Что такое мутизм его особенности
Акинетический мутизм
Акинетический мутизм – это симптомокомплекс, заключающийся в отсутствии произвольных движений и экспрессивной речи при наличии потенциальной возможности двигаться и говорить. Пациенты находятся в состоянии бодрствования, у них сохраняется способность фиксировать взор, следить глазами за предметами, реагировать на звуки, понимать речь. Диагноз подтверждается с помощью неврологического и нейропсихологического обследования, МРТ головы, ЭЭГ, люмбальной пункции. Акинезия и мутизм исчезают по мере устранения причины (нейрохирургическая операция, фармакотерапия, нейрореабилитация) с развитием амнезии на период расстройства.
МКБ-10
Общие сведения
Акинетический мутизм (АМ) – отсутствие речи (мутизм) и двигательной активности (акинезия). В современной неврологии рассматривается как форма нарушения сознания, переходная стадия между апаллическим синдромом (бодрствующей комой) и выходом из «малого сознания». Впервые данный неврологический феномен описал британский нейрохирург Х. Кэрнс, наблюдавший 14-летнюю пациентку с краниофарингиомой III желудочка. После дренирования полости кистозного образования к подростку ненадолго возвращалась речь и двигательные функции, но затем вновь развивался акинетический мутизм. Расстройство является редким, точная его распространенность неизвестна.
Причины
Акинетический мутизм связан с тяжелыми структурными повреждениями различных областей головного мозга сосудистого, травматического, токсического, инфекционного генеза. Чаще всего развивается на этапе выхода из комы. Очаг поражения может быть локализован в лобных долях, среднем мозге, таламусе, поясной извилине. АМ возникает при следующих неврологических и нейропсихиатрических синдромах:
Патогенез
Патофизиология акинетического мутизма связана с повреждением лобно-подкорковых структур, участвующих в переводе мотивационного стимула в поведенческую реакцию. Целенаправленное поведение является конечным результатом поступления и обработки информации из когнитивной, моторной, лимбической областей. Выпадение функции какого-либо элемента этой фронтально-подкорковой цепочки может серьезно повлиять на мотивацию, планирование и осуществление действий.
Лобные доли выступают интегратором информации, входящей как извне, так и от лимбической системы. Снижение мотивации, абулия, общая потеря интереса тесно связаны с поражением различных областей лобной коры. Передняя поясная кора (ПК) предположительно, обеспечивает взаимосвязь между принятием решений в лобной доле и «эмоциональным мозгом» (лимбической системой), участвует в выборе поведенческих реакций. Кроме того, она играет решающую роль в инициировании речи и вокализации. Двустороннее повреждение поясной коры часто описываются у пациентов с кровоизлиянием, инсультом, тяжелой ЧМТ и акинетическим мутизмом.
ПК не только имеет прямые подкорковые проекции, но и может косвенно, через вентромедиальный стриатум влиять на такие подкорковые структуры, такие как гипоталамус и мезенцефальный отдел. Замечено, что при повреждении стриатума также развиваются апатия, депрессия, акинезия, ангедония, мутизм. Дофаминергические нейроны, расположенные в среднем мозге, играют важную роль в моделировании широкого спектра поведенческих и моторных процессов. Их повреждение при инфаркте мезенцефальной области часто ассоциируется с акинетическим мутизмом.
Важнейшим звеном лобно-подкорковых связей выступает таламус. Интегрируя информацию между различными функциональными областями, он обеспечивает синхронизацию мотивации и поведения, участвует в формировании целенаправленных реакций. При таламических инсультах описаны такие поведенческие синдромы, как апатия, расторможенность, изменения личности, акинетический мутизм, амнезия. Роль различных структур головного мозга в развитии расстройства остается предметом продолжающихся исследований.
Симптомы акинетического мутизма
АМ характеризуется отсутствием произвольной двигательной активности, отсутствием речевых реакций с сохранением сенсорных функций и сознания. Данное состояние расценивается как стадия выхода из вегетативного статуса. При этом больной способен открывать и закрывать глаза, фиксировать взгляд, следить за предметами и звуками. Выражена гиперсомния, хотя сохраняется цикличность сна и бодрствования. В ответ на болевой раздражитель пациент рефлекторно отдергивает конечность.
При интенсивной стимуляции больные с акинетическим мутизмом способны выполнять простейшие команды, давать односложный вербальный или жестовый ответ. Ригидность и спастичность мышц, как правило, выражены незначительно. Отмечается недержание мочи и кала.
Следующим этапом восстановления становится акинетический мутизм с эмоциональными реакциями. Фиксация взгляда становится более отчетливой, появляется дифференцированное эмоциональное реагирование на внешние стимулы, изменения мимики. При благоприятном развитии событий исходом акинетического мутизма становится восстановление двигательной функции, понимания речи и собственной речевой активности. В дальнейшем у больных развивается амнезия на весь период акинетического мутизма.
Осложнения
Обездвиженность больного ведет к образованию пролежней, развитию гипостатической пневмонии. Необходимость искусственного мочеотведения и легочной вентиляции создают условия для присоединения вторичной инфекции. У таких пациентов нередко возникает пиелонефрит, вентилятор-ассоциированная пневмония. Нельзя исключить осложнения, связанные с основным заболеванием: парезы, параличи, аспирацию пищи, венозную тромбоэмболию.
Эти обстоятельства затрудняют восстановительный период и выздоровление. В резидуальном периоде после выхода из акинетического мутизма могут сохраняться афазия, амнестическая спутанность, брадикинезия, депрессия, психопатоподобные расстройства.
Диагностика
Клиническая диагностика акинетического мутизма осуществляется врачами-неврологами, нейропсихологами, психиатрами. Данные неврологического статуса соответствуют состоянию минимального сознания: больной обездвижен и не разговаривает, однако присутствует фиксация взора и реакция слежения. Для оценки состояния проводится:
Дифференциальная диагностика
Актинетический мутизм необходимо отличать от других форм хронического нарушения сознания, психических и неврологических расстройств:
Лечение акинетического мутизма
Вопрос терапии расстройства остается неразрешенным до конца. Сообщения об используемых препаратах и продолжительности лечения ограничены. Очевидно, что первым шагом в лечении акинетического мутизма остается устранение его основной причины:
Больные с акинетическим мутизмом нуждаются в дополнительном уходе, связанном с обеспечением физиологических потребностей. Питание осуществляется через назогастральный зонд. Для отведения мочи производится длительная катетеризация мочевого пузыря или наложение цистостомы. Нередко требуется дополнительная респираторная поддержка через трахеостому.
Прогноз и профилактика
Исход акинетического мутизма коррелирует с прогнозом основного заболевания. При благоприятном течении ЧМТ, нейроинфекции, инсульта постепенно восстанавливается ясное сознание, речевая и двигательная активность. Вместе с тем, АМ может развиваться в терминальной стадии прионных болезней и выступать предиктором неблагоприятного прогноза.
Ввиду гетерогенности этиологии акинетического мутизма специфические профилактические меры отсутствуют. Рекомендуется снижение действия факторов риска: контроль за АД, исключение контакта с нейротоксичными веществами и канцерогенами, предупреждение травм головы.
Мутизм у детей: виды, симптомы, причины и коррекция
Полное отсутствие речи при условиях сохранности речедвигательного аппарата в психиатрии и неврологии называется «мутизмом» (от латинского mutus – немой, безгласный). Как правило, мутизм проявляется у детей в возрасте от 3 до 9 лет и связан с невротическим расстройством.
Для этого состояния характерно отсутствие ответа со стороны ребенка на вопросы другого человека, при этом он даже не дает понять невербальными знаками, что он согласен вступить с ним в контакт. Примечательно, что при мутизме сохраняется функциональность речевого аппарата и восприятие речи, но по каким-то причинам (неврологическим или психологическим) он перестает разговаривать. При этом отсутствует не только ответная, но и спонтанная речь.
Основные причины мутизма
Мутизм у детей важно отличать от афазии и других расстройств, имеющих схожую клиническую картину. В частности, если у ребенка сохраняется способность к письму, то вероятнее всего у него мутизм, а не афазия.
Данное нарушение может возникнуть из-за следующих причин:
Виды мутизма у детей
Существует несколько видом мутизма, в связи с чем могут отличаться основные симптомы данного нарушения. Отсутствие речевой активности может сопровождаться дополнительными признаками, а также проявляться по-разному.
Выделяют несколько основных видов мутизма:
Элективный мутизм
Элективный мутизм еще называют избирательным, потому что отсутствие речи проявляется эпизодами, т.е. оно не является постоянным состоянием ребенка. Как правило, ребенок не разговаривает при определенных обстоятельствах или с определенными людьми. К примеру, дома он может быть очень разговорчив, активно обсуждать различные темы, а с посторонними людьми (либо в саду или школе) он будет молчать и не идти на контакт.
Соответственно, при элективном мутизме полностью сохранена способность говорить и понимать обращенную речь. Но ребенок в определенных ситуациях попросту не желает разговаривать, что может быть проявлением социофобии.
Психогенный
Психогенный мутизм – это состояние, при котором ребенок утрачивает способность разговаривать после пережитой психической травмы. Существует 2 формы психогенного мутизма:
Причинами логофобической формы могут быть разные факторы. В частности, нежелание говорить может быть связано с низкой самооценкой, когда ребенок боится критических оценок или осуждения со стороны окружающих.
Такое состояние может быть следствием приобретенного страха. К примеру, если мать ребенка злоупотребляла алкоголем и проявляла всяческую агрессию и начинала кричать на ребенка, когда он подходил к ней с какой-то просьбой.
Другая возможная причина – это попадание в новую языковую среду. Когда семья переезжает в другую страну, то ребенок оказывается в окружении людей, говорящих на другом языке, поэтому логофобия может возникнуть как ответ на новую для него обстановку.
Мутизм – вынужденное молчание: причины и симптомы у детей
Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.
Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Виды
Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.
Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:
Элективный мутизм
Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.
Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.
Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.
Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.
Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.
Психогенный мутизм
Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.
Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.
На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.
Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.
Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.
Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.
Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.
Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.
Эндогенно-психотический мутизм
Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.
Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.
Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.
Избавление от расстройства
Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.
Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:
Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:
Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.
Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.
Что такое мутизм его особенности
Далеко не все дети «неисправимые почемучки». Некоторые предпочитают больше молчать, поскольку стеснительны. И это нормально – когда ребенок раскрепощается и привыкает к окружающей обстановке, он без проблем общается со сверстниками и взрослыми. Но в ряде случаев полное молчание ребенка в той или иной ситуации – не следствие низкой самооценки. Это селективный мутизм.
Ребенок радостно лопочет дома, но в детском садике или школе не издает ни звука. Или наоборот — со сверстниками общается нормально, а при маме и папе замолкает, что слова не допросишься. Знакомые ситуации? Возможно, ребенку нужна помощь, чтобы заговорить.
Селективный мутизм: что это
Селективный мутизм еще называют избирательной немотой. Согласно медицинским справочникам, это расстройство, характеризующееся постоянной неспособностью говорить в определенных условиях, несмотря на сохраненную способность нормально говорить в прочих ситуациях. Селективный мутизм в МКБ-10 (Международная классификация болезней) имеет название элективный мутизм и включен в раздел «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».
Тема селективного мутизма не очень популярна. И зачастую дети с этим расстройством долгое время не могут получить качественную помощь — или родители не придают значение «странному» поведению ребенка, или врачи ставят ошибочные диагнозы.
О селективном мутизме заговорили громче благодаря экоактивистке Грете Тунберг. Этот диагноз вместе с синдром Аспергера и обсессивно-компульсивным расстройством ей поставили в 11 лет.
По словам Греты Тунберг, селективный мутизм для нее — повод говорить только в тех случаях, «когда это крайне необходимо». И действительно — за трибуной Грета довольно эмоциональна, а вот дома по большей части молчит.
Распространенность селективного мутизма
По результатам разных оценок, показатель распространенности селективного мутизма составляет от 0,1 % до 2,2 %. Многие научные издания приводят среднее значение — 1 % от общего числа детей.
Исследований по теме селективного мутизма у детей крайне мало. Но большинство врачей сходится во мнении, что расстройство чаще наблюдается у девочек.
Как проявляется селективный мутизм
У взрослых селективный мутизм проявляется крайне редко. Как правило, расстройство дает о себе знать в возрасте 2-5 лет. Однако оно часто остается нераспознанным до тех пор, пока ребенок не пойдет в детский сад или школу.
Основная жалоба родителей детей с селективным мутизмом: «мой ребенок очень способный, дома говорит и читает, а в школе на занятиях учитель и слова у него не может выпросить». При этом взрослые не могут точно обозначить возраст, когда у их малыша начались проблемы с общением. Часто родители говорят, что из ребенок «всегда таким был» —тревожным, замкнутым, стеснительным.
Главный симптом селективного мутизма у ребенка — его неспособность говорить в той или иной ситуации. Как правило, это большие скопления людей и общение со взрослыми. При этом речь малыша, когда он все же не молчит, может не иметь вообще никаких дефектов.
Согласно выводам Присциллы Вонг, педиатра из Департамента педиатрии в Вашингтоне, у детей с селективным мутизмом, помимо недостатка речи, часто проявляются и другие симптомы:
Дети с селективным мутизмом боятся совершать ошибки и не любят быть в центре внимания. Избирательная немота — своеобразный щит для малыша, который помогает ему оставаться невидимкой, чтобы вдруг не привлечь к себе внимание. Но психологи говорят, что дети с селективным мутизмом часто имеют высокие интеллектуальные способности, любят искусство. Но их развитие «тормозят» трудности в коммуникации.
Причины развития селективного мутизма
Ученые пока воздерживаются от обозначения конкретных причин развития селективного мутизма. Но специалисты часто связывают появление расстройства с повышенной тревожностью ребенка. У детей с диагностированным селективным мутизмом анамнез в большинстве случаев отягощен различными тревожными состояниями и социальными фобиями.
Учеными были выявлены случаи, когда синдром селективного мутизма развивался после перенесенной ребенком психологической травмы. Маленькие пациенты замыкались в себе, переставали говорить в определенных ситуациях или вовсе постоянно молчали.
Психологи не отказываются и от другой теории, которая бы объяснила развитие селективного мутизма — наследственность. Есть мнение, что заболевание может появиться у детей, чьи родители имеют тревожные расстройства.
Около 20-30 % детей с диагностированным селективным мутизмом имеют нарушения речи, что только добавляет стресс к ситуациям, в которых ребенок должен говорить.
А вот связи между аутизмом и селективным мутизмом врачи пока не обнаружили. Ребенок может иметь оба диагноза, но ни один из них не провоцирует развитие другого.
«Будто ком в горле»: как дети с селективным мутизмом объясняют невозможность говорить
В целях более глубокого изучения селективного мутизма детей с расстройством часто спрашивают, что мешает им говорить в той или иной ситуации.
Ответы самые разные. «Я не могу начать говорить, потому что тогда все сразу станут обращать внимание на то, что я делаю» — вот как объяснила свое состояние девочка-подросток на приеме у американского психолога, который занимался ее лечением.
Некоторые дети более старшего возраста описывают ощущение большого кома в горле, мешающего им говорить.
Лечение селективного мутизма
Когда родители списывают полное молчание ребенка в определенных ситуациях на стеснительность и замкнутость, они упускают возможность вовремя принять меры, чтобы помочь своему ребенку нормально общаться.
Клинический психолог и ABA-терапист Екатерина Олеговна Мацапура рассказывает, как проходит лечение селективного мутизма у детей.
«Если не корректировать расстройство, то селективный мутизм продолжит развиваться и во взрослом возрасте. Очень важно понимать: мутизм — это не временное явление, его нельзя «перерасти»!
Что же делать родителям в случае, если их ребенок вдруг перестал говорить в саду, школе или с некоторыми родственниками? В первую очередь нужно провести мини-диагностику для того, чтобы убедиться, что мы имеем дело именно с мутизмом, а не другим расстройством, схожим с ним. Понаблюдайте за поведением ребенка.
Если данные диагностические критерии являются отражением вашей ситуации, пора вмешиваться.
Помочь своему ребенку сможете только вы сами, ваш упорный труд, включение в терапию всецело и полностью. Ни в коем случае нельзя ждать волшебной пилюли. Даже самый квалифицированный специалист не «починит» ребенка без должной поддержки родителей.
В силу невыясненной природы возникновения расстройства к лечению селективного мутизма лучше всего подходить в рамках психотерапевтической модификации поведения. Например, ABA- терапия, когнитивно-поведенческая терапия и непосредственно поведенческая.
Упор в коррекции расстройства ставится именно на изменение поведения родителей и поддерживающей группы людей — педагогов, логопедов, воспитателей, нянь. Ребенок с селективным мутизмом чаще всего боится любого внимания к себе, поскольку это вызывает у него чувство сильной тревоги. Поэтому безболезненнее и эффективнее всего научить родителей новым стратегиям поведения.
Важно, чтобы близкие люди смогли вовремя и деликатно поощрять поведение ребенка и отступать тогда, когда это нужно. Основа поведенческой помощи — постепенное устранение нежелательного поведения с помощью подкрепления и обучения замещающим формам поведения.
При затяжном воздействии селективного мутизма могут возникать другие психические расстройства — тревога, депрессия, фобии. И поэтому следует обратится за медикаментозной помощью к психиатру. Это особенно важно для детей с запущенным видом мутизма, а также для взрослых с данным нарушением. Фармакотерапия помогает облегчить состояние, увеличивая шансы на успешную психотерапию.
Эффективность и результат помощи также будут зависеть от слаженности команды. В адаптации ребенка и научении его «говорить» должны участвовать все окружающие его взрослые.
Как ребенку могут помочь родители
Не давите на ребенка, не заставляйте его говорить через силу!
Лучше поддерживать ребенка и говорить с ним о волнующих его темах, всячески показывая, что вы на его стороне.
Стимулируйте ребенка к общению посредством изменения среды. Чаще бывайте в тех местах, которые вызывают впечатления у ребенка. Сконцентрируйтесь на удовольствии. Пусть рассказывает взахлеб о просмотренном фильме или поездке в аквапарк.
Играйте с ребенком, научитесь получать положительные эмоции и давать их. Хвалите за общение и игру с другими детьми.
Хвалите деликатно! Селективный мутизм не терпит агрессивного поощрения. Лучше изменить привычную словесную похвалу на жетоны или наклейки. Создайте дома такую систему поощрения, которая будет наглядна для ребенка. Ответил сегодня в школе — держи фишку. Собрал 7 фишек за неделю? Держи мороженое! Обязательно спрашивайте у маленького человека, что бы ему хотелось в награду за собственный труд.
Создайте визуальное расписание, чтобы ребенку было понятно, что ждет его в течение дня. Распишите его максимально подробно, особенно уделяя внимание тем ситуациям, в которых ребенку сложно. Старайтесь в описании быть нейтральными, показывая только факты и давая ребенку способы совладания с ситуацией. Например: «если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти». Эти меры позволят снизить тревогу.
Не удивляйтесь сильно эмоционально, когда ребенок все же заговорит. Пусть это будет нормой. Не делайте акцент на том, что с ним было что-то «не так».
Детям старшего возраста рекомендована индивидуальная поддержка и подход, поскольку мутизм в таком возрасте сильно опосредуется окружающим миром. В данном случаем необходимо обязательно обратиться к психологу».