Что такое мизансцена в кино
15 элементов мизансцены в кино, которые должен знать каждый!
Kинo и любoй видeoĸoнтeнт этo нe тoльĸo тexниĸa, этo пpeждe вceгo — peжиccypa. Boт 15 фaĸтoв o мизaнcцeнe ĸoтopый дoлжeн знaть ĸaждый. Maтepиaл нe нaш. Mы нacтoятeльнo peĸoмeндyeм тaĸ жe читaть пpoфильнyю литepaтypy, дaнный мaтepиaл дoлжeн cтaть ĸaтaлизaтopoм для бoлee глyбoĸoгo изyчeния дaннoгo вoпpoca.
Mизaнcцeнa (oт фpaнцyзcĸoгo mіѕе tn ѕсеnе) бyĸвaльнo oзнaчaeт pacпoлoжeниe нa cцeнe. Caмo пoнятиe «мизaнcцeнa» вoзниĸлo cpaвнитeльнo нeдaвнo, вo втopoй пoлoвинe 19 вeĸa. Pyccĸaя тpaнcĸpипция этoгo cлoвa пpинaдлeжит K. C. Cтaниcлaвcĸoмy. B coвpeмeннoй peжиccype пoнятиe мизaнcцeны paccмaтpивaeтcя ĸaĸ ĸoмпoзициoннaя eдиницa плacтичecĸoй пapтитypы пocтaнoвĸи.
Mизaнcцeнa — взaимнoe pacпoлoжeниe aĸтepoв и oĸpyжaющeй иx мaтepиaльнo-вeщecтвeннoй cpeды.
Дoпycĸaeтcя тoлĸoвaниe мизaнcцeны ĸaĸ cтaтичecĸoгo «cpeзa» oпpeдeлeннoгo мoмeнтa дeйcтвия, oднaĸo тoчнee и тeopeтичecĸи coдepжaтeльнee тpaĸтoвĸa мизaнcцeны, ĸaĸ динaмичecĸoгo пpocтpaнcтвeннo-вpeмeннoгo eдинcтвa, выpaжaющeгo oпpeдeлeнный aвтopcĸий зaмыceл нa oпpeдeлeннoм oтpeзĸe пocтaнoвĸи.
Baйнштeйн пpeдлaгaeт двa oпpeдeлeния мизaнcцeны — c тoчĸи зpeния шиpoĸoй пyблиĸи и c тoчĸи зpeния cпeциaлиcтa: «B шиpoĸoм, oбщeпpинятoм cмыcлe cлoвa мизaнcцeнa — этo coвoĸyпнocть cpeдcтв cцeничecĸoй интepпpeтaции: дeĸopaция, ocвeщeниe, мyзыĸa и игpa aĸтepoв… B yзĸoм cмыcлe этим тepминoм oбoзнaчaeтcя дeятeльнocть, зaĸлючaющaяcя в cвeдeнии в oпpeдeлeнныe вpeмeнныe и пpocтpaнcтвeнныe paмĸи paзличныx элeмeнтoв cцeничecĸoй интepпpeтaции дpaмaтичecĸoгo пpoизвeдeния»
Чepeз мизaнcцeнy peжиccep влияeт нa тpaĸтoвĸy дeйcтвия.
1.Превалирование (преобладание) 2. Освещение.
Недавно мы рассказывали о приёме rack focus, его также можно сюда добавить. Про освещения у нас отдельный раздел есть — читаем тут
3. Взаимодействие камеры и кадра. 4. Ракурсы
5. Цвет. 6. Объектив, фильтр, матрица/пленка.
8. Второстепенные сравнения. 9. Плотность.
9. Композиция. 10. Форма.
11. Кадрирование. 12. Глубина резкости.
13. Расположение персонажей. 14. Расположение в кадре
15. Взаимодействие персонажей.
Рекомендуемы статьи по теме:
Мы есть в социальных сетях:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Принципы построения мизансцен
Каким важнейшим требованиям должна отвечать мизансцена?
Мизансцена (фр. Размещение актеров на сцене), расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент действия.
Назначение мизансцены — через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия.
Мизансцена — одно из важнейших средств образного выражения режиссерской мысли и один из важнейших элементов в создании театрализованного представления.
В непрерывном потоке сменяющих друг друга мизансцен находит себе выражение сущность совершающегося действия.
Действенные сцены должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».
Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг «Актерское мастерство» на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно»считал» то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.
Таким образом, диалог и реплики актеров будут «правдиво» вести действие спектакля и производить на партнера искомое «впечатление».
Это поможет зрителю, сопереживать и «ошибаться» вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками «выверки», то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф.
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой.
Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден. См. «Азбука эмоций»на сайте http://мастерэмоций.рф
Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера. Это язык режиссера. В характере мизансцен больше, чем в чем-либо другом, проявляется стиль и жанр постановки. Через систему мизансцен. режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму.
Важнейшие требования, которым должна отвечать мизансцена:
1. Психологически Оправдана актёрами,
2. Возникать естественно, непринуждённо и органично.
3. Мизансцена должна быть действенна(взаимоотношения и борьба персонажей)
4. Композиционно организованна в определенной сценической среде и пространстве,
5. Вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни персонажей, их физическое самочувствие, темпо ритм и.т.д.
Хорошая образная мизансцена никогда не возникает сама по себе и не может быть самоцелью для режиссера, она всегда является средством комплексного решения целого ряда творческих задач.
Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность оценки образов и физическое самочувствие действующих лиц и атмосфера, в которой протекает действие. Всем этим формируется мизансцена.
Мизансцена это самое материальное средство творчества режиссера.
Хорошо выстроенная мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше, чем он делал это до рождения этой мизансцены.
Выстраивая представление необходимо помнить о том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли. Частые переходы и перемещения исполнителя дробят мысль, стирая линию сквозного действия.
Особенно осторожно нужно обращаться с мизансценой, тогда, когда исполнители находятся на первом плане.
Ибо здесь даже самое маленькое движение считается как смена мизансцены. Строгость, чувство меры и вкус это те советчики, которые могут выручить режиссера в сложившейся ситуации.
Всякая, хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:
1.Должна быть средством наиболее яркого и полного пластического выражения основного содержания эпизода, фиксируя и закрепляя основное действие исполнителя, найденные в предшествующем этапе работы над пьесой.
2.Должна правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в пьесе борьбу а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни.
3.Быть правдивой, естественной, жизненной, и сценически выразительной.
Мизансцена должна быть действенна (выражать взаимоотношения и борьбу персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо – ритм т.п.
Необходима предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры.
Режиссер должен уметь «увидеть» в своем воображении то, что он хочет реализовать на сцене, и мысленно сыграть увиденное за каждого участника данной сцены.
Только во взаимодействии эти две способности могут обеспечить положительный результат: внутреннюю содержательность, жизненную правдивость и сценическую выразительность.
Разработанные дома мизансцены – это только проект. Он должен пройти поверку и выдержать практическое испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с актерами.
Режиссер должен незаметно вести актера таким образом, чтобы эта мизансцена сделалась нужной актеру, необходимой для него, из режиссерской превратилась в актерскую.
Мизансценирование – это творческий процесс, а не механическая «разводка».
По степени значимости мизансцены бывают:
• Основные – служат для раскрытия основной мысли сцены(эпизода, отрывка) и имеют своё развитие в соответствии с нарастающей динамикой сквозного действия.
• переходные (проходные) – промежуточные перестроения, при помощи которых осуществляются переходы от одной мизансцены к другой (не прерывая логику действия, несут чисто служебную роль).Являются важнейшим элементом монтажа, соединяя художественные элементы и структурные части в единое органическое целое.
Мизансцены большей частью носят:
2. центробежный характер – когда все испытывают тенденцию оттолкнуться друг от друга.
3. Когда все действующие лица стремятся перенестись куда – то вне сценической площадки, с точки зрения экспрессии такая мизансцена называется – проекционной: композиция как бы проецируется на др. место целиком.
Главные качества М.: жизненная основа, действенность, пластическая контрастность и парадоксальность, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.
2. Глубинного построения (взят из кино, 1,2,3 план) : 1 план – авансцена и просцениум перед первой линией кулис, 2 план – центр сцены, уровень от 1 до 2 кулисы, хороши все виды мизансцен, 3 план – ближе к заднику, крупная пластика, массовые мизансцены, стоп-кадры, монументальные – все хороши.
3.Ракурсный (поворот фигуры на 180 градусов):развороты на зал (вынужденность, объект внимания, человек остаётся с самим собой, уходит на зал, физическое действие разворачивает актёра на зал), полуфас (выгоден для прямого общения, переход по диагонали), чистый профиль (окаменелость фигуры), полуспинный (сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, подчёркивание таинственности, зловещности, переход или уход в этом ракурсе – диагональ обратная – недосказанность, скромность, стеснительность), спинные (несгибаемость, разочарование, прямая – стреляйте в меня, скорченная – огорченность. Удаление спиной – человек соединяется с природой, уходит в жизнь, ставит точку, спина – живой занавес, спинные м связаны с молчанием).
4. Иносказательный или знаковый принцип построения (связан с символом, знаком, метафорой, выстраиваем какой-либо знак: голубь, крест, сердце. Читается эта мизансцена по знаку и перестроению и построению).
Чертеж мизансцены «Спор Гавриловны и Мишеньки»
Мизансцены большей частью носят центростремительный и центробежный характер.
Когда все действующие лица стремятся перенестись вне сценической площадки с точки зрения экспрессии такая М. называется проекционной.
Распространены геометрические определения мизансцен. По отношению к зеркалу сцены – фронтальные, диагональные, круговые, кольцевые и.т.д.
По отношению к центру сцены – концентрические и эксцентрические.
Мизансцена может быть метафорической, гиперболической и иронической, а также главной и не главной, узловой, переходной, служебной и даже неизбежной и неминуемой.
Мизансцены бывают первого второго и третьего плана, а также есть ракурсы по углублению и высоте.
Практические виды мизансцен.
Мизансцена в театре, кино и на телевидении.
Спасибо инвесторам из казино онлайн
Автор: mozin · Июль 25, 2015
Назначение мизансцен — через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия.
Мизансцена – это язык режиссёра. Это самое «материальное» ощутимое средство образного выражения режиссерской мысли, объединяющее в гармоническое целое все выразительные художественные действия (муз., изобразительное, световое, цветовое, шумовое ит.д.)
Мизансцена – это пластический звуковой образ, в центре которого живой, действующий человек.
Что такое мизансцена в кино?
^ Искусство мизансцены (мизансценирования) – способность режиссёра мыслить пластическими образами. В характере М., больше чем в чем –либо другом проявляется стиль и жанр постановки. Последовательный ряд мизансцен называют – режиссёрским рисунком.
Мизансцена должна быть действенна (выражать взаимоотношения и борьбу персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо – ритм т.п.
Необходима предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры. Режиссер должен уметь «увидеть» в своем воображении то, что он хочет реализовать на сцене, и мысленно сыграть увиденное за каждого участника данной сцены. Только во взаимодействии эти две способности могут обеспечить положительный результат: внутреннюю содержательность, жизненную правдивость и сценическую выразительность,
Разработанные дома мизансцены – это только проект. Он должен пройти поверку и выдержать практическое испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с актерами. Режиссер должен незаметно вести актера таким образом, чтобы эта мизансцена сделалась нужной актеру, необходимой для него, из режиссерской превратилась в актерскую. Мизансценирование – это творческий процесс, а не механическая «разводка».
По степени значимости мизансцены бывают:
Мизансцены большей частью носят: 1. центростремительный характер — когда все присутствующие на сцене тянутся друг к другу или к какой – то точке между ними.
2. центробежный характер – когда все испытывают тенденцию оттолкнуться друг от друга.
3. Когда все действующие лица стремятся перенестись куда – то вне сценической площадки, с точки зрения экспрессии такая мизансцена называется – проекционной: композиция как бы проецируется на др. место целиком.
Главные качества М.: жизненная основа, действенность, пластическая контрастность и парадоксальность, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.
1.Видовой (виды мизансцен): симметричные (предполагает центр), ассиметричные, фронтальные (плоскостное построение — торжественность, перекрытие), диагональные (объёмность, нескончаемый поток), шахматные (массовость), хаотические (беспорядочность, волнение, смятение), ритмические ( повтор одной мизансцены в течении всего действия, может быть главной по смыслу), круговые (замкнутость, единение), полукруговые (общение, видимость всех), спираль-штопор ( ввинчивание информации в зрителя), пунктиры (поиск решений), брельефно-монументальные (зафиксированность действующих лиц для выявления внутренней напряжённости, стоп-кадр).
^ 2. Глубинного построения (взят из кино, 1,2,3 план) : 1 план – авансцена и просцениум перед первой линией кулис, 2 план – центр сцены, уровень от 1 до 2 кулисы, хороши все виды мизансцен, 3 план – ближе к заднику, крупная пластика, массовые мизансцены, стоп-кадры, монументальные – все хороши.
1 Развороты на зал (вынужденность, объект внимания, человек остаётся с самим собой, уходит на зал, физическое действие разворачивает актёра на зал), полуфас (выгоден для прямого общения, переход по диагонали),
2 Чистый профиль (окаменелость фигуры),
3 Полуспинный (сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, подчёркивание таинственности, зловещности, переход или уход в этом ракурсе – диагональ обратная – недосказанность, скромность, стеснительность),
4 Спинные (несгибаемость, разочарование, прямая – стреляйте в меня, скорченная – огорченность. Удаление спиной – человек соединяется с природой, уходит в жизнь, ставит точку, спина – живой занавес, спинные м связаны с молчанием).
^ 4. Иносказательный или знаковый принцип построения (связан с символом, знаком, метафорой, выстраиваем какой-либо знак: голубь, крест, сердце. Читается эта мизансцена по знаку и перестроению и построению).
Следует также отметить ^ Мизансцены толпы, Мизансцены монолога и такое понятие как мизансценическая рифма.
Мизансценическая рифма – повтор «созвучных» мизансцен(можно сравнить с ритмическим повтором созвучных слов в стихотворении). Схожесть мизансцен временная и пространственная. Она достигается через повторяемость поз, синхронность в движениях, симметрию в расстановке фигур, зеркальную и теневую графику.
^ Мизансцены монолога. Различают разновидности монолога:
Массовая сцена – это участок постановки, менее всего допускающая импровизацию. Конкретная форма массовой сцены обеспечивается скрупулезной разработкой всех партий. В ней как в муз. произведении, существует — мелодия, вторые и третьи голоса, подголоски, проходные темы и их вариации.
Принципы взаимодействия режиссера и актера.
Б. Е. Захава «Мастерство актера и режиссера»
Любое режиссерское задание (указание) может быть сделано как в форме словесного объяснения, так и в форме режиссерского показа (плюс 3 — смешанный – показ с рассказом).
^ Словесное объяснение правильно считается основной формой режиссерских указаний.
С режиссерским показом связанна серьезная опасность творческого обезличивания актера; механического подчинения их режиссерскому деспотизму.
Но есть и важные преимущества этой формы:
*сильное творческое воздействие на актёра ( режиссёр может выразить свою мысль синтетически, т.е. демонстрируя движение, слово и интонация в их взаимодействии).
*эмоциональное «заражение» актёра режиссером (не только нужно объяснить, но и увлечь)
*экономия времени (объяснить мысль 1 час, показать 2-3 мин.)
1. Продуктивен и наименее опасен режиссёрский показ тогда, когда творческое состояние актера уже достигнуто (находясь в таком состоянии актёр не станет механически копировать режиссера, а воспримет и использует его показ творчески)
3. Но даже если режиссер вовремя прибегает к показу следует им пользоваться весьма осмотрительно:
А).Обращаться к показу следует только тогда, когда режиссер чувствует, что сам он находится в творческом состоянии, знает, что именно он намерен показать, испытывает радостные предчувствия или творческое предвкушение. Тогда показ прозвучит убедительно, будет ярким, талантливым.
В). Можно иногда показать и конкретное решение определенного момента роли, но только если сам режиссер уверен, что актер воспримет его не механически, а творчески(плохо если режиссёр добивается абсолютного копирования)
1. никогда не удовлетворится механическим подражанием показу. Он тотчас же отменит задание, заменит его другим, если увидит, что актер воспроизводит не сущность, а только внешнюю оболочку.
2. в своих показах будет исходить не из собственного актерского материала, а из материала того актера, которому он показывает.
3. не станет показывать одни и те же краски разным актерам, репетирующим одну и ту же роль.
4. всегда идет от актера, ибо только идя от актера, он может установить необходимое творческое взаимодействие между ним и собой. Режиссер должен научиться вскрывать творческую индивидуальность каждого актера, обогащать её и развивать.
У режиссера должен быть острый, зоркий глаз, способный проникнуть внутрь актерского существа, угадывать, чем живет актер в данный момент нахождения на сцене.
Важно уметь, как бы переселяться внутрь артиста, жить вместе с ним жизнью. Только при этом условии режиссер может подсказать артисту в каждый данный момент то, что нужно, при этом ничего не навязывать ему. При этом условии он будет направлять, и организовывать актера, осуществляя, таким образом, основную свою функцию.
1. Репетиция (с лат. «повторение») – основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, цирковых представлений, концертных программ, сцены, отдельного номера путем многократного повторения.
«Репетиция должна доставлять удовольствие, радость».
Анализ будущей работы предпочтительно проводить со всем составом, вырабатывается общая позиция, складывается творческая общность.
В этот период главное – «заразить» актеров так, чтобы им хотелось это сделать.
Главная задача – разобраться в тексте, во взаимоотношениях действующих лиц, понять идею, смысл, суть.
На этих репетициях важно пробудить творческую фантазию всех её участников. (Изучение исполнителями предлагаемых обстоятельств, определение темы, как проблемы и художественной идеи. Усугубленная работа над образами).
2. Выгородка – проверка эскиза (макета) декорации спектакля, путем воспроизведения его на сцене в натуральную величину.
Старые декорации, ширмы, станки.
Размер, пропорции, цвет, фактура выгородки => дает единственную возможность режиссеру и художнику до начала изготовления декораций увидеть внешний образ спектакля.
^ Репетиция в выгородках – это репетиция, при которой используются не декорации, а подборки (выгородные ширмы, переносные раздвижные загородки).
1.Найти органичное точное действие исполнителей.
2.Отобрать наиболее выразительные мизансцены, раскр. смысл и идею
3.Создать живые характеры героев с подлинными поступками
5.Найти верное жанровое решение спектакля
Именно на этих репетициях вводится музыка, реквизит и т.п.
Успех репетиции зависит от подготовленности режиссера, от подготовленности и расположенности актера к творчеству.
Репетиция должна начинаться с тренингов.
Нельзя делать критические замечания «вообще», нет ничего страшнее абстрактных замечаний («темперамента не хватает», «играете чувство»).
У режиссеров «не надо игнорировать партнера» – «скажите данную фразу непосредственно партнеру».
Замечание должно быть сделано во время. Идеальный вариант – начать репетицию на подъеме, закончить на подъеме.
В конце репетиции необходим краткий анализ и какие-то домашние задания (над чем поработать без меня?)
3. Прогонная репетиция – проверочный просмотр спектакля или отдельной сцены или акта.
1.Соединить логические куски и события
2.Следить за тем, как раскрывается идейно-тематическое содержание постановки
3.Проверить образное решение
5.Выстроить шумы, свет, музыку.
По ходу режиссер фиксирует все замечания, не прерывая актеров. Говорит об этом после репетиции.
Иногда такие прогонные репетиции называются техническими.
Вначале они проводятся без исполнителей.
1.Окончательная проверка спектакля перед показом зрителю
2.Все должно быть, так же как и на премьере
3.Генеральную репетицию смотрят все создатели спектакля.
План репетиций должен быть на каждую репетицию.
Цель: 1) Разогреть ребят
2. Определить тему – чем я буду заниматься на этой репетиции?
3. Определить цель – чего я должна добиться от этого?
5. Индивидуальная репетиция – разговор с актером «по душам», помогает исполнителю в работе над ролью.
Мизансцена — что это такое, и зачем она нужна в кино?
Иногда при изучении теоретических вопросов киноязыка мы сталкиваемся со странными терминами. Например, мизансцена — что это такое, для чего она используется? В настоящей статье мы поговорим о том, для чего нужна мизансцена, как могут актеры взаимодействовать с камерой, а также каким образом режиссер может выражать свое мироощущение.
Мы все знаем знаменитую поговорку, гласящую, что движение — это жизнь. И это относится не только к реальной действительности, но также и к киноискусству. Помимо того, что история, зафиксированная в сценарии, должна находиться в движении, также физически перемещаются актеры и камера. Благодаря такому движению в фильме возникает дополнительное ощущение жизни. О нем мы и собираемся поговорить — о том, что такое мизансцена.
Уже не раз на страницах данного блога речь шла о том, что кино не может состояться, если кинокамера не снимет некоторое количество дублей, фиксирующих реальность. Мизансцена в кино также неразрывно связана с тем, как режиссер сознательно управляет экранным пространством. Если говорить по-простому, мизансцена — это расположение и движение актеров и объектов перед камерой. При этом сама камера также может двигаться.
Кстати говоря, в очень многих современных фильмах и сериалах (я в данном случае говорю не только о студенческих и дебютных работах) мизансцена либо вовсе не прорабатывается, либо присутствует в качестве примитивного однохордового элемента. Можно вспомнить, сколько раз мы видели сцены, в которых два героя просто стоят друг напротив друга на равном расстоянии от камеры и что-то вещают, практически не меняя своего положения. Нередко персонажи могут просто долго-долго сидеть, и это никак не оправдано внутренним напряжением сцены или необходимостью пристально вглядываться в микромимику героев — нет, попросту режиссер не предложил никакой более убедительной мизансцены, чтобы вдохнуть жизнь в эпизод. А между тем, даже в обычной жизни мы редко можем бесконечно сидеть или бесконечно стоять — нам захочется какого-то движения, динамики.
Итак, мизансцена — что это такое?
За разъяснениями предлагаю обратиться к великому советскому режиссеру и педагогу Михаилу Ромму (выпустившему из ВГИКа таких великих мастеров советского кино как Андрей Тарковский, Александр Митта, Андрей Кончаловский, Василий Шукшин, Никита Михалков и другие). В своей книге «Беседы о кинорежиссуре» он касается проблемы мизансцены и посвящает ей целую главу:
«Мизансцена прежде всего есть способ передачи зрителю содержания чувства, так же как и текст. Ведь жизнь проявляется не только в слове, но и в движении. Слово и движение равноправны. В руках режиссера мизансцена — это немой текст, немое действие, и хорошо построенная мизансцена выражает мысль эпизода, его действие в той же мере, как и слово. Сочетание движения и слова открывает смысл сцены, ее темперамент, ее чувственную сторону.
Таким образом, мизансцена есть язык режиссера»
Учитывая сказанное выше, стоит отметить, что под движением Ромм имеет в виду и движение актера, и движение камеры.
Повторим вопрос. Мизансцена — что это такое? Это безусловно одно из главных средств киноязыка, позволяющее режиссеру точно выражать свою концепцию, свой взгляд на действительность и на рассказываемую историю.
Правда, не стоит терять бдительность, и делать вывод о том, что мизансцена — это волшебная пилюля. Предостеречь нас спешит другой классик отечественного кино, ученик того самого Михаила Ромма, а именно Андрей Тарковский:
«В кинематографе мизансцена, как известно, означает форму размещения и движения выбранных объектов по отношению к плоскости кадра. Для чего мизансцена служит? На этот вопрос вам в девяти случаях из десяти ответят: она служит для того, чтобы выразить смысл происходящего. И все. Но ограничивать только этим назначение мизансцены нельзя, потому что это значит становиться на путь, который ведет в одну сторону — в сторону абстракций.
Мизансцена выражает не мысли, она выражает жизнь»
Такую позицию автор «Сталкера» и «Андрея Рублева» высказал в лекции, прочитанной на Высших курсах сценаристов и режиссеров при Госкино СССР.
Впрочем, все равно гораздо легче будет ответить на вопрос о мизансцене, взглянув на конкретные примеры из существующих кинолент.
В фильме «Рай» Андрея Кончаловского, вышедшем в 2016-м году, активно используется актерская мизансцена при том, что в основном кадры статичны. То есть камера не двигается, а актеры относительно нее постоянно перемещаются.
Посмотрим на сцену, в которой действует нацистский офицер Гельмут, один из главных героев картины. Он беседует с риэлтером по поводу продажи поместья. И сцена снята тремя статичными кадрами. Один — из верхнего угла комнаты; другой — через стулья, напротив окна; третий — деталь на руку и бумагу (но этот кадр уже не столь важен). Актеры же ходят вокруг этого стола, приближаются к окну, отдаляются от него и т.д.
С моей точки зрения отсутствие движения камеры в данном случае позволяют лучше приглядеться к человеку в кадре, к его психологическому состоянию, ведь съемочный аппарат «не мешает» нам следить за артистом.
В знаменитой фантастической картине Андрея Тарковского «Солярис» (1972-й год), наоборот, можно подглядеть сцены, в которых мизансцена выстроена таким образом, что артисты не двигаются или почти не двигаются (разве что делают пару шагов), а вот камера перемещается по декорации, меняя свое положение относительно героев и варьируя крупность.
В частности нечто подобное мы можем увидеть в моменте разговора доктора Криса Кельвина и ученого Снаута ближе к финалу фильма, где речь заходит о смысле жизни. Герои находятся в библиотеке, и Крис сидит в кресле, а Снаут крутится возле стола, перебирая какой-то гербарий. Они почти что не ходят по комнате (разве что Снаут иногда вышагивает туда-сюда, но зритель в эти моменты его не видит). Однако кадр постоянно смещается. Оператор Вадим Юсов осуществляет наезд аппаратом на актера Донатаса Баниониса (Крис Кельвин), выходя с общего плана на сверхкрупный (ухо героя).
Предполагаю, таким образом режиссер при помощи камеры помогает «заглянуть в душу» герою.
Наконец, фильм венгерского режиссера Миклоша Янчо «Звезды и солдаты» о Гражданской войне в России, попавший на экраны в 1967-м году, демонстрирует мастерство мизансцены, в которой самым сложным образом двигаются и актеры, и камера.
Для примера возьмем сцену, в которой белый казак, подхорунжий (Сергей Никоненко), собирается надругаться над беззащитной крестьянкой, и это замечает прапорщик Глазунов, другой белогвардейский офицер (Никита Михалков), который принимает решение расстрелять казака.
Здесь разработана сложнейшая хореография для артистов (перемещение по пейзажу, выход со сверхобщего плана на крупный и т.д.), а также очень свободно ходит камера — всё это вместе воссоздает у зрителя на глазах иллюзию реального, неимитируемого действия.
Можно заметить, что в каждом случае понятие мизансцены сращивается с другими явлениями киноязыка. Например, при статичном кадре и перемещении актера в нем нередко уместно говорить и о глубинном кадре. Или же, когда в мизансцене одновременно движутся и актеры, и камера, то перед нами скорее всего один из вариантов внутрикадрового монтажа (кстати, фильмы названного выше Миклоша Янчо — это прекрасный учебник по работе с внутрикадровым монтажом).
Это лишь свидетельствует о том, что большинство элементов кинематографического языка неразрывно связаны, они существуют лишь совместно друг с другом, по отдельности являясь только формальным, техническим явлением.
Конечно, трудно с полной уверенностью сказать, для чего режиссер в указанных здесь случаях использовал тот или иной вариант мизансцены — автор этой статьи может лишь предположить мотивы.
Впрочем, как мы увидели из слов Михаила Ромма, мизансцена — это язык режиссера. Значит, каждый постановщик использует ее для выражения собственного мироощущения, своего отношения к показываемой проблеме, герою и ситуации.
Поэтому главное, чтобы мы сами знали, для чего прибегаем к той или иной мизансцене, и чтобы вообще вопрос «мизансцена — что это такое?» не вызывал у нас недоумения.
Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon