Что такое мистрали в политике

Зачем России «Мистрали»

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

Просматривая разные статьи и комментарии на тему «Мистралей», обращаю внимание на непонимание писателей и читателей, вопроса о том, зачем были нужны России «Мистрали» и почему США, в самый последний момент, не позволили Франции поставить эти БДК (большие десантные корабли) России.

Я предлагал осветить эту тему журналистам, но никто не откликнулся. Поэтому решил написать сам. Я не журналист, поэтому пишу, как могу, если что-то не так – извиняйте.

Дело в том, что этим запретом на поставку «Мистралей», США серьезно «подставили» Россию. И дело тут совсем не в событиях в Крыму и тем более не в событиях на(в) Украине… Не было бы Крыма, США нашли бы другой повод… В мастерском умении США, когда им это очень необходимо, находить повод из ни откуда, мы все уже неоднократно убедились.

25 января 2011 года в Сен-Назере Игорь Сечин и Ален Жюппе подписали договор на поставку «Мистралей». Напоминаю, и обращаю ваше внимание, что в это время Игорь Сечин занимал должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации( В. В. Путина). Таким образом, вопрос приобретения «Мистралей» для России курировался самыми высшими должностными лицами России! Интересно, из-за чего такое пристальное внимание высшего руководства страны, этим ненужным (по мнению многих писателей и читателей) БДК вертолетоносцам «Мистралям»?

Всё изменилось, когда Никарагуа, Россия и Китай заключили договор о строительстве альтернативы Панамского канала в Никарагуа! Россия и Китай начали готовиться к серьёзной геополитической схватке с США. Одним из важных элементов этой подготовки является создание конкурента Панамскому каналу — канала в Никарагуа, подконтрольного России и Китаю. По данному контракту основным инвестором и подрядчиком выступает Китай. Экономическое участие России тоже предполагается, но в меньшей степени, чем китайское. Главная наша функция будет не в этом. В рамках этого долгосрочного договора, Россия взяла на себя ответственность за защиту зоны канала, то есть Россия должна осуществлять военное прикрытие проекта!

Новый Никарагуанский канал соединит в скором времени Атлантический и Тихий океаны и станет альтернативой действующему Панамскому каналу, что крайне беспокоит Соединенные Штаты. Степень беспокойства США легко понять, если вспомнить, что ради строительства Панамского канала, они когда-то создали на этой территории, тогда принадлежащей Колумбии, сепаратистское движение, отторгли ее и фактически учредили новое государство — Панаму, под собственным протекторатом!

Строительство канала вело военное министерство США. Вашингтон с самого начала относился к проекту, как к стратегическому для безопасности США и управлял каналом на протяжении практически всего 20 века. Восстания против американского владения каналом вспыхивали в Панаме в1927, 1947, 1959 и 1964 годах, а в 1989-м США вторглись в республику и свергли неугодного им президента Мануэля Норьегу, вывезли его на свою территорию и упрятали в тюрьму. В 1999 году управление каналом было формально передано государственному агентству Панамы «Администрации Панамского канала», но в реальности США продолжают контролировать канал, как и всю территорию Панамы, считая их зоной своих стратегических интересов.

США не хотят терять монопольный контроль над единственным водным путем между двумя океанами – это очевидно. Поэтому США будут всеми возможными и не возможными способами пытаться торпедировать этот проект.

Понимая это, Никарагуа и Китай предложили России обеспечение военного прикрытия безопасности проекта. Именно для этих целей и были нужны России эти 4 БДК.

Согласно этому договору, российские боевые корабли и самолеты будут иметь возможность беспрепятственно нести службу в территориальных водах Никарагуа. Также Россией будет создана вся необходимая военно-техническая инфраструктура. Да такого ужаса США не могли себе представить и в страшном сне!

Таким образом, «Мистрали» (и технологии по ним) задумывались и покупались высшим руководством России для совершенно конкретных целей, они должны были нести службу в зоне строящегося Канала и только! Для другого применения в МВФ России, они, действительно, почти бесполезны! Они должны патрулировать Канал и подходы, неся на своем борту Командный пункт БТГ ССО, ближнее ПВО, вооружение и л\с.

Большой тайны в этом нет, но об этом почему-то никто не говорит (и не пишет). Ведь нам такие корабли нужны! И уже вчера – к декабрю 2014года…

Вот такие дела. И без таких кораблей нам никак не обойтись. Теперь Россия будет вынуждена сама строить подобные БДК в максимально сжатые сроки. А пока БДК будут строиться, Россия будет выполнять свои обязательства по контракту о военной защите канала, другими силами и средствами.

Таким образом, США «подставили» Россию с «Мистралями». Но это не поражение, это временная неудача и хороший урок. А вот участие России в Никарагуанском канале это Победа, и ещё какая!

Но сдается мне, что это далеко не последний подлый ход США в данной партии…

Источник

Россия в глобальной политике

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

Российский дипломат, кандидат исторических наук. Чрезвычайный и полномочный посол России во Франции (2008–2017).

Проблемы с контрактами на сооружение военных кораблей во Франции бывали и раньше. Наиболее свежий пример – эпопея с постройкой по заказу России вертолётоносцев «Мистраль». Сделка сорвалась, но тогда именно Париж отказался от неё на самом последнем этапе – под давлением Вашингтона. В издательстве «Эксмо» выходят воспоминания Александра Орлова, многолетнего посла России во Франции. С любезного разрешения издательства публикуем главу из книги, в которой автор как раз описывает историю 2010-х годов.

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политикеОдин из важных вопросов, которым мне пришлось заниматься в Париже в качестве посла, касался сделки по «Мистралям».

Надо сказать, что этот выбор был прежде всего политическим. Хотя технологически французский корабль был интереснее и современнее других конкурентов, его цена была самой высокой. Я считаю, что решающим фактором стало то, что с Францией у нас уже было сотрудничество в области военной промышленности, в частности, в области аэронавтики и сухопутных войск, сотрудничество, которого у нас не было ни с одной другой западной страной. Это сотрудничество в весьма чувствительной для каждой из стран области было подготовлено сотрудничеством в космосе, после подписания соответствующего соглашения в ходе исторического визита генерала де Голля в СССР в 1966 г., приведшее спустя тридцать лет к созданию между «Ариан Эспас» и «Роскосмосом» компании «Старсем», которая до конца 2016 года имела монополию на пуски российской ракеты­носителя «Союз» как с космодрома Куру во французской Гвиане, так и с Байконура.

Подписав соглашение, правительства двух стран поддержали строительство двух УДКВ во Франции и двух УДКВ в России. В совместном коммюнике обе стороны выразили удовлетворение по поводу упомянутого проекта, самого крупного из когда­либо реализованных между Россией и западной страной в этой области. «Его осуществление гарантирует создание многочисленных рабочих мест для российских и французских компаний и открывает новые перспективы сотрудничества между Францией и Россией», – подчёркивалось в коммюнике. И действительно, в течение двух лет, с 2012 по 2014 г., российский контракт был практически единственным, которым занимались рабочие верфей Сен­Назера.

После подписания межправительственного соглашения стороны приступили к подготовке коммерческого контракта между операторами ДСНС и Рособоронэкспортом. И тут возникли новые трудности. «Дьявол кроется в деталях», – говорит известная поговорка. Переговоры по контракту стали её прекрасной иллюстрацией. В то время как российская сторона считала, что цена передачи технологии включена в общую цену контракта, французская сторона настаивала на необходимости платить за передачу технологии отдельно. Пришлось ещё раз вернуться на уровень российского вице­премьера Игоря Сечина и начальника личного штаба президента Французской Республики генерала Бенуа Пюга, чтобы попытаться справиться с этой проблемой. В итоге она была решена в пользу Франции во время встречи Дмитрия Медведева и Николя Саркози 26 мая 2011 г. на полях встречи «Большой восьмёрки» в Довиле.

Окончательный контракт был подписан 17 июня 2011 г. в присутствии президента Дмитрия Медведева на полях Петербургского международного экономического форума. Он предусматривал строительство двух УДКВ «Владивосток» и «Севастополь» на верфях Сен­Назера и строительство двух УДКВ на верфях Санкт­Петербурга. Распределение объёмов постройки четырёх кораблей устанавливалось в следующей пропорции: 20, 40, 60 и 80 процентов. Если на долю верфей Санкт­Петербурга в постройке первого корабля приходилось 20 процентов объёма работ, то последний корабль этой серии планировалось построить на 80 процентов в России. Первый УДКВ «Владивосток» должен быть построен за 36 месяцев, второй, «Севастополь», следовало поставить после 48 месяцев работы. Первый УДКВ заложили в феврале 2012 года.

УДКВ, предназначенные для России, не были точной копией «Мистралей». Учитывая их возможную эксплуатацию в Северном Ледовитом океане, их корпуса были укреплены, чтобы колоть лед. Ещё одна модификация коснулась отсеков, предназначенных для размещения вертолётов: поскольку российские вертолёты КА­29 и КА­52 крупнее французских, эти отсеки пришлось увеличить. Россия также заказала четыре судоходные баржи и два катамарана, которые находятся внутри корабля и предназначены для высадки войск. Общая стоимость заказа двух УДКВ составила 1,2 млрд евро. В эту цену были также включены расходы на обучение экипажа и передачу технологий.

Надо сказать, что с самого начала этот контракт подвергся критике со стороны части военных, и особенно промышленников России, которые говорили, что вместо того, чтобы размещать этот заказ во Франции, мы могли бы вложить эти деньги в развитие судостроительной промышленности в самой России. Но поскольку, как выяснилось, строительство кораблей такого класса на российских верфях заняло бы больше времени и было бы дороже, полемика была закрыта.

Таким образом, строительство кораблей шло в соответствии с установленным графиком. В июне 2014 г. два экипажа, по двести человек в каждом, прибыли в Сен­Назер для обучения эксплуатации новых кораблей. Они оставались в Сен­Назере до 19 декабря 2014 года. Полгода российские моряки жили в Сен­Назере и оставили о себе самые лучшие воспоминания.

Если с промышленной точки зрения всё шло хорошо, в политическом плане вопрос о поставке «Мистралей» стал «занозой» для нового президента Франции Франсуа Олланда, который не обладал такой же решимостью и твёрдостью, как его предшественник.

С самого начала недоброжелатели России критиковали решение президента Саркози передать «Мистрали» России под предлогом того, что она якобы собиралась использовать их для нападения на своих соседей, прежде всего страны Балтии и Грузию. Учитывая наличие сухопутных границ между Россией и этими странами, использование УДКВ против их территорий с военной точки зрения было бессмысленным. Эти корабли предназначались для российского флота в Тихом океане, где у нас большие морские рубежи. Место для размещения военно­морской базы для «Владивостока» и «Севастополя» было выбрано на берегу Тихого океана, недалеко от Владивостока, и у наших французских партнёров уже были заказаны планы дебаркадеров.

После событий на Украине и возвращения Крыма в состав России давление на президента Франсуа Олланда усилилось. В июле 2014 г. я получил указание от президента Владимира Путина встретиться с президентом Франсуа Олландом и сказать ему, что если поставка заказанных и оплаченных Россией УДКВ создаёт для Франции проблемы, она может оставить их у себя и вернуть России уже уплаченные деньги без каких­либо штрафов. При этом две страны останутся друзьями. Меня принял президент Олланд, которому я передал послание президента. Выслушав меня, он заявил, что благодарит президента Путина за его деликатность и внимание, но Франция подписала контракт и выполнит его. «Франция держит своё слово», – подчеркнул президент.

Я передал ответ президента Олланда Владимиру Путину, и вопрос считался закрытым до 15 декабря, когда Франсуа Олланд, вероятно, под сильным давлением со стороны американцев, заявил, что Россия не выполнила условий для прекращения военных действий на востоке Украины и что по этой причине УДКВ не могут быть ей поставлены. Всё, однако, уже было готово, и даже пригласительные билеты на церемонию их передачи России были напечатаны и отправлены российской стороне. Это был всего лишь один из примеров непоследовательности президента Франсуа Олланда в его отношениях с Россией.

К счастью, в коммерческом плане эта сделка имела благоприятную развязку и обе стороны оказались в выигрыше. Оба корабля были проданы Египту. Египет закупил у России вертолёты для купленных УДКВ, а Франция возместила России все деньги, которые она заплатила во исполнение контракта.

Источник

Полезные противоречия: зачем России были нужны «Мистрали»

Загадочные мечты ВМФ

Шестилетний сериал с покупкой Россией французских десантных вертолетоносцев типа Mistral заканчивается. Стороны по-тихому, без истерик, уважительно и кооперативно договорились о разрыве контракта. Как в сказке про вершки и корешки: Парижу остаются корабли, которые не нужны французским ВМС и которые будет очень непросто продать на экспорт. Москве возвращаются деньги, в которых она сейчас очень нуждается.

Причем, судя по сумме компенсации — до €1,2 млрд, возвращаются не только выплаченные авансы, но и косвенные расходы: затраты на пребывание во Франции и обучение экипажа, строительство инфраструктуры для базирования кораблей, инвестиции в ОКР по созданию корабельной версии боевого вертолета Ка-52К. Вся эта драматическая история заканчивается наилучшим для России образом: ВМФ РФ, российская судостроительная промышленность, торговцы вооружениями и политическое руководство страны получили все возможные в данных обстоятельствах выгоды и при этом избежали многочисленных технических и политических рисков, которые возникли бы в случае передачи кораблей.

Контракт на закупку Mistral в России изначально подвергался сильнейшей критике, а обстоятельства и мотивация этой сделки до сих пор остаются неясными. ВМФ России, который определенно был одним из главных инициаторов и лоббистов этого приобретения, никогда публично не объяснял, зачем флоту данные корабли. Поразительно, но похоже, сам флот не очень хорошо себе представлял, для чего ему нужны эти дорогостоящие и капризные «игрушки». Во всяком случае, один из самых авторитетных и опытных старших офицеров ВМФ, тесно работавший с промышленностью, однажды обмолвился, что после получения «Мистралей» флоту еще предстоит найти их место и предназначение.

Еще более удивительно, что действующая государственная программа вооружения до 2020 года предусматривала закупку аж четырех универсальных десантных кораблей иностранного производства. Если применение двух единиц еще можно было обосновать, то планы приобретения четырех таких кораблей не поддаются рациональному объяснению.

Жест благодарности

Кстати, вопреки распространенному мнению прежнее руководство Министерства обороны отнюдь не относилось к числу восторженных сторонников сделки. Тогдашний начальник вооружения ВС России Владимир Поповкин считал этот проект неприоритетным и намеревался затягивать переговоры, используя ценовые разногласия с французами. По слухам, из Кремля последовало указание подписать контракт в двухнедельный срок. Указание было в срочном порядке исполнено, и, естественно, контракт был подписан на французских условиях.

Если эта история верна, то лишь подтверждает преобладающую среди наблюдателей гипотезу, что доминирующей мотивацией при заключении контракта была внешнеполитическая. Россия таким образом отблагодарила Францию и лично бывшего президента Николя Саркози за посредничество во время и сразу после операции по принуждению Грузии к миру. Сделка имела и серьезное символическое значение, показывая, что, несмотря на устроенное Москвой выяснение отношений с Саакашвили, Запад по-прежнему видит в России своего партнера.

Однако с момента подписания контракта в 2011 году военно-политическая и экономическая ситуация радикально изменилась. Тогда существовали надежда и вероятность, что военное сотрудничество России и Запада, в том числе военно-морское, будет углубляться. Совместные учения флотов, противопиратские действия, операции по эвакуации беженцев и оказанию помощи странам, пострадавшим от стихийных бедствий, — эти и другие сценарии делали наличие «Мистралей» в российском флоте если не необходимым, то хотя бы минимально оправданным. Хотя и тогда лучше было бы использовать €1,12 млрд на ускорение строительства подводных лодок, корветов, фрегатов и тральщиков.

Спасибо Олланду

Наконец, экономика России находится сегодня в таком положении, что поступление в бюджет почти 100 млрд руб. станет гораздо более весомым вкладом в укрепление обороноспособности страны, нежели появление в ее флоте двух «белых слонов» с непонятной функцией, неясными перспективами эксплуатации и неизвестной стоимостью использования.

По всему выходит, что осторожный бюрократ Франсуа Олланд своим решением заблокировать передачу вертолетоносцев России ликвидировал все риски и обременения, связанные с обладанием ВМФ РФ этими кораблями. А все полезное, что можно было вытянуть из этого противоречивого проекта, Россия уже получила.

Источник

Для чего нам нужны «Мистрали»?

Премьер-министр Синдзо Абэ объявил, что собирается, опираясь на эту поддержку, изменить наиболее несправедливые статьи Конституции, навязанной в 1947 году американцами. Речь идёт прежде всего об абсолютно неуместной в современных условиях 9 статье, которая предусматривает отказ от создания вооружённых сил. Япония, по твёрдому убеждению Абэ, должна стать нормальной страной с сильной армией, с которой придётся считаться всем соседям.

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

Премьер-министр Синдзо Абэ

В принципе, уже одного этого факта достаточно, чтобы понять: «Мистрали» России нужны. Причем оба на ТОФе. Однако напомню, что у России есть как минимум три потенциальных морских точки, связанные с необходимостью защищать свои интересы и суверенитет. Это Западная Арктика (о. Белый, о. Виктория, земля Франца-Иосифа и др.), Восточная Арктика (о. Врангеля, Чукотка и даже Камчатка) и Дальний Восток, точнее острова Курильской гряды и сам о. Сахалин.

Оставляя за скобками наличие авианосного флота у США и Великобритании для действий в Северном полушарии и Западной Арктики (а также ряда вертолетоносцев, военных кораблей доков, плавучих военных платформ и т.п.) у других стран НАТО и «условно нейтральных» северных стран, стоит упомянуть, как развивается авианосный флот у страны, которая до сих пор имеет к России территориальные претензии. О Японии и США. Да, США! Если с Японией все более-менее ясно, то о территориальном споре США и России как-то не принято широко распространяться ни у нас, ни в США.

Начнем с Японии. А о территориальных претензиях нашего главного «партнера» поговорим в конце статьи.

Несмотря на то, что Японии с 1947 года запрещено иметь в составе флота корабли, способные действовать вдали от Японии, и запрещено иметь авианосцы (авианосный флот), тем не менее, Япония обладает внушительным арсеналом кораблей, напрямую относящихся к авианосному флоту — и это несмотря на запреты, которые были обойдены весьма изящно: это не вертолетоносец, а эсминец! Или еще лучше — миноносец! Вообще, из-за навязанных американцами условий и молчаливого одобрения в годы Первой холодной войны классификация ВМС Японии весьма своеобразна и достойна отдельной статьи.

(Конституция Японии содержит 9 статью, которая прямо запрещает создавать морские вооруженные силы, а силы самообороны Японии не могут иметь технических средств, позволяющих вести боевые действия вдали от островов, например, авианосцев или стратегических бомбардировщиков.)

Итак, маленькая Япония, входящая в 10 стран с самой длинной береговой линей (чуть менее 30 тысяч километров), имеет в своем составе 4 (четыре) авианосных (вертолётоносных) корабля, не считая десантных доков (8 кораблей: 4 тип «Osumi» (+1 строится), 1 типа «Atsumi», 1 типа «Miura», 2 типа «Yura») и еще 38 боевых кораблей, могущих нести от одного до двух вертолетов: 8 эсминцев (тип «Асагири»), 9 эсминцев (тип «Мурасамэ»), 5 эсминцев (тип «Таканами») 4 эсминца (тип «Акидзуки»), ну, и 12 фрегатов (тип «Хацуюки»).

Т.е. всего 50 кораблей, имеющих возможность высадить десант различной мощности из-за горизонта. Маловероятно одновременное применение всех кораблей на, скажем, Курилах, но все же самыми мощными являются 4 вертолётоносных корабля: эскадренные миноносцы-вертолётоносцы типа «Хюга» (2 штуки: собственно сам «Хюга» и его систершип «Исэ» со стандартным водоизмещением свыше 15 000 тонн каждый) и эскадренные миноносцы типа «Сиранэ» (тоже 2 штуки: сам «Сиранэ» и его систершип «Курама»). А ведь помимо ВМФ есть еще и патрульные катера класса Shikishima, являющиеся самыми крупными в мире (на данный момент, пока Китай не достроит свой «Хайцзянь-5»), также несущие в ангаре по паре многоцелевых вертолетов.

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

Патрульный катера класса «Shikishima»

Причем всем им на смену уже идет самый мощный вертолётоносный флагман Японии (или в пополнение, поскольку официально о выбытии вертолётоносцев типа «Сиранэ» не объявлено, и информация о том, что «Изумо» меняет «Сиранэ», есть только в аналитических статьях, изданий, вполне равноудаленных от кабинетов Минообороны Японии) — новый вертолетоносец-эсминец (согласно извращенной логике японцев) «Изумо», головной корабль серии (бортовой номер DDH183) уже на воде и дооснащается оборудованием (вступление в строй — март 2015 года), а второй корабль (бортовой номер 24DDH) уже на стапеле (вступление в строй — март 2017 года).

Итак, 6 августа прошлого года в Японии официально презентовано самое большое военное судно из тех, что выпускались в этой стране после Второй мировой войны. Это вертолетоносец «Изумо».

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

«Изумо» (по центру) в сравнении с нормальным авианосцем и предыдущим вертолетоносцем

Основные характеристики:

Водоизмещение 19 500 тонн (стандартное), 27 000 тонн (полное)
Длина 248,0 м
Ширина 38,0 м
Высота 23,5 м
Осадка 7,5 м
Двигатели Комбинированная ГТУ, 4 турбиныGeneral Electric LM2500
Мощность 112 000 л. с. (82,4 МВт)
Движитель 2 винта
Скорость хода 30 узлов
Экипаж 470 человек (970 вместе с десантом)

Вооружение:
Радиолокационное вооружение РЛС OPS-28 и OPS-50, ГАС OQQ-23
Радиоэлектронное вооружение БИУС OYQ-12, станция РЭБ NOLQ-3D-1
Зенитная артиллерия 2 × 6 — 20-мм ЗАКMark 15 Phalanx CIWS
Ракетное вооружение 2 × ЗРК SeaRAM
Авиационная группа — до 14 вертолётов SH-60K SeaHawk (на следующем корабле предусмотрена возможность базирования 2 конвертопланов MV-22 «Оспри», а также СВВП F-35B «Лайтнинг 2»)

Предполагается, что судно будет применяться для работ по поиску и спасению. Кроме того, оно будет охранять государственные границы Японии. Официальный Китай отреагировал на сообщение Японии негативно, заявив, что последняя наращивает военный потенциал с нарушением статьи 9 собственной Конституции.

Напомню, что Конституция Японии запрещает ввод в эксплуатацию военной техники и вооружений, которые могут позволить вести боевые действия на существенном удалении от Японских островов, в том числе стратегических бомбардировщиков и авианосцев. В постройку корабля было вложено, по разным данным, 1,2-1,5 млрд. долларов.

Новый корабль ВМС Японии под наименованием «Идзумо» имеет палубу и размеры, почти аналогичные авианосцам «Секаку» и «Дзуйкаку», принявшим участие в налете на базу Пирл-Харбор ВМС США в 1941 году, но правительство страны все же настаивает на том, что это не авианосец. При длине около 250 м и стандартном водоизмещении 19500 т «Идзумо» является крупнейшим кораблем в составе ВМС Японии. На его палубе одновременно могут садиться 9 вертолетов (или 6 конвертопланов).

Сейчас же (для первого корабля) авиагруппу корабля могут составлять до 14 вертолетов, типовой состав — 7 противолодочных вертолетов и 2 поисково-спасательных. В обозримом будущем основным назначением корабля станет именно борьба с подводными лодками, хотя корабль обладает и возможностями по перевозке войск — до 400 десантников с 50 грузовиками по 3,5 т. каждый. Возможности по высадке десанта разумеется весьма ограничены, но тут стоит вспомнить недавние совместные с США учения, в ходе которых на палубу предшественника «Идзумо», эсминца-вертолетоносца типа «Хюга», садились конвертопланы MV-22 «Оспри».

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

Эсминец-вертолетоносец Hyuga («Хюга») на совместных японо-американских учениях.

Тем не менее, министерство обороны и командование ВМС настаивают на том, что этот корабль, спущенный на воду летом прошлого года, является «просто эсминцем, способным перевозить вертолеты». СМИ Китая и Южной Кореи заявляли, что этот «полуавиносец» является свидетельством крена вправо внешней политики Японии. Военный журналист Шиничи Кийотани (Shinichi Kiyotani) заявил, что «в соответствии с международными стандартами этого класса кораблей «Идзумо» — авианосец.

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

«Идзумо» — «вертолетный авианосец»

Правительство боится признать этот факт, так как опасается политических последствий». Между тем издающийся ежегодно авторитетный британский справочник по боевым кораблям Jane’s Fighting Ships классифицирует этот корабль как вертолетоносец. «Идзумо» должен заменить эсминец-вертолетоносец «Сиранэ» со стандартным водоизмещением 5200 т. Из каких источников этот уважаемый британский справочник взял информацию о замене «Сиранэ» на «Идзумо», не уточняется.

Предполагается, что на «Идзумо» могут базироваться истребители с вертикальной посадкой, такие, как F-35B, но высокопоставленный чиновник минобороны заявил, что «такая модернизация возможна, но практически неосуществима, так как это потребует огромного количества времени и денег, в том числе на приобретение истребителей и подготовку необходимого персонала для их эксплуатации». Безусловно высокопоставленный чиновник минобороны Японии лукавит. На первом корабле серии «Идзумо» возможности нести СВВП F-35B официально нет. Но в практически всех заметках о новом (втором строящемся) корабле говорится о возможности в будущем нести СВВП F-35B Lightning II.

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

Прибегая к фотошопу, художники превращают Izumo в авианосец — носитель истребителей F-35B.

Опять, же Япония в декабре 2011 года приняла решение закупать сухопутную модификацию Lightning II с обычным взлетом и посадкой. Кроме того, во многих публикациях отмечается, что несмотря на то, что длина полетной палубы позволяет взлетать F-35B даже без трамплина, кораблю потребуется значительная доработка — покрытие палубы термостойкими материалами, вероятно усиление лифтов самолетоподъемников, установка систем для автоматизации посадки. И опять же все это относится к первому кораблю серии. При строительстве второго корабля эти проблемы не должны быть технически непреодолимы, и вопрос возвращения в флот Японии авианосцев будет лежать в области политики.
Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике
«Идзумо» на стапеле

Бывший командующий ВМС Японии Йодзи Кода (Yoji Koda) заявил: «Идзумо» — это корабль, который в корне отличается от авианосца. Если в будущем возникнут соответствующие условия и принято решение о необходимости строительства авианосца, такой корабль может быть построен только после объяснения общественности, для чего он нужен».

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

«Идзумо» и общественность

Как, где и с кем?

Теперь, после обзора профильных СМИ (выше), критически подумаем о практическом применении Японией своего «Идзумо».

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

«Идзумо» и его предшественник

У «Идзумо» авианосная гладкая верхняя палуба (flat-topped). Теоретически он может принимать не только вертолеты, но и самолеты вертикального взлета и посадки. Однако штурмовики AV-8B Harrier, которыми, например, вооружены американские универсальные десантные корабли типа Wasp, способные выполнять функции легких авианосцев, сегодня считаются устаревшими, их производство прекращено.

Им на смену должны прийти самолеты укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II. Но для того, чтобы они могли базироваться на тех же УДК типа Wasp, потребуется усиливать палубу и покрывать ее более жаропрочным материалом, поскольку высокие температуры мощных двигателей F-35B в буквальном смысле слова способны прожечь корабль. Поэтому разговоры о том, что японские вертолетоносцы нового поколения на самом деле будут выполнять функции авианосцев, скорее всего — спекуляции. Да и сколько они смогут принять F-35B? Два-три, от силы — четыре. И против кого можно эти слабо вооруженные «авианосцы» использовать?

Авианесущие корабли появились в составе МССЯ не вчера. Они занимают особое место в структуре Морских сил самообороны. Дело в том, что в годы «холодной войны» Соединенные Штаты четко регулировали обязанности своих младших партнеров (и сейчас они пытаются делать то же самое, но с меньшим успехом). Одной из главных задач МССЯ стала защита коммуникаций в дальневосточных водах, в том числе обнаружение и уничтожение советских подводных лодок в случае войны. Сейчас эта задача сохраняется, только акцент перенесен преимущественно на китайскую подводную угрозу.

Как известно, наиболее надежна противолодочная оборона при одновременном использовании корабельных и авиационных средств обнаружения и поражения. Развивая это направление, японцы начали строить эсминцы-вертолетоносцы, которые стали играть роль лидеров противолодочных соединений. Первый из них — «Харуна» — вошел в строй в 1973 г. Как и однотипный с ним «Хьюи», он имел водоизмещение 6900 т и представлял собой по вооружению вполне традиционный эсминец тех времен. За одним исключением — почти от миделя до среза кормы на нем простиралась обширная взлетно-посадочная площадка с ангаром для трех противолодочных вертолетов HHS-2B Sea King, которые позже были заменены на три вертолета SH-60J Seahawk.

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

Эсминец-вертолетоносец «Сиранэ»

Опыт использования эсминцев-вертолетоносцев типа Haruna подтвердил их высокую эффективность. Поэтому была построена вторая пара кораблей этого подкласса — типа «Сиранэ». Архитектурно они повторяли свои прототипы, только имели чуть большие размеры, а их полное водоизмещение подросло до 7200 т.

В конце 90-х гг. прошлого века — начале 2000-х годов Морские силы самообороны пополнились тремя десантными кораблями-доками (ДКД) типа Osumi полным водоизмещением 14 000 т и 22-узловой скоростью. Они предназначены для переброски по морю 320 военнослужащих, 10 танков Type 90 или 1400 т военных грузов. Высадка на необорудованный берег возможна с помощью двух имеющихся на борту ДКД десантных катеров на воздушной подушке LCAC и двух транспортных вертолетов CH-47J, для которых, впрочем, даже не обустроен ангар.

Зато эти «десантники» впервые в послевоенной Японии получили авианосную гладкую верхнюю палубу с «островом» на правом борту, что облегчает размещение и обслуживание вертолетов при интенсивном использовании.

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

Десантный корабль-док Osumi

Проектанты эсминцев-вертолетоносцев переняли эту конструкцию при создании следующей пары противолодочных кораблей, которые призваны были заменить устаревшие эсминцы типа «Харуна». Так, в японском флоте появились эсминцы-вертолетоносцы «Хюга» (DDH-181) и «Исэ» (DDH-182). Их полное водоизмещение — 19 000 т, длина — 197 м, ширина — 33 м. Они способны нести до 11 вертолетов SH-60K и MHC-101.

Помимо винтокрылых машин, у них имеется достаточно обширный арсенал корабельных средств обороны и нанесения ударов по подводным лодкам: ЗУР Evolved Sea Sparrow и противолодочные ракеты ASROC в вертикальных пусковых установках Mk-41, две шестиствольные 20-мм артиллерийские установки Phalanx, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами.

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

«Идзумо» паркуют к достроечной стенке

И вот настала очередь еще более крупных кораблей, которые заменят в МССЯ эсминцы типа «Сиранэ». Они отличаются и от кораблей типа «Хюга». И не только большим водоизмещением, но и характером выполняемых задач и вооружением, которое ограничено лишь средствами самообороны. Два ЗРК RAM малой дальности и две артустановки Phalanx — вот и все средства защиты, предназначенные лишь для отражения атак крылатых ракет противника на ближнем рубеже. Зато вертолетный парк увеличен до 14 единиц. В условиях мирного времени он будет состоять из 9-11 машин: 7 противолодочных машин SH-60K, двух спасательных и еще двух вертолетов-тральщиков MHC-101. Но эти «эсминцы» смогут принимать и транспортные вертолеты для переброски армейских подразделений на берег как уже говорилось выше — 400 военнослужащих и до 50 автомобилей грузоподъемностью 3,5 т каждый.

Другими словами, в Японии созданы универсальные вертолетоносцы, способные участвовать в противолодочных, противоминных и десантных операциях. Они обладают высокими скоростными (максимальная скорость — 30 узлов, которая обеспечивается газотурбинной установкой по схеме COGAG) и маневренными качествами. При этом официальные лица Японии твердят, что корабли эти предназначены для «охраны границ, обеспечения гуманитарных операций и ликвидации последствий природных катастроф». Да, эти «эсминцы» могут использоваться для подобных миссий, но не они являются приоритетными. Надо отдать должное: построен «Изумо»в рекордно короткие сроки, которым можно только позавидовать. От закладки до презентации, то есть официального спуска на воду, минуло меньше трех лет.

Но еще раз: на роль авианосцев эти корабли никак не тянут, хотя и демонстрируют способность промышленности Страны восходящего солнца строить плавающие аэродромы. Но нужны ли авианосцы Японии? Вроде бы время этих океанских исполинов проходит.

И еще. Японцы склонны к разного рода символам и намекам. Это в полной мере относится и к «Изумо». И проект корабля, и его название, и время проведения церемонии выбраны не случайно, а являются своего рода зашифрованными посланиями «граду и миру». Проект 22 DDH означает, что вертолетоносец был заложен в 2010 г. — 22-й год правления японского императора Акихито. Мол, помним мы самурайские традиции и чтим вождей. Ничто не забыто.

Презентация состоялась 6 августа — в день 68-й годовщины атомной бомбардировки Хиросимы. И хотя всякий умысел в этом совпадении категорически отрицается, это, конечно, не случайно. В пышной церемонии презентации приняли участие вице-премьер Таро Асо и генеральный секретарь правящей Либерально-демократической партии Сигэру Исиба, то есть люди из первой политической линии. Токио недвусмысленно дает понять своему старшему партнеру, что Страна восходящего солнца возродилась.

Конечно, сегодня перед лицом китайской военной угрозы и вызовов Северной Кореи, а также санкционного противостояния с Россией, Япония и США обречены быть союзниками, но кто знает, что творится в умах и душах наследников самураев? Тем более в свете последних заявлений премьер-министра Синдзо Абэ (в начале статьи). Тем более неприятным для России является название всего проекта данных вертолетоносцев, и тот факт, что это название впервые вынуто из пыльных архивов со времен Второй мировой войны.

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

Проект «Идзумо»

Само имя корабля «Изумо», на первый взгляд, нейтрально, поскольку обозначает лишь историческое название одной из провинций — Идзумо, которая как административное образование давно не существует. Однако не случайно ни одному кораблю Морских сил самообороны после Второй мировой войны не присваивалось это имя. Слишком уж оно памятно, и не добрым словом. Так назывался броненосный крейсер Императорского флота, построенный британской фирмой Armstrong Whitworth в 1900 г.

Он был одним из первых и лучших кораблей этого подкласса, которые занимали промежуточное положение между распространенными в то время эскадренными броненосцами и бронепалубными крейсерами. У него было достаточно сильное бронирование и мощная артиллерия, состоявшая из четырех 203-мм пушек, четырнадцати 152-мм и двадцати орудий малого калибра.

Как нетрудно догадаться, «Изумо» первым принял самое активное участие в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Он был флагманским кораблем вице-адмирала Камимуры Хиконодзе, командовавшего 2-м флотом Страны восходящего солнца. Крейсер «Изумо» в августе 1904 г. возглавил бой с Владивостокским отрядом крейсеров российского флота, во время которого был потоплен крейсер «Рюрик» и после которого крейсеры «Россия» и «Громобой» были вынуждены прекратить набеги на японские морские коммуникации. Вот он на фото:

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

«Изумо» первый

В том бою «Изумо» получил 20 попаданий русских снарядов, но крупповская броня надежно защитила корабль. Повреждения и потери были незначительными (двое убитых и 17 раненых). Участвовал крейсер и в знаменитом Цусимском сражении в мае 1905 г. В нем он получил 12 попаданий (было убито 3 и ранено 27 человек). Но тогда российский флот заплатил гораздо большую цену за свое поражение.

Военная судьба первого «Изумо» была на удивление долгой. В годы Первой мировой войны он гонялся за немецкими крейсерами, правда, безуспешно, дошел до Средиземного моря, где конвоировал транспорты Антанты. Он снова напомнил о себе в 1937 г., когда Япония развязала агрессию против Китая. «Изумо» стал флагманом 3-го флота, действовавшего против этой страны. А 8 декабря 1941 г., когда японские самолеты бомбили Перл-Харбор, Izumo в порту Шанхая вероломно открыл огонь по небольшой британской канонерской лодке Peterel и такой же маленькой американской Wake. Силы оказались неравными. Peterel пошла на дно, а Wake вынуждена была сдаться. Но американцы отомстили за свой позор. 24 июля 1946 г. самолеты с авианосцев ВМС США, наконец, потопили Izumo близь Куре.

Как видим из начала статьи, шаг этот сделан. Большинство информации об «Изумо» взято из статей почти двухгодичной давности. Учитывая текущую ситуацию, становится понятно, что курс на усиление ВМФ Япония взяла уже давно.

Помимо Курил, еще есть Арктика и о. Врангеля. Между прочим, в русской версии Википедии нет упоминаний о том, что, по мнению некоторых лиц в Госдепартаменте США, остров Врангеля — это территория США. Дошло до того, что были требования к правительству США расследовать создание СССР лагеря ГУЛАГ на территории США (вот здесь: http://www.statedepartmentwatch.org/GulagWrangell.htm).

Ну, кроме того, договор о морской границе между СССР и США ( USA/USSR Maritime Boundary) до сих пор не утвержден Госдумой РФ. А там много спорных вопросов (созданных, между прочим, в 1990 году министром иностранных дел Э. Шеварднадзе) — и раздел Берингова пролива, и вопросы прохода судов и рыболовства и т.д. Тем более что вопрос идет о недрах.

Вот карта, где цветом выделены вопросы уступок США России, задаваемые теми самыми лицами в Сенате правительству США. Ниже на английском приведена аннотация полезности о. Врангеля как части Аляски (!) для США. Кроме того, существует целое движение по привлечению внимания к проблеме о. Врангеля, арктических территорий Аляски и морской границе в Арктике в США.

Что такое мистрали в политике. Смотреть фото Что такое мистрали в политике. Смотреть картинку Что такое мистрали в политике. Картинка про Что такое мистрали в политике. Фото Что такое мистрали в политике

Суть претензий американской общественности выделена красным

«This maritime boundary line places on the Russian side 8 American Alaskan islands along with their 200-mile seabeds. It amounts to a giveaway of not only the land territory, but also hundreds of thousands of square miles of seabeds to the Russians. (See shaded area of map.) There is no quid pro quo for the American public or the State of Alaska. These seabeds are rich in oil, gas, fisheries, and other resources worth billions of dollars. The oil and gas potential is measured in the billions of barrels. The fisheries are in the hundreds of millions of pounds per year, reflecting that Alaska is the number one fishing state in the nation. The military strategic locations of the Arctic and Bering areas is obvious. Any missiles that might fly toward North America from the Asian mainland would fly over these areas of Alaska, and these islands would be useful for intelligence collection and strategic defense initiative (SDI) installations».

Как вы понимаете, в случае предъявления претензий со стороны Японии к России и со стороны США к России вероятность совместного выступления флотов двух стран более чем высока. Поэтому нам (России) тем более нужны «Мистрали», и именно на ТОФе. В Тихоокеанском регионе Россия является одним из самых крупных игроков со стремительно устаревающим флотом (пока еще не слабым, но уже подошедшим к этой черте).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *