Что такое монодия в музыке
Монодия
Литература : Schmitz E., Zur Frьhgeschichte der lyrischen Monodie Italiens im 17. Jahrhundert, «JbP», 1911, (Jahrg.) 18; Einstein A., Firenze, prima della monodia, «Rassegna musicale», 1934, (v.) 7; Spitz Gh., Die Entwicklung des Stile Recitativo, «AfMw», 1921, Jahrg. 3; Ghisi F., Alle fonti della monodia, Mil., 1940; Georgiades Th., Musik und Rhytmus bei den Griechen, Hamb., 1958; Rасek J., Die italienische begleitete Monodie und das Problem der Entwicklung der italienischen Solokantate, в кн.: Liber Amicorum. Festschrift Gh. van den Borren, Antw., 1964.
Полезное
Смотреть что такое «Монодия» в других словарях:
МОНОДИЯ — (гр. monodia, от monos один, и ode пение). Пение для одного голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОДИЯ греч. monodia, от monos, один, и ode, пение. Одноголосное пение, а также рифмованный… … Словарь иностранных слов русского языка
монодия — одноголосие, пение, песня Словарь русских синонимов. монодия сущ., кол во синонимов: 3 • одноголосие (2) • … Словарь синонимов
монодия — и, ж. monodie f., <, гр. monodia. Одноголосое пение без сопровождения хора или инструмента; хоровое пение в унисон без инструментального сопровождения. СИС 1954. Диссонансы с из последствиями, модуляциями, разрушили всю систему плавнаго пения … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МОНОДИЯ — (от моно. и греч. odos певец; monodia) 1) в Др. Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры.2) Стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся к 17 в. в Италии.3) Одноголосие, не имеющее аккордной основы … Большой Энциклопедический словарь
Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение.Мольеровского Альцеста или Грибоедовского Чацкого, или Гоголевскогогородничего в Ревизоре ( Чего смеетесь. над собою смеетесь! ). Вособенности процветает этого рода М. в новейшей парижской… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Монодия — (греческое monodia), 1) в древнегреческой музыке сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в 17 в. в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (смотри Гомофония). 3) Одноголосие, не… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Монодия — Не следует путать с монофонией. Монодия (греч. μονῳδία пение или декламирование в одиночку) музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной … Википедия
монодия — (от моно. и греч. ōdós певец; monōdía), 1) в Древней Греции сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (см. Гомофония). 3) Одноголосие, не… … Энциклопедический словарь
Монодия — (греч. monōdía песня одного певца, от monos один и ōdós певец) (муз.), в Древней Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры. М. называют также стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся в Италии в … Большая советская энциклопедия
Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Что такое монодия в музыке
Vor- und Mitwelt spricht lauter und reizender mir.
Древний и нынешний мир внятно со мной говорят.
Претворение композиторами монодийной техники имеет многовековую историю. В традиционных культурах Запада и Востока – в фольклоре, храмовой литургии, профессиональном искусстве устной традиции сложился бесконечно богатый интонационный фонд, обладающий огромными потенциями. Древняя монодия питала профессиональное композиторское творчество в длительном движении европейской музыкальной культуры к «остинатности», затем к «переменности» и далее – к принципу «централизующего единства» 2. После освоения фактурного унисона утверждались виды многоголосия – гетерофония, полифония и гомофония, смешанные виды 3. При этом, однако, и в Западной Европе, и в России монодия постепенно утрачивала права автономии, пласт многоголосия оттеснил монодийность на периферию музыкальной культуры 4.
Процесс возвращения монодии в эпицентр композиторского внимания ясно обозначился к середине прошлого столетия 5. Одним из первых на её значение для современной композиторской техники указал О. Мессиан. В трактате «Техника моего музыкального языка» (1944) он приводит формулы русской протяжной песни, григорианского хорала, индийской раги и рядом – фрагменты собственных произведений, прототипом для которых явились эти формулы (нотные примеры №№ 74, 75, 80, 85, 100, 102, 111 и др.) 6.
Во второй половине XX и в XXI столетии древняя мелодическая техника все более интенсивно осваивается светскими жанрами академической традиции, «врастает» в них. «В современной музыке нередко можно встретить монодию в самых чистых её формах», — пишет Т. Бершадская 7. В музыковедческих статьях описаны образцы из произведений Г. Свиридова, В. Гаврилина, Г. Уствольской, Б. Тищенко, С. Слонимского, Ю. Буцко, К. Волкова, Р. Щедрина, В. Мартынова и других российских авторов 8. Воздействие традиционной музыки на композиторское мышление в наши дни музыкальная наука оценивает как взаимопроникновение типов творчества, то есть на кросскультурном уровне 9.
Теоретические работы освещают данную проблему главным образом в аспектах ладообразования и фактуры 10. В данной статье рассмотрение взаимодействия двух типов творчества ограничено аспектом формообразования, точнее, аспектом тематической функции монодии в светских и паралитургических жанрах. Внимание сосредоточено на одной из форм, имеющей место в монодийных культурах, различных по генезису – строчной форме и её разновидности – строчно-строфической форме.
Подобная постановка вопроса стала возможной лишь недавно, когда на передовые рубежи музыкальной науки вышли этнология и медиевистика. Композиторам и музыковедам стали доступны публикации расшифровок т. н. архаического фольклора, культовых песнопений Европы, Византии, Древней Руси, устного профессионального творчества, сохранившего своё значение на Ближнем и Дальнем Востоке и пр. Методологическую основу анализа составляют положения теории монодийного формообразования, извлечённые из опубликованных статей зарубежных медиевистов, монографий и статей российских этнологов и исследователей древнерусского певческого искусства, а также из современных учебников по курсу музыкальной формы 11.
Кратко сформулируем основные признаки строчной формы, показывающие типологическую общность её проявления в монодийных жанрах, принадлежащих музыкальным культурам разных ареалов и исторических периодов.
1. В монодии горизонтальные связи выступают как единственные, в ней, помимо акустических законов, формообразующее значение имеют такие факторы, как «дыхание, напряжение голосовых связок, характер речевых интонаций и т. п.» 12. Отсюда – членение в ряде монодийных жанров осуществляется по фразам, которые отделяются друг от друга остановками на долгом звуке (в нотной записи они обычно фиксируются знаком ферматы).
2. В соотношении структурных единиц: звук — мелодическая формула (фраза) — строка — строфа (другое название – тирата), – наблюдается масштабная иерархичность, выдержанная с той или иной степенью отчётливости. В жанрах, где действуют указанный принцип, возникает дискретная повторность и многоуровневая периодическая симметрия. Если тождество главенствует, строчная форма становится остинатной, она характерна, например, для славянских календарных жанров, некоторых форм молитвословия.
3. Текстомузыкальная природа строчных форм (термин «строка» указывает на построчное членение в вербальном тексте), повествовательный характер вербальных текстов, например в русских былинах, якутском тойуке, православном культовом пении – самогласнах (подобнах), кондаках, определяет мобильность мелодических формул, строк, тират, их различную протяжённость, ритмическое и мелодическое варьирование. Она порождает вариантность структурных единиц на каждом иерархическом уровне монодийной композиции.
4. В строках и строфах (тиратах) тем или иным способом маркированы инициальная и завершающая функции. Например, выделяются начальная и завершающая мелодические формулы в строке и строфе.
5. Конструктивную роль в вариантных строчных и строчно-строфических формах могут выполнять относительно точные повторы структурных единиц на расстоянии. На парадигматическом уровне в строфе (если повторяются строки) или композиции целого (если повторяются строфы), образуются рефренные, припевные, арочные, вариантно-симметричные формы. Если повторы отсутствуют, строчная форма характеризуется как сквозная вариантная.
Важно также дифференцировать вокальные строчные формы и инструментальные образцы. Текстомузыкальная тема-мелодия в вокальной музыке 50-90-х годов претворяет строчную форму, близкую некоторым жанрам народной песни. Эту тенденцию представляют произведения неофольклорной ориентации, В. Гаврилина («Русская тетрадь», № 7, «Страдания»). Б. Тищенко («Грустные песни», № VII, «На пострижение немилой»), Ю. Буцко («Свадебные песни»), А. Мурова («Три народные песни») и др., часто написанные на народные слова.
Претворение монодии в инструментальной музыке представляет особый интерес. В процесс освоения монодийных форм вовлечены практически все инструментальные жанры классико-романтической традиции от миниатюры и концертной пьесы до сонаты, квартета, концерта, симфонии. «Иные, по сравнению с человеческим голосом, интонационные возможности инструмента рождают и другую мелодику. Диапазон её по существу не ограничен. Интервалика, в том числе интервалика скачков, совершенно свободна. Отсюда вытекает бóльшая, по сравнению со старинными монодиями, возможность ладовых модуляций и тональных, часто далёких смещений, ещё бóльшее стремление к замене устойчивости как ладовой функции торможения опорностью, меньшая тональная определённость, бoльшая многозначность отношений» 14. Приведённые наблюдения Т. Бершадской необходимо продолжить, обратившись к вопросам структурной организации. Отказ от вербального текста позволяет композитору свободней распоряжаться не только средствами выразительности. Ярче проступает динамика формообразующих процессов на всех уровнях композиции.
Во многих произведениях российских композиторов второй половины XX – начала XXI столетий в тематической функции используется русский культовый мелос. Монодия, показанная в виде цитаты или стилизации, используется в произведениях на историческую тему, что способствует передаче колорита эпохи: в опере «Пётр Первый» А. Петрова, балете «Ярославна» Б. Тищенко, хорах из музыки к спектаклю «Царь Фёдор Иоаннович» Г. Свиридова, симфонии «Древнерусская живопись» Ю. Буцко. Монодийное звучание, как правило, фрагментарно. Редко в монодийной фактуре выдержана целиком вся часть циклической формы («Роспев» из мистерии «Аввакум» К. Волкова) или номер в опере или кантате (Речитатив Владимира-живописца из оперы «Пётр Первый» А. Петрова). Цитируемое песнопение или намеренная его стилизация в экспозиционных разделах далее подвергается вариационной обработке тембро-фактурными средствами («Древнерусская живопись» Ю. Буцко) либо средствами имитационной полифонии («Симфонический мотет», «Драматическая песнь» С. Слонимского) 15.
Особую композиционно-драматургическую функцию приобретает монодийный тематический материал, который завершает произведение. Выпукло и рельефно, как итог процесса звучит тема-мелодия на заключительном этапе формы в Концерте для оркестра «Звоны», Третьем фортепианном концерте Р. Щедрина.
Тернарную структуру с аналогичным распределением функций имеет строка в сольной каденции, открывающей Концерт для виолончели, 17-ти духовых и ударных того же автора. В Симфонии «Христос воскресе из мертвых» В. Ульянича, сохраняется тернарная структура цитируемой культовой монодии. Обиходный напев пасхального тропаря трактован как «тема, образ которой собирается постепенно, и как предтема, то есть рассредоточенный образ сонорного комплекса» 16.
Рассмотрим строчные формы, восходящие к фольклорным моделям. Опосредованное претворение песенного первоисточника встречается в Партите для фортепиано А. Мурова. Во второй части Andantino quasi andante концентрической контрастной формы A B C B A раздел B имеет подтекстовку песни «На пострижение немилой», написанной на народный текст Б. Тищенко. В творчестве петербургского композитора она фигурирует трижды: в вокальном цикле «Грустные песни», в музыке к кинофильму «Суздаль» и в сюите из музыки к этому фильму. В первом случае в седьмом номере из вокального цикла, написанном для голоса без сопровождения, композитор проставил нумерацию строк. Строка представляет собой вариантное развитие одной формулы. Её развитие продолжается и в следующих строках. Наиболее существенны интонационно-ладовые преобразования в кульминационной пятой строке. Последняя шестая строка воспринимается как репризная.
Достаточно распространён приём парного сопоставления формул внутри строки. Двухсоставная строка типична для фольклорных образцов ритуального характера (Известная подблюдная из сб. Н. Римского-Корсакова «А мы эту песню хлебу поём»), а также в их обработках. Такова Подблюдная «У Спаса в Чигисах» И. Стравинского, которая представляет собой строчную форму (с чертами арочной), где строка состоит из протяженного одноголосного запева и короткого хорового припева «Славна, славна!».
В композиторском творчестве двухсоставные строки часто содержат образный контраст, возникает бинарная оппозиция элементов.
«Сказочка» Ф. Веселкова 17 – фортепианная пьеса из сборника для детей, целиком выдержанная в строчной форме. Её тематический материал, как и в других сочинениях композитора, рождается в результате органичного претворения современной народнопесенной интонации. Композиция «Сказочки» пятистрочна. Строка состоит из двух контрастных элементов: мелодической фразы спокойного повествовательного характера и краткого мотива из двух малосекундовых созвучий, взятых скачком на октаву в низком регистре. Диалогическое сопоставление продолжается в вариантных преобразованиях строки. Мелодия спускается вниз, в заключительном – репризном – проведении она звучит октавой ниже. (Пример 1.)
Первичный жанр пьесы – фольклорное повествование в духе краткой назидательной присказки. В непосредственном доверительном обращении к маленькому слушателю ощущается скрытая программа. Можно представить короткий мультфильм о том, как ребенок пытается поиграть с ёжиком или о том, как сестра уговаривает младшего брата, который упрямится, вредничает.
Бинарная оппозиция горизонтали и вертикали используется в драматической кульминации в среднем разделе III части Сонаты № 3 для фортепиано Б. Тищенко. Членение на строки явно выражено, благодаря чёткости инициальной и завершающей функций в каждой строке. В мелодическую линию оформлена пятизвучная серия из первой части сонаты. Ей контрастируют агрессивные наступательные аккорды с акцентированием остинатно повторяющихся звуков в одном из средних голосов. (Пример 2.)
В фортепианной миниатюре Ф. Веселкова воспроизведена модель фольклорного жанра, имитирующего игровую форму обсуждения некоторой проблемы. Проблемная ситуация проигрывается в диалоге двух персонажей. Вопрос-ответная структура диалога содержит повествовательный ряд – некоторую цепь событий. Как и в подблюдных обрядовых песнях, фраза – запев, повторяется с вариантными изменениями. Второй элемент, функция которого восходит к хоровому припеву, более стабилен. В «Сказочке» вариантное развитие ведёт к структурному сокращению и того, и другого элемента. Последние реплики диалога звучат как резюме.
Работа с моделями традиционной культуры Н. Римского-Корсакова и других русских композиторов, как с фольклорными, так и культовыми, на рубеже XIX-XX веков состояла в тактичном и бережном сохранении смысловых и структурных качеств мелодии первоисточника, помещенной в контекст гомофонных форм. Такая искусственная оправа современному композитору порой представляется излишней. Он предпочитает сохранить свойственное первоисточнику одноголосное изложение, хотя бы на экспозиционном этапе формы.
Третья часть цикла в Сонате для фортепиано № 6 Б. Тищенко – жанровый финал – переводит драматические коллизии предыдущих двух частей в игровой план. Их отголосок слышится в начальной вопросительной интонации восходящей м3: h – d. На её преобразовании построены «реплики персонажей». В ходе диалога, занимающего 114 тактов одноголосия (!), усиливается напряжённость высказывания: расширяется звуковой диапазон, появляется хроматическое движение, скачки на тритоны, септимы, уменьшенную октаву и пр., мелодическое последование терций образует цепи сепаккордов и нонаккордов.
Принцип бинарной оппозиции воплощён на нескольких уровнях. Первый уровень выражен в строении основной мелодической формулы, являющейся единицей интонационно-тематического процесса. Оппозиция касается высотной и ритмической сторон. Сопоставление восходящей м3 и её обращения – нисходящей б6 образует заглавную попевку в движении ровными четвертями. Её точный высотный повтор дает ритмический вариант восьмыми с синкопированной остановкой на длинном звуке в момент завершения.
Второй уровень образует регистровое сопоставление реплик «двух персонажей». Каждая реплика занимает строку и складывается из вариантного развертывания исходной мелодической формулы. Две строки образуют первый этап тематического становления – основную тему финала.
В пределах одноголосного построения – вариантной строчно-строфической композиции – она проводится пять раз. Пятое проведение выполняет функцию динамической репризы, в которой содержится главная мелодическая вершина-кульминация. Шестое кодовое проведение построено на кратком обмене реплик, идущем на затихающей звучности.
Монодия
Смотреть что такое «Монодия» в других словарях:
МОНОДИЯ — (гр. monodia, от monos один, и ode пение). Пение для одного голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОДИЯ греч. monodia, от monos, один, и ode, пение. Одноголосное пение, а также рифмованный… … Словарь иностранных слов русского языка
монодия — одноголосие, пение, песня Словарь русских синонимов. монодия сущ., кол во синонимов: 3 • одноголосие (2) • … Словарь синонимов
монодия — и, ж. monodie f., <, гр. monodia. Одноголосое пение без сопровождения хора или инструмента; хоровое пение в унисон без инструментального сопровождения. СИС 1954. Диссонансы с из последствиями, модуляциями, разрушили всю систему плавнаго пения … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МОНОДИЯ — (от моно. и греч. odos певец; monodia) 1) в Др. Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры.2) Стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся к 17 в. в Италии.3) Одноголосие, не имеющее аккордной основы … Большой Энциклопедический словарь
Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение.Мольеровского Альцеста или Грибоедовского Чацкого, или Гоголевскогогородничего в Ревизоре ( Чего смеетесь. над собою смеетесь! ). Вособенности процветает этого рода М. в новейшей парижской… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Монодия — (греческое monodia), 1) в древнегреческой музыке сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в 17 в. в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (смотри Гомофония). 3) Одноголосие, не… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Монодия — Не следует путать с монофонией. Монодия (греч. μονῳδία пение или декламирование в одиночку) музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной … Википедия
монодия — (от моно. и греч. ōdós певец; monōdía), 1) в Древней Греции сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (см. Гомофония). 3) Одноголосие, не… … Энциклопедический словарь
Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Монодия — (греч. monodia, букв. песня одного, сольная песня). 1) В Др. Греции пение одного певца, сольное, а также в сопровождении авлоса, китары или лиры, реже неск. инструментов. Термин М. применялся гл. обр. к исполнявшимся певцами… … Музыкальная энциклопедия
МОНОДИЯ
Литература : Schmitz E., Zur Frьhgeschichte der lyrischen Monodie Italiens im 17. Jahrhundert, «JbP», 1911, (Jahrg.) 18; Einstein A., Firenze, prima della monodia, «Rassegna musicale», 1934, (v.) 7; Spitz Gh., Die Entwicklung des Stile Recitativo, «AfMw», 1921, Jahrg. 3; Ghisi F., Alle fonti della monodia, Mil., 1940; Georgiades Th., Musik und Rhytmus bei den Griechen, Hamb., 1958; Rасek J., Die italienische begleitete Monodie und das Problem der Entwicklung der italienischen Solokantate, в кн.: Liber Amicorum. Festschrift Gh. van den Borren, Antw., 1964.
Смотреть что такое МОНОДИЯ в других словарях:
МОНОДИЯ
(от греч. monos — один, ode — пение) — одноголосное пение.
МОНОДИЯ
(греч. monōdía — песня одного певца, от monos — один и ōdós — певец) (муз.), в Древней Греции — пение одного певца в сопровождении авлоса, кифар. смотреть
МОНОДИЯ
МОНОДИЯ
Монодия (от греч. monos — один, ode — пение) — одноголосное пение.
МОНОДИЯ
МОНОДИЯ
МОНОДИЯ и, ж. monodie f., <, гр. monodia. Одноголосое пение без сопровождения хора или инструмента; хоровое пение в унисон без инструментального со. смотреть
МОНОДИЯ
1) Орфографическая запись слова: монодия2) Ударение в слове: мон`одия3) Деление слова на слоги (перенос слова): монодия4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
МОНОДИЯ
(греч. песнь одного) разновидность др.-гр. лирики в противоположность хоровой. В драме так называлась сольная песнь актера. Я.Ш. (Античная культу. смотреть
МОНОДИЯ
МОНОДИ´Я (греч. μονῳδία, от μόνος — один и ᾠδή — песнь) — сольная песня или (чаще) монолог героя в древнегреческой трагедии. Такова, например, М. — мо. смотреть
МОНОДИЯ
(греческое monodia), 1) в древнегреческой музыке сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в 17 в. в Итал. смотреть
МОНОДИЯ
МОНО́ДИЯ (греч. monōdía, букв. песня одного певца, сольная песня), в античной поэзии ария, исполняемая персонажем трагедии или комедии; восходит к обрядовому плачу. Расцвета достигает у Еврипида, в эллинистическую эпоху выделяется в самостоятельные сольные номера (анонимная «Жалоба девушки», в кн.: Менандр, Комедии. Герод, Мимиамбы, 1964).
МОНОДИЯ
МОНОДИЯ
МОНОДИЯ
Ударение в слове: мон`одияУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: мон`одия
МОНОДИЯ
МОНОДИЯ
(1 ж), Р., Д., Пр. моно/дииСинонимы: одноголосие, пение, песня
МОНОДИЯ
в Древней Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры. Стиль сольного пения, сложившийся в Италии к XVII в., одноголосие, не имеющее аккордной основы. смотреть
МОНОДИЯ
Монодия
Смотреть что такое «Монодия» в других словарях:
МОНОДИЯ — (гр. monodia, от monos один, и ode пение). Пение для одного голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОДИЯ греч. monodia, от monos, один, и ode, пение. Одноголосное пение, а также рифмованный… … Словарь иностранных слов русского языка
монодия — одноголосие, пение, песня Словарь русских синонимов. монодия сущ., кол во синонимов: 3 • одноголосие (2) • … Словарь синонимов
монодия — и, ж. monodie f., <, гр. monodia. Одноголосое пение без сопровождения хора или инструмента; хоровое пение в унисон без инструментального сопровождения. СИС 1954. Диссонансы с из последствиями, модуляциями, разрушили всю систему плавнаго пения … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МОНОДИЯ — (от моно. и греч. odos певец; monodia) 1) в Др. Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры.2) Стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся к 17 в. в Италии.3) Одноголосие, не имеющее аккордной основы … Большой Энциклопедический словарь
Монодия — (греческое monodia), 1) в древнегреческой музыке сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в 17 в. в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (смотри Гомофония). 3) Одноголосие, не… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Монодия — Не следует путать с монофонией. Монодия (греч. μονῳδία пение или декламирование в одиночку) музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной … Википедия
монодия — (от моно. и греч. ōdós певец; monōdía), 1) в Древней Греции сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (см. Гомофония). 3) Одноголосие, не… … Энциклопедический словарь
Монодия — (греч. monōdía песня одного певца, от monos один и ōdós певец) (муз.), в Древней Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры. М. называют также стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся в Италии в … Большая советская энциклопедия
Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Монодия — (греч. monodia, букв. песня одного, сольная песня). 1) В Др. Греции пение одного певца, сольное, а также в сопровождении авлоса, китары или лиры, реже неск. инструментов. Термин М. применялся гл. обр. к исполнявшимся певцами… … Музыкальная энциклопедия