Что такое международная политика

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

Смотреть что такое «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА» в других словарях:

международная политика — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN international politics The use of methods, strategy, intrigue, decision making and power by governments and their representatives to achieve goals in policy making or… … Справочник технического переводчика

«МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ В ДОГОВОРАХ, НОТАХ И ДЕКЛАРАЦИЯХ» — сборник док тов в 3 частях под ред. Ю. В. Ключникова и А. В. Сабанина, издававшийся в 1925 29. 1 я часть От франц. революции до империалистич. войны (1790 июнь 1914) ; 2 я часть От империалистич. войны до снятия блокады с Сов. России (июль 1914… … Советская историческая энциклопедия

Политика — Политика ♦ Politique Все, что касается жизни полиса, в частности управления конфликтами, расстановки сил и власти. Значит ли это, что политика равнозначна войне? Нет, политика скорее стремится избежать войны и преодолеть опасность ее… … Философский словарь Спонвиля

Международная Комиссия по расследованию голода — 1932 1933 гг. на Украине комиссия, созданная по инициативе Всемирного Конгресса Свободных Украинцев, предпринятой в 1984 году, для изучения и расследовании голода, имевшего место на Украине в 1932 1933 гг. Комиссия стремится подчеркнуть, что… … Википедия

Международная Комиссия по расследованию голода на Украине — Международная Комиссия по расследованию голода 1932 1933 гг. на Украине комиссия, созданная по инициативе Всемирного Конгресса Свободных Украинцев, предпринятой в 1984 году, для изучения и расследовании голода, имевшего место на Украине в 1932… … Википедия

Международная комиссия по расследованию голода на Украине — Международная комиссия по расследованию голода 1932 1933 гг. на Украине комиссия, созданная по инициативе Всемирного конгресса свободных украинцев, предпринятой в 1984 году, для изучения и расследовании голода, имевшего место на Украине в… … Википедия

Международная марксистская группа (Великобритания) — Международная марксистская группа International Socialist Group Дата основания: 1969 Дата роспуска: 1982 Штаб квартира: Лондон, Великобритания Идеология … Википедия

Международная реакция на провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии — Верховный Совет Республики Южная Осетия (РЮО) провозгласил независимость республики от Грузии 19 января 1992 года. Однако до войны в Южной Осетии в августе 2008 года самостоятельность Южной Осетии, а также Абхазии, не вызвала широкого… … Википедия

Международная социалистическая группа (Великобритания) — Международная социалистическая группа International Socialist Group … Википедия

Источник

Политология: учебное пособие для высших учебных заведений.

Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194

Международная политика

Независимые государства, взаимодействующие друг с другом, выступают субъектами международной политики. В современных условиях значительно возросло влияние глобальных факторов международной политики на развитие каждой страны.

К числу этих факторов принадлежат:

— борьба с международным терроризмом и др.

Государства мира настолько взаимосвязаны между собой, что ни одно государство не в состоянии проводить свою политику без учета интересов мирового сообщества.

В то же время реализация интересов одних государств ущемляет интересы других государств, а это, в свою очередь, порождает международные конфликты, вызывает войны. За последние пять с половиной тысяч лет человечество жило в мире всего 300 лет. За 55 веков в мире произошло 14500 войн, включая две мировые войны (1914-1918 и 1939-1945 гг.), в которых погибло всего 3 млрд. 600 млн. чел. и последние десятилетия (после окончания второй мировой войны) мировое сообщество вовлеклось в войны 250 раз; в этих войнах участвовало 90 государств, их военные потери составили 35 млн. человек. Вся история человечества предстает перед нами в грозном и ужасающем облике «истории войн».

Еще недавно в теории международных отношений для обозначения разносторонних взаимодействий суверенных государство использовался термин «внешняя политика». Однако сегодня на мировой арене действуют не только суверенные государства, но и различные международные организации экономического, военно-политического и иного характера, главной из которых является Организация Объединенных Наций. Все международные организации, союзы, блоки, правительственные и неправительственные объединения, а также специализированные учреждения и организации выступают в качестве субъектов международных отношений. Следовательно, в настоящее время правильнее говорить о международных отношениях и регулирующей их международной политике.

Международные отношения – это система экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных, культурных и иных связей и взаимодействий, возникающих между субъектами мирового сообщества.

Международная политика – это политическая деятельность субъектов международного права (государств, международных организаций), связанная с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней.

Международная политикаэто политическая деятельность субъектов международного права, направленная на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она представляет собой ядро международных отношений, является важным фактором мира и стабильности, развития равноправия в системе международных отношений.

В современной политике существует три точки зрения на соотношение внутренней и международной политики.

1) Концепция чикагского политолога Г. Моргентау (США). Сущность международной политики идентична внутренней политике. Обе формы политики воплощают борьбу за господство, а различаются только условиями развития сфер (внутренняя и международная сферы).

2) Концепция австрийского социологаЛ. Гумпловича (1833-1909) (Австрия). Внешняя политика определяет внутреннюю. Международная политика подчиняется трем непреложным законам:

1. Между соседними государствами идет непрерывная борьба из-за приграничной линии.

2. Любое государство должно препятствовать усилению соседа и заботиться о политическом равновесии.

3. Внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечиваются ресурсы выживания государства.

3) Концепция марксизма. Внешняя политика определяется внутренней политикой и является продолжением внутриполитических отношений.

В каждой из этих концепций имеется своя доля истины, однако реальное преобладание внутренней или внешней политики в каждом случае зависит от объективно-исторической конкретики.

Сущность международной политики также по-разному понимается со временными политологами.

Сторонники «силовой концепции» (Г. Моргентау и др.) сводят политику к борьбе за господство, вытекающей из властолюбов природы человеческой психологии.

Другие политологи (французский исследователь Г. Бутуль и др.) считают международную политику воплощением биологических черт человечества (врожденная агрессивность индивида). Г. Бутуль считает, что международный авторитет государства «измеряется его способностью нанести ущерб».

Третьи ученые склонны видеть в международной политике общественное явление, обусловленное влиянием экономических, социальных, культурных и других факторов.

И здесь действует тот же принцип объективно-исторической конкретики: цели международной политики всякий раз определяются контекстом международной ситуации и характером межгосударственных взаимоотношений.

Основой содержания международной политики каждого государства является национальный интерес.

Национальный интерес – это осознание потребностей национального государства и отражение их в деятельности его лидеров.

Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау, который выделил три элемента национального интереса:

1) природа интереса, который должен быть защищен;

2) политическое окружение, в котором действует интерес;

3) рациональная необходимость, ограничивающая выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

По Г. Моргентау, внешняя политика государства должна опираться на физическую, политическую и культурную реальность. Такой реальностью выступает нация. Все нации мира стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности – потребности физического выживания. В мире, разделенном на взаимно враждебные блоки, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной идентичности от угрозы разрушительного внешнего вторжения.

Концепция Г. Моргентау отвечала реалиям биполярного мира (СССР – США, социализм – капитализм). В наши дни любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать также интересы других государств; охраняя собственную безопасность – воздерживаться от посягательства на безопасность других государств.

Национальная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.

В современных условиях национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасностью. Подлинную всеобщую безопасность можно обеспечить лишь на путях развития партнерства и сотрудничества.

Источник

Особенности международной политики

Понятие международной политики, основные типы ее субъектов и связь с внешней политикой. Международные организации и другие формы межгосударственного взаимодействия. Суть геополитики как особого подхода к осмыслению мировой истории, ее основные факторы.

Особенности международной политики

Впрочем, это не означает, что государство непременно должно участвовать в международной политике. Существуют примеры, когда страны полностью (или практически полностью) изолировались от международной политики и отказывались от любых сношений с другими государствами. Наиболее ярким примером здесь может служить Япония, которая примерно два века вообще не принимала участия в международной политике. На этом же уровне следует рассмотреть и такие субъекты, как нация и народ. В обычном случае государство, а точнее, его властные институты, действует от имени народа, нации, чьи интересы оно должно защищать. Это касается не только внутренней, но и внешней политики. В то же время народ и нация воздействуют на внешнюю политику опосредованно, оказывая влияние на внешнеполитические решения, принимаемые институтами.

2. Межгосударственные объединения, как локальные, так и универсальные. Локальные объединения создаются несколькими государствами, имеющими общие или сходные интересы; универсальные международные объединения охватывают все страны мира.

Примером межгосударственных объединений могут служить такие организации, как Североатлантический блок (НАТО), Европейское сообщество, Организация африканского единства, Содружество Независимых Государств (СНГ) и т.д. Универсальным межгосударственным объединением в полном смысле этого слова является Организация Объединенных Наций. На ее базе были также созданы универсальные межгосударственные объединения, в компетенции которых находятся вопросы, связанные с определенной сферой человеческой деятельности (например, ЮНЕСКО, которая занимается вопросами культуры и образования). Основанием для создания межгосударственных объединений является наличие общих интересов хотя бы в одной из областей (например, военных, экономических, политических и т.д.). Такие объединения могут создаваться как для реализации долгосрочных программ, так и для решения текущих задач. Последние межгосударственные объединения обычно долго не существуют, хотя и могут перерастать в более устойчивые союзы.

3. Негосударственные международные организации в последнее время играют все более и более важную роль в международной поли тике. Такие объединения могут иметь как политический (Социалисти ческий Интернационал), так и неполитический характер (разнообразные профессиональные, экологические, научные и спортивные объединения).

1. Международные организации и другие формы межгосударственного взаимодействия

Еще одной важной вехой в истории международ ных организаций были международные экономические и таможенные объединения. Примером такого объединения может служить Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию, появившийся в XVI веке. В начале XIX был создан Германский таможенный союз. Все члены этого союза должны были подчиняться одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товара; все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами союза в зависимости от числа населения.

В XIX веке этот процесс заметно активизировался. В это время были созданы такие организации,’ как Центральная комиссия по судоходству на Рейне (1831г.), международные союзы для измерения земли (1864 г.), Всемирный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международное бюро мер и весов (1875 г.), Международный союз для защиты международной и художественной собственности и другие. Впрочем, компетенция этих организаций была ограничена специализированными проблемами.

После первой мировой войны государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. Результатом этого стало появление в 1919 г. Лиги Наций, в основные задачи которой входило поддержание мира и предотвращение новых войн. В случае, когда один из членов Лиги вопреки своим обязательствам развязывал войну, остальные члены Лиги должны были порвать с ним всяческие отношения. Органами Лиги Наций были собрание всех представителей членов Лиги, совет и постоянный секретариат.

Тем не менее, Лига Наций не смогла справиться со своей основной задачей, поскольку не смогла предотвратить вторую мировую войну, а также множество локальных конфликтов: нападение Японии на Международные организации и другие формы. взаимодействия

Выделяют два типа современных международных организаций: межправительственные и не правительственные организации.

Межправительственные организации обычно обладают шестью признаками: 1) они создаются в соответствии с международным правом, поскольку ни одна организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом; 2) международная организация создается на основе международного договора (конвенции, соглашения и т.д.), который заключают суверенные государства, а межправительственные организации; 3) цель, преследуемая при создании международной организации, состоит в объединении усилий государств для деятельности в той или иной области: политической, военной, экономической, валютно-финансовой и т.д. Впрочем, есть организации, которые обязаны регулировать взаимодействия в самых разных областях (ООН); 4) международная организация имеет соответствующую организационную структуру (штаб-квартиры и членство), что служит подтверждением ее постоянного характера организации. Это отличает международные организации от других форм международного сотрудничества; 5) международная организация имеет права и обязанности, которые закрепляются в специальном учредительном акте, и не имеет права выходить за их пределы; 6) международная организация обладает автономной волей, не зависящей от воли государств-членов.

Примером международной военной организации может служить НАТО, которое было создано 4 апреля 1949 г. страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе. Согласно уставу НАТО, вооруженное нападение на одного из ее членов считается нападением на все страны Североатлантического договора. Организационная структура НАТО включает Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группу ядерного планирования, а также другие комитеты; возглавляет эту организацию генеральный секретарь, штаб-квартиру, расположенную в Брюсселе.

В финансово-валютной сфере наиболее крупными организациями являются МБРР (Международный Банк реконструкции и развития) и МВФ (Международный Валютный Фонд).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. и является специализированным учреждением ООН. ММРР обязан оказывать помощь в реконструкции и развитии территории государств-членов, в восстановлении их экономики, а также в конверсии предприятий (то есть в их переходе от производства военной продукции к производству товаров массового потребления). Кроме того, в задачи банка входят содействие росту международной торговли, поддержка равновесия платежных балансов путем стимулирования международных инвестиций в целях. МБРР имеет отделение в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке. Членами МБРР являются» около 180 стран, в том числе и Россия. Штаб-квартира Банка расположена в Вашингтоне.

Международный валютный фонд (МВФ) создан в в 1944 г., и так же, как МБРР, представляет собой специализированное учреждение ООН.

В цели МВФ входит содействие международному сотрудничеству, сбалансированному росту международной торговли, стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и избегать конкурентного обеспечения валют. МВФ временно предоставляет общие ресурсы Фонда государствам-членам для исправления нарушения равновесия их платежных балансов. Членами МВФ является 181 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Уставной капитал МВФ (около 150 млрд. долларов) формируется за счет взносов государств-членов. Квота России составляет 3% уставного капитала.

Сейчас все чаще можно услышать о геополитике, геополитических факторах, геополитическом положении России. Однако далеко не все люди, говорящие на эти темы, отчетливо понимают, что же такое геополитика и в чем состоит ее сущность. Тем не менее, геополитика как особый подход к осмыслению мировой истории может иметь оче нь большую пользу с точки зрения политической реальности современной России.

Геополитика зародилась на рубеже XIX и XX вв. Ее основоположниками можно считать Фридриха Ратцеля, Рудольфа Челлена и Хэл-форда Джорджа Маккиндера. Фридрих Ратцель первым попытался проанализировать значение географических факторов с политической точки зрения; этому вопросу посвящена его работа «Политическая география» (1897). Термин «геополитика» был введен Рудольфом Челленом.

Фридрих Ратцель исходил из идеи, что государство представляет собой организм, который развивается, стареет и умирает; законы этого развития в значительной степени зависят от географических факторов, то есть от того, на какой территории располагается государство, имеет ли оно выход к морю, обладает ли природными ресурсами и т.д.

Ратцель противопоставил «континентальные» и «морские державы». На протяжении истории выход к морю был важным условием, от которого зависело экономическое и политическое благополучие страны. Это противопоставление широко использовалось в рамках геополитики, однако в настоящее время утратило свою ценность в связи с тем, что появились новые средства передвижения и транспортировки товаров, которые понизили ценность статуса морской державы.

По мнению Ратцеля, географическое положение государства откладывает отпечаток и на людей, которые являются гражданами государства. Эта идея не была впервые высказана Ф. Ратцелем. Подобным образом особенность национального характера объясняли и гораздо раньше его. Например, так поступал Шарль-Луи Монтескье, которого, следовательно, можно считать предшественником геополитики.

Рудольф Челлен применил геополитические идеи при анализе положения великих мировых держав (Франции, Германии, Великобритании, России, Австро-Венгрии, Японии и США) в период 1913-1923 гг.

Под хартлендом Маккиндер понимал те географические территории, которые не находятся под влиянием морских держав, то есть центр континентальной части (Россия, Казахстан, северный Китай и Монголия). Их окружают так называемые «окраинные» государства, то есть страны Средиземноморья и Среднего Востока, а также Индия и Китай. Всем им вместе противостоят островные государства, представленные Великобританией, Америкой, Австралией и Океанией.

Международные отношения и связи находятся в тесной зависимости от геополитики, поскольку геополитические интересы являются как правило постоянными для многих этносов и вызываются глубинными исторически сложившимися потребностями, которые могут реализовываться в принципиально новых формах на современном этапе развития.

Подобные документы

Современные международные отношения и внешняя политика. Место и роль России в современной системе международной политики. Основные приоритеты международной и внешней политики РФ. Актуальные проблемы, угрозы и вызовы России в международных отношениях.

контрольная работа [39,3 K], добавлен 20.11.2014

Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики. Международные отношения: понятие, структура и типы. Мировая политика и международное право. Внешнеполитическая концепция. Место Беларуси на международной арене. Приоритет внешней политики.

реферат [27,8 K], добавлен 15.11.2008

Необходимость международных отношений и сферы взаимодействия государств. Типы и функции внешней политики. Международное разделение труда как способ организации мировой экономики. Валютно-кредитные отношения как финансовые отношения между разными странами.

презентация [127,2 K], добавлен 09.01.2013

Нынешняя ситуация в мире и ее отличия от периода холодной войны. Сущность и функции политики как основы международной политики. Концепция национального интереса и национальной безопасности. Особенности внешней политики России на современном этапе.

реферат [44,6 K], добавлен 05.03.2008

Понятия международной и внешней политики, эволюция политической картины мира. Место и роль России в современной системе мирохозяйственных связей. Проблемы, основные приоритеты и направления внешней политики Российской Федерации на современном этапе.

курсовая работа [34,9 K], добавлен 25.02.2012

Тенденции к постепенному формированию глобального рынка. Теоретические основы силовой политики на международной арене. Традиционная геополитика. Распространение рыночных отношений, расширение зон свободной торговли. Интеграция стран.

реферат [30,0 K], добавлен 25.01.2004

Характеристика и основные направления геополитики – инструмента, использующегося при разработке внешней политики России и позволяющего учесть географический, демографический, экологический факторы. Особенности стратегии «балансирующей равноудаленности».

контрольная работа [36,0 K], добавлен 05.03.2010

Политология и ее роль в обществе. Сущность и главные задачи политики, основные формы политики и парадигмами политологии. Каковы типы государства и в чем их плюсы и минусы. Кто становится политическим лидером. Как складываются международные отношения.

презентация [957,7 K], добавлен 18.03.2014

Актуальность политического образования. Внешняя политика ее цели и задачи. Классификация международных отношений по способу проявления классовых отношений. Концепция баланса сил. Субъекты мировой политики. Сотрудничество и конфликты в международной сфере.

реферат [17,0 K], добавлен 10.11.2009

Внешнеполитическое положение Великобритании после Второй Мировой войны. Особенности внешней политики страны в этот период. Влияние биполярного международного порядка на политические направления. Основные векторы современного внешнеполитического курса.

дипломная работа [139,6 K], добавлен 24.05.2015

Источник

Понятие международной политики

Что такое международная политика. Смотреть фото Что такое международная политика. Смотреть картинку Что такое международная политика. Картинка про Что такое международная политика. Фото Что такое международная политика Что такое международная политика. Смотреть фото Что такое международная политика. Смотреть картинку Что такое международная политика. Картинка про Что такое международная политика. Фото Что такое международная политика Что такое международная политика. Смотреть фото Что такое международная политика. Смотреть картинку Что такое международная политика. Картинка про Что такое международная политика. Фото Что такое международная политика Что такое международная политика. Смотреть фото Что такое международная политика. Смотреть картинку Что такое международная политика. Картинка про Что такое международная политика. Фото Что такое международная политика

Что такое международная политика. Смотреть фото Что такое международная политика. Смотреть картинку Что такое международная политика. Картинка про Что такое международная политика. Фото Что такое международная политика

Что такое международная политика. Смотреть фото Что такое международная политика. Смотреть картинку Что такое международная политика. Картинка про Что такое международная политика. Фото Что такое международная политика

Международная(мировая) политика- совокупная политическая деятельность основных субъектов международных отношений.

Структурно мировая политика представлена: внешнеполитическая деятельность национальных государств, политические акции региональных межгосударственных и общественных структур, группировок, союзов и др. объединений, деятельность на глобальном уровне ООН и др. организаций, уполномоченных на то гос-вами и народами

Сфера мировой политики охватывает весь спектр политических отношений, сложившихся между государствами и в надгос. Рамках. Её главные приоритеты обусловлены решением глобальных проблем (устранение угрозы войны и обеспечение мира, всеобщей безопасности, охрана окр.среды, преодоление отсталости, нищеты и др.). на мировую политику влияют интеграционные процессы в сфере экономики, движение народов и государств по пути демократизации (глобализационные процессы). Но мировой полит.процесс сохраняет и старые черты: приоритет военной силы (агрессия Ирака против Кувейта, война в Персидском заливе 1991, военные действия в Югославии)

Соотношение международной политики и внешней политики: Внешняя политика характеризует внешнюю деятельность одного государства, а международная политика — многих государств и негосударственных организаций.

Основой содержания международной политики каждого государства является национальный интерес.

Сущность международной политики по-разному понимается со временными политологами:

-Сторонники «силовой концепции» (Г. Моргентау и др.) сводят политику к борьбе за господство, вытекающей из властолюбов природы человеческой психологии.

-Другие политологи (французский исследователь Г. Бутуль и др.) считают международную политику воплощением биологических черт человечества (врожденная агрессивность индивида). Г. Бутуль считает, что международный авторитет государства «измеряется его способностью нанести ущерб».

-Третьи ученые склонны видеть в международной политике общественное явление, обусловленное влиянием экономических, социальных, культурных и других факторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *