Что такое моэ в аниме
Что такое моэ в аниме
Слово «моэ» чрезвычайно плохо определено, поскольку было придумано самими фанатами — причём в разных языках оно имеет разное значение. Изначально японские отаку использовали его для обозначения влечения, фетишизации чего-либо: от хобби до персонажей аниме или видеоигр. Однако в гайдзинской среде этим словом обычно обозначают персонажей, вызывающих у зрителя влечение особого рода: желание взять под крыло, позаботиться об очаровашке, умилиться, в общем, PROTECC любой ценой. Тем же словом обозначают и жанр аниме, посвящённый таким героям, и даже возникающие по отношению к ним чувства. Моэ-персонажи часто имеют множество фанатов (собственно, в этом и есть их смысл) и становятся вайфу.
Содержание
Характерные признаки моэ [ править ]
Моэ-персонаж — в большинстве случаев молодая девушка или девочка, вызывающая у зрителя умиление и симпатию. Она красива, имеет небольшой рост, мягкие, округлые черты (которые хочется описывать с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «щёчки», «ручки», «волосики»), большие глаза и маленькие по сравнению с ними остальные черты лица. Она привлекает людей — но ненамеренно, оставаясь чистым и невинным почти-ребёнком, а не флиртующей красоткой. Такие персонажи чаще всего весьма умны, вежливы и хорошо воспитаны — но им недостаёт житейской мудрости и опытности, из-за чего моэ-девушки по-детски наивны и неуклюжи. Они часто смущаются, краснеют и бывают застенчивы, но, в отличие от типичной дандере, скромность не мешает им общаться с людьми, а только подчёркивает очарование юности. Иногда у героини бывают комплексы, но небольшие и тоже больше милые, чем по-настоящему мешающие жить. Самыми распространёнными являются стыд из-за не по возрасту развитой (или, наоборот, совершенно плоской) груди и большие очки, которые очаровашка может периодически терять, становясь ещё более неуклюжей и требующей поддержки.
Нарочито гипертрофированный образ обрёл собственное название: «ходячий столп моэ».
Больше тропов [ править ]
Моэ-девушка — обычно милашка, может быть инженю и почти всегда — просто хорошая девушка, которая провоцирует в зрителе и зачастую в герое инстинкт старшего брата. Если аниме не лишено драматизма, моменты, посвящённые моэ, становятся отличной душегрейкой и возможностью погладить девочку для других персонажей — иногда и буквально. Трагический вариант — моэкко могут сломать, и она станет сломленной птицей, а зритель будет хотеть обнять её больше, чем любого другого персонажа в аналогичной ситуации.
Есть ещё Моэ-антропоморфизм, и он охватывает вообще всё. Надтроп — Фансервис.
Интересно то, что мужские персонажи могут быть моэ тоже, но, как правило, вызывают обратную реакцию и раздражают зрителей. Яркий тому пример — Синдзи Икари. И всё потому, что мужчинам не полагается быть милыми и беспомощными.
Критика [ править ]
По сути, всё моэ направленно на то, чтобы вызвать реакцию у зрителя. Отаку нравятся определённые персонажи, авторы знают это и целенаправленно отсыпают героям нужных черт (создавая тем самым моэ как троп), зрители втягиваются и хотят ещё… чувствуете, как затягивается петля отвратительной обратной связи? Черты моэ встречались у некоторых героинь давно (так, по одной из версий само слово «моэ» в современном значении образовалось от имени Хотару Томоэ), но чем больше создатели контента эксплуатировали троп, тем он становился заметней и тем больше раздражает. В итоге моэ сейчас пронизывает чуть ли не во всю культуру отаку и растёт дальше, что не могло не сказаться на качестве исполнения. Появились даже целые поджанры, посвящённые исключительно тому, как милые девочки делают милые вещи. Фанаты, посмеиваясь, ведут летопись «эпохи моэ» и ждут, когда она уже закончится, а кое-кто нешуточно негодует в сторону очередных «поющих трусов» с героинями, которые не представляют из себя ничего, кроме куска моэты милоты.
Что такое МОЭ, популярные персонажи МОЭ
Моэ – жаргонное слово из японской культуры отаку. Означает восхищение, страстную влюбленность. Дословно моэ – это прорастание. Слово появилось для обозначения влечения к виртуальным персонажам, постепенно распространилось на разные хобби, расширилось на фетиши, не имеющие сексуального подтекста. Так, появилось даже тэцудо-моэ – страсть к железной дороге.
Определение моэ, происхождение термина
Лучше всех знают, что такое персонаж моэ, любители манги и аниме. Обычно слово используют в жаргоне как эмоциональный возглас при появлении персонажа, соответствующего шаблону. Вне культуры отаку слово используется для обозначения милого и очаровательного героя, которого хочется обнять.
Известно, что моэ связано с аниме, мангой, но сейчас невозможно точно сказать, откуда изначально пошел возглас и когда, кем впервые был использован. Основные теории появления термина связаны с именами персонажей популярных сериалов – «Сейлор Мун» и Kyouryuu Wakusei.
Альтернативная версия – связь со словом «моэру» (значение – гореть). По этой теории термин отражает безумную влюбленность, страстное горение.
Основные атрибуты моэ персонажей
Для всех героев обязательно характерен милый внешний вид ребенка; неотения встречается часто, но не считается обязательным атрибутом. Замедленное развитие позволяет применить шаблон, даже если детский возраст пройден.
В аниме, манге чаще всего принадлежность к шаблону выражают через внешние особенности:
Японское представление о «прорастании» включает отсутствие внешних возрастных, вторичных половых признаков в верхней половине туловища. Особенное влечение героини вызывают благодаря развитой нижней половине тела. При этом персонаж всегда радуется ласкам, наивен и однозначен, предсказуем в компании, игрив, любознателен. Для героев типичны детские вкусы, предпочтения. Важна миссия огромных глаз. Через эту деталь автор показывает все грани эмоций героя.
Шаблон полюбился не только на родине, но и русскому зрителю. Герои с диспропорциональным телом, увеличенной головой при небольшом росте вызывают умиление, при этом воспринимаются аудиторией, выглядят естественно. Такие школьники стали героями не только повседневных историй, но и серьезных психологических драм. Подход «прорастания» позволил создателям аниме совместить интересный сюжет, глубокие идеи и привлекательный дизайн, завоевав максимум внимания зрителей. Мятежный ребенок вызывает больше сострадания, сочувствия и любви, нежели лаконично нарисованный взрослый, переживающий психологическую драму.
Объекты поклонения
Нередко любовь к милому и детскому выходит за рамки предпочтений в выборе аниме, затрагивает реальных людей. Фанаты выбирают объектами поклонения даже людей, далеких от мира анимации. Причин несколько – внешность, поведение медийной персоны, следование моде. В 2014-м объектом поклонения стала Наталья Поклонская (прокурор), затем спортсменка из Казахстана Сабина Алтынбекова.
Самые популярные персонажи моэ
Ежегодно появляется много новых сериалов с милыми героями-детьми. Среди давно известных сообществу отаку стоит отметить Клариссу из «Замка Калиостро». Еще одна известная героиня, полностью вписывающаяся в шаблон – Мидзукоси Моэ из D.C.: Da Capo. Некоторые считают, что термин произошел от ее имени.
Из сравнительно новых героинь стоить отметить:
Видео
О развитии культуры моэ рассказывает видео:
Выбор редакции
Топ-400 лучших фантастических.
Топ-25 лучших аниме про вампиров.
Топ-20 лучших сериалов ноября.
Что такое моэ?
Трудно спорить с тем, что в современной культуре аниме мы все чаще видим в разных тайтлах моэ. При этом, довольно трудно объяснить человеку, который смотрит аниме редко [либо вообще не смотрит], что такое моэ. Однако если ваша «доза потребления аниме» находится на отметке «отаку», вы сразу или хотя бы приблизительно можете понять, что означает моэ.
Как проявляется моэ?
Довольно часто в СНГ моэ воспринимается как синоним кавайности, то бишь простое описание милых девочек. К сожалению, ни один оксфордский толковый словарь не может дать нам четкого определения моэ [какая же бесполезная штука], поэтому мы ориентируемся на общее понимание аниме культурой этого термина.
Так, моэ это что-то на грани фетишизма и дикого восхищения персонажем. Важно, что к нему нет сексуального влечения, на котором держится, например, «Kill la Kill». Моэшным можно назвать того персонажа, которым тебе хочется восхищаться или защищать только по той причине, что он такой милый и невинный.
Но если мы обратимся к нашей любимой интернет-культуре и зайдем на Urban Dictionary [словарь английского слэнга], и введем там это слово, то мы получим следующее описание: «Moe is when your heart gets a boner», что в переводе означает: «Моэ это чувство, когда у твоего сердца стояк»…. Как-то так.
Когда появился сам термин моэ неизвестно. Однако некий американский отаку Джон Опплингер, считает, что он произошел от имен таких аниме вайфу как, Хотару Томоэ [Sailor Moon] и Моэ Сагисава[ Kyouryuu Wakusei].
С японского же это слово переводится как «гореть» или же «гореть от страсти». Однако возвращусь к Urban Dictionary, в нем моэ описывается как персональное чувство. По этой логике даже ваша собака может быть моэ, если она достаточно милая. Или нет? Хоть слово «милый» отображает основную суть этого термина, оно не всегда подразумевает моэ. В то же время, моэ всегда подразумевает в себе слово «милый».
История появления моэ
Для такого размытого понятия трудно найти основной момент в истории аниме, когда оно появилось.
Хотя логично предположить, что история моэ началась приблизительно с «Сейлор Мун». У этого сериала достаточно много общих черт с современными моэ тайтлами. Это была история про милых девушек, которые боролись со злом, занимались повседневными вещами и выглядели в этой повседневности очень умиротворяюще. Несмотря на наличие превращения, когда они были раздеты, я с уверенностью могу сказать, что они не были фансервисными персонажами, так как изначально сериал был нацелен на женскую аудиторию и заимствовал довольно много приемов из жанра бисёнен. При этом, девушки были как раз главными героями, а не какими-нибудь вайфу, окружавшими главного героя парня.
Подобное в будущем проделал «Евангелион». Ведь до того, как мы поняли, что Аску не исправить, она с Рэй вызывала даже привязанность, так как они были в центре внимания сериала. Хотя как раз фансервис сводил на нет этот потенциал, заставляя людей постоянно вспоминать, что им по 14 и ужасаться.
В будущем мы видели моэшные проявления в аниме и их использовали для привлечения большей аудитории, а сами персонажи приобретали четкие архитипы.
Пришествие Kyoto Animation
И вот в индустрию ворвалась Kyoto Animation, чей контент полностью был построен на моэшных персонажах, которые занимаются милыми вещами в милой ламповой обстановке. И хоть их первым проектом было меха аниме «Стальная тревога? Фумоффу», уже там были характерные черты данного жанра. И все их дальнейшее творчество медленно подводилось к созданию сериала «Меланхолия Харуки Судзуми».
Неожиданно в культуре, где господствовал сёнен про боевые искусства и меха аниме про бои роботов ворвался сериал про неугомонную эгоцентричную моэ девушку, которая неожиданно стала чуть ли не объектом для основания культа ее персоны. Люди привязывались к ее характеру, усиленно вступали в ее «Команду SOS» по поиску паранормального и могли часами заучивать знаменитый танец из сериала. Мерчиндайз с ее лицом заполонил японский рынок, надолго закрепив моэ в культуре аниме.
Kyoto Animation пошли дальше и уже через год выпустили «Lucky star». В нем студия взяла все лучшие элементы от прошлого сериала и добавила градус милоты. Там милые девушки школьницы в приятной ламповой атмосфере занимались не менее приятными и ламповыми делами. Это была прекрасная повседневность.
Но самым большим успехом этой студии конечно считается «К-On!». Если прошлые сериалы все же делали уклон в определенную сторону, как например в мистику в «Меланхолия Харуки Судзуми», то этот был как раз о том, что вы приятно проводите время, восхищаясь главными героинями и химией между ними. Это аниме очень хорошо продавалось и бурно обсуждалось, ведь не редко сериал где по сути не было ничего масштабного, как драк или эпика, завлекало внимание так сильно. И по сути, только после «К-On!» моэ стало жанром. Еще одна парадоксальная вещь, «К-On!» не было первым аниме про повседневность девушек [даже «Lucky star» им не был], однако именно этот сериал запустил хайп.
Что там сегодня?
Точно также как сёнон и сёдзе, моэ считается жанром чисто на словах. Мы подразумеваем общую концепцию, которую точно увидим запуская подобный сериал, а именно: милую повседневность с элементами комедии или драмы, минимумом романтики с максимально обаятельными персонажами.
Не удивительно, что следуя тренду начали появляться сериалы, копирующие концепцию Kyoto Animation. Даже сама эта студия начала по максимуму выжимать из своей же формулы все соки. В то же время новое дыхание приобрел жанр айдалов, ведь он как раз идеально вписывался в рамки моэ.
В скором времени людям надоело одно и тоже. Поэтому, разные студии начали экспериментировать, добавляя в моэ новые элементы. Главное, чтобы с ними взаимодействовали милые девушки. Так, они могли путешествовать, занимались спортом или даже убивали чертовых зомби или сами были зомби-айдолами.
Однако, как бы они не старались сохранить свою популярность, важно еще и понимать, что моэшностью заразились и другие сериалы. Моэ стало обычной вещью в аниме в принципе. И произошло это на наших глазах. Если другие жанры эволюционировали годами, постоянно менялись, то увеличивая, то уменьшая свое влияние на культуру, буквально всего за 10 лет моэ настолько сильно вошло в аниме, что теперь на самом деле можно считать его синонимом кавайности, прекрасно характеризующее современно аниме.
Что такое моэ в аниме
Моэ (яп. 萌え, «очарование, обаяние, страстная влюблённость») — японское слово жаргона отаку, изначально означающее фетишизацию или влечение к персонажам манги, аниме или видеоигр. Например, термин мэганэкко-моэ (яп. 眼鏡っ娘萌え, «девушка-в-очках моэ») характеризует человека, которого привлекают девушки в очках. Затем слово стало использоваться в более широком смысле и для обозначения любого хобби, увлечения или несексуального фетиша, например, тэцудо-моэ (яп. 鉄道萌え, «железная дорога» + «моэ») — страстное увлечение железной дорогой.
Возглас «Моэ!» используется среди любителей аниме при появлении в каком-либо произведении персонажа, воспринимаемого как «моэ». Среди авторов аниме и манги, чьи персонажи могут быть восприняты как «моэ», сложились различные отношения к этому явлению: часть авторов настроена критически к такому восприятию, в то время как другие активно эксплуатируют существующие потребности поклонников «моэ». Слово «моэ» в качестве обозначения жанра аниме и манги, нацеленного на аудиторию любителей «моэ», обычно практически синонимично с жанром бисёдзё, отличаясь большей долей фансервиса.
Истоки
Происхождение и этимология термина «моэ» неизвестны. Отаку Джон Опплигер нашёл несколько популярных теорий происхождения термина от имен героинь (Хотару Томоэ, Сейлор Мун, или Моэ Сагисава, Kyouryuu Wakusei).
Другие полагают, что термин «моэ» произошёл от японского слова «гореть» (燃える moeru), используемого фигурально как «гореть от страсти» (то есть безумно влюбиться).
Некоторые считают, что термин «моэ» стал популярным после выхода в 1979 году на экраны «Замка Калиостро» Хаяо Миядзаки и появления в нём главной героини Клариссы. Движение росло и приняло современный размер благодаря фансервис-шоу на рынке аниме. Такие шоу часто называли «моэ».
Также есть версия, что термин произошёл от имени главной героини серии визуальных новелл от компании Circus под названием D.C.: Da Capo, Миздукоси Моэ. Девушка представляет собой идеальный образ моэ-персонажа, а её имя пишется тем же иероглифом, что и термин.
Объекты поклонения
Зачастую объектами поклонения аудитории любителей «моэ» становятся люди, никак не связанные с культурой аниме и манги. Так, в 2014 году интерес миллионов поклонников привлекли личности прокурора Республики Крым Натальи Поклонской и казахстанской волейболистки Сабины Алтынбековой.
Наталья Поклонская
Сабина Алтынбекова
Мнение
Моэ – почти то же самое, что и кавай, но с уклоном в сторону фетиша. Моэйными чаще являются девушки, имеющие ярковыраженное свойство или пунктик, являющиеся фетишем и вызывающие фагготрию (фаг – ярый поклонник). Чаще всего моэкко (героини-моэ) обладают набором комплексов, которые показываются в определённом свете и вызывают чувство симпатии. Например, самые частые моэ-атрибуты это большая грудь (которой моэкко стесняется), очки (которые она периодически теряет и выглядит при этом нелепо и смешно), неловкость (когда она роняет что-то или падает сама). При этом они добродушны и наивны, часто умны. Один из классических примеров бытовой моэ-девочки — Такара Миюки из Lucky Star.
Носит очки, умная и красивая, имеет грудь третьего размера и постоянно задумывается о чём-то, в результате падает, что-нибудь роняет и т. п. Теоретически симпатия к моэкко возникает из желания “забрать домой”, т.е. взять неумёху под свою опеку. На этом и играют господа сценаристы: забери домой такую красивую, заботься, ибо она без тебя не может, а как бонус тебе еще и третий размер оляля и готовить она, как правило, умеет (если квартиру не спалит).
Моэ — это…
Моэ (яп. 萌え, букв. «распускаться») — японское слово жаргона отаку, изначально означающее фетишизацию или влечение к персонажам манги, аниме или видеоигр. Например, термин мэганэкко-моэ (яп. 眼鏡っ娘萌え, «девушка-в-очках моэ») характеризует человека, которого привлекают девушки в очках. Затем слово стало использоваться в более широком смысле и для обозначения любого хобби, увлечения или несексуального фетиша, например, тэцудо-моэ (яп. 鉄道萌え, «железная дорога» + «моэ») — страстное увлечение железной дорогой.
Возглас «Моэ!» используется среди любителей аниме при появлении в каком-либо произведении персонажа, воспринимаемого как «моэ». Среди авторов аниме и манги, чьи персонажи могут быть восприняты как «моэ», сложились различные отношения к этому явлению: часть авторов настроена критически к такому восприятию, в то время как другие активно эксплуатируют существующие потребности поклонников «моэ». Слово «моэ» в качестве обозначения жанра аниме и манги, нацеленного на аудиторию любителей «моэ», обычно практически синонимично с жанром бисёдзё, отличаясь большей долей фансервиса.
Происхождение и этимология термина «моэ» неизвестны. Отаку Джон Опплигер нашёл несколько популярных теорий происхождения термина от имен героинь (Хотару Томоэ, Сейлор Мун, или Моэ Сагисава, Kyouryu Wakusei).
Другие полагают, что термин «моэ» произошёл от японского слова «гореть» (燃える moeru), используемого фигурально как «гореть от страсти» (то есть безумно влюбиться).
Некоторые считают, что термин «моэ» стал популярным после выхода в 1979 г. на экраны «Замка Калиостро» Хаяо Миядзаки и появления в нём главной героини Клариссы. Движение росло и приняло современный размер благодаря фансервис-шоу на рынке аниме. Такие шоу часто называли «моэ».