Что такое многорожковый чираг
Чираг
Чираг — село в Агульском районе Дагестана. Административный центр и единственный населённый пункт сельского поселения (муниципального образования) «Село Чираг».
Содержание
География
Расположено в 20 км к северо-западу от села Тпиг, на реке Чирагчай (бассейн реки Гюльгерычай), на высоте 2320 м (2-е в Дагестане и 3-е на Кавказе).
История
Население
Известные уроженцы
Чираг — родина живописца О. Гусейнова (род. в 1938).
Примечания
Ссылки
Районный центр − село: Тпиг
Сельские поселения: Амухское | Буркиханское | Буршагское | Дулдугское | Курагское | Ричинское | Тпигское | Фитенское | Хутхульское | Чирагское
Полезное
Смотреть что такое «Чираг» в других словарях:
Чираг — (муж.) лампа Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен
Чираг — 368383, Дагестан Республики, Агульского … Населённые пункты и индексы России
Чираг (значения) — Чираг вариант названия реки Чирагчай в Дагестане. Чираг село в Агульском районе Дагестана. Чираг шельфовое нефтегазовое месторождение Азербайджана в южной акватории Каспийского моря … Википедия
Чираг-гала — Крепость Чираг гала азерб. Çıraq qala Туристы у крепости … Википедия
Азери-Чираг-Гюнешли — месторождение Азери Чираг Гюнешли Азери Чираг Гюнешли (в Туркмении Омар Осман Гюнешли) группа шельфовых нефтегазовых месторождений … Википедия
Азери Чираг Гюнешали — … Википедия
muzejsveta
Братский Музей Света
КАЖДУЮ ЛАМПОЧКУ СВЕТ УБИВАЕТ!
Кавказ: война, чираг, а так же лирика А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Увы,такого сосуда в Братском Музее Света пока нет. Хотя его несколько лет тому назад по заказу Юрия Бордонского везли из Азербайджана. Но бдительные таможенники в аэропорту Баку остановили «контрабанду». Оказывается, даже для простого чирага, взятого в доме родичей, нужно иметь справку Минкульта страны, в которой должно быть написано, что чираг не представляет исторической или культурной ценности. И на удивление братчанина предмет быта,которым много лет пользовались родичи, конфисковали и о его судьбе ничего не известно. Но в ближайшее время будет еще одна попытка привезти в Братск чираг. Простой чираг,но так ожидаемый в Братском Музее Света.
Кавказ в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как орлы”. Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.Лермонтов и Л.Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А.С.Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ НАГРАД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАВКАЗА.
ЗАПАСНИКИ БРАТСКОГО МУЗЕЯ СВЕТА
Медаль За взятие штурмом Ахульго. 1839 год.
Медаль За покорение Чечни и Дагестана.
Медаль за покорение Западного Кавказа. 1864 год.
Вести Агула
Чираг-чай – одна из основных артерий Южного Дагестана и самая крупная река, протекающая по территории нескольких горных и предгорных районов, в частности, Агульского.
Начало долгого пути река Чираг-чай берёт с восточного склона хребта Кокма в виде кристально чистых родников, бьющихся на свет из-под скалистой почвы горы на высоте более, чем 2500 метров, что заставляет отдавать должное очередной раз безмерной силе и величеству природы, сотворённой такой полноценной, прекрасной и таинственной.
Стремительно стекая с поднебесья, пока ещё небольшой поток из слияния нескольких девственных родников на подступах к с.Чираг сливается с так называемой, очевидно, из-за ее организации с частыми бурунами по всей поверхности, Белой речкой.
С новыми силами поток движется в северо-восточном направлении, омывая берега окрестностей сел, расположенных в долине Агъул-дере. Здесь Чираг-чай пополняется множеством притоков разного «калибра», более крупными из которых являются Къури-лецIв, Ккува-лецIв, СинелецIв — на территории с.Рича, Буркихан (река, протекающая по территории с.Буркихан), Дуичадаг (с.Мисси), Кошанапу (долина Кьушан-дере), Футлу-су (сёла Фите, Гоа) и др.
За отрезок расстояния, равный с небольшой погрешностью в обе стороны 40 км, быстрые и лучистые родники Кокма, пополняемые на пути разными притоками, обращаются в большое бурное течение с таким же пылким, бушующим нравом, как и само горское племя.
Преодолев угрюмое ущелье Магъу-дере, река всё дальше выбирается на низменность, где выполняет добрую службу её населению: воды Чираг-чая используются для орошения огромных посевных участков земли.
Пройдя путь протяженностью 93 км, Чираг-чай на территории Сулейман-Стальского района встречается с другим горным течением – Курах-чай, слившись с которым образуют реку Гюльгерычай, впоследствии впадающую в Самур с конечной точкой её маршрута – Каспийское море.
Из живности в реке водится богатая вкусом рыба форель и красноперка. В последние годы популяция рыбы в Чираг-чае резко сократилась – большая активность местных рыболовов-любителей и деятельность браконьеров оставляет свой разрушительный отпечаток на всей водной биосфере.
Через Чираг-чай раскинуты прекрасные арочные мосты из речного камня, которые, помимо своего прямого назначения — переправы, являют собой выгодное дополнение к и без того величественному природному фону.
На этой же реке в 2006 году была запущена малая Агульская ГЭС, проработавшая впрочем недолго; на данный момент ГЭС не функционирует.
И в концовке, на верховьях реки, на границе сёл Рича и Чираг, в результате схода селевого массива в 2010 году образовалось небольшое, но очень красивое озеро. Впоследствии оно стало некой природной достопримечательностью этих краёв и местом проведения досуга для местных жителей и гостей в теплое время года, с условием соблюдения чистоты и порядка на территории, что, к сожалению, часто безбожно нарушается как первыми, так и вторыми.
История Азербайджана
Научно-популярный портал по истории Азербайджана
Средства освещения в средневековом Азербайджане
Тарих Достиев
Освещение – проблема, актуальная для человечества с глубокой древности. В прошлом главным средством искусственного освещения служили светильники. Первые светильники появились еще в верхнем палеолите.
Керамические светильники раннеисламского периода Азербайджана (VIII-X вв.) представлены разнообразными формами. Масляные светильники-плошки имели вид чашечки с округлым туловом, с загнутым внутрь краем венчика, с выступом для фитиля в форме слива, с прямой ручкой в виде лопасти. Большинство их покрыто глазурью зеленого или желтого цвета.
Горючим для этих светильников служило оливковое масло, или жир животного происхождения. Масляные керамические светильники-плошки известны по археологическим раскопкам Шамкирского городища, Старой Гянджи, Шамахы.
При археологических раскопках городища Шамкир были выявлены также каменные масляные светильники – плошки, изготовленные из местного белого камня «заямдашы». Два экземпляра такой плошки имели ладьевидную форму со сливом в одном конце, плоской ручкой в виде лопасти в другой. Третий экземпляр отличался подпрямоугольной формой с желобчатым сливом и круглой ручкой. Стенки его были украшены стилизованным растительным орнаментом по всей вероятности, это орнамент «древо жизни», выполненный техникой гравировки и росписью красной краской.
Бронзовый светильник
В сельджукскую эпоху появляются керамические масляные светильники, состоящие из двух чаш, расположенных друг на друге и соединенных в середине стержнем. От бортика маленькой, верхней чаши к борту нижней отходит овальная или плоская в сечении ручка. На краю венчика верхней чаши против ручки имеется маленький слив для фитиля. Нижняя чаша служит одновременно основанием светильника. По величине она значительно больше, чем верхняя. Такая конструкция имела предохранительное назначение.
Заслуживают внимания керамические светильники раннеисламского периода из Шамкира, имеющие низкий, дисковидный поддон, плоское, биконическое тулово, широкое устье и короткий, трубчатый носик с отверстием для фитиля. Они покрыты зеленой или светло коричневой глазурью. Этот тип, видимо, переходный от плошек к чирагам.
Керамические светильники-чираги раннеисламского периода, имеющие плоское дно или же низкий дисковидний поддон, сферическое, приплюснутое или биконическое тулово, невысокое широкое горло, трубчатый носик с отверстием для фитиля и петлевидную ручку, были наиболее распространенным видом светильников. Встречаются как простые, так и глазурованные образцы.
Среди глазурованных светильников-чирагов имеются экземпляры с подставкой. Так, чираг с участка Сельбир Габалинского городища имеет подставку пирамидальной формы. Также в Шамкире был обнаружен светильник-чираг с подставкой в виде стержня, нижняя половина которого не сохранилась.
Бронзовый светильник без поддона из городища Шамкир
Каменный масляный светильник из Шамкира (IX-X вв.)
Керамические чираги эпохи сельджуков более изящны по сравнению с образцами VIII-X вв. Большинство их тонкостенные, имеют узкое горло, петлевидную ручку. В Старой Гяндже, Шамкире преобладали глазурованные чираги, тогда как в городахлись чираги с двумя сильно вытянутыми носиками с отверстием для фитиля.
Один из светильников XII века, выявленный во время археологических раскопок Шабранского городища, по своей конструкции отличлся от традиционных светильников–чирагов. Этот светильник имел кольцеобразный корпус и трубчатый носик. Сверху тулово было снабжено воронкообразной трубкой для заправки.
Археологические раскопки средневековых городищ Азербайджана дали богатую коллекцию металлических светильников сельджукской эпохи. Бронзовые светильники известны в Баку, Шабране, Бейлагане и Шеки. Они имеют приплюснутое или шаровидное тулово, горловину–раструб, отогнутый венчик и трубчатый носик для фитиля. Ручка одним концом прикреплена к венчику, другим – к корпусу. Как правило, светильники были снабжены ножками в виде трех или четырех выступов.
Изысканным художественным оформлением выделялся бронзовый светильник из дворца Ширваншахов в Баку. Поверхность тулова и носика была декорирована скульптурным орнаментом с зооморфными и антропоморфными элементами: здесь и всадники, и сцены охоты, хищники кошачьей породы и домашние животные, а также рельефные изображения человеческих лиц.
Глазурованный светильник из Шамкира (IX-X вв.)
Заслуживают внимания также бронзовые светильники переданные в свое время в Национальный музей истории Азербайджана. Поверхность тулова и носика одного из них декорирована рельефным изображением козла и растительным орнаментом, а другой украшен скульптурным изображением птицы.
Бронзовый светильник без поддона из Шамкирского городища сильно отличается от ширванских светильников. Его полусферический корпус был снабжен двумя желобчатыми носиками и миндалевидной крышкой. Ленточная крышка была припаяна к корпусу. Этот светильник высотой 6,8 см относится к XII веку (рис. 13).
Составные бронзовые светильники эпохи сельджуков, распространенные в странах Центральной Азии, Иране и Азербайджане, также выделялись тонким художественным оформлением.
Как явствуют из письменных источников, в отличие от древнего Египта, Рима и Греции, где светильники заправлялись оливковым маслом, в Азербайджане в качестве горючего в светильниках-чирагах применялась нефть, добыча которой здесь восходит еще к античной эпохе, а в средние века нефть становится главным сырьем для освещения.
Глазурованный светильник из Шамкира (IX-X вв.)
Арабский автор X века ал-Масуди отмечает, что вдоль берега Каспийского моря есть «местность, известная как Бакух. Это нефтеносное место, принадлежащее государству Ширван, к которому относится и Баб ал-Абваб. Отсюда вывозят белую нефть».
Абу Дулаф сообщает, что в Баку «нашел источник нефти, ежедневная арендная плата которого достигает тысячи дирхемов, а возле него другой источник – изливающий беспрерывно, днем и ночью, белую, как жасминовое масло нефть: откуп последнего равен первому».
Французский монахмиссионер XIV века Журден Каталини де Северак отмечал, что в Баку «копают колодцы, из которых извлекают и вычерпывают масло: называется оно нафт, и горючее это масло, и целебное, и хорошо горит».
Характерно, что при археологических раскопках средневекового поселения Мунджуклутепе в Шамкирском районе Азербайджана обнаружен светильник-чираг с остатками нефти.
Наряду со светильниками, в средние века для освещения помещений использовались люстры и подсвечники. Металлическая люстра раннеисламского времени известна из археологических раскопок Габалы, имеет зооморфную форму: четыре ножки и пять носиков для фитилей. Для заправки светильника в верхней части имеется отверстие с крышкой. Подобные светильникилюстры известны в Центральной Азии, в частности, из археологических раскопок городища Тараза.
Бронзовый составной светильник (ХI-XII вв.)
Масляный светильник (VIII- IX вв. )
Встречаются керамические светильники с несколькими носиками или отверстиями для фитилей, которые давали больше света, и в этом смысле их можно отождествлять с люстрами. В этом плане примечателен светильник с шарообразным, слегка приплюснутым туловом и четырьмя носиками, обнаруженный в Габале. В Дербенте же был обнаружен светильник-чираг с восемью носиками. Верхняя половина его не сохранилась была разбита.
Письменные источники свидетельствуют, что халиф ал-Мамун распорядился о более щедром освещении в мечетях. После этого появились люстры со стеклянными лампами на металлических обручах, широко распространившись затем в мусульманских странах Ближнего Востока.
В Азербайджане при археологических раскопках средневековых памятников было выявлено немного подсвечников. Керамические подсвечники известны из средневекового городища Шабран, поселения Сандыг-тепе и средневекового поселения Серкер-тепе.
Подводя итоги темы разновидностей и форм средств искусственного освещения в Азербайджане, нужно констатировать, что для освещения жилищ служили главным образом масляные и нефтяные светильники и светильники–чираги, а для общественных и культовых помещений, требующих большего света, применялись люстры. Керамические чираги служили важным атрибутом быта как городского, так и сельского населения Азербайджана на протяжении всего средневековья.
По материалам журнала IRS Наследие
Чираг (значения)
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Чираг (значения)» в других словарях:
Чираг — У этого термина существуют и другие значения, см. Чираг (значения). Село Чираг дарг. Хьургъни, агул. Хьирагъ, лезг. Чирагъ, лакск. Хьхьургъи … Википедия
Баку — У этого термина существуют и другие значения, см. Баку (значения). Город Баку азерб. Bakı, Бакы … Википедия
Азербайджан — У этого термина существуют и другие значения, см. Азербайджан (значения). Азербайджанская Республика Azərbaycan Respublikası, Азәрбајҹан Республикасы … Википедия
Гоа (Дагестан) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гоа (значения). Село Гоа Страна РоссияРоссия … Википедия
Пакистан — Исламская Республика Пакистан. 1. Общие сведения П. государство в Южной Азии, на С. З. Южноазиатского субконтинента. На Ю. З. граничит с Ираном, на З. и С. З. с Афганистаном, на С. В. с КНР, на В. с Индией, с Ю.… … Большая советская энциклопедия
Архитектура Азербайджана — Часть серий Азербайджанцы Культ … Википедия
Алиев, Гейдар Алирза оглы — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Алиев. Гейдар Алиев азерб. Heydər Əlirza oğlu Əliyev … Википедия
Ашрафи (нефтегазовое месторождение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ашрафи. Ашрафи нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположено в 100 км к востоку от Баку. Открыто в 1999 году. Глубина моря в районе месторождения меняется от 250 до 450 метров … Википедия