить. Где? Очевидно, в базе данных, как и все остальное.
Далее, председатель правления АРПП «Отечественный софт» Наталья Касперская предложила проверить Единую биометрическую систему (ЕБС, разработана «Ростелекомом») на надежность при помощи публичного хакатона.
Хакатон — форум для разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща решают какую-либо проблему на время. Некоторые хакатоны предназначены для образовательных или социальных целей, но чаще задачей хакатона является создание полноценного программного обеспечения.
Итак, на Единую биометрическую систему (ЕБС, которая разработана «Ростелекомом») нужна независимая проверка на надежность. Лучше всего для этих целей подходит публичный хакатон. Нужно разработать техническое задание на «белый взлом» единой биометрической системы. Объявить приз – например, в миллион рублей. Организовать специальную «песочницу», чтобы хакеры всей России или даже мира могли бы попробовать вломиться в эту систему.
Какие сведения относятся к био метрическим персональным данным
Как правило, к био метрическим персональным данным относят, например (Разъяснения Роскомнадзора, Письмо Минцифры России от 17.07.2020 № ОП-П24-070-19433):
Не относят к био метрическим персональным данным фото работника в личном деле, поскольку оно не используется для установления его личности (Разъяснения Роскомнадзора). А вот фото на пропуск относится к био метрии, так как, в частности, сравнивая фото с лицом предъявителя пропуска, вы можете установить его личность.
Почерк и подпись не используются для установления личности человека. Установление принадлежности почерка и подписи человеку, личность которого уже установлена на основании других данных. При таких обстоятельствах почерк и подпись не относятся к персональным данным (Разъяснения Роскомнадзора).
Порядок обработки, хранения и использования
Государственные органы и банки, например Сбербанк, или в метро при применении цифровых технологий для идентификации физлиц должны соблюдать требования ст. 14.1 Закона об информации. А также нормативных правовых актов, принятых в соответствии с указанной статьей. Федеральными законами обязанность соблюдать указанные требования может быть введена и для других организаций (ч. 1 ст. 14.1 Закона об информации).
Биометрические персональные данные государственные органы и банки размещают в электронной форме в единой метрической системе. (Пункт 2 ч. 1 ст. 14.1 Закона об информации).
Сроки хранения
Хранятся био метрические персональные данные в единой системе не менее 50 лет с момента их размещения. Однако использовать такие данные в целях идентификации личности допускается не дольше трех лет с даты сбора. (Пункт 17 Порядка обработки персональных данных).
Метрические книги. Родословная
Обязанность по учету важных событий в жизни человека – рождения, бракосочетания и смерти – до 1917 года несли на себе церковные приходы, где велись так называемые метрические книги.
Отделы ЗАГС были созданы в 1919 — 1923 гг. после принятия «Кодекса законов о актах гражданского состояния» (16.09.1918 ).
Для чего нужна метрическая книга
К каждой церкви относились несколько близлежащих починков и деревень. Чтобы узаконить важное событие в жизни человека, порой нужно было идти пешком несколько километров. Узнать к приходу какой церкви относился нужный населенный пункт помогут клировые ведомости.
Без фиксации в метрической книге факт рождения, брака или смерти не признавался свершившимся.
Часть 1 о родившихся
В записи о рождении священник обязательно указывал:
За каждый месяц и год подводилась статистика о количестве рожденных мужского и женского полу.
После революции метрические книги были заменены на книги ЗАГС о рождении.
В некоторых метрических книгах можно встретить приписки к актовой записи.
Под именем указывается дата — день Ангела. Если родились близнецы, то делалась соответствующая запись.
В случае внесения изменений в актовую запись обязательно делали специальные отметки. (читать подробнее про отметки)
Часть 2 о браком сочетавшихся
В разделе о бракосочетании в метрической книге записаны следующие данные:
За каждый месяц и год подводились итоги о количестве браков.
После 1917 года метрические книги были заменены на книги ЗАГС о браке.
Часть 3 об умерших
Из записи о смерти в метрической книге можно узнать информацию:
За каждый месяц и год подводилась статистика о количестве умерших — отдельно по полу и возрасту. Велся учет по причинам смерти. Из них можно узнать о наличии эпидемий, реальную младенческую смертность и среднюю продолжительность жизни того или иного района.
Все эти сведения дадут точную и подтвержденную информацию о вашем предке, и вы можете быть абсолютно уверенными, что ваша родословная составлена верно (главное не перепутать родного прапрапрадеда с его полным тезкой).
Часто в случае скоропостижной смерти к актовой записи прикладывался документ — протокол Пристава или полицейского, который позволял (или не позволял) захоронить по христианскому обычаю.
После 1917 года записи о смерти нужно искать в книгах ЗАГС.
Часть 4 о присоединившихся
В православных метрических книгах (и не православных метриках тоже) есть такое понятие «присоединение». Жил человек в не православной вере, а, например, в римско-католической, лет до 25. А потом решил жениться. А девушку выбрал из православной церкви. И решил ради нее принять православие.
Обычно крещение взрослых людей происходило после нескольких бесед со священником. Затем через миропомазание человека причисляли к православной церкви, о чем делалась запись в метрической книге.
Причину принятия православия (или другой веры) не указывали. Писали: по добровольному согласию.
Старообрядцы подписывали клятву, в которой отрекались от старых верований и признавали православие единственной церковью.
Где хранятся метрики
Метрическая книга являлась отчетным документом. Один экземпляр метрической книги оставлялся в приходской церкви, а вторая копия направлялась в архив духовной консистории.
С появлением ЗАГСов метрические книги отменили (кое-где их все равно продолжали вести). При необходимости получения документа о событии рождения, брака или смерти, которые произошли до 1917 года, сотрудники ЗАГС обращались к метрическим книгам. На их основании выдавали свидетельство о событии. В метрической книге делалась соответствующая запись.
Метрические книги, так необходимые для составления родословной истории семьи, хранятся в региональном архиве по месту события.
Метрические книги могут храниться в районных архивах. (например, такая ситуация в Краснодарском крае)
Можно встретить в краеведческих музеях. Например, в Кировском областном краеведческом музее хранятся экземпляры метрических книг.
Огромное количество метрических записей оцифрованы и доступны в интернете в оригинальном виде и в расшифрованном. (Подробнее об онлайн поисках)
Что нужно знать
Многих исследователей волнует вопрос: «Какие именно метрические книги смотреть, чтобы найти своего предка, а не его полного тезку?»
Чтобы не ошибиться, необходимо знать временной диапазон, название населенного пункта, где произошло событие, определить к какому церковному приходу относился населенный пункт.
Установить точные сведения проживания, рождения, брака или смерти вам помогут основные документы человека (подробнее можно прочитать в моей статье)
Следует учитывать, что иногда крестить или жениться предки могли ходить не в свою церковь, а в соседний приход. Причин тому могла быть масса: от родов в гостях до болезни священника. По правилам, подобные явления были редкостью.
Церковные приходы могли меняться. При строительстве новой церкви происходило перераспределение населенных пунктов в приходах.
Для больших городов, для которых характерно наличие большого количества церквей, необходимо знать примерный район проживания, иначе придется просматривать абсолютно все метрические книги.
Некоторые метрические книги были утрачены по разным причинам:
В этом случае не стоит отчаиваться. Попробуйте изучить другие документы (об этом можно прочитать в моих статьях Ревизские сказки и Исповедные росписи).
Вам будут интересны и другие мои статьи по генеалогии:
Familio.Media
Главные документы генеалога: метрические книги
Familio.media открывает цикл материалов о главных документах генеалога. Основные источники, в которых можно найти информацию о предках, живших до революции, — это метрические книги, исповедные ведомости, ревизские сказки и материалы переписей населения. Все эти документы — рукописные с дореформенной орфографией. Сегодня речь пойдет о том, как искать информацию о своих предках в метрических книгах.
Что такое метрические книги?
Метрические книги — это книги регистрации рождений, браков и смертей, которые велись в Российской империи в XVIII – начале XX веков. Записи в этих книгах делали обычно служители той конфессии, к которой относилась семья: священник, пастор, мулла или раввин.
Все метрические книги включают в себя три раздела: о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Мусульманские и иудейские метрические книги содержат также раздел о разводах. У христиан разводы были сильно ограничены, поэтому о разводах составлялись отдельные дела. Они хранятся в фондах консисторий региональных архивов и фонде Святейшего Синода в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург).
Записи о рождении вносились в метрическую книгу во время крещения. Они содержат дату крещения, имя ребенка, родителей (либо только отца) и восприемников — крестных родителей (во многих случаях это были родственники, что может быть очень полезно в генеалогических поисках).
Порядку заключения браков уделялось особое внимание, чтобы не допустить вступления в повторный брак или кровосмешения. Записи о браке содержат имена и возраст жениха и невесты, а также имена поручителей (свидетелей).
В записях о смерти указывается возраст умершего и причина смерти. Конечно, это не медицинский диагноз, большинство причин смерти в метрических книгах примерно такие: «от кашля», «от старости», «от слабости», «от боли в голове» или «воспаления в груди».
В какое время велись метрические книги?
В отношении православного населения ведение метрических книг в Москве началось с 1702 года, а по всей России — с 1722 года, вместе с упразднением патриаршества и учреждением Святейшего Синода. Православные метрические книги велись согласно определенным формам, первый вариант которых действовал с 1724 по 1838 года и был весьма неполным: в частности, в этот период в записях о рождении ребенка не указывалась его мать. Второй вариант действовал с 1838 до 1918-1920 годов: в этот период метрики велись в основном на специальных бланках, печатавшихся Синодальной типографией.
Метрические книги старообрядцев и вообще тех, кого власть именовала раскольниками, начали вести с 1874 года. Тогда их вела полиция, поэтому большинство старообрядцев такой записи избегали. С 1905 года, после издания указа о веротерпимости, ведение метрических книг было передано духовным лицам, настоятелям и наставникам старообрядцев.
Самые ранние метрические книги католиков и лютеран, живших на территории России, относятся к началу XVIII века (при этом на законодательном уровне обязательное ведение метрических книг для лютеран было закреплено в 1764 году, для католиков — в 1826 году).
Ведение мусульманских метрических книг началось в 1828 году (для мусульман Закавказского края — только в 1872 году), иудейских — в 1804 году.
Ведение метрических книг было отменено декретом Советской власти от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», который передавал регистрацию рождений, браков и смертей «в отдел записи браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе». Церквям было предписано передать имеющиеся у них метрические книги местным органам власти.
Однако ведение метрических записей в церкви сохранялось вплоть до 1918-1920 годов, а в некоторых церквях такие записи велись даже до середины 1930-х годов.
Особенности ведения:
Где хранятся метрические книги?
Чаще всего метрические книги второй половины XIX – начала XX века хранятся в архиве того региона, куда сейчас входит населенный пункт, в котором жили ваши предки (и где был приход, в который они ходили). В некоторых случаях метрики могут храниться в районном архиве, районном или областном ЗАГСе или даже в краеведческом музее.
Более ранние метрические книги чаще всего можно найти в архиве, где хранятся фонды той губернии, куда входил интересующий вас приход. Например, город Верхнеуральск был центром уезда Оренбургской губернии, а сейчас входит в Челябинскую область. Метрические книги Верхнеуральска XVIII века хранятся в Государственном архиве Оренбургской области, а метрические книги 1830-х годов и позднее хранятся в Государственном архиве Челябинской области.
Часть метрических книг католических и лютеранских церквей хранится в Петербурге: в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб).
Мусульманские метрические книги нужно искать не только в региональных архивах, но и в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания в Национальном архиве Республики Башкортостан — там хранятся мусульманские метрические книги по большей части Российской империи (кроме Таврической губернии и Средней Азии).
Объясняется такая сложная система хранения тем, что метрические книги обычно велись в двух экземплярах, первый из которых хранился в приходе, а второй отправлялся в консисторию или другой орган религиозного управления.
Как работать с метрическими книгами?
Алгоритм поиска по метрическим книгам:
Чем может помочь сервис Familio:
Что такое метрические данные человека
JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 938
ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА И ЗАПИСЬ МЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Начало паспортной системы.
Указ 1803 г. установил действительные только в России «печатные» паспорта (вместо рукописных прокормежных и пропускных писем) для купцов, мещан и крестьян с целью борьбы с использованием фальшивых паспортов и участившимися случаями бегства крестьян. Домовладельцам по-прежнему вменялось в обязанность своевременно сообщать в полицию обо всех лицах, приезжающих в С.-Петербург и другие крупные города России и вселять в дома только при наличии паспортов.
С 1809 г. в Санкт-Петербурге в составе городской полиции учреждаются адресные конторы. Все лица, работающие по найму в столицах, обязаны были зарегистрироваться в адресной конторе и получить там адресный билет. При перемене работы и места жительства, а также в случае окончания срока действия билета требовалась регистрация, причем билет не выдавался без положительного отзыва с прежнего места работы. Лица, заподозренные в неблагонадежности, могли быть высланы из города полицией.
В случае задержания лица с просроченным паспортом полиция, подвергнув задержанного в административном порядке аресту на двое-трое суток, высылала его к месту прописки. Если задержанный не имел узаконенного вида на жительство и ему не удавалось удостоверить свою личность, то с ним поступали как с бродягой. В России бродяжничество квалифицировалось как уголовное преступление и каралось ссылкой в Сибирь «на водворение» (ст. 950 Уложения о наказаниях).
В соответствии с Уложением о наказаниях лицам, находящимся под надзором полиции или общества, выдавались паспорта, в которых делалась отметка об их судимости, и указывались места, в которых ранее судимый не имел права появляться. В таком виде на жительство представлялся особый знак о судимости.
В Положении о паспортах 1812 г. был подробно регламентирован порядок получения паспортов крестьянами, отлучающимися для торговли или работы в другие местности.
Положение о видах на жительство 1894 г.
Отмена крепостного права в 1861 г. обусловила необходимость реформ паспортной системы. Крестьяне получили личную свободу, и вышли из-под надзора помещика.
Для выработки предложений по усовершенствованию паспортной системы в 1869 г. была учреждена паспортная комиссия под председательством статс-секретаря Сольского, однако, предложения этой и создаваемых позднее комиссий были реализованы только в 1895 г. В 70-е и 80-е годы XIX в. в связи с ростом революционного движения в России усилился надзор полиции за населением.
Государственный Совет 8 июня 1894 г. утвердил последнее Положение, которое также усилило роль паспорта как средства полицейского надзора.
Положение 8 июня 1894 г. о видах на жительство, законом 2 июня 1897 г. было распространено на всю Империю, кроме губерний бывшего Царства Польского и Финляндии, лиц, состоящих на действительной военной и морской службе, лиц войскового сословия казачьих войск, финляндских обывателей, иностранных подданных, проживающих в империи, на лиц, отбывающих за границу и оттуда возвращающихся, лиц римско-католического духовенства, инородцев, приисковых рабочих, скопцов, ссыльнопоселенцев и состоящих под полицейским надзором, учреждаемым по распоряжению административных властей. По отношению ко всем этим лицам, а также к обывателям губерний Царства Польского, сохранили свою силу прежние узаконения о паспортах.
С 1 января 1895 г. началась выдача новых по форме документов.
Вид на жительство удостоверял личность, служил средством контроля за передвижением из одной местности в другую, обеспечивал общий учет податных людей и контроль за сбором недоимок. Особого дохода от паспортизации страна не имела. В 1895 г. доходы государства от выдачи видов на жительство составили несколько миллионов рублей. С 1897 г. года виды на жительство стали выдаваться бесплатно. (Впервые в России паспорта получили фискальное значение в 1763 г., когда было установлено взимание денежных сборов: с паспортов, выдаваемых на один год, десять копеек, двухгодовых — пятьдесят копеек, трехгодовых — один рубль.)
Положение 1894 г., сохраняя основные принципы действующей паспортной системы, ввело ряд новых правил.
В соответствии со специальной инструкцией МВД, в случае нахождения лица вне места своего постоянного проживания без паспорта, полиция выдавала ему на срок до шести месяцев свидетельство и предлагала вернуться к постоянному месту жительства. Если это требование не выполнялось, то полиция препровождала нарушителя принудительно.
Отменялась уголовная ответственность за нарушение паспортного режима.
По Закону 1894 г. особый (красный) знак не проставлялся, а «волчьи паспорта», как окрестил их народ, заменялись после окончания надзора на новые, без отметки о судимости. Однако эта замена могла быть произведена только с разрешения губернского начальства.
Введение с 1895 г. новой, менее жесткой паспортной системы, вытекало из требований жизни и отвечало, прежде всего, основным тенденциям экономическим тенденциям государства.
Либерализация паспортного режима и усиление миграции населения с неизбежностью вели к возрастанию нагрузки на малочисленные территориальные органы полиции.
— паспортные книжки (выдавались на пять лет при условии отсутствия задолженностей по сборам и платежам. В них указывался годовой размер сборов. Полиция отбирала паспорта у тех, если их владельцы не уплачивали установочный сбор в срок);
— паспорта (выдавались на срок до одного года независимо от наличия недоимок и согласия других лиц);
— бесплатные виды на отлучку (выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая).
Лицам, включенным в общий вид, могут быть выданы и отдельные виды на жительство, в месте их временного пребывания.
Лицам, состоящим на гражданской службе, и духовенству всех исповеданий, кроме римско-католического, эти книжки выдаются по месту служения или от подлежащих духовных властей. Такие же книжки выдаются вдовам и достигшим совершеннолетия дочерям означенных лиц.
На основании утвержденного положения от 5 июня 1895 г. была проведена первая всеобщая перепись населения Российской Империи. Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской Империи проводилась по состоянию на 28 января 1897 г. В основе ее организации и программы был проект Семенова-Тян-Шанского. Учитывались три категории населения: наличное, постоянное (оседлое) и приписное. Перепись была проведена по принципу однодневной. По мнению исследователей, она считается наиболее достоверной о численности населения страны.
Устав о паспортах 1903 г. (с дополнениями 1906-1909 гг.).
В 1903 г. был издан Устав о паспортах с изменениями и дополнениями 1906-1909 гг., принципиально не отличавшийся от положения. Устав закреплял различия в правах и документировании отдельных групп населения в зависимости от их сословия, рода занятий, имущественного положения и национальности.
Вводились ограничения на поселения и получение документов как общего порядка (например, «черта оседлости» для еврейского населения, ограничения для цыган, запретная зона вокруг столиц и губернских округов), так и для лиц, судимых и находящихся под надзором полиции. Отбывшие наказание в исправительно-арестантских отделениях, тюрьмах и крепостях в соответствии с Уложением о наказаниях (в отдельных случаях по решению Особых Совещаний при министре внутренних дел) находились под особым полицейским надзором. Этим лицам паспорта выдавались только с разрешения полиции, а в них делалась отметка о судимости владельца и производилась запись, ограничивающая места проживания. Царский указ от 5 октября 1906 г. представлял крестьянам одинаковые в отношении государственной службы права с другими сословиями и свободу избрания места постоянного жительства, без чего было невозможно проводить столыпинскую реформу.
С 5 октября 1906 г. официальный документ, удостоверяющий личность граждан в России, стал называться Паспортной книжкой. В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства.
В России приезд иностранцев был обставлен разными ограничениями уже в московском периоде; пограничные воеводы могли пропускать иностранцев в пределы государства лишь с разрешения высшего правительства.
По положению 1894 г. иностранцев допускали в Россию только по паспортам Российских миссий и консульств или по засвидетельствованным ими иностранным паспортам; в противном случае иностранцы подлежали высылке, а если страна их подданства отказывалась их принимать, то их рассматривали как бродяг.
Иностранцам паспорта выдавали только на 1 год.
Иностранцы, жившие в крупных городах, должны были сдавать свои паспорта в полицмейстерскую канцелярию. Оттуда паспорта после проверки отправляли в специальные коллегии. Чтобы уехать из страны, нужно было ждать, пока канцелярия не проверит, не должен ли кому в России отъезжающий. Только после согласования с Коллегией иностранных дел давалось разрешение на выезд. Паспорта тех, кто плыл из страны морем или на судах, выходящих из российских портов, регистрировали в Адмиралтейской коллегии.
В Соборном уложении 1649 г. есть глава «О проезжих грамотах в иные государства». Такие грамоты выдавали по преимуществу купцам, которые везли свои товары за рубеж. «А будет кому случится ехать из Московского государства для торгового промыслу или иного какого своего дела в иное государство, с Московским государством мирное, тому на Москве бити челом государю; а в городах воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездить». Потом появилась так называемая «опасная грамота». Давали такую грамоту на время жизни и работы за рубежом. Грамота «опасала» (или оберегала) русских от любых недоразумений за границей.
В ХУIII в. для того, чтобы уехать за рубеж, нужно было получить «пашпорт» («пас»), который выдавала Коллегия иностранных дел за плату (кроме выезда по государственным делам) в размере восьми алтын и двух денег. Заграничные паспорта выдавали сначала беспрепятственно, но Император Павел I воспретил поездки молодых людей за границу для учебы. В 1-й трети ХIХ в. выезд был свободным и неограниченным, но в 1831 г. установили, что молодежь от 10 до 18 лет непременно должна воспитываться в России под угрозой потери права на государственную службу; исключения допускались лишь по Высочайшему соизволению. Пребывание за границей дольше указанного в паспорте срока и отказ на требование вернуться рассматривались как государственное преступление. По закону 18 февраля 1831 г. заграничные паспорта выдавали главные начальники края: губернаторы, градоначальники, после того, как полиция удостоверяла благонадежность лица. Удостоверение полиции могло заменить ручательство благонадежных лиц. Паломники, ехавшие на богомолье в Иерусалим, должны были получить разрешение Синода.
Лицам, жившим в приграничных местностях, в т.ч. владевшим землей в сопредельном государстве, выдавали особые сроком на 3 и 8 месяцев пропускные легитимационные билеты с указанием переходных пунктов, где таможенники свидетельствовали каждый переход.
Учета эмиграции Россия не вела и о ней можно судить только по иностранным источникам. В отношении же выезжающих за границу сохранились некоторые статистические сведения, которые позволяют дать количественную характеристику деятельности полиции Российской Империи в этом направлении.
В 1867 г. в Санкт-Петербурге более пяти тысяч русских подданных получили паспорта для выезда заграницы. В этом же году в столице Империи было прописано 12 375 иностранцев из 49-ти государств.
В 1885 г. из России выехало 921,6 тыс. человек, а въехало более одного миллиона. Иностранцы стремились в Россию. На 100 выехавших в 1885 г. приходилось 122 въехавших иностранца. В последующие годы миграция из России постоянно увеличивалась.
Существовавший в России порядок выезда подданных заграницу был аналогичен соответствующему порядку в европейских государствах и обеспечивал весьма широкую, хотя и контролируемую свободу передвижения.
Метрические книги.
В христианской церкви издревле существовал обычай вести списки верующих. В них вносили имена тех, кто принимал крещение. Долгое время эта практика юридически не оформлялась. Впервые на обязательность ведения метрических книг в России указал Московский церковный собор в 1666-1667 гг.
Как никто другой понимал необходимость учета населения Петр I. Своим указом от 14 апреля 1702 г. Царь предписал приходским священникам подавать в Патриарший духовный приказ недельные ведомости о родившихся и умерших. Двадцать лет спустя, в 1722 г. было введено «обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российский Империи». Указ Синода от 20 февраля 1724 г. впервые ввел образцы метрических книг и пояснил как их вести. А после Указа Синода от 23 ноября 1779 г. «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» наличие книг в приходах и консисториях стало обязательным.
Однако только при Императоре Николае I был выработан формуляр метрических книг Российской Империи. Он был утвержден в 1838 г. и далее оставался без изменений.
Метрическая книга, хранившаяся в приходской церкви, имела три раздела документов: о рождении, о бракосочетании, о смерти. Метрической записью называют отдельную запись в метрической книге о рождении, браке или смерти человека.
Документы о рождении имели следующие графы:
* № записи (раздельно для мужчин и для женщин);
* полная дата рождения и крещения ребенка;
* место жительства, сословие, род деятельности, фамилия, имя, отчество отца ребенка и имя и отчество матери с указанием на законность брака и вероисповедание;
* место жительства, социальная принадлежность восприемников, их фамилии, имена и отчества;
* имя священника, совершившего таинство;
* подписи свидетелей (по желанию).
Документы о бракосочетании включали в себя следующие графы:
* точная дата совершения таинства;
*место жительства, сословие, имя, отчество, фамилия жениха с указанием вероисповедания и очередности брака;
*место жительства, сословие, имя, отчество, фамилия невесты с указанием вероисповедания и очередности брака;
* имя священнослужителя, совершившего таинство;
*место жительства, сословие, имя, отчество, фамилии поручителей с указанием вероисповедания;
* подписи свидетелей (по желанию).
Документы о смерти указывали в графах:
* № по порядку, отдельно для мужчин и женщин;
* точная дата смерти и погребения;
* возраст умершего (раздельно для мужчин и женщин);
* имя священника, совершившего обряд погребения и указание места погребения.
Записи в метрических книгах велась священниками со слов. Поэтому в записях наименования мест могут не совпадать с официальными. Иногда местность, где родился человек, обозначалась принятым у жителей той или иной деревни бытовым названием.