Что такое нагнетательный клапан
Клапан, нагнетательный
см. все термины ГОСТ 15888-90. АППАРАТУРА ДИЗЕЛЕЙ ТОПЛИВНАЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Смотреть что такое «Клапан, нагнетательный» в других словарях:
КЛАПАН НАГНЕТАТЕЛЬНЫЙ — отделяет в компрессоре или в паро воздушном насосе полость воздушного цилиндра. При ходе поршней этих цилиндров для нагнетания К. н. открывается давлением сжимаемого воздуха, поступающего по нагнетательной трубе в главный резервуар. При обратном… … Технический железнодорожный словарь
Клапан нагнетательный — 24 Источник: ГОСТ 15888 90: Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
клапан — 1.3.1.3 клапан: Подвижная часть многофункционального регулирующего устройства, которая открывает, изменяет степень открытия или закрывает подачу газа. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
нагнетательный клапан глубинного насоса — подвижный клапан глубинного насоса — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы подвижный клапан глубинного насоса EN travelling valve … Справочник технического переводчика
нагнетательный клапан — Клапан насосной секции, разобщающий линию высокого давления и надплунжерную полость. Примечание В зависимости от конструкции различные типы нагнетательных клапанов могут выполнять одну или несколько из нижеперечисленных функций: а) предотвращение … Справочник технического переводчика
НАГНЕТАТЕЛЬНЫЙ — НАГНЕТАТЕЛЬНЫЙ, нагнетательная, нагнетательное (тех.). Служащий для нагнетания. Нагнетательный насос. Нагнетательный клапан. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
нагнетательный клапан (насоса) — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN dischange valve … Справочник технического переводчика
нагнетательный клапан (скважинного насоса) — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN traveling valve … Справочник технического переводчика
Нагнетательный клапан — 24. Нагнетательный клапан Delivery valve Клапан насосной секции, разобщающий линию высокого давления и надплунжерную полость. Примечание. В зависимости от конструкции различные типы нагнетательных клапанов могут выполнять одну или несколько из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
нагнетательный — см. нагнетатель; ая, ое. Нагнета/тельный клапан. Н ая станция … Словарь многих выражений
Что представляет собой нагнетательный клапан пневмобаллона
5 признаков того, что ваш Передний Амортизатор Mercedes-Benz CLS Class C219 Нуждается в Замене
Отличная Возможность Сэкономить: Ознакомьтесь с Нашими Предложениями на «Черную Пятницу»
Последнее поступление: Mercedes E-Class W213 / S213 2 Corner Блок Клапанов Пневмоподвески
Что представляют собой нагнетательные клапаны?
Эти клапаны контролируют воздух, который поступает в систему пневматической подвески. Маленькие детали, накачивая и спуская мембраны, помогают контролировать высоту вашего автомобиля и адаптироваться к любым дорожным условиям.
Различают два различных типа нагнетательных клапанов:
Запорные клапаны удержания давления
Как следует из названия, они поддерживают постоянное давление воздуха и баланс пульсаций. Это гарантирует, что ваши пневматические баллоны / пневмостойки получают минимальное давление, необходимое для их функционирования.
Клапаны удержания давления
Эти клапаны предотвращают неконтролируемое давление воздуха в системе пневматической подвески.
Почему вам нужно заменить нагнетательные клапаны?
Со временем клапаны могут сломаться или сноситься. Это значит, что пневмостойки больше не удерживают давление воздуха, которое им необходимо для правильной работы.
Краткосрочная проблема выражается в уменьшении дорожного просвета вашего автомобиля. Но если эту проблему не решить, то, скорее всего, компрессор пневмоподвески выйдет из строя по причине чрезмерной нагрузки. Его замена обойдётся вам недёшево. А это совсем не весело.
Вам необходимо сделать ремонт пневмостойки?
Тогда посетите AEROSUS. У нас есть нагнетательные клапаны, которые помогут вашей пневмостойке и системе пневматической подвески работать, как новым. Мы предлагаем несколько моделей. Итак, ознакомьтесь с ассортиментом предлагаемых нами частей и посмотрите, сможете ли вы найти подходящие для своего автомобиля.
Нагнетательные клапаны. Подборка инфы
2. Теоретически обоснован критерий оценки разгружающей способности нагнетательных клапанов топливной системы дизелей лесных машин. Предложено оценку работоспособности нагнетательного клапана проводить не по плотности (зазору) соединения «отверстие — разгрузочный поясок клапана», а по фактическому объёму вытесняемой клапаном технологической жидкости. Для оценки технического состояния нагнетательных клапанов топливной аппаратуры предложен новый метод и устройство, которое позволяет проводить оценку способности клапана по разгружающему объёму.
4. Установлено, что разгружающая способность нагнетательных клапанов во многом зависит от зазора в соединении «отверстие — разгрузочный поясок» клапана. У клапанов, бывших в эксплуатации свыше 74 % клапанов имели указанный зазор выше допустимого нормативнотехнической документацией. У новых нагнетательных клапанов, поступающих на сервисные предприятия в качестве запасных частей, также обнаружены клапаны (20 %) с превышением нормативного значения.
5. Установлены закономерности изменения зазоров соединения «отверстие корпуса — разгружающий поясок» клапана и хода разгрузки от наработки. Наиболее интенсивно увеличение зазора происходит после наработки 2000 мото-часов. Ход разгрузки клапана изменяется по линейной зависимости. Жесткость пружин наиболее интенсивно снижается после наработки 1000 мото-часов. Установлены зависимости объёма разгрузки клапана от зазора в соединении «отверстие — разгрузочный поясок» и хода разгрузки.
7. Анализ точности разработанного метода и устройства для оценки технического состояния нагнетательных клапанов по разгружающему объёму показала его преимущество по сравнению с существующими мето
I дами. Так максимальное отклонение цикловой подачи насосов с клапа нами, проверенными и отобранными как годные на разработанном приборе, составляет ± 7,5 %, а на серийном приборе — ± 20,8 %.
8. Разработанные технологические и организационные рекомендации по обеспечению работоспособности нагнетательных клапанов топливных насосов дизелей.
Другой причиной, вызывающей перегрев и закоксовывание распы лителей, является проникновение газов из цилиндра двигателя непосредственно под иглу распылителя Такое явление происходит, когда дав ление газов превышает давление топлива под иглой распылителя. Несмо тря на то, что давление открытия иглы обычно в 1,5-2 раза превышает давление р2, это возможно при колебательных явлениях топлива в трубопроводе высокого давления и при подскоках иглы под действием сил упругости, вызывающих подвпрыски топлива (рис 4.1).
В таких случаях на игле форсунки появляется нагар, который в процессе работы увеличивается в объеме, продвигается вдоль направляющей по зазору, отвердевает и приводит к зависанию иглы со всеми последствиями для двигателя. О попадании газа в форсунку можно судить по изменению цвета запорного конуса иглы распылителя или по наличию пузырьков в сливаемом из форсунки топливе.
Отскакивание иглы от посадочного пояска распылителя будет происходить под действием силы удара. Инерция движущихся масс форсунки не позволяет игле следовать немедленно за падением давления топлива, несмотря на высокое давление закрытия форсунки (23,0-28,0 МПа), фактическое давление в момент посадки иглы находится на уровне остаточного давления в трубопроводе. Для своевременной посадки иглы необходимо увязать интенсивность падения давления под иглой с массой подвижных деталей, уменьшить инерцию движущихся масс, уменьшить ход иглы и увеличить гидроплотность распылителя.
Падение давления топлива в конце впрыска зависит от условий обеспечения отсечки.
Нагнетательный клапан определяет величину остаточного давления в трубопроводе, динамику его снижения и наличие колебательных явлений в замкнутой системе. В обычных клапанах типа «Бош» (Bosch) изменить условия посадки клапана можно увеличением жесткости винтовой пружины, а эффективно регулировать остаточное давление можно за счет величины разгрузочного объема и перепускных каналов за конусом.
В зависимости от условий работы топливной системы для обеспечения своевременной посадки иглы регулирование всех элементов может вестись в сторону замедления падения давления под иглой распылителя.
Нагнетательный клапан должен увеличивать производительность насоса, препятствовать проникновению газов в топливную систему и регулировать уровень остаточного давления в трубопроводе р0. Снижение р0 способствует повышению запирающей возможности форсунки и уменьшению закоксовываемости распылителя.
Для устранения закоксовывания форсунок, требования к характеристике впрыска сводятся к обеспечению плавного нарастания количества подаваемого топлива, по углу поворота кулачка с достаточно высоким давлением, при сравнительно резком окончании подачи без подвпрысков, и минимально возможной продолжительностью подачи топлива в цилиндр двигателя.
В этом отношении могут оказать положительное влияние такие параметры, как регулировка скорости плунжера с обеспечением максимальной величины не более 2 м/с в момент отсечки, повышение жесткости пружины нагнетательного клапана, выбор оптимальной пропускной способности форсунки и диаметра сопловых отверстий для равномерного распределения топливных факелов по объему камеры сгорания с учетом распределения в ней воздуха. При этом на проверочном стенде форсунка должна обеспечивать четкий «звенящий» впрыск без подтекания топлива при оптимальном давлении открытия форсунки до пределов, не снижающих долговечность работы распылителя.
Во время эксплуатации двигателя прецизионные элементы ТНВД подвержены многообразию дефектов, непосредственно лимитирующих их ресурс и надежность работы. Причины появления их также многообразны и определяются конструктивными особенностями, условиями производства и эксплуатации.
У изношенного топливного насоса при малых числах оборотов кулач кового вала, близких к оборотам холостого хода двигателя, подача топлива при малых величинах активного хода плунжера почти прекращается, а топливный насос на этих режимах начинает работать с пропусками, вызывая сильную вибрацию двигателя.
Существует прямая зависимость между качеством очистки топлива и степенью износа прецизионных деталей топливной аппаратуры. Достаточно присутствия в топливе микроскопических твердых примесей, незаметных для невооруженного глаза, чтобы вызвать износ прецизионных деталей. Наибольший вред приносят именно эти мельчайшие частицы, попадающие с топливом в зазор между плунжером и втулкой насоса, между иглой и корпусом распылителя форсунки и т.д.
Кроме износа цилиндрической поверхности плунжера и втулки, наблюдается еще износ отсечных наклонных кромок у золотниковых насосов. Такой износ влияет на резкость отсечки топлива и искажает процесс впрыска. Износ кромки также вызывается мельчайшими твердыми частицами, попадающими в насос с топливом.
Плунжер, выдвинутый из втулки на одну треть длины рабочей цилиндрической поверхности, должен плавно и безостановочно опускаться под воздействием силы тяжести, при любом угле поворота вокруг своей оси и вертикальном положении оси втулки.
Сильный износ разгрузочного поршенька нагнетательного клапана снижает разгрузочный эффект в нагнетательном трубопроводе. Это сопровождается увеличением подачи топлива и появлением повторных впрысков.
Увеличение подачи влечет за собой дымный выхлоп и перегрузку отдельных цилиндров, а повторные впрыски вызывают повышение расхода топлива, закоксование форсунки, перегрев двигателя и в конечном итоге — нарушение рабочего цикла.
При «заедании» нагнетательного клапана, может произойти поломка плунжера или поломка корпуса топливного насоса (обрыв верхней его части, ослабленной расточкой под гнездо нагнетательного клапана).
Поломка пружин рабочих клапанов ТНВД — очень распространенная неполадка. Она нарушает нормальную работу клапанов, способствует их заклиниванию, а при попадании частиц обломков пружин под клапаны, особенно регулирующие, вызывает нарушение фаз впрыскивания и цикловых подач топлива в данный цилиндр.
Нагнетательные клапаны
Нагнетательный клапан разъединяет линию высокого давления (штуцер ТНВД, топливная трубка высокого давления и форсунка) и полость высокого давления в насосе. Нагнетательный клапан обеспечивает разгрузку линии высокого давления сразу после окончания впрыскивания топлива, предотвращая тем самым подвпрыски топлива, регулирует остаточное (начальное) давление в нагнетательном топливопроводе и корректирует скоростную характеристику топливоподачи. Схема нагнетательного клапана показана на рисунке.
Рис. Штуцер ТНВД в сборе с нагнетательным клапаном и клапаном-дросселем обратного потока: а — нагнетательный клапан в сборе; б — фаза впрысха; в — процесс разгрузки; г — посадка клапана в седло; 1 — нагнетательный клапан; 2 — пружина клапана; 3 — корпус нагнетательного клапана; 4 — пружина клапана-дросселя обратного потока; 5 — клапан-дроссель обратного хода; 6 — посадочные поверхности клапана; 7 — разгрузочный поясок
Нагнетательный клапан 1 грибкового типа открывается давлением топлива во время активного хода плунжера и прижимается к седлу пружиной 2 во время процессов слива топлива из ЛВД и наполнения.
В конце процесса впрыскивания топлива при посадке иглы форсунки на седло в линии высокого давления возникают прямые и отраженные волны давления, которые могут приводить к повторным впрыскиваниям. Негативные последствия этого явления заключаются в закоксовывании сопловых отверстий форсунки из-за появления капель топлива с последующим нарушением процесса сгорания и в появлении дыма и токсичных составляющих в отработавших газах двигателя. С целью устранения подвпрыскиваний нагнетательный клапан имеет разгрузочный поясок 7. При отсечке подачи клапан начинает садиться на седло и в положении, показанном на рисунке в разгрузочный поясок 7 отсасывает топливо из линии высокого давления, обеспечивая тем самым быстрое прекращение впрыскивания, отсутствие подвпрысков и формируя определенный уровень остаточного (начального) давления в линии высокого давления. На рисунке г клапан показан в закрытом положении, стрелками обозначен ход клапана от начала действия разгрузочного пояска, т.е. ход разгрузки В простейшем исполнении штуцер ТНВД не включает в себя клапан-дроссель обратного потока (5 рисунке) и состоит только из собственно клапана 1 и пружины 2. установленных внутри корпуса штуцера 3.
Необходимость установки клапан-дросселя обратного потока возникает в тех случаях, когда действия разгрузочного пояска нагнетательного клапана бывает недостаточно для устранения подвпрыскивания топлива (как правило, при высоких частотах вращения в сочетании с увеличенным остаточным давлением) В этих случаях быстрая посадка нагнетательного клапана генерирует волну сжатия, которая, несмотря на действия разгрузочного пояска, может сформировать дополнительное впрыскивание топлива. Для предотвращения этих явлений в корпус 3 штуцера устанавливается клапан с дросселем 5 и с пружиной 4. составляющие клапан-дроссель обратного потока (рис. а). Наличие такого демпфирующего клапана делает процесс разгрузки линии высокого
Уважаемый посетитель! Мы физически не можем отвечать на каждый комментарий..
Для того, чтобы Вы могли самостоятельно (или с помощью ближайшего автосервиса) устранить неисправности дизеля, мы разработали ОнлайнДиагностику. Это интерактивное руководство, которое содержит все известные причины неисправностей дизельных двигателей и указывает пути достижения правильной работы конкретного двигателя.
Приглашаем вас воспользоваться ОнлайнДиагностикой прямо сейчас!
Оставить комментарий:
Не думай о проблемах которые произошли, а думай о тех которые могут произойти.
Клапаны топливных насосов высокого давления (ТНВД)
В топливных насосах высокого давления современных дизелей применяют следующие клапаны:
Всасывающие клапаны
Всасывающие клапаны обеспечивают поступление топлива в полость насоса высокого давления из подкачивающего топливопровода и разобщение этой полости с топливопроводом при окончании процесса наполнения. Устанавливают клапаны с принудительным управлением и автоматические.
Рис. Конструкции клапанов:
а — всасывающих; б — отсечных; в — демпферного устройства, 1 — клапан; 2 — толкатели; 3 — гайка; 4 — корпус клапана; 5 — каналы подвода топлива; 6 — грибок; 7 — основной клапан; 8 — дросселирующие отверстия; 9 — поршень; 10 — канал отвода топлива
Во всасывающем клапане с принудительным открытием (рис. а) толкатель 2 клапана расположен в корпусе 4 клапана. Его прижимают конусными поверхностями к гнезду гайкой 3. Грибок 6 клапана разобщает каналы 5 подвода топлива с полостью насоса. При нажатии толкателя на торец клапана происходит его открытие и топливо поступает в полость насоса высокого давления. При отсутствии воздействия толкателя пружина плотно прижимает клапан к гнезду.
Отсечные клапаны
Отсечные клапаны обеспечивают управление концом подачи топлива. Конструкция их (рис. б) аналогична конструкции всасывающих клапанов с принудительным открытием. Они могут выполнять одновременно функции всасывания и отсечки. В дизелях с большими цикловыми подачами размеры этих клапанов значительны, поэтому в момент отсечки на тарелку такого клапана действуют большие силы, нагружающие детали привода. Тогда необходимо устанавливать регулятор с большим перестановочным усилием. С целью улучшения работы клапана его выполняют двойным. Толкатель вначале воздействует на внутренний клапан 1 с малыми размерами тарелки. Когда давление в полости насоса понизится, толкатель соприкасается с торцом основного клапана 7 и открывает его, обеспечивая получение большого суммарного сечения, через которое происходит последующая отсечка и наполнение полости насоса.
Вытекающее в момент отсечки топливо имеет высокое давление, поэтому в отсечной полости создаются интенсивные колебания. В случае соединения отсечной и наполнительной полостей эти колебания распространяются по линии наполнения и приводят к резкому ухудшению процесса наполнения. Чтобы устранить эти явления и стабилизировать давление в отсечной полости, на отсечном клапане или рядом с ним устанавливают специальные демпферы или амортизаторы (рис. в), которые воспринимают нагрузки от потока топлива и предотвращают возникновение резких колебаний. При подъеме отсечного клапана 1 топливо из полости высокого давления проходит через канал 5, дросселирующие отверстия 8 в нагруженном пружиной поршне 9 и поступает через канал 10 в нагнетательный топливопровод. В момент прохода топлива через дросселирующие отверстия и объем с пружинами происходит падение давления и гашение колебаний.
Нагнетательные клапаны
Нагнетательные клапаны выполняют следующие функции:
По конструкции различают клапаны:
Рис. Конструкции нагнетательных клапанов:
а—г — грибовидных, д, е — цилиндрических, 1 — гайка; 2 — ограничитель; 3 — пружина; 4 — клапан; 6 — корпус насоса; 7 — отсасывающий поясок; 7 — направляющая; 8 — корпус клапана, прокладка
Грибовидные клапаны
Грибовидные клапаны получили наибольшее распространение в дизелях В корпусе 8 (рис. а) расположен клапан 4 с отсасывающим пояском 6 и направляющей 7. Клапан прижимается к гнезду пружиной 3, а его подъем зависит от ограничителя 2. Гайка 1 прижимает через прокладку 9 корпус клапана к втулке насоса высокого давления. В процессе нагнетания топливо давит снизу на грибок клапана, вследствие чего он поднимается и открывает доступ к форсунке. При прекращении подачи пружина опускает клапан вниз, а затем плотно прижимает его к гнезду. При входе отсасывающего пояска в направляющую происходит увеличение объема нагнетательной линии и снижение давления в системе. Корпус клапана имеет резьбу, которая позволяет демонтировать соединение. Натравляющий стержень клапана имеет сечение, которое позволяет легко пропускать топливо в нагнетательный топливопровод.
Чаще всего на направляющей выполняют продольные шлицы, образующие продольные канавки, через которые подается топливо (рис. а, в). В клапанах-корректорах фирмы Бош канавки расширяются книзу (рис. г), а вверху они имеют форму острых тупиков. Таким образом, проходное сечение направляющей этого клапана изменяется от максимального в нижней части до нулевого в верхней. При подъеме клапана создается определенное проходное сечение в зависимости от величины подъема. В результате дросселирующего эффекта клапан поднимается тем выше, чем больше давление топлива, действующее на него со стороны полости насоса. Опускаясь с большей высоты, клапан отсасывает больше топлива, поэтому нагнетательный топливопровод разгружается интенсивнее, а остаточное давление в нем уменьшается. При последующем цикле доля активного хода плунжера затрачивается на заполнение системы, поэтому количество подаваемого в цилиндр дизеля топлива уменьшается.
С увеличением скоростного режима работы системы давление топлива в ней увеличивается, поэтому по указанной выше причине подача в цилиндр уменьшается. Это обстоятельство позволяет корректировать характеристику системы и приближать ее к желательной.
Демпфирующий клапан (см. в) предотвращает появление отраженной волны большой интенсивности. Резкая посадка нагнетательного клапана служит источником появления отраженной волны, которая при некоторых условиях может привести к нежелательному дополнительному впрыску. С целью предотвращения этого нежелательного явления грибок клапана располагают в цилиндре так. что между ним и внутренней поверхностью цилиндра создается малый кольцевой дросселирующий зазор. При посадке клапана и заходе его в цилиндр под грибком возникает амортизирующая гидравлическая подушка, уменьшающая скорость посадки клапана и амплитуды отраженной волны.
Грибовидные клапаны устанавливают в топливных насосах дизелей различного назначения. Они сравнительно просты, однако обусловливают наличие большого объема в штуцере, в котором размещают пружину, и имеют повышенную массу в насосах с большими цикловыми подачами. Грибовидные нагнетательные клапаны с принудительным открытием (см. рис. б) устанавливают например, в судовых дизелях.
Цилиндрические клапаны
Цилиндрические клапаны имеют форму стакана, в котором обычно располагают пружину. Внешняя поверхность стакана может иметь лыски, образующие проходы для топлива (рис. д), или строго цилиндрическую форму (рис. е). В последнем случае топливо поступает в нагнетательный топливопровод или через специальные боковые каналы, или через отверстия в самом клапане. Отсасывающий поясок может быть расположен вверху, (см. рис. д), внизу (см. рис. е), либо совсем отсутствовать. В последнем случае степень разгрузки системы определяется ходом клапана и скоростью его посадки, зависящей от затяжки пружины. Пружина клапана свободным концом упирается или в штуцер насоса (см. рис. д), или в специальную шайбу (см. рис. е), или в ограничитель подъема. Во всех случаях стремятся максимально облегчить стакан, чтобы уменьшить массу клапана, обусловливающую силу удара его о гнездо при посадке.
Масса цилиндрических клапанов по сравнению с грибовидными меньше. Они позволяют обеспечить заметное уменьшение объема штуцера.
Пластинчатые клапаны
Пластинчатые клапаны (рис. а) просты по устройству, обладают малой массой, поэтому малоинерционны. Пластина 3, имеющая вырезы для пропуска топлива, находится в нажимном корпусе-гайке 1 и нагружена пружиной 2, которая прижимает ее к пластине 5. При повышении давления поднимаются обе пластины. Когда нижняя пластина упирается в выступ гайки, верхняя продолжает передвигаться вверх и открывает доступ топливу к штуцеру.
Рис. Пластинчатые клапаны:
а—в — варианты конструкции, 1 — корпус гайка, 2 — пружина, 3, 5 — пластины, 4 — направляющая; 6, 7 — части клапана, соответственно внутренняя и наружная
Разгрузочный ход пластинчатого клапана определяется расстоянием между верхним торцом нижней пластины и выступом гайки. Пластинчатый клапан, представленный на рис. б, служит дополнением к сферическому клапану. Работает он аналогично предыдущему, но не нагружается пружиной.
Основным недостатком пластинчатых клапанов является то, что они не обеспечивают достаточную герметичность запирания. Уплотнение по плоскости осуществляется и в конструкции клапана, приведенного на рис. в. Клапан состоит из двух подвижных частей 6 и 7, каждая из которых нагружена собственной пружиной. Обе части клапана прижимаются к торцу седла клапана При повышении давления в надплунжерном пространстве сначала поднимается внутренняя часть 6 клапана, которая, двигаясь вверх, упирается в наружную часть 7 клапана, имеющую лыски на наружной поверхности для пропуска топлива. Отсасывание топлива производится внутренней частью клапана с момента посадки наружной части 7 на гнездо.
Наличие двух подвижных частей, составляющих прецизионный узел, а также необходимость уплотнения по двум поверхностям усложняют конструкцию клапана, его изготовление и эксплуатацию.
Шариковые клапаны еще проще по конструкции. Шарик обычно располагают или в специальном гнезде, или в специальном канале. Он может быть нагружен (устанавливают пружину) или не нагружен. Шариковые клапаны как и пластинчатые не создают надежного уплотнения поэтому применяют их сравнительно редко.
Комбинированные клапаны
Рис. Комбинированные клапаны:
а-в — варианты конструкции; 1, 2 — пластины; 3 — упор; 4, 5 — каналы; 5 — основной клапан
Комбинированные клапаны применяют для устранения колебаний в нагнетательном топливопроводе. При отсасывании топлива из системы столб жидкости, движущейся вслед за клапаном, внезапно останавливается, когда клапан садится на гнездо. Происходит резкое повышение давления у клапана, в результате чего образуется волна давления, распространяющаяся по трубопроводу к форсунке и служащая источником повторных открытий иглы и нежелательных дополнительных вспрысков. Для устранения этих явлений в топливные насосы ставят комбинированные или двусторонние клапаны.
Клапан (рис. а) состоит из двух пластин 1 и 2, одна из которых нагружена пружиной. При ходе нагнетания пластина 1 передвигается вверх и выступами упирается в корпус. Топливо проходит через отверстие в нижней пластине, обтекает верхнюю пластину и поступает в нагнетательный топливопровод. После отсечки давлением топлива верхняя пластина прижимается к нижней, разобщая топливопровод и насос высокого давления. При местном повышении давления у нагнетательного клапана в результате прихода отраженной от форсунки волны давления пластины 1 и 2, преодолевая силу пружины, перемещаются вниз до упора 3, а топливо поступает в штуцер клапана и из него через каналы 4 в полость насоса. Изменяя натяжение пружины, можно регулировать начало обратного открытия клапана. Недостатком этого клапана является наличие значительного сопротивления, создаваемого им на пути движения топлива. Поэтому коэффициент подачи насоса снижается на 8—12%. Ему присущи также недостатки, свойственные всем пластинчатым клапанам.
В клапане (рис. б) прямой поток топлива осуществляется через каналы 4 и сечение под пластиной 1, нагруженной пружиной.
При закрытом клапане отраженная волна давления у насоса действует через кольцевой зазор и каналы 5 на тарелку дополнительного клапана, нагруженного той же пружиной, что и основной пластинчатый клапан. Аналогично работает и клапан, конструкция которого приведена на рис. в. Прямой поток топлива, идущий от насоса к форсунке в процессе нагнетания, действует на основной клапан 6, нагруженный специальной пружиной. На наружной цилиндрической поверхности клапана имеются лыски, поэтому топливо поступает через сечение под запорным конусом в штуцер клапана, а затем в нагнетательный топливопровод. После отсечки клапан 6 садится на гнездо. При появлении отраженной волны повышенного давления топливо через каналы 5 поступает в полость корпуса клапана, действует на тарелку обратного клапана, нагруженного собственной пружиной, открывает его и проходит в полость насоса. Подъем обратного клапана и натяжение его пружины регулируют смещением специальной втулки с радиальными каналами 8 при помощи гайки. Контргайка фиксирует втулку в установленном положении. По сравнению с другими рассмотренными конструкциями клапанов конструкция этого клапана усложнена.
Двойные клапаны
Двойные клапаны устанавливают в ответственных тяжелых дизелях. Наличие двух последовательно расположенных клапанов обеспечивает большую надежность работы топливной системы, так как создается большая герметичность узла. Кроме того, в случае выхода из строя одного из них при заедании или попадании под конус твердых загрязнений другой продолжает самостоятельно выполнять функции разобщения трубопровода и насоса.
Рассмотренные основные конструкции далеко не охватывают все многообразие существующих нагнетательных клапанов. Однако они дают полное представление о их работе и принципах конструирования. Выполненный анализ позволяет более правильно подойти к выбору конструктивного варианта нагнетательного клапана для конкретной топливной системы.