Что такое нартекс в храме

Нартекс

Смотреть что такое «Нартекс» в других словарях:

Нартекс — (позднегреч. narthex), нарфик, притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. (Источник: «Популярная … Художественная энциклопедия

НАРТЕКС — (греч.). 1) стебель зонтичного растения Ferula communis. 2) шина для сращения сломанной ножной кости. 3) в архитектуре: наружная пристройка в базиликах. 4) притвор в храме, место для оглашенных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

нартекс — притвор, нарфик Словарь русских синонимов. нартекс сущ., кол во синонимов: 2 • нарфик (1) • притвор … Словарь синонимов

НАРТЕКС — (позднегреческое narthex), притвор, помещение с западной стороны христианского храма, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм … Современная энциклопедия

НАРТЕКС — (позднегреч. narthex) притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении … Большой Энциклопедический словарь

Нартекс — (narJhV) в древнехристианских храмах (базиликах) притвор,род сеней при входе в храм, в которых при богослужении стоялиоглашенные, воссоединяемые с церковью, кающиеся и бесноватые … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

нартекс — Входное помещение в виде закрытой галереи или открытого портика в раннехристианском храме, куда допускались лица, не имевшие права входить внутрь храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики… … Справочник технического переводчика

Нартекс — (позднегреческое – narthex), притвор, помещение с западной стороны христианского храма, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

нартекс — (позднегреч. nárthēx), притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении. * * * НАРТЕКС НАРТЕКС (позднегреч. narthex), притвор в западной части христианского… … Энциклопедический словарь

Нартекс — нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной Н. внешний (экзонартекс) и внутренний. Н. предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь… … Большая советская энциклопедия

Источник

НАРТЕКС

Нартекс (гр. νάρθξ) — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.

Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.

В IV-VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы.

Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.

В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.

Источник

Храм и его устройство

Что такое нартекс в храме. Смотреть фото Что такое нартекс в храме. Смотреть картинку Что такое нартекс в храме. Картинка про Что такое нартекс в храме. Фото Что такое нартекс в храме

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

Зачем в храме нужен притвор

Андрей Анисимов о церковной архитектуре

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Что такое нартекс в храме. Смотреть фото Что такое нартекс в храме. Смотреть картинку Что такое нартекс в храме. Картинка про Что такое нартекс в храме. Фото Что такое нартекс в храме

Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов».

Притвор в современном русском храме — это чаще всего, то место, где люди могут написать записки, оставить верхнюю одежду, где висит доска объявлений, место, где можно просто пообщаться. К сожалению, мы почти забыли, что на самом деле притвор в храме — это особое место. Притвор — образ земли, образ покаяния. Поэтому его чаще всего делали низким, с малым количеством окон. Это место, где может проходить исповедь, по древнему обряду там кладутся входные земные поклоны. Это место оставления земной жизни. Кроме всего сказанного есть еще одно: там находились оглашенные — те люди, которые только готовились принять крещение. Сейчас все это нивелировалось, как таковых оглашенных, которые ходили в храм по полгода, прежде чем креститься, у нас нет, все стало не так жестко. Но, к примеру, в греческих храмах притвор до сих пор играет важную роль. У них притвор — это часть храма, которая соизмерима с самим храмом. Например, на Афоне службы начинаются в притворе. Там читаются часы, затем отодвигаются завесы, открываются двери, и все — монахи и прихожане — входят в храм. Они оставляют все земное, «всякое житейское попечение» и тогда начинается Литургия. Хорошо бы и нам обратить внимание на греческие традиции и возродить свои.

Что такое нартекс в храме. Смотреть фото Что такое нартекс в храме. Смотреть картинку Что такое нартекс в храме. Картинка про Что такое нартекс в храме. Фото Что такое нартекс в храмеФото свящ. Константина Пархоменко

Источник

Нартекс (архитектура) происхождение, особенности, палеохристианская, романская

притвор или портик атриума, в соответствии с архитектурой раннехристианских и романских церквей, называется крытым вестибюлем между атриумом и храмом, пространство которого предназначалось для тех покаявшихся христиан и катехуменов (людей, которые готовились стать частью веры Christian).

Аналогично, это пространство привело к формированию других моделей, которые рассматриваются как вариации упомянутой структуры, таких как открытый экзонартекс, и сонартекс, рассматриваемый как вторая часть нартекса, который также рассматривался как своего рода коридор..

Что такое нартекс в храме. Смотреть фото Что такое нартекс в храме. Смотреть картинку Что такое нартекс в храме. Картинка про Что такое нартекс в храме. Фото Что такое нартекс в храме

По мнению некоторых специалистов, эти корпуса были первыми сооружениями, которые были возведены для того, чтобы собрать последователей и других последователей христианской веры. Стоит отметить, что эти функции изменились с течением времени благодаря распространению религии.

Что касается его воспроизводства, то оно менялось из-за влияния новых архитектурных течений с Запада..

источник

Нартекс был сооружением, возникшим в связи с раннехристианской архитектурой в III веке. В этот период были созданы первые места для встречи практикующих веры, в разгар христианского преследования..

В то время это пространство, внешне похожее на вестибюль, объединяло тех, кто не был принят остальной частью собрания: епископов, прокаженных, евреев и кающихся..

Согласно некоторым специалистам и историческим записям, было два типа нартекса: один из внешних символов, называемый экзонертекс, и другой интерьер, известный как эзонартекс. Они, в свою очередь, были отделены атриумом, местом, служившим для отделения церкви от внешней.

Нартекс и его связь с базиликами:

Точно так же было обычным делом находить фонтан во дворах, чтобы христиане могли мыть руки. Некоторые источники идентифицируют это как первые проявления святых груд воды.

Из-за особенностей этих корпусов их называли «базиликами», номенклатура которых сохраняется и сегодня, за исключением некоторых различий, связанных с тем, что некоторые из пространств, построенных в свое время, изменились с течением времени..

Хотя изначально нартекс был местом для кающихся, его имя как таковое также изменилось и стало называться «вестибюлем» и / или «крыльцом».

черты

Некоторые важные особенности этих пространств могут быть выделены:

-Его появление датируется XVIII в. И считается, что они были построены до XIII в..

-В общих чертах, это был отдельный неф от церкви, чтобы сконцентрировать катехуменов и других верующих, которые не были приняты остальными верующими..

-Существовали два типа нартекса: внутренняя или внешняя, и наружная, последняя также уступила место патио..

-Наружный нартекс использовался как своего рода «проход испытания», чтобы впоследствии стать кладбищем. Что касается внутреннего нартекса, он стал использоваться как место для женщин и других важных фигур общества..

-Подавляющее большинство нартексов были связаны атриумом или внутренними дворами, которые отделяли церкви снаружи.

-Конструкция нартекса претерпела ряд важных изменений, в основном из-за влияния различных архитектурных движений. На самом деле, говорят, что он полностью исчез во время развития готики.

-В настоящее время можно найти некоторые примеры таких сооружений в средневековых аббатствах, таких как расположенные в Клюни и Везелай, или в византийской церкви Сан-Сальвадор в Хоре, Стамбул.

-В соответствии с этимологией его название переводится буквально как «гигантский фенхель», в то время как в современном греческом его значение означает «входное крыльцо в церковь»..

Ранний христианин

По мнению некоторых историков, этот этап имел решающее значение для развития первых христианских сооружений. Несмотря на свое рождение в Египте и Сирии, этот тип архитектуры был поглощен Западом.

В результате вышесказанного важно выделить ряд аспектов:

-Они были прямоугольной формы.

-Пространства были разделены продольно и с помощью колонн.

-Чтобы получить доступ к храму, необходимо было пересечь атриум, а затем добраться до нартекса и, следовательно, других пространств, распределенных в базилике..

-Распределение соответствовало намерению сделать верный взгляд в сторону центральной части, где совершалась литургия.

-Экстерьер был трезвым, а интерьер подчеркивался богатством украшений.

-Они были первыми вольерами, которые предусматривали размещение склепов и мавзолеев для важных религиозных деятелей.

романский

Эта архитектура стала проявляться в позднем средневековье (с XI по S.XIII) и характеризовалась главным образом сочетанием византийских и раннехристианских компонентов с кельтским и германским стилями..

В отличие от предыдущего стиля, в этом больше внимания уделяется внешнему убранству, чья грубость улучшалась с течением времени. Также основные здания были построены во Франции и Испании.

Также важно отметить, что использование нартекса кардинально изменилось, поскольку оно предназначалось для празднования ритуалов или предназначалось для важных деятелей средневекового общества..

исчезновение

С наступлением Готического времени перехода к Ренессансу фигура нартекса полностью исчезла, поскольку место, отведенное для оглашенных, было ликвидировано, и потому что не было необходимости выделять определенное пространство, которое уже стало известно как «Вестибюль» или «крыльцо».

Фактически, в некоторых документах того времени считается, что нартекс является своего рода расширенным портиком и каким-то образом связан с внутренним двориком..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *