Что такое метроном детям
Использование метронома в системе коррекционно-логопедической работы по преодолению дизартрии
Класс: д/с
Ключевые слова: метроном
В современной логопедии под термином «дизартрия», подразумевается нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.
Известно, что сам речевой аппарат состоит из двух связанных между собой отделов: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга, подкорковых ядер, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
1) дыхательного (грудная клетка с легкими, бронхами, трахеей);
2) голосового (гортань, голосовые связки);
3) артикуляционного (язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы)
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения центрального отдела речевого аппарата, задействованного в управлении двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:
Поражение перечисленных структур разной степени выраженности, дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают или поступают в неполном объеме, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми. При грубых формах поражения наблюдается их атрофия и атония, а в результате прерывания спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезают, и со временем наступает арефлексия.
У детей с легкой степенью дизартрии нарушения моторики артикуляционного аппарата проявляются в виде:
1) трудностей переключения с одной артикуляции на другую;
2) снижения и ухудшения качества артикуляционного движения;
3) снижения времени фиксации артикуляционной формы;
4) снижения количества правильно выполненных движений.
Так как дизартрия – это нарушение, носящее органический характер, то данный факт не мог не отразится на общей и мелкой моторике. Так нарушение моторики у детей с дизартрией носит широкий характер. У данной категории детей наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, недостаточная координаторность. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. При паретической форме дизартрии наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.
Моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук чаще всего и наиболее ярко проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. Это говорит о том, что у детей с дизартрией недостаточно развита кинестетическая чувственность, особенно в области артикуляции. При переключений речевых движений переход от одного состояния к другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок, нарушением темпа и ритма выполняемых движений.
Проявление моторных нарушений у детей с дизартрией укладывается в выделяемые пять форм двигательной недостаточности [1]:
У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата.
Паретичность мышц органов артикуляции: лицо гипо- или амимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, угол рта опущен; во время речи губы остаются вялыми и лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость наростает.
Спастичность мышц органов артикуляции: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участия в артикуляции звуков. Возникают трудности при вытягивании губ вперед. Язык при спастическом симптоме изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижен.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка, голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
Апраксия при стертых формах дизартрии проявляется в невозможности одновременного выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях.
Девиация, т.е. отклонение языка от средней линии, проявляется при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке, со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение, определяется лишь во время речи.
Н.А.Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе формируется двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача со временем усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. человек сам намечает цель и содержание движений и адекватные средства, с помощью которых он может решить конкретную двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется непосредственно фактическое выполнение движений: индивид преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Но это возможно в том случае, если до этого было хорошо и качественно усвоена координация движений.
Координация движений развивается не сразу, постепенно на основе опыта и специальных упражнений, поскольку это довольно сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным ответом [1].
Для качественного овладения координации движений необходимо соблюдение развития ее компонентов: точности, соразмерности и плавности, что невозможно без овладения чувством ритма.
Ритм – это основа жизни! Человек целиком и полностью зависит от ритмов: ритмов сердцебиения, ритмов дыхания, перистальтики сосудов, ритмов дня и ночи, ритмов смены времен года и т.д. Поэтому для четких и правильных двигательных актов, и речевых в том числе, просто невозможно обойтись без формирования и развития ритма.
Метроном служит для установления точного темпа и ритмического рисунка. Он способен производить любое количество тактовых долей времени на слух.
Развитие слухо-двигательных координаций с опорой на импульсную структуру метронома https://camtronome.com/ в логопедической работе можно осуществлять по нескольким направлениям:
Общие речевые навыки.
Включенность игровых упражнений с метрономом https://camtronome.com/ в процессы формирования словообразовательных и словоизменительных навыков, а также формирование предложно-падежных конструкций:
Подготовка к обучению грамоте.
Благодаря возможности установки метронома https://camtronome.com/, в качестве приложения на мобильное устройство, его можно воспринимать как идеальное дидактическое пособие. Игровые упражнения с метроном можно использовать как на индивидуальных, так и групповых занятиях, в качестве самостоятельного этапа работы или в комплексном коррекционно-логопедическом занятии, динамическую паузу или организационный момент. Таким образом, включённость игровых упражнений метронома https://camtronome.com/ позволяет повысить показатели двигательной памяти, точности и плавности выполняемых движений и действий, улучшить координацию общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического восприятия, выразительности речи.
Список литературы
Интерактивный метроном для детей
Интерактивный метроном это — высокотехнологичная развивающая методика, которая используется для совершенствования чувства ритма, чувства времени, способности к упорядочиванию движений и информации. Эта компьютерная коррекционная программа разработана компанией Interactive Metronome (США).
Нужно ли это Вашему ребенку?
Чувство времени является решающим для детской реабилитации. Принцип действия Интерактивного Метронома построен на коррекции временных взаимоотношений в деятельности коры головного мозга.
Многочисленные клинические исследования, проведенные различными учеными, четко показывают, что недостаточность в двигательном планировании является причиной различных проблем с движением и развитием ребенка. Другими словами, слаборазвитое чувство ритма и времени часто приводит к проблемам с:
Занятия назначаются детям с:
Какую проблему это решает?
Любая целенаправленная деятельность требует упорядочивания движений и предвидения результата. Это называется «моторным планированием».
Некоторым детям трудно сконцентрироваться на выполнении заданий; запомнить и выполнить инструкции, состоящие из нескольких частей; организовать свою деятельность; выполнить работу до конца.
Американские ученые выяснили, что у всех этих проблем часто бывает общая причина – нарушение функций мозга, отвечающих за планирование действий во времени, запоминание и воспроизведение последовательности действий.
Ученые считают, что чувство времени и чувство ритма – основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом.
Если есть проблемы с чувством ритма и чувством времени, то обычно страдает не только координация крупных движений, но и речь, и даже умственная деятельность. Эти функции мозга можно тренировать.
Как это происходит?
Сначала проводится оценка чувства ритма и чувства времени. Благодаря многолетним исследованиям компании Interactive Metronome, известны нормативы этих чувств для каждой возрастной группы.
Упражнения выполняются с помощью сенсорной перчатки или сенсорного коврика. Ребенок слышит через наушники ритмичные удары и пытается синхронизировать с ними свои движения: хлопает в ладоши или топает ногой.
Интерактивный Метроном® объективно оценивает способность соотносить движения с ритмом ударов. Результаты, оцениваемые в миллисекундных интервалах времени, учитываются в шкале, которая отражает качество моторного планирования.
Затем составляется программа тренировок. Тренировки проводятся под руководством инструктора. Интерактивный Метроном® обеспечивает «обратную связь» — слуховую и визуальную. Ребенок видит на экране монитора, насколько точно он выполняет задание. На основе обратной связи он может корректировать свои движения. Постепенно внимание и выносливость ребенка возрастают.
Какие результаты?
Интерактивный Метроном® был создан в 1994 году американскими учеными для развития чувства ритма у музыкантов. Разработкой заинтересовались врачи и педагоги. Сначала Интерактивный Метроном® стали использовать в работе со спортсменами. Затем исследования доказали эффективность использования Интерактивного Метронома® в работе с детьми, у которых есть трудности в обучении.
В результате тренировок у детей нормализуется темп и ритм речи. Развивается функция программирования и реализации речевого высказывания. Улучшаются функции чтения, письма, математические навыки. Развивается моторика, ритмичность, координация движений. Улучшается походка. Дети становятся более внимательными, лучше концентрируются на выполнении заданий. Снижается импульсивность и нормализуется поведение.
В чем новизна и отличие от других?
«Неврологическая клиника доктора Яценко» — единственная клиника в Украине, использующая программу «Интерактивный метроном» для занятий с детьми.
Сколько нужно заниматься?
Оптимальных результатов можно добиться, проведя несколько курсов, которые в сумме составляют 40 занятий. Занятия проходят 3-4 раза в неделю. Длительность каждого занятия – 20 минут.
Заниматься могут дети с 4-5 лет.
МЕТРОНО́М
Том 20. Москва, 2012, стр. 148
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕТРОНО́М (от греч. μέτρον – мера, размер и νόμος – закон), прибор, отсчитывающий равные промежутки времени, обычно со звуковой индикацией; служит для определения и контроля темпа муз. исполнения. Маятниковые механич. аппараты типа М. появились в кон. 17 в., их собирательное название «хрономéтр» первоначально применялось и к наиболее удачной конструкции – М. системы И. Н. Мельцеля (патент 1815), используемому до сих пор. М. этой системы состоит из пружинного часового механизма, короткого маятника с подвижным грузиком (изобретён нидерл. механиком Д. Н. Винкелем) и логарифмич. шкалы с делениями (обычно от 40 до 208), соответствующими числу колебаний, совершаемых маятником в минуту. Маятник, закреплённый у основания М. (рис.), раскачиваясь, приводит в действие храповый механизм, издающий громкие щелчки; частота щелчков максимальна, когда грузик находится внизу, близ оси крепления маятника, и минимальна при положении грузика у свободного конца маятника. В обозначении темпа по М. указывается длительность, принятая в качестве тактовой доли, и требуемая частота метрич. пульсации (условно объединённые знаком равенства). Напр., ] =60 или \ =80. В первом случае грузик устанавливается около деления 60 и щелчкам М. соответствуют половинные, во втором – около деления 80, щелчкам М. соответствуют четверти (см. Длительность в музыке). М. имеет преим. учебно-тренировочное значение; музыкантами-исполнителями он используется обычно на ранней стадии работы над произведением (в проф. исполнении звуки одной длительности иногда существенно отклоняются от механич. равномерности). Изредка механич. М. служит в качестве муз. инструмента («Симфоническая поэма для 100 метрономов» Д. Лигети). Стандарт обозначения темпа по метроному Мельцеля используется в нотоиздании, в исследовательских целях (напр., в муз. психологии, этномузыковедении) и др. В электрич. М., сконструированном Н. А. Гарбузовым и С. Г. Корсунским (патент 1943), наряду со звуковым был предусмотрен световой индикатор. Получили распространение также электронные метрономы.
Что такое метроном и как им пользоваться?
Немного истории
История создания метронома доказывает, что славу часто получает не тот, кто ее заслужил, а тот, кому просто представился удобный шанс. История эта началась в Амстердаме, где в начале 19 века жил и работал механик немецкого происхождения Дитрих Николаус Винкель (Dietrich Nikolaus Winkel). Значительную часть своего времени Винкель посвящал популярным в то время исследованиям маятников и часовых механизмов. В ходе экспериментов он выяснил, что, если расположить грузики на противоположных сторонах стержня маятника, он будет давать колебания, повторяющиеся через равные промежутки времени, то есть держать идеально ровный темп. Это открытие и легло в основу создания метронома. Однако, будучи по натуре человеком скромным, Винкель не спешил запатентовать свое изобретение.
Что касается массового производства метрономов, то по-настоящему оно было налажено лишь в конце 19 – начале 20 века. Так в 1895 году немецким предпринимателем Гюставом Виттнером (Gustav Wittner) был основано небольшое предприятие по производству высокоточных механических метрономов, которое позже при его сыне Рудольфе получило статус промышленного. Первоначально компания занималась изготовлением исключительно классических моделей метрономов Мельцеля, но затем она начала выпуск еще более точных метрономов, которые были зарегистрированы под торговой маркой «Taktell». Эти метрономы обозначили новый стандарт качества и завоевали признание по всему миру. По сей день компания WITTNER остается крупнейшей и самой известной компанией по производству метрономов.
Что такое метроном и как им пользоваться?
Сегодня на рынке представлено огромное количество самых разных метрономов. Но, в целом, существует две их разновидности:
1. Механический метроном
Механические метрономы могут быть полезны музыкантам разных специальностей и разного уровня профессионализма. Его несомненными плюсами можно назвать наглядность и простоту в обращении, а классическая пирамидальная модель в элегантном деревянном корпусе может стать также красивым аксессуаром и украсит любое помещение.
2. Электронный метроном
Современные технологии позволили создать электронный метроном, обладающий рядом существенных преимуществ перед механическим аналогом. Одним из таких преимуществ является его размер. Чаще всего такой метроном изготавливают в виде небольшой пластиковой коробочки с дисплеем и множеством кнопок, а значит такое устройство не занимает много места и его очень удобно перевозить. Еще одним плюсом электронных устройств является более широкий диапазон воспроизводимых темпов: от 30 до 280 ударов в минуту. Помимо этого, такой метроном обычно мультифункционален. Так, в некоторых моделях можно настраивать звуки воспроизводимых ударов. Например, если вам надоел стук электронного метронома, его можно заменить на писк или щелчки. Кстати говоря, некоторые электронные метрономы имитируют звук классического механического метронома, например, модель KORG KDM-2. В электронные устройства также встраиваются и разнообразные ритмические рисунки, которые можно идеально подобрать под исполняемое музыкальное произведение. Более того, некоторые из метрономов снабжены функцией создания собственных ритмических рисунков. Такие рисунки можно сохранять в памяти устройства, зацикливать и воспроизводить в течение необходимого времени. И, конечно, многие метрономы часто сочетают в себе и другие необходимые для музыканта устройства, такие как тюнер, камертон, секундомер или таймер.
В отдельную категорию можно отнести электронные метрономы для барабанщиков. Известно, что в музыкальных группах ударные инструменты сами по себе являются метрономом для остальных членов группы. Но любой барабанщик, даже опытный, не всегда может самостоятельно держать идеально ровный темп. Поэтому для данной категории музыкантов метроном приобретает особое значение. Особенностью данного устройства является возможность воспроизведения сложных ритмических рисунков и для рук, и для ног, поскольку, как известно, барабанщики используют при исполнении и то и другое. Такие устройства обязательно снабжаются выходом для подключения наушников, а некоторые и выходами для подключения гитары, электронного пэда или футсвича («педали»). Хорошим примером здесь является профессиональный метроном Boss DB-90. Ну и, конечно, у таких устройств обычно очень много различных специфических функций, таких как запись пресетов, возможность переключения между ними и прочие.
В целом, это все, что мы хотели рассказать вам о метрономах. Выбор того или иного метронома зависит лишь от ваших вкусов и ожиданий. Мы в свою очередь желаем вам успехов в творчестве и удачных покупок!
Расскажите о пользе метронома и других процедур в УГМК
Нам уже давненько его (метроном) прописали, но мы как-то подзабили немного в связи с занятостью и высокой относительно стоимостью.
Сейчас, спустя время, понимаю, что пора вновь основательно заняться здоровьем ребенка.
Вот и думаю: сходить ли к Шароновой в УГМК на прием, понятно, что она вновь метроном нам пропишет.
Или к другому неврологу. Вообще ходили к Лури, но она пока не принимает вроде бы.
Вообще есть у кого-то яркие примеры того, как процедуры в когнитивном центре УГМК помогли деткам?
У нас были (да и есть) проблемы с небольшим заиканием, а также ортопед сказала, что еще синдром навязчивого движения (в нашем случае это хождение на носочках).
Мальчику нашему скоро 6.
,
А вы только на метроном ходили или еще на что-то?
15 раз курс разве? Не 10?
Года 2 назад 10 процедур метронома тыс 15 стоили. Как сейчас с ценами, я еще не узнавала.
,
Балансировочные доски, как я поняла, и так продаются, да?
Биоакустическая коррекция (БАК) – это инновационный метод аппаратно-программной диагностики и лечения широкого круга заболеваний, в т.ч. расстройств центральной нервной системы.
Биоакустическая коррекция мозга объединила в себе новейшие технологии нейротерапии, биоуправления и музыкотерапии.
Процедура биоакустической коррекции заключается в прослушивании пациентом акустического образа собственной электроэнцефалограммы.
Всякая клетка живого организма, в том числе, нервные клетки – нейроны – несут в себе электрический потенциал. Уникальная компьютерная программа преобразует суммарную электрическую активность мозга в звук слышимого диапазона. Таким образом становится возможным услышать музыку мозга в режиме реального времени и оценить его функциональное состояние.
Обратное воздействие энергией звука на нейроны позволяет нормализовать работу мозга.
Функциональное состояние центральной нервной системы до и после сеансов биоакустической коррекции мозга отражается в улучшении параметров ЭЭГ.
Как работает биоакустическая коррекция головного мозга? Метод действует на глубинном уровне: восстанавливает нормальную деятельность мозга, нарушенную в силу различных неблагоприятных факторов. А мозг, как известно, управляет практически всеми процессами в организме. Таким образом, в ходе биоакустической стимуляции мозга удается активировать естественные процессы саморегуляции организма, исправить большинство функциональных нарушений, нормализовать работу внутренних органов, улучшить психофизиологическое состояние человека, устранить различные виды боли, укрепить адаптивные и защитные ресурсы организма.
Итд. В интернете много на эту тему инфы
Используют при нарушениях речи, памяти, гиперактивности, нарушениях поведения, внимания итд
Прошли несколько курсов, оценила.