Что такое музейная педагогика

Консультация «Музейная педагогика»

Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя произведения искусства, старины, экспонаты педагогического содержания. Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания подрастающего поколения.

Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. ХХ века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге, в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые годы ХХ века.

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Л. В. Пантелеевой, Н. А. Рыжовой и др.).

Еще в начале ХХ столетия (Н. Д. Бартрам, С. Т. Шацкий, Ф. И. Шмит и другие) доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. С 90-х годов ХХ века проводится работа, направленная на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея.

Зачем же она нужна, музейная педагогика? Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь ребенку стать творческой личностью. Формирует такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она включает ребенка в сферу культуры. Социологические исследования показывают, что для большинства взрослых первое посещение музея оказывается и последним. Естественно, такое посещение не дает «пищи» ни для ума, ни для души. Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат.

Именно в дошкольном возрасте формируются различного рода практические, умственные и художественные способности. В их развитии важное место занимает общение детей с искусством, в процессе которого предусматривается решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.

Реализация данной программы позволила сформулировать направление педагогического музея кукол с учетом этнопедагогического подхода.

Организованный в дошкольном учреждении Педагогический музей кукол, создает особую этнопедагогическую развивающую среду, способствующую нравственно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Этнопедагогическая развивающая среда содействует развитию внутреннего мира и потенциала детей, позволяет ощутить ребенку свое единство и равнозначность своей культуры с достижениями культур других народов, объединяет усилия по воспитанию детей, педагогов и родителей.

Новизна педагогического музея кукол: заключается в разработке педагогической системы работы с детьми средствами музейной педагогики с учетом этнопедагогической среды народов Алтая и сопредельных территорий.

Музей рассматривается нами как вариант учебной мастерской, образовательного пространства, местом проявления активности ребенка. Ребенок познает мир через все органы чувств, и радость его от впервые виденного, ощупанного, испробованного несравненно ярче, чем у взрослых, а потребность в таких ощущениях сильнее, поэтому педагогический музей должен подойти к детям, прежде всего методом чувственных восприятий и помочь в выработке «чувственной грамотности». У детей появляется желание увидеть, услышать, пощупать, попробовать, а также совершить открытия и что-нибудь сделать своими руками. С этой целью используется метод «музейных игр» (игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений).

С помощью новых технологий нашли пути взаимодействия с детьми, которые с одной стороны сохраняют преимущество детского творчества, а с другой – помогают ребенку овладеть средствами музейной педагогики. Опыт показал, что творческие результаты можно получить лишь в том случае, если использовать адекватные возрасту формы и методы работы, создать атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного образа; направленность содержания образовательно-воспитательного процесса ДОУ на ознакомление с культурой народов Алтая, природным, социальным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаКонсультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаКонсультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаКурсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Источник

Что такое музейная педагогика? Информация к размышлению

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогика Юлия Сазонова
Что такое музейная педагогика? Информация к размышлению

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогика

Понятие «музейная педагогика» появилось в России в начале 70-х гг. XX века и было заимствовано из немецкой терминологии, где активно использовалось уже с начала XX века. Согласно определению, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. То есть музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой и материальными возможностями ДОУ.

Итак, за короткое время существования сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу педагогическую практику, о чем свидетельствуют многочисленные музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Почему? Почему же музейная педагогика прочно входит в музеи, в школу, дошкольные образовательные учреждения?

Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к мировому и отечественному культурному наследию. А это, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств, развитию духовности, художественного вкуса, становлению гармонично и всесторонне развитой личности. Все это возможно с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также всех тех предметов, которые окружают ребенка в его повседневной жизни.

Но надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих об отличиях символистов от передвижников, о периодах творчества Врубеля и т. д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Как показывает анкетирование родителей, для них важней видеть в своем ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей.

Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Мировой опыт свидетельствует о возможности приобщения ребенка к миру прекрасного, уже начиная с пренатального периода, однако, наиболее продуктивной будет работа с ребенком начиная с 4 лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.

Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Если ребенок устал, огорчен, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от занятий на кружке, хотя, в принципе, такие занятия и обладают релаксирующей функцией, на них можно расслабиться, помечтать, просто разглядывая красивые картинки.

А после проведения занятия, конечно, желательно для закрепления полученной информации небольшая домашняя творческая работа вместе родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое, что будет способствовать и сплочению родителей со своим ребенком.

В-четвертых, для получения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их планировании и проведении, и в обсуждении полученных результатов. Поэтому я всегда рассчитываю на консультации педагога-психолога и педагога-логопеда.

Итак, музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.

Средства музейной педагогики предполагают взаимное партнёрство педагога и ребенка, сотрудничество с родителями.

Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.).

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаПриходите к нам в музей! Приходите к нам в музей Выполняю своё обещание и приглашаю вас на экскурсию по нашему музею. Музейная педагогика сравнительно новое направление.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаЗапись на 2011–2012 учебный год Творческие мастерские «Вариации Века» начали предварительную запись в мастерскую танца, музыкальную мастерскую, театральную мастерскую.

Источник

Музейная педагогика как инновационная технология для приобщения детей к историческому, культурному, природному наследию

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности музея,являются:

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея в образовательной организации.

Задачи музейной педагогики:

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;

Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея.

Как передать культурное наследие наших предков сегодняшним поколениям?

В этом нам могут помочь музейные занятия.

Для формирования у воспитанников ДОУ нравственных качеств патриота, гражданина одних занятий явно недостаточно. Пришли дети с другим миропониманием, с другим мироощущением. Они не понимают многих слов, привычных для нашего поколения – веретено, коромысло, сундук и т. д.

Как объяснить им то, что мне кажется естественным и простым? Как не дать прерваться памяти поколений?

Необходимость обновления методов и форм образовательного процесса привела к активному внедрению средств музейной педагогики в дошкольное образование. На мой взгляд, именно музейная педагогика помогает решать многие проблемы в воспитании и обучении детей.

Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Мне представляется самой главной задачей музейной педагогики – сохранение памяти и традиций наших предков. Сегодня мне хочется заострить ваше внимание лишь на одной из составляющих технологии музейной педагогики – формах работы.

Существуют разные классификации форм музейной деятельности.

1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейное занятие);

2) формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, бал, мастер-класс, виртуальный музей).

Как вы считаете, какие из представленных форм работы являются традиционными, а какие нетрадиционными?

Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии (автогид, аудиогид). Музейные занятия можно приравнивать по значению с занятием по ознакомлению с окружающим миром, при условии содержания соответствующего тематике материала.

К нетрадиционным моделям проведения занятий, которые могут применяться и в музейной педагогике,относятся:

— интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

— занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

— занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы,известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

Особенно эффективна в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, а именно создание музейных экспозиций.

Музей – это научно- просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в детском саду называют «мини – музей». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Мини-музей и образовательный процесс»

Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;

Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я-экскурсовод» и др.);

Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.

Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия

Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность. Одна из основоположников отечественного дошкольного образования XX века Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Давайте перечислим, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ?

Особенность мини – музея:

• В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно!

• Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

• В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители.

• Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Основа мини-музея состоит в необходимости интересно и необычно рассказать о том или ином явлении, предмете, чтобы у посетителей мини-музея появился интерес, желание узнать, откуда это берется.

Порядок размещения экспонатов имеет некоторые правила:

• крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;

• мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;

• наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь;

• не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите, тем не менее их надо размещать в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Как сделать так, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность воспитанников в процессе приобщения к культуре своего народа?

Ответ очевиден – привлечь детей и их родителей к поиску экспонатов, проведению экскурсий, сбору материала, а также к созданию экспозиций.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

• Определение темы и название музея

• Выбор места для размещения

• Выбор инициативной группы

• Вспомогательный фонд музея

• Основной фонд музея

• Перспективный план свободной деятельности в музее (например: цветов на год).

«Представление мини-музея»

• Заседание инициативной группы.

• Участие в конкурсе мини-музеев.

• Фотовыставка «А у нас в музее».

4.Активный этап: «Функцианирование мини-музея»

За технологией музейной педагогики будущее, так как «вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».

Мини- музей требует огромных сил, поэтому привлекайте детей, родителей, жителей города, села к работе музея и не забывайте свое прошлое.

Феномен мини-музея в детском саду состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности: поисковой, исследовательской, просветительной… «

Музей – это храм Прошлого, отражение Настоящего, окно в Будущее.

Покидая музей, мы выходим из него богаче, чем были, когда входили в его двери.

Хорошо, что в есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаКазачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаКонсультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаКурсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаКонсультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Что такое музейная педагогика. Смотреть фото Что такое музейная педагогика. Смотреть картинку Что такое музейная педагогика. Картинка про Что такое музейная педагогика. Фото Что такое музейная педагогикаМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *