Что такое мсб в казахстане

Как малый и средний бизнес влияет на конкурентоспособность Казахстана

Задачей любого государства является стимулирование экономического роста. Стабильный экономический рост напрямую зависит от доли малого и среднего бизнеса в экономике страны. При развитом МСБ, формируется средний класс, создаются новые рабочие места, формируется «здоровая» конкурентная среда, все это в конченом итоге благоприятно сказывается на уровне жизни граждан страны. Подробнее о развитии малого и среднего бизнес в стране, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.

Что такое мсб в казахстане. Смотреть фото Что такое мсб в казахстане. Смотреть картинку Что такое мсб в казахстане. Картинка про Что такое мсб в казахстане. Фото Что такое мсб в казахстане

Что такое мсб в казахстане. Смотреть фото Что такое мсб в казахстане. Смотреть картинку Что такое мсб в казахстане. Картинка про Что такое мсб в казахстане. Фото Что такое мсб в казахстане

Ежегодно наблюдается прирост регистрируемых новых субъектов МСБ, однако не все в итоге осуществляют свою деятельность, к примеру, в 2015 году насчитывалось 1 481,4 тысяч зарегистрированных МСБ, но активно действующих в тот год было всего 1 242,5 тысяч, в 2019 году разница между зарегистрированными и действующими составила порядка 295 тысяч. Этот разрыв показывает, что, регистрируясь, предприниматели еще не готовы осуществлять деятельность, на это влияет множество факторов, к примеру, отсутствие знаний ведения бизнеса, искусственные барьеры, созданные уполномоченными лицами, неуверенность в выборе направления деятельности или выбранной ниши и т.п.

Что такое мсб в казахстане. Смотреть фото Что такое мсб в казахстане. Смотреть картинку Что такое мсб в казахстане. Картинка про Что такое мсб в казахстане. Фото Что такое мсб в казахстане
Несмотря на разрыв, между зарегистрированными и активными МСБ, мы видим ежегодный прирост действующих субъектов МСБ, что благоприятно сказывается на экономике страны. К примеру, увеличением численности занятых в МСБ, с 2015 года с 3,19 до 3,3 млн человек в 2019 году. Разница приблизительно в 110 тыс, даже этот незначительный прирост обеспечивает увеличение поступлений в бюджет страны, за счет налоговых отчислений.
Что такое мсб в казахстане. Смотреть фото Что такое мсб в казахстане. Смотреть картинку Что такое мсб в казахстане. Картинка про Что такое мсб в казахстане. Фото Что такое мсб в казахстане

Для привлечения населения заниматься бизнесом, решая проблемы, препятствующие этому, в Казахстане действует государственная программа, «Дорожная карта бизнеса 2020», запущенная в апреле 2010 года, которая является ключевой программой поддержки предпринимателей в стране.

За годы реализации программы «Дорожная карта бизнеса 2020» доказала свою эффективность. По данным основного оператора программы, холдинга «Байтерек» с 2010 года просубсидировано 13 тыс проектов и предоставлено гарантирование 5 тыс проектов; за 2010-2017 гг. уплачено 900 млрд тенге налогов при том, что выделено на программу было 457,1 млрд тенге; за этот же период создано 89,1 тыс рабочих мест и произведено продукции на 13,4 млрд тенге.

В период реализации программы выросла доля МСБ в ВВП страны с 24,9% в 2015 году до 29,5% в 2019 году. По словам министра национальной экономики Руслана Даленова, задача в 2020 году довести долю МСБ в ВВП до 30%, к 2025 году до 35% и к 2050 году до 50%.

Также Казахстан поднялся в рейтинге «Doing Business» по легкости ведения бизнеса с 63 позиции, которую занимал в 2010 году на 25 позицию в 2020 году. Основой европейской экономики является малый и средний бизнес, так 99% всех предприятий в ЕС это МСБ.

Что такое мсб в казахстане. Смотреть фото Что такое мсб в казахстане. Смотреть картинку Что такое мсб в казахстане. Картинка про Что такое мсб в казахстане. Фото Что такое мсб в казахстане

В 2019 году, было решено продлить государственную программу «Дорожная карта бизнеса 2020» до 2025 года, внеся поправки, направленные на совершенствование финансовой поддержки. Выполняя поставленные в программе задачи, к 2025 году планируется достичь следующих целевых индикаторов:

1. Доведение доли МСБ в ВВП не менее 33,8 %.

2. Увеличение налоговых поступлений от участников Программы в 2 раза от уровня 2017 года.

3. Создание участниками программы новых 30 тыс рабочих мест.

4. Доведение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее 13,4%.

5. Доведение доли среднего предпринимательства в экономике не менее 13,7%.

Также в стране действуют такие программы как программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек», «Даму регионы III» и механизм кредитования приоритетных проектов экономики простых вещей.

Осознавая важность развития малого и среднего бизнеса для страны, Президент уделяет особое внимание поддержке МСБ, так в своем Послании народу Казахстана президент К. Токаев отмечает, что эффективный малый и средний бизнес – прочная основа развития города и села, которая играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны. В ходе выступления Президент дал ряд конкретных поручений по поддержке и развития МСБ:

— с 2020 года освободить микро и малый бизнес от уплаты налогов от основной деятельности (на доход), сроком на три года;

— объявлен мораторий на проверки, профилактический контроль и надзор с посещением в отношении субъектов микро и малого предпринимательства, сроком на три года;

— «Перезагрузка» системы государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.

Также Президент озвучил инициативу рассматривать препятствие развитию бизнеса как преступление против государства и закрепить это законодательно.

Важность роли малого и среднего бизнеса мы наблюдаем в связи с последними событиями, связанными с вводом режима ЧП в стране в связи с пандемией COVID-2019. Для поддержания МСБ в этот сложный период государством принимаются меры по отсрочке по уплате всех видов налогов и других обязательных платежей сроком на 3 месяца, приостановке с 20 марта на три месяца начисления арендных платежей объектов недвижимости МИО и субъектам квазигосударственного сектора для МСБ и т.п. Также Глава государства в своем Твиттере написал о поручении Национальному банку совместно с Агентством по регулированию финансового рынка обеспечить льготное кредитование оборотного капитала пострадавших от короновируса МСБ на сумму 600 млрд тенге сроком на 1 год по ставке для заемщика 8%. В этот кризисный период свои позиции на рынке укрепят предприниматели, которые смогли подстроится к изменившимся условиям внешней среды, и применить в своей деятельности цифровые технологии.

Массовое предпринимательство, развитый малый и средний бизнес обеспечивает экономическую стабильность в стране. За счет своей массовости и гибкости к вызовам внешней среды, МСБ во многом определяет темпы экономического роста. Поддерживая и стимулируя деятельность МСБ, государство имеет:

— стабильные бюджетные поступления, за счет налогов, возможность улучшить социальную инфраструктуру в стране, к примеру, постройку больниц или школ;

— множество новых рабочих мест для совершенно разных слоев населения, тем самым формируя средний класс;

— за счет конкуренции развивается инновационный потенциал экономики, создаются новые товары и услуги; внедряются новые формы организации и методы производства, сбыта.

В век современных технологий, когда заняться бизнесом можно имея смартфон, любое государство заинтересовано привлечь максимальное количество экономически активного населения к массовому предпринимательству.

За последние годы в Казахстане наблюдается постоянное совершенствование условий для ведения бизнеса, создаются различные государственные механизмы поддержки предпринимателей, однако потенциал для развития МСБ полностью не раскрыт. Государству необходимо привлекать предпринимателей цифровизировать их бизнес, что позволит оптимизировать операционную деятельность, сократит издержки производства и сбыта, а также позволит МСБ выйти на глобальные рынки и сети. Большие надежды возлагаются на 8-й пакет реформ по улучшению бизнес-климата, который может оказаться трамплином для развития МСБ и массового предпринимательства в стране, благодаря которому произойдет мультипликативный рост в экономике, который позволит добиться главной цели Стратегит «Казахстан – 2050», вхождение в число 30-ти развитых государств мира, одним из показателей которого является сильное МСБ, занимающее долю не меньше 50% в ВВП страны.

Источник

О развитии МСБ в Казахстане

Сегодня малый и средний бизнес (МСБ) – опора экономического развития любого государства. Именно от него во многом зависит решени.

Сегодня малый и средний бизнес (МСБ) – опора экономического развития любого государства. Именно от него во многом зависит решение проблем занятости населения, наполнение внутреннего рынка отечественными товарами и формирование конкурентной среды. Для того чтобы и в Казахстане МСБ стал реальным «локомотивом» экономики, государству необходимо и дальше оказывать всестороннюю поддержку. Об этом и многом другом в интервью «Капитал.kz» рассказал Рахим Ошакбаев, первый заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен».

– Как сегодня Вы можете оценить состояние МСБ в Казахстане?
– Судя по цифрам статистики и рейтингам – безусловно, есть позитивные улучшения в самочувствии отечественного МСБ. Например, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны с 2005 по 2011 гг. увеличился на 7,2% и составляет 17%. В рейтинге Всемирного банка «Doing Business» в прошлом году Казахстан занял 49 место в мире из 185 стран. Это одна из самых высоких позиций среди стран СНГ. Для сравнения: Россия расположилась лишь на 112 строчке рейтинга.

Необходимо признать, что правительство достаточно активно и относительно эффективно работает в направлении развития как МСБ, так и бизнес-климата в целом. К примеру, все большей популярностью у МСБ пользуются инструменты государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

– Программы поддержки отечественных предпринимателей внедряются с 1992 года. Однако до сих пор МСБ в республике еще не стал основой динамично развивающегося среднего класса, как в развитых странах. Что, на Ваш взгляд, осложняет ведение бизнеса в Казахстане?

Ключевой проблемой продолжает оставаться доступ к финансам в отечественных банках. У многих заемщиков есть проблемы с обслуживанием займов: текущий уровень проблемных кредитов в ссудном портфеле банков второго уровня (БВУ) составляет 71%. Из них 43% – сомнительных и 29% – безнадежных. Часть заемщиков брали деньги на развитие бизнеса, на оборотные средства, но не справились с обязательствами по кредитам. Одна из причин такой ситуации – высокие процентные ставки – в среднем порядка 14%, и это без учета скрытых комиссий.

Если говорить про глобальную конкурентоспособность не только в Едином экономическом пространстве (ЕЭП), но и во Всемирной торговой организации (ВТО), то мы должны сравнивать ставки по кредитам для МСБ с уровнем в 4-5% как в Южной Корее, Евросоюзе и т.д. Ведь при 14% по кредиту многие бизнес-идеи, актуальные для малого и среднего бизнеса, просто не смогут обеспечить возврат денег. А те предприниматели, которые все же решаются финансироваться под такие проценты, с большой вероятностью столкнутся с проблемой обслуживания этих займов.

Вторая трудность заключается в нехватке квалифицированных кадров и качестве человеческого капитала. Очень многие предприниматели жалуются на то, что запросы по зарплате не соответствуют квалификации и добросовестности сотрудников. Желание получать больше – понятно, цены растут, но компетентность и преданность работе оставляют желать лучшего. Отчуждение работника от сферы его труда – это очень интересный, но еще не достаточно изученный феномен для Казахстана. Сложившееся отношение наемных сотрудников к труду на работодателя еще не получило должного освещения на уровне публичных дискуссий. Словом, серьезного анализа нет, а значит, и огромная часть производственных отношений провисает.

Немаловажной проблемой до сих пор остается тема правовых рисков ведения бизнеса. Среди предпринимателей существует распространенное убеждение, что крайне редко можно рассчитывать на справедливое, беспристрастное отношение к нему во властных органах, судах и т.д. Многих людей, задумывающихся о собственном бизнесе, сдерживает мнение: предприниматели неизбежно сталкиваются с необходимостью постоянной уплаты коррупционной ренты, а если бизнес станет процветать, то его попытается кто-нибудь отобрать. И это системная проблема, которую необходимо решать.

Кроме того, есть много других факторов, осложняющих ведение бизнеса. В их числе административные барьеры, налоговое администрирование и прочее.

– Заинтересованы ли, по Вашему мнению, казахстанские банки в финансировании начинающих предпринимателей?
– Для банков финансирование бизнеса – это свой бизнес с резонами получения прибыли и минимизации рисков. А начинающий бизнес, так называемый startup – высокорискованное финансирование и никогда не будет приоритетом для казахстанских банков.

«Союз «Атамекен» выделил отдельное направление деятельности – проект «Атамекен Startup». Мы создаем другую форму финансирования начинающих предпринимателей – так называемый Клуб бизнес-ангелов. В прошлом году в рамках «Атамекен Startup» мы провели 6 выездных конкурсов для молодежи в регионах и сразу почувствовали ощутимый интерес.

В отдельных городах на наших мероприятиях присутствовали спонсоры, желающие вложиться в новые проекты. В других – мы выявляли интересные проекты и предоставляли вниманию заинтересованных компаний. В этом году мы планируем продолжить проект «Атамекен Startup», проведя свыше 20 конкурсов, расширив охват до всех городов Казахстана, плюс, отдельно – в ряде моногородов.

Хотелось бы отметить, что с абсолютной точностью задача вовлечения казахстанцев в предпринимательство была поставлена президентом в Стратегии «Казахстан-2050» – «…создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу».

– Как Вы можете охарактеризовать отношения между бизнесом и государством?
– За последний год наблюдается достаточно позитивная динамика развития отношений между бизнесом и государством. В том числе связанная с тем, что в 2012 году многими госорганами, например министерством экономического развития и торговли, а также министерством сельского хозяйства продемонстрирован высокий уровень открытости к конструктивной дискуссии с бизнесом. К предпринимателям и к позиции НЭПК «Союз «Атамекен» стали всерьез прислушиваться не только в государственных структурах, но и в парламенте.

В частности, в июне прошлого года на встрече Нурсултана Назарбаева с предпринимателями практически по всем предложениям НЭПК «Союз «Атамекен» получена поддержка президента, и сегодня они находятся на различных стадиях реализации в госорганах. Кроме того, с осени 2012 года реализуется практика ежемесячных селекторных совещаний генеральной прокуратуры со своими областными территориальными подразделениями, которые проводятся совместно с НЭПК «Союз «Атамекен» и с региональными бизнес-ассоциациями.

Сейчас бизнес в регионах получил постоянную возможность публично информировать надзорные органы об имеющихся нарушениях своих прав. В этом есть и другой позитивный эффект – институциональный. Когда предприниматели и чиновники знают, что в «прямом эфире» перед главным надзорным органом ежемесячно поднимаются проблемные вопросы бизнеса в регионах, то это предостерегает все стороны от злоупотреблений.

– Какие приоритетные направления у НЭПК «Союз «Атамекен» на 2013 год Вы можете обозначить?
– В 2013 году мы ожидаем серьезного реформирования – будет создаваться Национальная палата предпринимателей (НПП). Ее миссией станет представление, защита прав и законных интересов бизнесменов. НПП предполагается делегировать на принципах саморегулирования существенные функции, связанные с обеспечением привлекательного бизнес-климата.

К примеру, участие в урегулировании налоговых споров, участие в управлении как индустриальными, так и свободными экономическими зонами, строительство инфраструктуры таможенных переходов на основе принципов государственно-частного партнерства, организация работы отраслевых комитетов по всестороннему и детальному изучению состояния отраслей экономики и другие.

Закон будет предусматривать обязательное членство в НПП всех субъектов частного предпринимательства, но с уплатой членских взносов только крупным и средним бизнесом. В Казахстане свыше 750 тыс. активных субъектов предпринимательства, в том числе крупных и средних – порядка 10 тыс. компаний. Таким образом, основная часть – предприятия малого бизнеса: индивидуальные предприниматели, крестьянские хозяйства и т.д. будут только пользоваться услугами НПП, но не будут платить деньги.

Концепцией предполагается, что взносы для предприятий среднего бизнеса составят до 300 тыс. тенге в год, для крупных предприятий – до 3 млн тенге, что для их размеров достаточно незначительно. На переходный период, в первый год, финансировать ее предполагается из республиканского бюджета. В дальнейшем, когда органы НПП сформируются, она будет способна перейти на сбор обязательных платежей.

У нас 160 районных центров и 27 моногородов, итого – палата должна будет создать 187 представительств на районном уровне. Их основная функция будет заключаться в оказании сервисной поддержки малому бизнесу в регионах, который и будет основным выгодополучателем этой реформы. Предполагается широкое вовлечение в деятельность палаты существующих отраслевых и региональных ассоциаций. Последние получат квоту на значительное представительство в коллегиальных органах управления областных палат, а отраслевые – на республиканском уровне.

Планируется, что до 50% бюджета Национальной палаты предпринимателей пойдет на финансирование деятельности отраслевых и региональных бизнес-ассоциаций. Таким образом, опасения, что создание НПП повлечет за собой ухудшение позиций бизнес-ассоциаций, сводятся на нет. Поскольку концепция реформы, утвержденная в правительстве, наоборот, предусматривает их усиление.

– Как вторая волна приватизации поможет отечественному МСБ?
– Необходимость «второй волны масштабной приватизации» возникла по причине того, что за последние 10 лет государство значительно расширило свое присутствие в экономике. Это в некоторой степени объективно связано с необходимостью «ручного» управления в рамках борьбы с финансовым кризисом. Избыточное присутствие государства в активах проявляется в первую очередь в квазигосударственных структурах.

Например, совокупные активы Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» составляют примерно 60% от ВВП. Но если посмотреть Стратегию «Казахстан-2030», разработанную в 1996 году, то там краеугольным камнем экономического успеха была определена частная собственность и соответственно выход государства из тех сфер, в которых его присутствие не имеет особых причин.

Есть статья 31 закона «О конкуренции», которая предусматривает лишь три основания участия государства в предпринимательской деятельности: обеспечение национальной безопасности, использование стратегических объектов, и в тех сферах, где есть общественная потребность в товарах, услугах, но отсутствует конкуренция частного сектора. Это так называемое Правило желтых страниц – Yellow Pages Rule.

В общенациональном плане мероприятий пункт о разгосударствлении поручено реализовать «при участии «Атамекена». В этой связи сейчас мы вступаем в обсуждение с госорганами, как лучше провести эту приватизацию. Конечно, в первую очередь рассматриваются механизмы IPO. Кроме того, нужен серьезный анализ квазигосударственных компаний на предмет их функционала и соответствия Yellow Pages Rule, поскольку зачастую их деятельность конкурентная по отношению к частной инициативе.

Вообще, негативные эффекты могут быть значительными. К примеру, государственные закупки услуг зачастую получают дочерние с госорганами структуры, которые затем нанимают частные компании на субподряд. Соответственно, конечные исполнители уже получают меньшую оплату за свою работу. Помимо этого, компании квазигоссектора, имея стабильное и гарантированное финансирование, забирают с рынка лучшие кадры, предлагая зарплату, которую частный бизнес не может себе позволить. Принимая во внимание кадровый голод – для МСБ это очень актуально. Тезис о том, что самые высокие зарплаты в бизнесе – миф. На самом деле лидеры по доходам работников – это компании квазигоссектора.

Задача по сокращению доли государственного сектора поставлена совершенно верно, и ее необходимо эффективно решить. Другого пути к устойчивому процветанию, кроме рыночной экономики с частной собственностью на средства производства и свободной реализацией предпринимательской инициативы гражданами, в настоящий момент нет. А ограниченное присутствие государства в предпринимательской деятельности – одно из фундаментальных условий функционирования рыночной экономики.

– Как работа Таможенного союза (ТС) отразилась на малом и среднем бизнесе в Казахстане?

– Согласно официальным данным, в целом товарооборот стран ТС значительно вырос. Но другой вопрос – его качество и структура, что серьезно беспокоит предпринимателей. В частности, не может радовать сокращение экспорта и рост импорта. В ТС и ЕЭП, созданных в целях обеспечения свободного передвижения товаров, работ и услуг, еще есть много работы для реального соблюдения этих принципов на местах.

Мы постоянно поднимаем вопросы по проблемам доступа казахстанских товаров на рынки России и Беларуси. В частности, по продвижению алкогольной и кондитерской продукции. Много на пути становления ЕЭП различного вида административных препон – явных и скрытых. Сейчас задача, которая стоит перед Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) – обеспечить безусловное соблюдение всеми сторонами принятых на себя обязательств.

– Под силу ли продукции отечественных производителей конкурировать с аналогичными товарами из стран-участниц ТС?

– Пусть не массово, не по всем позициям, но примеры производства качественной продукции есть, особенно на рынке продовольствия. Казахстанские товары по основным позициям, по качеству намного лучше ввозимых. Другое дело, что часто хорошо начинавшееся производство вдруг сворачивается.

Так, из-за нежелания пойти навстречу в финансовой поддержке мы «благополучно» загубили собственное производство сыров. Теперь потребляем привозную сырную продукцию, которая порой сомнительного качества. Между тем, наши сыры еще несколько лет назад получали очень высокие оценки экспертов. Но высокая себестоимость, отвлечение оборотных средств, в целом незащищенность наших производителей не позволили им выжить.

– Что необходимо предпринять для более эффективного развития МСБ в Казахстане?
– У правительства есть абсолютно адекватное понимание направлений по улучшению бизнес-климата. В части системных вопросов необходимо постоянное, эффективное взаимодействие и консультирование с бизнесом, что, мы надеемся, институционально будет реализовано через создаваемую Национальную палату предпринимателей. Чтобы решения принимались не волюнтаристски, а в координации с бизнесом, в соответствии с его интересами.

В качестве ключевых направлений улучшения бизнес-климата – либерализация налогового и таможенного администрирования, по которому мы занимаем одно из последних мест в мире. Также в послании президента справедливо поднят вопрос по либерализации доступа на казахстанский рынок квалифицированной рабочей силы. В первую очередь инженеров, управленцев. И третье – проведение политики так называемого «тэтчеризма», для которой Стратегия «Казахстан-2050» создает все предпосылки. Это приватизация, выход государства из предпринимательской деятельности, самоограничение и либерализация регулирования.

Источник

МСБ в условиях пандемии: чем помогает государство и какие проблемы не решены

В Казахстане малому и среднему бизнесу оказывается поддержка со стороны государства, как наиболее пострадавшему в условиях пандемии коронавируса. Чем помогает государство и какие проблемы пока не решены, читайте в материале Strategy2050.kz.

Что такое мсб в казахстане. Смотреть фото Что такое мсб в казахстане. Смотреть картинку Что такое мсб в казахстане. Картинка про Что такое мсб в казахстане. Фото Что такое мсб в казахстане

Как известно, по поручению Главы государства были расширены инструменты льготного кредитования малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем по программам «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей» значительно был расширен охват отраслей. Конечная ставка для заемщиков составляет 6%. Наряду с этим, Национальный банк запустил программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса на сумму 600 млрд тенге без отраслевых ограничений, в том числе для индивидуальных предпринимателей. Кредиты выдаются на 1 год под 8% на пополнение оборотных средств.

Предпринимателям, испытывающим трудности по уплате налогов с заработной платы, ранее установленный льготный период до 1 октября, продлили до конца года. Кроме того, более 40% предпринимателей, получивших кредиты в банках, смогли взять «каникулы». Срок освобождения от уплаты кредита продлили до 31 декабря 2020 года.

К примеру, в рамках антикризисных мер в Алматинской области 119 тыс субъектов бизнеса получили налоговые стимулы, 641-ому субъекту были предоставлены отсрочки по кредитам на 24 млрд тенге.

А в Актюбинской области, по данным акимата региона, 97 проектов МСБ было одобрено льготное кредитование на 24 млрд тенге, а 1199 субъектам малого и среднего бизнеса отсрочены платежи на 20 млрд тенге.

Также, согласно поручению Президента Касым-Жомарта Токаева, озвученного в ходе Послания от 1 сентября текущего года, МСБ оказывается дополнительная поддержка со стороны государства, в том числе по рефинансированию кредитов на льготных условиях. Говоря об этом поручении Президента, нужно отметить, что на заседании Мажилиса Парламента 4 ноября депутаты сообщили, ни в одной области или городе до сих пор такое рефинансирование не началось.

В частности, члены фракции «Ак жол» Мажилиса Парламента направили депутатский запрос в адрес Премьер-министра РК, председателя Нацбанка и Агентства по регулированию финансовых рынков с просьбой начать практическое рефинансирование кредитов всего пострадавшего от пандемии МСБ под 6%.

Депутат Азат Перушаев отметил, что напрямую от пандемии и связанных с ней мер пострадало более 1 млн предпринимателей, приостановили деятельность из-за чрезвычайного положения и ограничений локдауна более 430 тысяч предпринимателей, значительная часть которых, по его словам, до сих пор не возобновила свою работу. Он отметил, что наибольшие потери понесли сферы транспорта, торговли и услуг, общественного питания, гостиничный бизнес, операции с недвижимостью и другие.

«В большинстве случаев филиалы банков отказываются принимать соответствующие заявки предпринимателей, ссылаясь на отсутствие поручений головного офиса. А там, где заявки были приняты, они лежат без ответа. Про фонд «Даму» и институты развития даже не говорим, так как они в этих решениях зависимы от банковской системы. Фракция демпартии «Ак жол» считает недопустимой ситуацию, когда поручения Главы государства тормозятся в бюрократической волоките, тысячи предпринимателей стоят на грани разорения, а выделенные на их поддержку сотни миллиардов лежат без движения», – сказал депутат.

Он попросил установить и привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших проволочку в исполнении поручения Президента.

В продолжение этой темы, буквально вчера на официальном сайте АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» опубликовано сообщение о том, что около 6000 предпринимателей в наиболее пострадавших секторах экономики рефинансируют действующие кредиты.

Отмечается, что постановлением установлен срок подачи заявлений в банки второго уровня до 30 октября текущего года, на основании переданных банками реестров и анкет-заявлений Фонд «Даму» принимает решение о соответствии проекта субсидированию в срок, не превышающий 5 рабочих дней.

Данная мера господдержки предусмотрена на период субсидирования с 16 марта 2020 года по 15 марта 2021 года, согласно условиям поддержки, предприниматель будет оплачивать 6% номинальной ставки вознаграждения, а разницу между номинальной ставкой вознаграждения по кредиту/лизинговой сделке и ставкой, оплачиваемой предпринимателем, будет оплачивать государство через финансового агента Фонд «Даму».

После одобрения Фондом «Даму» банки проинформируют заемщиков об одобрении заявки.

Напомним, что в Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил в порядке дополнительной помощи МСБ обеспечить государственное субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики. Также приостановить до конца года начисление платы за аренду для МСБ по объектам недвижимости, принадлежащим госорганам и квазигоссектору и снизить нагрузку на фонд оплаты труда для МСБ в наиболее пострадавших отраслях: по данной категории бизнеса отменить отчисления с оплаты труда во внебюджетные фонды на срок до конца года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *