Что такое младенческая у детей
Акне новорожденных. Нет причин для паники
На нежной младенческой коже – прыщики! Ужас и кошмар неопытных родителей. И начинаются терзания мамы – плохой уход, несоблюдение гигиены, симптомы ужасных болезней.
Не надо ничего придумывать, напрасно терзаться и паниковать.
Акне новорожденных – дело житейское.
Причин появления этих мелких высыпаний несколько:
И только иногда акне у новорожденных возникает из-за нарушения гигиены.
Как определить, что высыпания – именно акне новорожденных?
По внешнему виду – это крошечные красные бугорки, чаще на лице, но встречаются на грудке или спинке. Они бывают иногда довольно грубыми, жесткие, кожа кажется шершавой на ощупь. Но беспокойства не причиняет. Ребенок разве что во время плача может растревожить проблемные участки руками – но это как с акне, так и без него.
У новорожденных акне исчезает без всякого вмешательства за несколько недель. А вот если и по истечение месяца ситуация не меняется, или даже ухудшается – немедленно покажите ребенка детскому дерматологу. Акне новорожденных можно спутать с другими видами высыпаний.
Как же избавиться от акне новорожденных?
Наберитесь терпения. Никакого специального лечения не требуется. Просто следуйте самым простым советам по уходу за нежной младенческой кожей.
1. Ни в коем случае не трите, не давите и не выкалывайте прыщики.
2. Промывайте теплой водой места высыпания пару раз в день. Только не нужно тереть кожу – старайтесь ее легонько «промакивать».
3. Не используйте ни лосьонов, ни мыла на местах высыпания акне – даже детских, гипоаллергенных и других суперсредств нужно избегать.
Помните, что акне новорожденных — это, в первую очередь, косметическая проблема, вреда ребенку эти высыпания не нанесут.
И еще один важный совет молодым кормящим мамам. Избегайте беспокойств, волнений во время кормления грудью, старайтесь правильно питаться – часто именно вырабатываемые во время стрессов гормоны через молоко и провоцирует появление у младенца акне.
Сыпи у младенцев
Младенцы щедры на различные высыпания. По «доброй» традиции большинство из них считают аллергическими со всеми вытекающими — строгая диета кормящей маме, перевод на искусственное вскармливание, назначение лечебных смесей На самом деле, истинные аллергические сыпи у младенцев не так уж и часто встречаются. К аллергическим заболеваниям, затрагивающим кожу у младенцев, можно отнести: атопический дерматит, острую крапивницу и отек Квинке. Острая крапивница крайне редка у младенцев- это острая аллергическая реакция в виде своеобразных высыпаний по типу волдырей (как при ожоге от крапивы, отсюда и название), которые внезапно появляются на коже и так же внезапно исчезают не оставляя после себя никакого следа, обычно не существуют на коже дольше суток и сопровождаются выраженным зудом, что проявляется в общем беспокойстве ребенка. Причиной, чаще всего, служат пищевые белки(например, коровьего молока), вирусные инфекции, укусы насекомых и лекарственные препараты (например, антибиотики). В тяжелых случаях может сопровождаться отеком и покраснением мягких тканей лица, шеи, гортани, рук, ног, гениталий или брюшной полости — отеком Квинке, который требует незамедлительной врачебной помощи.
Давайте разберемся, что чаще всего незаслуженно называют аллергией:
Токсическая эритема новорожденных — преходящая доброкачественная сыпь, точная причина появления неизвестна (возможно, вследствие раздражения кожи факторами внешней среды).
Появляется при рождении или в первые 24–48 часов жизни. Локализация — лицо, туловище, конечности, кроме ладоней и подошв. Исчезает самостоятельно в течение 5–7 дней, иногда, 3 недель. Лечения не требует.
Акне новорожденных (младенческие угри, неонатальный пустулез) — вызваны стимуляцией сальных желез ребенка андрогенами.
Пик высыпаний приходится на неделю жизни. Локализуется чаще на лице, иногда распространяется на волосистую часть головы, реже в воротниковую зону. Разрешаются самопроизвольно. Кожа требует очищения и увлажнения, в некоторых случаях, может потребоваться применение
лечебных кремов.
, которая возникает в плохо «вентилируемых» областях в результате закупорки потовых желез. Может возникать в любом возрасте.
Локализация — складки кожи, ягодицы и задняя поверхность туловища, иногда лицо (после сна). В зависимости от глубины поражения бывает — кристаллическая потница, красная потница, глубокая потница (поверхностная).
Длительность сыпи — от нескольких часов до нескольких дней.
Лечение — прохладные водные ванны, воздушные ванны, профилактика перегрева. Для лечения некоторых случаев красной и глубокой потницы могут применяться лосьоны, содержащие каламин и крема с кортикостероидами и антибиотиками.
Себорейный дерматит — это кожное расстройство, которое формируется на богатых кожным салом областях. Точная причина неизвестна (определенная роль отводится кожному сапрофиту — грибку малассезия, который хорошо растет и размножается в сальном секрете).
Бывает очагами или распространенный, дерматит с отрубевидными чешуйками, которые на волосистой части головы могут образовывать корку («чепчик», гнейс).
Излюбленная локализация — волосистая часть головы, лицо, складки (!).
Начинаться может с — недели жизни или позже, разрешается спонтанно в течение нескольких недель или месяцев.
Лечение заключается в смягчении корок маслом или кремом с последующим их удалением, увлажнении кожи и, в некоторых случаях, нанесении противогрибковых и противовоспалительных кремов.
Простой контактный неспецифическое повреждение кожи вследствие длительного или многократного воздействия целого ряда веществ — слюна, соки фруктов, пенящиеся средства для ванн, моющие средства (их остатки на стенках ванны) У младенцев слюна зачастую вызывает дерматит в области контакта с соской и в складках шеи.
Как правило, устранение повреждающего агента и кратковременное назначение противовоспалительных кремов быстро приводит к выздоровлению, но некоторые дети настолько чувствительны, что выявить причинный фактор практически невозможно.
Пеленочный дерматит (прототип контактного дерматита) — поражение кожи, которое возникает под воздействием физических (перегрев), химических, ферментативных (контакт с потом, мочой и калом) и микробных факторов. Локализация — область подгузника или прилегания пеленок.
Лечение проводится с использованием аббревиатуры ABCDE (air, barrier, cleansing, diaper, education) — воздух, барьер, очищение, подгузник и обучение родителей. Помогает частая смена подгузников, обмывание кожи и тщательное ее просушивание. Эффективно предупреждает дерматит наложение на чистую кожу средств, полностью ее закрывающих (вазелин, цинковая паста). В упорных случаях могут быть рекомендованы лечебные крема, содержащие кортикостероиды, антибиотики или противогрибковые вещества.
А теперь пару слов об АД:
Атопический дерматит — это хроническое аллергическое воспаление кожи, генетически обусловленное, связанное с потерей кожного барьера и, ввиду этого, сопровождающееся сухостью, зудом и различными высыпаниями. В трети (!) случаев сочетается с пищевой аллергией (самые частые «виновники» — коровье молоко, куриное яйцо, пшеница, рыба, соя, орехи).
Стартует чаще не ранее 3х месяцев жизни.
Самая частая локализация до 2–3 лет — лицо (щеки, лоб, подбородок), выпуклые части конечностей (разгибательные поверхности) и туловище, никогда не бывает у младенцев в складках (!).
Обострения провоцируются различными факторами — стресс, сухой воздух, пот, пища (гистаминолибераторы), инфекции, контакт с табачным дымом, шерстью животных, грубой тканью, остатками моющих средств на одежде
Лечится тщательным уходом за кожей и использованием противовоспалительных кремов.
Существуют еще:
Псевдоаллергические реакции — это реакции внешне сходные с аллергическими (например, различные высыпания), но не являющиеся таковыми, ввиду не иммунного механизма их развития.
Лечение включает диетические рекомендации, уход за кожей, в некоторых случаях, применение антигистаминных препаратов и противовоспалительных кремов.
Клинические проявления атопического дерматита, простого контактного дерматита у высокочувствительных детей и проявление псевдоаллергических реакций бывают очень похожи друг на друга, поэтому основной задачей остается создание «кожного барьера» путем постоянного увлажнения кожи с помощью эмолиентов, купирование обострения противовоспалительными кремами и исключение провоцирующих обострение факторов.
И последнее:
Инфекции кожи — герпесвирусная, стафилококковая пузырчатка, кандидоз тоже бывают у младенцев, не стоит забывать о них. Обратиться ко врачу стоит немедленно, если ребенок вялый, лихорадит, отказывается от груди или бутылочки, высыпания на коже сопровождаются выделением гноя или покрыты гнойными корками, есть пузыри или группа пызырьков, эрозии (нарушение целостности кожи), выраженный отек и покраснение кожи.
Развитие ребенка на разных возрастных этапах
Период младенчества (первый год жизни)
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.
Безусловные рефлексы новорожденного
Раздражители | Рефлексы |
Действие яркого света | Глаза закрываются |
Шлепок по переносице | Глаза закрываются |
Хлопок руками возле головы ребенка | Глаза закрываются |
Поворот головы ребенка направо | Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается |
Разведение локтей в стороны | Руки быстро сгибаются |
Нажатие пальцем на ладонь ребенка | Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются |
Нажатие пальцем на подошву ребенка | Пальцы ног сжимаются |
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке | Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются |
Укол булавкой подошвы | Колено и стопа сгибаются |
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз | Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги |
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.
Физическое развитие младенца
Время появления | Развитие моторики |
1 месяц | Поднимает подбородок |
2 месяца | Поднимает грудь |
3 месяца | Тянется за предметом, но, как правило, промахивается |
4 месяца | Сидит с поддержкой |
5—6 месяцев | Хватает рукой предметы |
7 месяцев | Сидит без поддержки |
8 месяцев | Садится без посторонней помощи |
9 месяцев | Стоит с поддержкой; ползает на животе |
10 месяцев | Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками |
11 месяцев | Стоит без поддержки |
12 месяцев | Ходит, держась одной рукой |
Восприятие
После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Движение и действия
Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.
Память
Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Спинальная мышечная атрофия 1 типа
Может ли донор банка половых клеток оказаться носителем тяжелого генетического заболевания?
У людей, решивших воспользоваться услугами банка половых клеток, обычно возникает множество вопросов и переживаний. Часто пара беспокоится о том, что донор может оказаться носителем серьезных наследственных болезней. Например, многие слышали, что есть такая тяжелая болезнь, как спинальная мышечная атрофия. Поговорим о том, что это за патология, и как в Репробанке выявляют кандидатов в доноры, являющихся ее носителями.
Спинальная мышечная атрофиия 1 типа, или младенческая форма СМА (англ. SMA), или болезнь Верднига-Гоффмана – тяжелое наследственное заболевание, которое проявляется в нарушении работы мышц, дыхания, глотания.
Заболевание развивается из-за дефекта в гене SMN1, который находится в длинном плече пятой хромосомы. В нём возникает делеция – выпадение участка генетического материала, которая приводит к некорректной работе гена и отсутствию выработки белка, отвечающего за поддержание двигательных нейронов, являющихся нервными клетками головного и спинного мозга, отвечающими за управление движением мышц.
Спинальная мышечная атрофия 1 типа наследуется аутосомно-рецессивно. То есть для того, чтобы родился больной ребенок, он должен получить генетический дефект сразу в двух копиях гена SMN 1, расположенных на сестринских хроматидах, пришедших от обоих родителей.
Если это происходит, то в организме не синтезируется белок SMN, необходимый для нормальной работы двигательных нейронов (нервных клеток), из-за чего возникают мышечные расстройства.
Внимательный читатель тут задаст вопрос: коль скоро существует первый тип спинальной мышечной атрофии, то должен быть второй и т. д.? Действительно, всего существует пять типов заболевания. Они различаются по характеру генетических нарушений, времени возникновения и тяжести симптомов. Первый тип самый распространенный и один из самых тяжелых.
Частота носительства дефектных генов оценивается, по разным данным, от 1:38 до 1:70. Иными словами, каждый 38–70-й человек имеет одну дефектную копию гена SMN1, на одной из дочерних хроматид, но сам при этом здоров. Если два таких человека решат завести ребенка, вероятность того, что малыш получит оба дефектных гена и родится больным, составляет 25%. Но, как считается, такая тяжелая патология нередко приводит к прерыванию беременности на ранних сроках, поэтому распространенность заболевания не так высока, как должна бы получиться по расчетам: в реальности она составляет 1 случай на 11 000 новорожденных.
Как проявляется младенческая форма СМА?
Симптомы спинальной мышечной атрофии возникают с рождения либо до 6 месяцев. У таких детей отмечается гипотония – сильное ослабление мышечного тонуса, особенно в ручках и ножках. Из-за поражения нервных клеток их мышцы ослаблены, поэтому у таких малышей не формируются основные навыки: они не могут держать головку, сидеть, ползать, стоять. У них нарушено дыхание и глотание, утеряна способность самостоятельно принимать пищу, и их приходится кормить через зонд. Такие дети нуждаются в специальном уходе с участием команды врачей-специалистов.
При этом когнитивные (познавательные) способности больного ребенка обычно не нарушены.
Для выявления болезни Верднига-Гоффмана проводят электромиографию (регистрацию электрических импульсов в мышцах), биопсию мышц (получают небольшой образец мышечной ткани и исследуют под микроскопом). Самый точный метод диагностики – исследование структуры ДНК (для анализа берут кровь).
Каков прогноз? Существует ли эффективное лечение?
Прогноз при спинальной мышечной атрофии неблагоприятный. Большинство детей, родившихся с этим заболеванием, не доживает до 2 лет. Средняя продолжительность жизни составляет 1 год.
Лечения, направленного на причину заболевания, на данный момент не существует, хотя предпринимаются попытки его создать. Большинство детей получают лишь соответствующий уход и симптоматическую терапию. Симптомы постепенно нарастают, и ребенок погибает, как правило, от дыхательной недостаточности.
В 2016 году американским Управлением по контролю качества лекарственных препаратов и продуктов питания (FDA) был одобрен препарат Спинраза (Spinraza), модифицирующий течение спинальной мышечной атрофии. Дело в том, что помимо гена SMN1, в клетках человека есть ген SMN2, который тоже кодирует белок SNM, но его вырабатывается меньше, и он быстрее разрушается. Спинраза заставляет ген SMN2 работать активнее, в результате чего улучшается состояние больного ребенка и увеличивается продолжительность жизни.
В 2019 году FDA одобрило инновационный препарат для генной терапии спинальной мышечной атрофии – Золгенсма (Zolgensma). Это лекарство – по сути искусственно созданный «вирус», который доставляет рабочую копию гена SMN1 в нервные клетки.
В августе 2019 года состоялась регистрация препарата Спинраза (Spinraza ) в РФ.
Несмотря на эти достижения, до победы над СМА еще далеко, а инновационные препараты стоят очень дорого, и к сожалению, доступны не многим, болеющим СМА детям. Поэтому врачи Репробанка тщательно обследуют кандидатов в доноры половых клеток и информируют пациентов банка о необходимости уточнения их статуса носительства частых аутосомно-рецессивных заболеваний, к которым относится СМА, что позволяет значительно снизить риски рождения детей с генетической патологией.
Какие меры принимаются в Репробанке?
Репробанк тщательно проверяет всех доноров половых клеток:
Пользуясь услугами Репробанка, вы максимально снижаете риски передачи наследственных заболеваний от доноров репродуктивных клеток.
Существуют некоторые причины для остаточного риска рождения ребенка с заболеванием, но они крайне малы:
Все эти ситуации встречаются достаточно редко. Для того чтобы дополнительно снизить риски, мы рекомендуем провести генетический анализ на данную патологию второму родителю.
Зиновьева Юлия Михайловна
Ведёт генетическое обследование доноров Репробанка, осуществляет подбор доноров для пар, имеющих ранее рождённых детей с установленной генетической патологией.