Что такое народный контроль
Народный контроль
в широком смысле одна из основных социальных функций, которую в социалистическом обществе осуществляют трудящиеся как единственные и полноправные хозяева своей общественной жизни и выражающие их волю и интересы учреждения, входящие в политическую систему этого общества; функция, заключающаяся в надзоре за соблюдением государственными, хозяйственными, общественными организациями законности, требований трудовой, плановой, финансовой и других проявлений дисциплины, за целесообразностью и эффективностью деятельности, использования материальных и трудовых ресурсов и т. д.
В специальном смысле Н. к. именуется существующая в СССР массовая организация, созданная специально для осуществления контрольных функций и сочетающая в себе государственные и общественные начала. Ее возглавляет Комитет народного контроля СССР, который работает под непосредственным руководством ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Его председатель назначается Верховным Советом СССР, а состав комитета утверждается правительством; в него входят представители партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других организаций, рабочие, колхозники, служащие, работники печати, деятели науки и культуры. В советских республиках и в административно-территориальных единицах функционируют комитеты Н. к. ССР и АССР, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные. Комитеты Н. к. имеют сравнительно небольшой штат кадровых работников и создают из активистов отделы по отраслям хозяйства, науки и культуры, постоянные и временные комиссии. Все эти органы работают на общественных началах, их состав подбирается из числа наиболее авторитетных рабочих, колхозников, служащих, пенсионеров по рекомендациям партийных и общественных организаций. Основу системы органов Н. к. составляют работающие в полной мере на общественных началах группы и посты Н. к., которые образуются при сельских и поселковых Советах народных депутатов, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Они избираются соответствующими Советами и трудовыми коллективами и осуществляют контроль непосредственно там, где ведется производственная деятельность. В целом в общественных органах комитетов Н. к. и особенно в его группах и постах занято около 10 млн. активистов.
Н. к. как институт политической системы социализма представляет собой воплощение идей В. И. Ленина о массовом Н. к., на базе которых под его руководством была создана в первые годы Советской власти рабоче-крестьянская инспекция. Именно так, учил он, — на основе сочетания специального государственного аппарата с массовым участием трудящихся — должны осуществляться функции контроля в социалистическом обществе.
На основе ленинских принципов с учетом специфики современных условий строится и деятельность органов Н. к. Они проводят регулярные проверки, рейды, смотры на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, а комитеты Н. к. проверяют также выполнение директив партии и правительства, государственных планов и заданий органами государственного и хозяйственного управления — соответствующих масштабам деятельности комитетов Н. к. того или иного уровня. Деятельность всех должностных лиц аппарата государственного управления, государственных предприятий, колхозов и иных кооперативных общественных организаций находится под взыскательным массовым контролем. В соответствии с ленинскими идеями главное в нем — помощь в улучшении работы проверяемых предприятий, организаций, органов управления, в устранении обнаруживаемых недостатков. Вместе с тем при выявлении серьезных нарушений государственной дисциплины, бюрократизма и волокиты, бесхозяйственности и злоупотреблений органы Н. к. применяют к виновным в этом должностным лицам меры общественного и правового воздействия — группы и посты Н. к. объявляют общественные порицания, передают материалы о выявленных недостатках и злоупотреблениях на рассмотрение коллективов и товарищеских судов, а комитеты Н. к., кроме того, налагают на виновных взыскания и производят денежные начеты на причиненный народному хозяйству материальный ущерб. Свою деятельность органы Н. к. строят на основе гласности, широко используя в этих целях печать, радио, телевидение. О результатах проверок и принимаемых по ним мерах они должны информировать коллективы соответствующих предприятий, организаций, учреждений. Комитеты Н. к. передают также при необходимости результаты, полученные в ходе проверок, в руководящие партийные и государственные органы и в прокуратуру, отстраняют от занимаемых постов должностных лиц за серьезные упущения в работе и ставят вопрос об увольнении перед вышестоящими по отношению к ним руководящими органами. Таким образом, и в использовании Н. к. мер воздействия проявляется сочетание общественных и государственно-правовых начал. Принципы и практика работы органов Н. к. показывают, что они выступают одним из важнейших институтов социалистической демократии. Для миллионов граждан это замечательная школа участия в государственном управлении.
Органы Н. к. выступают активными помощниками партии и правительства в воспитании руководящих работников и всея трудящихся в духе высокой организованности, дисциплинированности, ответственности. Партийные организации, направляя работу органов Н. к., оказывают им всемерную поддержку и помощь. Руководство партии и советские законы гарантируют беспрепятственную деятельность народных контролеров. Любые попытки их преследования решительно пресекаются, а виновные в этом привлекаются к строгой ответственности вплоть до снятия с постов и предания суду.
В братских социалистических странах существуют подобные институты, также воплощающие в себе ленинские принципы массового Н. к. Но в конкретных формах организации и деятельности, объеме компетенции и прав, характере взаимоотношений с другими элементами политической системы общества в разных странах имеются свои особенности.
Полезное
Смотреть что такое «Народный контроль» в других словарях:
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ — см.: Контроль. Государственный контроль … Энциклопедический словарь конституционного права
Народный контроль (Латвия) — «Народный контроль» (латыш. Tautas kontrole), до марта 2010 года[1] «Нашей Латвии» (латыш. Mūsu Latvijai) политическая партия в Латвии. Учреждена в 2001 году[2]. Участвовала самостоятельно в муниципальных выборах марта 2005 г., получив одно место … Википедия
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ В СССР — система органов нар. контроля в СССР. Впервые была организована по инициативе В. И. Ленина в форме Рабоче крестьянской инспекции (РКП). Ленин указывал, что перед системой контроля в социалистич. гос ве стоит цель: всю трудящуюся массу, и мужчин и … Советская историческая энциклопедия
КОНТРОЛЬ — вид деятельности, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, указаний вышестоящих органов, соблюдения дисциплины, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с… … Энциклопедический словарь конституционного права
Контроль социальный — способ саморегуляции общественной жизнедеятельности, который посредством принятых в обществе социальных ценностей и норм обеспечивает упорядоченное функционирование всех ее компонентов. Основной функцией К. с. является постоянное воспроизводство… … Социологический справочник
Контроль (книга) — Контроль Автор: Виктор Суворов Жанр: Разоблачение Язык оригинала: Русский Оригинал издан: 1981 … Википедия
Народный комиссариат финансов СССР — Народный комиссариат финансов (Наркомфин или НКФ) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение финансовой политики образованного советского государства в 1917 −1946 гг. История Первоначально образован… … Википедия
Народный художественный университет — Краткая справка о деятельности Народного художественного университета в период с 2006 г. по июль 2009 г. Общие организационные вопросы. 1.1. Народный художественный университет, далее «университет», является базовой площадкой для… … Википедия
«Народный контроль»
Проблемы роста цен на продовольственные товары и качества продуктов актуальны для большинства жителей России. С учетом существования Всемирной торговой организации и Таможенного союза необходим партийный контроль ситуации в связи с особенностями работы торговых сетей в отношении отечественного производителя.
Партийный проект «Народный контроль» направлен на организацию мониторинга качества предлагаемых товаров и услуг и развитие продовольственной безопасности РФ путем поддержки отечественных производителей.
Активисты «ЕДИНОЙ РОССИИ» в соответствии с проектом проводят мониторинг цен на жизненно необходимые лекарства и социально-значимые продукты питания, проверяют соблюдения законодательства микрофинансовых организаций. Контроль над деятельностью МФО проводится совместно с Правительством РФ и Банком России, запущена горячая линия для принятия обращения граждан. Под особым контролем находятся и компании-брокеры, осуществляющие переход граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.
Наряду с проверкой стоимости продуктов потребительской корзины, в рамках проекта «Народный контроль» проводятся и антиалкогольные рейды против продажи алкоголя несовершеннолетним, без лицензии и продажи алкоголя с поддельными акцизными марками. Особое внимание в торговых точках уделяется нарушениям сроков хранения, несоответствия цены на ценнике и в чеке, отсутствие маркировок на развесной продукции. Общественный контроль является эффективной формой участия граждан, общественных организаций и бизнеса в развитии потребительского рынка и защите прав потребителей.
Целями федерального проекта «Народный контроль» являются: сокращение к минимуму появления на рынке некачественной, опасной и фальсифицированной медициской и продовольственной продукции в России, а также повышение уровня безопасности потребителя.
• Оценка уровня потребительской безопасности путем проведения мероприятий общественного контроля.
• Принятие мер по итогам общественного контроля в отношении выявленных нарушений прав потребителей, некачественных товаров и услуг в ходе проведенного мониторинга.
• Поддержка региональных инициатив, направленных на повышение качества и безопасности товаров и услуг, развитие регионального потребительского рынка в целом.
• Выработка предложений для законотворческой деятельности в сфере потребительского рынка и пищевой промышленности.
• Усиление взаимодействия между обществом и государственными органами в целях повышения эффективности выявления нарушений прав потребителей.
• Выработка механизмов для государственной поддержки добросовестных производителей.
• Продвижение отечественной качественной, конкурентной, импортозамещающей продукции.
34 года назад в СССР был принят закон о народном контроле, который Борис Ельцин упразднил из чувства обиды
30 ноября 1979 года вторая сессия Верховного Совета СССР десятого созыва приняла закон «О народном контроле в СССР» и Постановление о порядке его введения в действие. Закон от 9 декабря 1965 года «Об органах народного контроля в СССР» был признан утратившим силу.
В преамбуле к закону указывалось, что «в Советском государстве, выражающем волю и интересы всего народа, право контроля принадлежит самому народу как единственному хозяину своей страны». Главной силой органов народного контроля названы «рабочие, колхозники, служащие, которые участвуют в работе групп, постов и комитетов народного контроля», а необходимость усиление этого института, «являющегося одной из форм социалистической демократии, действенным средством вовлечения народных масс в управление государственными и общественными делами», мотивировано дальнейшим развитием политической системы советского общества.
Органы народного контроля были наделены почти безграничными полномочиями
Основные направления деятельности органов народного контроля изложены в статье 3 нормативно-правового акта.
В пределах своих полномочий они были призваны контролировать выполнение государственных планов экономического и социального развития и плановых заданий. При этом народные контролеры должны были выявлять резервы народного хозяйства и добиваться их использования. Ставились перед ними и задачи по повышению эффективности производства и качества работы, внедрению в производство достижений науки и техники, передового опыта. Кроме того, в сферу влияния органов народного контроля включались вопросы экономного использования трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, рационального использования и улучшения охраны природных ресурсов. Также на них возлагалась борьба с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества и ведомственного подхода, бесхозяйственностью, расточительством, волокитой и бюрократизмом, а также «с любыми попытками обмана государства» и «посягательством на социалистическую собственность».
Но и это еще не все. Закон предписывал органам народного контроля способствовать «совершенствованию работы государственного аппарата, внедрению научной организации труда», контролировать соблюдение должностными лицами советских законов при рассмотрении жалоб и заявлений граждан и проводить проверки состояния этой работы в министерствах, госкомитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в колхозах, кооперативных и иных общественных организациях.
В статье 19 нормативно-правового акта были прописаны формы работы народных контролеров: проверки, обследования и рейды, рассмотрение поступающих в комитеты заявлений и жалоб, прием граждан, а также порядок действий по устранению выявленных недостатков в работе предприятий, колхозов, учреждений, организаций, министерств, государственных комитетов и ведомств.
Вместе с тем, ст. 9 Закона «О народном контроле в СССР» устанавливала и предел полномочиям контролеров: их деятельность не распространялась на работу судов, органов прокуратуры и внутренних дел, юстиции и Госарбитража, связанную с отправлением правосудия, осуществлением прокурорского надзора, производством дознания и предварительного следствия, рассмотрением хозяйственных споров.
Единая система органов народного контроля представляла собой «пирамиду», опирающуюся на наиболее массовое звено — группы народного контроля при поселковых и сельских Советах народных депутатов, комитеты, группы и посты на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Выше шли районные, городские (и районные в городах), областные, краевые комитеты, комитеты автономных областей и автономных округов, союзных и автономных республик. Венчал «пирамиду Комитет народного контроля СССР, образуемый Верховным Советом Союза ССР сроком на 5 лет. КНК, как и нижестоящие комитеты, пользовался правами юридического лица, а его председатель входил в состав союзного правительства. Финансировались органы народного контроля из государственного бюджета. Закон предусматривал также меры морального и материального стимулирования контролеров.
Народные контролеры были ограждены законом от противодействия и преследования со стороны проверяемых
Преобразование ранее существовавших органов партийно-государственного контроля (Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина) в органы народного контроля получило законодательное оформление 9 декабря 1965 года, когда Верховный Совет принял закон «Об органах народного контроля в СССР» (19 декабря 1968 года на его основе общим постановлением ЦК КПСС и Совмина было утверждено соответствующее положение).
Советские правоведы, комментируя закон «О народном контроле в СССР», рассматривали развитие органов народного контроля как одно из основных направлений развертывания социалистической демократии в соответствии со ст. 9 Основного закона СССР (т.н. брежневская Коституция 1977 г.). К наиболее характерным для того времени толкованиям этого нормативного акта относится, в частности, публикация доктора юридических наук Елены Шориной, которая в свое время являлась нештатным инспектором КНК СССР и московского городского КНК. Она подчеркивала, что органы народного контроля, в работе которых принимают участие более 9 миллионов рабочих, колхозников и служащих [по состоянию на 1980 г.], служат действенным средством вовлечения народных масс в управление делами государства и общества. «Являясь формой социалистической демократии, органы народного контроля занимают в системе политической организации советского общества самостоятельное место, — писала Шорина. — Благодаря вниманию партии народный контроль превратился в мощную государственную и общественную силу, стал важным звеном советской политической системы».
«Внимание партии» к органам народного контроля отражено не только в преамбуле, но и в самом законе. Во вводной части перед ними ставилась задача «добиваться претворения в жизнь решений Коммунистической партии», а в статьях 1 и 3 прописано, что их деятельность осуществляется «на основе ленинских принципов социалистического контроля в соответствии с решениями Коммунистической партии Советского Союза» и они должны «вести систематическую проверку выполнения директив партии».
При этом они наделялись широким кругом прав, отраженных в статьях 22 (Права комитетов народного контроля), 23 (Порядок применения комитетами народного контроля мер ответственности) и 25 (Права групп народного контроля). По представлению органов народного контроля должностные лица, допустившие нарушения государственной дисциплины или требований советского законодательства, могли быть подвергнуты следующим наказаниям: общественному порицанию, постановке на вид, выговору и строгому выговору, денежному начету, отстранению от занимаемой должности, увольнению или понижению в должности. А материалы о хищениях, злоупотреблениях и других действиях, влекущих за собой уголовную ответственность, комитеты народного контроля направляли в органы прокуратуры.
В то же время были надежно защищены права самих народных контролеров. Согласно статье 29 закона, противодействие народным контролерам в выполнении возложенных на них обязанностей, их преследование в связи с осуществлением контроля, влекли за собой привлечение виновных в этом лиц к ответственности. Также в ней прописано, что председатель группы народного контроля предприятия, колхоза, учреждения и организации не может быть по инициативе администрации уволен с работы или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу (помимо соблюдения общего порядка) без предварительного согласия городского, районного в городе комитета народного контроля.
С чем Ельцин перепутал народный контроль?
Однако то, что считалось само собой разумеющимся в 80-е годы прошлого столетия, а именно руководящая роль КПСС в организации института народного контроля, было использовано некоторыми политиками 90-х годов для его упразднения, хотя с таким решением были согласны далеко не все.
В январе 2009 года по инициативе главы Счетной палаты Сергея Степашина, председателя ТПП Евгения Примакова и некоторых других известных лиц на доме №19 по ул. Спиридоновка в Москве была установлена мемориальная доска бывшему председателю Комитета народного контроля СССР Герою Социалистического Труда Алексею Школьникову. По этому поводу Степашин опубликовал в «Российской газете» свои размышления о феномене народного контроля.
«Какие бы подчас пренебрежительные оценки ни давались в настоящее время критиками действовавшей системы народного контроля в СССР, как, впрочем, и всего советского опыта, факт остается фактом: союзный Комитет народного контроля вносил значительный вклад в устойчивое функционирование государственного и хозяйственного механизма огромной страны, — писал глава СП. — В день 95-летия Алексея Михайловича Школьникова [возглавлял КНК СССР с 1974 по 1987 год] было бы справедливо напомнить об этом и воздать должное феномену массовости народного контроля времен СССР». Что касается его упразднения, то, по словам Степашина, это сделал на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года Борис Ельцин (тогда Председатель Верховного Совета РСФСР): «Как замечает в своей книге «Хроника времен царя Бориса» Олег Попцов [известный, журналист и писатель], Борис Николаевич явно перепутал партийный контроль с народным. На заре либерально-экономических реформ в стране были упразднены практически все виды государственного контроля с ликвидацией соответствующих органов. Тогда вообще само слово «контроль» ассоциировалось не иначе как с тоталитаризмом, зажимом демократии и свободы. Возможно, на явно скоропалительное решение о ликвидации народного контроля повлияла и незабытая обида Бориса Николаевича за резкую критику в свой адрес одного из руководителей Комитета народного контроля в 1987 году, когда Ельцин объявил о своем выходе из Политбюро».
Идея народного контроля снова напомнила о себе
16 мая 1991 года на пятой сессии ВС СССР был принят закон о Контрольной палате Союза ССР, которая получала право контроля за использованием государственного бюджета. Но уже в декабре в процессе ликвидации органов государственного управления Союза ССР палата была упразднена. А в начале 1995 года в соответствии с Конституцией РФ была образована Счетная палата (ФЗ от 11 января 1995 г. №4-Ф3 «О Счетной палате Российской Федерации») как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Однако идея народного контроля не так давно снова напомнила о себе. В мае 2013 года с инициативой возродить в регионе народный контроль выступил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. По замыслу губернатора, народный контроль должен сочетать в себе государственный и общественный контроль в исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях, подведомственных исполнительным органам государственной власти региона. «Мы должны выстроить такой механизм, при котором проблемы, выявленные народным контролем, автоматически будут попадать в зону внимания органов власти и правоохранительных структур», — процитировал главу региона ульяновский портал «Улпресса». Инициатива Морозова была обсуждена в Общественной палате области.
По поручению губернатора, как сообщалось на сайте одной из всероссийских общественных организаций, Государственно-правовой департамент правительства Ульяновской области разработал два законопроекта — «О Палате справедливости и общественного контроля» и «Об общественном контроле в Ульяновской области». Они призваны юридически закрепить новый формат системы общественного контроля в регионе. Ее основой остается Палата справедливости, которая объединяет четырех уполномоченных: по правам человека, по защите прав детей, по противодействию коррупции, по защите прав предпринимателей. Но палата преимущественно работала по заявительному принципу и не взаимодействовала с теми структурами, которые появились в более позднее время (общественные советы при министерствах, система электронной демократии и открытого правительства, экспертный совет при правительстве области). Теперь решено преобразовать ее в Палату справедливости и общественного контроля, которая объединит функции государственного и общественного контроля. Это позволит, по мнению главы области, обеспечить координацию всех контролирующих инстанций и выстроить вертикаль общественных активистов от поселкового до областного уровней. Предполагается, что система заработает 1 января 2014 года. Но уже сейчас в ряде областных учреждений, в частности, в 76 больницах и поликлиниках созданы общественный советы, участниками которых стали активные граждане, медицинские работники, представители пациентских организаций. Они, сообщает Центральный сайт Ульяновска, контролируют работу медучреждений с точки зрения соблюдения этических и моральных норм, антикоррупционной политики, сокращения очередей, четкого разграничения платных и бесплатных услуг. Заместитель председателя правительства области Валентина Караулова поручила руководителям общественных советов еженедельно проводить личный прием граждан.
«Народный контроль»
ОНФ и Союз социальных педагогов и социальных работников приглашают всех социальных работников и специалистов по социальной работе пройти опрос «Положение социального работника» в приложении «ОНФ.Народный контроль». Анкетирование поможет выявить наиболее актуальные для специалистов проблемы и определить эффективные меры поощрения их нелегкого труда.
Народный фронт к совместному заседанию Госсовета и Совета по нацпроектам провел с 11 по 23 декабря опрос россиян «Что в наибольшей степени влияет на качество Вашей жизни?». Люди могли выбрать несколько вариантов ответа из списка показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 г. Респонденты указали, что больше всего на качество их жизни влияют доступность медицинской помощи (69,5%), личные доходы (68%) и жилищные условия (51,5%). По репрезентативной выборке через приложение «Народный контроль» опрошено 5,2 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет.
На портале «Народный контроль» проводится опрос об эффективности мер поддержки самозанятых и потерявших работу из-за введения ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса. Роструд разместил баннеры с ссылками на опрос ОНФ на своем официальном сайте rostrud.gov.ru, а также на главной странице портала Онлайнинспекция.рф в блоке «Актуально».
Народный фронт выступает за системное решение проблемы кадрового дефицита, который может негативно отразиться на исполнении национальных проектов в образовании, демографии и здравоохранении.
Промежуточные результаты опроса «Улучшение жилищных условий граждан», проводимого на портале ОНФ «Народный контроль» (с 30 июня по 10 июля 2020 г.), показывают, что 51,5% респондентов, планирующих улучшить жилищные условия (таковых 73,5% из опрошенных), хотели бы сделать это путем переезда в частный дом. Лишь 5,7% опрошенных ответили, что их в принципе не привлекает образ жизни в частном доме.