Что такое мирный проход

Статья 11. Мирный проход через территориальное море

Статья 11. Мирный проход через территориальное море

1. Проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права;

любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;

любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Источник

Что такое мирный проход

Статья 11. Мирный проход через территориальное море

1. Проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.

2. Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права;

любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;

любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Источник

Право мирного прохода

В соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за судами всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды.

Право мирного прохода определяется Разделом 3 — «Мирный проход в территориальном море», подраздел А — «Правила, применяемые ко всем судам», Статья 17 «Право мирного прохода», в которой сказано, что при условии соблюдения требований Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

Торговые суда в процессе эксплуатации вынуждены проходить через территориальные воды прибрежных государств при плавании вблизи их берегов, при прохождении через международные проливы, при входе или выходе из порта, при заходе или выходе из устьев судоходных рек, при следовании в порт убежище, в случае бедствия, для оказания медицинской помощи пострадавшему, находящемуся на борту судна и других случаях связанных с деятельностью судна.

Статья 18 Конвенции устанавливает понятие прохода, как плавание судна через территориальные воды: без захода во внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства; с заходом во внутренние воды, рейды и порты прибрежного государства.

Любой проход через территориальные воды должен быть быстрым и непрерывным. Тем не менее судно имеет право остановиться или встать на якорь, если это связано с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствием, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Однако любая остановка или постановка на якорь в территориальных водах прибрежного государства может быть сделана только после получения разрешения от службы, осуществляющей охрану морских границ прибрежного государства.

Обычно запрос на остановку посылается в адрес береговой охраны или ближайшей службы регулирования движения (VTS), путем вызова на УКВ радиостанции или звонком по телефону. Так же для получения разрешения можно вызвать ближайшую береговую радиостанцию, которая соединит с соответствующей службой.

Если встать на якорь в территориальных водах и не сообщить об этом прибрежному государству, то можно получить штраф, например в Китае, после постановки на якорь в территориальных водах необходимо доложить об этом ближайшей службе регулирования движения в течение трёх дней, а если этого не сделать, то через три дня к вам явится береговая охрана и выпишет штраф на 850 долларов США.

Понятие мирного прохода определено правилом 19 Конвенции, в котором сказано, что:

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, порядок или безопасность прибрежного государства, и он совершается в соответствии с требованиями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г и другими нормами международного права.

Если на судне совершаются какие-нибудь действия, которые можно отнести к нарушающим мир, порядок и безопасность прибрежного государства или не соответствующие требованиям данной Конвенции и нормам международного права, то проход судна через территориальные воды прибрежного государства не может считаться мирным. Например, судно, нарушающее требования Конвенции МАРПОЛ, теряет право мирного прохода через территориальные воды прибрежного государства, которое ратифицировало данную конвенцию. Так же судно, на котором в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, на ходовом мостике несет вахту только один вахтенный помощник без вперед смотрящего, так же утрачивает право мирного прохода. Разумеется, судно на котором вахтенный помощник капитана или капитан находятся в состоянии алкогольного опьянения, утрачивает право мирного прохода.

В Конвенция ООН по морскому праву перечислены виды деятельности, которые считаются нарушающими мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет их его в территориальных водах. К ним относятся:

Таким образом, на основании вышеперечисленных видов деятельности, в некоторых странах можно нарваться на неприятности и крупный штраф за фотографирование или фотосъёмку, а также за пользование квадрокоптером или собирание камушков, ракушек и кораллов на побережье, лов рыбы с борта судна при стоянке на якоре или в порту у причала.

Прибрежное государство может издавать законы и правила, в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права, относящиеся к мирному проходу через территориальные воды. Эти правовые акты издаются в целях:

Законы, которые устанавливает прибрежное государство для своих территориальных вод не должны относиться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы стандарты.

Издаваемые прибрежным государством законы и правила, относящиеся к мирному проходу в его территориальных водах, должны должным образом публиковаться для всеобщего сведения.

Все иностранные суда, осуществляющие предоставленное им право мирного прохода через территориальные воды, должны соблюдать все такие законы и правила, и все общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море.

Прибрежное государство имеет право в случае необходимости для обеспечения безопасности мореплавания в определенных районах своих территориальных вод устанавливать морские коридоры и системы разделения движения. Такие морские коридоры и системы разделения движения должны быть нанесены на официальные навигационные карты, издаваемые должным образом, чтобы они были доступны всем мореплавателям.

Прибрежное государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности мирного прохода, в том числе путем передачи по официально установленным средствам передачи соответствующих навигационных и метеорологических предупреждений.

В целях обеспечения собственной безопасности, прибрежное государство может устанавливать в своих территориальных водах районы, запретные для плавания иностранных судов, в том числе устанавливать крепостные зоны вблизи военно-морских баз или других объектов оборонного значения. Такие запретные районы и крепостные зоны должным образом наносятся на навигационные карты, а их координаты печатаются в соответствующих навигационных пособиях.

Запретными для плавания могут объявляться районы проведения военных учений и опасные от мин районы.

Что такое мирный проход. Смотреть фото Что такое мирный проход. Смотреть картинку Что такое мирный проход. Картинка про Что такое мирный проход. Фото Что такое мирный проход

Для нанесения на навигационные карты запретных для плавания районов и крепостных зон используются общепринятые условные обозначения, например, Британское Гидрографическое Управление применяет «Символы и сокращения используемыми на Адмиралтейских картах».

Что такое мирный проход. Смотреть фото Что такое мирный проход. Смотреть картинку Что такое мирный проход. Картинка про Что такое мирный проход. Фото Что такое мирный проход

Иностранные суда не должны заходить в запретные для плавания и крепостные зоны, так как это будет расцениваться как посягательство на безопасность прибрежного государства и грубое нарушение морского пограничного режима. За подобные нарушения торговое судно может быть задержано для выяснения обстоятельств такого нарушения и на него может быть наложен штраф.

Источник

Право мирного прохода

Что такое мирный проход. Смотреть фото Что такое мирный проход. Смотреть картинку Что такое мирный проход. Картинка про Что такое мирный проход. Фото Что такое мирный проход

Право иностранных частных и коммерческих судов (в отличие от военных) на беспрепятственный проход через территориальное море, несмотря на суверенитет прибрежного государства – давно принятый принцип обычного международного права. Однако, основания применения концепции недостаточно четкие и открыты для неоднозначной интерпретации, особенно по отношению к условию, что проход должен быть «мирным». Статья 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года содержит следующее положение: «суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море».

Формулировка данного принцип была разработана в статье 14 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, в которой подчеркивалось, что прибрежные государства не должны препятствовать мирному проходу и должны объявлять во всеобщее сведение о всех известных опасностях для судоходства в его территориальном море. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. Проход включает остановку и стоянку на якоре, но только поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Прибрежное государство не может вводить сборы за такой проход, если они не взимаются за конкретные услуги, а суда при прохождении обязаны соблюдать правила прибрежного государства, касающиеся, например, навигации, насколько они согласуются с международным правом.

Проход перестает быть мирным в соответствии со статьей 14 (4) Женевской конвенции 1958 года, если он «нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства», а в случае иностранных рыболовных судов – при несоблюдении соответствующих законов и правил, изданных и опубликованных прибрежным государством с целью запрещения этим судам заниматься рыболовством в территориальном море. Кроме того, подводные лодки должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Если проход не является мирным, прибрежное государство в своем территориальном море может принимать необходимые для его недопущения меры. Если суда идут к внутренним водам, прибрежное государство может действовать превентивно, пресекая нарушение тех условий, на которых эти суда допускаются в эти воды.

Прибрежные государства из соображений безопасности при необходимости имеют право временно приостановить мирный проход иностранных судов с предварительным опубликованием сообщения об этом, однако мирный проход через проливы, служащие международному судоходству, приостанавливать не допускается.

Понятие мирного прохода, содержащейся в статье 14 (4) Конвенции 1958, получило развитие в статье 19 (2) Конвенции 1982 года, где представлены примеры нарушающих мир проходов, такие как: угроза силы или ее применения; маневры с оружием; шпионаж; пропаганда; нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил; преднамеренное и серьезное загрязнение; рыбный промысел; исследовательская или гидрографическая деятельность и создание помех для прибрежных коммуникаций или других объектов. Кроме того, к ним относится «любая деятельность, не имеющая прямого отношения к проходу», что допускает весьма широкое толкование. Таким образом, бремя доказывания при рассмотрении дел, связанных с мирным проходом, перекладывается с прибрежного государства на другую сторону, но отчасти усложняется установление факта нарушения. В соответствии со статьей 24 Конвенции 1982 года, прибрежные государства не должны препятствовать мирному проходу иностранных судов, устанавливая требования к ним, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права, или допускать дискриминацию. В статья 17 Женевской конвенции о территориальном море 1958 обуславливается, что иностранные суда, осуществляя право мирного прохода, должны соблюдать законы и правила, издаваемые прибрежным государством и нормы международного права, в частности, относящиеся к транспорту и судоходству.
Эти положения уточняются в статье 21 (1) Конвенции 1982 года, в котором прямо закрепляется, что прибрежное государство может принимать законы и правила, касающиеся мирного прохода через территориальное море в отношении:

Неподчинение этим законам и правилам позволяет привлечь виновника к ответственности, но режим мирного прохождения не нарушается, если не будут осуществляться указанные в статьи 19 виды деятельности.

Одним из самых противоречивых вопросов, вокруг которого периодически кипели споры: является ли прохождение военных кораблей в мирное время мирным или нет. Вопрос еще больше осложняется умалчиванием данной проблемы в статье Конвенции 1958 года о территориальном море и в свете дискуссии развернувшейся в серии публикаций под заголовком «Правила, применимые для всех судов». Такое положение дало повод некоторым юристам сделать предположение что, положения конвенции в равной степени относятся и к военным кораблям, но другие специалисты утверждают, что столь важный вопрос не может быть решен исключительно путем логических заключений и суждений по аналогии, особенно в виду наличия со стороны многих государств оговорок к конвенции, отвергающих принцип мирного прохода для военных кораблей, и с учетом замечаний, содержащихся в комментариях к ряду подготовительных материалов к Женевской конвенции 1958 года.

Эта проблема в первую очередь беспокоила имеющих превосходство в военно-морском флоте западных государств, которые исторически отстаивали право мирного прохода для военных кораблей, в отличии от развивающихся стран и СССР. Тем не менее, с ростом мощи военно-морского флота последних отношение к данному вопросу претерпевает изменение.

В 1989 году СССР и США совместно выступили с «Единым толкованием норм международного права, регулирующих мирный проход», в котором подтверждается справедливость соответствующих норм международного права, содержащихся в Конвенции 1982 года, и в пункте 2 приводится следующее:

Все суда, включая военные корабли, вне зависимости от груза, вооружения или типа двигательной установки, в соответствии с международным правом пользуются правом мирного прохода через территориальное море, для которого не требуется ни предварительного уведомления, ни разрешения.

В заявлении отмечается, что судно, проходящее через территориальное море и не осуществляющее ни один из видов деятельности, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 19 (2), осуществляет мирный проход. Во время мирного прохода суда должны соблюдают законы и правила прибрежного государства, принятые в соответствии со статьями 21, 22, 23 и 25 Конвенции 1982 года, при условии, что такие законы и правила не сводятся на практике к лишению или нарушению осуществления права мирного прохода.

Это важное заявление подтверждает мнение о том, что перечень видов деятельности, закрепленный в статье 19 (2) Конвенции 1982 года является исчерпывающим, таким образом суда, проходящие через территориальное море, не вступая в какую-либо из приведенных видов деятельности, не нарушают право мирного прохода. Заявление также подчеркивает правильность взглядов о том, что военные корабли действительно имеют право мирного прохода через территориальное море без предварительного уведомления или получения соответствующего разрешения.

Источник

Международное морское право

Понятие и источники международного морского права

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конференция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой Конвенции не участвует). II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электросвязи 1983 г. и др.).

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму.

Внутренние воды

Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:

Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.

Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором — например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.

Территориальные воды (территориальное море)

Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

Открытое море

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:

Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.

Существует право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных).

Прилежащая зона

Прилежащая зона — это зона открытого моря ограниченной ширины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может превышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль.

Цель установления прилежащей зоны — предотвращение возможного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В последнем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

Континентальный шельф

Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

Исключительная экономическая зона

Термин «исключительная экономическая зона» стал использоваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х — начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 55) экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство в экономической зоне имеет:

В экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

Международный район морского дна

Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна (далее — Район). Вопрос об установлении режима Района возник с достижением технических возможностей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.

Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресурсов Района урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция (ст. 137) устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов.

Международный район морского дна был объявлен «общим наследием человечества». Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами международного права и правилами, устанавливаемыми Международным органом по морскому праву, создаваемым на основании Конвенции 1982 г. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразделением Органа — Предприятием, так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт минералов.

Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.

Международные проливы

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив — это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства:

Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:

Международные каналы

Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства.

Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства — владельца канала.

Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими основными чертами:

В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада.

Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

Правовое положение военных кораблей

Военный корабль — это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие его от невоенных судов, находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительства данного государства, фамилия которого занесена в список военнослужащих, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.

Права и обязанности военного корабля в открытом море и иностранных территориальных и внутренних водах регламентируются Женевскими конвенциями 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими соглашениями, а также национальным законодательством соответствующих государств.

Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрисдикции иностранного государства (нераспространения в открытом море законов и правил иностранного государства, в территориальном море и внутренних водах — уголовной, гражданской и административной юрисдикции); иммунитетом от принудительных действий (арестов, обысков, конфискаций и т.п.), специальными привилегиями (освобождение от таможенного досмотра, большинства сборов и пошлин).

В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенных судов вправе:

В территориальных и внутренних водах военные корабли подчиняются правилам судоходства и пребывания, установленным прибрежным государством.

Международно-правовые вопросы оказания помощи и спасания на море

Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируются Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней, Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней, Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.

Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопасности плавания все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии спасательными средствами.

Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать на помощь терпящим бедствие судам, после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение от оказания помощи признано преступлением. Спасание осуществляется безвозмездно, однако спасавшему судну может быть выплачено вознаграждение.

Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов В этих целях они организуют морскую поисково-спасательную службу, координируют деятельность национальных средств спасания, разрешают немедленный допуск спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для целей поиска и спасания, обмениваются информацией о спасательных единицах и береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-координационные центры, получив информацию о бедствии, устанавливают местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *