Что такое мотивирующая образовательная среда

Что такое мотивирующая образовательная среда

Мотивирующая образовательная среда

Самая важная инвестиция в образование – это время ребёнка, проведённое в школе. Среда как электронный помощник даёт родителям возможность учиться вместе с ребёнком, понимать, за счёт каких ресурсов достигается результат, какие знания необходимы.

Мотивирующая электронная образовательная среда – это возможность реализации серьёзной заинтересованности населения в развитии образования, а в условиях государственно-общественного управления она становится инструментом реального влияния на жизнь школы.

Требование времени – максимальная открытость и доступность образовательных электронных сервисов. Среда создает возможность для проведения открытого общественного, независимого внешнего и объективного внутреннего мониторинга развития системы образования.

Это могут быть простые вещи. Например, зная, сколько учащихся получили тройку по физике, мы сможем прогнозировать, какого количества инженеров не досчитается наше производство в будущем. И примем серьёзные решения о том, какие предметники будут необходимы школе через 5 лет.

Благодаря понятным условиям организации электронной среды, образовательная программа, контроль учебного процесса, элементы содержания образования становятся комплексными рабочими инструментами учителей и администрации школы.

Механизм размещения шаблонов, примеров, кейсов поможет школе внедрять проверенные и правильные решения, а это значит: ориентированное на учащихся гибкое расписание, грамотный учебный план, график контрольных работ. Среда не даст пропустить важную тему или ошибочно оценить работу.

Электронная мотивирующая среда позволит выявить затруднения учителя на основе персональных материалов и результатов учащихся, оказать адресную помощь, предоставит доступ к базе знаний, собранной коллегами из разных школ.

Сегодня все регионы используют электронный журнал. Но преимущество электронной мотивирующей среды в том, что она позволяет связать оценку и содержание, за которое получена, установить вес оценки, определить её влияние на итоговую отметку. Так мы сможем избежать субъективного отношения учителя или среднеарифметической оценки знаний. Это возможность автоматического переноса и хранения на протяжении 11 лет всех тем, результатов работ, то есть это гарантия сохранения образовательной биографии ребёнка: что, как, с каким результатом изучалось два месяца или три года назад.

В технологической основе электронной среды лежат справочники, связывающие между собой учебники, оборудование, тестовые задания, лабораторные и практические работы.

Справочник как подробный детализатор элементов содержания связывает учебник, контрольную работу, тест и материалы учителя. Это снимает проблему неотвеченного вопроса по теме, которую изучал ребёнок.

Содержание электронного архива должно быть избыточным: из него, как из конструктора, учитель собирает урок. А качество материалов оценивается профессиональным сообществом.

Способным ученикам среда даёт интересные тексты для освоения фундаментальных понятий, изображения и таблицы для доступного и наглядного освоения предмета, библиотеку видео- и аудиоматериалов для организации электронного обучения.

Электронная хрестоматия – это сборник уникальных авторских текстов известных учёных, писателей, деятелей мировой культуры, таких как Михаил Ломоносов и Джеймс Максвелл, Василий Ключевский и Юрий Лотман и многих других.

Разработки учителей, преподавателей вузов, методистов, проектные работы учащихся обеспечивают широкие возможности для самостоятельного изучения предмета, решают вопрос встречи талантливого учителя и способного ученика.

На основе индивидуальных интересов и личных результатов среда помогает ребёнку в выборе профиля или углублённого курса, помогает преодолеть пробелы в знаниях и умениях.

Электронные дневник и коммуникатор – это гарантия информированности семьи о качестве образования ребёнка. Среда реализует потребность каждого участника образовательного процесса в комплексной и достоверной информации.

Электронный учебник как часть мотивирующей образовательной среды должен быть общедоступным, избыточным, разнообразным и постоянно обновляющимся.

Идея образовательной электронной среды отражена в 26 разделе Стандартов. Сегодня для этого есть технические и программные решения.

Нам нужна образовательная среда, которая меняет представления об учебниках, системе планирования, оценке результатов образования. Среда, в которой учитель не просто размещает материалы, а ребёнок их забирает, – это новое место электронной образовательной жизни, новый школьный уклад.

Среда позволит повысить эффективность управления кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами региона. Мотивирующая образовательная среда становится местом взаимодействия, в котором всё направлено на достижение высоких образовательных результатов с минимальными затратами. Среда – это базы данных, справочники, учебники, нормативные документы, библиотеки ресурсов, социальная сеть, хранилище файлов.

Связанность всех этих элементов позволяет рассматривать электронную среду как место получения качественного образования на протяжении всей жизни ребёнка в школе. Электронная образовательная среда – это интеграция сервисов по хранению и отображению материалов, планированию и контролю, систем работы с текстами и изображениями, учёту образовательных достижений учащихся. При реализации этой системы учтены практики гибкого лицензирования контента, многоуровневого распространения материала, потребности населения в индивидуальном подходе к обучению одарённых учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья, учеников, проходящих обучение за границей.

Источник

Статья » «Роль компонентов мотивирующей образовательной среды в развитии учебной мотивации»». Автор: Барабашова Т.М., Бессараб Е.А., Шульженко И.Е., Шиянова И.В..

Роль компонентов мотивирующей образовательной среды в развитии учебной мотивации

Эта среда должна вдохновлять и мотивировать, давать комфорт и защищенность, должна быть удобной, современной, мобильной и легко трансформируемой под новые задачи образования и реализацию новых ФГОС и тем самым изменять отношение детей не только к образовательному процессу, но и к самой школе: мотивировать на учебу, занятия внеурочной деятельностью, посещение библиотек, общение с одноклассниками и учителями, удовлетворять потребность детей в уединении.

Открытая, комфортная, формируемая совместными усилиями учеников и учителей школьная среда положительно влияет на мотивацию учиться и учить, а также помогает укреплению связей внутри сообщества, которое формируется школой.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств с помощью которых эти задачи решаются.

К средствам относятся:

организация работы педагога

тип взаимодействия педагога с учащимися

стиль неформальных отношений между детьми

организация внеучебной школьной жизни

материально-техническое оснащение школы

оформление классов, коридоров и т.п.

С одержательно оценивается по тому эффекту которого позволяет достичь в:

личностном развитии (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация)

социальном развитии (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.)

М отивирующая образовательная среда – это среда творческого типа, которая активизирует имеющиеся у детей мотивы учения, предоставляет им возможности для достижения учебной цели, эмоционально подкрепляет актуализированные мотивы.

Социальный компонент включает условия проявления социальных мотивов за счет создания ситуаций: взаимопомощи, партнерства в удовлетворении образовательных потребностей; предоставление возможности «заражения» познавательными интересами и ценностями.

Технологический компонент предполагает обеспечение возможности переноса мотивов на учение с сопряженной деятельностью; создание условий подкрепления мотивов учения через ситуации успеха, достижения.

Образовательная среда не имеет определенных границ. На первый взгляд, это утверждение кажется неверным. Ребенок, покидая свой дом, покидает пространство семейной среды и перемещается в школьную среду. Образовательная среда школы становится вторым местом после дома, где ученики проводят большую часть своего времени. Но все же образовательная среда является единым целым. Ведь по отношению к конкретному ребенку она выполняет единую образовательную функцию – его личностное развитие. Мы привыкли выделять в образовательной среде отдельные элементы, но они взаимосвязаны друг с другом и образуют образовательную среду конкретного ребенка. Очевидно, что границы, внутри данной целостной среды создаются людьми в соответствии с их ценностями и установками. Например, педагоги и родители чувствуют персональную образовательную ответственность за развитие ребенка. Взрослые всерьез обсуждают, что должна делать школа, а что должны делать родители.

Образовательная среда воздействует на все органы чувств ребенка. О чень важно в образовательном процессе использовать наглядные материалы: рисунки, таблицы, схемы.

Восприятие образовательной среды определяется деятельностью ре бенка. Восприятие одних и тех же параметров среды может меняться в зависимости от деятельности, которую он выполняет. В зависимости от вида деятельности одна и та же сенсорная информация воспринимается по- разному. В одной ситуации элементы среды играют решающую роль, в другой – не имеют значения.

Психологи отмечают, что среда способна провоцировать определенное поведение через трансляцию закодированной информации. Именно символические значения среды могут повлиять на мотивацию ребенка, регулируют его поведение. Поэтому образовательная среда может выступать и как активатор деятельности, так и подавлять всяческую активность. Ключ к успеху в любой деятельности — богатая и положительная мотивация.

Развитие мотивов образования должно быть обусловлено созданием соответствующей мотивационной образовательной среды, обладающей комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию и активность всех субъектов образовательного процесса, что и обеспечивает повышение качества образования, а соответственно в дальнейшем и качества жизни.

С оздание или совершенствование учебных условий должны быть ориентированы на ребенка и обеспечива ть безопасную, инклюзивную и эффективную среду обучения для каждого.

Л ичностная сфера обеспечивает возможности для самореализации обучающихся и педагогов, что подразумевает создание условий для представления их учебных и творческих достижений в разнообразных интеллектуальных и творческих конкурсах.

Коммуникативная сфера предполагает формирование навыков общения у субъектов образовательной среды, которое происходит в процессе совместной деятельности и включает в себя:

– общение между обучающимися;

– общение между обучающимися и педагогами;

– общение между педагогами.

Интеллектуальная сфера ориентирована на овладение предметными знаниями.

Кооперативная сфера отвечает за организацию взаимодействия субъектов образовательной среды в различных типах (сотрудничество, конкуренция) и формах:

– коллективная и групповая работа;

– совместная творческая деятельность;

– мозговой штурм, дискуссия и др.

Открытая, комфортная, формируемая совместными усилиями учеников и учителей школьная среда положительно влияет на мотивацию учиться и учить, а также помогает укреплению связей внутри сообщества, которое формируется такой школой.

Источник

Создание мотивационной среды в ДОУ

Существенным фактором мотивационного управления является мотивационная среда образовательного учреждения, которая представляет собой совокупность усилий, прилагаемых работниками для достижения поставленных целей.

В нашем учреждении разработана гибкая система мотивационного управления, в основе которой, лежит организация мотивационной среды, благоприятной для освоения новшеств в учреждении. Данная работа проводится в следующих направлениях:

Система мотивационного управления в МДОУ ЦРР ДС «Ёлочка»

Направление

Задачи

Составление системы стимулирования педагогов

— Внесение изменений в положение о стимулировании инновационной активности педагогов.
— Подготовка сообщения на тему «Теоретический обзор. Формы стимулирования мотивации»

Контроль и оценка деятельности педагогов

— Усовершенствование системы контроля в ДОУ
— Разработка критериев и показателей результативности педагогов
— Обсуждение результатов контроля и выработка рекомендаций
— Выявление и анализ затруднений в работе педагогов
— Посещение занятий (проверка глубины прохождения программного материала)
— Изучение системы учета достижений детей и педагогов в различных видах деятельности.
— Педсовет итогам года

Привлечение к участию в управлении и перспективном планировании ДОУ

— Организация деятельности Советов (физкультурно-оздоровительный, редакционный и научно-методический).
— Привлечение к проведению тематических проектно-ориентированных мероприятий «Лестница успеха»
— Организация творческих групп педагогов
— Разработка рекомендаций для педагогов «Управление ДОУ»

Сопровождение инновационной деятельности педагогов
(Создание условий инновационной деятельности)

Источник

Что такое мотивирующая образовательная среда

Процесс обучения представляет собой образовательно значимое взаимодействие учителя и учащихся. До недавнего времени считалось, что для обеспечения успешности этого взаимодействия достаточно создания адекватной учебным целям системы педагогических условий: материально-технических, учебно-методических, организационных.

Сегодня на смену термину «педагогические условия» приходит термин «образовательная среда», поскольку на современном уровне развития информационных и коммуникационных технологий уже больше нельзя гарантировать, что условия, в которых протекает образовательный процесс, находятся в достаточной степени под контролем учителя и администрации школы. В дидактике активно развивается «средово-ориентированный подход к обучению». В этой концепции признается, что основное влияние на ребенка оказывает среда, в которой протекают процессы самообразования и саморазвития ребенка. Учитель и общение с ним является лишь частью окружающей его среды. Моделирование, проектирование и оценка образовательной среды и находится в центре внимания этого подхода.

Теоретические основы данного подхода развиваются сегодня в рамках целого ряда авторских концепций. В России наибольшую известность приобрели научные школы Ю.С. Мануйлова [1, с. 2] и В.А. Ясвина [2].

Каждая из этих теорий утверждает, что имеется потенциальная возможность проектирования среды, ориентированной на достижение различных образовательных целей. С этих позиций мотивирующая образовательная среда (МОС) – это образовательная среда творческого типа, оказывающая влияние на активизацию имеющихся у учащихся мотивов учения, предоставляющая возможности достижения учебной цели, эмоционального подкрепления актуализированных мотивов в результате достижения цели и становления на их основе новых.

Именно созданием такой среды системы дополнительного математического образования учащихся Архангельской области мы и занимались для решения проблемы повышения мотивации учащихся.

Значимость решения этой проблемы признана в России на официальном уровне. Именно с её описания начинается перечень проблем, на решение которых направлена принятая 23 декабря 2013 года Концепция развития математического образования в Российской Федерации [3].

Возможности для развития мотивации к изучению математики обеспечивает с точки зрения теории В.А. Ясвина совокупное влияние нескольких компонентов образовательной среды: пространственно-предметного, социального и психодидактического (таблица).

Роль компонентов МОС в развитии учебной мотивации

Условия проявления естественных мотивов любопытства и любознательности за счет внешней привлекательности, необычности, неожиданности объектов и средств деятельности. Порождение мотивов самореализации представлением свободы пространственного и предметного выбора

Социальный компонент (человеческий фактор)

Условия проявления социальных мотивов за счет создания ситуаций: взаимопомощи, партнерства в удовлетворении образовательных потребностей.

Предоставление возможности «заражения» познавательными интересами и ценностями

Технологический (психодидактический) компонент

Обеспечение возможности переноса мотивов на учение с сопряженной деятельностью. Создание условий подкрепления мотивов учения через ситуации успеха, достижения

Опишем каждый из них в отдельности.

В качестве главного компонента, пространственно-предметного, мы выбрали экспериментальную математику – новую научную область, специфика которой состоит в широком использовании компьютерных экспериментов на разных этапах исследования. Именно эта предметная область сегодня признается наиболее перспективной для создания условий повышения мотивации учащихся. Приведем в доказательство цитату из резолюции III Всероссийского съезда «Школьное математическое образование»: «Экспериментальный, исследовательский подход к изучению математики является перспективной мировой тенденцией. Такой подход, за счет повышения мотивации, содействует выбору учащимися продолжения образования в направлениях, требующих повышенного уровня математических знаний. Он особенно эффективен при использовании компьютерных инструментов и сред. Целесообразно рекомендовать для включения в примерные основные образовательные программы на всех уровнях образования в части предмета «Математика» использование компьютерных инструментов математической деятельности» [4].

Для того чтобы сделать МОС доступной для учащихся, проживающих в различных городах, была создана сеть пилотных площадок с ресурсным центром – лабораторией проекта «Методики и информационные технологии в образовании» (MITE) в САФУ имени М.В. Ломоносова. Задача ресурсного центра состояла в создании сайта кружка «Экспериментальная математика» и наполнении его учебными и методическими материалами для организации исследовательской деятельности учащихся в области экспериментальной математики [5]. На этом сайте постепенно формируются несколько коллекций:

— коллекция контекстно поставленных исследовательских задач экспериментальной математики, каждая из которых может стать предметом обсуждения на занятиях или самостоятельного решения;

— коллекция видеозаписей научно-популярных лекций ведущих специалистов в области экспериментальной математики;

— коллекция презентаций отчетов учащихся о ранее выполненных исследовательских работах;

— коллекция индивидуальных достижений учащихся.

В дополнение к этому сами учащиеся создали группу в социальной сети «ВКонтакте» для неформального общения (обсуждать решение задач, презентации, фотоотчеты с конкурсов, турниров, совместных мероприятий). Еще одним элементом данного компонента стало создание учащимися своего видеоканала [6] на YouTube для демонстрации образовательных роликов по экспериментальной математике собственного изготовления, а также фильмов о впечатлениях, полученных от участия в финале международного конкурса «Математика и проектирование» (рис. 1).

Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть фото Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть картинку Что такое мотивирующая образовательная среда. Картинка про Что такое мотивирующая образовательная среда. Фото Что такое мотивирующая образовательная среда

Рис. 1. Видеоканал, созданный членами кружка «Экспериментальная математика»

В дополнение к этому для обеспечения возможности экспериментальной деятельности учащихся в ходе постановки и решения задач каждая из пилотных площадок создала свой набор ресурсов. В САФУ имени М.В. Ломоносова члены кружка имели возможность пользоваться оборудованием, установленным в лаборатории проекта MITE: персональными компьютерами и ноутбуками с установленными на них системами динамической математики: GeoGebra, «1С: Математический конструктор» и «Живая математика», интерактивной доской, системой электронного голосования. Занятия в лаборатории также обеспечивали учащимся свободный доступ к ресурсам Интернета во время занятий и индивидуальной работы. Кроме того, деятельность учащихся по работе с каждой контекстно поставленной исследовательской задачей была обеспечена четырьмя видами оборудования: 1) игровое оборудование для организации настольной игры или игры на местности на этапе постановки задачи; 2) оборудование для проведения экспериментов с вещественными моделями математических объектов на этапе докомпьютерного решения задачи; 3) рабочие динамические листы для обеспечения деятельности учащихся в зоне ближайшего развития при проведении компьютерных экспериментов на этапе компьютерного решения задачи; 4) оборудование для мотивации поиска дедуктивного доказательства экспериментально установленных фактов и организации деятельности учащихся в зоне ближайшего развития на этапе поиска доказательства.

Перейдем теперь к описанию социального компонента мотивирующей образовательной среды. Он представляет собой специально созданное дополнение к социальному окружению учащегося (субъекта образования). Мы постарались включить в него людей, увлеченных экспериментальной математикой, обеспечили ученику возможность общения с этими людьми. В их число мы включили ученых – математиков, которых пригласили для чтения научно-популярных лекций (С.И. Гроздева, А.В. Ястребова, В.Н. Дубровского), студентов, которые представили учащимся интерактивную выставку «История экспериментов в математике».

Наиболее важным компонентом мотивирующей образовательной среды является психодидактический (или технологический) компонент – содержание, характер и организация учебных стимулов, учебной деятельности и учебного взаимодействия. В отличие от остальных компонентов, активизирующих привычные мотивы, он направлен на создание условий для постепенного становления на их основе мотивов учебно-исследовательской деятельности и их развития.

Данный компонент представлен методикой исследовательского обучения с использованием систем динамической математики. Процесс решения исследовательской задачи экспериментальной математики можно представить в виде универсальной модели, названной нами «Ромашкой» (рис. 2), центр которой представляет собой этапы решения исследовательской задачи, основанные на пяти этапах «полного акта мышления» исследователя (по Дж. Дьюи).

На любом из этих этапов учащийся имеет возможность перейти к реализации цикла экспериментальной математики: постановка задачи – обоснование привлечения компьютерного эксперимента – планирование компьютерного эксперимента и моделирование объекта исследования, сбор данных, анализ данных, использование результатов компьютерного эксперимента для решения задачи, развитие идеи решенной задачи. Такой переход может осуществляться несколько раз в ходе решения одной задачи.

В зависимости от места компьютерного эксперимента в структуре процесса решения исследовательской задачи выделяются: конструктивный (на этапе идентификации проблемы), поисковый (анализ проблемы), верифицирующий (выдвижение гипотез), контрольный (доказательство) и модифицирующий (оценка результатов) компьютерный эксперимент.

Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть фото Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть картинку Что такое мотивирующая образовательная среда. Картинка про Что такое мотивирующая образовательная среда. Фото Что такое мотивирующая образовательная среда

Рис. 2. Общая схема решения исследовательской задачи с использованием циклов экспериментальной математики

Место и количество выходов на цикл экспериментальной математики определяется как характером решаемой задачи, так и уровнем теоретической подготовки учащихся, богатством имеющихся в их арсенале эвристических средств теоретического поиска и стилем мышления.

Важным элементом технологии исследовательского обучения являются конкурсы: 1) международный конкурс исследовательских проектов учащихся «Математика и проектирование» [7]; 2) турнир по экспериментальной математике [8]. Такой комплекс конкурсных мероприятий предоставляет равные возможности учащимся с разными стилевыми особенностями. В первом будут успешны те учащиеся, которые обладают так называемым медленным умом. Во втором – учащиеся, обладающие «быстрым умом».

Эффективность созданной нами мотивирующей образовательной среды подтверждается появлением все новых и новых школ, на базе которых организованы кружки экспериментальной математики, постоянным ростом числа участников всех проводимых мероприятий, стихийным развитием практики наставничества в среде кружковцев.

Источник

Роль образовательной среды как одна из составляющих развития учебной мотивации обучающихся

Cпециалисты полагают, что для обеспечения эффективности процесса взаимодействия достаточно создать адекватную систему педагогических условий: подготовить материально-техническую и учебно-методическую базу. Сегодня следует рассматривать целостность специально организованных педагогических условий развития личности, т.е. образовательную среду. Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий. В результате взаимодействия этих условий с индивидом происходит становление личности.

Содержимое разработки

Роль образовательной среды в развитии учебной мотивации обучающихся

Целостный педагогический процесс представляет собой активное взаимодействие педагога и обучающихся. Еще совсем недавно специалисты полагали, что для обеспечения эффективности процесса взаимодействия достаточно создать адекватную систему педагогических условий: подготовить материально-техническую и учебно-методическую базу. Сегодня следует рассматривать целостность специально организованных педагогических условий развития личности, т.е. образовательную среду. Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий. В результате взаимодействия этих условий с индивидом происходит становление личности.

Специалисты полагают, что основное влияние на ребенка оказывает среда, в которой протекают процессы воспитания и обучения. Педагог, процесс взаимодействия с ним, является лишь частью этой среды. Именно поэтому в данное время в дидактике активно разрабатывается средово-ориентированный подход к обучению. Сегодня существует потенциальная возможность проектирования такой среды, которая бы помогала достигать различные образовательные цели. Речь идет о так называемой мотивирующей образовательной среде.

Мотивирующая образовательная среда – это среда творческого типа, которая активизирует имеющиеся у детей мотивы учения, предоставляет им возможности для достижения учебной цели, эмоционально подкрепляет актуализированные мотивы.

Значимость решения проблемы проектирования мотивирующей среды закреплено на законодательном уровне. Во ФГОС целевым ориентиром образования является формирование универсальных учебных действий и достижение стандартов образования. В процессе обучения ребенок достигнет личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты заключаются в формировании учебной мотивации, коммуникативной компетенции и общекультурной идентичности. Дети осознают возможности для самореализации в процессе обучения и начинают стремиться к развитию собственной культуры. Достигая личностных результатов, обучающиеся стремятся лучше осознавать культуру своего народа и проявляют инициативу в содействии ознакомлению с ней представителей других стран. Толерантное отношение к проявлениям другой культуры также относится к личностным результатам.

Метапредметные результаты заключаются в развитии у детей исследовательских учебных действий, развитии навыков выделять те задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей. Метапредметные результаты заключаются в умении планировать деятельность и прогнозировать результаты, проводить анализ действий, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели. Дети учатся проводить самонаблюдения, формировать самооценку.

Предметные результаты заключаются в достижении ребенком определенных результатов учебного процесса, освоение в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для предметной области, освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, применение их в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; формирование основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Можно отметить, что достижение личностных результатов поставлено на первое место.

На сегодняшний день требования демонстрации высокого уровня учебных результатов от детей и педагогов приводит к развитию у них страха быть неуспешными. Специалисты отмечают, что в последнее время выросло число детских суицидов, связанных с внешней оценкой их учебной деятельности. Если над ребенком довлеет чувство страха, он никогда не достигнет личностных образовательных результатов, которых от него ждет общество.

Представители педагогической науки, изучающие взаимодействие субъекта с мотивирующей образовательной средой, выделяют ряд важных положений:

Субъектом взаимоотношений со средой является развивающаяся личность индивида.

Среда – это все окружение личности.

Среда понимается как совокупность условий или обстоятельств, в которых человек может развиваться.

Не всякое окружение становится мотивирующей средой, а только такое, с которым человек взаимодействует в процессе осуществления деятельности. То есть активность личности выступает необходимым условием для реализации развивающего потенциала среды.

Мотивирующая среда всегда является динамической структурой.

Определенный тип мотивирующей среды позволяет формировать определенный тип личности.

Мотивирующую среду можно описать через ряд параметров, характеризующих различные ее аспекты.

Развитие учебной мотивации, по мнению В.А. Ясвина, обеспечивается за счет совокупного влияния на ребенка нескольких компонентов образовательной среды:

Рассмотрим данные компоненты:

Роль компонентов мотивирующей образовательной среды в развитии учебной мотивации

Пространственно-предметный компонент включает условия проявления естественных мотивов любопытства и любознательности за счет внешней привлекательности, необычности, неожиданности объектов и средств деятельности. Порождение мотивов самореализации предоставлением свободы пространственного и предметного выбора.

Социальный компонент включает условия проявления социальных мотивов за счет создания ситуаций: взаимопомощи, партнерства в удовлетворении образовательных потребностей; предоставление возможности «заражения» познавательными интересами и ценностями.

Технологический компонент предполагает обеспечение возможности переноса мотивов на учение с сопряженной деятельностью; создание условий подкрепления мотивов учения через ситуации успеха, достижения.

На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента мотивирующей образовательной среды:

— взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;

— преобладающее позитивное настроение;

— участие всех субъектов в управлении образовательным процессом;

В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:

— среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

— среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;

— среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

Дж. Гибсон полагал, что среда не просто воздействует на человека. Субъект обладает активностью и осваивает среду в зависимости от своих потребностей Он вводит понятие «возможность». Возможность – это то, что соединяет человека со средой. Возможность определяется как параметрами среды, так и параметрами самого субъекта деятельности.

Развитие личности происходит тогда, когда она использует возможности среды. Важен тот факт, что человек для другого человека также может выступать как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими действиями. Любое живое существо становится активным, когда у него появляется возможность удовлетворить свои потребности.

Таким образом, можно отметить, что мотивирующая образовательная среда – это все его естественное и социальное окружение, которое обладает комплексом условий и влияний.

По мнению специалистов, мотивирующая среда должна содержать в себе следующие возможности:

— удовлетворение физиологических потребностей детей;

— удовлетворение потребности в безопасности;

— усвоение групповых норм и идеалов;

— удовлетворение социальных потребностей (в любви, уважении, признании, общественном одобрении);

— удовлетворение потребности в труде, значимой деятельности;

— удовлетворение потребности в сохранении и повышении самооценки;

— развитие познавательной потребности (область интересов);

— развитие преобразующей деятельности (область склонностей);

— эстетическое оформление окружающей обстановки;

— развитие потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира;

В процессе создания мотивирующей образовательной среды стоит помнить о том, что существуют особенности ее восприятия.

Образовательная среда не имеет определенных границ. На первый взгляд, это утверждение кажется неверным. Ребенок, покидая свой дом, покидает пространство семейной среды и перемещается в школьную среду. Но все же образовательная среда является единым целым. Ведь по отношению к конкретному ребенку она выполняет единую образовательную функцию – его личностное развитие. Мы привыкли выделять в образовательной среде отдельные элементы, но они взаимосвязаны друг с другом и образуют образовательную среду конкретного ребенка. Очевидно, что границы, внутри данной целостной среды создаются людьми в соответствии с их ценностями и установками. Например, педагоги и родители чувствуют персональную образовательную ответственность за развитие ребенка. Взрослые всерьез обсуждают, что должна делать школа, а что должны делать родители.

Образовательная среда воздействует на все органы чувств ребенка. К сожалению, педагоги часто недооценивают данный факт. Тем не менее, очень важно в образовательном процессе использовать наглядные материалы: рисунки, таблицы, схемы. Однако не многие педагоги сегодня предлагают ученикам обводить пальцем цифры и буквы, вдыхать аромат растений или пробовать изучаемые объекты на вкус, двигаться по классу, изображая броуновское движение. Конечно, главную информацию об окружающем мире ребенок получает при помощи зрения, однако и другие анализаторы участвуют в переработке информации. Например, слух передает такую информацию об образовательной среде, которая не доступна глазам. Удивительно, но при восприятии образовательной среды иногда решающую роль играет обоняние. Не менее важно в процессе восприятия образовательной среды осязание. Учитель вполне может задействовать осязание в сфере межличностных контактов детей. Нет ничего плохого, чтобы подержать ученика за руку, погладить по голове, приободрить, похлопав по плечу. Важно помнить, что восприятие образовательной среды – это не сумма информации, которая получена при помощи разных рецепторов, это целостный процесс. Сегодня многие педагоги записывают свои занятия на видео, однако при таком варианте организации учебного процесса ребенок не может почувствовать всего, что происходит на уроке. Текст урока выпадает из контекста образовательной среды. Между тем, теряется все то, что можно назвать эмоциональным фоном. Ребенок получает лишь чистую информацию без других впечатлений.

Восприятие образовательной среды определяется деятельностью ребенка. Восприятие одних и тех же параметров среды может меняться в зависимости от деятельности, которую человек выполняет. Так, огромное значение имеет социальная роль, которую индивид играет в данной среде. В зависимости от вида деятельности одна и та же сенсорная информация воспринимается по-разному. В одной ситуации элементы среды играют решающую роль, в другой – не имеют значения.

Любой элемент образовательной среды обладает не только физическими характеристиками, но и социальным значением. Помимо физических характеристик, каждый предмет среды несет в себе общественный опыт. Социальные значения того или иного предмета ребенок усваивает в процессе социализации. Потом эти значения определяют характер восприятия образовательной среды. Именно поэтому, если говорить с точки зрения восприятия, образовательная среда — это не столько физические раздражители, которые воздействуют на анализаторы ребенка, но и система социальных значений. Психологи отмечают, что среда способна провоцировать определенное поведение через трансляцию закодированной информации. Именно символические значения среды могут повлиять на мотивацию ребенка, регулируют его поведение. Поэтому образовательная среда может выступать и как активатор деятельности, так и подавлять всяческую активность. Например, если образовательная среда приобретает символическое значение, то все ее характеристики подчиняются этому символическому значению.

В восприятии образовательной среды важную роль играет противопоставление «центр-периферия». «Центр» среды имеет большее психологическое значение для индивида. Например, исследователи заметили, что педагоги на уроке уделяют больше внимания детям, парты которых расположены в центральной части класса. При этом эпицентр – рабочий стол учителя.

Восприятие образовательной среды всегда является целостным. Важно понимать, что среда не воспринимается как скопление определенных объектов. Она предстает единым целым, на фоне которого выделяются отдельные детали. То есть восприятие среды всегда цельно и избирательно. Сам человек является частью среды, которую он воспринимает. Целостное восприятие среды – это достаточно сложный познавательный процесс. Он включает в себя не только получение информации, а также мыслительные операции. Невозможно представить данный процесс без принятия решений. Целостное восприятие является более важным, чем восприятие ее отдельных элементов.

Очень важно, чтобы при проектировании эффективной образовательной среды были учтены описанные выше особенности субъективного восприятия.

В основе создания того или иного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека. Я. Корчак выделил следующие типы среды :

— « догматический » тип отличается наличием жестких традиций и авторитета, дисциплиной, пассивностью учащихся;

— для « безмятежной » образовательной среды свойственно доброжелательное отношение к обучающимся, отсутствие необходимой требовательности; такой тип формирует пассивность и неспособность к деятельной, напряженной жизни;

— « карьерный » тип формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим;

— « идейная » (творческая) среда воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную.

Ключ к успеху в любой деятельности — богатая и положительная мотивация.

Развитие мотивов образования должно быть обусловлено созданием соответствующей мотивационной образовательной среды, обладающей комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию и активность всех субъектов образовательного процесса, что и обеспечивает повышение качества образования, а соответственно в дальнейшем и качества жизни.

Мотивирующая образовательная среда предусматривает использование принципиально новых методических приемов для использования возможностей информационных технологий в образовании. В мотивирующую образовательную среду следует включить:

1) Базы данных, справочники, учебники, нормативные документы, библиотеки ресурсов, социальная сеть, хранилище файлов. Связанность этих элементов даст возможность рассматривать электронную среду как место получения качественного образования на протяжении всего обучения ребенка в образовательном учреждении.

2) Портфолио ученика, которое составляется на протяжении всего его школьного пути, содержит не только оценки, но и внеучебные достижения.

3) Качественно новую систему планирования и оценки результатов образования.

4) Индивидуализация обучения, доступность содержания, удержание внимания интереса обучающихся в процессе обучения, освобождает время учителя для активного общения с обучающимися.

5) Методы повышения мотивации к обучению с учетом специфики изучаемого предмета.

6) Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

Чтобы мотивирующая образовательная среда создавала необходимые условия для образования и самореализации обучающихся, она должна включать четыре сферы : личностную, коммуникативную, интеллектуальную и кооперативную.

Личностная сфера обеспечивает возможности для самореализации обучающихся и педагогов, что подразумевает создание условий для представления их учебных и творческих достижений в разнообразных интеллектуальных и творческих конкурсах.

Коммуникативная сфера предполагает формирование навыков общения у субъектов образовательной среды, которое происходит в процессе совместной деятельности. Общение, осуществляемое как на предметном, так и надпредметном уровне, включает в себя:

– общение между обучающимися;

– общение между обучающимися и педагогами;

– общение между педагогами.

Интеллектуальная сфера ориентирована на овладение предметными знаниями.

Кооперативная сфера отвечает за организацию взаимодействия субъектов образовательной среды в различных типах (сотрудничество, конкуренция) и формах:

– коллективная и групповая работа;

– совместная творческая деятельность;

– мозговой штурм, дискуссия и др.

Формирование мотивирующей образовательной среды невозможно без организации сетевого взаимодействия. Сеть как форма социального сотрудничества и взаимодействия между людьми или учреждениями становится все более популярной в последние годы. Повышение доступности информационно-коммуникационных технологий способствует значительному развитию сетевого взаимодействия, которое позволяет:

– распределять ресурсы при общей задаче деятельности;

– опираться на инициативу каждого конкретного участника;

– осуществлять прямой контакт участников друг с другом;

– выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;

– использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

Создание в образовательных организациях мотивирующей среды с качественно проработанным методическим и контентным обеспечением, продуманной эргономикой, будет направлено на обеспечение условий для формирования мотивации обучающихся к овладению знаниями в различных предметных областях, развития интересов и способностей детей на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности, формирования навыков конструктивного поведения, снижения рисков и напряженности в подростковой и молодежной среде.

Агаханов Х., Щербатых С. Формирование мотивирующей образовательной среды развития математически одаренных школьников Н. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2017. 12 (189)

Богданов И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития. Тольятти, 1996.

Бодалев А.А. Об усилении воспитательного воздействия микросреды на личность . Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3-5 декабря 1996г.).

Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М.: Смысл, 1999.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М. 1988.

Зотова Е.Б., Рыбинская С.Н. Экспертиза организационно-образовательной модели школы // использование результатов экспериментальной деятельности в образовательной практике. Сб. № 3. – М.: Созидание-3000, 2004. С. 30-44.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

Климов Е.А. О среде обитания человека глазами психолога. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3-5 декабря 1996г.).

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть фото Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть картинку Что такое мотивирующая образовательная среда. Картинка про Что такое мотивирующая образовательная среда. Фото Что такое мотивирующая образовательная среда

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады

Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть фото Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть картинку Что такое мотивирующая образовательная среда. Картинка про Что такое мотивирующая образовательная среда. Фото Что такое мотивирующая образовательная среда

Комплекты учителю

Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть фото Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть картинку Что такое мотивирующая образовательная среда. Картинка про Что такое мотивирующая образовательная среда. Фото Что такое мотивирующая образовательная среда

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть фото Что такое мотивирующая образовательная среда. Смотреть картинку Что такое мотивирующая образовательная среда. Картинка про Что такое мотивирующая образовательная среда. Фото Что такое мотивирующая образовательная среда

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *