Что такое молочный обжиг глины
Молочение керамики
Молочение керамики в последнее время стало очень популярным способом обработки керамических изделий. Считается, что этим методом издревле пользовались гончары на Руси, еще до того как научились покрывать изделия глазурью.
Молочение придает черепку водоотталкивающие свойства, а также получается очень интересный декоративный эффект — изделия приобретают красивый коричневый оттенок, и, к тому же, они становятся более гладкими, приятными на ощупь.
А рецепт молочения керамики очень простой: нужно покрыть изделия молоком и нагреть до температуры около 300°С.
Итак, приступим. Окунаем наши обожженные на утиль изделия в молоко и «купаем» их там некоторое время. Черепок насыщается молоком, все поры закупориваются, и образуется молочная пленка, блестящая и гладкая.
Если изделия крупные, и вам жалко тратить на них много молока, то можно просто полить их сверху и дать излишкам молока стечь.
Можно воспользоваться таким достижением цивилизации, как пульверизатор. Тогда «окрашивание» будет более равномерным, без потеков. Хотя в потеках тоже есть своя прелесть…
В зависимости от того, какое молоко использовать, будет получаться разный эффект от молочения. Молоко можно брать как магазинное, так и деревенское, разной жирности, топленое или даже скисшее. Можно использовать кефир и другие готовые кисло-молочные продукты. А еще можно покрывать жидкой процеженной овсяной кашей и другой органикой — тут большой простор для творчества…
Очень хороший эффект дает ультрапастеризованное молоко — на обожженных изделиях появляется красивый глянец, а цвет получается более ярким, насыщенным.
После, того, как мы покрыли изделия, нужно оставить их на некоторое время для просушки.
Затем ставим их в печь для обжига или духовку. Можно ставить на полочки, а можно и просто — друг на дружку.
Не забудьте включить вытяжку или открыть настежь все окна и двери — сейчас будет очень дымно!
Нагреваем печь до 300 градусов и смотрим, что у нас получается. Нагревать нужно постепенно, чтобы садка хорошо прогревалась по всему объему.
В зависимости от температуры нагрева, а также длительности обжига цвет от молочения может получиться разным — от охристого светло-коричневого до почти черного. Это как со сгущенкой: если варить недолго, то она светлая, если же долго, то она становится темной, как шоколад.
Если обжигать до черноты, то молоко постепенно теряет свои водоотталкивающие свойства, и остается только декоративный эффект — в углублениях получается темнее, а на выпуклостях светлее.
Ну а если пережечь, то молоко и вовсе сгорает, и нужно начинать все сначала.
Вот такие у нас получились чумазики 🙂
А на этом фото видно, насколько разными по цвету могут получиться молоченые изделия:
Прошедшая молочный обжиг посуда выглядит очень аутентично, как будто ей уже много-много лет. А если добавить еще каких-нибудь натуральных веревочек, типа шпагата, то получится еще «фактурнее»…
Ну, и напоследок нужно сказать, что посуда, прошедшая молочный обжиг, требует бережного к себе отношения. Ее нельзя мыть чистящими порошками, да и жидкими средствами тоже нежелательно. Лучше всего хорошо споласкивать их водой, после чего обязательно полностью высушить, можно даже в духовке. Или на солнышке — как в старину — сушили на заборах) Если же в молоченых сосудах будет застаиваться влага, то со временем они покроются плесенью, избавиться от которой можно только, если обжечь их снова на высокую температуру.
Оптимальный же способ покрытия посуды — это все же глазурование, хотя бы изнутри.
Хороших вам обжигов, и успехов в гончарном деле!
Молочение керамики: 59 комментариев
пользуюсь такой посудой давно. Очень приятно.Горшочки, чайники, масленки, блинницы очень красивы, вписались в интерьер кухни. Внукам очень нравится приготовленная еда. А вкуснотища необыкновенная.
Очень интересная техника,хочется попробовать. Но мы пока свои крынки покрываем пищевой прозрачной глазурью. Это позволяет нам немного по-хулиганить- наносить декор из цветных ангобов. Но и терракотовые тоже покрываем глазурью, это проктичнее в использовании- легче мыть.
Есть один недостаток у такой посуды, она имеет свой специфический запах и людям с обостренным обонянием не подходит.
Есть такое дело, правда со временем запах немного уходит.
печь у вас интересная! Не расскажите…
Скажите пожалуйста, можно ли с купленного изделия с этим чертовым молочением каким-то образом полностью убрать эту хитросделанную глазурь? Понты — дело, конечно, понятное, но любая глазурь гробит основное свойство глиняной посуды — она перестает «дышать», сиречь, испарять воду в процессе готовки.
Ох, Алена)) Полностью убрать молочение можно только если обжечь изделие градусов на 450-500С. Также можно замочить в горячей воде + прокипятить. Потом почистить содой, металлической губкой для посуды, наждачкой и пр.
Вообще же в процессе готовки в черепок впитываются масла и пища, и поры в конце концов опять же забиваются. Если вы посмотрите на старинные горшки, которые ставили в печку, то они часто черные, как чугунные сковородки. Еще один момент — пористость черепка — некоторые виды сильнее впитывают, поэтому стереть слой молока или впитавшейся пищи будет сложнее…
спасибо за ответ, передам его нарвавшемуся страдальцу.
Чтобы поры не забивались, после готовки посуду чистят с содой, а потом — кипятят. я это очень хорошо знаю, поскольку много лет являюсь счастливой обладательницей купленных за границей неглазурованных тажинов.
Да,вот так, и мне, и подруге пришлось покупать посуду в Германии, поскольку на Родине сплошняком глазурь. И это ужасно, поверьте.
Найти бы гончара, который согласился бы не портить посуду, а делал бы ее так, как нужно кулинарам — без всяких идиотских покрытий.
До чего дошло — из-за этой повальной моды нормальную глиняную посуду купить невозможно.
Чтоб было понятно — нормальную посуду замачивают перед готовкой, в процессе приготовления она отдает воду как внутрь, так и наружу, создавая уникальный режим, за счет испарения наружу Т сосуда понижается, что очень полезно для классического русского способа приготовления — томления. А отдача влаги внутрь создает внутри посудины особую атмосферу, продукты одновременно и запекаются на низкой Т, и готовятся на пару. Получается ни с чем не сравнимый вкус и структура продуктов, которых любители глазури лишают кулинаров в угоду дешевым (ладно, дорогим) понтам.
Я к вашим услугам)) могу сделать без ничего) пишите на почту.
Молочный обжиг глиняных изделий. Декорирование керамики.
В данном мастер-классе я хочу поделиться с начинающими гончарами одним из очень интересных способов декорирования керамики. Речь пойдет о молочном обжиге. Так же, в некоторых источниках, вы можете встретить эту технику под словом молочение.
Информация о том, когда и где впервые люди стали использовать молочный обжиг глины утеряна в веках. Вероятно, это произошло в древности немногим позже после того, как люди научились обжигать глину и изобрели гончарный круг. Если проснулось любопытство, и вам захотелось узнать подробней о шагах человечества от первобытной глиняной фигурки носорога к современному искусству керамики, почитайте статью об истории керамики. Никто не может точно сказать когда и где люди придумали обжигать горшки в молоке. Путешествуя по миру и изучая особенности гончарного дела разных народов, я убедилась, что техника молочного обжига характерна только для России, в других страна и тем более на других континентах она не встречается.
В России гончары издревле пользовались молочным обжигом, однако «темные времена» коммунизма и перестройки практически выкорчевали из памяти людей знания истории и традиций, многие секреты были забыты, в том числе и гончарные. В наши дни мы, в некотором роде, переживаем эпоху Возрождения и заново открываем потерянные секреты гончаров. Не удивительно, что почти никто из городских жителей не знаком с молочальной керамикой. Посетители нашей мастерской, приходя к нам на мастер-классы, впервые видят такие необычные шоколадного цвета и очень сдобные на вид горшочки, выполненные в технике молочного обжига.
Самый надежный способ сделать глину водонепроницаемой, это покрыть черепок стекловидной массой – глазурью. Однако, глазурование требует второго длительного обжига при температуре более 1000градусов, что автоматически повышает цену на готовое изделие. Так же не дешевы сами глазури для керамики. Но о работе с глазурями речь пойдет в следующих статьях, а сейчас мы приступим к практике!
Для работы нам понадобиться:
1.Изделия из глины, прошедшие первый утильный обжиг. Цвет глины, из которой вы лепили, значения не имеет. По моим наблюдениям, белую глину лучше подобным образом не декорировать, т.к. молоко на белую поверхность ложится прозрачной пригорелой пленкой и красоты от таких спецэффектов немного.
2. Молоко. Эстеты предпочитают только деревенское молочко из под коровы. Но мы, городские жители, коров в квартире не держим, поэтому не привередничаем и покупаем любое молоко с жирностью выше 2,5%. Сухое молоко для молочного обжига не годится.
3. Муфельная печь, электрическая или газовая духовка, русская печь – у кого что найдется под рукой. Микроволновая печь не подойдет.
4. Емкость для молока. Главное условие, чтобы ваши керамические «штучки» в ней полностью помещались «с головой».
5. Возможно, вам понадобятся: хлопковые тряпочки, прихватки, огнеупорная подставка, на которую вы будете ставить горячую керамику после обжига.
И так, приступим:
Достаточно подержать изделие в молоке 2-3 минуты. Чем меньше вы держите керамику в молоке, тем более прозрачным будет покрытие после обжига. Если купать черепок слишком долго, то покрытие может отслоится. В первые секунды, после того, как вы опустите глину в молоко, можно услышать характерный звук, похожий на легкое шипение и на поверхности молока появятся пузырьки –
Это признак того, что молоко, заполняя глиняные поры, вытесняет из них воздух.
Совет: попробуйте добавить в молоко немного сахара – 2-3 столовые ложки на 1 литр. Сахар дополнительно забьет поры, а так же придаст керамике красноватые оттенки! Экспериментируйте!
4. После того, как керамика приобретет нужный вам цвет от золотистого до темно-шоколадного, изделия, пока они еще горячие, можно покрыть ганозисом – водоотталкивающим составом на основе воска, масла и канифоли. Для этого вам и понадобятся различные тряпочки, прихватки и подставки, перечисленные выше. Подробности о том, что такое ганозис, как его сделать самостоятельно и для чего он нужен, вы узнаете на сайте из следующей статьи.
P.S.
Традиционно, молочный обжиг применяли для обработки керамической посуды, однако мне очень нравится использовать данный метод и для декоративных вещей – дамских украшений, декоративных панно, вазочек, сувениров. Керамика, прошедшая молочный обжиг приобретает ни с чем не сравнимую теплоту, ее не хочется выпускать из рук. Глазурованная керамика такой магией не обладает. Если вы зайдете в нашу галерею, то убедитесь, что в мастерской мы очень часто пользуемся молочением. Наши ученики так же по достоинству оценили эту древнюю забытую технику.
Практичный совет: керамическую посуду, прошедшую молочный обжиг моют мягкими губками, и обязательно вытирают насухо. Хранить такую посуду тоже лучше в сухом проветриваемом месте, чтобы не завелась плесень. Если плесень все же появилась, то лучший способ от нее избавиться – прокалить керамику в печке или духовке при 300 градусах, предварительно хорошо промыв водой.Если запах плесени не исчез, тогда можно просто сжечь все молоко с глины в печи при 500 градусах и провести процедуру молочения заново.
Успехов в творческом поиске!
Новости из мира художественной керамики и гончарного мастерства. Технологии, художники, мастерские, история.
Уход за керамикой молочного обжига
Как мастер — я большой фанат молочного обжига, потому что это отличный способ сделать так, чтобы из чашек можно было пить, а из мисок есть, не прибегая при этом к помощи глазурей, которые сами по себе, конечно, бесконечно прекрасны, но все же ни одна глазурь такого эффекта, как молочный обжиг, не даст.
На первый взгляд может быть не очень понятно, как связаны молоко и непротекаемость керамики, но — все действительно просто: обожженный черепок по структуре пористый (правда, это зависит от глины, но мы сейчас говорим о той глине, с которой этот фокус работает) и отлично впитывает молоко. Когда вещица хорошенько напиталась молоком, ее сушат, и после этого ставят в печь, нагревая примерно до 350 градусов, и подгоревшее молоко закупоривает поры черепка.
После таких нехитрых манипуляций посуду можно использовать на кухне. Однако, есть некоторые нюансы ухода за молоченой посудой, о которых я и хочу сегодня рассказать в этой статье.
1. Мойте такую посуду только руками, при необходимости мягкой мыльной губкой (лучше избегать моющих хим. средств), посудомойка на раз смоет весь ютный окрас посуды.
2. Не стоит применять никаких абразивных моющих средств и металлических мочалок, помните, что молочный обжиг — это не глазури, поверхность легко поцарапать
3. В эксплуатации посуда молочного обжига по сравнению с глазурованной — более живая и переменчивая. Вначале она, как правило, пахнет (кому-то нравится этот запах, а кого-то отталкивает), но это явление временное, запах очень скоро улетучивается. Но! Молоченая керамика еще и отлично «набирает» и хранит запахи. Поэтому, если вы чайный или кофейный гурман и чувствительны к запахам, не пейте из вашей чашки все подряд. Есть смысл завести отдельно чашку для кофе, отдельнно — для чая.
Молочение керамики
Молочение (молочный обжиг) — один из древних способов обработки керамики для придания ей декоративности и улучшения водонепроницаемости.
Суть заключается в следующем – спеченный черепок (прошедший утельный обжиг) помещают в молоко, а затем запекают снова на более низкую температуру (около 300 °C).
Поры «закрываются», изделие приобретает водоотталкивающие свойства и красивый темно-коричневый оттенок.
1. Функциональную керамику (чашки, миски, тарелки) не молочат внутри.
Только снаружи полностью или выборочно, для декорирования поверхности. В далекие бородатые времена действительно молочили посуду полностью со всех сторон. Но только потому, что с глазурями была напряженка, особенно на Руси, как и с санитарными нормами.
2. Молочение не гарантирует 100% плотного покрытия.
В зависимости от выбранной массы и размера зерна (шамот), может пропускать воду, частички пищи застревать и гнить в раскрытых порах глины. Очень часто внутри молоченой посуды образуется плесень.
3. После молочения, по-хорошему нужно обработать черепок ганозисом (смесь пчелиного воска, льняного масла и других природных ингредиентов).
4. Со временем эффект молочения исчезает.
От длительного пребывания под прямыми солнечными лучами, посудомойки, средств для мытья посуды и т.д. В этом случае можно замолочить заново.
5. На терракотовые гончарные глины молочение ложится идеально.
Для поклонников ручной лепки я рекомендую использовать массу МКФ-2.
6. Температурный режим – min 220 °C, оптимально 300-340 °C.
Выше 400 °C молоко начинает выгорать с поверхности и эффект пропадает полностью.
7. Молочить можно не только молоком.
Кефир, сыворотка, сливки и другие молочные продукты. В зависимости от состава, % жирности, температуры обжига эффект может быть совершенно разным. Были случаи, когда молоко неизвестных марок давало совершенно неубедительный результат. Поэтому последние годы мы стабильно используем проверенный «Домик в деревне» 3,2%. При добавлении сахара получаются красноватые оттенки (2-3 ст.л. на 1 литр молока).
8. Молочение очень часто используют в нижней части изделия, чтобы предотвратить стекание потечной глазури на лещадку.
Экспериментируйте!
Пошаговая инструкция по молочению
Шаг 1. Протираем изделие от пыли и возможных загрязнений. Наливаем молоко в заранее подготовленную емкость и «купаем» керамику в молоке. Задача номер один – позволить молоку равномерно впитаться в глиняный черепок. Полностью покрыть изделие со всех сторон. Достаточно подержать в молоке 2-3 минуты. Чем меньше вы держите керамику в молоке, тем более прозрачным будет покрытие после обжига. Если купать черепок слишком долго, покрытие может отслоиться. Два – аккуратно достать из молочной ванны и поставить на сухую чистую поверхность.
Шаг 2. Просушите изделие. Лучше – несколько часов, пока молоко полностью не высохнет. Если вы поставите в печь влажное изделие, большая вероятность, что молочный налет потрескается и отшелушится с поверхности.
Шаг 3. Обжиг. Выкупанную в молоке и высохшую керамику ставим в печь. Для обжига в мастерской используют муфельную печь, в домашних условиях – духовой шкаф. Керамика, как и стекло, не любит резких перепадов температур. Загружаем изделия в холодную печь и только после этого выставляем температурный режим. Нагрев 20 минут, выдержка 20-30 минут, медленное остывание.
220-250 °C – слабый золотистый цвет.
250-300 °C – коричневый, как у хлебной корочки.
выше 300 °C – цвет горького шоколада. При использовании жирного молока или сливок можно получить насыщенный чёрный цвет.
Рекомендации по уходу
Керамическую посуду, прошедшую молочный обжиг, моют мягкими губками и обязательно вытирают насухо. Хранить такую посуду лучше в сухом, проветриваемом месте, чтобы не завелась плесень.
Всё, что вы хотели знать о молочении, но боялись спросить
Привет подписчикам и всем рукодельникам!
Начну с истории. Постараюсь не углубляться в термины, но максимально понятно объяснить что это и зачем оно нам в XXI веке нужно.
Так получилось, что как только наши предки научились получать из глины керамику путем обжига своих изделий при высоких температурах, они столкнулись с проблемой их водопроницаемости. Дело в том, что глина состоит из органических и неорганических составляющих. При обжиге, органика выгорает, а неорганические вещества сплавляются, образуя собственно керамику. Это если коротко и в самых общих чертах. Так вот по ходу этих процессов в структуре керамического черепка образуются поры и мельчайшие трещинки по которым влага легко проникает в обе стороны. Т.е. если вы сделаете чашку, обжжете и захотите попить из неё чайку, то практически сразу уведите, как чаёк просачивается сквозь стенки, а если соберетесь её помыть, то она очень так неплохо намокнет. Чтобы этого избежать, наши мудрые предки стали изобретать различные методы забивки этих пор и трещин и в итоге пришли к глазуровке, которая сейчас главенствует везде и всюду.
Собственно коротко о самых распространённых некогда технологиях избавления от водопроницаемости:
1) Чернение или дымление. Суть данного метода в том, что на последней стадии дровяного обжига, в печь забрасывалось топливо, дававшее большое количество дыма и сажи, которые и забивали поры в изделиях.
4) Вощение и жирование. Суть методов в том, чтобы забить поры жиром или воском. Вариаций было много. Например, в Южной Америке индейцы-керамисты специальным деревянным инструментом собирали жир со своих лиц и втирали их в изделия.)
5) Итак, великое и ужасное Молочение. Технология вроде как известна очень давно, и актуальность свою для обывателя уже потеряла. Однако, получило второе рождение в конце 90-х / начале 2000-х, когда пошла мода на приставку «эко» где надо и не надо. Тогда кто-то вспомнил про старые технологии и подал их под новым «эко-соусом». Вообще, это тема для отдельного журналистского расследования, может когда и займусь. Сейчас, глядя на заваленные молоченой посудой полки в магазинах посуды и сувенирных лавках, смешно вспоминать разговоры о древних технологиях доступных только гончарам в 150-м поколении. По факту, сейчас молочёная посуда это просто блажь, хотя определённые плюсы у неё есть, но почувствовать их в полную силу можно только в случа, если вы готовите в русской печи. Однако, нельзя забывать про декоративный эффект молочения и его относительную доступность для реализации в обычной мастерской.
Ну, хватит слов, пора за дело.
— обожженые керамические изделия, в моём случае это будут чайники из красной гончарной глины;