Что такое минимализм в музыке

Минимализм (музыка)

Минимали́зм — в музыкальном искусстве последних 36 лет, термин минимализм относится к музыке, для которой характерны некие общие черты: повторение (часто короткой музыкальной фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени) или состояние покоя (часто в форме гула, баса и протяжных звуков); акцент на консонантной гармонии; устойчивый ритм. Минималистическая музыка может иногда напоминать по звучанию разные формы электронной музыки (например проект Basic Channel), а также текстурные композиции таких композиторов, как Лигети; зачастую происходит так, что конечные результаты похожи, но концепции реализации разные.

Содержание

Минимализм до минимализма

Что такое минимализм в музыке. Смотреть фото Что такое минимализм в музыке. Смотреть картинку Что такое минимализм в музыке. Картинка про Что такое минимализм в музыке. Фото Что такое минимализм в музыке

Что такое минимализм в музыке. Смотреть фото Что такое минимализм в музыке. Смотреть картинку Что такое минимализм в музыке. Картинка про Что такое минимализм в музыке. Фото Что такое минимализм в музыке

Первооткрывателем и предтечей минимализма, по признанию Джона Кейджа и, вслед за ним, большинства минималистов, явился эксцентричный французский композитор Эрик Сати, создавший в 1916 году ярко-авангардный жанр «меблировочной музыки», которую исполняют «не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы не обращать на неё никакого внимания». Его ненавязчивые мелодии, повторяющиеся десятки и даже сотни раз без малейшего изменения и перерыва, звучащие в магазине, на выставке или в светском салоне во время приезда гостей, опередили своё время на добрые полвека и явились несомненным началом минимализма. Остаётся только констатировать, что это открытие Эрика Сати так и осталось не понятым и не поддержанным его современниками (кроме одного из его последователей, члена так называемой «французской шестёрки», композитора Дариюса Мийо). [1] Из наиболее известных образцов меблировочной музыки Эрика Сати можно назвать «Обои в кабинете префекта» (Париж, Нью-Йорк 1919) [2] и «Железный коврик для приёма гостей» (Париж, 1923).

Однако ещё более ранним образцом подобного рода считается фортепианная пьеса «Vexations» (или «Раздражения»), написанная тем же Эриком Сати ещё на два десятилетия ранее, в апреле 1893 года (!) в состоянии крайней степени досады… Пианисту, исполняющему эту пьесу, автором строго предписывается играть её восемьсот сорок раз подряд и без малейшего перерыва. [3] В общей сложности продолжительность такого исполнения могла бы варьировать в пределах до 24 часов, что нисколько не испугало и не остановило автора… Переоткрытая много десятилетий спустя Джоном Кейджем, пьеса «Vexations» послужила предметом для нескольких фортепианных марафонов по всему свету, когда многочисленные исполнители пьесы, сменяя друг друга за клавиатурой, пытались точно привести в исполнение директиву автора. [4] Несложно сосчитать, что в зависимости от выбранного каждым конкретным исполнителем темпа продолжительность такого исполнения занимала (в точном соответствии с замыслом Эрика Сати) от 18 часов — до целых суток непрерывного музыкального «Раздражения».

Примером более мелкого и дробного применения принципа повторяемости музыкальных ячеек, является последнее произведение Эрика Сати, «Cinema» — музыка для фильма французского режиссёра Рене Клера «Relâche» (или «Антракт»). Написанная в ноябре 1924 года, она представляет собой удачное применение произвольного числа повторов короткой музыкальной фразы для сопровождения немого кино. Этот приём позволил (в исполнении большого оркестра) длить каждую музыкальную тему ровно столько времени, чтобы этого оказалось достаточным для сопровождения соответствующей сцены на экране. [5]

Что такое минимализм в музыке. Смотреть фото Что такое минимализм в музыке. Смотреть картинку Что такое минимализм в музыке. Картинка про Что такое минимализм в музыке. Фото Что такое минимализм в музыке

Что такое минимализм в музыке. Смотреть фото Что такое минимализм в музыке. Смотреть картинку Что такое минимализм в музыке. Картинка про Что такое минимализм в музыке. Фото Что такое минимализм в музыке

Минимализм

Что такое минимализм в музыке. Смотреть фото Что такое минимализм в музыке. Смотреть картинку Что такое минимализм в музыке. Картинка про Что такое минимализм в музыке. Фото Что такое минимализм в музыке

Что такое минимализм в музыке. Смотреть фото Что такое минимализм в музыке. Смотреть картинку Что такое минимализм в музыке. Картинка про Что такое минимализм в музыке. Фото Что такое минимализм в музыке

Среди российских представителей минимализма — композиторы Владимир Мартынов, Антон Батагов, Алексей Айги.

Постминимализм

По мере завоевания минимализмом интереса у широкой публики и освоения минималистических техник новым поколением композиторов, сложилось ещё одно музыкальное движение: Постминимализм.

Источник

Минимализм в музыке. От начала до наших дней.

Что такое минимализм в музыке. Смотреть фото Что такое минимализм в музыке. Смотреть картинку Что такое минимализм в музыке. Картинка про Что такое минимализм в музыке. Фото Что такое минимализм в музыке

Неделя минимализма уже закончилась, но я не удержалась и всё-таки решила написать об одном из своих любимых музыкальных направлений.

Минимализм — довольно широкое и распространенное направление в эстетике новейшего времени, и развивается практически во всех отраслях современного искусства — в живописи и архитектуре, в музыке и литературе, в дизайне и моде. Как понятно из названия, минимализм — это решение художественной задачи минимумом средств. Но, понятно, не всё так просто. Как это часто бывает с художественными направлениями, за декларацией метода, приема, стоит мировоззрение, философия, строится вавилонская башня, готовится переворот в сознании человечества. Посмотрим, как это происходит в музыке.

И только в шестидесятые годы 20 века минимализм оформился как направление и обрел популярность сначала в США, а потом и в Европе. Минималисткие композиции создаются из коротких музыкальных фраз (иногда аккордов, отдельных звуков), которые многократно повторяются с незначительными вариациями. Т. Райли, С.Райх, Ф. Гласс, Дж. Адамс, М. Найман, Б. Фрост, Михаил Чекалин, Алексей Айги и другие известные композиторы создали в этом направлении много замечательного. Ведь музыка остается музыкой всегда, даже в минималистическом изводе. Несмотря на то что минимализм как бы отстраняет композитора, создавая эффект его неучастия в механическом повторении одного и того же фрагмента, несмотря на то, что в минималистической музыке как бы отсутствует время, психологически переживаемое при прослушивании традиционного музыкального произведения, талант творца не отменяется, суггестивное воздействие (в данном случае навязчивость, запоминаемость) только усиливается, и музыка минималистов радует сердца и заставляет себя любить.

С момента оформления музыкального минимализма прошло уже довольно много времени, уже появился постминимализм, который проявляет себя как менее радикальное и более лояльное к слушателям направление, стремясь к более интенсивной смысловой наполненности произведений, но традиционно избегая подчеркнутой эиоциональности. Повторы сглаживаются, не стыкуются, как прежде механически, а как бы возвращают слушателя к услышанному прежде, напоминая снова и снова о чем-то важном, но недосказанном.

Благодаря своим «фонообразующим» свойствам минимализм очень часто и очень удачно используется в кинематографе. Например, картины Питера Гринуэя и музыка Майкла Наймана кажутся едиными произведениями, настолько гармонично они соединены. Из российских композиторов-минималистов в кино успешно работает Алексей Айги (наиболее известные саундтреки — к фильмам «Страна глухих» и «Орда»). Очень плодотворно сотрудничество японского композитора Дзё Хисаиши с режиссером Такеши Китано. В таких фильмах Китано, как «Куклы», «Сцены у моря», «Фейерверк» взаимопроникновение музыкальных и визуальных настолько глубоко, что их невозможно представить друг без друга.

То есть минимализм, конечно, прост, но простота его наполнена той же жизнью, что наполняет и «сложную» музыку. Эрик Сати чувствовал, что это возможно, и композиторы-минималисты это доказали своим творчеством. Минималистские музыкальные произведения легко воспринимаются на слух, но могут пробудить настоящие, глубокие чувства. И, кстати, слушать эту музыку небезопасно — повторяющийся мотив может надолго застрять в голове против вашей воли.

Предлагаю к прослушиванию некоторые известные музыкальные темы Сати и Наймана. Надеюсь, эта музыка найдет отклик и в ваших сердцах)))

Источник

Павел Карманов: Введение в музыкальный минимализм. К 80-летию Стива Райха

6 октября в Москве состоится концерт серии Sound Up по случаю 80-летия композитора Стива Райха, которого считают главной фигурой в музыкальном минимализме. Шесть выдающихся композиторов и пианистов сыграют произведение Райха Six Pianos. Один из участников концерта, композитор Павел Карманов рассказал «Снобу» о главных понятиях минимализма, знаковых сочинениях Райха и о том, как правильно настроиться на его музыку

Поделиться:

О понятии «минимализм»

Слово «минимализм» придумано композитором Майклом Найманом, но даже он его не использует, говоря о своей музыке. Сами минималисты не любят этот термин, с их точки зрения правильнее было бы говорить «репетитивизм» — это музыкальный прием, построенный на микроповторах. Минимализм находится на стыке академической и неакадемической музыки, он обладает качествами, которые делают его притягательным для любителей джаза, рока и авангарда.

Я обычно сравниваю минимализм с муравейником. Издалека кажется, что это статичный объект, а если присмотреться, то оказывается, что в нем бурлит жизнь. Минимализм — это тоже авангардная музыка, но более комфортно звучащая для человеческого уха. Постоянные повторения мелких фрагментов и медленное градуальное развитие материала делают ее медитативной.

Если говорить о том, что стояло за минимализмом, то это вся музыка, начиная с некомпозиторской музыки древних народов до музыки Баха, Стравинского, Шенберга и наших современников, а также фольклор восточных народов. Появлению минимализма в 50–60-е годы способствовало, во-первых, неприятие жестко звучащего авангарда: минималисты отказывались от господства атональной музыки, додекафонии и прочих математически выработанных музыкальных стилей, которые главенствовали в то время в Европе. И, во-вторых, интерес к восточным медитативным практикам, музыке и инструментам, а также восточным сюжетам. Учителем американского минималиста Филипа Гласса был индийский композитор Рави Шанкар, Стив Райх изучал африканскую музыку и балинезийский гамелан. Это не могло не повлиять на их творчество.

Специфического набора инструментов, характерного для минимализма, нет. Некоторые минималисты, в том числе и я, сочиняют музыку для академических инструментов, другие предпочитают экзотические инструменты, третьи используют в качестве инструментов бытовую технику.

Три самых известных минималиста — Стив Райх, Филип Гласс и Майкл Найман. Особняком стоят композиторы Арво Пярт и представители направления «новая простота», такие как украинец Валентин Сильвестров или голландец Симеон тен Хольт.

Стив Райх

Стив Райх, пожалуй, самый главный композитор-минималист. В анонсах на его сайте можно увидеть, что его музыку играют по всему миру почти каждый день — это говорит о том, что популярность 80-летнего композитора со временем только растет. Увеличивается и число последователей, среди которых не только академические музыканты, но и сочинители электронной музыки, и диджеи. Нас, российских постминималистов, тоже можно считать его последователями.

Стив Райх начинал как барабанщик, играл на маримбе, вибрафоне и прочих инструментах, относящихся к мелодической перкуссии, которые с тех пор всегда активно использует в своей музыке. Один из показательных примеров — его известное сочинение Drumming.

Стиль Стива Райха — это смешение его собственных наработок, идей прошлого и африканской народной музыки, медитативной и полуимпровизационной, не подразумевающей игру по нотам. Для меня и многих моих коллег главным опусом Райха является Music For 18 Musicians. Очень важным в его творчестве считают произведение Tehillim, названное по Псалмам Давида. Стив Райх — правоверный иудей, и большая часть его музыки связана с иудейским вероисповеданием и религиозными сюжетами. Например, Desert Music посвящена хождению Моисея и его народа по пустыне.

Я познакомился с творчеством Стива Райха в 90-х годах, когда учился в Консерватории и был в поиске своего лица в музыке. Когда я впервые услышал пьесу Райха «Музыка для большого ансамбля», я понял, что это тот самый стиль, в котором мне хотелось бы работать дальше. Я взял какие-то элементы творчества у Райха, какие-то — у авангардистов и классиков, в джазе и в рок-музыке, добавил немного своего — и получился стиль композитора Карманова.

Русская и советская сцена

В Россию минимализм пришел поздно — в конце 80-х годов. Это обусловлено, очевидно, «железным занавесом». Многие годы советские композиторы жили в условиях дефицита нот, знаний и записей современной музыки мира. Родоначальником российского минимализма стоит считать композитора Владимира Мартынова. Он самый взрослый из нас, и его послужной список огромен. Его работы записаны ансамблем Opus-Posth под управлением жены Мартынова, скрипачки Татьяны Гринденко. Впрочем, и Арво Пярт, и Валентин Сильвестров рождены в СССР. Взяв курс на «новую простоту», они разработали свои варианты музыкального минимализма — такого творческого самоограничения в средствах выразительности, своего рода музыкального монашества.

Слушать и медитировать

Некоторые минималисты говорят, что музыка этого стиля — это некий бесконечный «поток». Такой музыкальный поток существовал и в музыке аборигенов, и во времена барокко, эпохи Возрождения и романтизма. В каком-то смысле симфонии Малера — это тоже поток. Минимализм — это вещь без конца и начала, которая находится над нашим сознанием. Поэтому во время прослушивания концерта минималистской музыки стоит войти в некое медитативное состояние. Если этого не произойдет, можно немного даже заскучать и не понять смысла происходящего в этом животворящем потоке.

Но достаточно абстрагироваться от окружающей действительности, позволить музыкальному потоку захватить себя — и тут все становится понятно. Или непонятно. Кому как нравится.

Источник

Минимализм в музыке. Просто и понятно

Коль речь пошла о музыкальном минимализме, то надо сказать, именно этот термин гораздо больше подходит к музыке, чем к живописи, где он весьма условен и распадается на множество подстилей. В музыке всё просто за счёт вполне конкретного музыкального инструментария, жёстких гармонических рамок и тональностей, прописанных чётко, как в математике ещё стараниями Иоганна Себастьяна Баха в его «Хорошо темперированном клавире», труде, задавшим чёткие границы музыкальных произведений
Что такое минимализм в музыке. Смотреть фото Что такое минимализм в музыке. Смотреть картинку Что такое минимализм в музыке. Картинка про Что такое минимализм в музыке. Фото Что такое минимализм в музыке

После смерти Сати в 1925 году о его идеях благополучно забыли, пока они не всплыли на пике развития популярной музыки в шестидесятых годах. Бесконечный поиск музыкальных форм не мог не привести к возрождению минимализма, сам термин позже ввёл в обиход Майкл Найман, британский композитор, автор музыки к фильмам Питера Гринуэя. Как видим связь с кино по прежнему весьма тесная. Вот бесконечно повторяющаяся двадцатисекундная тема к фильму «Контракт рисовальщика», разнообразием музыкального оформления Найман не занимался

Минимализм в классике. Представители: композиторы — Филип Гласс, Жерон Ван Вин, Рюичи Сакамото, Hauschka. Хорошая самодостаточная музыка, которая много раз использовалась в саундтреках к известным фильмам.

Минимализм в инди. Представители: Mice Parade, Portishead. Как для инди музыки спокойно и мелодично.

Минимализм в электронике. Представители: daft punk, mujuice, Röyksopp, telepopmusik, alva noto. Конечно в большинстве своем не чисто минималистическая музыка, но точно самая прогрессивная.

С момента оформления музыкального минимализма прошло уже довольно много времени, уже появился постминимализм, который проявляет себя как менее радикальное и более лояльное к слушателям направление, стремясь к более интенсивной смысловой наполненности произведений, но традиционно избегая подчеркнутой эиоциональности. Повторы сглаживаются, не стыкуются, как прежде механически, а как бы возвращают слушателя к услышанному прежде, напоминая снова и снова о чем-то важном, но недосказанном.

Предлагаю к прослушиванию некоторые известные музыкальные темы Сати и Наймана. Надеюсь, эта музыка найдет отклик и в ваших сердцах)))



———————————————————————————
А какую минималистическую музыку слушаете вы?
Что такое минимализм в музыке. Смотреть фото Что такое минимализм в музыке. Смотреть картинку Что такое минимализм в музыке. Картинка про Что такое минимализм в музыке. Фото Что такое минимализм в музыке

Источник

Minimalizm

Минимали́зм — в музыкальном искусстве последних 36 лет, термин минимализм относится к музыке, для которой характерны некие общие черты: повторение (часто короткой музыкальной фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени) или состояние покоя (часто в форме гула, баса и протяжных звуков); акцент на консонансной гармонии; устойчивый ритм. Минималистическая музыка может иногда напоминать по звучанию разные формы электронной музыки (например проект Basic Channel), а также текстурные композиции таких композиторов, как Лигети; зачастую происходит так, что конечные результаты похожи, но концепции реализации разные.

Первооткрывателем и предтечей минимализма, по признанию Джона Кейджа и, вслед за ним, большинства минималистов, явился эксцентричный французский композитор Эрик Сати, создавший в 1916 году ярко-авангардный жанр «меблировочной музыки», которую исполняют «не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы не обращать на неё никакого внимания». Его навязчивые мелодии, повторяющиеся десятки и даже сотни раз без малейшего изменения и перерыва, звучащие в магазине, на выставке или в светском салоне во время приезда гостей, опередили своё время на добрые полвека и явились несомненным началом минимализма. Остаётся только констатировать, что это открытие Эрика Сати так и осталось не понятым и не поддержанным его современниками (кроме одного из его последователей, члена так называемой «французской шестёрки», композитора Дариюса Мийо). Из наиболее известных образцов меблировочной музыки Эрика Сати можно назвать «Обои в кабинете префекта» (Париж, Нью-Йорк 1919) и «Железный коврик для приёма гостей» (Париж, 1923).

Однако ещё более ранним образцом подобного рода считается фортепианная пьеса «Vexations» (или «Раздражения»), написанная тем же Эриком Сати ещё на два десятилетия ранее, в апреле 1893 года в состоянии крайней степени досады. Пианисту, исполняющему эту пьесу, автором строго предписывается играть её восемьсот сорок раз подряд и без малейшего перерыва. В общей сложности продолжительность такого исполнения варьируется от двадцати до двадцати четырёх часов, в зависимости от выбранного темпа. Переоткрытая много десятилетий спустя Джоном Кейджем, пьеса «Vexations» послужила предметом для нескольких фортепианных марафонов по всему свету, когда многочисленные исполнители пьесы, сменяя друг друга за клавиатурой, пытались точно привести в исполнение директиву автора.

Сам по себе термин «минимализм» был введен независимо композиторами-критиками Майклом Найманом и Томом Джонсоном, вызывал разногласия, но стал широко использоваться с середины 1970-х годов. Приложение одноименного термина визуального искусства к музыкальному было опротестовано; однако, и скульптура и музыка в минимализме используют определенную строгую простоту выразительных средств и неприятие декоративной детализации, к тому же многие ранние концерты минималистов происходили одновременно в соединении с выставками минималистического искусства таких мастеров, как Сол Ле Витт и других. Некоторые композиторы, ассоциирующиеся с минималистами, отрекаются от термина, в частности Филип Гласс, который как сообщают заявил, «Это слово должно быть искоренено!»

Яркими представителями минимализма в музыке являются Терри Райли, Майкл Найман, Филип Гласс, Джон Адамс, Арво Пярт, Томас Ньюман, Джон Кейдж, Стивен Райх, Вим Мертенс.

Среди российских представителей минимализма — композиторы Владимир Мартынов, Антон Батагов, Алексей Айги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *