Что такое народный контроль

Народный контроль

в широком смысле одна из основных социальных функций, которую в социалистическом обществе осуществляют трудящиеся как единственные и полноправные хозяева своей общественной жизни и выражающие их волю и интересы учреждения, входящие в политическую систему этого общества; функция, заключающаяся в надзоре за соблюдением государственными, хозяйственными, общественными организациями законности, требований трудовой, плановой, финансовой и других проявлений дисциплины, за целесообразностью и эффективностью деятельности, использования материальных и трудовых ресурсов и т. д.

В специальном смысле Н. к. именуется существующая в СССР массовая организация, созданная специально для осуществления контрольных функций и сочетающая в себе государственные и общественные начала. Ее возглавляет Комитет народного контроля СССР, который работает под непосредственным руководством ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Его председатель назначается Верховным Советом СССР, а состав комитета утверждается правительством; в него входят представители партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других организаций, рабочие, колхозники, служащие, работники печати, деятели науки и культуры. В советских республиках и в административно-территориальных единицах функционируют комитеты Н. к. ССР и АССР, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные. Комитеты Н. к. имеют сравнительно небольшой штат кадровых работников и создают из активистов отделы по отраслям хозяйства, науки и культуры, постоянные и временные комиссии. Все эти органы работают на общественных началах, их состав подбирается из числа наиболее авторитетных рабочих, колхозников, служащих, пенсионеров по рекомендациям партийных и общественных организаций. Основу системы органов Н. к. составляют работающие в полной мере на общественных началах группы и посты Н. к., которые образуются при сельских и поселковых Советах народных депутатов, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Они избираются соответствующими Советами и трудовыми коллективами и осуществляют контроль непосредственно там, где ведется производственная деятельность. В целом в общественных органах комитетов Н. к. и особенно в его группах и постах занято около 10 млн. активистов.

Н. к. как институт политической системы социализма представляет собой воплощение идей В. И. Ленина о массовом Н. к., на базе которых под его руководством была создана в первые годы Советской власти рабоче-крестьянская инспекция. Именно так, учил он, — на основе сочетания специального государственного аппарата с массовым участием трудящихся — должны осуществляться функции контроля в социалистическом обществе.

На основе ленинских принципов с учетом специфики современных условий строится и деятельность органов Н. к. Они проводят регулярные проверки, рейды, смотры на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, а комитеты Н. к. проверяют также выполнение директив партии и правительства, государственных планов и заданий органами государственного и хозяйственного управления — соответствующих масштабам деятельности комитетов Н. к. того или иного уровня. Деятельность всех должностных лиц аппарата государственного управления, государственных предприятий, колхозов и иных кооперативных общественных организаций находится под взыскательным массовым контролем. В соответствии с ленинскими идеями главное в нем — помощь в улучшении работы проверяемых предприятий, организаций, органов управления, в устранении обнаруживаемых недостатков. Вместе с тем при выявлении серьезных нарушений государственной дисциплины, бюрократизма и волокиты, бесхозяйственности и злоупотреблений органы Н. к. применяют к виновным в этом должностным лицам меры общественного и правового воздействия — группы и посты Н. к. объявляют общественные порицания, передают материалы о выявленных недостатках и злоупотреблениях на рассмотрение коллективов и товарищеских судов, а комитеты Н. к., кроме того, налагают на виновных взыскания и производят денежные начеты на причиненный народному хозяйству материальный ущерб. Свою деятельность органы Н. к. строят на основе гласности, широко используя в этих целях печать, радио, телевидение. О результатах проверок и принимаемых по ним мерах они должны информировать коллективы соответствующих предприятий, организаций, учреждений. Комитеты Н. к. передают также при необходимости результаты, полученные в ходе проверок, в руководящие партийные и государственные органы и в прокуратуру, отстраняют от занимаемых постов должностных лиц за серьезные упущения в работе и ставят вопрос об увольнении перед вышестоящими по отношению к ним руководящими органами. Таким образом, и в использовании Н. к. мер воздействия проявляется сочетание общественных и государственно-правовых начал. Принципы и практика работы органов Н. к. показывают, что они выступают одним из важнейших институтов социалистической демократии. Для миллионов граждан это замечательная школа участия в государственном управлении.

Органы Н. к. выступают активными помощниками партии и правительства в воспитании руководящих работников и всея трудящихся в духе высокой организованности, дисциплинированности, ответственности. Партийные организации, направляя работу органов Н. к., оказывают им всемерную поддержку и помощь. Руководство партии и советские законы гарантируют беспрепятственную деятельность народных контролеров. Любые попытки их преследования решительно пресекаются, а виновные в этом привлекаются к строгой ответственности вплоть до снятия с постов и предания суду.

В братских социалистических странах существуют подобные институты, также воплощающие в себе ленинские принципы массового Н. к. Но в конкретных формах организации и деятельности, объеме компетенции и прав, характере взаимоотношений с другими элементами политической системы общества в разных странах имеются свои особенности.

Полезное

Смотреть что такое «Народный контроль» в других словарях:

НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ — см.: Контроль. Государственный контроль … Энциклопедический словарь конституционного права

Народный контроль (Латвия) — «Народный контроль» (латыш. Tautas kontrole), до марта 2010 года[1] «Нашей Латвии» (латыш. Mūsu Latvijai) политическая партия в Латвии. Учреждена в 2001 году[2]. Участвовала самостоятельно в муниципальных выборах марта 2005 г., получив одно место … Википедия

НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ В СССР — система органов нар. контроля в СССР. Впервые была организована по инициативе В. И. Ленина в форме Рабоче крестьянской инспекции (РКП). Ленин указывал, что перед системой контроля в социалистич. гос ве стоит цель: всю трудящуюся массу, и мужчин и … Советская историческая энциклопедия

КОНТРОЛЬ — вид деятельности, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, указаний вышестоящих органов, соблюдения дисциплины, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с… … Энциклопедический словарь конституционного права

Контроль социальный — способ саморегуляции общественной жизнедеятельности, который посредством принятых в обществе социальных ценностей и норм обеспечивает упорядоченное функционирование всех ее компонентов. Основной функцией К. с. является постоянное воспроизводство… … Социологический справочник

Контроль (книга) — Контроль Автор: Виктор Суворов Жанр: Разоблачение Язык оригинала: Русский Оригинал издан: 1981 … Википедия

Народный комиссариат финансов СССР — Народный комиссариат финансов (Наркомфин или НКФ) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение финансовой политики образованного советского государства в 1917 −1946 гг. История Первоначально образован… … Википедия

Народный художественный университет — Краткая справка о деятельности Народного художественного университета в период с 2006 г. по июль 2009 г. Общие организационные вопросы. 1.1. Народный художественный университет, далее «университет», является базовой площадкой для… … Википедия

Источник

«Народный контроль»

Проблемы роста цен на продовольственные товары и качества продуктов актуальны для большинства жителей России. С учетом существования Всемирной торговой организации и Таможенного союза необходим партийный контроль ситуации в связи с особенностями работы торговых сетей в отношении отечественного производителя.

Партийный проект «Народный контроль» направлен на организацию мониторинга качества предлагаемых товаров и услуг и развитие продовольственной безопасности РФ путем поддержки отечественных производителей.

Активисты «ЕДИНОЙ РОССИИ» в соответствии с проектом проводят мониторинг цен на жизненно необходимые лекарства и социально-значимые продукты питания, проверяют соблюдения законодательства микрофинансовых организаций. Контроль над деятельностью МФО проводится совместно с Правительством РФ и Банком России, запущена горячая линия для принятия обращения граждан. Под особым контролем находятся и компании-брокеры, осуществляющие переход граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.

Наряду с проверкой стоимости продуктов потребительской корзины, в рамках проекта «Народный контроль» проводятся и антиалкогольные рейды против продажи алкоголя несовершеннолетним, без лицензии и продажи алкоголя с поддельными акцизными марками. Особое внимание в торговых точках уделяется нарушениям сроков хранения, несоответствия цены на ценнике и в чеке, отсутствие маркировок на развесной продукции. Общественный контроль является эффективной формой участия граждан, общественных организаций и бизнеса в развитии потребительского рынка и защите прав потребителей.

Целями федерального проекта «Народный контроль» являются: сокращение к минимуму появления на рынке некачественной, опасной и фальсифицированной медициской и продовольственной продукции в России, а также повышение уровня безопасности потребителя.

• Оценка уровня потребительской безопасности путем проведения мероприятий общественного контроля.
• Принятие мер по итогам общественного контроля в отношении выявленных нарушений прав потребителей, некачественных товаров и услуг в ходе проведенного мониторинга.
• Поддержка региональных инициатив, направленных на повышение качества и безопасности товаров и услуг, развитие регионального потребительского рынка в целом.
• Выработка предложений для законотворческой деятельности в сфере потребительского рынка и пищевой промышленности.
• Усиление взаимодействия между обществом и государственными органами в целях повышения эффективности выявления нарушений прав потребителей.
• Выработка механизмов для государственной поддержки добросовестных производителей.
• Продвижение отечественной качественной, конкурентной, импортозамещающей продукции.

Источник

34 года назад в СССР был принят закон о народном контроле, который Борис Ельцин упразднил из чувства обиды

Что такое народный контроль. Смотреть фото Что такое народный контроль. Смотреть картинку Что такое народный контроль. Картинка про Что такое народный контроль. Фото Что такое народный контроль

30 ноября 1979 года вторая сессия Верховного Совета СССР десятого созыва приняла закон «О народном контроле в СССР» и Постановление о порядке его введения в действие. Закон от 9 декабря 1965 года «Об органах народного контроля в СССР» был признан утратившим силу.

В преамбуле к закону указывалось, что «в Советском государстве, выражающем волю и интересы всего народа, право контроля принадлежит самому народу как единственному хозяину своей страны». Главной силой органов народного контроля названы «рабочие, колхозники, служащие, которые участвуют в работе групп, постов и комитетов народного контроля», а необходимость усиление этого института, «являющегося одной из форм социалистической демократии, действенным средством вовлечения народных масс в управление государственными и общественными делами», мотивировано дальнейшим развитием политической системы советского общества.

Органы народного контроля были наделены почти безграничными полномочиями

Основные направления деятельности органов народного контроля изложены в статье 3 нормативно-правового акта.

В пределах своих полномочий они были призваны контролировать выполнение государственных планов экономического и социального развития и плановых заданий. При этом народные контролеры должны были выявлять резервы народного хозяйства и добиваться их использования. Ставились перед ними и задачи по повышению эффективности производства и качества работы, внедрению в производство достижений науки и техники, передового опыта. Кроме того, в сферу влияния органов народного контроля включались вопросы экономного использования трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, рационального использования и улучшения охраны природных ресурсов. Также на них возлагалась борьба с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества и ведомственного подхода, бесхозяйственностью, расточительством, волокитой и бюрократизмом, а также «с любыми попытками обмана государства» и «посягательством на социалистическую собственность».

Но и это еще не все. Закон предписывал органам народного контроля способствовать «совершенствованию работы государственного аппарата, внедрению научной организации труда», контролировать соблюдение должностными лицами советских законов при рассмотрении жалоб и заявлений граждан и проводить проверки состояния этой работы в министерствах, госкомитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в колхозах, кооперативных и иных общественных организациях.

В статье 19 нормативно-правового акта были прописаны формы работы народных контролеров: проверки, обследования и рейды, рассмотрение поступающих в комитеты заявлений и жалоб, прием граждан, а также порядок действий по устранению выявленных недостатков в работе предприятий, колхозов, учреждений, организаций, министерств, государственных комитетов и ведомств.

Вместе с тем, ст. 9 Закона «О народном контроле в СССР» устанавливала и предел полномочиям контролеров: их деятельность не распространялась на работу судов, органов прокуратуры и внутренних дел, юстиции и Госарбитража, связанную с отправлением правосудия, осуществлением прокурорского надзора, производством дознания и предварительного следствия, рассмотрением хозяйственных споров.

Единая система органов народного контроля представляла собой «пирамиду», опирающуюся на наиболее массовое звено — группы народного контроля при поселковых и сельских Советах народных депутатов, комитеты, группы и посты на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Выше шли районные, городские (и районные в городах), областные, краевые комитеты, комитеты автономных областей и автономных округов, союзных и автономных республик. Венчал «пирамиду Комитет народного контроля СССР, образуемый Верховным Советом Союза ССР сроком на 5 лет. КНК, как и нижестоящие комитеты, пользовался правами юридического лица, а его председатель входил в состав союзного правительства. Финансировались органы народного контроля из государственного бюджета. Закон предусматривал также меры морального и материального стимулирования контролеров.

Народные контролеры были ограждены законом от противодействия и преследования со стороны проверяемых

Преобразование ранее существовавших органов партийно-государственного контроля (Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина) в органы народного контроля получило законодательное оформление 9 декабря 1965 года, когда Верховный Совет принял закон «Об органах народного контроля в СССР» (19 декабря 1968 года на его основе общим постановлением ЦК КПСС и Совмина было утверждено соответствующее положение).

Советские правоведы, комментируя закон «О народном контроле в СССР», рассматривали развитие органов народного контроля как одно из основных направлений развертывания социалистической демократии в соответствии со ст. 9 Основного закона СССР (т.н. брежневская Коституция 1977 г.). К наиболее характерным для того времени толкованиям этого нормативного акта относится, в частности, публикация доктора юридических наук Елены Шориной, которая в свое время являлась нештатным инспектором КНК СССР и московского городского КНК. Она подчеркивала, что органы народного контроля, в работе которых принимают участие более 9 миллионов рабочих, колхозников и служащих [по состоянию на 1980 г.], служат действенным средством вовлечения народных масс в управление делами государства и общества. «Являясь формой социалистической демократии, органы народного контроля занимают в системе политической организации советского общества самостоятельное место, — писала Шорина. — Благодаря вниманию партии народный контроль превратился в мощную государственную и общественную силу, стал важным звеном советской политической системы».

«Внимание партии» к органам народного контроля отражено не только в преамбуле, но и в самом законе. Во вводной части перед ними ставилась задача «добиваться претворения в жизнь решений Коммунистической партии», а в статьях 1 и 3 прописано, что их деятельность осуществляется «на основе ленинских принципов социалистического контроля в соответствии с решениями Коммунистической партии Советского Союза» и они должны «вести систематическую проверку выполнения директив партии».

При этом они наделялись широким кругом прав, отраженных в статьях 22 (Права комитетов народного контроля), 23 (Порядок применения комитетами народного контроля мер ответственности) и 25 (Права групп народного контроля). По представлению органов народного контроля должностные лица, допустившие нарушения государственной дисциплины или требований советского законодательства, могли быть подвергнуты следующим наказаниям: общественному порицанию, постановке на вид, выговору и строгому выговору, денежному начету, отстранению от занимаемой должности, увольнению или понижению в должности. А материалы о хищениях, злоупотреблениях и других действиях, влекущих за собой уголовную ответственность, комитеты народного контроля направляли в органы прокуратуры.

В то же время были надежно защищены права самих народных контролеров. Согласно статье 29 закона, противодействие народным контролерам в выполнении возложенных на них обязанностей, их преследование в связи с осуществлением контроля, влекли за собой привлечение виновных в этом лиц к ответственности. Также в ней прописано, что председатель группы народного контроля предприятия, колхоза, учреждения и организации не может быть по инициативе администрации уволен с работы или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу (помимо соблюдения общего порядка) без предварительного согласия городского, районного в городе комитета народного контроля.

С чем Ельцин перепутал народный контроль?

Однако то, что считалось само собой разумеющимся в 80-е годы прошлого столетия, а именно руководящая роль КПСС в организации института народного контроля, было использовано некоторыми политиками 90-х годов для его упразднения, хотя с таким решением были согласны далеко не все.

В январе 2009 года по инициативе главы Счетной палаты Сергея Степашина, председателя ТПП Евгения Примакова и некоторых других известных лиц на доме №19 по ул. Спиридоновка в Москве была установлена мемориальная доска бывшему председателю Комитета народного контроля СССР Герою Социалистического Труда Алексею Школьникову. По этому поводу Степашин опубликовал в «Российской газете» свои размышления о феномене народного контроля.

«Какие бы подчас пренебрежительные оценки ни давались в настоящее время критиками действовавшей системы народного контроля в СССР, как, впрочем, и всего советского опыта, факт остается фактом: союзный Комитет народного контроля вносил значительный вклад в устойчивое функционирование государственного и хозяйственного механизма огромной страны, — писал глава СП. — В день 95-летия Алексея Михайловича Школьникова [возглавлял КНК СССР с 1974 по 1987 год] было бы справедливо напомнить об этом и воздать должное феномену массовости народного контроля времен СССР». Что касается его упразднения, то, по словам Степашина, это сделал на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года Борис Ельцин (тогда Председатель Верховного Совета РСФСР): «Как замечает в своей книге «Хроника времен царя Бориса» Олег Попцов [известный, журналист и писатель], Борис Николаевич явно перепутал партийный контроль с народным. На заре либерально-экономических реформ в стране были упразднены практически все виды государственного контроля с ликвидацией соответствующих органов. Тогда вообще само слово «контроль» ассоциировалось не иначе как с тоталитаризмом, зажимом демократии и свободы. Возможно, на явно скоропалительное решение о ликвидации народного контроля повлияла и незабытая обида Бориса Николаевича за резкую критику в свой адрес одного из руководителей Комитета народного контроля в 1987 году, когда Ельцин объявил о своем выходе из Политбюро».

Идея народного контроля снова напомнила о себе

16 мая 1991 года на пятой сессии ВС СССР был принят закон о Контрольной палате Союза ССР, которая получала право контроля за использованием государственного бюджета. Но уже в декабре в процессе ликвидации органов государственного управления Союза ССР палата была упразднена. А в начале 1995 года в соответствии с Конституцией РФ была образована Счетная палата (ФЗ от 11 января 1995 г. №4-Ф3 «О Счетной палате Российской Федерации») как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Однако идея народного контроля не так давно снова напомнила о себе. В мае 2013 года с инициативой возродить в регионе народный контроль выступил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. По замыслу губернатора, народный контроль должен сочетать в себе государственный и общественный контроль в исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях, подведомственных исполнительным органам государственной власти региона. «Мы должны выстроить такой механизм, при котором проблемы, выявленные народным контролем, автоматически будут попадать в зону внимания органов власти и правоохранительных структур», — процитировал главу региона ульяновский портал «Улпресса». Инициатива Морозова была обсуждена в Общественной палате области.

По поручению губернатора, как сообщалось на сайте одной из всероссийских общественных организаций, Государственно-правовой департамент правительства Ульяновской области разработал два законопроекта — «О Палате справедливости и общественного контроля» и «Об общественном контроле в Ульяновской области». Они призваны юридически закрепить новый формат системы общественного контроля в регионе. Ее основой остается Палата справедливости, которая объединяет четырех уполномоченных: по правам человека, по защите прав детей, по противодействию коррупции, по защите прав предпринимателей. Но палата преимущественно работала по заявительному принципу и не взаимодействовала с теми структурами, которые появились в более позднее время (общественные советы при министерствах, система электронной демократии и открытого правительства, экспертный совет при правительстве области). Теперь решено преобразовать ее в Палату справедливости и общественного контроля, которая объединит функции государственного и общественного контроля. Это позволит, по мнению главы области, обеспечить координацию всех контролирующих инстанций и выстроить вертикаль общественных активистов от поселкового до областного уровней. Предполагается, что система заработает 1 января 2014 года. Но уже сейчас в ряде областных учреждений, в частности, в 76 больницах и поликлиниках созданы общественный советы, участниками которых стали активные граждане, медицинские работники, представители пациентских организаций. Они, сообщает Центральный сайт Ульяновска, контролируют работу медучреждений с точки зрения соблюдения этических и моральных норм, антикоррупционной политики, сокращения очередей, четкого разграничения платных и бесплатных услуг. Заместитель председателя правительства области Валентина Караулова поручила руководителям общественных советов еженедельно проводить личный прием граждан.

Источник

«Народный контроль»

Что такое народный контроль. Смотреть фото Что такое народный контроль. Смотреть картинку Что такое народный контроль. Картинка про Что такое народный контроль. Фото Что такое народный контроль

ОНФ и Союз социальных педагогов и социальных работников приглашают всех социальных работников и специалистов по социальной работе пройти опрос «Положение социального работника» в приложении «ОНФ.Народный контроль». Анкетирование поможет выявить наиболее актуальные для специалистов проблемы и определить эффективные меры поощрения их нелегкого труда.

Что такое народный контроль. Смотреть фото Что такое народный контроль. Смотреть картинку Что такое народный контроль. Картинка про Что такое народный контроль. Фото Что такое народный контроль

Народный фронт к совместному заседанию Госсовета и Совета по нацпроектам провел с 11 по 23 декабря опрос россиян «Что в наибольшей степени влияет на качество Вашей жизни?». Люди могли выбрать несколько вариантов ответа из списка показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 г. Респонденты указали, что больше всего на качество их жизни влияют доступность медицинской помощи (69,5%), личные доходы (68%) и жилищные условия (51,5%). По репрезентативной выборке через приложение «Народный контроль» опрошено 5,2 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет.

Что такое народный контроль. Смотреть фото Что такое народный контроль. Смотреть картинку Что такое народный контроль. Картинка про Что такое народный контроль. Фото Что такое народный контроль

На портале «Народный контроль» проводится опрос об эффективности мер поддержки самозанятых и потерявших работу из-за введения ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса. Роструд разместил баннеры с ссылками на опрос ОНФ на своем официальном сайте rostrud.gov.ru, а также на главной странице портала Онлайнинспекция.рф в блоке «Актуально».

Что такое народный контроль. Смотреть фото Что такое народный контроль. Смотреть картинку Что такое народный контроль. Картинка про Что такое народный контроль. Фото Что такое народный контроль

Народный фронт выступает за системное решение проблемы кадрового дефицита, который может негативно отразиться на исполнении национальных проектов в образовании, демографии и здравоохранении.

Что такое народный контроль. Смотреть фото Что такое народный контроль. Смотреть картинку Что такое народный контроль. Картинка про Что такое народный контроль. Фото Что такое народный контроль

Промежуточные результаты опроса «Улучшение жилищных условий граждан», проводимого на портале ОНФ «Народный контроль» (с 30 июня по 10 июля 2020 г.), показывают, что 51,5% респондентов, планирующих улучшить жилищные условия (таковых 73,5% из опрошенных), хотели бы сделать это путем переезда в частный дом. Лишь 5,7% опрошенных ответили, что их в принципе не привлекает образ жизни в частном доме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *