Что такое метрика в литературе
Поиск
Метрика. Системы стихосложения
ойген | Дата: Среда, 15 Июн 2011, 17:34 | Сообщение # 1 |
Репутация: 41 | МЕТРИКА Принципы, определяющие строение стиха, определяют и систему стихосложения. Внимание метрики сосредоточено на таких элементах стихотворного теста, которые выполняют функцию меры. Размер стиха (метр, метрическая схема) — это число и порядок чередования ударных и безударных, слогов в стопах силлабо-тонического стиха. Размер стиха получает своё название от названия стопы. В русском силлабо-тоническом стихе различают размеры: двусложные (хорей, ямб) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий). Своё название эти стопы получили от названия внешне схожих с ними размеров античного метрического стихосложения. Метр и размер часто являются взаимозаменяемыми, но важно понимать, что метр – это общий принцип упорядоченности звуковых элементов, являющийся внутренней мерой стиха, а размер – это совокупность меры стиха и его объема (например: ямб – это метр, а четырехстопный ямб – это размер). Выбор национальной поэзией системы стихосложения обуславливается совокупностью особенностей языка и традиции. Элементами меры стиха являются те, которые ощущаются носителями языка как значимые. Однако в истории поэзии бывают случаи, когда в языке не существует принципиального для меры признака, но он всё равно используется. Это означает, что в данном случае влияние традиции проявляется сильнее, чем особенности языка. 1. Метрическая (квантитативная) МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ Метрическая система – используется в языках, где гласные различаются по долготе и краткости (например, арабский язык, латинский язык и др.). Наиболее ярким примером метрической системы стихосложения является античное стихосложение – система, возникшая в древней Греции и в древнем Риме, куда перешла из Греции. В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом, и изображали его с музыкальным инструментом — лирой (отсюда название лирика). Мельчайшая единица античного стиха – это мора (пауза), то есть единица времени, которая приравнивается к одному краткому слогу. Произнесение долгого слога занимает две моры (условные обозначения: «U» означает одну мору, или краткий слог; «–» означает две моры подряд, или долгий слог). В основе метрического стиха лежит изохронность, то есть стих должен состоять из равного количества мор (пауз). Долгие и краткие слоги сочетаются в стопы. Стопа – это условная единица меры античного стиха, которая предполагает определенную комбинацию долгих и кратких слогов. Повторение таких стоп образовывает стих — стихотворную строку. В античном стихосложении нет рифмы. Примеры стоп античного стихосложения U U дибрахий (пиррихий) U U U трибрахий U U U U прокелевсматик (дипиррихий) Стихотворный размер определяется характером и количеством стоп. В длинных стихах (строках) используется цезура (пресечение) – регулярная пауза в середине стиха (строки). Размеры метрической системы стихосложения Гекзаметр (шестимерный) – самый популярный в античном стихосложении размер. Он состоит из шести стоп дактиля ( – U U ). На всех стопах, кроме пятой, дактиль ( – U U ) может заменяться спондеем ( – – ), что позволяет разнообразить стих. В греческой традиции гекзаметр имеет цезуру после второго слога третьей стопы, в латинской традиции после первого слога третьей стопы. Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который Другой вариант имитации античного гекзаметра – сочетание в одной строке стоп дактиля и хорея (в процитированных ниже стихах слоги, образующие стопы хорея, выделены и взяты в скобки): Кто ж от бо( гов бес )смертных подвиг их к враждебному спору? Подробнее о гекзаметре см. тему http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1132-1 В поэзии часто используется чередование гекзаметра и пентаметра – элегический дистих: Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Метрическая система была распространена не только в Европе, но и на арабском востоке, где носила название аруз (аруд). Аруз — арабско-персидская метрическая система стихосложения. Основана она на чередовании долгих и кратких слогов (наличие долгих и кратких гласных звуков — фонетическая особенность арабских языков). Размерами аруза вплоть до XX века пользовалась также поэзия Азербайджана, Таджикистана, Туркмении стана и Узбекистана. СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ Силлабическая система – это слоговая система, в основе которой лежит изосиллабизм, то есть единицей меры является слог, а точнее количество слогов, которое должно быть одинаковым для всего стиха. Силлабические стихи имеют свою декламационную особенность – их читают нараспев, выравнивая слоги. Примеры размеров силлабической системы стихосложения 1. польские размеры: 11-тисложник с цезурой после пятого слога и 13-тисложник с цезурой после седьмого слога. Пример 13-тисложника в русской поэзии: Уме недозрелый, плод недолгой науки! 2. французский размер: 12-тисложник с цезурой после шестого слога и обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге, который традиционно передается по-русски шестистопным ямбом: Ты понял жизни цель: счастливый человек. ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ Тоническая система (акцентное стихосложение) – основана на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями. Ритм стиха, его размеренность определяют здесь только ударения. Этим акцентное стихосложение отличается от других систем стихосложения, основанных либо на одинаковом числе слогов в стихе (силлабическое стихосложение), либо на одинаковом расположении и числе ударных и безударных слогов в стопах, образующих стих (силлабо-тоническое стихосложение). Пример: Тоническая система развивается в тех языках, где ударение подвижно и играет смыслоразличительную роль. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Силлабо-тоническая система – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Расположение ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихе напоминает расположение долгих и кратких слогов античного стихосложения, поэтому названия стоп этого стихосложения применяются в силлабо-тоническом стихе, в котором условно неударный слог приравнен к античному краткому, а ударный — к долгому. Лекция 4. Стихосложение. МетрикаРитм и метр. Размеры. Стопы. Неполные стопы. Пеоны. Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь. ……. Ремесло И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Весь вопрос оказался во второй составляющей – вдохновении. ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки! Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов. МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи… Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше. МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи; Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим: Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов. МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей). Музыка их различна. я ЖДАЛ. и ВОТ в те-НИ ноч-НОЙ ХОРЕЙ – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая. ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки! АНАПЕСТ – размер подымающийся. В нем первые два слога – безударные, а последний – ударный. По-СИ-ним вол-НАМ о-ке-А-на, Попробуем на практике определить метр отрывка из седьмой главы «Евгения Онегина» А.Пушкина. Гонимы вешними лучами, Явно не прослеживается однообразия. ГО-ни МЫ-веш НИ-ми ЛУ-ча МИ… Явно метрические ударения не совпадают с логическими. Го-ни-МЫ веш-ни-МИ лу-ча-МИ. го-НИ-мы веш-НИ-ми лу-ЧА-ми Явное несоответствие, также как и дактилю. Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла. го-НИ-мы ВЕШ-ни-МИ лу-ЧА-ми, Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку: с ок-РЕСТ-ных ГОР-ок у-ЖЕ сне-ГА Сбивку ритма можно также легко определить проговорив стихотворение вслух или разложив на метры. Приведите примеры стихотворений, соответствующих каждому стихотворному размеру. Запишите их ритмический и метрический рисунок. В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождаю декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой). МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи; В этом стихотворении ритм каждой стихотворной строчки разделился на четыре стопы. ГОР-ны|-Е вер|-ШИ-ны МЧАТ-ся| ТУ-чи,| ВЬЮТ-ся| ТУ-чи; НЕ бро|-ДИТЬ, не| МЯТЬ в кус|-ТАХ баг|-РЯ-ных ГО-ды| МО-ло|-ДЫ-е| с ЗА-бу|-БЕН-ной| СЛА-вой, Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк: В ТОМ кра|-Ю, где| ЖЕЛ-та|-Я кра|-ПИ-ва = 5 В зависимости от количества стоп музыка хорея, который мы подробно и разбираем, может меняться на прямо противоположную. С одной стороны, это падающий тяготеющий к минору размер. А, с другой, это ритмический плясовой размер, что особенно проявляется в его четырехстопном варианте. «Бесы» Пушкина звучат гораздо бодрее, чем трехстопный хорей Лермонтова и многостопный Есенина. Безобразно труп ужасный Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем: Ах, вы, сени, мои сени, Выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха. Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп. МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи; Во второй строке не хватает одного безударного слога. Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера. ТУЧ-ки не- | БЕС-ны-е, | ВЕЧ-ны-е | СТРАН-ни-ки, ЕС-ли ж за | ДЕ-ло возь- | МЕТ-ся – бе- | ДА! Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора. Вот парадный подъезд. По торжественным дням, На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера. Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки. По вечерам, над ресторанами Разница весьма существенная. Пеоны возникли из-за многосложных слов (многоэтажный, разбойники и т.п.), на которые падает несколько ударений, т.е. одно слово содержит несколько ямбических или хореических стоп. При чтении второе ударение проглатывается и получается новый четырехсложный размер. кто при звез-ДАХ и при лу-НЕ Хотя некоторые строчки поэмы А.Пушкина «Полтава» можно прочитать и в ямбическом ритме, но большинство строк будет читаться более естественно при ударении через три слога на четвертый. Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Сразу оговоримся, что не рекомендуем использовать данную главу в качестве оправдания своей поэтической безграмотности. Как мы увидели из предыдущего текста, поэт зажат пятью основными стихотворными размерами. Такой малый выбор неизбежно приводит к однообразию. Можно. Конечно, поэкспериментировать с ритмическим узором, но придумать что-то новое после Пушкина дело достаточно трудное. Ты оп-ЯТЬ| уп-рек-НУ|-ла ме-НЯ|, Другой пример из «Песни матросов» А.Блока: По-да-РИ|-ло нам МО|-ре (анапест) Следующий шаг – чередование разных размеров в одной строке. толь-ко ШАГ| ос-та-ЕТ-ся;| толь-ко МИГ| быст-ро-КРЫ-лый,| В первой и третьей строках чередуются анапест с третьим пеоном. пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни. Первая строка – анапест. Во второй и четвертой строках по два анапеста и ямб. Третью строку можно разбить на два ямба и анапест с безударным слогом или на два амфибрахия, в середине которых стоит хорей. пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни. Получаем во всех строчках полный анапест. Во лесах во дремучих Здесь нет размеренного чередования ударных и безударных слогов. Имеется только ритмический узор. Плевать, что нет Т.е. неклассическая поэзия уже не чисто тоническая. Из-за смешения размеров, паузников, ориентации на ритмическое строение её называют тонико-ритмической. ЗАДАНИЕ № 2 Восстановите паузы и определите каким размером написано следующее стихотворение Блока: МЕТРИКА (строение стиха)1) Совокупность законов строения стиха – то же, что стихосложение; в узком смысле слова относится преимущественно к метрическому стихосложению, но расширительно говорится о всех системах стихосложения. 2) Наука о законах строения стиха – то же, что стиховедение; термин «М.» гл. обр. применяется к ранним эпохам изучения стиха – тем, в которых стихосложение понималось как свод нормативных правил (античная, арабская, индийская М.), но расширительно – к любым эпохам. 3) Иногда под М. понимается лишь один – основной – из разделов стиховедения: учение о строении стихотв. строки (наряду с фоникой – учением о сочетании звуков и строфикой – учением о сочетании строк), т. е. о системах стихосложения, метрах и размерах стихотворных. В таком случае обычно используется выражение «метрика и ритмика»; понятия эти точно не разграничиваются, а если разграничиваются, то под метрикой понимается учение о сочетании звуковых признаков в стопы, а под ритмикой – о сочетании стоп в строки. Различаются нормативная М. (как «способ к сложению стихов» – выражение В. К. Тредиаковского), историческая М. (как история развития законов строения стиха и история употребительности отд. форм стиха) и срав- нительная М. (теоретически важная как средство реконструкции древнейших, несохранившихся форм стиха, напр. общеславянского или общеиндоевропейского; практически важная, напр., при стихотворном переводе). 4) Система стихотв. форм, употребительных в поэзии того или иного писателя, эпохи, культуры и пр. («метрика Пушкина», «метрика русской поэзии 18 в.», античная М. и др.); описание её опирается на «метрические справочники» по избранному материалу (образец – в кн. «Русское стихосложение XIX в.: материалы по метрике и строфике русских поэтов». М., 1979).
|