Что такое метрика в литературе

Поиск

Что такое метрика в литературе. Смотреть фото Что такое метрика в литературе. Смотреть картинку Что такое метрика в литературе. Картинка про Что такое метрика в литературе. Фото Что такое метрика в литературе Что такое метрика в литературе. Смотреть фото Что такое метрика в литературе. Смотреть картинку Что такое метрика в литературе. Картинка про Что такое метрика в литературе. Фото Что такое метрика в литературе Что такое метрика в литературе. Смотреть фото Что такое метрика в литературе. Смотреть картинку Что такое метрика в литературе. Картинка про Что такое метрика в литературе. Фото Что такое метрика в литературе

Метрика. Системы стихосложения

ойген Что такое метрика в литературе. Смотреть фото Что такое метрика в литературе. Смотреть картинку Что такое метрика в литературе. Картинка про Что такое метрика в литературе. Фото Что такое метрика в литературеДата: Среда, 15 Июн 2011, 17:34 | Сообщение # 1
Что такое метрика в литературе. Смотреть фото Что такое метрика в литературе. Смотреть картинку Что такое метрика в литературе. Картинка про Что такое метрика в литературе. Фото Что такое метрика в литературе

Что такое метрика в литературе. Смотреть фото Что такое метрика в литературе. Смотреть картинку Что такое метрика в литературе. Картинка про Что такое метрика в литературе. Фото Что такое метрика в литературе

Репутация: 41

МЕТРИКА

Принципы, определяющие строение стиха, определяют и систему стихосложения. Внимание метрики сосредоточено на таких элементах стихотворного теста, которые выполняют функцию меры.

Размер стиха (метр, метрическая схема) — это число и порядок чередования ударных и безударных, слогов в стопах силлабо-тонического стиха. Размер стиха получает своё название от названия стопы.

В русском силлабо-тоническом стихе различают размеры: двусложные (хорей, ямб) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий). Своё название эти стопы получили от названия внешне схожих с ними размеров античного метрического стихосложения.

Метр и размер часто являются взаимозаменяемыми, но важно понимать, что метр – это общий принцип упорядоченности звуковых элементов, являющийся внутренней мерой стиха, а размер – это совокупность меры стиха и его объема (например: ямб – это метр, а четырехстопный ямб – это размер).

Выбор национальной поэзией системы стихосложения обуславливается совокупностью особенностей языка и традиции. Элементами меры стиха являются те, которые ощущаются носителями языка как значимые. Однако в истории поэзии бывают случаи, когда в языке не существует принципиального для меры признака, но он всё равно используется. Это означает, что в данном случае влияние традиции проявляется сильнее, чем особенности языка.

1. Метрическая (квантитативная)
2. Силлабическая
3. Тоническая

МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Метрическая система – используется в языках, где гласные различаются по долготе и краткости (например, арабский язык, латинский язык и др.).

Наиболее ярким примером метрической системы стихосложения является античное стихосложение – система, возникшая в древней Греции и в древнем Риме, куда перешла из Греции.

В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом, и изображали его с музыкальным инструментом — лирой (отсюда название лирика).

Мельчайшая единица античного стиха – это мора (пауза), то есть единица времени, которая приравнивается к одному краткому слогу. Произнесение долгого слога занимает две моры (условные обозначения: «U» означает одну мору, или краткий слог; «–» означает две моры подряд, или долгий слог). В основе метрического стиха лежит изохронность, то есть стих должен состоять из равного количества мор (пауз).

Долгие и краткие слоги сочетаются в стопы. Стопа – это условная единица меры античного стиха, которая предполагает определенную комбинацию долгих и кратких слогов. Повторение таких стоп образовывает стих — стихотворную строку. В античном стихосложении нет рифмы.

Примеры стоп античного стихосложения

U U дибрахий (пиррихий)
– U трохей (хорей)
U – ямб
– – спондей

U U U трибрахий
U – U амфибрахий
U U – анапест (палимбакхий)
– U U дактиль
U – – бакхий (антидактиль)

U U U U прокелевсматик (дипиррихий)
– U U U пеон первый
U – U U пеон второй
U U – U пеон третий
U U U – пеон четвертый

Стихотворный размер определяется характером и количеством стоп. В длинных стихах (строках) используется цезура (пресечение) – регулярная пауза в середине стиха (строки).

Размеры метрической системы стихосложения

Гекзаметр (шестимерный) – самый популярный в античном стихосложении размер. Он состоит из шести стоп дактиля ( – U U ). На всех стопах, кроме пятой, дактиль ( – U U ) может заменяться спондеем ( – – ), что позволяет разнообразить стих. В греческой традиции гекзаметр имеет цезуру после второго слога третьей стопы, в латинской традиции после первого слога третьей стопы.
Поскольку в русском языке нет чередования долгих и кратких слогов, то античная поэзия трудна для перевода на русский язык. В качестве альтернативы долгие слоги в русском стихосложении приравнены к ударным слогам, а краткие слоги – к безударным слогам.
В русском стихосложении гекзаметр обычно передают с помощью чистого 6-стопного дактиля:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел…

Другой вариант имитации античного гекзаметра – сочетание в одной строке стоп дактиля и хорея (в процитированных ниже стихах слоги, образующие стопы хорея, выделены и взяты в скобки):

Кто ж от бо( гов бес )смертных подвиг их к враждебному спору?
Сын громовержца и ( Леты ) – ( Феб, ца )рем прогневленный,
Язву на воинство злую навел; погибали народы…

Подробнее о гекзаметре см. тему http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1132-1

В поэзии часто используется чередование гекзаметра и пентаметра – элегический дистих:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень чую смущенной душой.

Метрическая система была распространена не только в Европе, но и на арабском востоке, где носила название аруз (аруд). Аруз — арабско-персидская метрическая система стихосложения. Основана она на чередовании долгих и кратких слогов (наличие долгих и кратких гласных звуков — фонетическая особенность арабских языков). Размерами аруза вплоть до XX века пользовалась также поэзия Азербайджана, Таджикистана, Туркмении стана и Узбекистана.

СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Силлабическая система – это слоговая система, в основе которой лежит изосиллабизм, то есть единицей меры является слог, а точнее количество слогов, которое должно быть одинаковым для всего стиха.

Силлабические стихи имеют свою декламационную особенность – их читают нараспев, выравнивая слоги.

Примеры размеров силлабической системы стихосложения

1. польские размеры: 11-тисложник с цезурой после пятого слога и 13-тисложник с цезурой после седьмого слога. Пример 13-тисложника в русской поэзии:

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.

2. французский размер: 12-тисложник с цезурой после шестого слога и обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге, который традиционно передается по-русски шестистопным ямбом:

Ты понял жизни цель: счастливый человек.
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил,
Искал возможного, умеренно проказил.

ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Тоническая система (акцентное стихосложение) – основана на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями. Ритм стиха, его размеренность определяют здесь только ударения.

Этим акцентное стихосложение отличается от других систем стихосложения, основанных либо на одинаковом числе слогов в стихе (силлабическое стихосложение), либо на одинаковом расположении и числе ударных и безударных слогов в стопах, образующих стих (силлабо-тоническое стихосложение).

Пример:

Армия пролетариев встань стройна!
Да здравствует революция, радостная и скорая!
Это – единственная великая война
из всех, какие знала история…

Тоническая система развивается в тех языках, где ударение подвижно и играет смыслоразличительную роль.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
(Русская тоническая система)

Силлабо-тоническая система – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Расположение ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихе напоминает расположение долгих и кратких слогов античного стихосложения, поэтому названия стоп этого стихосложения применяются в силлабо-тоническом стихе, в котором условно неударный слог приравнен к античному краткому, а ударный — к долгому.

Источник

Лекция 4. Стихосложение. Метрика

Ритм и метр. Размеры. Стопы. Неполные стопы. Пеоны.

Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Музыкальность стиха возникает из ощущения звука, т.е. при произношении их вслух. Люди, обладающие музыкальным слухом, могут писать стихи не зная никакой теории – на слух. Говорят, так писал Некрасов.
Большинство начинающих поэтов также начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее стихов. Но это может поставить естественный предел развития поэта, оставив его в пределах ранее услышанной музыки. Ценится же, как и во всяком другом искусстве, свой голос, создание нового стиля.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом прежде всего следует понимать овладение азами метрики и рифм.

……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…

И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Весь вопрос оказался во второй составляющей – вдохновении.
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.

Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает РИТМ стихотворения. Мерой стихотворной речи является МЕТР, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
НО РИТМ И МЕТР ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Посмотрим на стихотворение «Бесы» А.Пушкина.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи…

Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.

МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.

Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:

Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.

Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.

Музыка их различна.
Музыка ЯМБА бодрая и очень гибкая. Его очень любили Пушкин и Лермонтов.

я ЖДАЛ. и ВОТ в те-НИ ноч-НОЙ
вра-ГА по-ЧУ-ял ОН, и ВОЙ
про-ТЯЖ-ный ЖА-лоб-НЫЙ, как СТОН,
раз-ДАЛ-ся ВДРУГ… и НА-чал ОН
сер-ДИ-то ЛА-пой РЫТЬ пе-СОК,
встал НА ды-БЫ, по-ТОМ при-ЛЕГ,
и ПЕР-вый БЕ-ше-НЫЙ ска-ЧОК
мне СТРАШ-ной СМЕР-ти-Ю гро-ЗИЛ…
но Я е-ГО пре-ДУП-ре-ДИЛ.
(М.Лермонтов, «Мцыри»)

ХОРЕЙ – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая.
ДАКТИЛЬ – очень минорный метр, как и хорей относится к ПАДАЮЩИМ размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!

АНАПЕСТ – размер подымающийся. В нем первые два слога – безударные, а последний – ударный.
АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер с ударением на средний слог (до-РО-га, са-ПОЖ-ник). Его музыка отличается плавностью, либо легким качанием.

По-СИ-ним вол-НАМ о-ке-А-на,
Лишь ЗВЕЗ-ды блес-НУТ в не бе-САХ,
Ко-РАБЛЬ о-ди-НО-кий не-СЕТ-ся,
Не-СЕТ-ся на-ВСЕХ па-ру-САХ.
(М.Лермонтов «Воздушный корабль»)

Попробуем на практике определить метр отрывка из седьмой главы «Евгения Онегина» А.Пушкина.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.

Явно не прослеживается однообразия.
Попробуем применить к стихотворению хореический ритм.

ГО-ни МЫ-веш НИ-ми ЛУ-ча МИ…

Явно метрические ударения не совпадают с логическими.
Попробуем анапест:

Го-ни-МЫ веш-ни-МИ лу-ча-МИ.

го-НИ-мы веш-НИ-ми лу-ЧА-ми

Явное несоответствие, также как и дактилю.

Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла.

го-НИ-мы ВЕШ-ни-МИ лу-ЧА-ми,
с ок-РЕСТ-ных ГОР у-ЖЕ сне-ГА
сбе-ЖА-ли МУТ-ны-МИ ручь-Я-ми
на-ПО-топ-ЛЕН-ны-Е лу-ГА

Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку:

с ок-РЕСТ-ных ГОР-ок у-ЖЕ сне-ГА

Сбивку ритма можно также легко определить проговорив стихотворение вслух или разложив на метры.

Приведите примеры стихотворений, соответствующих каждому стихотворному размеру. Запишите их ритмический и метрический рисунок.

В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождаю декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).
От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА
ОС-ве-ЩА-ет СНЕГ ле-ТУ-чий;
МУ-тно НЕ-бо, НОЧЬ мут-НА.

В этом стихотворении ритм каждой стихотворной строчки разделился на четыре стопы.
Стопа обычно соответствует метру, поэтому их и называют – хореическая, ямбическая, дактилическая и т.п. Соответственно, по количеству стоп стихи делятся на двухстопные, трехстопные и т.п.
«Бесы» Пушкина написаны четырехстопным хореем.
Количество стоп достаточно важный параметр, т.к. от него зависит музыка стихотворения. Убедиться в этом, можно сравнив разностопные стихи, написанные одним и тем же метром.
Трехстопный хорей:

ГОР-ны|-Е вер|-ШИ-ны
СПЯТ во| ТЬМЕ ноч|-НОЙ,
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
(М.Лермонтов «Из Гете»)

МЧАТ-ся| ТУ-чи,| ВЬЮТ-ся| ТУ-чи;
НЕ-ви|-ДИМ-ко|-Ю лу|-НА
ОС-ве|-ЩА-ет| СНЕГ ле|-ТУ-чий;
МУ-тно| НЕ-бо,| НОЧЬ мут|-НА.

НЕ бро|-ДИТЬ, не| МЯТЬ в кус|-ТАХ баг|-РЯ-ных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(C. Есенин)

ГО-ды| МО-ло|-ДЫ-е| с ЗА-бу|-БЕН-ной| СЛА-вой,
ОТ-ра|-ВИЛ я| САМ вас| ГОРЬ-ко|-Ю от|-РА-вой.
(C.Есенин)

Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк:

В ТОМ кра|-Ю, где| ЖЕЛ-та|-Я кра|-ПИ-ва = 5
ДА су|-ХОЙ пле|-ТЕНЬ, = 3
ПРИ-ю|-ТИ-лись| к ВЕР-бам| СИ-рот|-ЛИ-во = 5
ИЗ-бы| ДЕ-ре|-ВЕНЬ. = 3
(C.Есенин)

В зависимости от количества стоп музыка хорея, который мы подробно и разбираем, может меняться на прямо противоположную. С одной стороны, это падающий тяготеющий к минору размер. А, с другой, это ритмический плясовой размер, что особенно проявляется в его четырехстопном варианте. «Бесы» Пушкина звучат гораздо бодрее, чем трехстопный хорей Лермонтова и многостопный Есенина.
Даже когда речь идет о трагедии, четырехстопный хорей вносит в музыку стиха «приплясывающий» мотив:

Безобразно труп ужасный
Посинел и весь распух.
(А.Пушкин «Утопленник»)

Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем:

Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои…

Выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха.

Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА…

Во второй строке не хватает одного безударного слога.
В трехсложных стопах может не хватать целых двух слогов.

Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера.

ТУЧ-ки не- | БЕС-ны-е, | ВЕЧ-ны-е | СТРАН-ни-ки,
СТЕПЬ-ю ла- | ЗУР-но-ю, | ЦЕПЬ-ю жем- |ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, | БУД-то как | Я же, изг- | НАН-ни-ки
С МИ-ло-го |СЕ-ве-ра | в СТО-ро-ну | ЮЖ-ну-ю.
(М.Лермонтов «Тучи»)

ЕС-ли ж за | ДЕ-ло возь- | МЕТ-ся – бе- | ДА!
МИР ви-но- | ВАТ в не-у- | ДА-че тог- | ДА

И уж ку- | ДА как ста- | НО-вит-ся | ЗОЛ
КРЫЛЬ-я сво- | И о-па- | ЛИВ-ший о- | РЕЛ…
(Н.Некрасов «Саша»)

Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора.
И наоборот, анапест, подымающийся, мажорный размер, в усеченном виде будет тяготеть к минору.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
(Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)

На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера.

Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки.
Это хорошо видно при сравнении ямбов Лермонтова и Блока.

По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
(А.Блок «Незнакомка»)

Разница весьма существенная.

Пеоны возникли из-за многосложных слов (многоэтажный, разбойники и т.п.), на которые падает несколько ударений, т.е. одно слово содержит несколько ямбических или хореических стоп. При чтении второе ударение проглатывается и получается новый четырехсложный размер.

кто при звез-ДАХ и при лу-НЕ
так позд-но Е-дет на ко-НЕ?
чей э-то КОНЬ не-у-то-МИ-мый
бе-жит в сте-ПИ не-о-боз-РИ-мой?
ка-зак на СЕ-вер дер-жит ПУТЬ,
ка-зак не ХО-чет от-дох-НУТЬ
ни в чис-том ПОЛЕ, ни в дуб-РА-ве,
ни при о-ПАС-ной пе-ре-ПРА-ве.

Хотя некоторые строчки поэмы А.Пушкина «Полтава» можно прочитать и в ямбическом ритме, но большинство строк будет читаться более естественно при ударении через три слога на четвертый.
Расширение ямба до пеона делает музыку стихотворения более плавной.
Выдержать пеонами все стихотворение достаточно трудно. В качестве примера можно привести стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка», написанное сочетанием третьего и второго пеонов.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Сразу оговоримся, что не рекомендуем использовать данную главу в качестве оправдания своей поэтической безграмотности.

Как мы увидели из предыдущего текста, поэт зажат пятью основными стихотворными размерами. Такой малый выбор неизбежно приводит к однообразию. Можно. Конечно, поэкспериментировать с ритмическим узором, но придумать что-то новое после Пушкина дело достаточно трудное.
Чтобы выйти из этого тупика поэты стали нарушать строгость стихотворных размеров.
Один из таких способов – разностопность строк мы уже рассматривали.
Другой путь – смешение разных стихотворных размеров. Например, «Мороз, Красный нос» Н.Некрасова написан анапестом и амфибрахием.

Ты оп-ЯТЬ| уп-рек-НУ|-ла ме-НЯ|,
Что я с музой моей раздружился,
Что заботам текущего дня
И забавам его подчинился.
…..
Сав-РАС-ка| ув-ЯЗ в по|-ло-ВИН-е| су-ГРОБ-а,| —
Две пАры промЕрзлых лаптЕй
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.

Другой пример из «Песни матросов» А.Блока:

По-да-РИ|-ло нам МО|-ре (анапест)
Об-ру|-ЧАЛЬ-но|-Е коль|-ЦО! (хорей)
Це-ло-ВА|-ло нас МО|-ре (анапест)
В ЗА-го|-РЕ-ло|-Е ли|-ЦО! (хорей)

Следующий шаг – чередование разных размеров в одной строке.

толь-ко ШАГ| ос-та-ЕТ-ся;| толь-ко МИГ| быст-ро-КРЫ-лый,|
и уй-ДУ| я от БЛЕД|-ных лю-ДЕЙ.|
для че-ГО| же я МЕД-лю| пред рас-КРЫ|-той мо-ГИ-лой?|
не спе-ШУ| в не-из-ВЕСТ|-ность ско-РЕЙ?|
(К. Бальмонт)

В первой и третьей строках чередуются анапест с третьим пеоном.
Теперь посмотрим на стихи А.Блока.

пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни.
ты ска-ЗА|-ла са-МА:| «при-ДУ».|
у ВХО-да в СУМ-рак мо-ЛЕ-ний
я отк-РЫЛ| мо-е СЕРД|-це. — ЖДУ.|

Первая строка – анапест. Во второй и четвертой строках по два анапеста и ямб. Третью строку можно разбить на два ямба и анапест с безударным слогом или на два амфибрахия, в середине которых стоит хорей.
Проведем со стихотворением небольшую операцию. Добавим ко второй и четвертой строке по слогу, а к третей – два слога.

пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни.
ты ска-ЗА|-ла са-МА| (мне): «при-ДУ».|
(но) у ВХО|-да в (тот) СУМ|-рак мо-ЛЕ|-ний
я отк-РЫЛ| мо-е СЕРД|-це (и) ЖДУ.|

Получаем во всех строчках полный анапест.
Стихотворение Блока и построено на анапесте с пропуском некоторых слогов. Такие пропуски называются ПАУЗАМИ, а стихи, соответственно, ПАУЗНИКАМИ или дольниками. Читая голосом, в местах пауз мы делаем остановку, как бы добавляя необходимый слог.
Вместе с тем разноразмерность и разностопность не является изобретением модернистов. Эти приемы широко использовала народная поэзия.

Во лесах во дремучих
Тут брала девка ягоды,
Брамши-то, она в лесу заблудилася,
Заблудимши, она приаукнулась:
«Ты ау, ау, мой любезный друг,
Мой любезный друг, жизнь душа моя».
— Уж я рад бы тебе откликнулся,
За мной ходят трое сторожей:
Первый сторож — родной батюшка,
Второй сторож — мила матушка,
А третий сторож — молода жена.
(А.Пушкин «Записи народных песен. Песня о сыне Сеньки Разина»)

Здесь нет размеренного чередования ударных и безударных слогов. Имеется только ритмический узор.
Этот прием широко использовал Вл.Маяковский.

Плевать, что нет
у Гомеров и Овидиев
людей, как мы,
от копоти в оспе.
Я знаю –
солнце померкло б, увидев
наших душ золотые россыпи!

Т.е. неклассическая поэзия уже не чисто тоническая. Из-за смешения размеров, паузников, ориентации на ритмическое строение её называют тонико-ритмической.

ЗАДАНИЕ № 2
Перечитайте «Медного всадника» Пушкина, написанного четырехстопным ямбом. Уловив музыку стиха попробуйте сами сочинить стихотворение в этом размере.
(Хотя бы 4 строчки).
Сделайте метрическую и ритмическую разбивку своего стихотворения.

Восстановите паузы и определите каким размером написано следующее стихотворение Блока:
Тебя скрывали туманы
И самый голос был слаб.
Я помню эти обманы,
Я помню покорный раб.

Источник

МЕТРИКА (строение стиха)

1) Со­во­куп­ность за­ко­нов строе­ния сти­ха – то же, что сти­хо­сло­же­ние; в уз­ком смыс­ле сло­ва от­но­сит­ся пре­имущественно к мет­ри­че­ско­му сти­хо­сло­же­нию, но рас­ши­ри­тель­но го­во­рит­ся о всех сис­те­мах сти­хо­сло­же­ния.

2) Нау­ка о за­ко­нах строе­ния сти­ха – то же, что сти­хо­ве­де­ние; тер­мин «М.» гл. обр. при­ме­ня­ет­ся к ран­ним эпо­хам изу­че­ния сти­ха – тем, в ко­то­рых сти­хо­сло­же­ние по­ни­ма­лось как свод нор­ма­тив­ных пра­вил (ан­тич­ная, араб­ская, ин­дий­ская М.), но рас­ши­ри­тель­но – к лю­бым эпо­хам.

3) Ино­гда под М. по­ни­ма­ет­ся лишь один – ос­нов­ной – из раз­де­лов сти­хо­ве­де­ния: уче­ние о строе­нии сти­хотв. стро­ки (на­ря­ду с фо­ни­кой – уче­ни­ем о со­че­та­нии зву­ков и стро­фи­кой – уче­ни­ем о со­че­та­нии строк), т. е. о сис­те­мах сти­хо­сло­же­ния, мет­рах и раз­ме­рах сти­хо­твор­ных. В та­ком слу­чае обыч­но ис­поль­зу­ет­ся вы­ра­же­ние «мет­ри­ка и рит­ми­ка»; по­ня­тия эти точ­но не раз­гра­ни­чи­ва­ют­ся, а ес­ли раз­гра­ни­чи­ва­ют­ся, то под мет­ри­кой по­ни­ма­ет­ся уче­ние о со­чета­нии зву­ко­вых при­зна­ков в сто­пы, а под рит­ми­кой – о со­че­та­нии стоп в стро­ки. Раз­ли­ча­ют­ся нор­ма­тив­ная М. (как «спо­соб к сло­же­нию сти­хов» – вы­ра­жение В. К. Тре­диа­ков­ско­го), ис­то­ри­че­ская М. (как ис­то­рия раз­ви­тия за­ко­нов строе­ния сти­ха и ис­то­рия упот­ре­би­тель­но­сти отд. форм сти­ха) и срав- ни­тель­ная М. (тео­ре­ти­че­ски важ­ная как сред­ст­во ре­кон­ст­рук­ции древ­ней­ших, не­со­хра­нив­ших­ся форм сти­ха, напр. об­ще­сла­вян­ско­го или об­ще­ин­до­ев­ро­пей­ско­го; прак­ти­че­ски важ­ная, напр., при сти­хо­твор­ном пе­ре­во­де).

4) Сис­те­ма сти­хотв. форм, упот­ре­би­тель­ных в по­эзии то­го или ино­го пи­са­те­ля, эпо­хи, куль­ту­ры и пр. («мет­ри­ка Пуш­ки­на», «мет­ри­ка рус­ской по­эзии 18 в.», ан­тич­ная М. и др.); опи­сание её опи­ра­ет­ся на «мет­ри­че­ские спра­воч­ни­ки» по из­бран­но­му ма­те­риа­лу (об­ра­зец – в кн. «Рус­ское сти­хо­сло­же­ние XIX в.: ма­те­риа­лы по мет­ри­ке и стро­фи­ке рус­ских по­этов». М., 1979).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *