Что такое мыльно пильные заводы

Уроки литературы в 6 классе (стр. 12 )

Что такое мыльно пильные заводы. Смотреть фото Что такое мыльно пильные заводы. Смотреть картинку Что такое мыльно пильные заводы. Картинка про Что такое мыльно пильные заводы. Фото Что такое мыльно пильные заводыИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Что такое мыльно пильные заводы. Смотреть фото Что такое мыльно пильные заводы. Смотреть картинку Что такое мыльно пильные заводы. Картинка про Что такое мыльно пильные заводы. Фото Что такое мыльно пильные заводы

Во время комментированного чтения и беседы будем поощрять учеников, когда они отмечают пословицы, поговорки, необычные слова, выражения и обороты речи.

3-е и 4-е задания учебника рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 293, ч. 1) сделать письменно.

Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов,

народной этимологией. Приемы сказочного повествования.

Образ левши. Лесков — «писатель будущего»

Урок развития речи

I. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования

Во время комментированного чтения учитель обращал внимание учеников на необычные слова, созданные автором, на пословицы и поговорки в речи героев и повествователя. Обобщим эти наблюдения и проследим, с помощью чего создается комический эффект.

Проверка домашнего задания

Прочитаем вслух текст 3-го задания учебника рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 293, ч. 1). Затем ученики прочитают примеры, которые они выписали дома. Можно устроить конкурс: кто нашел больше слов и выражений, придуманных автором?

«Мыльно-пильные заводы», «двухсестная» карета, «бюстры», «а посередине под Балдахином стоит Аболон полведерский», «буреметры морские, мерлюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли», «Платов держит свою ажидацию», «нимфозории», «египетские керамиды», «тужурные жилетки», «мелкоскоп», «прямое дансе и две верояции в сторону», «преламут», «свистовые казаки», «потная спираль», «пубель», «тугамент», «горячий студинг в огне», «публицейские ведомости», «клеветон», «по симфону воды ерфиксом приняли», «грандеву», «ногавочки», «стирабельная дощечка», «Твердиземное море», «часы с трепетиром», «пальто с ветряной нахлобучкою», «презент» (брезент), «буфта», «водопление», «полшкипер», «аглицкое парей», «парат», «курица с рысью», «пуплекция».

— В каких случаях рассказчик употребляет необычные слова?

Рассказчик употребляет необычные слова, когда он сталкивается со словами, которых нет в простонародной речи, или когда надо рассказать о том, что герои увидели за границей. Примеры: «смолевые непромокабли», «стирабельная дощечка».

* Этимолóгия — наука о происхождении слов; происхождение слова или выражения.

* Народная этимолóгия — переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений: таблица — «долбица» (потому что ученики ее «долбят»), подшкипер — «полшкипер».

— Найдите среди необычных слов другие примеры народной этимологии.

Словесная игра для автора не просто попытка передать народную речь и вызвать у читателей улыбку, но и обличение: фельетон называется «клеветоном» (потому что газетные фельетоны часто содержат клевету); в словосочетании «публицейские ведомости» (название периодического издания) мы слышим сочетание слов «публика» и «полиция», что «в переводе» означает, что содержание газет контролируется полицией.

— Какие пословицы и поговорки вы нашли в тексте сказа? «Дело выгорело», «снег на голову», «в Польше нет хозяина больше», «кто кого перепьет, того и горка», «небо тучится, брюхо пучится».

— Мы уже говорили, что сказ в чем-то похож на сказку, выделяли зачин и повторы. Какие еще приемы сказочного повествования можно выделить в сказе? Какую роль они играют в повествовании?

Зачин: «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть».

Концовка: «А доведи он левшины слова в свое время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

В сказе встречаются повторы. Несколько раз англичане пытаются убедить Александра Павловича в том, что они самые искусные мастера, а Платов это убеждение разрушает. Когда Платов привозит блоху Николаю I, царь несколько раз пытается обнаружить работу туляков, пока не посылает за левшой.

Есть в сказе повторения слов, как в сказках. Платов говорит: «. я пью-ем что хочу и всем доволен. » В рассказе о разговоре Платова с туляками говорится: «Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять. » В главе десятой: «Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил — никак не мог ухватить. » О левше: «Но вдруг начал беспокойно скучать. Затосковал и затосковал. »

Зачин, повторы, диалоги и концовка создают впечатление сказочности повествования.

— Найдите эпизоды и описания, которые лишены сказочных элементов.

Лишены сказочных элементов рассказ о том, куда ходили три мастера молиться Богу перед работой (главы шестая, седьмая); рассказы о том, как Платов таскал левшу за волосы, как обошлись с левшой на родине после его возвращения из Англии, а также вывод из всей этой истории, сделанный Лесковым в главе двадцатой.

— Каким изображен левша на рисунке Н. Кузьмина (с. 267, ч. 1 учебника)?

На рисунке Н. Кузьмина левша изображен, скорее всего, в момент, когда он тоненьким молоточком забивает гвоздики в подковки на ноги блохи.

Художник обращает внимание на сосредоточенный, прищуренный взгляд мастера, большие ладони и торчащие в стороны «волосья». Главная мысль рисунка в том, чтобы передать способность русских мастеровых к такой тонкой работе, которую не берет даже самый сильный «мелкоскоп», а они могут выполнить, потому что у них «так глаз пристрелявши».

Предложим одному-двум ученикам рассказать об образе левши по цитатному плану, данному в учебнике (5-е задание, с. 293—294, ч. 1).

Лесков называет левшу мастером и пишет: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства». Автору удалось передать в этом образе наиболее характерные черты народного мастера-самородка. Это сосредоточенность на работе — такая, что мастера не отвлекаются даже на крики: «Горим!» Это спокойная уверенность в том, что главное в человеке не внешнее, а внутреннее, не одежда, а душа и умение: левша не конфузится перед государем, хотя вся одежда у него старая и разорвана. Он умеет делать такую тонкую работу, которую «никакой мелкоскоп взять не может».

Русские люди «в науках не зашлись», потому что не было школ для обучения рабочих грамоте и арифметике. Но главное достоинство русского человека левша видит в преданности Отечеству. Он в Англии тоскует по Родине и говорит англичанам: «. желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

На корабле даже в самый сильный шторм левша не уходит с палубы: «Водопление стало ужасное, а левша все вниз в каюты нейдет — под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит».

До последнего момента левша думал о том, чтобы принести пользу России. Перед смертью он говорит и думает об одном:

И с этою верностью левша перекрестился и помер».

Изображение этого памятника учитель может найти в Интернете на сайтах, посвященных достопримечательностям г. Орла.

III. Творческая работа. Самостоятельная работа

Подводя итоги работы над произведением, предложим ученикам небольшую самостоятельную работу или творческую работу: письменный ответ на 6-й или 7-й вопросы (с. 294, ч. 1).

Лесков говорил: «. там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже пишется с маленькой буквы.

называл «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова?

Самостоятельная работа «Размеры стиха.

1. Восстановите деформированный текст. Определите размер стиха.

И дорога пылится слегка,

( (?) «Однозвучно гремит колокольчик. »)

Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, в котором повествование ведется от лица рассказчика с особым характером и складом речи, — это ______________.

3. Сформулируйте определение.

Повесть — это _______________.

4. Какое стихотворное послание мы изучали в I полугодии? Кто его автор?

1. Восстановите деформированный текст. Определите размер стиха.

Крики их полны тоской.

Сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, богах и легендарных героях, — это ____________.

Произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле, — это ___________.

3. Сформулируйте определение.

Роман — это ___________.

4. Какие баллады мы изучали в I полугодии? Кто их автор?

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.

( (?) «Однозвучно гремит колокольчик. »)

Плещут холодные волны,

Бьются о берег морской.

Носятся чайки над морем,

Крики их полны тоской.

Проверьте свою формулировку по литературоведческому словарю.

. «Три пальмы». Ф. Шиллер. «Перчатка».

Закончить (или написать) творческую работу на одну из данных выше тем.

Антон Павлович Чехов

— автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий».

I. — автор юмористических рассказов

В 5 классе школьники уже читали вступительную статью о Чехове и рассказ «Хирургия». Предложим шестиклассникам на основании этой вступительной статьи вспомнить, что они знают об этом писателе и какие его рассказы читали.

— Где родился Чехов? В какой семье?

В Таганроге, в семье купца.

— Сколько детей было в семье Чеховых?

Шестеро: пять братьев и одна сестра.

— Чем увлекался молодой Чехов?

В гимназические годы Чехов увлекался театром и литературой.

— Какой факультет Московского университета закончил Чехов?

— Какими псевдонимами подписывался Чехов?

Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата.

— Чем вам запомнился рассказ «Хирургия»? Кем были его главные герои?

— Что вы сейчас, спустя год, можете рассказать о фельдшере Курятине и дьяке Вонмигласове?

Читаем вступительную статью учебника (с. 296—297, ч. 1), отвечаем на вопросы к ней (с. 297, ч. 1):

— Что такое псевдоним?

* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

— Почему не стал сразу подписывать рассказ своим именем?

Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы. Напомним, что Антошей Чехонте гимназиста Антона Чехова стал называть законоучитель таганрогской гимназии : он по-доброму любил давать ученикам смешные прозвища.

— Вспомните псевдонимы других писателей.

В пятом классе мы изучали произведения писателей, которые были известны под псевдонимами. Это Саша Черный (псевдоним Александра Михайловича Гликберга), Марк Твен (псевдоним Сэмюэля Клеменса), Жорж Санд (псевдоним Авроры Дюпен).

Обратимся к классу с вопросами.

— Каким человеком предстает перед нами (по материалам статьи учебника и по воспоминаниям )? (1-й вопрос, с. 299.)

Поможем ученикам отметить, что предстает перед нами человеком умным, честным, с чувством собственного достоинства, способным взять на себя ответственность за семью, веселым, остроумным. В Чехове были свобода и легкость, которые благодаря могучей энергии воплощались в «несметное множество бесконечно разнообразных рассказов».

— Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?

Отметим свободу, легкость, веселость и «могучую энергию творчества» (). На наш взгляд, важно подчеркнуть, что энергия — это еще не признак гениальности. Умение направить энергию на творчество, на созидание — вот что создает мастера, творца.

Авторы учебника предлагают нам высказывание об (с. 299, ч. 1). К нему можно обратиться после чтения и анализа рассказа «Толстый и тонкий».

II. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Первый раз рассказ читает учитель. Выразительное чтение — это возможность проявить свое восприятие и понимание текста не только для учеников, но и для педагога, который в этом может дать пример для учащихся. К выразительному чтению этого произведения важно подойти серьезно, порепетировать дома: нужные интонации даются далеко не сразу, но именно от их точности будет во многом зависеть, насколько дети поймут содержание и смысл рассказа. Если учитель сможет прочитать текст выразительно, не засмеявшись, то детям будет смешно, и половина пути к цели будет пройдена.

Зададим заведомо широкий вопрос:

— Что вы можете сказать о рассказе?

Пусть ученики без жестко сформулированного вопроса попробуют высказать свои наблюдения. То, какими именно будут эти наблюдения, что попадет в поле зрения детей, поможет учителю определить уровень их литературного развития. Вот несколько разноуровневых вариантов возможных реплик: ничего не понятно, много незнакомых слов; рассказ похож на сценку; у жены и сына смешные фамилия и имя; тонкий повторяет одно и то же; толстый и тонкий противопоставлены друг другу.

Этот вид работы с пометами в тетради в данном случае необходим. Короткий рассказ насыщен таким количеством незнакомых и малознакомых ученику слов, что ребенок может просто растеряться.

Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.

Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были хорошие, дорогие рестораны.

Губы. лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.

Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.

Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.

Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.

Пахло. ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.

Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени ) это словосочетание носило иронический оттенок.

Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.

Жена. урождённая. : так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.

Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены.

Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.

Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.

Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.

Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.

Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели. » и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.

Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.

Станислáва имею — орден Станислава.

Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.

Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.

Привáтно. делаю — делаю неофициально, частным образом.

Департáмент — отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том, что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника, которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его гордости.

Стáтский: имеется в виду чин статского советника, относящийся к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие.

До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие.

Две звезды имею — имею два ордена.

Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.

Застегнул все пуговки своего мундира: в царской России гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами.

Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в царской России, принятое в официальной речи.

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение; употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения.

Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты.

Милостивое внимание: этот оборот показывает стремление тонкого унизить себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин.

Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.

Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.

Обучение выразительному чтению

После того как дети сориентировались в незнакомой лексике, предложим им попробовать чтение по ролям. Во время поиска необходимой, точной интонации ученики будут приближаться к постижению смысла рассказа.

После первой попытки выразительного прочтения предложим разделить рассказ на части и озаглавить их.

1-я часть: от начала до слов: «Оба были приятно ошеломлены» — «Встретились два приятеля».

2-я часть: до слов: «Тонкий вдруг побледнел. » — «Оба были приятно ошеломлены».

3-я часть: до конца — «К чему тут это чинопочитание!»

Как мы относимся к героям по характеристикам первой части? Кому мы сочувствуем и почему?

— Что мы узнаем о героях во второй части? Как меняется наше отношение к ним?

— Как мы относимся к героям после преображения тонкого в третьей части? Кому мы сочувствуем? Кто вызывает неприязнь и почему?

Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.

— Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение?

В первой части читаем: «Оба были приятно ошеломлены» — оба героя рады встрече, хотя об этой радости говорится настолько высокими словами, что в них чудится оттенок иронии. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены» — встрече рады члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый (Михаил) встрече уже не рад.

— Чем отличаются третий раз сказанные тонким слова о жене и сыне от первого и второго раза? С какой интонацией вы их произнесете?

— Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога?

«Нафанаил немного подумал и снял шапку».

«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».

«. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. »

— Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»?

Очень важный вопрос: мы видим, что привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу.

Если остается время, прочитаем текст еще раз — другим составом.

Подготовить выразительное чтение рассказа «Толстый и тонкий».

Выписать из текста рассказа глаголы, которые характеризуют отношение Порфирия (тонкого) и Михаила (толстого) друг к другу.

«Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Чехов — «художник жизни»

Урок развития речи

I. Проверка домашнего задания

Предложим детям прочитать выписанные дома глаголы, которые характеризуют отношение Порфирия (тонкого) и Михаила (толстого) друг к другу. Отметим наиболее выразительные: изумился, облобызались, устремили (глаза), ошеломлены, поморщился, захихикал.

Особое внимание уделим абзацу: «Тонкий вдруг побледнел. » — в нем сосредоточены глаголы, которые усиливают друг друга и общее впечатление. Побледнел, окаменел, (лицо) искривилось, посыпались (искры), съежился, сгорбился, сузился, съежились, поморщились — эти глаголы ярко и рельефно описывают происходящую с тонким метаморфозу. Чуть позже вернемся к этому абзацу еще раз.

II. «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования

Обратимся к вопросам учебника (с. 302, ч. 1). Очень важно приучать детей работать с письменно сформулированными вопросами, так как часто дети, читая вопрос самостоятельно и не слыша подсказывающей интонации учителя, просто не понимают, о чем их спрашивают.

На примере этого рассказа можно понять, что такое способы юмористического повествования.

Итак, юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.

Способы юмористического повествования:

3) гипербола, литота.

— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.

Вместе с учениками придем к выводу, что неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.

Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «. лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «. лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее. », «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.

Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. »

Завершим анализ рассказа выразительным чтением по ролям, в котором будет синтезировано достигнутое понимание текста.

III. — «художник жизни»

Предложим ученикам прочитать вслух статью учебника « об » (с. 299, ч. 1).

В заключение сделаем небольшую запись в тетради.

* Особенности стиля Чехова — точность и краткость, в том числе быстрое начало и неожиданный финал его произведений.

IV. Подготовка к домашнему сочинению

Предложим ученикам самостоятельно придумать короткий юмористический рассказ, в котором присутствовали бы основные способы создания юмористической ситуации: неожиданность, несоответствие и гипербола. Выскажем пожелание, чтобы рассказы учеников имели быстрое начало и неожиданный финал. Придумать такой рассказ очень непросто, и написание короткого юмористического рассказа будет настоящей творческой удачей. В качестве примера можно прочитать на уроке один ученический рассказ и найти в нем быстрое начало, неожиданный финал и гиперболу.

Пример сочинения дан нами в Приложении («Тайна огуречной бочки»).

На одном из последующих уроков учитель найдет возможность прочитать лучшие сочинения и провести анализ творческих работ.

Написать короткий юмористический рассказ.

Подготовить выразительное чтение стихотворений «Весна, весна! как воздух чист. », «Чудный град порой сольется. ».

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Главная задача уроков, посвященных пейзажной лирике, — дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Важно способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами. Для этого можно обращаться к ассоциациям, воспоминаниям школьников, использовать музыкальные образы и изобразительное искусство, побуждать детей к творческому воплощению образов родной природы путем написания собственных стихотворных или прозаических произведений, выразительного чтения, создания иллюстраций к стихотворениям и даже к созданию танцевальных и пластических этюдов под музыку (в зависимости от возможностей класса).

Повторение теоретических знаний — размеров стиха, тропов и аллитерации — будет способствовать более глубокому пониманию поэтических образов.

Авторы программы под редакцией предлагают для заучивания наизусть стихотворение «Весна, весна! как воздух чист. ». На анализе этого стихотворения стоит остановиться подробнее. Насколько глубоко стоит разбирать другие стихотворения, решит учитель, исходя из уровня подготовленности класса. При недостатке времени можно дать индивидуальные задания ученикам, и стихотворения, не предназначенные для заучивания, могут прозвучать на итоговом уроке-концерте или уроке-конкурсе.

Завершить систему уроков, посвященных пейзажной лирике, можно поэтическим праздником, на котором смогут проявить себя не только чтецы, но и юные поэты, художники, любители музыки и танцоры.

I. Теоретическая разминка

В начале цикла уроков, посвященных поэзии, после традиционной артикуляционной разминки можно вспомнить тот теоретический материал, который детям пригодится на этих уроках, но бывает сложен для усвоения. Мы предлагаем в течение пяти — семи минут повторить размеры стиха, используя уже изученные в этом году поэтические произведения.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

(. «Неохотно и несмело. »)

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился.

(. «С поляны коршун поднялся. »)

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному.

(. «Ель рукавом мне тропинку завесила. »)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Раз у отца, в кабинете,

Саша портрет увидал.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой.

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Только месяц взошел

Цвет в груди у меня. —

(. «Только месяц взошел. »)

Ночь лазурная смотрит на скошенный луг.

Запах роз под балконом и сена вокруг.

(. «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг. »)

Читает стихотворение учитель. Сразу можно определить размер стиха: чередование четырехстопного и трехстопного ямба.

— Какое ощущение создает у слушателя изменение длины строки (количества стоп в строках)?

После этого возможна беседа.

— Если вы вспоминаете о лучших днях весны, какие картины вы представляете? Совпадает ли при этом ваше настроение с настроением, которое хотел передать нам Баратынский?

— Что особенно восхищает поэта?

Поэта особенно восхищают весной чистота воздуха, ясность, легкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.

— Какие слова в этом стихотворении передают ощущение всеобщего движения и жизни?

Поэт все внимание отдает описанию природы, использует много глаголов (слепит, летают, шумят, блестят, несет) и кратких прилагательных и причастий (чист, ясен, обнажены, шумен, душист), что создает впечатление быстрого движения.

Можно вспомнить фетовское: «. Как свеж и чист твой вылетает май!», «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее убор».

— Какие художественные приемы использует поэт?

Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

Метафоры: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка!»

Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.

Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *